Публикации > Просмотр публикации
Резолюция IV Всероссийского съезда учителей татарского языка и работников образовательных учреждений с татарским этнокультурным компонентом содержания образования
Заслушав и обсудив доклады и выступления на IV Всероссийском съезде делегаты единодушно отмечают -
Анализ результатов опыта создания условий развития языков народов, проживающих в Республике Татарстан, позволяет установить ряд позитивных и перспективных тенденций, связанных с возрастанием места и роли системы образования в развитии духовной культуры полиэтнического общества. Государственное двуязычие, развитие общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения и других учебных заведений (русские, татарские, чувашские, мордовские, марийские, удмуртские, еврейские и др.), осуществление диаспорных связей с регионами Российской Федерации – результат успешной образовательной, в том числе и языковой политики Республики Татарстан. Особый смысл в этой связи приобретает опора на этнокультурный фактор, как базы совершенствования системы непрерывного развития личности граждан России нового поколения, возрождения авторитета нашего Отечества.
Конституция Российской Федерации, «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация прав человека» гарантируют право каждого человека, принадлежащего к этническим и языковым меньшинствам или к коренному населению, пользоваться своей культурой и языком, получать образование на родном языке, знать и изучать родной язык и литературу как учебный предмет.
Развитие языков народов России обеспечивает выход на принципиально новый уровень, превращая его в широкую международную инициативу, реализация которой будет способствовать сохранению и развитию культурного разнообразия мира, утверждению в нем новой парадигмы отношений между народами, культурами и цивилизациями. Выработка системы поддержки и развития культур народов Российской Федерации средствами образования обеспечивает эффективное развитие в направлении, совпадающем с общим движением мировой цивилизации, при полном сохранении собственной самобытности.
IV Всероссийский съезд учителей татарского языка и работников образовательных учреждений с татарским этнокультурным компонентом содержания образования рекомендует:
1. Организовать комплексное изучение всех актуальных и перспективных потребностей соотечественников, проживающих за пределами республики и страны, создать информационный банк о количественных и качественных параметрах состояния национального образования в регионах компактного проживания народов Российской Федерации.
2. Усилить работу по кадровому обеспечению образовательных учреждений регионов (осуществление курсовой подготовки и переподготовки учителей национальных школ, организация выездных курсов, семинаров, конференций, подготовка специалистов в вузах и учреждениях среднего профессионального образования, организация подготовительных курсов при педвузах для абитуриентов из регионов).
3. В целях повышения эффективности кадрового обеспечения регионов реализовать дистанционную систему подготовки -и повышения квалификации педагогических кадров.
4. Оказывать татарским дошкольным образовательным учреждениям и школам, функционирующим за пределами Республики Татарстан, регулярную учебно-методическую помощь и помощь в обеспечении учебниками по татарскому языку, учебными пособиями, хрестоматиями по ряду учебных предметов, в обеспечении их электронными учебниками по татарскому языку.
5. Разработать учебники по татарскому языку для татарских школ регионов РФ с последующим утверждением и получением грифа «МОиН РФ». Просить Министерство образования и науки Российской Федерации включить эти учебники в федеральный перечень учебников.
6. Просить Министерство образования и науки Российской Федерации создать в данном ведомстве отдел национальной политики (или отдел общеобразовательных учреждений с родным (неродным) языком обучения).
7. Совместно с регионами РФ организовать работу по:
- выделению часов на изучение татарского языка и литературы в учебных планах татарских школ регионов РФ;
- открытию в областных центрах, крупных городах России ДОУ и школ с татарским этнокультурным компонентом.
8. В национальных школах внедрять новые педагогические и управленческие технологии, современные компьютерные и мультимедийные средства, развивать общественно-государственную систему управления.
9. Укрепить нормативно-правовую и финансовую базу реализации Соглашений в области образования между регионами.
Заслушав и обсудив доклады и выступления на IV Всероссийском съезде делегаты единодушно отмечают -
Анализ результатов опыта создания условий развития языков народов, проживающих в Республике Татарстан, позволяет установить ряд позитивных и перспективных тенденций, связанных с возрастанием места и роли системы образования в развитии духовной культуры полиэтнического общества. Государственное двуязычие, развитие общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения и других учебных заведений (русские, татарские, чувашские, мордовские, марийские, удмуртские, еврейские и др.), осуществление диаспорных связей с регионами Российской Федерации – результат успешной образовательной, в том числе и языковой политики Республики Татарстан. Особый смысл в этой связи приобретает опора на этнокультурный фактор, как базы совершенствования системы непрерывного развития личности граждан России нового поколения, возрождения авторитета нашего Отечества.
Конституция Российской Федерации, «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация прав человека» гарантируют право каждого человека, принадлежащего к этническим и языковым меньшинствам или к коренному населению, пользоваться своей культурой и языком, получать образование на родном языке, знать и изучать родной язык и литературу как учебный предмет.
Развитие языков народов России обеспечивает выход на принципиально новый уровень, превращая его в широкую международную инициативу, реализация которой будет способствовать сохранению и развитию культурного разнообразия мира, утверждению в нем новой парадигмы отношений между народами, культурами и цивилизациями. Выработка системы поддержки и развития культур народов Российской Федерации средствами образования обеспечивает эффективное развитие в направлении, совпадающем с общим движением мировой цивилизации, при полном сохранении собственной самобытности.
IV Всероссийский съезд учителей татарского языка и работников образовательных учреждений с татарским этнокультурным компонентом содержания образования рекомендует:
1. Организовать комплексное изучение всех актуальных и перспективных потребностей соотечественников, проживающих за пределами республики и страны, создать информационный банк о количественных и качественных параметрах состояния национального образования в регионах компактного проживания народов Российской Федерации.
2. Усилить работу по кадровому обеспечению образовательных учреждений регионов (осуществление курсовой подготовки и переподготовки учителей национальных школ, организация выездных курсов, семинаров, конференций, подготовка специалистов в вузах и учреждениях среднего профессионального образования, организация подготовительных курсов при педвузах для абитуриентов из регионов).
3. В целях повышения эффективности кадрового обеспечения регионов реализовать дистанционную систему подготовки -и повышения квалификации педагогических кадров.
4. Оказывать татарским дошкольным образовательным учреждениям и школам, функционирующим за пределами Республики Татарстан, регулярную учебно-методическую помощь и помощь в обеспечении учебниками по татарскому языку, учебными пособиями, хрестоматиями по ряду учебных предметов, в обеспечении их электронными учебниками по татарскому языку.
5. Разработать учебники по татарскому языку для татарских школ регионов РФ с последующим утверждением и получением грифа «МОиН РФ». Просить Министерство образования и науки Российской Федерации включить эти учебники в федеральный перечень учебников.
6. Просить Министерство образования и науки Российской Федерации создать в данном ведомстве отдел национальной политики (или отдел общеобразовательных учреждений с родным (неродным) языком обучения).
7. Совместно с регионами РФ организовать работу по:
- выделению часов на изучение татарского языка и литературы в учебных планах татарских школ регионов РФ;
- открытию в областных центрах, крупных городах России ДОУ и школ с татарским этнокультурным компонентом.
8. В национальных школах внедрять новые педагогические и управленческие технологии, современные компьютерные и мультимедийные средства, развивать общественно-государственную систему управления.
9. Укрепить нормативно-правовую и финансовую базу реализации Соглашений в области образования между регионами.
Информация предоставлена Пресс-службой Министерства образования и науки Республики Татарстан, 28 марта 2006 г.