Публикации > Просмотр публикации
В этом маленьком городе

По субботам Свияжск встречает приезжих дымком из труб - топят бани. Осенью в палисадниках пламенеют рябины, весной садики буквально заливает белоснежным цветом - яблони, жасмин. Зимой остров похож на рождественскую открытку: домики, укутанные снегом, синее-синее небо над куполами храмов. С недавнего времени по нескольку раз в день над островом плывет колокольный звон - гудит монастырский колол.

Сейчас уже трудно представить, что когда-то это был город со своим, пусть провинциальным, но все-таки городским укладом. Ныне принято называть Свияжск романтически “остров-град”, и о проблемах его жителей не писал, пожалуй, только ленивый. Последнее время остров рассматривается и как место, где возрождается Свято-Успенский мужской монастырь. Любопытно, что жизнь на Свияжске изначально была связана с церковью, ведь даже чертежи укрепления города в 1551 году составлял дьяк Выродков, бывший талантливым инженером. Под его руководством в дремучих лесах под Угличем рубили срубы, которые потом сплавляли по Волге.

Бывший Иван-город

Название Свияжск взял от протекающей рядом реки Свияги, хотя первоначально, когда место это облюбовал царь Иван, идущий во главе войска на Казань, оно именовалось Иван-городом.

Изначально Свияжск был славен своими монастырями и храмами, сюда приезжали толпы паломников из самых разных епархий Российского государства. Место это, имеющее свой неповторимый микроклимат, во все века ценили за особую благодать. Здесь можно было приложиться к иконам Святой Троицы, Сергия Радонежского, Николы Можайского, к чудотворному образу первосвятителя архиепископа Казанского и Свияжского Германа. Накануне революции, разрушившей этот патриархальный церковный мир, Свияжск все-таки был городом. Здесь жило более трех тысяч человек, из них представителей духовного звания было более пятисот - практически каждый шестой.

В Свияжске была земская больница на тридцать коек, здесь имелось семь учебных заведений, среди них в Успенском монастыре работало уездное церковно-приходское училище, в помещении думы располагалась библиотека, городок имел двухэтажную богадельню, работали телеграф, почта и телефон, активно трудились губернское земство и местные благотворительные общества, была даже своя пожарная команда. В сторону Казани курсировали два грузо-пассажирских парохода. Горожане не жаловались на отсутствие работы - они служили в присутственных местах, казначействе, уездной тюрьме. И хотя промышленность здесь не развивалась, в городке имелись два солодовенных заводика, а Торговую площадь венчало двухэтажное здание паровой мельницы с керосиновым двигателем. Особенно оживлялся Свияжск по субботам, когда открывался базар, где можно было купить продукты сельского хозяйства и изделия народных промыслов. А дважды за лето, в дни престольных праздников, в Свияжске шумела ярмарка. Так, не особенно роскошно, в соответствии с понятным ему укладом, жил этот городок на высоком холме - Круглой горе, где когда-то была стоянка язычников.

Испытания начались для жителей Свияжска летом 1918 года. Побывал здесь Троцкий со своим бронепоездом, наведя ужас на местных жителей и поставив на лугу близ церкви Рождества памятник Иуде - по мнению большевиков, “первому бунтарю”. Памятник был прикручен болтами и гайками к тумбе. Как вспоминает один из очевидцев, когда сдернули брезент, “взору присутствующих предстал тщедушный гипсовый истукан в рубище, с искаженным злобной гримасой лицом, потрясавший кулаком в небо...Народ начал роптать, старухи крестились”. К счастью, когда ушла Красная Армия, исчез и Иуда.

Летом этого же года началось плановое разграбление свияжских церквей и монастырей и расстрелы священников и монахов. Одним из первых погиб епископ Амвросий, он был арестован красноармейцами, которые прибыли реквизировать хлебные запасы Свято-Успенского монастыря. Владыку расстреляли через день после ареста на станции Свияжск. По рассказам очевидцев, он стоял на коленях и молился, пока убийцы рыли ему неглубокую могилу. Ныне справедливость восторжествовала, и епископ Амвросий канонизирован и причислен к лику новомучеников российских.

Другой жертвой стал протоирей Константин Долматов - священник Софийской церкви, бескорыстный пастырь, отец огромного семейства, хорошо известный за пределами Свияжска. Отцу Константину было в это время 64 года, но его обвинили в том, что он...стрелял из пулемета с колокольни Софийской церкви по наступавшим красноармейцам. Престарелый священник погиб за два дня до владыки Амвросия.

В 1924 году насельников монастырей выгнали на улицу, храмы были опечатаны. Со временем в Свияжске открылась колония из двух зон - мужской и женской, сюда помещали людей с “политической” 58.10 статьей. Условия содержания здесь были страшными, по непроверенным данным, за годы существования зоны здесь полегли в землю несколько тысяч заключенных.

Позже в обители появились новые постояльцы - психически больные хроники, они, сменяя друг друга, прожили здесь почти три десятилетия. Именно из-за психиатрической больницы Свияжск на долгие годы стал как бы закрытым городом, куда не особенно часто попадали посторонние. Но парадокс: когда в 1993 году психиатрическую больницу закрыли, жители лишились около ста рабочих мест

Дорога жизни

Свияжск, ставший несколько десятилетий назад из-за создания водохранилища, по сути, островом, опутан проблемами. Некогда самобытная городская среда неуклонно перерождается в сельскую. Износ домов, в которых живут 240 обитателей, почти 65 процентов. Осенью и весной, когда лед еще не установился, а вода уже замерзла, до него практически не добраться. Не дай Бог, что случится, - беды не миновать. Да и в остальное время... Больницы нет, есть только фельдшер, в серьезных случаях лечиться ездят в Васильево. Выбор продуктов в магазине весьма скромен. С питьевой водой - проблема, тот, кто помоложе, возит ее для питья из Макарьевского монастыря, расположенного напротив. Ну а бабушки-дедушки довольствуются тем, что есть, то есть водой не очень пригодной для питья из-за высокого содержания в ней нитратов. Был когда-то на Свияжске прекрасный источник Святого Германа, но загубили его. Возможно, это просто “страшилка”, но старожилы уверяют, что во времена, когда в монастыре была психиатрическая больница, в источник выбрасывали лекарства с просроченным сроком действия. И все-таки Свияжск не сдается. Дорога, которая строится сюда с “большой земли”, сделает остров полуостровом. Наверное, ее можно назвать “дорогой жизни”. Она решит многие бытовые проблемы жителей и туристов и паломников привлечет - теперь добраться от Казани до Свияжска можно будет за час с небольшим.

Девять лет назад, как раз под престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы, на Свияжске Русской православной церкви вернули мужской Свято-Успенский монастырь, и это вроде бы церковное событие стало первой ласточкой возрождения когда-то трогательного провинциального городка. Через несколько дней после возвращения - так уж совпало - Свияжск с пастырским визитом посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй, которому остров-град пришелся по душе.

Рассматривать возрождение Свияжска сейчас можно только в комплексе с возрождением монастырской жизни, потому что самая реальная статья доходов здесь - туристы и паломники. Все, кто приезжает сюда, прежде всего хотят попасть именно в монастырь. Развивающийся монастырский комплекс рано или поздно начнет создавать рабочие места для местных жителей, как это происходит в Раифском Богородицком. Наверняка положительный опыт Раифской обители здесь будут перенимать, ведь наместник Свято-Успенского Свияжского монастыря игумен Силуан много лет был благочинным в Раифской обители. Пока в Свияжском монастыре 5 монахов и 7 послушников, есть еще и “трудники” - люди, которые приезжают в обитель с целью просто потрудиться, помочь, чем могут. Живут насельники нелегко, монастырь ох как небогат и проблем много, но на Бога не ропщут. И хотя их числом немного, Свято-Успенский - реальный живой организм, который окормляет и местных жителей, и паломников, и туристов.

Понятно, что уникальный монастырский комплекс с редчайшими фресками в Успенском соборе не может не привлекать людей, которые хотят прикоснуться к истории и духовности, но сама эта старина вот-вот может стать “уходящей натурой”. По словам игумена Силуана, сейчас, прежде чем приступить к реставрации уникальнейших фресок, надо привести в порядок здание собора - укрепить фундамент, подправить крышу, просушить храм, объявить войну грибку... Денег пока ни на что нет, нет их даже на то, чтобы заказать проекты реставрации храмов.

Но, возможно, в ближайшее время можно будет надеяться на положительные сдвиги. Недавно игумен Силуан побывал на приеме у директора Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого, который, внимательно выслушав рассказ священника о бедах и проблемах Свияжского комплекса, предложил в июле провести совместное совещание агентства с представителями патриархии, где попытаться всем мирам помочь уникальному месту.

Вторая обнадеживающая новость - создание Попечительского совета по Свияжску, в который вошли вице-премьер РТ Владимир Швецов, глава администрации Зеленодольска и Зеленодольского района, на чьей территории расположен Свияжск, Геннадий Емельянов, наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандрит Всеволод и другие. Люди, вошедшие в совет, собираются реально помогать возрождению града Свияжска, которым, в силу его уникальности, можно удивляться и гордиться. Первый шаг уже сделал архимандрит Всеволод, отправив на Свияжск бригаду своих штукатуров.

...На Свияжске, прогретом солнцем, пахнет полынью и деревом - возле заборов лежат заготовленные на зиму поленницы дров. Улицы пустынны, зной загнал того, кто постарше, в дома и сады, а ребятня ныряет в теплую и прозрачную воду Свияги. У причала вздрагивают на редких волнах лодки. На берегу тянет дымом от костерка. Мир и покой царят над Свияжском. Городок устал от перипетий истории, в которые он попадал более восьмидесяти лет. Он заслуживает лучшей участи.

Татьяна МАМАЕВА, “ВиД”
Газета "Время и Деньги", 29 июня 2006 г.