Публикации > Просмотр публикации
Опыт международной деятельности Республики Татарстан
Уважаемый президиум! Уважаемые коллеги! Сегодня уже не приходится никого убеждать в необходимости и важности такого понятия, как «международные и внешнеэкономические связи регионов». Оно стало не только обыденным явлением, но и выступает реальным компонентом внешней политики Российской Федерации, способствует интеграции Содружества Независимых Государств, включению отечественной экономики в мировое хозяйство, укреплению демократических основ российского федерализма. Регионы играют положительную роль в развитии диалога между странами и народами, укреплении мира и международного сотрудничества, обеспечении безопасности страны. Примечательно, что сегодня мы говорим об использовании положительного опыта в этой области, о качественно ином уровне этих связей, об их большей эффективности.
В этом контексте опыт Татарстана представляет, на наш взгляд, определенный интерес. Потому что Татарстан уже в начале 90-х годов заявил о необходимости развития международных связей на региональном уровне, именно Татарстан одним из первых российских регионов включился в процесс развития международных контактов и установления взаимовыгодных двусторонних связей с зарубежными партнерами, хорошо понимая, что в открытой экономике серьезные перспективы развития связаны с самостоятельным участием регионов в международных материальных, информационных и культурных обменах. В то время нам не всегда удавалось находить понимание на федеральном уровне, в том числе и в МИДе.
Сегодня Татарстан в целом представляет собой успешную модель регионального развития, демонстрирующую социально-политическую стабильность и устойчивый экономический рост на фоне определенной самостоятельности во внешней деятельности.
Практически нет ни одной отрасли республики, которая прямо или косвенно не имела бы контактов с внешним миром. Предприятия, организации, государственные органы Республики Татарстан совместно с иностранными партнерами участвуют в экономических, научных, культурных, образовательных и других программах и проектах. Внешняя деятельность органично сочетается с общей стратегией социально-экономического развития республики, создает необходимые предпосылки для эффективной интеграции Татарстана в мировую экономику.
Международные связи республики осуществляются в соответствии с российскими и международными нормами права, основными принципами внешней политики Российской Федерации, в тесном взаимодействии с Министерством иностранных дел России.
Международную деятельность Татарстана можно условно разделить на четыре этапа.
I этап (1990 – 1993 годы) – первые самостоятельные внешние шаги Татарстана и становление системы его международной деятельности. II этап (1994 – 1998 годы) ознаменован Договором о разграничении и взаимном делегировании полномочий с федеральным центром и соглашением в области внешнеэкономических связей. Договор повышает уровень наших международных связей, наглядно демонстрирует, что республика имеет не только значительные права, но и несет большую ответственность за принятые на себя обязательства. III этап (1998–2000 годы) характеризуется последствиями общероссийского кризиса в экономике (1998 год), принятием ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», усилением тенденций к централизации внешних связей субъектов РФ. IV этап (с 2001 года по наше время) – несмотря на укрепление вертикали власти, центр выступает за большую активизацию международной деятельности субъектов.
В целом можно сказать, что за пройденный период Татарстан выработал основные принципы и подходы к развитию своей международной деятельности, сформировал необходимую организационно-правовую и кадровую основу, инфраструктуру внешних связей, наладил механизм координации с федеральными органами власти.
Существенную роль в международной деятельности республики играет восточное направление. Мы экспортируем в эти страны машиностроительную, нефтехимическую, военную и другую продукцию, с высокой степенью переработки. Существуют хорошие перспективы для расширения присутствия Татарстана на этих рынках. Особое место занимает Турция, которая традиционно выступает нашим стратегическим партнером. У нас сложились неплохие отношения с Ираном, Индией, Египтом, ОАЭ, Малайзией, Вьетнамом, Японией, Китаем. Особый интерес представляет опыт инвестиционного сотрудничества с японскими и южнокорейскими компаниями по модернизации нефтехимического комплекса республики.
Со многими мусульманскими странами Востока республику связывает историческая духовная и культурная близость. Неуклонно растет интерес к сотрудничеству с Татарстаном. Сегодня, в условиях масштабного проявления терроризма и искусственной «исламофобии», особенно важно демонстрировать мировому, и в том числе мусульманскому сообществу опыт формирования в многонациональной России цивилизации, основанной на диалоге и разнообразии, использовать возможности сотрудничества Российской Федерации с Организацией Исламская Конференция для продвижения идей культуры мира и ненасилия. Полагаем, что в итоговой рекомендации можно было бы поддержать инициативу Татарстана о более активном участии республики в этом процессе, направленном на утверждение ценностей диалога и взаимопонимания между народами различных религий и культур. Конкретным шагом в этом направлении должна стать II Международная конференция «Исламская культура в Волго-Уральском регионе» с участием Генерального секретаря ОИК Э. Ихсаноглу, которая пройдет в Татарстане в третьей декаде июня 2005 года.
Татарстан развивает связи и с рядом государств Африки. Мы считаем, что это перспективные направления и постепенно создаем основу для закрепления наших компаний в этих странах (в первую очередь ОАО «КамАЗ» и ОАО «Татнефть»).
Одним из эффективных механизмов развития международных и внешнеэкономических связей является деятельность представительского корпуса Татарстана в иностранных государствах. На сегодняшний день республика имеет 16 представительств за рубежом, которые способствуют привлечению иностранного капитала в республику, продвижению татарстанской продукции на внешние рынки, распространяют информацию о Татарстане, его политической, социальной, экономической, культурной и духовной жизни, регулярно принимают участие в международных конференциях, семинарах и выставках. Представительский корпус Татарстана состоит из высокообразованных, квалифицированных специалистов в области экономики, права, международных отношений, обладающих большим опытом работы в государственных органах, имеющих научные степени, пользующихся заслуженным уважением в регионах пребывания.
Особой спецификой отличается структура республиканского управления и координации международной и внешнеэкономической деятельности. В соответствии с республиканской Конституцией президент Татарстана определяет направления внешней деятельности, представляет Республику Татарстан при осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Инструментом реализации конституционных функций президента выступает Департамент внешних связей, на который возложены функции координации связей государственных органов РТ с иностранными государствами и международными организациями, а также функции обеспечения государственного протокола и оперативного руководства деятельностью представительств Татарстана. Департамент осуществляет взаимодействие с МИД РФ и его представительством в Казани.
Осуществление внешнеэкономической деятельности относится к конституционным полномочиям Кабинета министров Республики Татарстан, которые реализуются Министерством торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ. Парламент Татарстана участвует в определении направлений внешней деятельности республики. На уровне городов и районов действуют комитеты внешнеэкономических связей. В министерствах и ведомствах имеются свои международные отделы. На протяжении многих лет в Татарстане успешно работает Торгово-промышленная палата.
Свои контакты с зарубежными партнерами имеют неправительственные организации, образовательные и научные учреждения республики. В этой части регулирующая функция республики заключается в стимулировании и координации различных форм международной активности этих организаций. Например, при ДВС успешно действует Координационный совет вузов и международных культурных центров Татарстана, который активно способствует созданию благоприятных условий для развития «народной дипломатии», роль и влияние которой в современном мире будут несомненно возрастать.
Подводя итог, можно сказать, что за пятнадцатилетний период республикой накоплен богатый и разнообразный опыт международной и внешнеэкономической деятельности, выявлены трудности и проблемы, с которыми приходится сталкиваться региону во внешнем мире, намечены основные принципы и направления развития.
Безусловно, существует необходимость повышения эффективности управления в области внешних связей на всех уровнях, более четкой координации органов государственной власти и управления, увеличения отдачи от работы зарубежного представительского корпуса республики и подписанных соглашений с иностранными партнерами. Необходимо уделять больше внимания подготовке управленческого персонала на уровне министерств и местных органов власти.
И все же за прошедшие годы удалось сделать немало. Республику стали узнавать и принимать в мире, проявлять интерес к ее богатой истории и культуре, развивать с ней взаимовыгодные отношения. Мы считаем, что это хороший задел для дальнейшего расширения связей Татарстана с внешним миром, укрепления авторитета России как современной демократической федерации.
Уважаемый президиум! Уважаемые коллеги! Сегодня уже не приходится никого убеждать в необходимости и важности такого понятия, как «международные и внешнеэкономические связи регионов». Оно стало не только обыденным явлением, но и выступает реальным компонентом внешней политики Российской Федерации, способствует интеграции Содружества Независимых Государств, включению отечественной экономики в мировое хозяйство, укреплению демократических основ российского федерализма. Регионы играют положительную роль в развитии диалога между странами и народами, укреплении мира и международного сотрудничества, обеспечении безопасности страны. Примечательно, что сегодня мы говорим об использовании положительного опыта в этой области, о качественно ином уровне этих связей, об их большей эффективности.
В этом контексте опыт Татарстана представляет, на наш взгляд, определенный интерес. Потому что Татарстан уже в начале 90-х годов заявил о необходимости развития международных связей на региональном уровне, именно Татарстан одним из первых российских регионов включился в процесс развития международных контактов и установления взаимовыгодных двусторонних связей с зарубежными партнерами, хорошо понимая, что в открытой экономике серьезные перспективы развития связаны с самостоятельным участием регионов в международных материальных, информационных и культурных обменах. В то время нам не всегда удавалось находить понимание на федеральном уровне, в том числе и в МИДе.
Сегодня Татарстан в целом представляет собой успешную модель регионального развития, демонстрирующую социально-политическую стабильность и устойчивый экономический рост на фоне определенной самостоятельности во внешней деятельности.
Практически нет ни одной отрасли республики, которая прямо или косвенно не имела бы контактов с внешним миром. Предприятия, организации, государственные органы Республики Татарстан совместно с иностранными партнерами участвуют в экономических, научных, культурных, образовательных и других программах и проектах. Внешняя деятельность органично сочетается с общей стратегией социально-экономического развития республики, создает необходимые предпосылки для эффективной интеграции Татарстана в мировую экономику.
Международные связи республики осуществляются в соответствии с российскими и международными нормами права, основными принципами внешней политики Российской Федерации, в тесном взаимодействии с Министерством иностранных дел России.
Международную деятельность Татарстана можно условно разделить на четыре этапа.
I этап (1990 – 1993 годы) – первые самостоятельные внешние шаги Татарстана и становление системы его международной деятельности. II этап (1994 – 1998 годы) ознаменован Договором о разграничении и взаимном делегировании полномочий с федеральным центром и соглашением в области внешнеэкономических связей. Договор повышает уровень наших международных связей, наглядно демонстрирует, что республика имеет не только значительные права, но и несет большую ответственность за принятые на себя обязательства. III этап (1998–2000 годы) характеризуется последствиями общероссийского кризиса в экономике (1998 год), принятием ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», усилением тенденций к централизации внешних связей субъектов РФ. IV этап (с 2001 года по наше время) – несмотря на укрепление вертикали власти, центр выступает за большую активизацию международной деятельности субъектов.
В целом можно сказать, что за пройденный период Татарстан выработал основные принципы и подходы к развитию своей международной деятельности, сформировал необходимую организационно-правовую и кадровую основу, инфраструктуру внешних связей, наладил механизм координации с федеральными органами власти.
Существенную роль в международной деятельности республики играет восточное направление. Мы экспортируем в эти страны машиностроительную, нефтехимическую, военную и другую продукцию, с высокой степенью переработки. Существуют хорошие перспективы для расширения присутствия Татарстана на этих рынках. Особое место занимает Турция, которая традиционно выступает нашим стратегическим партнером. У нас сложились неплохие отношения с Ираном, Индией, Египтом, ОАЭ, Малайзией, Вьетнамом, Японией, Китаем. Особый интерес представляет опыт инвестиционного сотрудничества с японскими и южнокорейскими компаниями по модернизации нефтехимического комплекса республики.
Со многими мусульманскими странами Востока республику связывает историческая духовная и культурная близость. Неуклонно растет интерес к сотрудничеству с Татарстаном. Сегодня, в условиях масштабного проявления терроризма и искусственной «исламофобии», особенно важно демонстрировать мировому, и в том числе мусульманскому сообществу опыт формирования в многонациональной России цивилизации, основанной на диалоге и разнообразии, использовать возможности сотрудничества Российской Федерации с Организацией Исламская Конференция для продвижения идей культуры мира и ненасилия. Полагаем, что в итоговой рекомендации можно было бы поддержать инициативу Татарстана о более активном участии республики в этом процессе, направленном на утверждение ценностей диалога и взаимопонимания между народами различных религий и культур. Конкретным шагом в этом направлении должна стать II Международная конференция «Исламская культура в Волго-Уральском регионе» с участием Генерального секретаря ОИК Э. Ихсаноглу, которая пройдет в Татарстане в третьей декаде июня 2005 года.
Татарстан развивает связи и с рядом государств Африки. Мы считаем, что это перспективные направления и постепенно создаем основу для закрепления наших компаний в этих странах (в первую очередь ОАО «КамАЗ» и ОАО «Татнефть»).
Одним из эффективных механизмов развития международных и внешнеэкономических связей является деятельность представительского корпуса Татарстана в иностранных государствах. На сегодняшний день республика имеет 16 представительств за рубежом, которые способствуют привлечению иностранного капитала в республику, продвижению татарстанской продукции на внешние рынки, распространяют информацию о Татарстане, его политической, социальной, экономической, культурной и духовной жизни, регулярно принимают участие в международных конференциях, семинарах и выставках. Представительский корпус Татарстана состоит из высокообразованных, квалифицированных специалистов в области экономики, права, международных отношений, обладающих большим опытом работы в государственных органах, имеющих научные степени, пользующихся заслуженным уважением в регионах пребывания.
Особой спецификой отличается структура республиканского управления и координации международной и внешнеэкономической деятельности. В соответствии с республиканской Конституцией президент Татарстана определяет направления внешней деятельности, представляет Республику Татарстан при осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Инструментом реализации конституционных функций президента выступает Департамент внешних связей, на который возложены функции координации связей государственных органов РТ с иностранными государствами и международными организациями, а также функции обеспечения государственного протокола и оперативного руководства деятельностью представительств Татарстана. Департамент осуществляет взаимодействие с МИД РФ и его представительством в Казани.
Осуществление внешнеэкономической деятельности относится к конституционным полномочиям Кабинета министров Республики Татарстан, которые реализуются Министерством торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ. Парламент Татарстана участвует в определении направлений внешней деятельности республики. На уровне городов и районов действуют комитеты внешнеэкономических связей. В министерствах и ведомствах имеются свои международные отделы. На протяжении многих лет в Татарстане успешно работает Торгово-промышленная палата.
Свои контакты с зарубежными партнерами имеют неправительственные организации, образовательные и научные учреждения республики. В этой части регулирующая функция республики заключается в стимулировании и координации различных форм международной активности этих организаций. Например, при ДВС успешно действует Координационный совет вузов и международных культурных центров Татарстана, который активно способствует созданию благоприятных условий для развития «народной дипломатии», роль и влияние которой в современном мире будут несомненно возрастать.
Подводя итог, можно сказать, что за пятнадцатилетний период республикой накоплен богатый и разнообразный опыт международной и внешнеэкономической деятельности, выявлены трудности и проблемы, с которыми приходится сталкиваться региону во внешнем мире, намечены основные принципы и направления развития.
Безусловно, существует необходимость повышения эффективности управления в области внешних связей на всех уровнях, более четкой координации органов государственной власти и управления, увеличения отдачи от работы зарубежного представительского корпуса республики и подписанных соглашений с иностранными партнерами. Необходимо уделять больше внимания подготовке управленческого персонала на уровне министерств и местных органов власти.
И все же за прошедшие годы удалось сделать немало. Республику стали узнавать и принимать в мире, проявлять интерес к ее богатой истории и культуре, развивать с ней взаимовыгодные отношения. Мы считаем, что это хороший задел для дальнейшего расширения связей Татарстана с внешним миром, укрепления авторитета России как современной демократической федерации.
Тимур Юрьевич АКУЛОВ,Государственный советник при Президенте Республики Татарстан – директор Департамента внешних связей