Публикации > Просмотр публикации
Доклад министра финансов РТ Радика Гайзатуллина на 1-м заседании XXVI сессии Государственного Совета РТ
В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Татарстан на ваше рассмотрение представляется проект закона "О бюджете Республики Татарстан на 2007 год".
Формирование проекта бюджета Республики Татарстан на 2007 год осуществлялось в тесном контакте с комитетами Государственного Совета, депутатами, главами районов и городов, руководителями министерств и ведомств, местных финансовых и налоговых органов, а также крупных налогоплательщиков республики.
При формировании доходной части проекта бюджета учитывались макроэкономические показатели социально-экономического развития республики, вносимые с 1 января 2007 года изменения и дополнения в бюджетное и налоговое законодательство, а также ход исполнения бюджета.
Доходная часть консолидированного бюджета республики за 9 месяцев текущего года, по оперативным данным, исполнена на 117% к плану, бюджета Республики Татарстан - на 119%, целевых бюджетных фондов - на 119%, местных бюджетов - на 104%.
По налоговым доходам план выполнен по консолидированному бюджету на 119%, бюджету республики - на 123%. Плановые назначения, кроме акцизов, выполнены по всем крупным налоговым доходам.
Общий объем поступлений доходов в консолидированный бюджет за 9 месяцев с учетом федеральных средств составил 62,6 млрд. рублей, в том числе в бюджет Республики Татарстан - 52,9 млрд. рублей.
Финансирование расходов бюджета Республики Татарстан за 9 месяцев текущего года проведено в соответствии с бюджетной росписью в полном объеме. Задолженности по заработной плате и коммунальным услугам не имеется. Своевременно профинансированы учреждения республиканского подчинения, в полном объеме оказана финансовая помощь местным бюджетам в форме дотаций и субвенций.
Таким образом, мы прогнозируем окончание года практически без кредиторской задолженности республиканских бюджетных учреждений.
Основываясь на вышеназванных параметрах, налоговые доходы консолидированного бюджета спрогнозированы в сумме 55 млрд. рублей с ростом по сравнению с планом 2006 года на 25%, бюджета республики - 42,5 млрд. рублей с ростом на 27%.
Основными доходными источниками консолидированного бюджета остаются налог на прибыль и налог на доходы физических лиц, общий объем которых оценивается в 38,8 млрд. рублей, или 70 процентов налоговых доходов.
При составлении прогноза по данным налогам учтены изменения в федеральном законодательстве, вступающие в силу с 1 января 2007 года и сокращающие налогооблагаемую базу. По налогу на прибыль - это возможность уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму убытков прошлых лет в полном объеме вместо 50 процентов по действующему законодательству в текущем году. Кроме того, по данным крупных налогоплательщиков, увеличивается объем "амортизационной премии", используемой предприятиями, как источника инвестиций.
Одновременно в проекте закона о бюджете предлагается продлить льготы в размере 4 процентов ставки налога на прибыль для организаций, осуществляющих одобренные инвестиционные проекты.
По налогу на доходы физических лиц прогноз составлен исходя из прогнозируемых объемов и темпов роста фонда оплаты труда с учетом роста налоговых вычетов в соответствии с изменениями в федеральном законодательстве с 2007 года. Предельный размер социальных вычетов на обучение и лечение возрос с 38 до 50 тысяч рублей. Дополнительно предоставляется вычет не только на лечение, но и на взносы по добровольному личному медстрахованию, введен имущественный вычет на приобретение или продажу комнаты.
Прогнозные показатели по налогу на доходы физических лиц согласованы со всеми муниципальными районами и городскими округами, а также с крупными предприятиями республики.
Необходимо отметить, что по этим двум основным налогам ведется подробный мониторинг, информация о фактических поступлениях налогов и о прогнозах на будущий период детально анализируется. Результатом данной работы являются соглашения в форме договоренности Министерства финансов и хозяйствующих субъектов об объемах уплаты в 2007 году налога на прибыль.
Над задачей увеличения объемов поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет активно работает межведомственная комиссия по адаптации неформального рынка труда и легализации доходов. Имеются положительные результаты - сокращаются конвертные выплаты в учреждениях и организациях, уменьшается просроченная задолженность по заработной плате (с начала года - на 18,3%), растут темпы средней заработной платы по республике (с января по июль - на 27,4%, в июле - на 32,2%). Все эти факторы увеличивают объемы налога на доходы физических лиц.
Вся вышеназванная работа будет продолжена Правительством и в 2007 году, одновременно мониторингом будет охвачен еще более широкий круг налогоплательщиков.
Следующий налог - акцизы. Здесь есть изменения в налогообложении. По акцизам на нефтепродукты плательщиками становятся производители (в 2006 году - организации, осуществляющие реализацию) и сохраняется распределение доли субъектов по нормативам, установленным законом о федеральном бюджете.
По акцизам на алкогольную продукцию с 1 января прогнозируемого года установлена единая ставка в размере 162 рубля за 1 литр безводного этилового спирта на всю алкогольную продукцию и вина за исключением натуральных.
Ставки акцизов на спирт индексируются с 1 января 2007 года на 9,3 процента, на пиво - на 8,4 процента. Акцизы на нефтепродукты в 2007 году не индексируются.
На 2007 год сохраняется действующий в 2006 году порядок зачисления акцизов на алкогольную продукцию в бюджеты субъектов Федерации через централизацию на счетах федерального казначейства 80% сбора данного налога.
Поступления акцизов на 2007 год оцениваются в сумме 3,2 млрд. рублей.
По налогам на совокупный доход планируется получить 2,3 млрд. рублей. В данной сумме единый налог, взимаемый по упрощенной системе обложения, составит 1,1 млрд. рублей. Он будет поступать по нормативу 90 процентов в бюджет республики.
В бюджеты муниципальных районов и городских округов предполагается поступление 1,2 млрд. рублей единого налога на вмененный доход, по нормативу 90 процентов.
По налогу на имущество организаций поступления на 2007 год прогнозируются в объеме 4,4 млрд. рублей в бюджет республики.
Налог на имущество физических лиц будет зачислен в следующем году в местные бюджеты в сумме 177 млн. рублей.
По платежам за пользование природными ресурсами прогноз составляет 2,9 млрд. рублей. Основную долю в ресурсных платежах обеспечивает налог на добычу полезных ископаемых по нефти, рассчитанный исходя из цены нефти в размере 57 долларов за один баррель и курса доллара 26 рублей 50 копеек. Норматив зачисления сохранился в размере 5 процентов.
При расчете суммы налога учтены изменения в федеральном налоговом законодательстве о снижении ставки по месторождениям с выработанностью свыше 80 процентов и по высоковязким нефтям.
Налог на добычу общераспространенных и прочих полезных ископаемых зачисляется в бюджет республики в сумме 11 млн. рублей.
Прогноз по земельному налогу учтен в местных бюджетах в объеме 2,7 млрд. рублей. Сумма налога определялась исходя из кадастровой оценки земельных участков и действующих в 2006 году ставок. Прогноз поступлений по муниципальным районам и городским округам согласован с органами Роснедвижимости, налоговыми органами и исполкомами муниципалитетов.
Прочие налоговые доходы - (госпошлина и налог на игорный бизнес) прогнозируются в объеме 451 млн. рублей.
Поступления неналоговых доходов с учетом платежей, зачисляемых организациями на реализацию Программы жилищного строительства по ипотеке, в консолидированный бюджет Республики Татарстан прогнозируются в сумме 5,9 млрд. рублей (ипотека - 3,9 млрд. рублей), в бюджет Республики Татарстан - 4,6 млрд. рублей.
В соответствии с положениями Бюджетных кодексов Российской Федерации и Республики Татарстан в бюджет Республики Татарстан предусмотрено перечисление "отрицательных" трансфертов в виде субвенции из 39 бюджетов поселений в объеме 134,4 млн. рублей (в 2006 году - 43 поселения на 50,5 млн. рублей) и 619 млн. рублей из трех бюджетов муниципальных районов, городских округов ( в 2006 году - 3 бюджета на 602 млн. рублей), в которых в отчетном году расчетные налоговые доходы местных бюджетов превышали средний уровень по Республике Татарстан более чем в 1,3 раза.
В бюджете республики на 2007 год учтены 3 целевых бюджетных фонда в объеме 5 млрд. рублей, в том числе в Дорожный фонд - 4,4 млрд. рублей, в Экологический фонд - 260 млн. рублей, в Фонд безопасности дорожного движения - 347 млн. рублей.
Объем поступлений в виде финансовой помощи из федерального бюджета в бюджет Республики Татарстан на 2007 год прогнозируется в сумме 2,9 млрд. рублей, что на 76% меньше плана 2006 года. Это обусловлено тем, что в текущем 2006 году завершается реализация федеральной программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан" на
7 млрд. рублей и не прогнозируется в 2007 году выделение грантов г.Казани - на 2,1 млрд. рублей.
После принятия федерального бюджета на 2007 год сумма средств, выделяемых Республике Татарстан, будет уточняться на объемы ФАИП и дорожное строительство. Соответственно будут внесены предложения по уточнению объема бюджета РТ в соответствии со статьей 27 законопроекта о бюджете на 2007 год.
В целом доходная часть консолидированного бюджета Республики Татарстан прогнозируется в объеме 66,8 млрд. рублей, бюджета республики - 53,7 млрд. рублей. Рост собственных доходов консолидированного бюджета планируется по сравнению с планом текущего года на 24%, бюджета республики - на 26%.
Для мобилизации доходов в названных объемах необходимо будет в 2007 году приложить все усилия по организации эффективной работы крупных предприятий, поддержки малого предпринимательства с одновременной четкой работой налоговых, финансовых и казначейских органов по сбору налогов и их прогнозированию. Кроме того, немаловажной для качественного исполнения бюджета будет динамика в течение года ценового фактора нефти на внешнем и внутреннем рынках и курсу доллара. Эти показатели при прогнозировании доходов бюджета на 2007 год мы взяли в максимальном значении, поэтому определенную напряженность в мобилизации доходов в следующем году бюджет будет испытывать.
Вместе с тем мы считаем данный прогноз по доходам оправданным в связи с необходимостью компенсировать выпадающие доходы по федеральной целевой программе и, что самое главное, сохранить социальную направленность бюджета республики в очередном году.
Исходя из этих требований расходная часть консолидированного бюджета Республики Татарстан на 2007 год сформирована на основе действующих социальных стандартов и нормативов с учетом повышения заработной платы бюджетникам с 1 сентября 2007 года на 15%, роста тарифов на энергоносители, на поставку газа, теплоснабжение - на 15%, индексации в меру инфляции (7,7%) - всех текущих расходов. На эти статьи расходов в бюджете на 2007 год предусмотрено направить 8,2 млрд. рублей, из них на повышение тарифных ставок заработной платы работников учреждений бюджетной сферы, системы обязательного медицинского страхования - 4,2 млрд. рублей.
Одновременно в республике сверх федерального законодательства установлены дополнительные выплаты бюджетникам, на которые необходимо направить 5,2 млрд. рублей:
- на сохранение компенсационных выплат работникам бюджетной сферы - 1,2 млрд. рублей;
- на сохранение доплат в размере 25% бюджетникам, работающим на селе, - 675 млн. рублей;
- на продолжение дополнительных выплат за классное руководство в общеобразовательных учреждениях - около 113 млн. рублей;
- полностью сохранен порядок формирования фонда оплаты труда в бюджетных учреждениях, который дополнительно предусматривает выплату премий в размере двух окладов и материальной помощи в размере одного оклада - на сумму 2,6 млрд. рублей;
- на оплату льготного школьного питания - 356 млн. рублей;
- на стимулирование молодых специалистов (учителей и работников культуры) - 59 млн. рублей;
- доплата работникам культуры за выслугу лет - 96 млн. рублей.
Теперь перехожу к характеристике показателей бюджета по разделам функциональной классификации расходов.
Расходы консолидированного бюджета на 2007 год по разделу "Общегосударственные вопросы" прогнозируются в сумме 5,3 млрд. рублей, по бюджету республики - 3,2 млрд. рублей.
По данному разделу предусматриваются расходы на аппарат управления, резервный фонд Правительства (1,1 млрд. рублей), расходы по обслуживанию госдолга (745 млн. рублей), расходы на научные исследования, содержание аппарата мировых судей.
На правоохранительную деятельность и национальную безопасность предусматривается направить 2,5 млрд. рублей, в том числе по бюджету республики - 2,3 млрд. рублей.
Наиболее объемный раздел - "Национальная экономика". Все расходы раздела проходят только по бюджету республики в объеме 10,2 млрд. рублей. В данный раздел в соответствии с бюджетной классификацией включены расходы на дорожное строительство (4,4 млрд. рублей), строительство метро (500 млн. рублей), федеральные средства по передаваемым полномочиям в сфере экологии и занятости (800 млн. рублей), фонд ГИБДД (347 млн. рублей), отдельные структуры аппарата управления, не имеющие по бюджетной классификации собственных разделов (726 млн. рублей), убытки транспорта (165 млн. рублей), информатизация (123 млн. рублей).
В этом же разделе на развитие сельского хозяйства предлагается выделить 3 млрд. рублей. Эти средства планируется направить на содержание сельскохозяйственных и ветеринарных учреждений, на покупку средств химизации, поддержку элитного семеноводства, племенного дела, на повышение продуктивности полей и ферм, а также на компенсацию процентных ставок по банковским кредитам.
В отрасли жилищно-коммунального хозяйства расходы консолидированного бюджета Республики Татарстан прогнозируются в сумме 7,6 млрд. рублей, бюджета республики - 122 млн. рублей. Кроме того, в разделе ЖКХ бюджета республики учтены средства на приемку и ввод жилого фонда и объектов соцкультсферы - 504 млн. рублей; 3,9 млрд. рублей - на реализацию республиканской программы строительства жилья по социальной ипотеке. В расходах местных бюджетов учтены расходы по благоустройству - 2,1 млрд. рублей, капремонт жилищного фонда - 925 млн. рублей. (В Программе развития ЖКХ - 900 млн. рублей, в т.ч. 750 млн. рублей - за счет местных бюджетов, 150 млн. рублей - за счет бюджета РТ.)
Расходы бюджета республики на охрану окружающей среды с учетом средств Экологического фонда предусматриваются в сумме 428 млн. рублей, из них средства фонда - 260 млн. рублей.
Основные расходы консолидированного бюджета республики в 2007 году будут направлены на содержание и развитие социально-культурной сферы в объеме 40,6 млрд. рублей, или около 60% от общей суммы расходов бюджета. По бюджету республики эти расходы с учетом субсидий и субвенций нижестоящим бюджетам из фонда компенсаций и фонда софинансирования составят 31,5 млрд. рублей.
Самым крупным разделом по объему расходов в социальной сфере является образование. В этот раздел в консолидированном бюджете предусмотрено направить 19,9 млрд. рублей, в том числе в бюджете Республики Татарстан - 4 млрд. рублей. В составе расходов на образование предусмотрены средства на развитие физкультурно-спортивной работы среди детей и подростков в сумме 177 млн. рублей и проведение летней оздоровительной кампании в сумме 188 млн. рублей, а также проведение мероприятий молодежной политики - 189 млн. рублей.
Расходы на культуру, искусство и средства массовой информации в консолидированном бюджете республики предусматриваются в объеме 3,2 млрд. рублей, в том числе из бюджета Республики Татарстан 1,9 млрд. рублей.
В здравоохранение по всем направлениям с учетом Фонда ОМС будет направлено 14,1 млрд. рублей, из них расходы бюджета Республики Татарстан составят 8,2 млрд. рублей.
Расходы консолидированного бюджета республики по учреждениям и мероприятиям соцобеспечения и социальной политики на 2007 год предусматриваются в объеме 7,5 млрд. рублей, из них на обеспечение функционирования учреждений социального обслуживания будет направлено 1,4 млрд. рублей и на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан - 6,1 млрд. рублей.
В проекте бюджета Республики Татарстан учтено финансирование наиболее социально значимых программ: Дети Татарстана (40,3 млн. рублей), развитие языков (32 млн. рублей), профилактика наркотизации (69,9 млн. рублей), развитие физкультурно-спортивной работы среди детей и подростков (177 млн. рублей), кампания по летнему отдыху детей (188 млн. рублей), содействие трудоустройству несовершеннолетних граждан (15 млн. рублей) - на общую сумму 522 млн. рублей.
Взаимоотношения бюджета республики с местными бюджетами отражены в разделе "Межбюджетные трансферты" и строятся через систему фондов, порядок формирования которых утвержден законодательно.
Основу раздела "Межбюджетные трансферты" составляют Региональный фонд финансовой поддержки поселений (58 млн. рублей), Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (712 млн. рублей), Региональный фонд компенсаций (10,4 млрд. рублей), Региональный фонд софинансирования социальных расходов (4,7 млрд. рублей).
Конкретные объемы расходов бюджета республики на 2007 год приведены в приложениях №6 (Функциональная структура расходов) и №7 (Ведомственная структура расходов).
Общий объем расходов консолидированного бюджета Республики Татарстан на 2007 год спрогнозирован в сумме 70,4 млрд. рублей. Расходы бюджета РТ республики составят 56,2 млрд. рублей.
Предельный размер дефицита консолидированного бюджета Республики Татарстан на 2007 год прогнозируется в сумме 3,6 млрд. рублей, бюджета республики - 2,5 млрд. рублей.
Прошу уважаемых депутатов Государственного Совета рассмотреть представленный законопроект и принять в первом чтении бюджет Республики Татарстан на 2007 год по доходам в сумме 53,7 млрд. рублей, по расходам - 56,2 млрд. рублей с предельным размером дефицита в сумме 2,5
В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Татарстан на ваше рассмотрение представляется проект закона "О бюджете Республики Татарстан на 2007 год".
Формирование проекта бюджета Республики Татарстан на 2007 год осуществлялось в тесном контакте с комитетами Государственного Совета, депутатами, главами районов и городов, руководителями министерств и ведомств, местных финансовых и налоговых органов, а также крупных налогоплательщиков республики.
При формировании доходной части проекта бюджета учитывались макроэкономические показатели социально-экономического развития республики, вносимые с 1 января 2007 года изменения и дополнения в бюджетное и налоговое законодательство, а также ход исполнения бюджета.
Доходная часть консолидированного бюджета республики за 9 месяцев текущего года, по оперативным данным, исполнена на 117% к плану, бюджета Республики Татарстан - на 119%, целевых бюджетных фондов - на 119%, местных бюджетов - на 104%.
По налоговым доходам план выполнен по консолидированному бюджету на 119%, бюджету республики - на 123%. Плановые назначения, кроме акцизов, выполнены по всем крупным налоговым доходам.
Общий объем поступлений доходов в консолидированный бюджет за 9 месяцев с учетом федеральных средств составил 62,6 млрд. рублей, в том числе в бюджет Республики Татарстан - 52,9 млрд. рублей.
Финансирование расходов бюджета Республики Татарстан за 9 месяцев текущего года проведено в соответствии с бюджетной росписью в полном объеме. Задолженности по заработной плате и коммунальным услугам не имеется. Своевременно профинансированы учреждения республиканского подчинения, в полном объеме оказана финансовая помощь местным бюджетам в форме дотаций и субвенций.
Таким образом, мы прогнозируем окончание года практически без кредиторской задолженности республиканских бюджетных учреждений.
Основываясь на вышеназванных параметрах, налоговые доходы консолидированного бюджета спрогнозированы в сумме 55 млрд. рублей с ростом по сравнению с планом 2006 года на 25%, бюджета республики - 42,5 млрд. рублей с ростом на 27%.
Основными доходными источниками консолидированного бюджета остаются налог на прибыль и налог на доходы физических лиц, общий объем которых оценивается в 38,8 млрд. рублей, или 70 процентов налоговых доходов.
При составлении прогноза по данным налогам учтены изменения в федеральном законодательстве, вступающие в силу с 1 января 2007 года и сокращающие налогооблагаемую базу. По налогу на прибыль - это возможность уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму убытков прошлых лет в полном объеме вместо 50 процентов по действующему законодательству в текущем году. Кроме того, по данным крупных налогоплательщиков, увеличивается объем "амортизационной премии", используемой предприятиями, как источника инвестиций.
Одновременно в проекте закона о бюджете предлагается продлить льготы в размере 4 процентов ставки налога на прибыль для организаций, осуществляющих одобренные инвестиционные проекты.
По налогу на доходы физических лиц прогноз составлен исходя из прогнозируемых объемов и темпов роста фонда оплаты труда с учетом роста налоговых вычетов в соответствии с изменениями в федеральном законодательстве с 2007 года. Предельный размер социальных вычетов на обучение и лечение возрос с 38 до 50 тысяч рублей. Дополнительно предоставляется вычет не только на лечение, но и на взносы по добровольному личному медстрахованию, введен имущественный вычет на приобретение или продажу комнаты.
Прогнозные показатели по налогу на доходы физических лиц согласованы со всеми муниципальными районами и городскими округами, а также с крупными предприятиями республики.
Необходимо отметить, что по этим двум основным налогам ведется подробный мониторинг, информация о фактических поступлениях налогов и о прогнозах на будущий период детально анализируется. Результатом данной работы являются соглашения в форме договоренности Министерства финансов и хозяйствующих субъектов об объемах уплаты в 2007 году налога на прибыль.
Над задачей увеличения объемов поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет активно работает межведомственная комиссия по адаптации неформального рынка труда и легализации доходов. Имеются положительные результаты - сокращаются конвертные выплаты в учреждениях и организациях, уменьшается просроченная задолженность по заработной плате (с начала года - на 18,3%), растут темпы средней заработной платы по республике (с января по июль - на 27,4%, в июле - на 32,2%). Все эти факторы увеличивают объемы налога на доходы физических лиц.
Вся вышеназванная работа будет продолжена Правительством и в 2007 году, одновременно мониторингом будет охвачен еще более широкий круг налогоплательщиков.
Следующий налог - акцизы. Здесь есть изменения в налогообложении. По акцизам на нефтепродукты плательщиками становятся производители (в 2006 году - организации, осуществляющие реализацию) и сохраняется распределение доли субъектов по нормативам, установленным законом о федеральном бюджете.
По акцизам на алкогольную продукцию с 1 января прогнозируемого года установлена единая ставка в размере 162 рубля за 1 литр безводного этилового спирта на всю алкогольную продукцию и вина за исключением натуральных.
Ставки акцизов на спирт индексируются с 1 января 2007 года на 9,3 процента, на пиво - на 8,4 процента. Акцизы на нефтепродукты в 2007 году не индексируются.
На 2007 год сохраняется действующий в 2006 году порядок зачисления акцизов на алкогольную продукцию в бюджеты субъектов Федерации через централизацию на счетах федерального казначейства 80% сбора данного налога.
Поступления акцизов на 2007 год оцениваются в сумме 3,2 млрд. рублей.
По налогам на совокупный доход планируется получить 2,3 млрд. рублей. В данной сумме единый налог, взимаемый по упрощенной системе обложения, составит 1,1 млрд. рублей. Он будет поступать по нормативу 90 процентов в бюджет республики.
В бюджеты муниципальных районов и городских округов предполагается поступление 1,2 млрд. рублей единого налога на вмененный доход, по нормативу 90 процентов.
По налогу на имущество организаций поступления на 2007 год прогнозируются в объеме 4,4 млрд. рублей в бюджет республики.
Налог на имущество физических лиц будет зачислен в следующем году в местные бюджеты в сумме 177 млн. рублей.
По платежам за пользование природными ресурсами прогноз составляет 2,9 млрд. рублей. Основную долю в ресурсных платежах обеспечивает налог на добычу полезных ископаемых по нефти, рассчитанный исходя из цены нефти в размере 57 долларов за один баррель и курса доллара 26 рублей 50 копеек. Норматив зачисления сохранился в размере 5 процентов.
При расчете суммы налога учтены изменения в федеральном налоговом законодательстве о снижении ставки по месторождениям с выработанностью свыше 80 процентов и по высоковязким нефтям.
Налог на добычу общераспространенных и прочих полезных ископаемых зачисляется в бюджет республики в сумме 11 млн. рублей.
Прогноз по земельному налогу учтен в местных бюджетах в объеме 2,7 млрд. рублей. Сумма налога определялась исходя из кадастровой оценки земельных участков и действующих в 2006 году ставок. Прогноз поступлений по муниципальным районам и городским округам согласован с органами Роснедвижимости, налоговыми органами и исполкомами муниципалитетов.
Прочие налоговые доходы - (госпошлина и налог на игорный бизнес) прогнозируются в объеме 451 млн. рублей.
Поступления неналоговых доходов с учетом платежей, зачисляемых организациями на реализацию Программы жилищного строительства по ипотеке, в консолидированный бюджет Республики Татарстан прогнозируются в сумме 5,9 млрд. рублей (ипотека - 3,9 млрд. рублей), в бюджет Республики Татарстан - 4,6 млрд. рублей.
В соответствии с положениями Бюджетных кодексов Российской Федерации и Республики Татарстан в бюджет Республики Татарстан предусмотрено перечисление "отрицательных" трансфертов в виде субвенции из 39 бюджетов поселений в объеме 134,4 млн. рублей (в 2006 году - 43 поселения на 50,5 млн. рублей) и 619 млн. рублей из трех бюджетов муниципальных районов, городских округов ( в 2006 году - 3 бюджета на 602 млн. рублей), в которых в отчетном году расчетные налоговые доходы местных бюджетов превышали средний уровень по Республике Татарстан более чем в 1,3 раза.
В бюджете республики на 2007 год учтены 3 целевых бюджетных фонда в объеме 5 млрд. рублей, в том числе в Дорожный фонд - 4,4 млрд. рублей, в Экологический фонд - 260 млн. рублей, в Фонд безопасности дорожного движения - 347 млн. рублей.
Объем поступлений в виде финансовой помощи из федерального бюджета в бюджет Республики Татарстан на 2007 год прогнозируется в сумме 2,9 млрд. рублей, что на 76% меньше плана 2006 года. Это обусловлено тем, что в текущем 2006 году завершается реализация федеральной программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан" на
7 млрд. рублей и не прогнозируется в 2007 году выделение грантов г.Казани - на 2,1 млрд. рублей.
После принятия федерального бюджета на 2007 год сумма средств, выделяемых Республике Татарстан, будет уточняться на объемы ФАИП и дорожное строительство. Соответственно будут внесены предложения по уточнению объема бюджета РТ в соответствии со статьей 27 законопроекта о бюджете на 2007 год.
В целом доходная часть консолидированного бюджета Республики Татарстан прогнозируется в объеме 66,8 млрд. рублей, бюджета республики - 53,7 млрд. рублей. Рост собственных доходов консолидированного бюджета планируется по сравнению с планом текущего года на 24%, бюджета республики - на 26%.
Для мобилизации доходов в названных объемах необходимо будет в 2007 году приложить все усилия по организации эффективной работы крупных предприятий, поддержки малого предпринимательства с одновременной четкой работой налоговых, финансовых и казначейских органов по сбору налогов и их прогнозированию. Кроме того, немаловажной для качественного исполнения бюджета будет динамика в течение года ценового фактора нефти на внешнем и внутреннем рынках и курсу доллара. Эти показатели при прогнозировании доходов бюджета на 2007 год мы взяли в максимальном значении, поэтому определенную напряженность в мобилизации доходов в следующем году бюджет будет испытывать.
Вместе с тем мы считаем данный прогноз по доходам оправданным в связи с необходимостью компенсировать выпадающие доходы по федеральной целевой программе и, что самое главное, сохранить социальную направленность бюджета республики в очередном году.
Исходя из этих требований расходная часть консолидированного бюджета Республики Татарстан на 2007 год сформирована на основе действующих социальных стандартов и нормативов с учетом повышения заработной платы бюджетникам с 1 сентября 2007 года на 15%, роста тарифов на энергоносители, на поставку газа, теплоснабжение - на 15%, индексации в меру инфляции (7,7%) - всех текущих расходов. На эти статьи расходов в бюджете на 2007 год предусмотрено направить 8,2 млрд. рублей, из них на повышение тарифных ставок заработной платы работников учреждений бюджетной сферы, системы обязательного медицинского страхования - 4,2 млрд. рублей.
Одновременно в республике сверх федерального законодательства установлены дополнительные выплаты бюджетникам, на которые необходимо направить 5,2 млрд. рублей:
- на сохранение компенсационных выплат работникам бюджетной сферы - 1,2 млрд. рублей;
- на сохранение доплат в размере 25% бюджетникам, работающим на селе, - 675 млн. рублей;
- на продолжение дополнительных выплат за классное руководство в общеобразовательных учреждениях - около 113 млн. рублей;
- полностью сохранен порядок формирования фонда оплаты труда в бюджетных учреждениях, который дополнительно предусматривает выплату премий в размере двух окладов и материальной помощи в размере одного оклада - на сумму 2,6 млрд. рублей;
- на оплату льготного школьного питания - 356 млн. рублей;
- на стимулирование молодых специалистов (учителей и работников культуры) - 59 млн. рублей;
- доплата работникам культуры за выслугу лет - 96 млн. рублей.
Теперь перехожу к характеристике показателей бюджета по разделам функциональной классификации расходов.
Расходы консолидированного бюджета на 2007 год по разделу "Общегосударственные вопросы" прогнозируются в сумме 5,3 млрд. рублей, по бюджету республики - 3,2 млрд. рублей.
По данному разделу предусматриваются расходы на аппарат управления, резервный фонд Правительства (1,1 млрд. рублей), расходы по обслуживанию госдолга (745 млн. рублей), расходы на научные исследования, содержание аппарата мировых судей.
На правоохранительную деятельность и национальную безопасность предусматривается направить 2,5 млрд. рублей, в том числе по бюджету республики - 2,3 млрд. рублей.
Наиболее объемный раздел - "Национальная экономика". Все расходы раздела проходят только по бюджету республики в объеме 10,2 млрд. рублей. В данный раздел в соответствии с бюджетной классификацией включены расходы на дорожное строительство (4,4 млрд. рублей), строительство метро (500 млн. рублей), федеральные средства по передаваемым полномочиям в сфере экологии и занятости (800 млн. рублей), фонд ГИБДД (347 млн. рублей), отдельные структуры аппарата управления, не имеющие по бюджетной классификации собственных разделов (726 млн. рублей), убытки транспорта (165 млн. рублей), информатизация (123 млн. рублей).
В этом же разделе на развитие сельского хозяйства предлагается выделить 3 млрд. рублей. Эти средства планируется направить на содержание сельскохозяйственных и ветеринарных учреждений, на покупку средств химизации, поддержку элитного семеноводства, племенного дела, на повышение продуктивности полей и ферм, а также на компенсацию процентных ставок по банковским кредитам.
В отрасли жилищно-коммунального хозяйства расходы консолидированного бюджета Республики Татарстан прогнозируются в сумме 7,6 млрд. рублей, бюджета республики - 122 млн. рублей. Кроме того, в разделе ЖКХ бюджета республики учтены средства на приемку и ввод жилого фонда и объектов соцкультсферы - 504 млн. рублей; 3,9 млрд. рублей - на реализацию республиканской программы строительства жилья по социальной ипотеке. В расходах местных бюджетов учтены расходы по благоустройству - 2,1 млрд. рублей, капремонт жилищного фонда - 925 млн. рублей. (В Программе развития ЖКХ - 900 млн. рублей, в т.ч. 750 млн. рублей - за счет местных бюджетов, 150 млн. рублей - за счет бюджета РТ.)
Расходы бюджета республики на охрану окружающей среды с учетом средств Экологического фонда предусматриваются в сумме 428 млн. рублей, из них средства фонда - 260 млн. рублей.
Основные расходы консолидированного бюджета республики в 2007 году будут направлены на содержание и развитие социально-культурной сферы в объеме 40,6 млрд. рублей, или около 60% от общей суммы расходов бюджета. По бюджету республики эти расходы с учетом субсидий и субвенций нижестоящим бюджетам из фонда компенсаций и фонда софинансирования составят 31,5 млрд. рублей.
Самым крупным разделом по объему расходов в социальной сфере является образование. В этот раздел в консолидированном бюджете предусмотрено направить 19,9 млрд. рублей, в том числе в бюджете Республики Татарстан - 4 млрд. рублей. В составе расходов на образование предусмотрены средства на развитие физкультурно-спортивной работы среди детей и подростков в сумме 177 млн. рублей и проведение летней оздоровительной кампании в сумме 188 млн. рублей, а также проведение мероприятий молодежной политики - 189 млн. рублей.
Расходы на культуру, искусство и средства массовой информации в консолидированном бюджете республики предусматриваются в объеме 3,2 млрд. рублей, в том числе из бюджета Республики Татарстан 1,9 млрд. рублей.
В здравоохранение по всем направлениям с учетом Фонда ОМС будет направлено 14,1 млрд. рублей, из них расходы бюджета Республики Татарстан составят 8,2 млрд. рублей.
Расходы консолидированного бюджета республики по учреждениям и мероприятиям соцобеспечения и социальной политики на 2007 год предусматриваются в объеме 7,5 млрд. рублей, из них на обеспечение функционирования учреждений социального обслуживания будет направлено 1,4 млрд. рублей и на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан - 6,1 млрд. рублей.
В проекте бюджета Республики Татарстан учтено финансирование наиболее социально значимых программ: Дети Татарстана (40,3 млн. рублей), развитие языков (32 млн. рублей), профилактика наркотизации (69,9 млн. рублей), развитие физкультурно-спортивной работы среди детей и подростков (177 млн. рублей), кампания по летнему отдыху детей (188 млн. рублей), содействие трудоустройству несовершеннолетних граждан (15 млн. рублей) - на общую сумму 522 млн. рублей.
Взаимоотношения бюджета республики с местными бюджетами отражены в разделе "Межбюджетные трансферты" и строятся через систему фондов, порядок формирования которых утвержден законодательно.
Основу раздела "Межбюджетные трансферты" составляют Региональный фонд финансовой поддержки поселений (58 млн. рублей), Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (712 млн. рублей), Региональный фонд компенсаций (10,4 млрд. рублей), Региональный фонд софинансирования социальных расходов (4,7 млрд. рублей).
Конкретные объемы расходов бюджета республики на 2007 год приведены в приложениях №6 (Функциональная структура расходов) и №7 (Ведомственная структура расходов).
Общий объем расходов консолидированного бюджета Республики Татарстан на 2007 год спрогнозирован в сумме 70,4 млрд. рублей. Расходы бюджета РТ республики составят 56,2 млрд. рублей.
Предельный размер дефицита консолидированного бюджета Республики Татарстан на 2007 год прогнозируется в сумме 3,6 млрд. рублей, бюджета республики - 2,5 млрд. рублей.
Прошу уважаемых депутатов Государственного Совета рассмотреть представленный законопроект и принять в первом чтении бюджет Республики Татарстан на 2007 год по доходам в сумме 53,7 млрд. рублей, по расходам - 56,2 млрд. рублей с предельным размером дефицита в сумме 2,5
Казань, 12 октября 2006 г.
Газета "Республика Татарстан", 13 октября 2006 г.