Публикации > Просмотр публикации
Политические приоритеты определены
О программном заявлении партии "Единая Россия"
За последнее время в жизни Российской Федерации произошли знаковые перемены. Если в 1990-е годы страна с трудом, что называется, "держалась на плаву", устойчиво продвигаясь от одного кризиса к другому - еще более глубокому (вплоть до дефолта), то сегодня Россия - действительно мировая держава, один из лидеров по темпам модернизации. Экономический рост промышленности составляет сейчас около семи процентов, реальные доходы населения ежегодно возрастают на 10-11 процентов. Инициативы Президента страны и партии "Единая Россия" получили всемерную поддержку большинства граждан. Наши соотечественники сделали свой выбор в пользу демократии и свободы. Страна уверенно преодолевает последствия системного кризиса.
К неоспоримым позитивным результатам, достигнутым в последние годы при непосредственном участии "Единой России", следует отнести реформирование политической системы и восстановление политико-правового единства страны. Созданная вертикаль власти стала инструментом, обеспечивающим эффективную защиту конституционных прав и свобод граждан. Федеративным отношениям был придан конституционный характер. Законодательно установлена ответственность глав регионов за проводимую политику и соблюдение прав граждан. Российская Федерация существенно укрепила международное положение, упрочила свой суверенитет, в целом возросло ее влияние на мировые процессы.
В социально-экономической сфере за последние пять лет обеспечен стабильный рост экономики, повышается благосостояние людей. Почти в два раза выросли реальные доходы населения. Впервые за годы реформ государство начало инвестировать значительные ресурсы в социальную сферу. Реализуются приоритетные национальные проекты в области здравоохранения, образования, сельского хозяйства и жилищного строительства. Провозглашена стратегия преодоления демографического кризиса. Результаты позитивных сдвигов должны сформировать надежную основу для дальнейшего роста, интенсифицировать процесс инвестиций в человека. Перемены в жизни страны должны стать ощутимыми во всех регионах и для всех социальных групп населения.
В то же время партия "Единая Россия" отчетливо осознает, что в обществе есть проблемы, без решения которых невозможно осуществить исторический прорыв. Несмотря на предпринятые меры, экономика страны остается недостаточно эффективной. По-прежнему велика в ней доля теневого сектора. На низком уровне остается производительность труда. Экономический рост происходит за счет сырьевых отраслей. Имеющиеся очаги социальной напряженности - следствие экономического дисбаланса между регионами Российской Федерации и социальными группами населения. Большинство граждан не удовлетворено тем, как в обществе распределяются доходы, получаемые от ресурсов, являющихся общенациональным достоянием.
Сами собой позитивные трансформации нигде и никогда не происходят. Желаемого результата можно достичь, лишь четко представляя проблемы и задачи, которые стоят перед обществом, а также сроки и механизмы их реализации. Кроме того, на нынешнем этапе в обществе сформировался объективный запрос на выработку базового, идейно-политического целеполагания проводимых перемен. Нужны не только ориентиры социального процесса, но и структурированное видение неизбежных в любом развитии противоречий и угроз российскому суверенитету. Убедительный пример последнего - зависимость нашей экономики от цен на сырье. Тем самым обеспечение суверенитета - задача, прежде всего, политическая, но она имеет и важный экономический аспект.
Закономерно поэтому в программном заявлении партии "Единая Россия" - развернутом документе, который наряду с платформой партии будет обсуждаться на предстоящем в декабре VII съезде "единороссов", - столь пристальное внимание уделено главным стратегическим ориентирам государства и общества. В соответствии с десятью задачами, сформулированными в программном заявлении, к съезду готовятся десять докладов высшего совета партии, в которых будут детально проанализированы конкретные направления стратегии развития страны.
Представляя генеральному совету программное заявление, председатель партии Борис Грызлов особый акцент сделал на том, что сегодня у России есть все возможности - в том числе и финансовые - для реализации масштабных и амбициозных планов, способных обеспечить стабильное развитие на десятилетия. Важно, что парламентское большинство в лице "Единой России" последовательно формирует надежную законодательную базу, создавая необходимые и достаточные возможности для постановки и решения новых задач. И в этом смысле закрепление на уровне федерального закона стратегии развития - единственно адекватный подход, который нужно адаптировать к потребностям всех сфер общества.
Предстоящий съезд во многом будет этапным. Планируется подвести итоги прошедшего пятилетия, когда проходило становление "Единой России" как реального участника политики. В настоящее время партия стала самой массовой и влиятельной политической силой в стране. В ее рядах более миллиона россиян. Она уверенно побеждает на федеральных, региональных и муниципальных выборах. А это уже весомое доказательство того, что граждане в нее поверили, что проводимая партией политика востребована, отвечает интересам большинства людей в обществе.
Именно поэтому, как подчеркивается в программном заявлении, мера политической и моральной ответственности "Единой России" перед каждым гражданином исключительно высока. Понимая это, мы предлагаем программу обустройства страны, в основе которой лежат ценности и идеалы, близкие и понятные каждому человеку независимо от возраста, социального статуса, вероисповедания и национальности. Партия ставит целью сделать Российскую Федерацию обществом равных возможностей, намерена всемерно поддерживать и стимулировать самостоятельность и инициативу людей.
"Единая Россия" идет к своему очередному съезду с разработанной долгосрочной стратегией качественного обновления страны как суверенной демократии. Российская Федерация обладает своей собственной успешной исторической перспективой и занимает особое место среди государств - мировых лидеров. Партия твердо стоит на идейных позициях, что многонациональный российский народ обладает суверенным правом самостоятельно определять свою историческую судьбу, распоряжаться общественным достоянием, осуществлять развитие в интересах всех наций и народов страны, а не на основе принципа "сетевого управления" транснациональными корпорациями Запада.
Развернувшаяся в последние месяцы дискуссия по вопросам "суверенной демократии" взбудоражила умы политиков, ученых, представителей исполнительной власти. Сам этот факт - яркое подтверждение актуальности и злободневности поднятой проблемы.
Понятие "суверенная демократия" объективно содержит глубокий политико-практический и идеологический смысл. Поэтому осмыслить его содержание крайне важно для всех, кто прямо или косвенно причастен к разработке стратегии и тактики развития страны. Но не только... Важно, чтобы большинство граждан имели четкие представления о перспективах развития страны, о том, к чему нужно стремиться, поскольку без личностного осмысления происходящего невозможно адекватно воспринимать изменения в обществе. И от того, какой смысл мы будем вкладывать в понятия "суверенитет", "демократия", "национальный интерес", зависит не столько теория партийных программ, сколько динамика и интенсивность политического процесса в целом. Как свидетельствует исторический опыт, развиваться и иметь будущее может только народ, имеющий целостное представление о себе, реально осознающий, кто он и в каком направлении развивается.
В современной России проблема государственного суверенитета носит отнюдь не академический характер. Поэтому сам факт появления концептуального подхода к осмыслению места нашего государства в мировом сообществе - по сути, есть начало процесса выработки собственной национальной идеологии, отсутствовавшей в качестве систематизированной системы взглядов до сегодняшнего дня. А это уже серьезная заявка на мировое лидерство.
Теперь, когда государственная власть и доминирующая политическая сила в лице "Единой России" подняли проблему суверенной демократии, они впервые за долгие годы взяли в свои руки идеологическую и пропагандистскую инициативу и ответственность перед настоящим и будущим. Начинает формироваться идейная оболочка происходящих процессов. Главное здесь то, что без суверенитета невозможно сохранение национальной культуры и идентичности народов.
На сегодняшний день в теории есть тысячи определений демократии и не менее - определений суверенитета. Но столь же верно и то, что суверенитет - это прежде всего самостоятельность и свобода. Без свободы нет и не может быть демократии. Однако мерилом свободы всегда и везде должно выступать право, отраженное в Основном Законе страны - в ее Конституции.
Теория суверенной демократии базируется на классических демократических принципах: власть большинства при уважении прав меньшинства; свобода слова и СМИ; политическая конкуренция; власть закона. Российская Федерация сама определяет свою внутреннюю и внешнюю политику; демократию в стране мы развиваем без внешнего давления и контроля; демократические институты формируются с учетом российской специфики, исторического опыта и социокультурных особенностей и традиций.
Наконец, суверенная демократия для нас - это ориентация на интересы большинства граждан Российской Федерации. Эта категория позволяет "Единой России" четко выразить свой ценностный выбор: демократия и суверенитет неразрывны между собой. Идея суверенитета найдет отражение в программе партии, с которой она пойдет на выборы 2007 года; станет одной из стержневых в программных документах. Для нас принципиально важно содержательно соединить эти понятия, делом доказать, что демократия и суверенитет - это целостное, системное представительство национальных интересов в политике. А подлинная демократия может быть только суверенной, поскольку она должна действовать в интересах большинства.
Как отметил в своей статье "Судьбы демократии в России" Президент Татарстана, сопредседатель Высшего совета партии "Единая Россия" М.Ш.Шаймиев, "сегодня идет не откат от демократии, а формирование национальной модели демократии, которая бы наиболее адекватно отражала особенности взаимоотношений власти и народа. Это наш путь к общечеловеческим ценностям. Пусть сложный, но преодолимый через обеспечение единства в многонациональной и многоконфессиональной Российской Федерации".
Лучше оппонентам идеи суверенной демократии и не возразить...
В контексте "суверенной демократии" больший акцент сегодня надо делать на вопросы, связанные с многонациональным характером российского общества, укреплением демократическими методами межэтнической толерантности, развития самобытной культуры народов Российской Федерации. Концепция "суверенной демократии" в качестве своих приоритетов должна иметь политико-практическое упрочение межнационального согласия, обеспечение коллективных прав народов, воспитание людей разных национальностей с учетом этнических особенностей их народов, проблемы равноправного социально-экономического развития субъектов Федерации.
Здесь же особое внимание должно быть уделено проблеме этнической самоидентификации, которая, к сожалению, остается пока неразрешенной, хотя преамбула Конституции страны звучит оптимистично: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, объединенные общей судьбой на своей земле". Вместе с тем федеральному центру, на мой взгляд, необходимо повернуться лицом к этой проблеме. Замалчивать и не обращать внимания на существование национальных проблем в России - значит играть на руку националистам всех мастей. Партия "Единая Россия" также должна выработать свою твердую позицию по вопросам обеспечения интересов этносов в Российской Федерации. Ведь в самом названии нашей партии заложена формула - "единство в многообразии".
История учит: пренебрежение проблемами этнонационального может лишь подтолкнуть общество к очередному кризису. И в этом смысле, безусловно, прав заместитель руководителя Администрации Президента - помощник Президента России Владислав Сурков - "провоцировать в нашей стране межнациональные конфликты очень опасно. У одних во всем русские виноваты, у других - евреи, у третьих - татары, мы так далеко зайдем...". Поэтому вопросы ксенофобии, великодержавного шовинизма, "русского" псевдопатриотизма, преодоления межнациональной розни, неадекватной потребностям страны миграционной политики - эти и другие подобные проблемы российского общества должны решаться через механизмы "суверенной демократии".
Оформление собственной идеологии - большой успех для "Единой России". Как это было отмечено и Президентом Российской Федерации В.В.Путиным на встрече с фракцией "Единой России" в июле текущего года, идея суверенной демократии предполагает стратегию России в сложном, глобализующемся мире. Она принципиально исключает и изоляцию, и потерю собственного лица.
В обобщенном виде подход нашей партии к концепции "суверенной демократии" сформулирован в программном заявлении "Единой России": "Для нас суверенная демократия - это право народа делать свой выбор, опираясь на собственные традиции и закон; это возможность эффективно участвовать в формировании справедливого мироустройства; это синоним нашей внешней безопасности; это условие нашей исторической конкурентоспособности, то есть право публично формулировать и отстаивать свои национально-государственные интересы; это безоговорочное признание универсальных демократических ценностей при понимании многообразия национальных моделей их реализации".
В развитие этой идеи партия в программном заявлении предлагает базовые условия стратегии обновления и провозглашает ее главную цель - создание условий для самореализации и жизненного успеха каждого гражданина Российской Федерации независимо от его социального положения, национальной принадлежности, вероисповедания и места проживания - то есть создание общества равных возможностей.
Под стратегией обновления "единороссы" понимают незамедлительное решение ряда принципиальных задач, масштаб которых сопоставим с такими историческими этапными решениями в жизни страны, как индустриализация и электрификация, послевоенное восстановление экономики. Только осуществив комплексную модернизацию государства и общества, можно создать прочную основу национального успеха Российского государства в XXI веке, обеспечить высокий уровень жизни наших соотечественников. В рамках разработанной политической стратегии партия выделяет три приоритетные задачи, от решения которых в конечном счете будут зависеть суверенитет страны, надежность ее демократических институтов и национальная безопасность.
Первая. Создание в России экономики инновационного типа, опирающейся на современные достижения науки и техники, эффективное управление экономическими процессами, систему образования, формирующую инновационный тип мышления. Сконцентрировав ресурсы на развитии приоритетных отраслей, обеспечивающих конкурентоспособность и экономический суверенитет, Российская Федерация может реально претендовать на место одного из лидеров мировой экономики.
Партия намерена предложить государственную стратегию инновационного развития страны. В основу этой стратегии будут положены соответствующий федеральный закон, финансово-бюджетное и налоговое стимулирование, коммерциализация технологий как способ обеспечить жизнеспособность всей цепочки - от научного замысла до выхода продукции на рынок. "Единая Россия" выступает за существенное увеличение государственной поддержки фундаментальных исследований как базового компонента инновационной системы, интеграцию науки и образования с реальным сектором экономики, создание крупных научных центров преимущественно на базе высших учебных заведений.
Вторая задача - продолжение борьбы с коррупцией, вытеснение ее из жизни гражданина и общества. "Единая Россия" разработала комплексную программу действий по преодолению коррупции, которая охватывает все сферы жизни государства и общества. Давно назрела необходимость принять федеральный закон о коррупции. Партия предлагает внести изменения в нормы Уголовного кодекса о взяточничестве, установив зависимость наказания от размеров коррупционной выгоды; осуществлять общественную антикоррупционную экспертизу законопроектов и иных государственных актов. Пока же взятка в рубль и в миллион рублей находится в одной оценочной шкале наказания.
Третья задача - это сбережение российского народа. Партия провозглашает принцип бережного отношения к каждой человеческой жизни, как бесценному достоянию. Существующая сегодня тенденция к сокращению численности населения страны (за последние 15 лет - на 10 миллионов человек) создает прямую угрозу ее суверенитету и государственности.
Задачу сбережения российского народа партия "Единая Россия" считает ключевой. Мы видим ее решение в комплексе мер по стимулированию рождаемости и сокращению смертности, по увеличению продолжительности жизни. Это и выявление заболеваний на ранней стадии, и высокотехнологичная медицинская помощь, доступная всем слоям населения. Все это позволит уже в ближайшие годы значительно сократить смертность. Подобные и ряд других мер вместе с реализацией государственной политики по развитию физической культуры и спорта, пропаганде здорового образа жизни обеспечат стабилизацию демографической ситуации. Кроме того, преодолению кризиса в демографической сфере будет способствовать успешное выполнение приоритетных национальных проектов.
В программном заявлении особо подчеркивается необходимость комплексного подхода к решению данной задачи. Речь идет о создании социальных, финансово-экономических и законодательных условий для увеличения рождаемости, защиты материнства и детства, упрочения в обществе семейных ценностей. В качестве первоочередной меры партия предлагает засчитывать в общий трудовой стаж время ухода за ребенком до достижения им семи лет.
Для успешного поэтапного выполнения указанных приоритетных задач, а также в рамках стратегии модернизации государства и общества партия берет на себя следующие конкретные обязательства.
Кардинальное повышение качества и уровня жизни большинства россиян, преодоление бедности как социального явления, искоренение практики, когда работающий человек получает заработную плату ниже официально установленного прожиточного минимума. Экономить на здоровье наших граждан нельзя, и "Единая Россия" и дальше будет добиваться увеличения бюджетных расходов по этому направлению. Уже в 2007 году планируется увеличить минимальный размер заработной платы почти в два раза, а к 2009 году она должна быть доведена до уровня прожиточного минимума. Здесь же и проблемы создания комфортных условий жизнедеятельности, качества окружающей среды, обеспеченности территорий учреждениями социальной сферы - школами, поликлиниками, детскими садами, спортивными и культурными объектами.
Проведение эффективной социальной политики, которая предполагает целевую, существенно более весомую поддержку тех социальных групп, которые живут преимущественно на пенсии и различные виды пособий.
Нет нужды доказывать, что развитие социальной сферы - вопрос не менее важный, чем инфраструктурная и промышленная политика. Если мы не сможем создать людям достойные условия жизни, то развивать экономику высоких технологий будет просто некому. Понимание этого в партии есть. Поэтому в программном заявлении речь также идет о стимулировании тех граждан, кто готов самостоятельно добиваться своих жизненных целей. Это и недорогие кредиты, содействие открытию собственного дела, доступность приобретения жилья.
Реформа системы здравоохранения предполагает введение реального медицинского страхования, законодательное закрепление государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, выравнивание условий ее оказания в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, переход на оплату труда медицинских работников по конечным результатам их деятельности.
Вывод страны на позиции одного из мировых лидеров по качеству образования, обеспечение мировой конкурентоспособности отечественных специалистов, утверждение образовательных учреждений в качестве главных центров воспитания молодежи, в которых у подрастающего поколения будут формироваться высокие духовные и нравственные ценности.
Проведение новой молодежной политики, в основе которой не только создание равных условий для самореализации каждого молодого человека, но и активное продвижение именно молодых граждан на все этажи власти и во все сферы управления. Давно уже стало общим местом, что нужен закон о молодежной политике, который разрабатывается в недрах Государственной Думы в течение трех лет. До принятия закона партия "Единая Россия" уже сделала важный шаг в этом направлении: принято решение о том, чтобы в ее избирательных списках не менее 20 процентов кандидатов на выборах в законодательные органы власти были молодыми людьми.
Будет реализована промышленная политика, предусматривающая государственные инвестиции в производственную инфраструктуру, стимулирование развития строительного комплекса и поддержку инновационных производств. Промышленная политика будет реализовываться в рамках государственного стратегического планирования. Необходимо жестко ограничить тарифы естественных монополий и цены на энергоносители, установить уголовную ответственность за их умышленное завышение.
В программном заявлении перечислены отрасли, которые могут быть конкурентоспособными в мире. Многие десятилетия по производству антибиотиков наша страна занимала лидирующие позиции, а сегодня по данному направлению мы закрываем внутренний рынок лишь на полтора процента. Нам необходимо возродить эту отрасль экономики, отвечающую за здоровье граждан. Также конкурентоспособными, обеспечивающими национальный суверенитет, должны вновь стать авиастроение, судостроение, космическая промышленность, атомная энергетика, энергетическое машиностроение.
Будет ликвидировано отставание развития сельского хозяйства от темпов роста экономики в целом. Ускоренное развитие агропромышленного сектора экономики должно стать важнейшей задачей партии на десятилетие. Последовательное ее выполнение будет способствовать сбережению нации, экономическому освоению новых территорий страны.
Увлекшись на определенном этапе квазирыночной фразеологией, во многих регионах страны сельское хозяйство поставили на грань выживания. Сегодня мы теряем село, что в конечном итоге соизмеримо с потерей продовольственной безопасности страны в целом. Эта отрасль также должна быть приоритетной и обеспечена государством - так делается во всех развитых странах. Принятие закона о развитии сельского хозяйства обеспечит агропромышленному комплексу системную государственную поддержку.
Укрепление Российской Федерации на основе сближения уровней социально-экономического развития ее субъектов и обеспечения их самодостаточности. Данное положение связано с изменением подхода к межбюджетным отношениям - с тем, что регионы, претендующие на высокое звание субъекта Российской Федерации, должны выстраивать экономическую политику с целевой установкой выхода на уровень самодостаточности.
Партия намерена законодательно и политически обеспечить результативность в борьбе с преступностью, наркоманией и другими социальными пороками, подрывающими нравственное здоровье общества.
Реформирование системы государственного управления на всех уровнях, что предполагает существенное сокращение федеральных государственных служащих и федеральных ведомств в регионах, действительную, а не показную аттестацию управленческих кадров на профессиональную пригодность, информационную открытость власти. Кроме того, через укрепление партийной системы будет повышена ответственность региональных властей перед законодательными собраниями и перед избирателями.
На прошлых выборах в Государственную Думу "Единая Россия" выступила с идеей принципа партийности при формировании Правительства. Сейчас в ее развитие в своем программном заявлении партия предлагает распространить данный подход на региональный уровень - формировать правительства в субъектах Федерации партиями, победившими на выборах. Это позволит "Единой России" или коалиции партий более эффективно выполнять обязательства, данные избирателям, а также нести полную ответственность в случае их невыполнения.
Татарстанские "единороссы" приняли самое активное участие в подготовке программных документов партии к съезду. Обсуждение конкретных предложений шло не только в республике - в местных отделениях партии, на заседаниях политсовета регионального отделения, в депутатской фракции республиканского парламента, при проведении "круглых столов", Дней "Единой России" в городах и районах республики, но и на генеральном совете партии, в комитетах Госдумы, с депутатами-"единороссами" от Республики Татарстан. По итогам состоявшихся обсуждений, анализа предложений с мест коллегиально были сформулированы конкретные предложения для закрепления их в документах "Единой России" на съезде.
Политсовет Татарстанского отделения партии предлагает: четко зафиксировать в программе фундаментальное положение о приверженности "Единой России" принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации, где Россия характеризуется как демократическое, федеративное, правовое (ст.1), социальное государство (ст.7);
- при формулировании основных ценностей, объединяющих членов партии, учитывать такие ценности, как справедливость, стабильность, порядок, которые являются наиболее востребованными у населения;
- выделяемая совокупность стратегических задач, которые партия выдвигает в качестве приоритетов государственной политики, должна быть максимально соотнесена с индивидуальными ценностями каждого человека, а это состояние здоровья, семейное, финансовое благополучие. Принимаемую программу нужно ориентировать на человека, она должна четко демонстрировать желание и способность партии решать проблемы населения. В связи с этим было предложено, во-первых, включить в число приоритетных задачу поддержки семьи и детей; во-вторых, конкретно прописать механизмы реализации эффективной социальной политики;
- закрепить в положениях программы, что дальнейшее поступательное развитие страны возможно лишь в условиях постоянного развития федеративных отношений, предполагающих в настоящее время достижение самодостаточности субъектов, создание стимулов к их саморазвитию. В свою очередь, указанная цель предполагает учет не только экономических интересов субъектов Федерации, но и выработку партией своей принципиальной позиции по вопросу национальной политики, призванной обеспечивать комфортные условия саморазвития всех наций и народов в полиэтнической и многоконфессиональной России.
Татарстанские "единороссы" в своей политической деятельности исходят из того, что укрепление федерализма выступает прочной основой и стимулом развития демократии; тем более что их последовательная реализация имманентно предполагает стабильные межэтнические отношения, относительную финансовую самостоятельность регионов и обеспечение в полной мере полномочий, передаваемых регионам. Соответственно, все это требует четкого разграничения экономических, социальных и налоговых полномочий центра и субъектов Федерации, развития местного самоуправления, создания на муниципальном уровне устойчивой и законодательно обеспеченной финансовой базы.
Год назад Президент Российской Федерации В.В.Путин инициировал реализацию четырех приоритетных национальных проектов - "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса". В этом году был объявлен пятый национальный проект - "Демография". Национальные проекты помогли выявить действительное положение дел в регионах и обозначить проблемы, с которыми сталкивается население.
Партия "Единая Россия" объективно выполняет одну из ведущих функций в реализации национальных проектов, поскольку именно она и на федеральном, и на региональном уровнях несет ответственность за законодательное обеспечение проводимых реформ. Отсюда вытекают и главные задачи партии по политическому сопровождению национальных проектов.
Их реализация уже приносит ощутимые результаты. И дело не только в изменении общей психологической обстановки в стране - в жизни практически каждого россиянина появились личностно осознанные им цели. По моему убеждению, рост валового внутреннего продукта в стране и большинстве регионов гораздо более высокими темпами, чем это прогнозировалось, - также заслуга национальных проектов.
Но расслабляться нельзя. Поскольку все проекты - это комплексные и долгосрочные программы. Они требуют стратегического прогнозирования и планирования, механизмов контроля, взаимодействия федеральных и региональных уровней власти. Ведется серьезная работа, и прежде всего в законодательном плане, для создания подобных механизмов.
Фракция "Единой России" в татарстанском парламенте активно участвует в законотворческом процессе сопровождения национальных проектов. Главное сейчас - формирование и принятие адекватного потребностям дня бюджета развития республики на 2007 год. В связи с этим наша позиция по формированию бюджета, которая неоднократно обсуждалась на заседаниях политсовета, фракции "единороссов", следующая: бюджет, безусловно, должен увеличиваться, но не скачкообразно. Резкое, импульсное увеличение бюджета приведет лишь к тому, что средства будут неправильно использоваться. Прежде чем выделять средства в какую-либо сферу, к этому надо серьезно подготовиться. Должны быть долгосрочные программы. Поэтому я считаю, что мы выбрали правильную стратегию.
Вполне очевидно, что для таких масштабных проектов любых средств, которые выделяются, скорее всего, будет не хватать. Поэтому нужны надежные алгоритмы расходования бюджетных ресурсов. Необходима совместная работа органов государственной и муниципальной власти, нашей партии по детальному рассмотрению всех проблем и, конечно же, контроль за расходованием средств и своевременностью их выделения.
Часто можно услышать вопрос: почему бы не увеличить финансирование той или иной сферы? В самом деле, почему? Давайте порассуждаем: даже если сейчас увеличить выделение средств на реализацию проекта "Жилье" в три или в четыре раза, я сомневаюсь, что темпы строительства столь же стремительно возрастут. Скорее всего, увеличится стоимость жилья если не кратно, то как минимум в два - два с половиной раза. Деньги строительные организации, безусловно, освоят, а население, как говорится, останется при своих.
Поэтому еще раз подчеркну: жилищная проблема, конечно, требует особого внимания, но нужны и конкретные программы ее освоения на муниципальном уровне. Должны быть выделены участки под строительство - пока, к сожалению, много нареканий к местным органам власти, которые тяжело предоставляют гражданам землю. Эти участки должны быть оснащены инфраструктурой, должны быть дороги, коммунальное хозяйство, энергообеспечение. Кроме того, представляется, что наряду с увеличением строительства, расширением ипотечного кредитования и развитием других механизмов повышения доступности жилья нужно по-новому взглянуть на саму модель жилищного строительства. У нас достаточно земли, чтобы уделять больше внимания малоэтажной застройке, обеспеченной всеми условиями для комфортной жизни. И здесь опять мы возвращаемся к вопросу о долгосрочных программах модернизации стройиндустрии, промышленности стройматериалов и развития энергосберегающих технологий.
Только после всего этого можно вкладывать дополнительные средства в эту сферу. Сейчас данный вопрос не совсем подготовлен. Позиция татарстанских "единороссов" в подходах к финансированию опирается именно на эти основания. Мы ко всему должны хорошо подготовиться, особенно в вопросах выделения многомиллионных средств.
Я привел лишь один пример, но проблем гораздо больше. Региональное отделение нашей партии сейчас очень серьезно прорабатывает все узкие места в реализации национальных проектов в Татарстане и к своей очередной партконференции готовится выйти к партийцам с конкретными предложениями. Как партия, ответственная политически и нравственно перед избирателями Татарстана, мы сосредоточиваем усилия на тех важнейших сферах, которые определяют качество жизни людей. Это повышение эффективности деятельности всех ветвей власти, создание механизма общественного контроля за их работой, повышение уровня взаимодействия с Общественной палатой и укрепление роли "Единой России" в жизни республики и общества в целом.
Наиболее внимательно мы относимся к созданию системы политико-правового взаимодействия уровней публичной власти. Сотрудничество между федеральным, республиканским и местным уровнями власти не должно зависеть от воли или "неволи" отдельных чиновников. Это взаимодействие должно быть регламентировано федеральным и республиканским законами. Только так могут быть гарантированы принципы федеративных отношений. И своеобразной инновационной оболочкой здесь, инициирующей импульсы развития, выступают приоритетные национальные проекты.
Очень точно и емко Президент Российской Федерации В.В.Путин отметил в ходе видеоконференции по вопросам реализации приоритетных национальных проектов, что работа в рамках национальных проектов "позволяет увязать в единый механизм Федерацию, регионы и муниципалитеты и вместе работать на общий результат". Поэтому приоритетные национальные проекты остаются в перспективе одной из ключевых задач партии.
Президент России взял на себя в данном вопросе роль "локомотива". Дан мощный импульс выполнению национальных проектов. Определен вектор движения страны. На уровне Федерации и республики созданы основные механизмы управления проектами. Налажена система их информационной поддержки. Первые шаги по реализации проектов показывают, что люди возлагают большие надежды на их результативность. Граждане надеются получить реальную пользу, и в этом смысле мы не вправе обмануть надежды людей.
Главная задача следующего, уже наступившего этапа - смещение акцентов по реализации проектов на муниципальный уровень. Сегодня для "Единой России" нет более важной задачи. Именно на это политсовет Татарстанского отделения партии нацеливает свой актив. Мы рассматриваем проекты как важнейшую компоненту консолидации российского общества и фундамент общенациональной идеи, причем не абстрактной, а наполненной реальным содержанием. Роль парторганизаций на этом этапе - через предметную политическую работу с людьми добиться персонификации восприятия населением национальных проектов.
Лейтмотив нашей политической работы таков: через выполнение приоритетных национальных проектов - к повышению качества жизни граждан нашей республики и в целом - к укреплению могущества Российской Федерации.
Можно смело заявить, что "Единая Россия" - партия реальных дел, ее программа конкретных задач затронет интересы каждого человека и положительно отразится на развитии страны в целом.
О программном заявлении партии "Единая Россия"
За последнее время в жизни Российской Федерации произошли знаковые перемены. Если в 1990-е годы страна с трудом, что называется, "держалась на плаву", устойчиво продвигаясь от одного кризиса к другому - еще более глубокому (вплоть до дефолта), то сегодня Россия - действительно мировая держава, один из лидеров по темпам модернизации. Экономический рост промышленности составляет сейчас около семи процентов, реальные доходы населения ежегодно возрастают на 10-11 процентов. Инициативы Президента страны и партии "Единая Россия" получили всемерную поддержку большинства граждан. Наши соотечественники сделали свой выбор в пользу демократии и свободы. Страна уверенно преодолевает последствия системного кризиса.
К неоспоримым позитивным результатам, достигнутым в последние годы при непосредственном участии "Единой России", следует отнести реформирование политической системы и восстановление политико-правового единства страны. Созданная вертикаль власти стала инструментом, обеспечивающим эффективную защиту конституционных прав и свобод граждан. Федеративным отношениям был придан конституционный характер. Законодательно установлена ответственность глав регионов за проводимую политику и соблюдение прав граждан. Российская Федерация существенно укрепила международное положение, упрочила свой суверенитет, в целом возросло ее влияние на мировые процессы.
В социально-экономической сфере за последние пять лет обеспечен стабильный рост экономики, повышается благосостояние людей. Почти в два раза выросли реальные доходы населения. Впервые за годы реформ государство начало инвестировать значительные ресурсы в социальную сферу. Реализуются приоритетные национальные проекты в области здравоохранения, образования, сельского хозяйства и жилищного строительства. Провозглашена стратегия преодоления демографического кризиса. Результаты позитивных сдвигов должны сформировать надежную основу для дальнейшего роста, интенсифицировать процесс инвестиций в человека. Перемены в жизни страны должны стать ощутимыми во всех регионах и для всех социальных групп населения.
В то же время партия "Единая Россия" отчетливо осознает, что в обществе есть проблемы, без решения которых невозможно осуществить исторический прорыв. Несмотря на предпринятые меры, экономика страны остается недостаточно эффективной. По-прежнему велика в ней доля теневого сектора. На низком уровне остается производительность труда. Экономический рост происходит за счет сырьевых отраслей. Имеющиеся очаги социальной напряженности - следствие экономического дисбаланса между регионами Российской Федерации и социальными группами населения. Большинство граждан не удовлетворено тем, как в обществе распределяются доходы, получаемые от ресурсов, являющихся общенациональным достоянием.
Сами собой позитивные трансформации нигде и никогда не происходят. Желаемого результата можно достичь, лишь четко представляя проблемы и задачи, которые стоят перед обществом, а также сроки и механизмы их реализации. Кроме того, на нынешнем этапе в обществе сформировался объективный запрос на выработку базового, идейно-политического целеполагания проводимых перемен. Нужны не только ориентиры социального процесса, но и структурированное видение неизбежных в любом развитии противоречий и угроз российскому суверенитету. Убедительный пример последнего - зависимость нашей экономики от цен на сырье. Тем самым обеспечение суверенитета - задача, прежде всего, политическая, но она имеет и важный экономический аспект.
Закономерно поэтому в программном заявлении партии "Единая Россия" - развернутом документе, который наряду с платформой партии будет обсуждаться на предстоящем в декабре VII съезде "единороссов", - столь пристальное внимание уделено главным стратегическим ориентирам государства и общества. В соответствии с десятью задачами, сформулированными в программном заявлении, к съезду готовятся десять докладов высшего совета партии, в которых будут детально проанализированы конкретные направления стратегии развития страны.
Представляя генеральному совету программное заявление, председатель партии Борис Грызлов особый акцент сделал на том, что сегодня у России есть все возможности - в том числе и финансовые - для реализации масштабных и амбициозных планов, способных обеспечить стабильное развитие на десятилетия. Важно, что парламентское большинство в лице "Единой России" последовательно формирует надежную законодательную базу, создавая необходимые и достаточные возможности для постановки и решения новых задач. И в этом смысле закрепление на уровне федерального закона стратегии развития - единственно адекватный подход, который нужно адаптировать к потребностям всех сфер общества.
Предстоящий съезд во многом будет этапным. Планируется подвести итоги прошедшего пятилетия, когда проходило становление "Единой России" как реального участника политики. В настоящее время партия стала самой массовой и влиятельной политической силой в стране. В ее рядах более миллиона россиян. Она уверенно побеждает на федеральных, региональных и муниципальных выборах. А это уже весомое доказательство того, что граждане в нее поверили, что проводимая партией политика востребована, отвечает интересам большинства людей в обществе.
Именно поэтому, как подчеркивается в программном заявлении, мера политической и моральной ответственности "Единой России" перед каждым гражданином исключительно высока. Понимая это, мы предлагаем программу обустройства страны, в основе которой лежат ценности и идеалы, близкие и понятные каждому человеку независимо от возраста, социального статуса, вероисповедания и национальности. Партия ставит целью сделать Российскую Федерацию обществом равных возможностей, намерена всемерно поддерживать и стимулировать самостоятельность и инициативу людей.
"Единая Россия" идет к своему очередному съезду с разработанной долгосрочной стратегией качественного обновления страны как суверенной демократии. Российская Федерация обладает своей собственной успешной исторической перспективой и занимает особое место среди государств - мировых лидеров. Партия твердо стоит на идейных позициях, что многонациональный российский народ обладает суверенным правом самостоятельно определять свою историческую судьбу, распоряжаться общественным достоянием, осуществлять развитие в интересах всех наций и народов страны, а не на основе принципа "сетевого управления" транснациональными корпорациями Запада.
Развернувшаяся в последние месяцы дискуссия по вопросам "суверенной демократии" взбудоражила умы политиков, ученых, представителей исполнительной власти. Сам этот факт - яркое подтверждение актуальности и злободневности поднятой проблемы.
Понятие "суверенная демократия" объективно содержит глубокий политико-практический и идеологический смысл. Поэтому осмыслить его содержание крайне важно для всех, кто прямо или косвенно причастен к разработке стратегии и тактики развития страны. Но не только... Важно, чтобы большинство граждан имели четкие представления о перспективах развития страны, о том, к чему нужно стремиться, поскольку без личностного осмысления происходящего невозможно адекватно воспринимать изменения в обществе. И от того, какой смысл мы будем вкладывать в понятия "суверенитет", "демократия", "национальный интерес", зависит не столько теория партийных программ, сколько динамика и интенсивность политического процесса в целом. Как свидетельствует исторический опыт, развиваться и иметь будущее может только народ, имеющий целостное представление о себе, реально осознающий, кто он и в каком направлении развивается.
В современной России проблема государственного суверенитета носит отнюдь не академический характер. Поэтому сам факт появления концептуального подхода к осмыслению места нашего государства в мировом сообществе - по сути, есть начало процесса выработки собственной национальной идеологии, отсутствовавшей в качестве систематизированной системы взглядов до сегодняшнего дня. А это уже серьезная заявка на мировое лидерство.
Теперь, когда государственная власть и доминирующая политическая сила в лице "Единой России" подняли проблему суверенной демократии, они впервые за долгие годы взяли в свои руки идеологическую и пропагандистскую инициативу и ответственность перед настоящим и будущим. Начинает формироваться идейная оболочка происходящих процессов. Главное здесь то, что без суверенитета невозможно сохранение национальной культуры и идентичности народов.
На сегодняшний день в теории есть тысячи определений демократии и не менее - определений суверенитета. Но столь же верно и то, что суверенитет - это прежде всего самостоятельность и свобода. Без свободы нет и не может быть демократии. Однако мерилом свободы всегда и везде должно выступать право, отраженное в Основном Законе страны - в ее Конституции.
Теория суверенной демократии базируется на классических демократических принципах: власть большинства при уважении прав меньшинства; свобода слова и СМИ; политическая конкуренция; власть закона. Российская Федерация сама определяет свою внутреннюю и внешнюю политику; демократию в стране мы развиваем без внешнего давления и контроля; демократические институты формируются с учетом российской специфики, исторического опыта и социокультурных особенностей и традиций.
Наконец, суверенная демократия для нас - это ориентация на интересы большинства граждан Российской Федерации. Эта категория позволяет "Единой России" четко выразить свой ценностный выбор: демократия и суверенитет неразрывны между собой. Идея суверенитета найдет отражение в программе партии, с которой она пойдет на выборы 2007 года; станет одной из стержневых в программных документах. Для нас принципиально важно содержательно соединить эти понятия, делом доказать, что демократия и суверенитет - это целостное, системное представительство национальных интересов в политике. А подлинная демократия может быть только суверенной, поскольку она должна действовать в интересах большинства.
Как отметил в своей статье "Судьбы демократии в России" Президент Татарстана, сопредседатель Высшего совета партии "Единая Россия" М.Ш.Шаймиев, "сегодня идет не откат от демократии, а формирование национальной модели демократии, которая бы наиболее адекватно отражала особенности взаимоотношений власти и народа. Это наш путь к общечеловеческим ценностям. Пусть сложный, но преодолимый через обеспечение единства в многонациональной и многоконфессиональной Российской Федерации".
Лучше оппонентам идеи суверенной демократии и не возразить...
В контексте "суверенной демократии" больший акцент сегодня надо делать на вопросы, связанные с многонациональным характером российского общества, укреплением демократическими методами межэтнической толерантности, развития самобытной культуры народов Российской Федерации. Концепция "суверенной демократии" в качестве своих приоритетов должна иметь политико-практическое упрочение межнационального согласия, обеспечение коллективных прав народов, воспитание людей разных национальностей с учетом этнических особенностей их народов, проблемы равноправного социально-экономического развития субъектов Федерации.
Здесь же особое внимание должно быть уделено проблеме этнической самоидентификации, которая, к сожалению, остается пока неразрешенной, хотя преамбула Конституции страны звучит оптимистично: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, объединенные общей судьбой на своей земле". Вместе с тем федеральному центру, на мой взгляд, необходимо повернуться лицом к этой проблеме. Замалчивать и не обращать внимания на существование национальных проблем в России - значит играть на руку националистам всех мастей. Партия "Единая Россия" также должна выработать свою твердую позицию по вопросам обеспечения интересов этносов в Российской Федерации. Ведь в самом названии нашей партии заложена формула - "единство в многообразии".
История учит: пренебрежение проблемами этнонационального может лишь подтолкнуть общество к очередному кризису. И в этом смысле, безусловно, прав заместитель руководителя Администрации Президента - помощник Президента России Владислав Сурков - "провоцировать в нашей стране межнациональные конфликты очень опасно. У одних во всем русские виноваты, у других - евреи, у третьих - татары, мы так далеко зайдем...". Поэтому вопросы ксенофобии, великодержавного шовинизма, "русского" псевдопатриотизма, преодоления межнациональной розни, неадекватной потребностям страны миграционной политики - эти и другие подобные проблемы российского общества должны решаться через механизмы "суверенной демократии".
Оформление собственной идеологии - большой успех для "Единой России". Как это было отмечено и Президентом Российской Федерации В.В.Путиным на встрече с фракцией "Единой России" в июле текущего года, идея суверенной демократии предполагает стратегию России в сложном, глобализующемся мире. Она принципиально исключает и изоляцию, и потерю собственного лица.
В обобщенном виде подход нашей партии к концепции "суверенной демократии" сформулирован в программном заявлении "Единой России": "Для нас суверенная демократия - это право народа делать свой выбор, опираясь на собственные традиции и закон; это возможность эффективно участвовать в формировании справедливого мироустройства; это синоним нашей внешней безопасности; это условие нашей исторической конкурентоспособности, то есть право публично формулировать и отстаивать свои национально-государственные интересы; это безоговорочное признание универсальных демократических ценностей при понимании многообразия национальных моделей их реализации".
В развитие этой идеи партия в программном заявлении предлагает базовые условия стратегии обновления и провозглашает ее главную цель - создание условий для самореализации и жизненного успеха каждого гражданина Российской Федерации независимо от его социального положения, национальной принадлежности, вероисповедания и места проживания - то есть создание общества равных возможностей.
Под стратегией обновления "единороссы" понимают незамедлительное решение ряда принципиальных задач, масштаб которых сопоставим с такими историческими этапными решениями в жизни страны, как индустриализация и электрификация, послевоенное восстановление экономики. Только осуществив комплексную модернизацию государства и общества, можно создать прочную основу национального успеха Российского государства в XXI веке, обеспечить высокий уровень жизни наших соотечественников. В рамках разработанной политической стратегии партия выделяет три приоритетные задачи, от решения которых в конечном счете будут зависеть суверенитет страны, надежность ее демократических институтов и национальная безопасность.
Первая. Создание в России экономики инновационного типа, опирающейся на современные достижения науки и техники, эффективное управление экономическими процессами, систему образования, формирующую инновационный тип мышления. Сконцентрировав ресурсы на развитии приоритетных отраслей, обеспечивающих конкурентоспособность и экономический суверенитет, Российская Федерация может реально претендовать на место одного из лидеров мировой экономики.
Партия намерена предложить государственную стратегию инновационного развития страны. В основу этой стратегии будут положены соответствующий федеральный закон, финансово-бюджетное и налоговое стимулирование, коммерциализация технологий как способ обеспечить жизнеспособность всей цепочки - от научного замысла до выхода продукции на рынок. "Единая Россия" выступает за существенное увеличение государственной поддержки фундаментальных исследований как базового компонента инновационной системы, интеграцию науки и образования с реальным сектором экономики, создание крупных научных центров преимущественно на базе высших учебных заведений.
Вторая задача - продолжение борьбы с коррупцией, вытеснение ее из жизни гражданина и общества. "Единая Россия" разработала комплексную программу действий по преодолению коррупции, которая охватывает все сферы жизни государства и общества. Давно назрела необходимость принять федеральный закон о коррупции. Партия предлагает внести изменения в нормы Уголовного кодекса о взяточничестве, установив зависимость наказания от размеров коррупционной выгоды; осуществлять общественную антикоррупционную экспертизу законопроектов и иных государственных актов. Пока же взятка в рубль и в миллион рублей находится в одной оценочной шкале наказания.
Третья задача - это сбережение российского народа. Партия провозглашает принцип бережного отношения к каждой человеческой жизни, как бесценному достоянию. Существующая сегодня тенденция к сокращению численности населения страны (за последние 15 лет - на 10 миллионов человек) создает прямую угрозу ее суверенитету и государственности.
Задачу сбережения российского народа партия "Единая Россия" считает ключевой. Мы видим ее решение в комплексе мер по стимулированию рождаемости и сокращению смертности, по увеличению продолжительности жизни. Это и выявление заболеваний на ранней стадии, и высокотехнологичная медицинская помощь, доступная всем слоям населения. Все это позволит уже в ближайшие годы значительно сократить смертность. Подобные и ряд других мер вместе с реализацией государственной политики по развитию физической культуры и спорта, пропаганде здорового образа жизни обеспечат стабилизацию демографической ситуации. Кроме того, преодолению кризиса в демографической сфере будет способствовать успешное выполнение приоритетных национальных проектов.
В программном заявлении особо подчеркивается необходимость комплексного подхода к решению данной задачи. Речь идет о создании социальных, финансово-экономических и законодательных условий для увеличения рождаемости, защиты материнства и детства, упрочения в обществе семейных ценностей. В качестве первоочередной меры партия предлагает засчитывать в общий трудовой стаж время ухода за ребенком до достижения им семи лет.
Для успешного поэтапного выполнения указанных приоритетных задач, а также в рамках стратегии модернизации государства и общества партия берет на себя следующие конкретные обязательства.
Кардинальное повышение качества и уровня жизни большинства россиян, преодоление бедности как социального явления, искоренение практики, когда работающий человек получает заработную плату ниже официально установленного прожиточного минимума. Экономить на здоровье наших граждан нельзя, и "Единая Россия" и дальше будет добиваться увеличения бюджетных расходов по этому направлению. Уже в 2007 году планируется увеличить минимальный размер заработной платы почти в два раза, а к 2009 году она должна быть доведена до уровня прожиточного минимума. Здесь же и проблемы создания комфортных условий жизнедеятельности, качества окружающей среды, обеспеченности территорий учреждениями социальной сферы - школами, поликлиниками, детскими садами, спортивными и культурными объектами.
Проведение эффективной социальной политики, которая предполагает целевую, существенно более весомую поддержку тех социальных групп, которые живут преимущественно на пенсии и различные виды пособий.
Нет нужды доказывать, что развитие социальной сферы - вопрос не менее важный, чем инфраструктурная и промышленная политика. Если мы не сможем создать людям достойные условия жизни, то развивать экономику высоких технологий будет просто некому. Понимание этого в партии есть. Поэтому в программном заявлении речь также идет о стимулировании тех граждан, кто готов самостоятельно добиваться своих жизненных целей. Это и недорогие кредиты, содействие открытию собственного дела, доступность приобретения жилья.
Реформа системы здравоохранения предполагает введение реального медицинского страхования, законодательное закрепление государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, выравнивание условий ее оказания в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, переход на оплату труда медицинских работников по конечным результатам их деятельности.
Вывод страны на позиции одного из мировых лидеров по качеству образования, обеспечение мировой конкурентоспособности отечественных специалистов, утверждение образовательных учреждений в качестве главных центров воспитания молодежи, в которых у подрастающего поколения будут формироваться высокие духовные и нравственные ценности.
Проведение новой молодежной политики, в основе которой не только создание равных условий для самореализации каждого молодого человека, но и активное продвижение именно молодых граждан на все этажи власти и во все сферы управления. Давно уже стало общим местом, что нужен закон о молодежной политике, который разрабатывается в недрах Государственной Думы в течение трех лет. До принятия закона партия "Единая Россия" уже сделала важный шаг в этом направлении: принято решение о том, чтобы в ее избирательных списках не менее 20 процентов кандидатов на выборах в законодательные органы власти были молодыми людьми.
Будет реализована промышленная политика, предусматривающая государственные инвестиции в производственную инфраструктуру, стимулирование развития строительного комплекса и поддержку инновационных производств. Промышленная политика будет реализовываться в рамках государственного стратегического планирования. Необходимо жестко ограничить тарифы естественных монополий и цены на энергоносители, установить уголовную ответственность за их умышленное завышение.
В программном заявлении перечислены отрасли, которые могут быть конкурентоспособными в мире. Многие десятилетия по производству антибиотиков наша страна занимала лидирующие позиции, а сегодня по данному направлению мы закрываем внутренний рынок лишь на полтора процента. Нам необходимо возродить эту отрасль экономики, отвечающую за здоровье граждан. Также конкурентоспособными, обеспечивающими национальный суверенитет, должны вновь стать авиастроение, судостроение, космическая промышленность, атомная энергетика, энергетическое машиностроение.
Будет ликвидировано отставание развития сельского хозяйства от темпов роста экономики в целом. Ускоренное развитие агропромышленного сектора экономики должно стать важнейшей задачей партии на десятилетие. Последовательное ее выполнение будет способствовать сбережению нации, экономическому освоению новых территорий страны.
Увлекшись на определенном этапе квазирыночной фразеологией, во многих регионах страны сельское хозяйство поставили на грань выживания. Сегодня мы теряем село, что в конечном итоге соизмеримо с потерей продовольственной безопасности страны в целом. Эта отрасль также должна быть приоритетной и обеспечена государством - так делается во всех развитых странах. Принятие закона о развитии сельского хозяйства обеспечит агропромышленному комплексу системную государственную поддержку.
Укрепление Российской Федерации на основе сближения уровней социально-экономического развития ее субъектов и обеспечения их самодостаточности. Данное положение связано с изменением подхода к межбюджетным отношениям - с тем, что регионы, претендующие на высокое звание субъекта Российской Федерации, должны выстраивать экономическую политику с целевой установкой выхода на уровень самодостаточности.
Партия намерена законодательно и политически обеспечить результативность в борьбе с преступностью, наркоманией и другими социальными пороками, подрывающими нравственное здоровье общества.
Реформирование системы государственного управления на всех уровнях, что предполагает существенное сокращение федеральных государственных служащих и федеральных ведомств в регионах, действительную, а не показную аттестацию управленческих кадров на профессиональную пригодность, информационную открытость власти. Кроме того, через укрепление партийной системы будет повышена ответственность региональных властей перед законодательными собраниями и перед избирателями.
На прошлых выборах в Государственную Думу "Единая Россия" выступила с идеей принципа партийности при формировании Правительства. Сейчас в ее развитие в своем программном заявлении партия предлагает распространить данный подход на региональный уровень - формировать правительства в субъектах Федерации партиями, победившими на выборах. Это позволит "Единой России" или коалиции партий более эффективно выполнять обязательства, данные избирателям, а также нести полную ответственность в случае их невыполнения.
Татарстанские "единороссы" приняли самое активное участие в подготовке программных документов партии к съезду. Обсуждение конкретных предложений шло не только в республике - в местных отделениях партии, на заседаниях политсовета регионального отделения, в депутатской фракции республиканского парламента, при проведении "круглых столов", Дней "Единой России" в городах и районах республики, но и на генеральном совете партии, в комитетах Госдумы, с депутатами-"единороссами" от Республики Татарстан. По итогам состоявшихся обсуждений, анализа предложений с мест коллегиально были сформулированы конкретные предложения для закрепления их в документах "Единой России" на съезде.
Политсовет Татарстанского отделения партии предлагает: четко зафиксировать в программе фундаментальное положение о приверженности "Единой России" принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации, где Россия характеризуется как демократическое, федеративное, правовое (ст.1), социальное государство (ст.7);
- при формулировании основных ценностей, объединяющих членов партии, учитывать такие ценности, как справедливость, стабильность, порядок, которые являются наиболее востребованными у населения;
- выделяемая совокупность стратегических задач, которые партия выдвигает в качестве приоритетов государственной политики, должна быть максимально соотнесена с индивидуальными ценностями каждого человека, а это состояние здоровья, семейное, финансовое благополучие. Принимаемую программу нужно ориентировать на человека, она должна четко демонстрировать желание и способность партии решать проблемы населения. В связи с этим было предложено, во-первых, включить в число приоритетных задачу поддержки семьи и детей; во-вторых, конкретно прописать механизмы реализации эффективной социальной политики;
- закрепить в положениях программы, что дальнейшее поступательное развитие страны возможно лишь в условиях постоянного развития федеративных отношений, предполагающих в настоящее время достижение самодостаточности субъектов, создание стимулов к их саморазвитию. В свою очередь, указанная цель предполагает учет не только экономических интересов субъектов Федерации, но и выработку партией своей принципиальной позиции по вопросу национальной политики, призванной обеспечивать комфортные условия саморазвития всех наций и народов в полиэтнической и многоконфессиональной России.
Татарстанские "единороссы" в своей политической деятельности исходят из того, что укрепление федерализма выступает прочной основой и стимулом развития демократии; тем более что их последовательная реализация имманентно предполагает стабильные межэтнические отношения, относительную финансовую самостоятельность регионов и обеспечение в полной мере полномочий, передаваемых регионам. Соответственно, все это требует четкого разграничения экономических, социальных и налоговых полномочий центра и субъектов Федерации, развития местного самоуправления, создания на муниципальном уровне устойчивой и законодательно обеспеченной финансовой базы.
Год назад Президент Российской Федерации В.В.Путин инициировал реализацию четырех приоритетных национальных проектов - "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса". В этом году был объявлен пятый национальный проект - "Демография". Национальные проекты помогли выявить действительное положение дел в регионах и обозначить проблемы, с которыми сталкивается население.
Партия "Единая Россия" объективно выполняет одну из ведущих функций в реализации национальных проектов, поскольку именно она и на федеральном, и на региональном уровнях несет ответственность за законодательное обеспечение проводимых реформ. Отсюда вытекают и главные задачи партии по политическому сопровождению национальных проектов.
Их реализация уже приносит ощутимые результаты. И дело не только в изменении общей психологической обстановки в стране - в жизни практически каждого россиянина появились личностно осознанные им цели. По моему убеждению, рост валового внутреннего продукта в стране и большинстве регионов гораздо более высокими темпами, чем это прогнозировалось, - также заслуга национальных проектов.
Но расслабляться нельзя. Поскольку все проекты - это комплексные и долгосрочные программы. Они требуют стратегического прогнозирования и планирования, механизмов контроля, взаимодействия федеральных и региональных уровней власти. Ведется серьезная работа, и прежде всего в законодательном плане, для создания подобных механизмов.
Фракция "Единой России" в татарстанском парламенте активно участвует в законотворческом процессе сопровождения национальных проектов. Главное сейчас - формирование и принятие адекватного потребностям дня бюджета развития республики на 2007 год. В связи с этим наша позиция по формированию бюджета, которая неоднократно обсуждалась на заседаниях политсовета, фракции "единороссов", следующая: бюджет, безусловно, должен увеличиваться, но не скачкообразно. Резкое, импульсное увеличение бюджета приведет лишь к тому, что средства будут неправильно использоваться. Прежде чем выделять средства в какую-либо сферу, к этому надо серьезно подготовиться. Должны быть долгосрочные программы. Поэтому я считаю, что мы выбрали правильную стратегию.
Вполне очевидно, что для таких масштабных проектов любых средств, которые выделяются, скорее всего, будет не хватать. Поэтому нужны надежные алгоритмы расходования бюджетных ресурсов. Необходима совместная работа органов государственной и муниципальной власти, нашей партии по детальному рассмотрению всех проблем и, конечно же, контроль за расходованием средств и своевременностью их выделения.
Часто можно услышать вопрос: почему бы не увеличить финансирование той или иной сферы? В самом деле, почему? Давайте порассуждаем: даже если сейчас увеличить выделение средств на реализацию проекта "Жилье" в три или в четыре раза, я сомневаюсь, что темпы строительства столь же стремительно возрастут. Скорее всего, увеличится стоимость жилья если не кратно, то как минимум в два - два с половиной раза. Деньги строительные организации, безусловно, освоят, а население, как говорится, останется при своих.
Поэтому еще раз подчеркну: жилищная проблема, конечно, требует особого внимания, но нужны и конкретные программы ее освоения на муниципальном уровне. Должны быть выделены участки под строительство - пока, к сожалению, много нареканий к местным органам власти, которые тяжело предоставляют гражданам землю. Эти участки должны быть оснащены инфраструктурой, должны быть дороги, коммунальное хозяйство, энергообеспечение. Кроме того, представляется, что наряду с увеличением строительства, расширением ипотечного кредитования и развитием других механизмов повышения доступности жилья нужно по-новому взглянуть на саму модель жилищного строительства. У нас достаточно земли, чтобы уделять больше внимания малоэтажной застройке, обеспеченной всеми условиями для комфортной жизни. И здесь опять мы возвращаемся к вопросу о долгосрочных программах модернизации стройиндустрии, промышленности стройматериалов и развития энергосберегающих технологий.
Только после всего этого можно вкладывать дополнительные средства в эту сферу. Сейчас данный вопрос не совсем подготовлен. Позиция татарстанских "единороссов" в подходах к финансированию опирается именно на эти основания. Мы ко всему должны хорошо подготовиться, особенно в вопросах выделения многомиллионных средств.
Я привел лишь один пример, но проблем гораздо больше. Региональное отделение нашей партии сейчас очень серьезно прорабатывает все узкие места в реализации национальных проектов в Татарстане и к своей очередной партконференции готовится выйти к партийцам с конкретными предложениями. Как партия, ответственная политически и нравственно перед избирателями Татарстана, мы сосредоточиваем усилия на тех важнейших сферах, которые определяют качество жизни людей. Это повышение эффективности деятельности всех ветвей власти, создание механизма общественного контроля за их работой, повышение уровня взаимодействия с Общественной палатой и укрепление роли "Единой России" в жизни республики и общества в целом.
Наиболее внимательно мы относимся к созданию системы политико-правового взаимодействия уровней публичной власти. Сотрудничество между федеральным, республиканским и местным уровнями власти не должно зависеть от воли или "неволи" отдельных чиновников. Это взаимодействие должно быть регламентировано федеральным и республиканским законами. Только так могут быть гарантированы принципы федеративных отношений. И своеобразной инновационной оболочкой здесь, инициирующей импульсы развития, выступают приоритетные национальные проекты.
Очень точно и емко Президент Российской Федерации В.В.Путин отметил в ходе видеоконференции по вопросам реализации приоритетных национальных проектов, что работа в рамках национальных проектов "позволяет увязать в единый механизм Федерацию, регионы и муниципалитеты и вместе работать на общий результат". Поэтому приоритетные национальные проекты остаются в перспективе одной из ключевых задач партии.
Президент России взял на себя в данном вопросе роль "локомотива". Дан мощный импульс выполнению национальных проектов. Определен вектор движения страны. На уровне Федерации и республики созданы основные механизмы управления проектами. Налажена система их информационной поддержки. Первые шаги по реализации проектов показывают, что люди возлагают большие надежды на их результативность. Граждане надеются получить реальную пользу, и в этом смысле мы не вправе обмануть надежды людей.
Главная задача следующего, уже наступившего этапа - смещение акцентов по реализации проектов на муниципальный уровень. Сегодня для "Единой России" нет более важной задачи. Именно на это политсовет Татарстанского отделения партии нацеливает свой актив. Мы рассматриваем проекты как важнейшую компоненту консолидации российского общества и фундамент общенациональной идеи, причем не абстрактной, а наполненной реальным содержанием. Роль парторганизаций на этом этапе - через предметную политическую работу с людьми добиться персонификации восприятия населением национальных проектов.
Лейтмотив нашей политической работы таков: через выполнение приоритетных национальных проектов - к повышению качества жизни граждан нашей республики и в целом - к укреплению могущества Российской Федерации.
Можно смело заявить, что "Единая Россия" - партия реальных дел, ее программа конкретных задач затронет интересы каждого человека и положительно отразится на развитии страны в целом.
Фарид МУХАМЕТШИН,
Председатель Государственного Совета РТ,
секретарь политсовета Татарстанского регионального отделения всероссийской политической партии "Единая Россия"
Председатель Государственного Совета РТ,
секретарь политсовета Татарстанского регионального отделения всероссийской политической партии "Единая Россия"
Газета "Республика Татарстан", 9 ноября 2006 г.