Публикации > Просмотр публикации
Доклад первого заместителя Премьер-министра - министра экономики и промышленности РТ Бориса Павлова на 1-м заседании XXVI сессии Государственного Совета РТ

Представленный на рассмотрение проект закона "О бюджете Республики Татарстан на 2007 год" сформирован с учетом внешних для республики сценарных условий функционирования экономики страны и на основе сложившихся тенденций социально-экономического развития республики.

Прогнозные показатели, использованные при формировании проекта бюджета республики на 2007 год, соответствуют принятой Государственным Советом в декабре 2005 года Программе социально-экономического развития Республики Татарстан до 2010 года.

Внешними условиями, влияющими на социально-экономическое развитие субъектов Федерации, являются инфляция, курс доллара, цены на нефть и энергоресурсы, изменения в законодательстве и объемы софинансирования в реализации проектов на территории Республики Татарстан из федерального бюджета.

Значения этих параметров вам известны. Напомню их.

Инфляция в среднем за год взята на уровне 107,7%, что ниже уровня предыдущих лет. Курс доллара в среднем за год взят на уровне 26,5 рубля. Экспортная стоимость нефти - 57 долларов за баррель.

Кроме того, учтены изменения в Налоговом кодексе, вступающие в действие с 1 января 2007 года. Они касаются прежде всего снятия ограничений на списание хозяйствующими субъектами убытков предшествующих периодов и сокращения до одного года списания затрат на НИОКР.

Заметное влияние на экономику оказывают тарифы на энергоресурсы, которые устанавливаются федеральными тарифными органами. Исходя из прогнозных значений, принятых на федеральном уровне, в нашем проекте бюджета на 2007 год учтено при расчете текущих расходов суммарное увеличение по всем тарифам на коммунальные услуги в размере 15%. В основе республиканской тарифной политики стоит решение задачи создания максимально благоприятных условий для развития всех секторов экономики, с тем чтобы сохранились сформировавшиеся за последние годы положительные тенденции социально-экономического развития республики, которые характеризуются высокими темпами роста ВРП, индекса промышленного производства, инвестиций в основной капитал и других параметров.

Исходя из перечисленных макроэкономических параметров и сложившихся тенденций развития экономики, сформирован прогноз социально-экономического развития республики на 2007 год.

Его интегральным экономическим показателем является темп роста валового регионального продукта, объем которого, по оценке, в сопоставимых ценах в 2007 году вырастет на 6,7% и составит 671 млрд. рублей. При этом предприятиями промышленного комплекса будет создано 48% валового регионального продукта, торговыми организациями - 11%, строительными - 9%, сельскохозяйственными - 8%. В результате реализации программы "Энергоресурсоэффективность на 2006 - 2010 годы" в будущем году снизится энергоемкость валового регионального продукта до 57 тонн условного топлива на 1 млн. рублей ВРП.

Объем промышленной продукции в 2007 году составит 633 млрд. рублей и увеличится по сравнению с текущим годом на 54 млрд. рублей, в том числе в сопоставимых ценах - на 43 млрд. рублей. Прирост физических объемов будет обеспечен увеличением выпуска продукции нефтепереработки и нефтехимии на 20 млрд. рублей, машиностроения - на 22 млрд. рублей. Добыча нефти составит 31,1 млн. тонн, возрастет производство полиэтилена с 512 до 621 тыс. тонн, синтетического каучука - с 380 до 442 тыс. тонн, грузовых автомобилей - с 42,3 до 46,2 тыс. штук, легковых автомобилей - до 48,5 тыс. штук, в том числе внедорожников - до 13,5 тыс. штук, легковых - до 35 тыс. штук, а также шин, бензина, дизельного топлива и других товаров-лидеров. Увеличение их производства обеспечит рост индекса промышленного производства в 2007 году на 7,5%, в том числе в химическом и нефтехимическом производстве - на 17,8%, производстве транспортных средств - на 10,6%, электронного и оптического оборудования - на 8%.

Объем продукции сельского хозяйства в 2007 году возрастет на 2,6% в сопоставимых ценах и составит 85 млрд. рублей.

Следует отметить, что при общем снижении прибыли в нефтедобывающей отрасли, связанном с конъюнктурой цен на нефть, общий ее объем увеличится до 104 млрд. рублей. Это обеспечивается эффективным расширенным воспроизводством в других секторах экономики, что обусловлено активизацией инвестиционной и инновационной деятельности хозяйствующих субъектов.

Объем инвестиций в основной капитал в 2007 году увеличится в сопоставимых ценах к текущему году на 6% и составит 157,6 млрд. рублей, в том числе в производственную сферу будет направлено 143,4 млрд. рублей, в социальную - 14,2 млрд. рублей. В будущем году из федеральных инвестиционных ресурсов планируется привлечь 6,3 млрд. рублей.

Доля инновационной продукции в объеме валового регионального продукта республики в 2007 году достигнет 17%. Это будет обеспечено за счет реализации крупных инвестиционных и инновационных проектов, что обеспечит рост производства, и прежде всего предприятиями нефтегазохимического и автомобильного производственных кластеров. Назову наиболее значимые из проектов, ввод в действие и реализация которых ляжет в основу роста конкурентоспособности продукции ведущих предприятий республики и основных макроэкономических показателей развития Республики Татарстан на 2007 и последующие годы. Это:

- ввод в действие маслоэкстракционного завода мощностью переработки 300 тысяч тонн маслосемян в год группой компаний "Нэфис Косметикс";

- строительство комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов мощностью 7 млн. тонн переработки нефти в год акционерным обществом "Татнефть"; завода поликарбонатов мощностью 65 тысяч тонн в год и этилена в ОАО "Казаньоргсинтез";

- модернизация этиленового комплекса и организация производства полиэтиленов мощностью 230 тысяч тонн в год, наращение мощности производства полистиролов до 100 тысяч в год в ОАО "Нижнекамскнефтехим";

- организация производства цельнометаллокордных шин в ОАО "Нижнекамскшина" годовой мощностью 600 тысяч шин;

- а также ряд проектов, реализуемых в особой экономической зоне на территории Елабужского муниципального района.

Активизация инвестиционной и инновационной деятельности в 2007 году будет обеспечиваться за счет эффективной деятельности созданной в республике целостной инвестиционной системы, центральным элементом которой являются четыре специализированных инвестиционных фонда. Стабилизационным залогово-страховым, Инвестиционно-венчурным, Региональным венчурным для инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере фондами и Фондом поддержки IT-технологий в 2007 году будет профинансировано новых проектов на сумму более 1,2 млрд. рублей. То есть на 1 рубль налоговых льгот мы получим 2 рубля налоговых поступлений в бюджет.

В 2007 году промышленными предприятиями республики будут реализовываться около 120 инвестиционных проектов.

Общая сумма инвестиций в агропромышленном комплексе в 2007 году составит около 30 млрд. рублей. Наиболее крупные инвесторы - компании "Красный Восток Агро", "ВАМИН Татарстан", "Золотой Колос", "Татспиртпром", "Холдинговая компания "Ак Барс" и ряд других.

В соответствии с законом "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан" на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в 2007 году предусматривается предоставление государственной поддержки в форме льготного налогообложения на сумму около 665 млн. рублей. При этом налоговые поступления от реализации проектов в будущем году в республиканский бюджет составят 1,2 млрд. рублей.

Важным элементом инвестиционной и инновационной инфраструктуры является сеть технологических и индустриальных парков. В 2007 году их число увеличится с 14 до 17. Объем произведенной ими продукции возрастет в два раза и составит более 11 млрд. рублей.

Создание системы технопарков позволит повысить эффективность деятельности субъектов малого бизнеса в сфере создания компонентных и других высокотехнологичных производств для крупных предприятий.

В 2007 году оборот малого бизнеса возрастет на 15% и составит около 200 млрд. рублей. Доля малого бизнеса в валовом региональном продукте возрастет до 23%, численность занятых увеличится на 8% и составит 170 тысяч человек. Опережающими темпами будет увеличиваться и средняя заработная плата в этом секторе экономики. Ее рост в 2007 году составит 37%.

Хочу отметить также, что значительное влияние на социально-экономическое развитие Республики Татарстан будет оказывать реализация приоритетных национальных проектов. В настоящее время в республике реализуются 4 приоритетных национальных проекта: "Образование", "Здоровье", "Развитие агропромышленного комплекса", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" с общим объемом финансирования в текущем году 4,7 млрд. рублей из бюджета России и 9,3 млрд. рублей из республиканского бюджета. В 2007 году в соответствии с заложенными в проекте федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов прогнозами по увеличению средств на приоритетные национальные проекты ожидается увеличение этих объемов примерно в 1,5 раза.

В результате реализации приоритетных национальных проектов в отраслях здравоохранения и образования будут изменены подходы к оценке качества предоставляемых услуг. В течение двух последующих лет будут введены подушевые нормативы в этих отраслях, что повлечет за собой определенные организационные преобразования. Реализация всех четырех приоритетных национальных проектов позволит увеличить доходы бюджетов муниципальных образований.

В 2007 году с целью выравнивания депрессивных регионов до минимального нормативного уровня их бюджетной обеспеченности в рамках решения задачи по размещению производительных сил будут реализовываться инвестиционные проекты. Так, в ряде таких районов состоялись обсуждения возможности реализации на их территории инвестиционных проектов, связанных с переработкой полимерных материалов, производимых в республике. Результаты этой работы позволят обеспечить близкий по значению уровень жизни населения на всей территории республики. Число самодостаточных муниципальных образований в 2007 году составит 22 по сравнению с 20 - в текущем году.

Уровень жизни является составной частью интегрального индикатора качества жизни. В 2007 году его значение увеличится от 73% до 84,4% от нормативного. Важнейшими параметрами качества жизни являются заработная плата и денежные доходы населения.

В 2007 году предусматривается рост средней заработной платы одного работника на 18,7%, ее размер достигнет 10080 рублей.

Решение поставленных задач в области социально-экономического развития позволит увеличить реальные денежные доходы населения в 2007 году на 11%. (Денежные доходы на душу населения составят 10500 рублей.)

Опережающий рост доходов является необходимым условием как повышения благосостояния населения, так и роста потребительского рынка. Рост оборота розничной торговли прогнозируется на уровне 112%, объема платных услуг населению - 108%.

В 2007 году возрастет обеспеченность объектами социальной инфраструктуры, в том числе жильем. Жилищное строительство планируется в объеме 1 миллион 850 тысяч квадратных метров жилья. На реализацию Программы жилищного строительства в рамках социальной ипотеки из республиканского бюджета предусмотрено направить 3,9 млрд. рублей, что позволит улучшить жилищные условия шести тысячам семей.

Таковы основные прогнозные параметры и направления социально-экономического развития республики на 2007 год.

Уважаемые депутаты!

Сегодня в условиях, когда более двух третей доходов республики в соответствии с законодательством направляется в Федеральный бюджет, серьезной проблемой для нас является поиск источников финансирования ряда социальных обязательств республики, как субъекта Федерации, закрепленных федеральными законами. К сожалению, эти обязательства не учитываются в межбюджетных отношениях между субъектом Российской Федерации и федеральным центром, а их объем значителен. Речь прежде всего идет о гарантиях по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также ряду других категорий. Сегодня только для детей-сирот, нуждающихся в жилье, необходимо более 1 млрд. рублей (по данным Министерства образования и науки - 2795 человек).

Есть и ряд других проблем, которые требуют проведения значительного объема работ на федеральном уровне с Правительством Российской Федерации, парламентом и Советом Федерации. И здесь мы рассчитываем на совместную с вами эффективную работу.

Если в целом охарактеризовать проект бюджета, то, как уже отмечалось при рассмотрении проекта бюджета на 2007 год в профильных комитетах Государственного Совета и на парламентских слушаниях, он заметно отличается от бюджетов предыдущих лет. Проект бюджета разработан в условиях, когда завершается реализация ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года". В связи с этим нам предстоит большая работа по обеспечению поступления запланированных в бюджет доходов из всех секторов экономики, а также эффективное их использование. Эта сложная задача может быть решена только путем консолидированных совместных действий бизнес-сообщества, а также всех органов государственной и муниципальной власти.

Казань, 12 октября 2006 г.


Газета "Республика Татарстан", 13 октября 2006 г.