Публикации > Просмотр публикации
Равиль БУХАРАЕВ: «В истинном духе Мекки»

К созданию группы стратегического видения «Россия – исламский мир»

Чрезвычайно знаменательно, что именно Россия стала инициатором создания группы стратегического видения в отношениях с исламским миром, с которым у России еще в период СССР сложились глубокие и взаимовыгодные отношения. Сама проблема взаимопонимания в эру глобализации требует именно стратегического, а не тактического видения проблем. В эту группу, помимо представителей России, входят представители многих мусульманских стран и организаций, которые всерьез озабочены тем, что ситуация в мире чрезвычайно осложнилась, и существуют могущественные силы, которые хотели бы представить эту сложность как результат неминуемого конфликта между миром ислама и странами христианской культуры, к которым исторически принадлежит и Россия.

Но судьба поставила Россию в чрезвычайно ответственные исторические и географические обстоятельства. Россия ведь одновременно является и страной, в которой первые мусульмане появились на заре ислама, в VII веке – это Дагестан. В Татарстан Ислам пришел ненамного позже – это случилось в 922 году нашей эры. Словом, Россия с полным правом может быть названа страной не только христианской, но и очень глубокой исламской традиции.

Это накладывает на нее особые обязательства. С одной стороны, Россия как многонациональная и многоконфессиональная страна должна поддерживать и углублять исторически сложившиеся добрососедские отношения всех населяющих ее народов. С другой стороны, она должна передавать опыт этого взаимопонимания и добрососедства всему остальному миру. Сама история поставила Россию в условия, в которых она может и должна играть роль балансирующей силы в отношениях Запада и мира ислама. К этому она подготовлена как самой своей историей и своим геополитическим расположением, так и совершенно новым опытом Татарстана и других исторически мусульманских своих республик – опытом, который сложился уже в новый период полной свободы вероисповедания.

Это не значит, что Россия, несмотря на все свои внешнеполитические традиции, не должна заново учиться строить отношения со странами ислама, не должна глубже вникать в их проблемы и озабоченности. Как уже сказано, Россия готова к этому и понимает, что те проблемы радикального ислама, которые испытывает миролюбивый исламский мир, являются проблемами не столько религиозно-догматическими, сколько экономическими, а следовательно, и политическими. Развитие экономики, построение долгосрочных экономических и культурных связей с миром ислама – это один из приоритетов России на международной арене, о чем красноречиво свидетельствует нарастающее сотрудничество с Ираном, Индонезией, Малайзией, Сирией, Алжиром, откуда недавно вернулся Президент страны Владимир Путин. Последующая поездка Президента Татарстана Минтимера Шаймиева на Ближний Восток – по сути продолжение все той же стратегической линии. Попытка России внести свою лепту в разрядку ситуации с «ХАМАС» и визит делегации «ХАМАС» в Россию – еще одно подтверждение того, что Россия может и должна решать международные проблемы, основываясь на своем, а не заимствованном, опыте и на своих собственных принципиальных убеждениях.

Однако всякие отношения должны строиться на доверии, и этот вопрос – самый главный в сегодняшнем мире. Непонимание Западом многих сторон жизни в мире ислама – это и результат недоверия к исламу, который, к сожалению, никак не вступал в активный диалог с Западом до момента обострения ситуации и появления радикализма на мировой арене. Здесь нужно отметить, что в самом исламском мире присутствует этот элемент несогласия и недоверия, который уже столько веков мешает здоровым силам ислама выступить единым фронтом по многим проблемам современности – экономическим, образовательным, культурным. Это недоверие исторически оправдывается разным подходом к некоторым аспектам исламского вероучения, однако сегодня всем здоровым силам ислама необходимо сосредоточиться не на различиях, но на сходстве. Самым чудовищным проявлением этого недоверия и несогласия является братоубийственная междоусобица в Ираке, где люди, присвоившие себе право решать, кто является истинными мусульманами, а кто нет, делают все, чтобы опорочить исламскую религию перед лицом остального человечества.

Однако именно истинный ислам может преподать важные уроки человечеству, если он будет основывать свой подход к мировыми проблемам в духе главной аксиомы ислама – его духовной сути – принципа единства всего живого. Это известный каждому мусульманину принцип единства (Таухид), в свете которого в исламе рассматривается все многообразие жизни на земле, может стать самым созидательным принципом сегодняшнего мира, позволяя разным культурам и цивилизациям не только сосуществовать, но и взаимодействовать, как взаимодействует в мире все живое – как в единстве мира чувствуют друг друга и зависят друг от друга аравийские пальмы и тропические леса Амазонии. Само их существование зависит друг от друга в экологическом равновесии Земли. Такой же должна быть экология земного духа, и, пожалуй, именно ислам должен был бы показать уроки терпимости и взаимоуважения, на которых могла бы держаться эта экология духа.

Для этого, нужно еще раз подчеркнуть, необходима терпимость не только в отношениях мира ислама и остального мира, но и терпимость во взаимоотношениях саимх исламских стран и внутри исламских стран. При всех различиях в вероучениях между различными школами ислама, есть два краеугольных камня, на которых может быть выстроена эта великая мечеть всемирной толерантности.

Первое, это единство мира как отражение единства Всевышнего, и второе – это животворный пример святого Пророка ислама, жизнь которого была точнейшей иллюстрацией применения коранических учений на практике.

Пример Пророка в области межконфессиональных отношений является в человеческой истории непревзойденным примером. Этот великий человек, который предоставлял свою мечеть для молитв христианской делегации из Сирии, оставил нам в наследство помимо священной книги Корана два исторических документа, совершенно уместных и в сегодняшнем мире. Это – Мединская конституция, в которой он изложил образец плодотворного сосуществования различных религиозных общин в одном государстве, и его Прощальная проповедь, в которой он изложил для потомков принцип равенства всех людей, а значит, и культур, на земле.

Именно ислам ввел в культурную традицию человечества уважение ко всем пророкам всех религий без подчеркивания разницы между ними. Сегодня мир ислама, встречающийся лицом к лицу с нарушениями традиций миролюбия и терпимости в самом исламе, должен являть пример Пророка не только остальному миру, но и более широко и ответственно применять этот пример в своих собственных отношениях, а также в отношениях внутри своих стран.

Россия в данном случае не судья, но и не сторонний советчик – она сознает наличие собственных проблем и прикладывает немало усилий для укрепления традиций взаимоуважения различных общин и культур в своей собственной стране, так что все сказанное может относиться к ней, ибо жизнь – это вечная эволюция, причем не только экономики, но и духовности людей.

Хорошим примером взаимопонимания и взаимоуважения разных стран мира сегодня могло бы стать ежегодное паломничество в Мекку - хадж, когда миллионы людей из всех мусульманских стран совершают святые обряды паломничества, не отвлекаясь на различия в своей трактовке религиозных норм и положений в своих собственных странах. Думается, что недавно созданная группа стратегического видения могла бы взять своим лозунгом такой: «Работать для взаимопонимания и экономической взаимопомощи в духе Мекки (имея ввиду Мекку в дни паломничества) – в духе единства и равенства людей, культур, цивилизаций - в духе равной ответственности за продолжение и развитие жизни на Земле»!