Публикации > Просмотр публикации
Здравствуйте, наша ровесница
“Если бы я была елабужанкой, то непременно бы поселилась в старой части города, в двухэтажном деревянном домике с печкой. Домик смотрел бы на улицу резными окошками, во дворе бы жила большая мохнатая, добрая собака, а из-за забора выбивались ветки черемухи и сирени. Да, а возле дома бы непременно - непременно! - росла рябина”... Вот такие мечтания охватили меня, когда я бродила по Елабуге, по самой моей любимой в этом городе улице Казанской.
Накануне моего приезда (пять часов в душном, то и дело ломающемся автобусе - и я на месте) прошли сильные снегопады. Город тонул в снегу, по тротуарам было тяжело передвигаться - каблуки увязали в снежном насте, но синее небо над Елабугой, над Камой сигналило о приходе весны. А командировка на этот раз у меня приятная - просто побродить по Елабуге и записать свои впечатления об этом старинном городке, который насчитывает сейчас около семидесяти тысяч жителей, семь музеев, роскошную библиотеку Серебряного века, 209 объектов культурного наследия, всего же архитектурный облик купеческого города создают 700 зданий, которые имеют архитектурную и культурную ценность.
Откуда что пошло
“Ала” - пестрый, “буга” - бык. “Пестрый бык” - огромный камень, который, по преданиям, лежит на дне Камы. Когда-то в древности возле современной Елабуги часто разбивались суда. Наверное, вредит нечистая сила, думали жители этих мест и обращались за помощью к жрецам, те каким-то образом старались напасть от путешественников отвести. Может быть, и “пестрый бык” им в этом помогал. По другой версии, “Алабуга” - рыба-окунь, которая водилась в соседнем озере. Кто-то считает, что название “Алабуга” возникло от имени человека. Но поклонников версии о “пестром быке” все-таки больше, не случайно фигурки этого быка из глины и камня можно сейчас купить в Елабуге повсюду - город, который в августе отпразднует свое 1000-летие, озабочен производством сувениров.
Другая тайна Елабуги - каменная башня, которая стоит на месте, называемом Елабужским городищем. Оказывается, это место на берегу Камы - форпост Волжской Булгарии, крепость с четырьмя башнями в углах и четырьмя полубашнями в стенах - мечеть-цитадель. Она построена с ориентиром точно на Мекку. Впрочем, такой старинный город, как Елабуга, весь соткан из преданий и мифов.
Не сердитесь, Надежда Андреевна!
Первый музей, в который я направляю стопы в сопровождении экскурсовода Оли, - дом, где жила кавалерист-девица Надежда Дурова, единственная женщина в России, что была награждена Георгиевским крестом, ординарец фельдмаршала Кутузова. В Елабугу Дурова попала с братом - он был назначен городничим, случилось это в 1831 году. Конечно, после ратных подвигов жизнь в Елабуге нашей амазонке показалась пресной, но вскоре она нашла себе нескучное занятие: начала обрабатывать свои дневники. Брат ее был знаком с Пушкиным и предложил ему рукопись сестры для рецензии, а вскоре и сама Надежда Андреевна познакомилась с великим поэтом. В 1836 году Александр Сергеевич в своем “Современнике” начал печатать отрывки из “Записок кавалерист-девицы”, и успех был превосходящим все ожидания. В предисловии Пушкин писал: “ С неизъяснимым участием прочли мы признание женщины, столь необыкновенной, с изумлением увидели, что нежные пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют и пером - быстрым, живописным, пламенным”.
После “Записок” Дурова под псевдонимом Соколова написала еще 12 произведений - повести, рассказы и роман. На этом амазонка решила окончить литературную карьеру.
В Елабуге Дурова купила дом на улице Московской - в нем сейчас и расположен музей. Бревна, отмеченные синей краской, остались от того старого особняка, который при создании музея был полностью отреставрирован, они еще помнят хозяйку. Жила бы кавалерист-девица безбедно, пенсию получала немалую - тысячу рублей в год, но широкая гусарская натура подводила. Щедро она одаривала всех, кто обращался к ней за помощью. Дурова все время носила мужской костюм и требовала, чтобы к ней обращались “Александр Андреевич”. Часто ее можно было видеть гарцующей на лошади на тихих улочках городка. Дружила она с семьей будущего известного живописца Шишкина - танцевала на балах в доме его родителей за кавалера. Курила трубку, иногда посылала лакея в трактир за горячительными напитками. Елабужане удивлялись, но... любили эту необычную женщину.
В музее на одном из видных мест висит кадр из “Гусарской баллады”, где запечатлена Лариса Голубкина в роли корнета Азарова (большинство из нас знакомы с Надеждой Андреевной по этому фильму, имеющему к ее биографии весьма отдаленное отношение). Недавно здесь появилась восковая фигура хозяйки. Поставили ее на втором этаже под знаменем. А потом кому-то пришло в голову фигуру перенести на первый этаж... Что тут началось! Ночами в особнячке стали падать со стен картины, была перевернула тумбочка - сотрудники музея поняли: рассердилась хозяйка. Негоже ей стоять вместо швейцара. Фигуру вернули на второй этаж и поставили на прежнее место под знамя - полтергейст прекратился. Такая вот строгая дама Надежда Андреевна.
Хочу у зеркала спросить
Другой елабужский музей печален - это цветаевский комплекс, в который входит литературный музей поэтессы, дом, где она прожила несколько дней, и библиотека Серебряного века.
Люди, которые работают в музее Цветаевой, - особая каста, как и все ее поклонники. Своих они чувствуют за версту, очевидно, по особому блеску в глазах и интонациям. Так же точно вычисляют и чужих. Меня, например, экскурсовод вычислила сразу же - каюсь, поклонницей творчества Марины Ивановны я не являюсь, хотя признаю в ней уникальное поэтическое дарование. Эксурсовод была со мной сурова и подозрительна, но о том, почему церковь разрешила отпеть Цветаеву, все-таки рассказала.
Марина Ивановна приехала в город на Каме 17 августа 1941 года вместе с сыном Муром. Безуспешно искала работу. 31 сентября, в воскресенье, Цветаева, написав прощальные письма, ушла из жизни, из близких на похоронах был только сын, который вскоре погиб на фронте, так что могила поэтессы была утрачена. Сестре Анастасии удалось определить примерное место захоронения, там Союз писателей РТ установил памятник. А в 2002 г. в городе, ставшем последним приютом для Марины Ивановны, был отрыт мемориал.
Домик Бродельщиковых, где она прожила последние дни августа 1941 года, невелик, он находится на улице Малой Покровской, во времена Цветаевой она называлась Ворошиловской. Сотрудники попытались создать такую атмосферу, словно Цветаева только что вышла из комнаты - на подушках лежит плед, на спинке - берет горохового цвета. Пожилая дама-экскурсовод без передышки читает стихи, видно, как она увлечена этим поэтическим миром. В одной из комнаток на стене висит небольшое зеркало, возможно, в него смотрелась Цветаева. Экскурсовод рассказывает, что иногда сюда приезжают поклонницы поэтессы, долго-долго смотрят в зеркало и некоторые даже утверждают, что видят там Марину Ивановну. По-моему, жутковато...
Чему можно позавидовать в этом комплексе, так это библиотеке Серебряного века, которая находится в нескольких метрах от литературного музея Цветаевой. Здесь на втором этаже - каминный зал, низенькие столы и уютные кресла, у стены - пианино, подаренное мэром Елабуги И.Гафуровым. Стены украшает неплохая коллекция живописи. Здесь при затопленном камине, при зажженных свечах проходят литературно-музыкальные вечера, на которые невозможно попасть. Основную часть огромных фондов составляют произведения, относящиеся к Серебряному веку, и исследования, посвященным этому интереснейшему периоду. Когда библиотекарь, проведя меня в хранилище и показав попутно деревянные шкафчики, куда вешают одежду посетители библиотеки, демонстрирует толстенный фолиант, посвященный Сергею Дягилеву и “русским сезонам”, в душе просыпается зависть.
Похвальное слово купечеству
Удивительные все-таки музеи в Елабуге! Каким-то образом их сотрудникам удалось избавиться от скучных “музейных” запахов - в каждом из этих особнячков пахнет домом. У каждого дома есть что-то свое, особенное, и что-то общее - все они входят в состав Елабужского государственного музея-заповедника. И живые это музеи: почти в каждом мне довелось видеть группы старших школьников, которые приходят сюда на занятия.
Дом-музей Шишкина - место для тех, кто хочет отдохнуть душой и перенестись в спокойный и благостный мир старого купеческого города. Деревянный пол, домотканные половички, затейливый узор обоев (в каждой комнате они разные), старинные портреты в золоченых рамах - родовое гнездо. Шишкины всегда были гордостью Елабуги: один из предков великого художника в свое время за заслуги перед Отечеством принял от Ивана Грозного икону Трех Святителей, другой - отлил колокол для Спасского собора. Отец живописца, счастливо женившись, имея хорошие капиталы от торговли хлебом, занялся общественно полезными делами, считая их своей святой обязанностью. Например, на его средства в 1833 году в Елабуге появился водопровод, а еще через несколько лет он разработал проект снабжения водой Казани. Интересовала его и наука - он увлекался археологией и вместе с профессиональными археологами проводил раскопки вблизи родного города.
Иван Шишкин-младший прославил фамилию на весь мир. При всей нынешней увлеченности авангардом пейзажи Шишкина до сих пор на всех аукционах держатся в верхних строчках рейтингов - старая добрая классика всегда в цене.
Музей Шишкина сейчас располагает 14 живописными полотнами своего земляка и 50 листами графики. Среди них - самое раннее известное полотно Шишкина, выполненное еще до отъезда в Мосовское училище живописи, ваяния, зодчества. Картину сотрудники музея, создавая экспозицию, нашли на чердаке дома Шишкиных. К счастью, она прекрасно сохранилась - под синим небом поле с копнами хлеба, мир и покой летнего полдня. Шишкин любил писать с натуры, кстати, большинство его пейзажей написано в лесах под Елабугой.
Шишкины - не единственный в Елабуге известный купеческий род. Прославили себя и Стахеевы, которые жертвовали на благотворительность суммы не меньшие, чем Морозовы и Мамонтовы. А были еще Гирбасовы, Ушковы, Черновы, Гайсины, Альмухаметовы и другие. В конце XIX века в Елабуге, где проживало 10 000 жителей, было 600 купцов. 12 из них были миллионерами - это они строили церкви и мечети, красивейшие жилые дома, электростанцию, проводили водопровод. Им мы должны быть благодарны за многое из того, чем сегодня знаменита Елабуга.
Возле дома-музея Шишкина, на высоком берегу Камы, стоит памятник художнику - он держит в руках пустую раму. Смотрит в заречные дали и словно обдумает очередное полотно. Есть в городе и памятник Стахееву. Хотелось бы увидеть на елабужской земле и памятник купечеству от благодарных горожан.
Тайна подвесок
В конце 2005 года Президент РТ подписал Указ “О праздновании 1000-летия основания города Елабуги”, был утвержден состав республиканской комиссии по подготовке и проведению празднования. Елабуга - ровесница Казани.
В августе этого года соберутся гости, приедут потомки знатных горожан. В течение трех дней город будет праздновать свой день рождения. И все-таки мне, недоверчивой, было интересно: каковы доказательства столь солидного возраста. С этим вопросом я обратилась к директору музея-заповедника Гульзаде Руденко. Она рассказала о том, что в сентябре 2003 года в Казани состоялось заседание Президиума Академии наук РТ, где речь шла о многолетней работе по сбору письменных и вещественных источников, археологических раскопов. Ученые представили убедительные находки, которые датируются Х-ХII веками. Эту датировку подтвердил заведующий кафедрой археологии МГУ Валентин Янин - авторитетный в своей области ученый. Среди находок есть подвески и височные кольца, гребень и бусы, браслет, посуда и лепная керамика. Всего речь идет о 17 предметах, обнаруженных при раскопках. Мнение Президиума Академии наук РТ было единогласным: формирование городского типа можно датировать в Елабуге 1005 - 1010 годами.
Вечерний свет
Под вечер моего пребывания в Елабуге пошел дождь - тихий, почти совсем незаметный. По улицам бродили добрые мокрые собаки, которые пытались приласкаться.
Пройдя от начала до конца Казанскую, заглянув в Покровский собор, торжественный и аскетичный в дни идущего Великого Поста, я дошла все-таки до любимого кафе “Серебряный век”, где в этот непоздний час оказалась единственной посетительницей, что, впрочем, не помешало мне отведать хорошей русской кухни.
Над Елабугой стояла нереальная тишина, которую нарушали только крики птиц, кружащих над куполами собора, да звук дождевых капель, падающих с крыши. Пахло талым снегом и весной, которая шла в тысячелетний город медленно, но неизбежно.
P.S. Весной многих из нас охватывает “охота к перемене мест”, летом тяга к путешествиям усиливается. Вот и подумалось: а почему не совершить несколько путешествий по Татарстану? Есть же у нас много чего, что стоит посмотреть. Так что путешествие в Елабугу - это только начало. Если у вас есть на примете интересные места, о которых вы советуете рассказать, пишите, буду рада за подсказку.
“Если бы я была елабужанкой, то непременно бы поселилась в старой части города, в двухэтажном деревянном домике с печкой. Домик смотрел бы на улицу резными окошками, во дворе бы жила большая мохнатая, добрая собака, а из-за забора выбивались ветки черемухи и сирени. Да, а возле дома бы непременно - непременно! - росла рябина”... Вот такие мечтания охватили меня, когда я бродила по Елабуге, по самой моей любимой в этом городе улице Казанской.
Накануне моего приезда (пять часов в душном, то и дело ломающемся автобусе - и я на месте) прошли сильные снегопады. Город тонул в снегу, по тротуарам было тяжело передвигаться - каблуки увязали в снежном насте, но синее небо над Елабугой, над Камой сигналило о приходе весны. А командировка на этот раз у меня приятная - просто побродить по Елабуге и записать свои впечатления об этом старинном городке, который насчитывает сейчас около семидесяти тысяч жителей, семь музеев, роскошную библиотеку Серебряного века, 209 объектов культурного наследия, всего же архитектурный облик купеческого города создают 700 зданий, которые имеют архитектурную и культурную ценность.
Откуда что пошло
“Ала” - пестрый, “буга” - бык. “Пестрый бык” - огромный камень, который, по преданиям, лежит на дне Камы. Когда-то в древности возле современной Елабуги часто разбивались суда. Наверное, вредит нечистая сила, думали жители этих мест и обращались за помощью к жрецам, те каким-то образом старались напасть от путешественников отвести. Может быть, и “пестрый бык” им в этом помогал. По другой версии, “Алабуга” - рыба-окунь, которая водилась в соседнем озере. Кто-то считает, что название “Алабуга” возникло от имени человека. Но поклонников версии о “пестром быке” все-таки больше, не случайно фигурки этого быка из глины и камня можно сейчас купить в Елабуге повсюду - город, который в августе отпразднует свое 1000-летие, озабочен производством сувениров.
Другая тайна Елабуги - каменная башня, которая стоит на месте, называемом Елабужским городищем. Оказывается, это место на берегу Камы - форпост Волжской Булгарии, крепость с четырьмя башнями в углах и четырьмя полубашнями в стенах - мечеть-цитадель. Она построена с ориентиром точно на Мекку. Впрочем, такой старинный город, как Елабуга, весь соткан из преданий и мифов.
Не сердитесь, Надежда Андреевна!
Первый музей, в который я направляю стопы в сопровождении экскурсовода Оли, - дом, где жила кавалерист-девица Надежда Дурова, единственная женщина в России, что была награждена Георгиевским крестом, ординарец фельдмаршала Кутузова. В Елабугу Дурова попала с братом - он был назначен городничим, случилось это в 1831 году. Конечно, после ратных подвигов жизнь в Елабуге нашей амазонке показалась пресной, но вскоре она нашла себе нескучное занятие: начала обрабатывать свои дневники. Брат ее был знаком с Пушкиным и предложил ему рукопись сестры для рецензии, а вскоре и сама Надежда Андреевна познакомилась с великим поэтом. В 1836 году Александр Сергеевич в своем “Современнике” начал печатать отрывки из “Записок кавалерист-девицы”, и успех был превосходящим все ожидания. В предисловии Пушкин писал: “ С неизъяснимым участием прочли мы признание женщины, столь необыкновенной, с изумлением увидели, что нежные пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют и пером - быстрым, живописным, пламенным”.
После “Записок” Дурова под псевдонимом Соколова написала еще 12 произведений - повести, рассказы и роман. На этом амазонка решила окончить литературную карьеру.
В Елабуге Дурова купила дом на улице Московской - в нем сейчас и расположен музей. Бревна, отмеченные синей краской, остались от того старого особняка, который при создании музея был полностью отреставрирован, они еще помнят хозяйку. Жила бы кавалерист-девица безбедно, пенсию получала немалую - тысячу рублей в год, но широкая гусарская натура подводила. Щедро она одаривала всех, кто обращался к ней за помощью. Дурова все время носила мужской костюм и требовала, чтобы к ней обращались “Александр Андреевич”. Часто ее можно было видеть гарцующей на лошади на тихих улочках городка. Дружила она с семьей будущего известного живописца Шишкина - танцевала на балах в доме его родителей за кавалера. Курила трубку, иногда посылала лакея в трактир за горячительными напитками. Елабужане удивлялись, но... любили эту необычную женщину.
В музее на одном из видных мест висит кадр из “Гусарской баллады”, где запечатлена Лариса Голубкина в роли корнета Азарова (большинство из нас знакомы с Надеждой Андреевной по этому фильму, имеющему к ее биографии весьма отдаленное отношение). Недавно здесь появилась восковая фигура хозяйки. Поставили ее на втором этаже под знаменем. А потом кому-то пришло в голову фигуру перенести на первый этаж... Что тут началось! Ночами в особнячке стали падать со стен картины, была перевернула тумбочка - сотрудники музея поняли: рассердилась хозяйка. Негоже ей стоять вместо швейцара. Фигуру вернули на второй этаж и поставили на прежнее место под знамя - полтергейст прекратился. Такая вот строгая дама Надежда Андреевна.
Хочу у зеркала спросить
Другой елабужский музей печален - это цветаевский комплекс, в который входит литературный музей поэтессы, дом, где она прожила несколько дней, и библиотека Серебряного века.
Люди, которые работают в музее Цветаевой, - особая каста, как и все ее поклонники. Своих они чувствуют за версту, очевидно, по особому блеску в глазах и интонациям. Так же точно вычисляют и чужих. Меня, например, экскурсовод вычислила сразу же - каюсь, поклонницей творчества Марины Ивановны я не являюсь, хотя признаю в ней уникальное поэтическое дарование. Эксурсовод была со мной сурова и подозрительна, но о том, почему церковь разрешила отпеть Цветаеву, все-таки рассказала.
Марина Ивановна приехала в город на Каме 17 августа 1941 года вместе с сыном Муром. Безуспешно искала работу. 31 сентября, в воскресенье, Цветаева, написав прощальные письма, ушла из жизни, из близких на похоронах был только сын, который вскоре погиб на фронте, так что могила поэтессы была утрачена. Сестре Анастасии удалось определить примерное место захоронения, там Союз писателей РТ установил памятник. А в 2002 г. в городе, ставшем последним приютом для Марины Ивановны, был отрыт мемориал.
Домик Бродельщиковых, где она прожила последние дни августа 1941 года, невелик, он находится на улице Малой Покровской, во времена Цветаевой она называлась Ворошиловской. Сотрудники попытались создать такую атмосферу, словно Цветаева только что вышла из комнаты - на подушках лежит плед, на спинке - берет горохового цвета. Пожилая дама-экскурсовод без передышки читает стихи, видно, как она увлечена этим поэтическим миром. В одной из комнаток на стене висит небольшое зеркало, возможно, в него смотрелась Цветаева. Экскурсовод рассказывает, что иногда сюда приезжают поклонницы поэтессы, долго-долго смотрят в зеркало и некоторые даже утверждают, что видят там Марину Ивановну. По-моему, жутковато...
Чему можно позавидовать в этом комплексе, так это библиотеке Серебряного века, которая находится в нескольких метрах от литературного музея Цветаевой. Здесь на втором этаже - каминный зал, низенькие столы и уютные кресла, у стены - пианино, подаренное мэром Елабуги И.Гафуровым. Стены украшает неплохая коллекция живописи. Здесь при затопленном камине, при зажженных свечах проходят литературно-музыкальные вечера, на которые невозможно попасть. Основную часть огромных фондов составляют произведения, относящиеся к Серебряному веку, и исследования, посвященным этому интереснейшему периоду. Когда библиотекарь, проведя меня в хранилище и показав попутно деревянные шкафчики, куда вешают одежду посетители библиотеки, демонстрирует толстенный фолиант, посвященный Сергею Дягилеву и “русским сезонам”, в душе просыпается зависть.
Похвальное слово купечеству
Удивительные все-таки музеи в Елабуге! Каким-то образом их сотрудникам удалось избавиться от скучных “музейных” запахов - в каждом из этих особнячков пахнет домом. У каждого дома есть что-то свое, особенное, и что-то общее - все они входят в состав Елабужского государственного музея-заповедника. И живые это музеи: почти в каждом мне довелось видеть группы старших школьников, которые приходят сюда на занятия.
Дом-музей Шишкина - место для тех, кто хочет отдохнуть душой и перенестись в спокойный и благостный мир старого купеческого города. Деревянный пол, домотканные половички, затейливый узор обоев (в каждой комнате они разные), старинные портреты в золоченых рамах - родовое гнездо. Шишкины всегда были гордостью Елабуги: один из предков великого художника в свое время за заслуги перед Отечеством принял от Ивана Грозного икону Трех Святителей, другой - отлил колокол для Спасского собора. Отец живописца, счастливо женившись, имея хорошие капиталы от торговли хлебом, занялся общественно полезными делами, считая их своей святой обязанностью. Например, на его средства в 1833 году в Елабуге появился водопровод, а еще через несколько лет он разработал проект снабжения водой Казани. Интересовала его и наука - он увлекался археологией и вместе с профессиональными археологами проводил раскопки вблизи родного города.
Иван Шишкин-младший прославил фамилию на весь мир. При всей нынешней увлеченности авангардом пейзажи Шишкина до сих пор на всех аукционах держатся в верхних строчках рейтингов - старая добрая классика всегда в цене.
Музей Шишкина сейчас располагает 14 живописными полотнами своего земляка и 50 листами графики. Среди них - самое раннее известное полотно Шишкина, выполненное еще до отъезда в Мосовское училище живописи, ваяния, зодчества. Картину сотрудники музея, создавая экспозицию, нашли на чердаке дома Шишкиных. К счастью, она прекрасно сохранилась - под синим небом поле с копнами хлеба, мир и покой летнего полдня. Шишкин любил писать с натуры, кстати, большинство его пейзажей написано в лесах под Елабугой.
Шишкины - не единственный в Елабуге известный купеческий род. Прославили себя и Стахеевы, которые жертвовали на благотворительность суммы не меньшие, чем Морозовы и Мамонтовы. А были еще Гирбасовы, Ушковы, Черновы, Гайсины, Альмухаметовы и другие. В конце XIX века в Елабуге, где проживало 10 000 жителей, было 600 купцов. 12 из них были миллионерами - это они строили церкви и мечети, красивейшие жилые дома, электростанцию, проводили водопровод. Им мы должны быть благодарны за многое из того, чем сегодня знаменита Елабуга.
Возле дома-музея Шишкина, на высоком берегу Камы, стоит памятник художнику - он держит в руках пустую раму. Смотрит в заречные дали и словно обдумает очередное полотно. Есть в городе и памятник Стахееву. Хотелось бы увидеть на елабужской земле и памятник купечеству от благодарных горожан.
Тайна подвесок
В конце 2005 года Президент РТ подписал Указ “О праздновании 1000-летия основания города Елабуги”, был утвержден состав республиканской комиссии по подготовке и проведению празднования. Елабуга - ровесница Казани.
В августе этого года соберутся гости, приедут потомки знатных горожан. В течение трех дней город будет праздновать свой день рождения. И все-таки мне, недоверчивой, было интересно: каковы доказательства столь солидного возраста. С этим вопросом я обратилась к директору музея-заповедника Гульзаде Руденко. Она рассказала о том, что в сентябре 2003 года в Казани состоялось заседание Президиума Академии наук РТ, где речь шла о многолетней работе по сбору письменных и вещественных источников, археологических раскопов. Ученые представили убедительные находки, которые датируются Х-ХII веками. Эту датировку подтвердил заведующий кафедрой археологии МГУ Валентин Янин - авторитетный в своей области ученый. Среди находок есть подвески и височные кольца, гребень и бусы, браслет, посуда и лепная керамика. Всего речь идет о 17 предметах, обнаруженных при раскопках. Мнение Президиума Академии наук РТ было единогласным: формирование городского типа можно датировать в Елабуге 1005 - 1010 годами.
Вечерний свет
Под вечер моего пребывания в Елабуге пошел дождь - тихий, почти совсем незаметный. По улицам бродили добрые мокрые собаки, которые пытались приласкаться.
Пройдя от начала до конца Казанскую, заглянув в Покровский собор, торжественный и аскетичный в дни идущего Великого Поста, я дошла все-таки до любимого кафе “Серебряный век”, где в этот непоздний час оказалась единственной посетительницей, что, впрочем, не помешало мне отведать хорошей русской кухни.
Над Елабугой стояла нереальная тишина, которую нарушали только крики птиц, кружащих над куполами собора, да звук дождевых капель, падающих с крыши. Пахло талым снегом и весной, которая шла в тысячелетний город медленно, но неизбежно.
P.S. Весной многих из нас охватывает “охота к перемене мест”, летом тяга к путешествиям усиливается. Вот и подумалось: а почему не совершить несколько путешествий по Татарстану? Есть же у нас много чего, что стоит посмотреть. Так что путешествие в Елабугу - это только начало. Если у вас есть на примете интересные места, о которых вы советуете рассказать, пишите, буду рада за подсказку.
Татьяна Мамаева
Газета "Время и Деньги", 29 марта 2007 г.