Публикации > Просмотр публикации
Всероссийский мусульманский союз

О зарождении политической жизни мусульман

Российская империя складывалась как многонациональное и поликонфессиональное государство, поэтому в начале XIX века, в 1810 году при Министерстве внутренних дел был создан Департамент духовных дел иностранных исповеданий, как орган управления и контроля духовной и светской жизни инородцев и иноверцев. По насыщенности событиями XX век в истории России - уникальное явление. Сплошная эпоха перемен, чередование горя и несчастий с восторгом радужных надежд.

В начале XX века в Петербурге обосновался молодой, прекрасно образованный человек - Муса Яруллович Бигеев (Биги). Он окунулся в бурную жизнь периода революционных реформ 1905 года, который царские чиновники называли периодом "политической смуты".

Получив серьезное богословское образование за границей, Муса Биги становится вольнослушателем юридического факультета Петербургского Императорского университета. Пройдет несколько лет, и в периодической печати начнут все чаще встречаться статьи за подписью Мусы Джаруллы, а брошюры и книги этого автора станут знаковыми в мусульманском мире. В 1906 году в Петербурге, в типографии К.С.Антоколького (Загородный пр., 34) вышла в свет брошюра "Устав Всероссийского мусульманского союза", которая была подготовленная к печати М.Бигеевым. Во вступительной статье "Начало движении Российских мусульман" он в мельчайших подробностях восстановил ход событий. Надеемся, что узнать об этом будет интересно и современному читателю. Вашему вниманию предлагаем выдержки из этой статьи с некоторыми пояснениями.

Подготовка к движению

"В конце прошлого столетия (имеется в виду XIX век) население России было недовольно положением России. Старый режим привел страну в крайне тяжелое состояние. Население ее приблизилось до крайних пределов нищеты, а расходы правительства день ото дня увеличивались, государство приходило к упадку.

Во всех слоях населения России пробудилось сознание найти выход из этого положения. Русско-японская война очень повлияла на это. Всюду стало замечаться брожение. В это время и наши мусульмане были готовы к движению. 8 августа 1904 года Абдуррашид эфенди Ибрагимов был в Константинополе арестован по распоряжению Русского правительства. 12-го августа он был препровожден в Одессу. Весть об аресте быстро распространилась по всей России; благодаря материальной и моральной поддержке друзей августа 21 дня Ибрагимов был выпущен из тюрьмы. Время это было разгаром всевозможных реформ и освободительного движения. В первых числах сентября месяца Абдуррашид эфенди прибыл в Петербург. Здесь он сошелся с главными руководителями движения. Получил сведения о мнении Министра внутренних дел Святополк-Мирского об освободительном движении. В сентябре 20 дня он виделся в Москве с известным г. Стаховичем ("Стахович Михаил Александрович - русский политический деятель. В 1900 г. произнес речь на миссионерском съезде в защиту свободы совести, которая сделала его имя известным всей России. В 1904 г. выступил с сильной статьей по поводу избиения полицией ни в чем неповинного мусульманина-сатра. В 1905 г. был одним из деятельных организаторов "Союза 17 октября". Выбирался в 1-ую и 2-ую Государственную Думу." - из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона), и, после долгого совещания о необходимости мусульманам России принять участие во всеобщем движении, получил 1 экземпляр доклада земских деятелей о реформе государственных нужд России. А.Ибрагимов, памятуя о том, что и мусульманам в вопросах касающихся непосредственно их тоже следует принять участие в этом движении, начинает думать о поездке в среду мусульман России».

В начале октября А.Ибрагимов отправляется в Казань, где встречается с молодыми писателями, с которыми обсуждает создание всеобщего движения мусульман. Затем отправляется в Вятку, там этот вопрос обсуждает с братьями Абдуллой и Губедуллой Бобинскими. Далее едет в Троицк (Оренбургской губернии), где знакомится с мнениями местных мусульманских представителей. Везде, где он бывал, А.Ибрагимов встречал готовность к всякого рода движению во благо ислама. После общения с Ахтямовым в Уфе было предложено устроить во время ярмарки в Мезеленске собрание.

Желая эту мысль распространить, 20 ноября А.Ибрагимов пишет подробное письмо В.Яушеву и братьям Бобинским. 26 ноября пишет Ш.Шафигуллину, 28 ноября - Ш.Хальфину и А.Альбаруди, Г.Камалетдинову. С.Аитову отправляет копию из доклада съезда земских деятелей. Затем едет в Сибирь. В Петропавловске устраивает несколько собраний, где были высказаны различные мнения. В конце концов, постановили отправить прошение на имя Председателя комитета министров Витте. Благодаря старанию ахуна Яушева, оно было составлено и в начале января препровождено Витте.

В середине января А.Ибрагимов снова возвращается в Казань. Благодаря деятельному участию Юсуф эфенди Акчурина, было устроено совещательное собрание, где назвали лиц, которые должны поехать в Петербург. На одном из собраний у Ю.Акчурина было решено призвать к участию в этом деле Крым и Кавказ. Ю.Акчурин отправил письмо Исмаил-мурзе Гаспринскому, а А.Ибрагимов - А.Топчибашеву, в них выражалась просьба в феврале быть в Петербурге. Однако времени оставалось мало, не было возможности в такой короткий срок собрать всех мусульман, поэтому вышло так, что когда прибыли из Казани, еще не приехали кавказцы, когда прибыли последние - не было крымцев. Одни приезжали, другие - уезжали. В то время, когда представители Кавказа были в Петербурге, было получено известие о том, что муфтий Султанов созывает в апреле в Уфе совещание духовенства. Получив это известие, Топчибашев возбудил вопрос о посылке из Петербурга особых представителей на это совещание, но, под предлогом, что нет представителей из Крыма. Из Петербурга не было послано никого.

Первые мусульманские съезды

8 апреля на квартире А.Ибрагимова собрались кавказские представители, признав, что мусульманам России необходимо действовать солидарно. Было постановлено созвать всеобщий мусульманский съезд. В то время как собрались писать об этом Гаспринскому, от последнего была получена телеграмма с извещением о выезде в Петербург крымских мусульман. Представители Крыма согласились с общим постановлением. Первый всеобщий съезд мусульман нашли удобным устроить в Нижнем Новгороде.

Хотя предполагалось, что местные власти не допустят его проведения, в середине августа со всех концов России в город стали съезжаться мусульмане. Приехали из Крыма, Кавказа, Казани, Урала, Туркестана и Сибири. После того, как в течение нескольких дней обсуждали политические, религиозные и светские нужды, мусульмане приняли единогласно устав для предстоящих действий. «Съезд в Нижнем в истории мусульман явился первым плодотворным съездом. И вот таким образом движение и объединение мусульман и получило свое начало", - писал Муса Бигеев. Далее в брошюре приводится резолюция съезда, проходившего 15 августа 1905 года на пароходе "Густав Струве". На этой встрече обсуждалось "современное положение Русского государства, а также мусульманские вопросы", в решении которых предлагалось быть солидарными.

На второй всеобщий съезд мусульман, проходивший с 13 по 23 января 1906 года в Петербурге, съехались со всех концов России. Он проходил нелегально, по какому адресу могли собраться более 100 делегатов можно только предполагать. В 1906 году молельни (в съемных квартирах) 1-го магометанского прихода и 1-го военного магометанского прихода располагались на соседних улицах, не далеко находились и квартира, в которой собирались члены Благотворительного мусульманского общества и типография Антокольского. Этот район старого Петербурга, в котором в то время жили А.Ибрагимов и М.Бигеев, называется Пять углов - одним из мест компактного проживания татар он оставался до 1960-х годов.

Устав Всероссийского мусульманского союза

"На основании Манифеста 17 октября прошлого года (Манифест 17 октября 1905 г., в котором были обещаны "незыблемые основы гражданской свободы на началах свободы совести, слова, собраний и союзов" - из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона), - писал М.Бигеев далее, – и Указа от 12 декабря, мусульмане, собравшись в Петербурге, в столице Государя, постановили обсудить свои нужды, в особенности религиозные. Также предполагалось обсудить взгляды мусульман на Государственную Думу.

Ввиду того, что каждой народности правительство разрешило съезжаться и обсуждать свои интересы, мусульмане обратились, было, за разрешением, но получили решительный отказ. Считая этот отказ правительства несправедливым, мусульмане постановили принять устав, отработанный в собрании от 13 по 23 января 1906 года. Устав этот предлагает мусульманам образовать одну политическую партию и действовать теперь, а также в будущем, как одна организация. Съезд, принимая во внимание желание съехавшихся представителей и, имея в виду, близость выборов, находит наилучшим для мусульман присоединиться к конституционно-демократической партии. Вместе с этим, мусульманские представители постановили приложить усилие к тому, чтобы в Думе число членов из мусульман соответствовало бы количеству вообще". Устав "Всероссийского мусульманского союза", составленный редактором газет "Хаят" и " Каспий" А.Топчибашевым (г. Баку), состоял из 23 пунктов.

Губернии России, населенные мусульманами, подразделялись в принятом Уставе на 16 районов с центрами в Баку, Симферополе, Петербурге, Минске, Астрахани, Казани, Уфе, Оренбурге, Ташкенте, Иркутске, Уральске, Омске, Семипалатинске, Верном (Алма-Ата до 1921 г.), Петропавловске, Ашхабаде. С учреждениями порайонных собраний, каждое собрание должно было иметь свой фонд, в который каждый член вносил бы взнос от 5 коп. до 5 руб. Председатель собрания должен был составить программу заседаний. Ежегодно 15 августа предлагалось созывать всеобщий съезд, который сам определял бы место проведения следующего съезда. На них "дозволялось прочитывать научные, исторические и т.п. доклады" и т.д. За деятельностью мусульман внимательно следили чиновники Департамента духовных дел иностранных исповеданий.

Спустя десять лет после описанных выше событий, в июне 1916 г., ими была составлена справка, в которой говорилось, что деятельность "Всероссийского мусульманского союза" не получила развития отчасти вследствие принятых правительством мер, отчасти вследствие неподготовленности мусульманских масс к восприятию идей мусульманского союза". Отмечалось также, что на совещании членов мусульманского союза было решено при центральном комитете создать особое бюро, в состав которого вошли член 1-ой Государственной Думы Топчибашев, казанский мулла Апанаев, издатель газеты "Ульфак" Ибрагимов и приглашался вольнослушатель Петербургского университета М.Бигеев. Бюро должно было работать в Петербурге. Целью "союза" была идея национального самоопределения и защита прав мусульман.

"Всероссийский союз мусульман" или, правильнее сказать, отдельные его члены явились лишь зачатками зарождения политической организации мусульман", - было написано в заключении. Впереди россиян ждали Первая мировая война 1914 г., события Февральской и Октябрьской революций 1917 года, далее Гражданская война и создание Советского государства.

Мусса Бигеев

Был период в нашей истории, когда имя Мусы Бигеева было предано забвению, как ученый-богослов, официально он был вычеркнут из памяти народной. Лишь изредка в специальной литературе в искаженном виде мелькала его фамилия.

Но в Ленинграде старики-татары помнили его. В узком кругу мусульманских застолий, а каждая семья стремилась, хотя бы один раз в год в своем доме провести " маджалис", приглашая, в первую очередь, пожилых уважаемых людей: родственников, соседей, односельчан, непременно речь на них заходила о мулле Мусе, служившем в Соборной мечети до ноября 1923 года. В 1970-ые годы он оставался человеком-легендой, старики через годы испытаний пронесли в памяти его проповеди и пересказывали их.

Здесь будет уместным дать разъяснение о причинах современного искажения в написании фамилии М. Бигеева и разночтении его биографии. В дальнейшем это еще больше усложнит работу молодых авторов с архивными документами и приведет к путанице, возможно, кому-нибудь придется доказывать, что проживавший в Петербурге-Петрограде-Ленинграде Муса Бигеев и не значившийся в архивах и адресных справочниках "Весь Петербург" и т.д. Муса Джаруллаh Бигиев - одно и тоже лицо. Он был арестован органами НКВД, члены его семьи тоже были Бигеевы.

В 1914 году неким г. Федотовым в журнале "Исторический вестник" была опубликована статья "Мусульманский Лютер". Автор при ее написании явно пользовался слухами: от татарского Биги фамилия написана Бигиев, а дата и место рождения указаны неверно. Такой вывод подсказывает фраза, что герой его рассказа "ведет замкнутый образ жизни", и это при том, что Бигеев был абсолютно публичным человеком, и на момент написания статьи принимал активное участие в работе очередного мусульманского съезда, проходившего в Петербурге в июне 1914 г. Кто сейчас может что-либо рассказать о г. Федотове, упущение которого стало кочевать из издания в издание?

Летом 1989 года по радио "Азатлык" внук М.Бигеева Мухаммед Тагирджанов случайно услышал рассказ о деде. В декабре 1999 года в Казани турецкие и татарские ученые провели симпозиум памяти М.Биги в связи с 50-летием его кончины. На нем присутствовала и дочь Мусы-эфенди Фатима Мусовна Тагирджанова.

Знаковым событием для 87-летней дочери, внуков и правнуков стала проповедь Председателя Совета муфтиев России Муфтия Равиля Гайнутдина по случаю Курбан-Байрама, произнесенная 10 января 2006 года с минбара Московской соборной мечети, в которой после цитаты из выступления Президента России В.В.Путина была сделана ссылка на труд Мусы Биги. Осталось только правильно написать фамилию.

Краткая справка:
А.Ибрагимов (1857-1944): общественный, политический и религиозный деятель, публицист. В 1885-1890 гг. был имамом в Тобольской губернии, с 1892-1895 гг. - судья-кази Оренбургского Духовного управления, в 1906-1907 гг. - один из организаторов мусульманской партии. Издатель журнала и газет, автор книг по истории распространения ислама и по истории политической жизни татар. С 1921 г. жил в эмиграции, с 1933 г. служил имамом Соборной мечети в Токио. Похоронен А.Ибрагимов в Токио. (Татарский энциклопедический словарь)

Альмира ТАГИРДЖАНОВА,
краевед, Санкт-Петербург


Опубликовано в газете "Татарские новости" N3(140) 2006 г.