Публикации > Просмотр публикации
Содоклад председателя Комитета Госсовета по бюджету, налогам и финансам Илсура Сафиуллина на 1-м заседании XXVI сессии Государственного Совета РТ
Проект закона о бюджете на 2007 год внесен в Госсовет 8 сентября текущего года в установленный Бюджетным кодексом срок.
Проект бюджета был размещен на сайте Госсовета, заинтересованные лица и организации имели возможность ознакомиться с ним, дать свои предложения.
Согласно регламенту законопроект прошел рассмотрение на всех комитетах. Комитеты дали заключения по своим направлениям, на основании которых наш комитет подготовил сводное заключение.
Проведены парламентские слушания с привлечением общественных организаций, предложения, высказанные в ходе слушаний, направлены в Правительство для использования при внесении поправок во втором чтении.
На основании проделанной работы наш комитет отмечает, что все материалы к проекту закона представлены в полном объеме и составление проекта бюджета соответствует Бюджетным кодексам РФ и РТ. Темпы роста, заложенные в прогнозе социально-экономического развития на 2007 год, достаточны для выполнения параметров представленного бюджета и соответствуют "Программе социально-экономического развития Республики Татарстан до 2010 года". Источники дефицита бюджета определены реально.
В основе проекта бюджета лежат стратегические приоритеты государственной политики - повышение качества жизни населения, снижение инфляции, поддержание высоких темпов развития экономики, в первую очередь за счет внедрения инноваций. Учтены также особенности реформирования местного самоуправления.
Как уже было сказано, прогноз основывается на достигнутых результатах. Они у нас самые лучшие в Приволжском федеральном округе.
В первом полугодии предприятиями, занимающимися добычей полезных ископаемых, отгружено товаров на сумму 101 млрд. рублей, предприятиями обрабатывающих производств - на сумму 163 млрд. рублей, предприятиями электричества, газа и воды - на сумму 22 млрд. рублей.
Удельный вес Татарстана по производству мяса и молока составляет 18,8% и 21,7% в Поволжском регионе, по строительству жилья - 23%.
Темп товарооборота розничной торговли - 133,6%. Он тоже самый высокий в Поволжье (средний по России - 111,3%).
Индекс потребительских цен на продовольственные товары составляет 104,7, самый низкий в округе (средний индекс по России - 106,2).
Наибольший темп роста денежных доходов на душу населения отмечен в Республике Татарстан - 130,8%. Однако он не дотягивает до среднероссийского уровня - 9351руб. на человека, тогда как у нас - 8915 руб. на человека. Хотя мы вторые по этому показателю в округе.
В совокупности все это дало возможность сформировать доходную часть бюджета Республики Татарстан за счет собственных средств.
Налог на прибыль в бюджете Республики Татарстан запланирован в сумме 18, 2 млрд. руб., в сравнении с 2006 годом - больше на 5,7 млрд. руб., или 146 %. Это цифра, находящаяся в пределах текущего исполнения.
Разница в 752486 тыс. рублей - за счет того, что убытки прошлых лет переносятся на следующий год в полном объеме 100% (в 2006 году было 50%), а также из-за единовременного включения в расходы 10% первоначальной стоимости основных средств (амортизационная премия).
Налог на доходы физических лиц в бюджете Республики Татарстан запланирован в размере 12,3 млрд. руб., в сравнении с 2006 годом - больше на 2 млрд. рублей, или 120,1%.
Упрощенный налог запланирован на 2007 год в сумме 1 млрд. 145 млн. рублей, что в сравнении с 2006 годом больше на 375 млн. рублей, или 148,7% - за счет роста числа налогоплательщиков.
Налог на имущество запланирован на 2007 год в сумме 4,4 млрд. руб., что в сравнении с 2006 годом больше на 449 млн. руб., или 111,4%.
В 2007 году предлагается освободить имущество технопарков, инновационно-технологических центров и находящейся на балансе лизингодателей отечественной автотранспортной техники.
Налог на добычу полезных ископаемых запланирован на 2007 год в сумме 2,9 млрд. руб., что в сравнении с 2006 годом больше на 864 млн. руб., или 142,8 %.
Комитет, рассмотрев доходную часть бюджета, считает, что доходы рассчитаны достоверно. В общем сумма доходов достаточна на покрытие текущих расходов бюджета республики.
Расходная часть бюджета на 2007 год сформирована на основе действующих социальных стандартов, учтены повышение заработной платы бюджетникам, рост тарифов на энергоносители.
Расходная часть бюджета меняется быстрыми темпами в сторону увеличения текущих затрат, то есть постоянно возрастающих расходов по содержанию бюджетных учреждений и финансированию различных социальных выплат. Удельный вес ФОТ и расходов на коммунальные услуги в 2007 году составит 45,9% (32 млрд. 200 млн. руб.), с ростом по отношению к 2000 году на 16,7%.
Согласно проекту бюджета Республики Татарстан на 2007 год расходы на социальную политику составят 6 млрд. 757,6 млн. руб. (или 12% в общем объеме расходов), в том числе социальное обеспечение населения - 4 млрд. 119 млн. руб.; борьба с беспризорностью, опека, попечительство - 394 млн. руб.; субвенции муниципальным районам (гор. округам) для предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - 1 млрд. 400 млн. руб.; субвенции муниципальным районам (гор. округам) на социальную поддержку населения - 844,6 млн. руб.
Бюджетная политика в области расходов должна формироваться исходя из необходимости улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами. Цель - достижение конечного результата наиболее эффективным способом.
У исполнителей бюджетных услуг должна быть конкуренция за ресурсы.
Хотя в последние годы делается попытка перехода от управления затратами к управлению результатами, надо признать, результатов в этом направлении у Правительства еще не так много.
Большое внимание при рассмотрении законопроекта на комитетах было уделено межбюджетным отношениям.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ каждый уровень бюджета наделен собственными доходами. При их недостаточности выравнивание происходит через систему межбюджетных трансфертов. Текущий год показал эффективность работы этого механизма. Прежде всего с точки зрения определения достоверной налоговой базы, ревизии и систематизации бюджетной сети местных самоуправлений.
Объем расходов, заложенных в республиканском бюджете 2007 года на выравнивание и сбалансирование бюджетов муниципальных образований, составит 7,6 млрд. рублей. Таким образом, объемы финансовой поддержки для муниципалитетов республики вырастут почти на 2,1 млрд. рублей (за счет роста запланированных поступлений от налога на доходы физических лиц к уровню 2006 года на 20%, увеличения фонда софинансирования - на 1,5 млрд. рублей, в связи с выделением ассигнований на проведение капитального ремонта бюджетных учреждений).
В представленном проекте выявлен ряд недостатков, на которые было обращено внимание на комитетах.
Проектом закона предусматривается передача субвенций бюджетам муниципальных районов на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты. Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" субвенции на указанные цели передаются бюджетам поселений и городских округов.
Кроме того, следует учесть ряд существующих проблем. Одна из них - поступления земельного налога для поселений. Налог рассчитан от предполагаемого налогового потенциала, а хозяев многих земельных участков на сегодняшний день нет.
В существующих условиях без помощи извне поселения самостоятельно не смогут увеличить свою налоговую базу. Призыв к увеличению самодостаточности муниципальных образований и поселений может остаться только призывом. Необходимо создание локальных производств. Правительству необходимо принять программу в этом направлении. Также была высказана необходимость создания фонда реформирования бюджетной сети муниципальных образований.
Кроме того, остается неурегулированным вопрос стимулирования регионов-доноров.
Финансирование строительства реконструкции коммунальной инфраструктуры предусмотрено в проекте бюджета не в полном объеме, в то время как обустройство земельных участков под строительство жилья - одна из основных предпосылок успешной реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В связи с этим остро стоит вопрос финансирования генерального плана городов республики.
Выполнение программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса приобретает особую актуальность ввиду большой задолженности государства перед гражданами в части недоремонта общего имущества жилищного фонда. Несмотря на принимаемые меры, в последние годы объемы недоремонта существенно не уменьшаются. В связи с этим во время рассмотрения бюджета было предложено ускорить принятие закона Республики Татарстан "О порядке ликвидации недоремонта общего имущества многоквартирных домов".
В ходе рассмотрения также было отмечено отсутствие средств на некоторые программы, принятые законами РТ (программа "Энергоресурсоэффективность в Республике Татарстан на 2006-2010 годы").
Не укладывается в заложенные параметры реализация программы развития транспортного комплекса. Дефицит составил около 2 млрд. рублей.
Касаясь вопроса финансирования республиканских программ, ежегодно обеспечиваемых за счет средств бюджета Республики Татарстан, следует в дальнейшем перед очередным бюджетным годом заслушивать отчеты исполнителей по выполнению задания текущего года.
Прослеживается дублирование мероприятий разных программ.
К примеру, мероприятие "Поддержка детских и молодежных общественных объединений" встречается как в программе профилактики наркотизации населения, так и в программе "Дети Татарстана".
В 2006 году по программе профилактики наркотизации населения запланировано выделить 1 млн. 820 тыс. рублей, по программе "Дети Татарстана" - 2 млн. 220 тыс. руб.
В связи с изменением структуры органов власти в республике у большинства исполнителей программ сегодня отсутствуют исполнители на муниципальном уровне, поэтому они замыкаются мероприятиями, выполняемыми республиканскими исполнителями, в основном для столичного контингента, не находя своего продолжения в районах.
Для решения этой проблемы необходимо предусмотреть делегирование полномочий муниципалитетам с передачей части средств.
Мы считаем, что с основными положениями бюджета можно согласиться. Средств на исполнение обязательств республики перед населением по оказанию бюджетных услуг достаточно. Бюджет сбалансирован по доходам расходам. Источники покрытия дефицита бюджета определены реально. А реализация всех предложений по совершенствованию проекта бюджета, которые уже высказаны и будут еще поступать в виде поправок к законопроекту, позволит устранить все противоречия.
Проект закона о бюджете на 2007 год внесен в Госсовет 8 сентября текущего года в установленный Бюджетным кодексом срок.
Проект бюджета был размещен на сайте Госсовета, заинтересованные лица и организации имели возможность ознакомиться с ним, дать свои предложения.
Согласно регламенту законопроект прошел рассмотрение на всех комитетах. Комитеты дали заключения по своим направлениям, на основании которых наш комитет подготовил сводное заключение.
Проведены парламентские слушания с привлечением общественных организаций, предложения, высказанные в ходе слушаний, направлены в Правительство для использования при внесении поправок во втором чтении.
На основании проделанной работы наш комитет отмечает, что все материалы к проекту закона представлены в полном объеме и составление проекта бюджета соответствует Бюджетным кодексам РФ и РТ. Темпы роста, заложенные в прогнозе социально-экономического развития на 2007 год, достаточны для выполнения параметров представленного бюджета и соответствуют "Программе социально-экономического развития Республики Татарстан до 2010 года". Источники дефицита бюджета определены реально.
В основе проекта бюджета лежат стратегические приоритеты государственной политики - повышение качества жизни населения, снижение инфляции, поддержание высоких темпов развития экономики, в первую очередь за счет внедрения инноваций. Учтены также особенности реформирования местного самоуправления.
Как уже было сказано, прогноз основывается на достигнутых результатах. Они у нас самые лучшие в Приволжском федеральном округе.
В первом полугодии предприятиями, занимающимися добычей полезных ископаемых, отгружено товаров на сумму 101 млрд. рублей, предприятиями обрабатывающих производств - на сумму 163 млрд. рублей, предприятиями электричества, газа и воды - на сумму 22 млрд. рублей.
Удельный вес Татарстана по производству мяса и молока составляет 18,8% и 21,7% в Поволжском регионе, по строительству жилья - 23%.
Темп товарооборота розничной торговли - 133,6%. Он тоже самый высокий в Поволжье (средний по России - 111,3%).
Индекс потребительских цен на продовольственные товары составляет 104,7, самый низкий в округе (средний индекс по России - 106,2).
Наибольший темп роста денежных доходов на душу населения отмечен в Республике Татарстан - 130,8%. Однако он не дотягивает до среднероссийского уровня - 9351руб. на человека, тогда как у нас - 8915 руб. на человека. Хотя мы вторые по этому показателю в округе.
В совокупности все это дало возможность сформировать доходную часть бюджета Республики Татарстан за счет собственных средств.
Налог на прибыль в бюджете Республики Татарстан запланирован в сумме 18, 2 млрд. руб., в сравнении с 2006 годом - больше на 5,7 млрд. руб., или 146 %. Это цифра, находящаяся в пределах текущего исполнения.
Разница в 752486 тыс. рублей - за счет того, что убытки прошлых лет переносятся на следующий год в полном объеме 100% (в 2006 году было 50%), а также из-за единовременного включения в расходы 10% первоначальной стоимости основных средств (амортизационная премия).
Налог на доходы физических лиц в бюджете Республики Татарстан запланирован в размере 12,3 млрд. руб., в сравнении с 2006 годом - больше на 2 млрд. рублей, или 120,1%.
Упрощенный налог запланирован на 2007 год в сумме 1 млрд. 145 млн. рублей, что в сравнении с 2006 годом больше на 375 млн. рублей, или 148,7% - за счет роста числа налогоплательщиков.
Налог на имущество запланирован на 2007 год в сумме 4,4 млрд. руб., что в сравнении с 2006 годом больше на 449 млн. руб., или 111,4%.
В 2007 году предлагается освободить имущество технопарков, инновационно-технологических центров и находящейся на балансе лизингодателей отечественной автотранспортной техники.
Налог на добычу полезных ископаемых запланирован на 2007 год в сумме 2,9 млрд. руб., что в сравнении с 2006 годом больше на 864 млн. руб., или 142,8 %.
Комитет, рассмотрев доходную часть бюджета, считает, что доходы рассчитаны достоверно. В общем сумма доходов достаточна на покрытие текущих расходов бюджета республики.
Расходная часть бюджета на 2007 год сформирована на основе действующих социальных стандартов, учтены повышение заработной платы бюджетникам, рост тарифов на энергоносители.
Расходная часть бюджета меняется быстрыми темпами в сторону увеличения текущих затрат, то есть постоянно возрастающих расходов по содержанию бюджетных учреждений и финансированию различных социальных выплат. Удельный вес ФОТ и расходов на коммунальные услуги в 2007 году составит 45,9% (32 млрд. 200 млн. руб.), с ростом по отношению к 2000 году на 16,7%.
Согласно проекту бюджета Республики Татарстан на 2007 год расходы на социальную политику составят 6 млрд. 757,6 млн. руб. (или 12% в общем объеме расходов), в том числе социальное обеспечение населения - 4 млрд. 119 млн. руб.; борьба с беспризорностью, опека, попечительство - 394 млн. руб.; субвенции муниципальным районам (гор. округам) для предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - 1 млрд. 400 млн. руб.; субвенции муниципальным районам (гор. округам) на социальную поддержку населения - 844,6 млн. руб.
Бюджетная политика в области расходов должна формироваться исходя из необходимости улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами. Цель - достижение конечного результата наиболее эффективным способом.
У исполнителей бюджетных услуг должна быть конкуренция за ресурсы.
Хотя в последние годы делается попытка перехода от управления затратами к управлению результатами, надо признать, результатов в этом направлении у Правительства еще не так много.
Большое внимание при рассмотрении законопроекта на комитетах было уделено межбюджетным отношениям.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ каждый уровень бюджета наделен собственными доходами. При их недостаточности выравнивание происходит через систему межбюджетных трансфертов. Текущий год показал эффективность работы этого механизма. Прежде всего с точки зрения определения достоверной налоговой базы, ревизии и систематизации бюджетной сети местных самоуправлений.
Объем расходов, заложенных в республиканском бюджете 2007 года на выравнивание и сбалансирование бюджетов муниципальных образований, составит 7,6 млрд. рублей. Таким образом, объемы финансовой поддержки для муниципалитетов республики вырастут почти на 2,1 млрд. рублей (за счет роста запланированных поступлений от налога на доходы физических лиц к уровню 2006 года на 20%, увеличения фонда софинансирования - на 1,5 млрд. рублей, в связи с выделением ассигнований на проведение капитального ремонта бюджетных учреждений).
В представленном проекте выявлен ряд недостатков, на которые было обращено внимание на комитетах.
Проектом закона предусматривается передача субвенций бюджетам муниципальных районов на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты. Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" субвенции на указанные цели передаются бюджетам поселений и городских округов.
Кроме того, следует учесть ряд существующих проблем. Одна из них - поступления земельного налога для поселений. Налог рассчитан от предполагаемого налогового потенциала, а хозяев многих земельных участков на сегодняшний день нет.
В существующих условиях без помощи извне поселения самостоятельно не смогут увеличить свою налоговую базу. Призыв к увеличению самодостаточности муниципальных образований и поселений может остаться только призывом. Необходимо создание локальных производств. Правительству необходимо принять программу в этом направлении. Также была высказана необходимость создания фонда реформирования бюджетной сети муниципальных образований.
Кроме того, остается неурегулированным вопрос стимулирования регионов-доноров.
Финансирование строительства реконструкции коммунальной инфраструктуры предусмотрено в проекте бюджета не в полном объеме, в то время как обустройство земельных участков под строительство жилья - одна из основных предпосылок успешной реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В связи с этим остро стоит вопрос финансирования генерального плана городов республики.
Выполнение программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса приобретает особую актуальность ввиду большой задолженности государства перед гражданами в части недоремонта общего имущества жилищного фонда. Несмотря на принимаемые меры, в последние годы объемы недоремонта существенно не уменьшаются. В связи с этим во время рассмотрения бюджета было предложено ускорить принятие закона Республики Татарстан "О порядке ликвидации недоремонта общего имущества многоквартирных домов".
В ходе рассмотрения также было отмечено отсутствие средств на некоторые программы, принятые законами РТ (программа "Энергоресурсоэффективность в Республике Татарстан на 2006-2010 годы").
Не укладывается в заложенные параметры реализация программы развития транспортного комплекса. Дефицит составил около 2 млрд. рублей.
Касаясь вопроса финансирования республиканских программ, ежегодно обеспечиваемых за счет средств бюджета Республики Татарстан, следует в дальнейшем перед очередным бюджетным годом заслушивать отчеты исполнителей по выполнению задания текущего года.
Прослеживается дублирование мероприятий разных программ.
К примеру, мероприятие "Поддержка детских и молодежных общественных объединений" встречается как в программе профилактики наркотизации населения, так и в программе "Дети Татарстана".
В 2006 году по программе профилактики наркотизации населения запланировано выделить 1 млн. 820 тыс. рублей, по программе "Дети Татарстана" - 2 млн. 220 тыс. руб.
В связи с изменением структуры органов власти в республике у большинства исполнителей программ сегодня отсутствуют исполнители на муниципальном уровне, поэтому они замыкаются мероприятиями, выполняемыми республиканскими исполнителями, в основном для столичного контингента, не находя своего продолжения в районах.
Для решения этой проблемы необходимо предусмотреть делегирование полномочий муниципалитетам с передачей части средств.
Мы считаем, что с основными положениями бюджета можно согласиться. Средств на исполнение обязательств республики перед населением по оказанию бюджетных услуг достаточно. Бюджет сбалансирован по доходам расходам. Источники покрытия дефицита бюджета определены реально. А реализация всех предложений по совершенствованию проекта бюджета, которые уже высказаны и будут еще поступать в виде поправок к законопроекту, позволит устранить все противоречия.
Казань, 12 октября 2006 г.
Газета "Республика Татарстан", 13 октября 2006 г.