Публикации > Просмотр публикации
Рубин Абдуллин: «Мы должны достойно отметить 250-летие со дня рождения Моцарта»

Международный фестиваль «Моцарт в Казани» пройдет в Большом концертном зале им. С.Сайдашева с 13 по 28 апреля. Цикл концертов посвящен 250-летию со дня рождения великого австрийского композитора. Накануне фестиваля в агентстве «Татар-информ» состоялась пресс-конференция с участием ректора Казанской государственной консерватории им.Н.Жиганова Рубина Абдуллина, заслуженного артиста России, художественного руководителя и дирижера Международного музыкального фестиваля «Камерные оркестры Санкт-Петербурга» Ханяфи Чинакаева, дирижера симфонического оркестра Казанской государственной консерватории Тахира Бабаджанова, а также проректора по концертной работе и международным связям консерватории Александра Старикова. Речь шла о том, что ожидает казанских меломанов в дни фестиваля.

Рубин Кабирович, расскажите, пожалуйста, поподробнее о предстоящем фестивале.

Р.А.: Фестиваль проводится в рамках Года Моцарта, который объявлен ЮНЕСКО в честь 250-летия со дня рождения великого австрийского композитора. Моцарт во все времена был символом музыки, творчества и его искусство было таким солнечным, таким оптимистичным, что, наверно, нет человека, который бы не любил творения этого композитора. Тем не менее, у него есть сочинения, которые не столь часто исполняются на сцене. И одна из задач фестиваля – раскрыть палитру Моцарта в камерной, симфонической и ораториальной музыке. В эти дни прозвучит «Реквием» - одно из самых известных сочинений Моцарта и «Коронационная месса», которая будет исполняться в Казани впервые. Безусловно, для такого фестиваля понадобилась основательная подготовка наших учебных коллективов камерного оркестра, симфонического оркестра, наших солистов. Украшением нашего фестиваля станут именитые гости, среди которых Ханяфи Чинакаев - замечательный музыкант из Санкт-Петербурга, а также профессор Санкт-Петербургской консерватории Андрей Казаков и дирижер из Германии Лео Кремер.

Смысл этого фестиваля для музыкантов я вижу в том, что рядом с мастерами студенты, которые сейчас проходят курс обучения, могут приобщиться к высокому стилю Моцарта, к его культуре, гению. Должен сказать, что с большим подъемом работают все коллективы и солисты. Исполнить соло в «Реквиеме» Моцарта – это не просто испытание, это нравственная задача, которая потребует от студентов и аспирантов Казанской консерватории полной самоотдачи и концентрации всех профессиональных данных. Людям сегодня Моцарт нужен и для осмысления собственной роли в жизни, и в обществе, и как некий «остров счастья», на котором можно на мгновение получить жизненные силы, которые нам так необходимы.

Вы известны музыкальной общественности и публике как талантливый органист, порадуете ли вы своих поклонников своим выступлением в эти дни?

Р.А.: В рамках фестиваля состоится четыре концерта - 13, 18, 25 и 28 апреля. Я принимаю участие в концерте с камерным оркестром Казанской консерватории. Мы будем играть пять церковных сонат Моцарта, также я принимаю участие в концерте «Реквием», где обязательна партия органа. Мне очень приятно, что 28 апреля в Казани впервые прозвучит «Коронационная месса», где будет труднейшая вокальная партия, которую готовит сейчас наша молодая солистка Лилия Губайдуллина.

Ханяфи Мивлидинович, специально для этого фестиваля Вы приехали из Санкт-Петербурга. Что значит для Вас Казань?

Х.Ч.: Для меня выступление на открытии фестиваля в честь Моцарта очень почетно. Я приезжаю в Казань не в первый раз по приглашению Рубина Абдуллина. Я участвовал в фестивале органной музыки, который также проходил в столице Татарстана. Удивительно то, что Рубин Кабирович является инициатором первых исполнений многих сочинений великих композиторов в Казани. В числе первых сочинений – концертная симфония Моцарта для гобоя, кларнета, фагота и валторны, которая впервые прозвучит в вашем городе. Это изумительное произведение, необычайно сложное и очень серьезное, достаточно сказать, что оно по времени занимает как симфония целое отделение. Мне будет приятно участвовать в этом концерте с Тахиром Бабаджановым как дирижером этого произведения.

Как вы думаете, достойно ли Россия встречает эту знаменательную дату?

Х.Ч.: Да, безусловно, 250-летие со дня рождения Моцарта отмечается во всем мире. В Санкт-Петербурге этот фестиваль проводится с начала года и очень приятно, что Казань является таким же столичным, культурным городом, как и Санкт-Петербург и Москва. Знаменательно, то, что в Казани проводятся те же фестивали, что и во всем мире. Это значит, что ваш город является такой же культурной столицей, как и многие столицы мира.

Тахир Рустамович, с каким настроением Вы ожидаете фестиваль?

Т.Б.: Как я считаю, это здорово, что такой фестиваль проходит в Казани. Ведь, несмотря на то, что Моцарт очень известный композитор, его произведения не так часто исполняются в обычной концертной жизни. Мне музыка Моцарт, как и многим, очень нравится, хороший композитор, жаль, что он так мало прожил. Хотелось бы отметить, что у нас учебные коллективы работают на очень высоком уровне и это заметно. Они сегодня могут составить конкуренцию любому профессиональному коллективу. К этой акции нужно отнестись как к профессиональной деятельности. Конечно, принять участие в таком фестивале – это честь для любого музыканта. Моцарт – это «лакмусовая бумажка», любой профессионал сможет оценить по достоинству мастерство музыканта при исполнении произведений великого композитора.

Александр Анатольевич, что вы можете добавить к словам своих коллег?

А.С.: Я хочу сказать, что сама идея фестиваля заставляет обращаться к сочинениям, которые редко звучат. Так, на фестивале органной музыки у нас впервые были исполнены «Страсти по Иоанну» и «Рождественская оратория» Баха. Наш студенческий коллектив, действительно, находится на хорошем, профессиональном уровне, ведь эти сочинения требуют очень большой работы. Мне кажется, что мы должны быть рады, что Казанская консерватория обладает возможностью исполнения самых сложных и значимых произведений классической музыки.

В фестивале примет участие дирижер из Германии Лео Кремер. Долго ли его уговаривали принять участие в этом мероприятии?

Р.А.: Уговаривать его не пришлось. Это известный музыкант, который часто бывает в России. Он очень воодушевляется, когда работает с молодыми музыкантами, со студентами, так как чувствует их отдачу. Поэтому каждый раз, когда он приезжает в Казань, высказывает массу комплиментов нашим музыкантам. Когда это происходит после шестичасовой репетиции – это маленькая награда тем, кто ее выдержал. Лео Кремер не считает часов, когда идет работа над каким-то сочинением. Конечно, я придаю большое значение таким фестивалям, так как они объединяют коллектив. Вы знаете, что мы работаем практически в аварийном здании, третьего этажа вообще нет, мы сегодня находимся в очень стесненных условиях, тем более для нас важно проводить такие фестивали вопреки таким условиям, чтобы молодые люди чувствовали смысл своего обучения, общения, чтобы студенты видели высокую цель на казанской сцене. Кстати, «Реквием» также будет исполнен в Набережных Челнах, мы должны опробовать наш транспорт - Правительство республики сделало нам большой подарок в виде автобуса международного класса. Для нас это возможность выступать не только в Казани, но и в других городах России.

Какие планы строит консерватория на будущее?

Р.А.: Нам нужен летний концертный сезон в Казани. Это наше большое упущение, ведь в столицу Татарстана сейчас ездит очень много туристов. Иное представление об историческом городе, если там звучит классическая музыка, бытует концертная культура. Сейчас в качестве соискателей коллектив консерватории подал заявку на грант Президента РТ, мы ждем решения. Год литературы и искусства в Татарстане расширяет наши возможности в культурной жизни Казани. Можно открыть и Летнюю академию музыки в Казани, куда стали бы приглашать известных музыкантов для обучения музыкантов в летнее время. Кроме того, у нас есть задумка делать концерты на открытом воздухе. Главное - у нас есть, что показать и чем гордиться.

Если взять рейтинг консерваторий на постсоветском пространстве, Казанская консерватория на каком месте?

Т.Б.: Я видел, что делается и в ближнем, и дальнем зарубежье. Мне кажется, что по рейтингу, наверно, Московская, Санкт-Петербургская и Казанская консерватории – это первая тройка подобных вузов России. Причем эта тройка занимает особое место среди других учебных заведений нашей страны. Это приятно.

Афиши великолепные подготовлены для предстоящего концерта. Кто работал над ними?

Р.А. Это работа представителей одной из казанских рекламных фирм. Событие достойно того, чтобы все прошло на высоком уровне, это должны почувствовать все. Что не только музыка, но и афиша хорошая, что престижно участвовать в таком фестивале. К сожалению, у нас безобразно работает реклама. По-моему, закон о рекламе просто не выполняется. В Казани нет ни специальных стендов, условий, этим занимаются не профессионалы. Вот этот вопрос я тоже хотел бы поднять на очень серьезном уровне, ведь это часть культуры. Наш город по уровню культуры очень высок и это ужасно, когда афиши заклеиваются и переклеиваются совершенно безнаказанно. Попробуйте-ка сделать это в Париже, на вас наложат огромный штраф, что больше не захочется этого делать. Я думаю, что настало время привести все это в порядок. Я хотел бы, прежде всего, обратиться к городским властям. Очевидно, что в эпоху, когда все превращается в товар, реклама становится лакомым куском. Земля превратилась в товар и исторические памятники оказались дешевле, чем эти земельные участки. Уничтожается все подряд. Потом люди спохватятся, ведь они уничтожили собственную историю. Музыка, это тоже культурное наследие, предмет гордости всего человечества. Мы должны приложить все усилия, чтобы фестиваль прошел достойно и великого Моцарта, и нашего великого города.

Вела беседу Люция КАМАЛОВА


ИА "Татар-информ", 13 апреля 2006 г.