Публикации > Просмотр публикации
Православная культура отличает кряшен от остальных татар

Впервые широкое внимание общественности было привлечено к кряшенскому вопросу в ходе подготовки к проведению Всероссийской переписи населения 2002 года. После нескольких лет затишья эта тема снова появилась в поле зрения российской общественности. О сути кряшенской проблемы рассказал «Росбалту» директор Института Истории Академии наук Республики Татарстан, Государственный советник при Президенте Республики Татарстан по политическим вопросам Рафаэль Хакимов.

- Кто такие кряшены, каково их происхождение?

- «Кряшен» — татарское слово. Если его дословно перевести на русский язык, то «крещеный татарин». Изначально предки татар – булгары (кстати, родственные дунайским болгарам) — были мусульманами. Официально ислам приняли как государственную религию 16 мая 922 г. Естественно, мусульмане на территории нынешнего Татарстана появились много раньше Х века. Поэтому наиболее простая версия состоит в утверждении, что татар крестили после взятия Казани Иваном Грозным. Крещение было как насильственное, так и с помощью серьезных стимулов. Помещики, принявшие православие, сохраняли за собой землю и собственность. Так возникли роды Тургеневых, Аксаковых, Кутузовых. Привилегии были и в части службы в армии и так далее. Этот процесс с переменным успехом шел вплоть до указа Екатерины II о веротерпимости. После ряда религиозных восстаний она разрешила строить мечети, а позже даже начала возвращать дворянские звания. С тех пор началось так называемое «отпадение» татар от церкви. Но многие сохранили православную веру. Все это записано в русских писцовых книгах.

Существует более сложная теория о том, что часть татар приняла христианство еще до исламизации края. Но православие даже в Киев проникает только в 988 году, а к берегам Волги добирается много позже. Во всяком случае, так утверждают Соловьев и другие русские историки.

- Насколько обоснованы претензии части кряшен, настаивающих на признании их отдельной, самостоятельной нацией, а не этноконфессиональной частью татарского народа? Уместно ли говорить о «самоопределении кряшен»?

- Любая нация имеет ряд признаков: язык, культуру, самосознание, государственные структуры. Язык у кряшен — чисто литературный татарский, даже без акцента. Например, у нижегородских, астраханских, касимовских, сибирских татар есть свои особенности в произношении, причем порой довольно ощутимые. Например, башкир легче понять, чем сергачских татар, хотя для адаптации достаточно десяти минут. А у крещеных татар язык чистейший, без примеси русских слов. У них и службы проходят на татарском языке, свои церкви свои и Евангелие на татарском — кстати, перевести его помог Шаймиев. Культура кряшен, естественно, татарская, причем у них сохранились самые древние, просто удивительные пласты.

Не очень понимаю, что конкретно имеется в виду под словом «самоопределение». Международное право различает четыре формы самоопределения: полное государственное отделение, то есть объявление независимости, ассоциированные отношения, создание с кем-то федерации и полное слияние в каком-либо государстве. До революции при переписи кряшены шли отдельной строкой от татар, но в те времена конфессиональный признак был существенным, ведь у мусульман Поволжья были ограничения на профессии, право собственности, нельзя было открывать светские татарские университеты и так далее. У православных не было таких ограничений. Отсюда раздельный учет при переписи.

Честно говоря, мы не очень-то пытаемся выяснять, кто кряшен, кто не кряшен. Это частное дело. У нас есть вице-премьер Швецов — русский по национальности, но жил в татарской деревне. Естественно, он свободно говорит по-татарски, и выговор у него деревенский, не испорченный. Все думают, что он крещеный татарин. Если возражаешь, то в ответ слышишь: «Да послушай, как чисто он говорит. Значит, кряшен».

- Часть кряшен, доказывая, что они — не татары, ссылается на антропологические данные. Проводились ли такие исследования?

- Ссылаться на антропологию в случае татар – последнее дело. Конечно, такие исследования проводились, но не для того, чтобы кому-то самоопределяться. Небольшая часть татар – монголоиды. Может быть, около 10%. Их же монголами не назовешь, хотя в Казанском Кремле похоронены чингизиды. От истории никуда не уйдешь. Моя мама была блондинкой и голубоглазой. Впрочем, про первого тюркского кагана, создавшего государство в 651 году на Алтае, пишут, что он был светловолосый и голубоглазый. Мой дядя по маминой линии — такой же. Некоторые татары больше похожи на русских, а многие русские – вылитые татары. Я в принципе не хочу обсуждать эту тему, вконец изгаженную нацистами.

- Отдельные исследователи утверждают, что кряшены говорят на своем, кряшенском языке, другие — что на чистом татарском. Кто прав? Что можно сказать об их языке?

- Эта тема становится абсурдной, как только переходишь на татарский язык. Некоторых крещеных татар не устраивает, что в литературном языке много арабизмов и фарсизмов из-за влияния ислама. Но есть чисто коранические термины, а есть понятия, без которых не обойтись. Например, «совесть» по-татарски «воҗдан», заимствованное из арабского. «Активисты» кряшен предпочитают другой синоним – “саф күңел”. Но последнее выражение — тоже татарское. Не сомневаюсь, что все разговоры об особом кряшенском языке абсолютно надуманные. У казаков есть свои особенности произношения русских слов. Говоря о кряшенах, даже такой аналогии провести невозможно. На востоке Татарстана звук «з» переходит в «д», как у башкир. Шаймиев, когда волнуется, начинает говорить по-татарски с легким акцентом. Но чтобы это услышать, надо иметь абсолютный слух. Я это слышу только потому, что моя мама была оттуда и порой у нее слышался такой же переход одного звука в другой. Из этого трудно выстроить теорию о другом языке, другом народе и самоопределении.

- Можно ли говорить о самобытной кряшенской культуре или лишь об адаптации татарских обычаев и быта в связи с принятием православия?

- Есть так называемые кряшенские песни, но мы их тоже поем. В свое время пытались писать диссертации в поисках различий в татарской и башкирской музыке — не нашли. В случае с кряшенами это еще сложнее. В этнографической одежде у них есть свои, очень интересные элементы, которые не сохранились в других регионах проживания татар, но они остались только на сцене. Православная культура – это то, что реально отличает кряшен от остальных татар. Литовские и польские татары говорят по-польски, уехали более 600 лет назад, тем не менее, считают себя татарами. Религия не должна выступать в качестве нациообразующего фактора. В Боснии с этим экспериментировали и разделили практически единый народ на три части.

- Бытует мнение, что руководству Татарстана не выгодно признание кряшен в качестве отдельного народа, поскольку таким образом уменьшится численность татар. Так ли это? Кряшенская общественность жалуется на то, что в ходе Всероссийской переписи 2002 года кряшены были лишены возможность записаться под этим названием. С чем связан подобный запрет? Сообщалось даже о преследованиях кряшенских активистов, увольнениях их с работы и угрозах в их адрес.

- По последней переписи (которую контролировали из Москвы, и у нас бытует мнение, что в результате занизили численность татар), кряшены в Татарстане составляют 18760 человек. Если судьба татар зависит от такого количества, то надо кричать «караул». В ходе подготовки переписи Институт этнологии и антропологии РАН вконец запутал этот вопрос. Легче выяснить, кто православный, а кто мусульманин, чем кто кряшен и не кряшен. Если я думаю и пишу по-татарски, то автоматически про себя пишу «кряшен», имея в виду, что я «крещенный татарин». Но таких записывали в отдельную строку.

Есть убежденные активисты, которые мне на литературном татарском языке объясняют, что они не татары — Бога ради. Для этого не надо ходить в Казанский или Московский Кремль. Будь кем хочешь. В свое время было целое движение, которое меняло паспорта, чтобы записаться не татарином, а «булгаром». В новых паспортах нет записи о национальности, и вся их бурная деятельность оказалась никому не нужной. Говорят-то они по-татарски, слушают татарские телеканалы, а не булгарские.

При переписи одни записывались «крещеными татарами», другие «кряшенами», третьи – «крещенцами». Как потом их обобщили, нам неведомо, ибо все делалось в Москве. Нам выдали только конечные итоги. Если кого-то преследовали, то надо разбираться в судах. Я 15 лет работаю советником Президента РТ, но не слышал, чтобы русский, или мариец, или еврей пожаловался на преследование по национальному признаку. Этого не было и не будет, ибо Татарстан держится на этноконфессиональном согласии.

- Кряшенские лидеры также объясняют непризнанность народа тем, что основной регион проживания кряшен в Татарстане находится в нефтеносных районах, и если кряшены будут признаны, «то возникнет вопрос о каком-то перераспределении доходов от добычи нефти».

- Во-первых, по федеральному законодательству, недра являются собственностью России. Нефть добывают конкретные компании, а не народы. Во-вторых, в Татарстане нефти осталось на 30 лет, о чем можно только сожалеть. В-третьих, если в Елабужском или других районах, где компактно проживают кряшены, найдут нефть и они разбогатеют, я буду очень рад, потому считаю, что наши люди не должны быть бедными.

- Действительно ли в республике часты кампании в прессе, где звучат призывы «исламизировать кряшен», заставить их признать себя частью татарского народа?

- Большинство кряшен итак считает себя частью татарского народа. В прессе, если не ошибаюсь, было одно-единственное выступление с таким призывом. Оно глупое, о чем высказались буквально все. Невозможно из-за одного частного журналиста напрягать всю республику и даже страну. Должен признать, что на некоторых митингах бывает акцент на том, что татары – это мусульмане. Звучит это из уст имамов, но никто не пытается исламизировать русских, чуваш, других православных, язычников-марийцев. Коран это запрещает. Ислам можно принять исключительно добровольно. Любой другой вариант – грех.

- На пресс-конференции в Москве в июне 2006 года лидеры кряшен заявили, что власти Татарстана оказывают на них давление. Под их нажимом фактически приостановили работу кряшенские общественные организации, перестала выходить газета на кряшенском языке, он используется только в богослужении, кряшены сталкиваются с проблемами при желании построить церковь. Правда ли это?

- Кряшенские организации регистрируются федеральным агентством в Казани. Мы здесь ни при чем. У кряшен есть церкви, свои певцы и артисты, по желанию они отдают детей или в русскую, или татарскую школы. Если они поют и танцуют, мы этому только рады. Занимаются политикой – это их вопросы. У нас своих проблем хватает. Газету в Татарстане может открыть любой, даже частное лицо. В Российской Федерации Татарстан, пожалуй, третий регион, где существует такое количество СМИ, включая оппозиционные. Не проходит дня, чтобы не критиковали Шаймиева, Кабинет Министров, мэра города Казани, глав муниципальных образований или меня лично. Пусть открывают, что им нравится, причем на любом языке, хоть на китайском.

- В последние месяцы к кряшенскому вопросу вновь привлекается повышенное внимание. Говорят даже об «этноциде» кряшен. Не стоит ли выполнить некоторые требования кряшен (например, об открытии секции кряшеноведения в АН РТ)?

- Если кряшены – татары, то в чем этноцид? Если они не хотят учиться в татарских школах, можно учиться в русских. Если им нужны еще церкви, то это их вопрос, а не государства – пусть строят. Если хотят говорить на каком-то своем языке – пусть говорят, но пока они предпочитают литературный татарский язык. Если у них есть социальная неустроенность — надо обращаться в муниципалитет. Нужна газета – пусть выпускают. Если в Академии дадут штаты, я готов в Институте истории открыть специальный отдел хоть завтра, и надо бы это сделать. Вопросы надо ставить конкретно. Причем здесь этноцид?! Если кто-то занимается политизацией этого вопроса, то я не смогу помочь. Я занимаюсь политикой, но не политиканством. Беседовала Яна Амелина

ИА "Росбалт-Приволжье", 30 ноября 2006 г.