Публикации > Просмотр публикации
Белых времён заметы
Взгляд этнолога
На древней и новой земле. Прошлое и настоящее уральских татар
В Свердловской области, согласно переписи населе¬ния 2002 года, проживают более 168 тысяч татар. Кроме Екатеринбурга, татарское население сосредоточено в Верхней Пышме, Первоуральске, Нижнем Тагиле и в ряде других городов области, а также в Красноуфим-ском, Ачинском, Артинском, Нижне-Сергинском, Тугы-лымском, Слобода-Туринском, Ирбитском районах в сельской местности. В основном являясь волгоуральскими татарами (то есть «казанскими», или поволжски¬ми), частично это население по этническому происхож¬дению относится к сибирским татарам (в Тугылымском, Слобода-Туринском и Ирбитском районах). Несмотря на то, что по диалектам татары Свердловской области не вполне однородны (кроме особенностей сибирско-татарских говоров, для них характерны элементы говора перм¬ских татар), среди них преобладают казанско-татарские языковые признаки, правда, с особыми чертами, распро¬странёнными среди уральских говоров среднего диалекта татарского языка (например, в Красноуфимском, Ачитском, Артинском и Нижне-Сергинском районах). Последние связаны с этническим субстратом местного происхождения. В частности, в прошлом часть татар входила тут в башкирское сословие, поэтому в некоторых сёлах до сих пор сохраняется деление на разные «концы» - тептярское, башкирское, кунгурское (по назва¬нию Кунгурского уезда) и другие. Однако в культурно-языковом отношении эти группы сейчас уже ничем друг от друга не отличаются.
Несмотря на то, что уральские татары в значительной мере являются переселенцами, зачастую довольно дав¬ними, из Среднего Поволжья, иногда — из среды сибирских татар современной Тюменской области, в южной части Свердловской области проживают и аборигенные группы, чьи этнические истоки уходят к периоду Золотой Орды и татарских ханств ХУ-ХУ1 веков, иногда — ещё глубже. Скажем, в ХУП-Х1Х веках значительная часть татарских селений Красноуфимского района относилась к Кущинской волости, название которой восходит к изве-стному тюркскому родоплеменному наименованию кушчи (кошчы). В качестве примера укажем, что в 1429-1430 годах среди князей-даруг (местных правителей), назначенных главой Шибанидского государства Абул-Хаиром в «вилайет Чимги-Тура» (то есть в Тюмень), известен Али-ходжа из эля кушчи. Ещё одно знатное лицо —Кунгур бай (или бий), также из племени кушчи, называется в источниках начала XV века «одним из самых приближённых и ичкиев» (от «ички» — придворный —Д. И) хана Абул-Хаира. Несомненно, племя кушчи входило в состав Шибанидского государства — могущественно¬го ханства, просуществовавшего в Западной Сибири, на Среднем и Южном Урале, в степях Казахстана с 1428-1429 до 1468-1469 годов. Наследником Шибанидского государства стало Тюменское ханство, называвшееся затем Сибирским ханством. Далеко не случайно, что часть уральских татар относилась к зоне влияния Сибирского ханства. А потомки племени кушчи затем оказались на Урале, где с начала XVII века фиксируется Кущинская волость, населённая татарами и башкирами.
Многие красноуфимские татары являются выходцами из среды татарского населения Кунгурского уезда, имеющего очень древние этнические корни. Установлено, что частично оно образовалось из групп ногайского происхождения, когда Ногайская Орда контролировала Приуралье. Об этом свидетельствуют русские источники XVI века.
В Вымско-Вычегодской летописи в 1547 году отмечается приход «ногайских людей» на Чердынь, когда они «повости сожгли, а заставу чердынскую русаков и пермяков побили». В 1564 году Строга¬новы построили Орловский городок, как они указывали, «для бережения от Ногайских людей и иных Орд». Ещё в 1586 году ногайский князь Урус в своём посла¬нии в Москву сообщает, что «с остяков ... не только ... Исмагиль князь», но и «от князя Идегея и по се время ... дань мы имывали». Между прочим, эти «остяки» в том же документе именуются и башкирами. На самом деле это одна и та же группа, которая занимала тогда Среднее Приуралье. До усиления в Приуралье в золотоор-дынский период тюркского влияния там жили угорские группы, затем отюреченные. Отнюдь не случайно, что татары Кунгурского уезда в ХУТ-ХУП веках в докумен¬тах назывались «остяками» (по-тюркски — иштэк) — это отражает их былую принадлежность к угорскому миру. Такие топонимы, как гайна, которые известны и в Красноуфимском районе как названия татарских деревень (Гайна-Бисерть, Гайна), в конечном счёте восходят к древневенгерскому этнониму ]епо (гайна — эйнэ — ]епо), опять-таки доказывая наличие у уральских татар угорского этнического компонента.
На основе этих и многих других сведений можно утверждать, что уральские татары являются коренным народом Свердловской области, так как этнически сформировались именно там, где сейчас проживают. Хотя за¬конодательно этот их статус никак не закреплён, от самого факта аборигенности уральских татар абстрагироваться невозможно.
Поэтому, когда речь заходит об обеспечении культурно-языковых прав татарского населения области, его историческое прошлое должно быть принято во внимание. Пока это делается далеко не всегда.
В начале 2003 года группа представителей Исполкома Всемирного конгресса татар побывала в Свердлов¬ской области, в том числе и в сельских районах с компактным татарским населением. Тогда выяснилось, что имеется острая потребность в учебниках по татарскому языку, методиче¬ских пособиях, аудио и видеоматериалах, интерактивных средствах обучения. Отчасти это объяснялось отсутствием в области налаженного механизма сбора заявок от учреждений образования на учебники и учебные пособия по татарскому языку и литературе. Но главная причина — в том, что в Министерстве образования и науки Российской Фе¬дерации нет специального подразделения по работе с национальными школами. Часть проблем тогда удалось снять после встреч с руководством области и областного Министерства образования. Но проблема создания татарских школ в городах области остаётся, в том числе и в Екатеринбурге. Ссылка при этом на «нежелание родителей» скорее говорит о слабости организационной работы (хотя есть и такое), так как татар¬ские гимназии прекрасно действуют в таких городах, как Самара, Саратов и Ижевск.
Другим узким местом была информационная оторванность сельского татарского населения Свердлов¬ской области от Татарстана — прежде всего, не доходили телепередачи на родном языке. После обращения участников поездки 2003 года к Президенту Республики Татарстан М. Ш. Шаймиеву в сёлах при поддержке Татарстана были установлены спутнико¬вые антенны, позволяющие принимать передачи телерадиокомпании «Новый век». Интересно, что антенны в основном были установлены в школах, что способствовало не только образовательному процессу, но и превращению их в место встреч взрослых сельчан перед телевизором.
Несмотря на то, что в об¬ласти около пятидесяти татарских творческих коллективов, восемь из которых имеют звания «народных» или «образцовых», материально-техническая база их требует укрепления — нужны национальные костюмы, реквизиты. Не помешала бы им постоянная связь с твор¬ческими коллективами — кураторами из Татарстана.
Пока удалось решить далеко не все национально-культурные проблемы татар области. До сих пор остаются не осуществлёнными предложе¬ния татарских общественных объединений Свердловской области о создании в городах и районах с татарским населением муниципальных и район¬ных татарских культурных центров. Национальный праздник Сабантуй не включён в список обще областных праздников, хотя, например, в Республике Мордовия он является одним из трёх общереспубликанских праздников.
В целом проблемы татарской части населения Свердловской области систематически прорабатываются и шаг за шагом решаются, особенно там, где имеются хорошо организованные и интеллектуально продвинутые группы во главе с авторитетными лидерами. Так обстоит дело, к примеру, в Первоуральске, где длительное время одним из инициаторов многих национальных мероприятий является член Исполкома Всемирного конгресса татар М. Хусаенов. Именно под его руководством была подготовлена детальная программа национально-культурного возрождения и развития татар этого города. Кстати, на этой основе затем была разработана и концепция подобных региональных программ для готовящейся программы развития татар Российской Федерации.
Вообще все существующие проблемы стоило бы отразить в комплексной целевой программе сохранения и развития традиций, культуры и языка татар области,составной частью которой могла бы стать целостная программа социально-экономического развития татарских сёл и деревень.
Как показывает весьма положительный опыт татар Первоуральска, у татарского населения Свердловской области имеется достаточный интеллектуальный и организационный потенциал, чтобы выстроить собственный путь в XXI веке. Поэтому можно быть уверенным в том, что немалая по численности татарская община свердловчан будет и в дальнейшем существенно важным составным элементом уральской части россиян.
Взгляд этнолога
На древней и новой земле. Прошлое и настоящее уральских татар
В Свердловской области, согласно переписи населе¬ния 2002 года, проживают более 168 тысяч татар. Кроме Екатеринбурга, татарское население сосредоточено в Верхней Пышме, Первоуральске, Нижнем Тагиле и в ряде других городов области, а также в Красноуфим-ском, Ачинском, Артинском, Нижне-Сергинском, Тугы-лымском, Слобода-Туринском, Ирбитском районах в сельской местности. В основном являясь волгоуральскими татарами (то есть «казанскими», или поволжски¬ми), частично это население по этническому происхож¬дению относится к сибирским татарам (в Тугылымском, Слобода-Туринском и Ирбитском районах). Несмотря на то, что по диалектам татары Свердловской области не вполне однородны (кроме особенностей сибирско-татарских говоров, для них характерны элементы говора перм¬ских татар), среди них преобладают казанско-татарские языковые признаки, правда, с особыми чертами, распро¬странёнными среди уральских говоров среднего диалекта татарского языка (например, в Красноуфимском, Ачитском, Артинском и Нижне-Сергинском районах). Последние связаны с этническим субстратом местного происхождения. В частности, в прошлом часть татар входила тут в башкирское сословие, поэтому в некоторых сёлах до сих пор сохраняется деление на разные «концы» - тептярское, башкирское, кунгурское (по назва¬нию Кунгурского уезда) и другие. Однако в культурно-языковом отношении эти группы сейчас уже ничем друг от друга не отличаются.
Несмотря на то, что уральские татары в значительной мере являются переселенцами, зачастую довольно дав¬ними, из Среднего Поволжья, иногда — из среды сибирских татар современной Тюменской области, в южной части Свердловской области проживают и аборигенные группы, чьи этнические истоки уходят к периоду Золотой Орды и татарских ханств ХУ-ХУ1 веков, иногда — ещё глубже. Скажем, в ХУП-Х1Х веках значительная часть татарских селений Красноуфимского района относилась к Кущинской волости, название которой восходит к изве-стному тюркскому родоплеменному наименованию кушчи (кошчы). В качестве примера укажем, что в 1429-1430 годах среди князей-даруг (местных правителей), назначенных главой Шибанидского государства Абул-Хаиром в «вилайет Чимги-Тура» (то есть в Тюмень), известен Али-ходжа из эля кушчи. Ещё одно знатное лицо —Кунгур бай (или бий), также из племени кушчи, называется в источниках начала XV века «одним из самых приближённых и ичкиев» (от «ички» — придворный —Д. И) хана Абул-Хаира. Несомненно, племя кушчи входило в состав Шибанидского государства — могущественно¬го ханства, просуществовавшего в Западной Сибири, на Среднем и Южном Урале, в степях Казахстана с 1428-1429 до 1468-1469 годов. Наследником Шибанидского государства стало Тюменское ханство, называвшееся затем Сибирским ханством. Далеко не случайно, что часть уральских татар относилась к зоне влияния Сибирского ханства. А потомки племени кушчи затем оказались на Урале, где с начала XVII века фиксируется Кущинская волость, населённая татарами и башкирами.
Многие красноуфимские татары являются выходцами из среды татарского населения Кунгурского уезда, имеющего очень древние этнические корни. Установлено, что частично оно образовалось из групп ногайского происхождения, когда Ногайская Орда контролировала Приуралье. Об этом свидетельствуют русские источники XVI века.
В Вымско-Вычегодской летописи в 1547 году отмечается приход «ногайских людей» на Чердынь, когда они «повости сожгли, а заставу чердынскую русаков и пермяков побили». В 1564 году Строга¬новы построили Орловский городок, как они указывали, «для бережения от Ногайских людей и иных Орд». Ещё в 1586 году ногайский князь Урус в своём посла¬нии в Москву сообщает, что «с остяков ... не только ... Исмагиль князь», но и «от князя Идегея и по се время ... дань мы имывали». Между прочим, эти «остяки» в том же документе именуются и башкирами. На самом деле это одна и та же группа, которая занимала тогда Среднее Приуралье. До усиления в Приуралье в золотоор-дынский период тюркского влияния там жили угорские группы, затем отюреченные. Отнюдь не случайно, что татары Кунгурского уезда в ХУТ-ХУП веках в докумен¬тах назывались «остяками» (по-тюркски — иштэк) — это отражает их былую принадлежность к угорскому миру. Такие топонимы, как гайна, которые известны и в Красноуфимском районе как названия татарских деревень (Гайна-Бисерть, Гайна), в конечном счёте восходят к древневенгерскому этнониму ]епо (гайна — эйнэ — ]епо), опять-таки доказывая наличие у уральских татар угорского этнического компонента.
На основе этих и многих других сведений можно утверждать, что уральские татары являются коренным народом Свердловской области, так как этнически сформировались именно там, где сейчас проживают. Хотя за¬конодательно этот их статус никак не закреплён, от самого факта аборигенности уральских татар абстрагироваться невозможно.
Поэтому, когда речь заходит об обеспечении культурно-языковых прав татарского населения области, его историческое прошлое должно быть принято во внимание. Пока это делается далеко не всегда.
В начале 2003 года группа представителей Исполкома Всемирного конгресса татар побывала в Свердлов¬ской области, в том числе и в сельских районах с компактным татарским населением. Тогда выяснилось, что имеется острая потребность в учебниках по татарскому языку, методиче¬ских пособиях, аудио и видеоматериалах, интерактивных средствах обучения. Отчасти это объяснялось отсутствием в области налаженного механизма сбора заявок от учреждений образования на учебники и учебные пособия по татарскому языку и литературе. Но главная причина — в том, что в Министерстве образования и науки Российской Фе¬дерации нет специального подразделения по работе с национальными школами. Часть проблем тогда удалось снять после встреч с руководством области и областного Министерства образования. Но проблема создания татарских школ в городах области остаётся, в том числе и в Екатеринбурге. Ссылка при этом на «нежелание родителей» скорее говорит о слабости организационной работы (хотя есть и такое), так как татар¬ские гимназии прекрасно действуют в таких городах, как Самара, Саратов и Ижевск.
Другим узким местом была информационная оторванность сельского татарского населения Свердлов¬ской области от Татарстана — прежде всего, не доходили телепередачи на родном языке. После обращения участников поездки 2003 года к Президенту Республики Татарстан М. Ш. Шаймиеву в сёлах при поддержке Татарстана были установлены спутнико¬вые антенны, позволяющие принимать передачи телерадиокомпании «Новый век». Интересно, что антенны в основном были установлены в школах, что способствовало не только образовательному процессу, но и превращению их в место встреч взрослых сельчан перед телевизором.
Несмотря на то, что в об¬ласти около пятидесяти татарских творческих коллективов, восемь из которых имеют звания «народных» или «образцовых», материально-техническая база их требует укрепления — нужны национальные костюмы, реквизиты. Не помешала бы им постоянная связь с твор¬ческими коллективами — кураторами из Татарстана.
Пока удалось решить далеко не все национально-культурные проблемы татар области. До сих пор остаются не осуществлёнными предложе¬ния татарских общественных объединений Свердловской области о создании в городах и районах с татарским населением муниципальных и район¬ных татарских культурных центров. Национальный праздник Сабантуй не включён в список обще областных праздников, хотя, например, в Республике Мордовия он является одним из трёх общереспубликанских праздников.
В целом проблемы татарской части населения Свердловской области систематически прорабатываются и шаг за шагом решаются, особенно там, где имеются хорошо организованные и интеллектуально продвинутые группы во главе с авторитетными лидерами. Так обстоит дело, к примеру, в Первоуральске, где длительное время одним из инициаторов многих национальных мероприятий является член Исполкома Всемирного конгресса татар М. Хусаенов. Именно под его руководством была подготовлена детальная программа национально-культурного возрождения и развития татар этого города. Кстати, на этой основе затем была разработана и концепция подобных региональных программ для готовящейся программы развития татар Российской Федерации.
Вообще все существующие проблемы стоило бы отразить в комплексной целевой программе сохранения и развития традиций, культуры и языка татар области,составной частью которой могла бы стать целостная программа социально-экономического развития татарских сёл и деревень.
Как показывает весьма положительный опыт татар Первоуральска, у татарского населения Свердловской области имеется достаточный интеллектуальный и организационный потенциал, чтобы выстроить собственный путь в XXI веке. Поэтому можно быть уверенным в том, что немалая по численности татарская община свердловчан будет и в дальнейшем существенно важным составным элементом уральской части россиян.
Исхаков Дамир Мавлявиевич - доктор исторических наук, руководитель Центра этнологического мониторинга, заместитель председателя Исполкома Всемирного конгресса татар.
Журнал «Казань», апрель 2006, с. 35-37.
Журнал «Казань», апрель 2006, с. 35-37.