Публикации > Просмотр публикации
Людмила КУЗЬМИНА: «От качества подготовки документов зависят сроки государственной регистрации недвижимости»
В интервью, данном агентству «Татар-информ» руководителем Главного управления Федеральной регистрационной службы по РТ – главным государственным регистратором РТ Людмилой Кузьминой, речь идет об условиях приема документов в новом здании центра, об упрощенном порядке регистрации земельных участков, индивидуальных жилых домов и построек. Беседу вел генеральный директор агентства Леонид Толчинский.
У нас значительное число условно закрытых для прессы, труднодоступных министерств и ведомств, а ваше по этой условной шкале относится к наиболее открытым и по цитируемости, и по упоминаемости, и по количеству комментариев, которые вы даете. В то же время количество каких-то критических материалов тоже не спадает. Вот такой парадокс наблюдается. Чем вы могли бы объяснить повышенное внимание и СМИ, и населения к вашей работе, почему этот накал страстей вокруг Регистрационной палаты в последнее время нас сопровождает?
Л.К.: Мне кажется, с момента создания, а Регистрационной палате 10 лет будет, (два года мы работаем как Федеральная регистрационная служба) не спадает интерес к нашей службе. Я считаю, что это вызвано востребованностью услуг, которые мы оказываем гражданам, причем услуг государственных. Наша служба – это такое учреждение, в услугах которого нуждаются абсолютно все граждане республики. Количество недвижимости, которую имеют жители республики, превышает одну единицу на каждого человека. Недвижимость имеется и у несовершеннолетних, и у трудоспособного населения, и у пенсионеров. У нас очень много других услуг - регистрация некоммерческих организаций, политических партий, общественных объединений, религиозных организаций; контроль и надзор нотариата и адвокатуры. Это и контрольный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. И в мае у нас был создан еще один новый отдел - контрольный надзор в сфере органов записи актов гражданского состояния. Все, что касается слова "регистрация" - это как раз мы.
18 августа торжественно было открыто новое здание регистрационного центра. Сейчас уже прошел почти месяц. Вы можете дать какой-нибудь анализ, как изменилась в связи с этим ситуация, что принципиально нового появилось с его открытием, что позволило решить некие вопросы?
Л.К.: Я сейчас со страхом вспоминаю то наше здание, из которого мы выехали. А вообще служба размещалась в пяти зданиях. На улице Ершова, 29б все граждане заходили в одну дверь, но им надо было получить разные услуги. В связи с переездом в главное здание мы разделили клиентов на 4 потока, для каждого из них отдельный вход, и уже прежнего столпотворения нет. Но еще сохранилась привычка у наших людей занимать очередь. Мне кажется, что, если даже будет 3 человека, они обязательно займут друг за другом очередь. При подаче документов все с утра обязательно к открытию приходят. Мы принимаем 400-500 человек в день, а 70-100 человек, которые с утра собираются, мы их в течение 15 минут определяем на текущий день и они все расходятся, либо сдают документы.
То есть, если кто-то приходит в течение дня, его тоже примут?
Л.К.: Обязательно примем. Но пока я не могу еще сказать, что мы в полную силу стали работать. У нас есть небольшие технические проблемы, недостаточно четко работает связь, компьютерная сеть, без которой нам никак. У нас не заполнены еще все кабинки, количество которых значительно увеличилось. Если на ул.Ершова было 23 места приема, то здесь их 37, вместо двух точек выдачи информации здесь12. На прежнем месте выдача документов ограничивалась только двумя компьютерами в одном кабинете (а приходилось обслуживать до 600 человек в день), сейчас у нас отдельный зал, в котором 18 кабин для выдачи документов. Но, естественно, пока у нас даже нет столько сотрудников, чтобы заполнить эти дополнительно созданные места. Но я считаю, что это дело времени. 1 октября у нас будет увеличена штатная численность на 55 единиц, часть которой пойдет в районы. Я считаю, что до 1 октября мы укомплектуем штаты полностью, и сети заработают, думаю, что тогда у нас отпадет необходимость всем гражданам приходить с утра. И, конечно, спадет этот ажиотаж, который всегда создавался, как я считаю, риэлторами. Он всегда создается специально для того, чтобы люди обращались, для того, чтобы им платили дополнительные деньги. На этот счет я хотела бы сказать гражданам, что никаких дополнительных денег никому платить не нужно. Те, кто приходит в 3 часа ночи и занимает очередь, и те, кто приходит к 5 часам, они все равно попадут в одну дверь и вместе со всеми, кто заплатил полторы тысячи или 2 тысячи рублей, это напрасная трата денег. Мы со всеми работаем одинаково.
На одном из правительственных совещаний говорилось, что ситуация может стать еще лучше, если будут приняты документы, регламенты регистрационной подготовки.
Л.К.: Я очень большую надежду питаю именно на эти регламенты. Они вызваны тем, что сейчас мы большую часть людей консультируем. Мы по документам принимаем решения о приостановлении регистрации, а это говорит о том, что они очень плохо подготовлены. Поэтому те центры предрегистрационной подготовки позволят нам больше принимать людей с уже готовыми документами. Считаю, что эти центры должны быть отдельно от нас и быть очень доступны. Мы должны придти к тому, чтобы готовые документы на регистрацию могли бы подать представители гражданина, чтобы можно было бы по Интернету отправлять нам документы. Но для этого нужно внести изменения в действующее законодательство.
Требуются изменения в федеральном законодательстве?
Л.К.: Да, в федеральном, потому что пока у нас подача документов на регистрацию - это личная явка либо самого правообладателя, либо его представителя по нотариально удостоверенной доверенности.
А как обстоят дела в городах и районах республики? Вы владеете ситуацией?
Л.К.: Конечно. В городах и районах разная ситуация. Не везде одинаковое число специалистов, их количество мы распределяем в зависимости от нагрузки, которую мы взяли за основу (прошлогоднюю). Но она не показатель, в этом году многие отделы перекрыли прошлогодние показатели в 2-4 раза. Это вызвано регистрацией земель, существующий закон о дачной амнистии еще больше граждан направил в наши службы. Думаю, что справимся.
Вы сейчас упомянули ключевое изменение, которое вступило в действие с 1 сентября - дачную амнистию. Говорят, что теперь все станет просто. Если можно, конкретно, какие объекты и насколько будет упрощена в этом плане регистрация собственности.
Л.К.: Закон - "дачная амнистия" или упрощенный порядок регистрации, который вступил в силу с 1 сентября. Его действие предполагается до 1 января 2010 г. Дату называю для того, чтобы все граждане поняли, что есть время посмотреть и собрать документы и уже выяснить, необходимо ли идти к нам в регистрационную службу. Хочу отметить, что этот закон касается конкретных объектов - это дачи, сады, огороды, индивидуальные гаражные строения и индивидуальные жилые строения.
Индивидуальные жилые строения? Если даже находятся в городской черте?
Л.К.: Там четко определена черта поселения. Владельцы должны посмотреть, если у них есть документы, оформленные до 31 января 1998 года - это дата вступления в силу федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество ", то права по этому закону признаются юридически действительными.
Когда нужно обратиться к нам за регистрацией? Если имеется документ на землю, но в нем не указан вид права, на основании которого предоставлялся земельный участок. У нас очень много таких документов. Либо это документ о предоставлении земельного участка для строительства вышеперечисленных объектов, указывает вид права как пожизненное наследуемое владение или постоянное бессрочное пользование, то никаких дополнительных решений для изменения этих видов прав не нужно. Нужно с этими документами и с кадастровым планом участка обратиться в регистрирующий орган и мы будем регистрировать уже право собственности. То есть, это существенное упрощение для граждан регистрации собственности. Мы не будем регистрировать право собственности по этим документам лишь в том случае, если в федеральном законодательстве запрещается этот земельный участок иметь в частной собственности. Это участки лесного фонда, там просто собственности не может возникнуть и тогда там однозначно аренда. Упрощение я вижу в этом, что ограничивается пакет документов, т.е., если на землю мы регистрируем право по документу, который имеется у граждан, либо документ, который предоставлен садоводческим товариществом или какой-нибудь некоммерческой организацией, которая объединила садоводов или дачников, предоставила земельный участок, то тогда правление этого садоводческого товарищества может выдать заключение, что такому-то гражданину действительно принадлежат те строения и тот земельный участок, на котором имеются строения, тогда мы регистрируем право собственности как на строения, так и на земельный участок.
Еще один документ, который введен этим законом и ранее его не было никогда, это декларация. Гражданин может заполнить декларацию в том случае, если не требуется по законодательству разрешения на данное строительство. Это дача, гаражи, сады - на них не требуется разрешения на строительство, он может декларативно заявить о том, что у него есть такой объект недвижимости, заполнить графы этой декларации и мы по ней уже можем зарегистрировать право собственности. Форма декларации уже утверждена, нам надо будет ее направить во все органы местного самоуправления, садоводческие товарищества. Вот какое количество этих обращений мы можем ожидать, у нас земельных участков вместе со строениями - дачами, садами, огородами и индивидуальными жилыми домами миллион четыреста в республике. Это только те земельные участки, которые учтены в БТИ, как предоставленные ранее. Возможно, их гораздо больше. По всей России эта цифра от 20 миллионов до 40 миллионов. Вот такая разница. Мы уже собирались с Ассоциацией садоводов и выяснили, что у нас садоводческих товариществ около 1,5 тыс. Но я думаю, что их гораздо больше. Сколько гаражных и дачных кооперативов! Поэтому будем в совокупности решать эти проблемы. Я думаю, что будет правильным, если мы будем работать не с каждым дачником, садоводом и огородником, а с организациями, которые предоставляли участки. Будем создавать графики для того, чтобы всем до 2010 года спокойно зарегистрировать свои права. И так будет по всей территории РФ, потому что у нас на совещании этот вопрос уже рассматривался.
И еще об одном преимуществе закона хочу сказать. Не надо бежать к нам сейчас. Если закон вступил в силу с 1 сентября 2006 г., т.е. гражданин может обратиться к нам уже сегодня, то упрощенная госпошлина регистрации, которая будет определяться в сумме 100 рублей, будет действовать с 1 января 2007 года.
В СМИ появлялся уже ряд материалов, которые говорят о том, что регистрационные органы будут всячески саботировать этот закон. Я так понимаю – все-таки вопрос с пошлиной не очень разъяснен? Откуда взялось такое предубеждение, что почему-то кому-то интересно его сдерживать?
Л.К.: Мы не имеем права саботировать этот закон. Единственно, о чем сейчас идут споры - все-таки платить до 1 января 2007 года гражданин обязан половину госпошлины, которая существует сейчас - 250 рублей или 500 рублей. Состоялось селекторное совещание Федеральной регистрационной службы, на котором нам сказали, что гражданин должен заплатить 250 рублей. Хотя в "Российской газете" я уже вижу обратное - нужно заплатить 500 рублей. Это вот единственное, что вызывает вопросы.
То есть, это исключительно федеральный центр пока пытается отрегулировать вопрос?
Л.К.: Это же государственная пошлина, которая определена новым законодательством и поступает в федеральный бюджет. Я дала поручение всем структурным подразделениям брать 250 рублей.
В соответствии с этим законом к вам обращаться уже можно, только размер пошлины будет несколько иной?
Л.К.: У нас сейчас одна проблема. Мы собирались и с БТИ, и с Роснедвижимостью, у нас две организации, которые ведут кадастровый учет объектов недвижимости. Этим законом определен технический паспорт и его содержание немного отличается от содержания техпаспорта, который составлялся до 1 сентября. У нас уже много граждан, которые получили техпаспорта старого образца, новые бланки нам только что поступили. Если они будут обращаться со старым техпаспортом, я думаю, что по старому законодательству мы будем регистрировать их право, если они представят все необходимые документы. Форма декларации только что пришла. Кстати, документом, который подтверждает наличие строений на земельном участке, кроме декларации, будет еще и техпаспорт. Только техпаспорт можно представить на индивидуальный жилой дом, индивидуальное жилое строение. Этот документ будет для нас являться основанием для регистрации прав собственности на этот дом. Причем это правило будет действовать до 1 января 2010 года, о чем я уже сказала. И также этим документом может быть выписка по хозяйственной книге, которая будет выдаваться органами местного самоуправления и подтверждать то, что этому гражданину конкретно принадлежит.
Еще есть очень интересное новшество - это по площади земельного участка. Если раньше мы регистрировали права на земельный участок по правоустанавливающему документу, но если у нас была разница между кадастровым планом земельного участка и правоустанавливающим документом, у регистраторов возникало сомнение - а тот ли это земельный участок, и мы приостанавливали регистрацию, у нас начиналась переписка. С принятием этого закона нам четко указали, что площадь земельного участка необходимо указывать по кадастровому плану земельного участка, т.е. по его фактическому состоянию. При этом размер земельного участка не должен превышать установленного минимального размера. У нас в Казани, во многих районах и городах установлен минимальный размер земельных участков для строительства - 4 сотки. Значит, если у него есть 4 сотки, то еще плюс 4 сотки, то мы можем ему зарегистрировать до 8 соток. Если больше, уже нельзя.
То есть, тогда идет регистрация по общим правилам?
Л.К.: Если есть сомнения у регистратора, которые не поясняются законодательством, начинаем уже работать с кадастровым центром.
А насколько эффективно выстроено это взаимодействие? Часто в переписке время тянется и не столько оно связано с вашими проблемами, сколько с общебюрократической машиной, с БТИ как отношения выстраиваются?
Л.К.:Я немного расскажу о порядке регистрации. Если в порядке все документы и они соответствуют законодательству, то мы регистрируем в течение месяца. Это может быть и 20 дней, и 15 дней, 10-дневная регистрация предусмотрена для жилищных сертификатов, для ипотеки, для снятия обременения, ограничения. Но во всех проектах закона для упрощенной регистрации срок стоял тоже 15-дневный. В существующем законе этого нет. Но я полагаю, что срок регистрации у нас в этом году должен быть 15 дней, независимо то того, какая это регистрация - упрощенная или иная. Потому что слишком много обращений, и чем дольше документ у нас, тем больше у нас работы. Но это я говорю об идеальном составе документов, которые соответствуют законодательству. Если сомнения возникают, то приостанавливаем регистрацию. И уже по приостановленной регистрации у нас идет переписка и с гражданином, и с той организацией, от которой мы хотели бы получить ту или иную информацию. Но есть специальные сроки, оговоренные законом, что в течение 10 дней те организации, куда мы направили запрос, обязаны ответить нам.
На сегодня ваши коллеги выдерживают сроки или подводят вас? О коллегах, конечно, тяжело говорить, но все-таки?
Л.К.: В основном, есть положительные результаты. Но с предрегистрационной подготовкой есть проблемы. И нам надо вместе с коллегами - "со смежниками" работать в полном взаимодействии и всем грамотно готовить документы. Потому что наша регистрация - это от имени государства завершающий этап рассмотрения всех документов, которые подготовлены иными организациями. И от их качества зависит конечный результат и ускоренный процесс нашей регистрации.
И последний вопрос. Мы очень любим себя сравнивать с другими регионами. С вашей точки зрения, с появлением и регистрационного центра, и дополнительными документами, которые принимаются на уровне нашего Правительства, насколько эффективно стала работать эта система в Татарстане? Может, есть регионы, где получше, с которых есть смысл брать пример? Как мы смотримся на этом фоне?
Л.К.: Любая эффективность, наверно, складывается в цифрах, прежде всего. То есть, сказать, что мы работаем эффективно, это ничего не сказать. Поэтому я хотела бы привести данные. Все предпринимаемые действия нашим Правительством, и Росрегистрацией по увеличению штатной численности, выделением нового здания позволили нам уже перекрыть годовую норму. Если в прошлом году в Казани количество регистрационных действий составило 88000, то за первое полугодие 2006 года - 117000. Это говорит не только об эффективности службы, но и об использовании внутренних резервов. Потому что увеличение штатной численности коснулось не только Казани, но и районов РТ, и не все они были направлены на госрегистрацию прав на недвижимость. На совещании в Челябинске прозвучала цифра - мы вторые по нагрузке в России, в прошлом году мы были на 10-м месте по стране, на четвертом - по Приволжскому федеральному округу. Опыт, который имеется в других регионах, мы всегда используем, он достаточно интересен. Мы недавно выезжали в Башкортостан, в Самару, осмотрели там все. Но такого большого помещения, как у нас, с такими большими залами, с отдельными входами там нет.
В интервью, данном агентству «Татар-информ» руководителем Главного управления Федеральной регистрационной службы по РТ – главным государственным регистратором РТ Людмилой Кузьминой, речь идет об условиях приема документов в новом здании центра, об упрощенном порядке регистрации земельных участков, индивидуальных жилых домов и построек. Беседу вел генеральный директор агентства Леонид Толчинский.
У нас значительное число условно закрытых для прессы, труднодоступных министерств и ведомств, а ваше по этой условной шкале относится к наиболее открытым и по цитируемости, и по упоминаемости, и по количеству комментариев, которые вы даете. В то же время количество каких-то критических материалов тоже не спадает. Вот такой парадокс наблюдается. Чем вы могли бы объяснить повышенное внимание и СМИ, и населения к вашей работе, почему этот накал страстей вокруг Регистрационной палаты в последнее время нас сопровождает?
Л.К.: Мне кажется, с момента создания, а Регистрационной палате 10 лет будет, (два года мы работаем как Федеральная регистрационная служба) не спадает интерес к нашей службе. Я считаю, что это вызвано востребованностью услуг, которые мы оказываем гражданам, причем услуг государственных. Наша служба – это такое учреждение, в услугах которого нуждаются абсолютно все граждане республики. Количество недвижимости, которую имеют жители республики, превышает одну единицу на каждого человека. Недвижимость имеется и у несовершеннолетних, и у трудоспособного населения, и у пенсионеров. У нас очень много других услуг - регистрация некоммерческих организаций, политических партий, общественных объединений, религиозных организаций; контроль и надзор нотариата и адвокатуры. Это и контрольный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. И в мае у нас был создан еще один новый отдел - контрольный надзор в сфере органов записи актов гражданского состояния. Все, что касается слова "регистрация" - это как раз мы.
18 августа торжественно было открыто новое здание регистрационного центра. Сейчас уже прошел почти месяц. Вы можете дать какой-нибудь анализ, как изменилась в связи с этим ситуация, что принципиально нового появилось с его открытием, что позволило решить некие вопросы?
Л.К.: Я сейчас со страхом вспоминаю то наше здание, из которого мы выехали. А вообще служба размещалась в пяти зданиях. На улице Ершова, 29б все граждане заходили в одну дверь, но им надо было получить разные услуги. В связи с переездом в главное здание мы разделили клиентов на 4 потока, для каждого из них отдельный вход, и уже прежнего столпотворения нет. Но еще сохранилась привычка у наших людей занимать очередь. Мне кажется, что, если даже будет 3 человека, они обязательно займут друг за другом очередь. При подаче документов все с утра обязательно к открытию приходят. Мы принимаем 400-500 человек в день, а 70-100 человек, которые с утра собираются, мы их в течение 15 минут определяем на текущий день и они все расходятся, либо сдают документы.
То есть, если кто-то приходит в течение дня, его тоже примут?
Л.К.: Обязательно примем. Но пока я не могу еще сказать, что мы в полную силу стали работать. У нас есть небольшие технические проблемы, недостаточно четко работает связь, компьютерная сеть, без которой нам никак. У нас не заполнены еще все кабинки, количество которых значительно увеличилось. Если на ул.Ершова было 23 места приема, то здесь их 37, вместо двух точек выдачи информации здесь12. На прежнем месте выдача документов ограничивалась только двумя компьютерами в одном кабинете (а приходилось обслуживать до 600 человек в день), сейчас у нас отдельный зал, в котором 18 кабин для выдачи документов. Но, естественно, пока у нас даже нет столько сотрудников, чтобы заполнить эти дополнительно созданные места. Но я считаю, что это дело времени. 1 октября у нас будет увеличена штатная численность на 55 единиц, часть которой пойдет в районы. Я считаю, что до 1 октября мы укомплектуем штаты полностью, и сети заработают, думаю, что тогда у нас отпадет необходимость всем гражданам приходить с утра. И, конечно, спадет этот ажиотаж, который всегда создавался, как я считаю, риэлторами. Он всегда создается специально для того, чтобы люди обращались, для того, чтобы им платили дополнительные деньги. На этот счет я хотела бы сказать гражданам, что никаких дополнительных денег никому платить не нужно. Те, кто приходит в 3 часа ночи и занимает очередь, и те, кто приходит к 5 часам, они все равно попадут в одну дверь и вместе со всеми, кто заплатил полторы тысячи или 2 тысячи рублей, это напрасная трата денег. Мы со всеми работаем одинаково.
На одном из правительственных совещаний говорилось, что ситуация может стать еще лучше, если будут приняты документы, регламенты регистрационной подготовки.
Л.К.: Я очень большую надежду питаю именно на эти регламенты. Они вызваны тем, что сейчас мы большую часть людей консультируем. Мы по документам принимаем решения о приостановлении регистрации, а это говорит о том, что они очень плохо подготовлены. Поэтому те центры предрегистрационной подготовки позволят нам больше принимать людей с уже готовыми документами. Считаю, что эти центры должны быть отдельно от нас и быть очень доступны. Мы должны придти к тому, чтобы готовые документы на регистрацию могли бы подать представители гражданина, чтобы можно было бы по Интернету отправлять нам документы. Но для этого нужно внести изменения в действующее законодательство.
Требуются изменения в федеральном законодательстве?
Л.К.: Да, в федеральном, потому что пока у нас подача документов на регистрацию - это личная явка либо самого правообладателя, либо его представителя по нотариально удостоверенной доверенности.
А как обстоят дела в городах и районах республики? Вы владеете ситуацией?
Л.К.: Конечно. В городах и районах разная ситуация. Не везде одинаковое число специалистов, их количество мы распределяем в зависимости от нагрузки, которую мы взяли за основу (прошлогоднюю). Но она не показатель, в этом году многие отделы перекрыли прошлогодние показатели в 2-4 раза. Это вызвано регистрацией земель, существующий закон о дачной амнистии еще больше граждан направил в наши службы. Думаю, что справимся.
Вы сейчас упомянули ключевое изменение, которое вступило в действие с 1 сентября - дачную амнистию. Говорят, что теперь все станет просто. Если можно, конкретно, какие объекты и насколько будет упрощена в этом плане регистрация собственности.
Л.К.: Закон - "дачная амнистия" или упрощенный порядок регистрации, который вступил в силу с 1 сентября. Его действие предполагается до 1 января 2010 г. Дату называю для того, чтобы все граждане поняли, что есть время посмотреть и собрать документы и уже выяснить, необходимо ли идти к нам в регистрационную службу. Хочу отметить, что этот закон касается конкретных объектов - это дачи, сады, огороды, индивидуальные гаражные строения и индивидуальные жилые строения.
Индивидуальные жилые строения? Если даже находятся в городской черте?
Л.К.: Там четко определена черта поселения. Владельцы должны посмотреть, если у них есть документы, оформленные до 31 января 1998 года - это дата вступления в силу федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество ", то права по этому закону признаются юридически действительными.
Когда нужно обратиться к нам за регистрацией? Если имеется документ на землю, но в нем не указан вид права, на основании которого предоставлялся земельный участок. У нас очень много таких документов. Либо это документ о предоставлении земельного участка для строительства вышеперечисленных объектов, указывает вид права как пожизненное наследуемое владение или постоянное бессрочное пользование, то никаких дополнительных решений для изменения этих видов прав не нужно. Нужно с этими документами и с кадастровым планом участка обратиться в регистрирующий орган и мы будем регистрировать уже право собственности. То есть, это существенное упрощение для граждан регистрации собственности. Мы не будем регистрировать право собственности по этим документам лишь в том случае, если в федеральном законодательстве запрещается этот земельный участок иметь в частной собственности. Это участки лесного фонда, там просто собственности не может возникнуть и тогда там однозначно аренда. Упрощение я вижу в этом, что ограничивается пакет документов, т.е., если на землю мы регистрируем право по документу, который имеется у граждан, либо документ, который предоставлен садоводческим товариществом или какой-нибудь некоммерческой организацией, которая объединила садоводов или дачников, предоставила земельный участок, то тогда правление этого садоводческого товарищества может выдать заключение, что такому-то гражданину действительно принадлежат те строения и тот земельный участок, на котором имеются строения, тогда мы регистрируем право собственности как на строения, так и на земельный участок.
Еще один документ, который введен этим законом и ранее его не было никогда, это декларация. Гражданин может заполнить декларацию в том случае, если не требуется по законодательству разрешения на данное строительство. Это дача, гаражи, сады - на них не требуется разрешения на строительство, он может декларативно заявить о том, что у него есть такой объект недвижимости, заполнить графы этой декларации и мы по ней уже можем зарегистрировать право собственности. Форма декларации уже утверждена, нам надо будет ее направить во все органы местного самоуправления, садоводческие товарищества. Вот какое количество этих обращений мы можем ожидать, у нас земельных участков вместе со строениями - дачами, садами, огородами и индивидуальными жилыми домами миллион четыреста в республике. Это только те земельные участки, которые учтены в БТИ, как предоставленные ранее. Возможно, их гораздо больше. По всей России эта цифра от 20 миллионов до 40 миллионов. Вот такая разница. Мы уже собирались с Ассоциацией садоводов и выяснили, что у нас садоводческих товариществ около 1,5 тыс. Но я думаю, что их гораздо больше. Сколько гаражных и дачных кооперативов! Поэтому будем в совокупности решать эти проблемы. Я думаю, что будет правильным, если мы будем работать не с каждым дачником, садоводом и огородником, а с организациями, которые предоставляли участки. Будем создавать графики для того, чтобы всем до 2010 года спокойно зарегистрировать свои права. И так будет по всей территории РФ, потому что у нас на совещании этот вопрос уже рассматривался.
И еще об одном преимуществе закона хочу сказать. Не надо бежать к нам сейчас. Если закон вступил в силу с 1 сентября 2006 г., т.е. гражданин может обратиться к нам уже сегодня, то упрощенная госпошлина регистрации, которая будет определяться в сумме 100 рублей, будет действовать с 1 января 2007 года.
В СМИ появлялся уже ряд материалов, которые говорят о том, что регистрационные органы будут всячески саботировать этот закон. Я так понимаю – все-таки вопрос с пошлиной не очень разъяснен? Откуда взялось такое предубеждение, что почему-то кому-то интересно его сдерживать?
Л.К.: Мы не имеем права саботировать этот закон. Единственно, о чем сейчас идут споры - все-таки платить до 1 января 2007 года гражданин обязан половину госпошлины, которая существует сейчас - 250 рублей или 500 рублей. Состоялось селекторное совещание Федеральной регистрационной службы, на котором нам сказали, что гражданин должен заплатить 250 рублей. Хотя в "Российской газете" я уже вижу обратное - нужно заплатить 500 рублей. Это вот единственное, что вызывает вопросы.
То есть, это исключительно федеральный центр пока пытается отрегулировать вопрос?
Л.К.: Это же государственная пошлина, которая определена новым законодательством и поступает в федеральный бюджет. Я дала поручение всем структурным подразделениям брать 250 рублей.
В соответствии с этим законом к вам обращаться уже можно, только размер пошлины будет несколько иной?
Л.К.: У нас сейчас одна проблема. Мы собирались и с БТИ, и с Роснедвижимостью, у нас две организации, которые ведут кадастровый учет объектов недвижимости. Этим законом определен технический паспорт и его содержание немного отличается от содержания техпаспорта, который составлялся до 1 сентября. У нас уже много граждан, которые получили техпаспорта старого образца, новые бланки нам только что поступили. Если они будут обращаться со старым техпаспортом, я думаю, что по старому законодательству мы будем регистрировать их право, если они представят все необходимые документы. Форма декларации только что пришла. Кстати, документом, который подтверждает наличие строений на земельном участке, кроме декларации, будет еще и техпаспорт. Только техпаспорт можно представить на индивидуальный жилой дом, индивидуальное жилое строение. Этот документ будет для нас являться основанием для регистрации прав собственности на этот дом. Причем это правило будет действовать до 1 января 2010 года, о чем я уже сказала. И также этим документом может быть выписка по хозяйственной книге, которая будет выдаваться органами местного самоуправления и подтверждать то, что этому гражданину конкретно принадлежит.
Еще есть очень интересное новшество - это по площади земельного участка. Если раньше мы регистрировали права на земельный участок по правоустанавливающему документу, но если у нас была разница между кадастровым планом земельного участка и правоустанавливающим документом, у регистраторов возникало сомнение - а тот ли это земельный участок, и мы приостанавливали регистрацию, у нас начиналась переписка. С принятием этого закона нам четко указали, что площадь земельного участка необходимо указывать по кадастровому плану земельного участка, т.е. по его фактическому состоянию. При этом размер земельного участка не должен превышать установленного минимального размера. У нас в Казани, во многих районах и городах установлен минимальный размер земельных участков для строительства - 4 сотки. Значит, если у него есть 4 сотки, то еще плюс 4 сотки, то мы можем ему зарегистрировать до 8 соток. Если больше, уже нельзя.
То есть, тогда идет регистрация по общим правилам?
Л.К.: Если есть сомнения у регистратора, которые не поясняются законодательством, начинаем уже работать с кадастровым центром.
А насколько эффективно выстроено это взаимодействие? Часто в переписке время тянется и не столько оно связано с вашими проблемами, сколько с общебюрократической машиной, с БТИ как отношения выстраиваются?
Л.К.:Я немного расскажу о порядке регистрации. Если в порядке все документы и они соответствуют законодательству, то мы регистрируем в течение месяца. Это может быть и 20 дней, и 15 дней, 10-дневная регистрация предусмотрена для жилищных сертификатов, для ипотеки, для снятия обременения, ограничения. Но во всех проектах закона для упрощенной регистрации срок стоял тоже 15-дневный. В существующем законе этого нет. Но я полагаю, что срок регистрации у нас в этом году должен быть 15 дней, независимо то того, какая это регистрация - упрощенная или иная. Потому что слишком много обращений, и чем дольше документ у нас, тем больше у нас работы. Но это я говорю об идеальном составе документов, которые соответствуют законодательству. Если сомнения возникают, то приостанавливаем регистрацию. И уже по приостановленной регистрации у нас идет переписка и с гражданином, и с той организацией, от которой мы хотели бы получить ту или иную информацию. Но есть специальные сроки, оговоренные законом, что в течение 10 дней те организации, куда мы направили запрос, обязаны ответить нам.
На сегодня ваши коллеги выдерживают сроки или подводят вас? О коллегах, конечно, тяжело говорить, но все-таки?
Л.К.: В основном, есть положительные результаты. Но с предрегистрационной подготовкой есть проблемы. И нам надо вместе с коллегами - "со смежниками" работать в полном взаимодействии и всем грамотно готовить документы. Потому что наша регистрация - это от имени государства завершающий этап рассмотрения всех документов, которые подготовлены иными организациями. И от их качества зависит конечный результат и ускоренный процесс нашей регистрации.
И последний вопрос. Мы очень любим себя сравнивать с другими регионами. С вашей точки зрения, с появлением и регистрационного центра, и дополнительными документами, которые принимаются на уровне нашего Правительства, насколько эффективно стала работать эта система в Татарстане? Может, есть регионы, где получше, с которых есть смысл брать пример? Как мы смотримся на этом фоне?
Л.К.: Любая эффективность, наверно, складывается в цифрах, прежде всего. То есть, сказать, что мы работаем эффективно, это ничего не сказать. Поэтому я хотела бы привести данные. Все предпринимаемые действия нашим Правительством, и Росрегистрацией по увеличению штатной численности, выделением нового здания позволили нам уже перекрыть годовую норму. Если в прошлом году в Казани количество регистрационных действий составило 88000, то за первое полугодие 2006 года - 117000. Это говорит не только об эффективности службы, но и об использовании внутренних резервов. Потому что увеличение штатной численности коснулось не только Казани, но и районов РТ, и не все они были направлены на госрегистрацию прав на недвижимость. На совещании в Челябинске прозвучала цифра - мы вторые по нагрузке в России, в прошлом году мы были на 10-м месте по стране, на четвертом - по Приволжскому федеральному округу. Опыт, который имеется в других регионах, мы всегда используем, он достаточно интересен. Мы недавно выезжали в Башкортостан, в Самару, осмотрели там все. Но такого большого помещения, как у нас, с такими большими залами, с отдельными входами там нет.
ИА "Татар-информ", 18 сентября 2006 г.