Публикации > Просмотр публикации
Погружение в историю
О чём могут поведать татарские говоры Среднего Урала
В Свердловской области сегодня проживают почти 184 тысячи татар, которые считают себя составной частью единой татарской нации. Они в основном расселены в сёлах Красноуфимского, Артинского, Ачитского, Нижнесергинского, Тавдинского и некоторых других районов, расположенных в бассейне реки Уфа. В формировании языка живущих здесь татар участвовали разные диалекты и говоры. В частности, в живом народном языке свердловских татар есть элементы говоров за казанских, пермских, сибирских татар и мишарского диалекта.
В последние годы Институтом языка, литературы и искусства Академии наук Татарстана были организованы научные экспедиции по татарским сёлам Свердловской области для изучения духовной культуры, языковых, фольклорных и этнографических особенностей татар этого региона. Учёных интересовали и живой народный язык, и обычаи, традиции, и памятники древности, и фольклор. В результате был собран богатый лингвистический и этнографический материал.
Очень много может рассказать обрядовая терминология. Учёные различают два типа обрядов: семейные и связанные с временами года. К семейным обрядам относятся свадьба, рождение ребёнка, похороны, поминки. Самым сложным является цикл свадебных обрядов, последовательно следующих друг за другом. Наш народ очень серьёзно относился к браку, созданию семьи и на протяжении веков сформировал морально-этические нормы, традиции, обычаи, призванные повысить ответственность молодых пар перед обществом.
В свадебных обрядах татар Среднего Урала есть ряд интересных особенностей. Например, будущей невесте из среды родственников выбирают «борындык инэй» — «вторую маму» и «борындык эти» — «второго отца». Эти термины встречаются и в говорах татар Башкортостана, и в родственном татарскому каракалпакском языке. Обычай, связанный с назначением «второй матери», присущ этнографическим группам татарского народа, сохраняющим древние традиции, например, крещёным татарам.
Со свадебными обрядами связан и термин «аргыш». Так во время свадьбы называют наиболее авторитетного человека, пришедшего на торжество со сватавшей стороны. В этом же значении термин употребляется и пермскими татарами. А у крещёных татар слово «аргыш» обозначает тамаду, ведущего свадебное торжество. Если свадебные гости приходят из другой деревни, их встречают на полпути или на окраине села и, указывая путь, провожают до места. Такой обычай существует и у сибирских (барабинских) татар в Новосибирской области.
Применяемое при обрядах на свадьбах и сабантуях полотенце у татар Свердловской области называется «тастымал». В некоторых татарских деревнях области и сейчас ещё можно встретить мастеров, умеющих ткать «тастымал». Так как работа выполняется вручную и занимает много времени, эти мастера заслуженно пользуются большим почётом и уважением.
Самым любимым народным праздником татарского народа является Сабантуй. Он относится к праздникам, связанным с временами года, и издавна отмечался весной до начала посевных работ. Праздник включал в себя ряд обрядов, детских и юношеских забав, составляющих его подготовительную часть. Так как праздник не имел точной календарной даты, для оповещения о предстоящем событии жителей деревни и округи на высокой горе разжигали большой костёр. За день до праздника мужчины деревни ходили по дворам, пели песни и собирали на длинный шест «тастымал». Дети обязательно собирали крашеные яйца, и это делается до сих пор. Также сохранилась традиция вечерних гуляний молодёжи после Сабантуя.
Известны «гобе юасы» — праздник дикого лука и «карга боткасы» — праздник грачиной каши. Первый проводился весной, когда созревал дикий лук. Жители деревень семьями выезжали на подводах на луга, собирали там лук, устраивали праздничный обед, веселились. Специально в честь этого праздника мужчины ловили леща, женщины пекли рыбу в тесте, угощали этой едой друзей и родственников.
Второй из обрядов устраивался летом. Над костром устанавливали большой котёл, варили кашу, все вместе её ели, высказывая пожелания на будущее. Праздник завершался всеобщими песнями и танцами.
Так как татары Свердловской области в течение долгого времени жили и общались с русскими, сложились общие с ними праздники и обычаи, отразившиеся и в их названиях, например, Питырау базары — Петрова ярмарка, Пыкырау — Покров, Былгавишни — Благовещенье.
Среднеуральские татары располагают богатым наследием фантастических и бытовых сказок. Знакомясь с этими сказками, можно судить о мифологии, поверьях, жизни и быте людей в разные и очень давние времена. Такие фольклорные образы, как йорт анасы — домовая, су иясе — водяная, ярымтык, кош ярымтык — леший, аждаха — дракон, ак елан — белая змея отражают также богатство языка, придают ему выразительность.
Татарам Среднего Урала (Свердловской области) сегодня созданы реальные условия для возрождения их материальной, духовной культуры и языка. Надо их использовать в полной мере, поскольку многие потери могут быть невосполнимы.
Во время экспедиций по Свердловской области мы общались с наиболее знающими, талантливыми знатоками обрядов и обычаев, говорящих богатым, сочным деревенским языком. Мы благодарны всем организаторам экспедиций, нашим бескорыстным помощникам, всем знатокам традиционных обрядов за их дружескую помощь, поддержку и многочасовое терпение, когда мы выспрашивали у них всё, что нас интересовало. Наша особая благодарность — руководителю Постоянного представительства Республики Татарстан в Уральском регионе Р. 3. Бикбову, его заместителю X. М. Гильфано-ву, руководителю методического центра представительства Галии Бикбовой, которые оказали учёным неоценимую помощь. Хочется надеяться, что полученный материал обогатит татарский литературный язык, поможет лучше узнать историю татарского и соседних народов, воспитывать молодое поколение (этнолингвистические материалы и исследования Среднего Урала изданы в виде отдельной монографии: «Татары Среднего Урала (Свердловской области). Семейно-бытовая, обрядовая терминология и фольклор». — Казань, 2002. - С. 430.).
О чём могут поведать татарские говоры Среднего Урала
В Свердловской области сегодня проживают почти 184 тысячи татар, которые считают себя составной частью единой татарской нации. Они в основном расселены в сёлах Красноуфимского, Артинского, Ачитского, Нижнесергинского, Тавдинского и некоторых других районов, расположенных в бассейне реки Уфа. В формировании языка живущих здесь татар участвовали разные диалекты и говоры. В частности, в живом народном языке свердловских татар есть элементы говоров за казанских, пермских, сибирских татар и мишарского диалекта.
В последние годы Институтом языка, литературы и искусства Академии наук Татарстана были организованы научные экспедиции по татарским сёлам Свердловской области для изучения духовной культуры, языковых, фольклорных и этнографических особенностей татар этого региона. Учёных интересовали и живой народный язык, и обычаи, традиции, и памятники древности, и фольклор. В результате был собран богатый лингвистический и этнографический материал.
Очень много может рассказать обрядовая терминология. Учёные различают два типа обрядов: семейные и связанные с временами года. К семейным обрядам относятся свадьба, рождение ребёнка, похороны, поминки. Самым сложным является цикл свадебных обрядов, последовательно следующих друг за другом. Наш народ очень серьёзно относился к браку, созданию семьи и на протяжении веков сформировал морально-этические нормы, традиции, обычаи, призванные повысить ответственность молодых пар перед обществом.
В свадебных обрядах татар Среднего Урала есть ряд интересных особенностей. Например, будущей невесте из среды родственников выбирают «борындык инэй» — «вторую маму» и «борындык эти» — «второго отца». Эти термины встречаются и в говорах татар Башкортостана, и в родственном татарскому каракалпакском языке. Обычай, связанный с назначением «второй матери», присущ этнографическим группам татарского народа, сохраняющим древние традиции, например, крещёным татарам.
Со свадебными обрядами связан и термин «аргыш». Так во время свадьбы называют наиболее авторитетного человека, пришедшего на торжество со сватавшей стороны. В этом же значении термин употребляется и пермскими татарами. А у крещёных татар слово «аргыш» обозначает тамаду, ведущего свадебное торжество. Если свадебные гости приходят из другой деревни, их встречают на полпути или на окраине села и, указывая путь, провожают до места. Такой обычай существует и у сибирских (барабинских) татар в Новосибирской области.
Применяемое при обрядах на свадьбах и сабантуях полотенце у татар Свердловской области называется «тастымал». В некоторых татарских деревнях области и сейчас ещё можно встретить мастеров, умеющих ткать «тастымал». Так как работа выполняется вручную и занимает много времени, эти мастера заслуженно пользуются большим почётом и уважением.
Самым любимым народным праздником татарского народа является Сабантуй. Он относится к праздникам, связанным с временами года, и издавна отмечался весной до начала посевных работ. Праздник включал в себя ряд обрядов, детских и юношеских забав, составляющих его подготовительную часть. Так как праздник не имел точной календарной даты, для оповещения о предстоящем событии жителей деревни и округи на высокой горе разжигали большой костёр. За день до праздника мужчины деревни ходили по дворам, пели песни и собирали на длинный шест «тастымал». Дети обязательно собирали крашеные яйца, и это делается до сих пор. Также сохранилась традиция вечерних гуляний молодёжи после Сабантуя.
Известны «гобе юасы» — праздник дикого лука и «карга боткасы» — праздник грачиной каши. Первый проводился весной, когда созревал дикий лук. Жители деревень семьями выезжали на подводах на луга, собирали там лук, устраивали праздничный обед, веселились. Специально в честь этого праздника мужчины ловили леща, женщины пекли рыбу в тесте, угощали этой едой друзей и родственников.
Второй из обрядов устраивался летом. Над костром устанавливали большой котёл, варили кашу, все вместе её ели, высказывая пожелания на будущее. Праздник завершался всеобщими песнями и танцами.
Так как татары Свердловской области в течение долгого времени жили и общались с русскими, сложились общие с ними праздники и обычаи, отразившиеся и в их названиях, например, Питырау базары — Петрова ярмарка, Пыкырау — Покров, Былгавишни — Благовещенье.
Среднеуральские татары располагают богатым наследием фантастических и бытовых сказок. Знакомясь с этими сказками, можно судить о мифологии, поверьях, жизни и быте людей в разные и очень давние времена. Такие фольклорные образы, как йорт анасы — домовая, су иясе — водяная, ярымтык, кош ярымтык — леший, аждаха — дракон, ак елан — белая змея отражают также богатство языка, придают ему выразительность.
Татарам Среднего Урала (Свердловской области) сегодня созданы реальные условия для возрождения их материальной, духовной культуры и языка. Надо их использовать в полной мере, поскольку многие потери могут быть невосполнимы.
Во время экспедиций по Свердловской области мы общались с наиболее знающими, талантливыми знатоками обрядов и обычаев, говорящих богатым, сочным деревенским языком. Мы благодарны всем организаторам экспедиций, нашим бескорыстным помощникам, всем знатокам традиционных обрядов за их дружескую помощь, поддержку и многочасовое терпение, когда мы выспрашивали у них всё, что нас интересовало. Наша особая благодарность — руководителю Постоянного представительства Республики Татарстан в Уральском регионе Р. 3. Бикбову, его заместителю X. М. Гильфано-ву, руководителю методического центра представительства Галии Бикбовой, которые оказали учёным неоценимую помощь. Хочется надеяться, что полученный материал обогатит татарский литературный язык, поможет лучше узнать историю татарского и соседних народов, воспитывать молодое поколение (этнолингвистические материалы и исследования Среднего Урала изданы в виде отдельной монографии: «Татары Среднего Урала (Свердловской области). Семейно-бытовая, обрядовая терминология и фольклор». — Казань, 2002. - С. 430.).
Баязитова Флёра Саидовна—доктор филологических наук.
Журнал «Казань», апрель 2006, с. 45-46.
Журнал «Казань», апрель 2006, с. 45-46.