Публикации > Просмотр публикации
Рафаэль Хакимов: О самосознании и опасности фашизма

В гостиной у редакции «Молодежки» побывал советник Президента РТ, директор Института истории имени Марджани Рафаэль Хакимов. Беседу вел Рамиль КАДЫРОВ. Спектр обсуждаемых тем оказался весьма обширным: от опасных процессов в молодежной среде и до развития духовности татарского народа.

- В последние годы различные политические силы как в России, так и в странах СНГ, делают ставку на молодежь. Каково сегодня ее влияние на политическую ситуацию?

- У меня двойственное отношение. С одной стороны, в истории были такие серьезные организации, как комсомол. Бывшие комсомольцы, аппаратные работники до сих пор занимаютпосты в правительствах, представляют крупный бизнес и по-прежнему поддерживают друг друга. С другой стороны, в последние годы аналогий я не вижу, хотя каждая партия пытается найти опору в молодежи. У меня в этом плане только один опыт – «Татарстан-Новый век». И в вашей газете проводились семинары для молодых журналистов, где я откровенно рассказывал им, что происходит в политике. Если партия хочет существовать и дальше и ищет не только электоральную опору, а резерв энергии, способностей, новых лидеров, она будет на молодежь опираться. Для моей 17-летней дочери советское время – история, ее сверстники отличаются от нашего поколения, демократия для них - норма, они не знают, что такое тоталитарный строй. В Татарстане есть еще одна особенность – молодежь впитала идеи суверенитета и ощущает себя жителями республики.

- По России участились экстремистские выступления скинхедов, сторонников РНЕ. Последнее массовое выступление было осенью в Москве. В Казани изредка появляются их листовки. Насколько опасна такая тенденция?

- Это более чем серьезно. Лет 10 назад у Севастьянова вышла книга, называвшаяся «Русский национал-социализм». Он описал там якобы чистенький и рафинированный национал-фашизм. Теперь эти идеи начинают воплощаться. Только в Москве национал–фашистов больше 5 тысяч. Логика скинхедов очень проста – сначала бить евреев и кавказцев, потом – представителей других национальностей, а в конце они начинают бить своих, тех, кто не брит и не одет в форму, и такое уже было. Начинается это, возможно, «несерьезно», но фашизм есть фашизм. Он не бывает мягким и либеральным и в любом случае заканчивается концлагерями. Всеми силами нужно ограждаться от фашизма, а в некоторых регионах этого явления как бы не замечают. Именно для России идеи фашизма опасны тем, что число эмигрантов постоянно увеличивается. Демографическая ситуация в России такова, что если каждый год не будут приезжать до миллиона мигрантов – а это фантастическая цифра – экономика не сможет развиваться. На семьсот тысяч каждый год уменьшается население, а значит, терпимость к представителям других рас и наций должна стать основой.

- А в Татарстане насколько велика угроза фашизма?

- Я думаю, пока здесь существуют отдельные неорганизованные группы, хотя я знаю, что попытки проникнуть сюда и устроить мелкие взрывы со стороны скинхедов были. И это надо любым способом пресекать. Радикализм нельзя поощрять ни в какой форме, будь то национализм, шовинизм, ваххабизм или фашизм.

- Структура «Молодой гвардии», пришедшая на смену «Молодежному единству» - некое подобие военного принципа, - есть командиры, комиссары. Насколько это удачная идея?

- Если структура военная, то она уже не является партийной, это нужно понимать. Ее легко мобилизовать в случае угрозы «оранжевых революций». Ну, уйдет часть ребят из РНЕ, а чем это лучше? Раз возникнув в такой форме, организация будет развиваться так и дальше. Моя душа не принимаеттаких военизированных организаций. В Татарстане никогда не использовались такие приемы. А молодежь надо объединять через демократические формы –агитацию, СМИ, выборы, конференции, но не маршировать. Фашизм в Германии тоже начинался с шествий …

- Татарстан - регион, к которому достаточный интерес выражает Запад. Появляются новые фонды, неправительственные организации, несущие свою идеологию. Не грозит ли республике стать дестабилизирующим фактором для России?

- Основа революций - не сепаратизм, а борьба за власть внутри клановой группы. В стране экономика слишком тесно связана с властью. Набирает силу олигархический капитал, и рано или поздно возникает вопрос преемника. Ходорковский же сидит – это явный признак. Абрамович умно поступил – вывез все капиталы и спокойно губернаторствует у себя на Чукотке. У него свой самолет – надо будет – быстренько улетит на Аляску. В республике актуальны другие вопросы - нам главное сохранить статус и пространство двуязычной культуры.

- А какова судьба нового договора о разграничении полномочий?

- Сейчас договор находится на подписании у Владимира Путина. Мы свою часть проделали.

- В этом году исполняется 10 лет Институту истории…

- Практически 9, некоторое время занял организационный период, так что официально юбилей мы будем отмечать в следующем году.

- Чего удалось добиться за этот период?

-У всех на слуху тысячелетие Казани,эту дату удалось установить нашим ученым. Кроме того, мы начали фундаментальный труд, который станет хребтом Института истории – это семитомная история татар. Первый том вышел, второй – в типографии, третий – на подходе. Вышел атлас «Тартарика». Это фактически вся Евразия, с гуннского периода по современность, в картах. Старинные карты мы ищем по всему миру - в архивах Ватикана, Венеции, Генуи. Сейчас мы дорабатываем атлас, это будет солидное, дорогое издание. Так же мы закончили шеститомный этнографический атлас. Кроме татар, сведения стариков о быте, костюмах, украшениях, жилье, обрядах, праздниках успели записать только русские, прибалты и украинцы. Остальные эти сведения утеряли, какие - то крупицы остались только в отдаленных уголках, например, в горном Алтае. Помимо традиционных раскопок в Казани, Булгарах, Суваре началась работа в перспективном ареале камского водохранилища. Там огромное количество памятников, причем такого уровня, что они могут повлиять на понимание процессов в Восточной Европе в целом. Есть у нас планы начать раскопки в Горноалтайске. Этот регион был кузницей древних цивилизаций, там невероятное количество курганов, огромный тюркский пласт. В последние годы Алтай не пускает пришлых археологов, но нам удалось договориться о совместной экспедиции. Еще одно важное направление – 15 томов богословской мысли джадидов, два из них уже вышли, которые смогут повлиять на богословие в исламском мире.

- Каково отношение московских научных учреждений к изысканиям вашего института, ведь татары – вторая нация в России, и без нее не сформировалась бы в нынешнем виде и русская нация.

- К счастью,тех, кто относится негативно, меньшинство. Мы стараемся публиковать не только выводы, но и фрагменты источников, касающихся нашей истории, специально делаем новые переводы, чтобы желающие могли сопоставить свои суждения. В результате такого подхода у нас появилось много сторонников. Нам удалось наладитьхорошие связи со специалистами по всей России и даже в мире. Я исходил из той посылки, что писать о чем-то должен самый выдающийся специалист в этой области. К Эдварду Кинану, выдающемуся американскому историку, я ездил два раза, чтобы он только одну статью написал.

- Как планируется отметить 10-летие Института истории?

- Планы большие. Так, надеемся собрать археологов Евразии и осмыслить общий пласт материалов. Уже в этом году, возможно, удастся открыть в Казанском кремле музей государственности, а в следующем - музей археологии. У нас хранится 400 тысяч экспонатов – только в Национальном музее больше. Есть мысль для этих целей использовать две башни с фрагментом стены, чтобы туристы могли подниматься на нее. Еще один замысел на будущее - превратить институт в определенной степени в виртуальный. Не всем ученым есть необходимость работать в кабинете, вполне можно на домашнем компьютере, соединяясь через интернет. Таким образом мы уже работаем со многими учеными из других регионов и филиалом нашего института в Саратове.

- Как удается осуществлять такие крупные проекты, ведь известно, что финансовое положение науки оставляет желать лучшего?

- После того, как вышел ряд фундаментальных книг, бизнесмены сами начали предлагать помощь. Все расходы на «Тартарику» – больше чем годовой объем финансирования нашего института. Всего же за прошлый год мы издали 50 книг. Из бюджета на эти цели получили 66 тысяч, которых хватит разве что опубликовать аспирантскую работу. Шесть отделов института находятся на бюджетном финансировании, а еще столько же, плюс типография - на хозрасчете. В Академии наук РТ, по-моему, нет таких примеров. Нельзя, чтобы ученый был нищим, и для него выход не бегать по лекциям, нужно заниматься крупными проектами, грантами. Я сам, как директор института, работая на полставки, получаю 1400 рублей в месяц.

- Каково, по-вашему, значение популяризации истории для молодежи?

- Сейчас недостаточно литературы по истории татар для детей, подростков. Богатейший материал собран, а авторов, которые могут писать для них, нет. Недостаточное значение придается роли Золотой Орды в учебниках истории. А главное, нужно пересматривать подход к татарской истории как к хронике, а рассматривать ее в разрезе мировой истории. Недавно мы закончили книгу на английском языке, посвященную истории татар. Готовим русский вариант. Такой взгляд меняет мышление и очень важен для наших детей, для понимания того, что ты и твои предки включены в мировую цивилизацию.

Газета "Молодежь Татарстана", 17 февраля 2006 г.