Публикации > Просмотр публикации
Любовь Овсиенко: «Благодаря поддержке Правительства Татарстана мы сможем отправить на обучение большую группу одаренной молодежи»

В предстоящем учебном году благодаря поддержке Правительства республики 335 татарстанских студентов, аспирантов и молодых ученых будут обучаться в крупнейших российских и зарубежных университетах и академиях. О ходе реализации этой государственной программы по обучению специалистов за пределами республики рассказала заместитель министра образования и науки РТ Любовь Овсиенко. Вел беседу генеральный директор агентства «Татар-информ» Леонид Толчинский.

Любовь Васильевна, расскажите, пожалуйста, как родилась программа обучения татарстанских специалистов на средства из бюджета за пределами республики?

Л.О.:
Здесь несколько составляющих. Первое, и, безусловно, очень важное заключается в том, что мы объективно оцениваем и сильные, и слабые стороны нашей высшей профессиональной школы. Мы привлекаем специалистов именно в тех узких областях, в которых сами пока не сильны - высокие технологии, нанотехнологии, менеджмент, логистика, связи с общественностью, иностранный язык. Мы сегодня задумались над тем, каков наш преподаватель и конкурентоспособен ли он на международном рынке, придут ли к этому преподавателю иностранные студенты.

А вторая часть этой идеи заключается в том, что это мощный способ поддержки одаренной молодежи. Потому что сегодня поехать за границу – это дорогое удовольствие, не каждый способный студент может сейчас себе это позволить. А то, что бюджет очень рискует, конечно, делая ставку на этих молодых людей, это чрезвычайно правильно. Так развивается весь мир и чем больше этих личных контактов, тем успешнее будут двигаться любые наши государственные проекты. Об этом говорят и зарубежные эксперты. Нам во многом помогал опыт реализации президентской программы, которую мы называем «президентская инициатива». Это хорошая программа, ей уже 10 лет. Но она ориентировалась всегда на реальных менеджеров, на тех, кто состоялся. Новая программа приглашает в интеллектуальную элиту новичков. В этом ее специфика. Были и вопросы «А деньги кто дал? Правительство России?». Стало ясно, что мы недостаточно широко об этом говорим. Это инициатива нашего Президента РТ Минтимера Шаймиева и Премьер-министра РТ Рустама Минниханова. Они приняли очень серьёзное решение. Над реализацией программы работает Министерство образования и науки республики с рядом других министерств. Госзаказ, который мы в итоге сформировали, полностью соответствует приоритетам развития республики. Это очень большой блок, связанный с химией и нефтехимией, градостроительной политикой, в том числе специалистами для ЖКХ, будущими архитекторами, которые должны хорошо знать европейскую практику. Много журналистов включены в программу, которые будут изучать социологию, связь с общественностью, в целом журналистику, ну и много специалистов из сферы образования, которые поедут для того, чтобы получить международный сертификат о праве преподавания английского и немецкого языков.

В этой программе могли участвовать только те, кто работает в государственных структурах, учится в государственных вузах или она открыта для всех?

Л.О.:
Конечно, приоритет был отдан студентам, которые учатся в государственных вузах. Я думаю, это правильно, потому что нельзя объять необъятное. Думаю, что в будущем программа будет иметь более открытый характер. Не хочу никого обидеть, но поступить на бюджетное отделение в вуз – это гораздо более серьёзно, чем на коммерческое отделение. Гораздо более жесткие требования, высокий конкурс. Мы брали студентов, у которых стабильная высокая успеваемость, бакалавров, которые уже занимаются научной деятельностью, имеют устойчивую репутацию. И, конечно, мотивация была очень важна. С каждым из них беседовали по поводу планов на будущее, и если они были неопределенные, то такому претенденту отказывали. Мы были лишь организаторами, все отборы вели эксперты.

Нет ли риска, что, пройдя обучение за рубежом, лучшие, отобранные экспертами студенты и молодые ученые не захотят возвращаться в Татарстан?

Л.О.:
Когда мы говорим об этой программе, приходится каждый раз отмечать два момента. Тест молодые жители Татарстана проходили честно, без вмешательства высокопоставленных родственников или знакомых. Мы были вынуждены отказывать очень многим, потому что они не продемонстрировали нужных знаний. Более того, многие наши руководители сознательно наложили вето на участие в этой программе своих детей. Видимо, они поступили правильно. Не организуем ли мы очередную утечку умов? Я смотрю на это с оптимизмом. Это только кажется, что за границей жить легче, что там жизнь красивее и так далее. На самом деле это не так. Всем, кто поедет, придется очень много трудиться, в течение 1-1,5 лет им предстоит пережить серьёзное испытание. Это не образовательный туризм, это работа в очень жесткой среде. Они должны вернуться с документами, там они должны продемонстрировать свою готовность и умение адаптироваться к совершенно новой среде. Некоторые могут испытать шок. Нас об этом эксперты предупреждали. Ребята попадут в незнакомую для себя среду, и должны будут учиться на иностранном языке.

На учебу едут ребята, которые очень четко себе представляют ближайшее будущее. Оно связано с республикой. У нас есть опыт реализации президентской программы - мы в течение 10 лет посылали на очень серьезные стажировки бизнесменов. Они уезжали на полгода, на 8 месяцев, но вернулись все. Никто не остался, они приехали другими людьми, с новыми связями. Сейчас у них интенсивно развиваются международные контакты. Но мы, конечно, перестраховываемся, потому что каждый получатель гранта будет заключать договор, который предполагает его финансовые обязательства. Если кто-то будет плохо учиться, тем придется вернуть деньги. Все затраты на его стажировку придется вернуть. Это немного жестко, но я думаю, правильно.

Есть гарантия, что, вернувшись в Татарстан, они будут востребованы конкретными предприятиями, вузами? Ведь человека не будет год с лишним, на его месте кто-то появится, временно заменит, потом окажется, что навсегда, предприятие может кого-то подыскать.

Л.О.:
В Татарстан вернутся узкие специалисты, которых здесь заждались. И я могу судить по реакции наших министров, которые бьются за каждого из них, они будут точно знать, куда направить этого человека, где он действительно необходим. Потому что отбирались те специалисты, которые будут участвовать в уже реальных действующих проектах. Таких проектов у нас в республике много. Поэтому уже известно, где они будут работать в самом ближайшем будущем. В этом заинтересованы и вузы республики. Ведь отсутствие молодого ученого в течение 1,5 лет будет означать только то, что человек получает знания, которые дополнят его российский диплом. Он не получит диплом, как бы нам ни хотелось, Стендфорда, он получит диплом Казанского университета. Но там будет особый документ, свидетельствующий о том, что он благополучно прошел особую подготовку по специализации. Поэтому и вузы и предприятия чрезвычайно заинтересованы в этих ребятах.

Это разовая программа? То есть в этом году собрали группу, сформировали, соглашения с вузами заключили, отправили и все? Или это будет иметь какое-то продолжение. Ведь очень много осталось тех, кто тоже очень хочет, но по каким-то причинам сейчас не прошел или еще не знал, что в этом можно поучаствовать?

Л.О.:
Это пока пилотный проект, потому что многие вещи делаем впервые, у нас нет практического опыта, в том числе опыта ошибок и разочарований, которые в любом проекте необходимы. Конечно, мы пытались учесть все риски, но так не бывает, конечно, ошибки будут, хотя мы стараемся по максимуму их избежать. Премьер-министр Татарстана, послушав наши доклады об итогах конкурсного отбора, сказал, что мы будем продолжать работать по этой программе, и это было сказано абсолютно твердо и однозначно. Конечно, один такой маленький десант новую интеллектуальную элиту не создаст. Это, безусловно, должно быть пролонгировано, потому что эффекты от данной программы мгновенно не появятся. Она должна быть продолжена. Другое дело, какой формат будет дальше у этих программ. Мы уже сейчас, начав более интенсивные международные контакты, увидели другие колоссальные возможности. В частности, существует замечательная практика так называемых двойных дипломов. Я знаю, что КФЭИ подобную программу начинает реализовывать с нового учебного года. Это совершенно уникальная система, которая экономит деньги, но требует больших усилий. Идея двойного диплома - это создание своего рода совместного предприятия, в котором бренд принадлежит западному партнеру. То есть западный университет создает здесь по своим стандартам новый образовательный центр, в котором участвуют две стороны, и выстраивает образовательный график. Например, два года человек учится в нашем вузе, затем год учится в этом центре и, может быть, на год он уезжает в этот университет, возвращается и получает сразу два диплома. Конечно, так сделать трудно, потому что нужно адаптировать программы, нужно сертифицировать преподавателей, нужно вообще увидеть такого партнера и почувствовать его заинтересованность. И, безусловно, работать надо с лучшими университетами, а не с теми, кто жаждет подзаработать на нашем образовательном рынке.

Есть и огромные возможности расширения академических обменов. Конечно, мы хотим, чтоб и к нам в республику приезжали учиться, и наши преподаватели в режиме обменов выезжали. Сейчас у нас есть договоренность со службой академических обменов ДАД Германии, здесь был г-н Томас Праль, который возглавляет эту службу. И мы увидели, что возможности – огромные. Сегодня у нас была встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом Великобритании, который отметил, что они тоже заинтересованы в том, чтобы и по этой линии у нас шли интенсивные обмены. У нас уже есть примеры сотрудничества с Францией. Я хочу сказать, что это возникло не на пустом месте, в этой сфере делалось немало. Но многое было и упущено. В частности, Германия имеет две программы, ориентированные на Россию, первая называется «Эммануил Кант», вторая - «Михаил Ломоносов». Они стимулируют совместную научную деятельность. Это значит, что у наших студентов и аспирантов появляется возможность публиковаться в западных научных журналах, выступать на международных конференциях, возрастает уровень цитируемости, а это чрезвычайно важный показатель, когда мы говорим о ценности того или иного научного исследования.

Тесты показали, что очень многие спотыкаются на знании языка. Что им теперь делать? В кружки записываться, кого-то нанимать или какие-то целенаправленные действия будут предприняты, чтобы усилить языковую подготовку наших специалистов? И где и как можно ознакомиться со списками тех, кто уже прошел все испытания и скоро поедет учиться?

Л.О.:
Списки будут опубликованы в прессе – в газетах «Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан». Многие наши студенты недовольны результатами, подают заявления, мы их внимательно рассматриваем. Но должна сказать, что мы свое решение не пересматриваем. Отбор прошел очень объективно. Некоторым, конечно, обидно. А многих мы, действительно, потеряли, потому что ребята плохо владеют английским языком. Здесь только один вариант - изменение всей системы изучения языка. Начиная со школьной парты, потому что грамматика очень старая. Надо учить детей не только читать и переводить английские тексты на иностранном языке, но и разговаривать. В рамках этого гранта 11 преподавателей поедут в Великобританию, чтобы получить международные сертификаты. Эти преподаватели будут работать в Центре интенсивного изучения языков. Он уже открыт на базе ТГГПУ, и этот Центр будет менять систему преподавания английского языка. Есть также договоренности с институтом Гете в Германии, я думаю, степень распространения немецкого языка искусственно занижена. Немцы – великолепные партнеры и надо, чтобы были люди, которые хорошо знают немецкий язык. Поэтому нам просто надо работать над этим, менять технологию, менять учебники и менять носителей этих технологий, повышать квалификацию наших преподавателей.

То есть сегодня в этом направлении работа уже ведется?

Л.О.:
Да, это очень кропотливая работа, но она идет. Я считаю, что мы как никогда продвинулись и смогли направить на обучение как за пределы республики, так и за рубеж довольно большую группу студентов, аспирантов и молодых ученых из Татарстана.

ИА "Татар-информ", 29 июня 2006 г.