Публикации > Просмотр публикации
Казань сменит имидж...
И может стать культурно-туристическим центром Евразии
На протяжении последних четырех с половиной веков Казань, разменявшая в 2005 году второе тысячелетие, отстраивалась в основном в рамках русско-европейской архитектуры. Появление отдельных объектов в татаро-азиатском стиле не слишком влияло на общее восприятие облика города. Сильно подпортили "лицо" столицы Татарстана в советскую эпоху, когда планировку строений ради экономической выгоды перевели на безликие индустриально-типовые рельсы. Да и в постперестроечный период "стеклянно-пластмассовая" архитектура не украсила древний город, особенно его центральную историческую часть...
Подобная проблема касается не только российских населенных пунктов. Еще участники прошедшего в июне 1999 года в Пекине всемирного конгресса Международного союза архитекторов уделили пристальное внимание вопросу однообразия современных мегаполисов, назвав нынешнюю архитектуру "мертвой". Они приняли "Пекинскую хартию", в которой рекомендовали всем проектировщикам отойти от штампов и стихийности в городской застройке. И отнестись к формированию внешнего вида городов философски - с учетом индивидуальных исторических, культурных, религиозных и прочих особенностей местности.
Кул Шариф - как отправная точка
С тем, что Кремль - главная достопримечательность не только Казани, но и всей республики, думаю, никто не поспорит. Поэтому вполне объяснимо, что при подготовке к празднованию 1000-летия татарстанской столицы основной упор делался именно на его облик. По словам научного руководителя реконструкции Казанского Кремля и проекта мечети Кул Шариф - члена-корреспондента Российской академии архитектуры и строительных наук, заслуженного архитектора России Сайяра Айдарова, руководство республики поставило перед учеными мужами задачу: воссоздать утраченную в середине XVI века соборную мечеть. Но при этом не нарушить гармонию кремлевского ансамбля и обзор данного архитектурно-исторического памятника.
- С учетом этого мы решили не ставить Кул Шариф на сохранившийся древний фундамент, который находится в глубине Кремля, а построить мечеть с нуля на месте располагавшихся у крепостной стены казарм Кремлевского гарнизона, - рассказывает Сайяр Ситдикович. - В итоге снесли казармы и часть улицы Баумана, примыкавшую к старинной крепости. Более двадцати процентов разобранных строений представляли собой памятники культуры, в связи с чем, с одной стороны, высказывали обоснованную критику общественность и пресса. Однако, с другой стороны, была достигнута определенная цель: открыть взору более значимый памятник русско-татарского наследия - Казанский Кремль. И мечеть Кул Шариф кардинально изменила архитектурный облик Кремля, привнесла в него уникальное образное начало, отличающее этот объект от остальных сооружений Казани, по большинству из которых невозможно определить, в какой части света обитают жители данного города...
Работа по подготовке к 1000-летию татарстанской столицы и возведению Кул Шариф подвигла ученых и специалистов Института истории Академии наук РТ, научно-производственного объединения "Пифагор", Российского исламского университета, Казанского государственного архитектурно-строительного университета, других научных и музейных учреждений на разработку инновационной программы "Исторический бульвар "Араис" (в переводе с древнетюркского - "Луч солнца"). В соответствии с данным проектом Казань за четыре года (с 2007 по 2010-й) должна превратиться в культурный центр Евразии.
Такие амбиции, как считают ученые, вполне обоснованны: коренными жителями города многие века являются два разных народа - русские и татары, представляющие собой толерантное сообщество. К тому же Казань расположена в пограничной Волжско-Камской зоне между Европейским и Азиатским континентами. А чтобы достичь цели проекта, необходимо нанести на архитектурно-художественное "лицо" столицы национально-региональный "макияж". То есть перейти от европейского стиля к евроазиатскому.
"Луч солнца" в каменных джунглях
По мнению одного из инициаторов и авторов программы - генерального директора НПО "Пифагор" Дамира Алтынбаева, в настоящее время в Казани плохо используется имеющийся природный потенциал. К примеру, город обладает значительными прибрежными территориями вдоль Казанки и Волги, однако отсутствуют современные благоустроенные выходы к рекам. Утрачиваются уникальные ландшафтные элементы, эстетическое качество окружающей среды. В историческом центре столицы нет доступных рекреационных зон (мест отдыха) с надлежащим сервисом. Программа "Исторический бульвар "Араис" призвана решить эти и многие другие проблемы, связанные в том числе с национально-образовательными пробелами горожан.
"Араис" - это культурно-исторический комплекс, представляющий собой закольцованную пешеходную зону длиной 7,2 километра в центральной части столицы. Начинается "бульварный маршрут" от национально-культурного центра "Казань", проходит вдоль набережной Казанки в сторону Кремля, охватывает Ленинскую и Кировскую дамбы, тянется вдоль Булака к театру имени Галиаскара Камала и по улице Пушкина, завершается у НКЦ. Вся зона поделена на архитектурно-исторические фрагменты, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку.
Прежде чем "прогуляться" по пешеходному бульвару, стоит отметить, что, по словам Сайяра Айдарова, в основе проекта лежит философский метод симбиотической архитектуры, который создан японским архитектором Кисе Курокава и впервые применен в конце прошлого столетия при разработке эскиз-идеи генерального плана столицы Казахстана Астаны. Как известно, симбиоз - это форма совместного существования двух организмов разных видов. Данный термин вполне применим для проектировочных решений города. Примеров симбиоза, характерных для Казани, немало: старинные и современные сооружения, элементы древнерусской и древнетатарской культур, мотивы европейской и азиатской цивилизаций, классический и восточный стили, православные и мусульманские храмы и так далее.
Кисе Курокава, который к каждому зданию относится как к живому организму, предложил общий план инновационного проекта, а уж детали разработали наши проектировщики и ученые.
Начало дефиле
Согласно программе "Араис" пространство перед НКЦ "Казань" будет называться площадью Конгрессов. А сам центр, изначально предназначавшийся под Ленинский мемориал, станет конгресс-холлом (конечно, внешне обновленным). Вокруг него установят десять макетов по истории архитектуры городов Евразии (такие инсталляции, каждая из которых имеет площадь у основания в девять квадратных метров, уже подготовлены). Здесь же разместится "Рыцарский зал тюрков" - экспозиция, раскрывающая историю вооружений племен и народов Великой Степи, ставшей колыбелью, местом расселения и великого переселения в IV-VII веках народов индоевропейской, тюркской, финно-угорской, монгольской и других языковых групп. .
- Проект пока щадящий как в плане его финансирования, так и в части внедрения крупных новых объектов, - говорит Дамир Алтынбаев. - Исключением является набережная между НКЦ и сквером Фукса: на спуске к Казанке предполагается построить амфитеатр "1000 и 1 ночь" на восемь тысяч зрителей со сценической платформой на воде. На это потребуются немалые средства, но со временем они окупятся, поскольку мы получим концертную площадку, не уступающую сценам, например, Сочи или Юрмалы, и способную собирать на масштабные мероприятия гостей из различных уголков страны.
Следующий фрагмент - набережная Философии и легенд Востока. Она протянется вдоль Казанки по направлению к Кремлю, а украсят ее малые архитектурные формы в восточном стиле с древними арабизмами, которые, начиная с IX века, получили широкое распространение в языке предков татар.
- Арабизмы позволят человеку внезапно ощутить себя в древности, а одновременно и в философском пространстве, - комментирует Дамир Халифович. - Сюжетные архитектурные формы набережной посвящены нашему архитектурному предтече, ведь пропорции, гармонии, композиции, имеющиеся в культовой архитектуре ислама, - это колоссальный пласт, который дал начало европейской архитектурной школе. К деяниям наших предков можно приобщиться в Булгарах, Биляре, на месте 157 городищ, раскопанных археологами на территории Татарстана, но неизвестных большинству граждан. Поэтому народ нужно ненавязчиво просвещать. Правда, поселок нефтяников, появившийся в последние годы рядом с Кремлем, к сожалению, портит общую историческую картину...
Алтайский след
Чтобы понять смысл в появлении на нашем, пока виртуальном пути очередного объекта, позволим себе некоторое отступление. В июле прошлого года официальная татарстанская делегация во главе с руководителем республиканского парламента Фаридом Мухаметшиным участвовала в праздновании 250-летия добровольного вхождения алтайского народа в состав России. Горный Алтай считается прародиной тюркских народов, здесь было образовано многонациональное государство Тюркский каганат. По инициативе Президента Минтимера Шаймиева в НПО "Пифагор" по проекту архитекторов творческой мастерской Сайяра Айдарова загодя был изготовлен памятный знак "Алтай - сердце Евразии", который передан в дар дружественной республике.
Это архитектурное сооружение, установленное при въезде в Алтай, представляет собой шестигранный купол в виде юрты, в центре которого находятся очаг, символизирующий пуповину Земли, и девятиметровая стела, увенчанная фигурой "Алтын казак" ("Полярная звезда"). На стеле высечено "Послание потомкам", причем на русском, алтайском и древнетюркском языках, которое напоминает будущим поколениям о том, что здесь берет начало тюркская цивилизация, и призывает помнить о своих корнях.
Во время юбилейных торжеств руководство Республики Алтай в ответ на дар татарстанцев предложило свое участие в создании в Казани парка "Алтай Юрт", который и планируется раскинуть у подножия Кремля. Эту идею стороны закрепили на совместном совещании, прошедшем в декабре прошлого года. Решено, что парк будет оформлен в алтайском стиле с учетом традиций древних тюрков и современной исламской цивилизации.
Вода - наш козырь
Гости Казани обычно не преминут отметить, что наш город обладает огромным богатством - множеством естественных водоемов. Только почему-то мы не ценим это - реки и озера, а также неухоженные прибрежные территории существуют сами по себе. В соответствии с проектом "Араис" до Ленинской дамбы (которой либо вернут историческое имя - Сеидова дорога, либо назовут Кремлевским мостом) протянутся облагороженные Президентская и Персидская набережные. А напротив цирка - набережная Федерации. Тротуары самого моста закроют непродуваемыми прозрачными навесами, дабы защитить пешеходов от ветра и осадков.
Стоящий на островке и омываемый водами Казанки памятник воинам, павшим во время осады Казанского Кремля войском Ивана Грозного (в 1552 году), подвергнется реставрации. Чтобы обеспечить доступ туристов к уникальному монументу, к нему подведут дорогу, организуют здесь кольцевое движение. Кировский мост станет Адмиралтейским, а въезд на него со стороны левого берега реки украсит скульптура Екатерины Второй.
Поросшую кустарником территорию у Кировской дамбы переименуют в набережную Дружбы народов и передадут Ассоциации национально-культурных объединений Татарстана, в которую сегодня входят 33 диаспоры. Всего же, по данным последней Всероссийской переписи населения, в республике проживают граждане свыше 120 национальностей и этнических групп. На набережной обустроят майдан, где представители разных народов смогут проводить свои национальные праздники. В России подобного пока нет.
Кстати, многие татарстанские ученые не приветствуют намерение казанских властей доверить проект обустройства набережной от Кировской дамбы до железнодорожного вокзала и речного порта, а также территории Старо-Татарской слободы главному архитектору Барселоны - профессору Хосе Асебильо. Они считают, что татарстанские специалисты справятся с этим делом не хуже испанских.
Кроме того, проекты реконструкции исторической части Казани должны быть выполнены, как считают наши специалисты, в едином ключе. Значит, делаться местными проектировщиками, которые больше, нежели иностранцы, заинтересованы в сохранении здешнего колорита, да и обходятся бюджету гораздо дешевле.
Авторы культурно-исторического комплекса "Араис" предлагают достаточно кардинальные решения. Допустим, переименовать Ярмарочную площадь, расположенную у стен Казанского Кремля, в Таш Аяк (Каменная Нога) - так испокон веков называлось это место, где в прошлом проживали самые богатые и знатные горожане. А новые здания, появившиеся близ древней крепости в период новейшей истории, со временем реконструировать "под старину". Мостики протоки Булак украсить не только подсветкой, но и скульптурными композициями, повествующими об определенных исторических моментах, связанных с нашим городом. Территория возле Камаловского театра, входящая в "бульварную трассу", обретет название площадь Республики.
Последний "араисовский" фрагмент - улицу Пушкина - планируется целиком "вернуть" в XIX век. Пожалуй, это самая трудновыполнимая часть программы, поскольку улицу в последнее десятилетие сильно "засорили" современными постройками в том самом "стеклянно-пластмассовом" стиле, которые выросли на месте исчезнувших старинных зданий. На прошедшем недавно заседании архитектурно-технического совета Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ, где обсуждался инновационный проект "Араис", председатель правления Союза архитекторов Татарстана Виталий Логинов обратился к присутствовавшим ученым и проектировщикам с вопросом: "Давайте определимся - мы будем сохранять исторический центр Казани или нет?.." Мол, сколько можно позволять чиновникам внедряться в сердце тысячелетнего города? И предложил выйти с соответствующим обращением к Правительству республики.
Основная тема - "Хартия Земли"
Разработчики "Исторического бульвара "Араис" утверждают, что эта программа только на 30 процентов имеет архитектурное значение, а на 70 - социально-политическое. В прошлом году республика отметила пятилетие реализации международного проекта ООН "Татарстан - территория "Хартии Земли". И новая гуманитарная программа "Араис" дает возможность в оригинальной и занимательной форме выполнять все 16 принципов Хартии, которые, между прочим, очень схожи с принципами симбиотической архитектуры. К примеру, и те и другие призывают "создавать культуру толерантности, ненасилия и мира", "уделять особое внимание правам коренных и малочисленных народов" и так далее.
- Наш проект - это часть республиканской программы развития туризма, призванной сделать Татарстан и его столицу более привлекательными для представителей других регионов и стран, - говорит Дамир Алтынбаев. - Казань - лишь небольшая опытная площадка, где исследовательские, научные, инновационные работы апробируются на отдельно взятых фрагментах, при этом сочетаются с генеральным планом и новой транспортной схемой города. "Араис" тесно увязан и с темой семьи как "ячейки общества": и стар и млад, прогуливаясь по пешеходному кольцу, смогут ощутить дух исторического города, дух своего народа. Наш проект - это не архаическая передача какого-либо века, а ассоциативный подход к восприятию прошлого. Нужно и взрослых, и детей "погружать в родину", а не в телевизор и голливудские образы...
Ученые обещают, что первые результаты в деле формирования евразийского имиджа Казани будут продемонстрированы к августу нынешнего года.
И может стать культурно-туристическим центром Евразии
На протяжении последних четырех с половиной веков Казань, разменявшая в 2005 году второе тысячелетие, отстраивалась в основном в рамках русско-европейской архитектуры. Появление отдельных объектов в татаро-азиатском стиле не слишком влияло на общее восприятие облика города. Сильно подпортили "лицо" столицы Татарстана в советскую эпоху, когда планировку строений ради экономической выгоды перевели на безликие индустриально-типовые рельсы. Да и в постперестроечный период "стеклянно-пластмассовая" архитектура не украсила древний город, особенно его центральную историческую часть...
Подобная проблема касается не только российских населенных пунктов. Еще участники прошедшего в июне 1999 года в Пекине всемирного конгресса Международного союза архитекторов уделили пристальное внимание вопросу однообразия современных мегаполисов, назвав нынешнюю архитектуру "мертвой". Они приняли "Пекинскую хартию", в которой рекомендовали всем проектировщикам отойти от штампов и стихийности в городской застройке. И отнестись к формированию внешнего вида городов философски - с учетом индивидуальных исторических, культурных, религиозных и прочих особенностей местности.
Кул Шариф - как отправная точка
С тем, что Кремль - главная достопримечательность не только Казани, но и всей республики, думаю, никто не поспорит. Поэтому вполне объяснимо, что при подготовке к празднованию 1000-летия татарстанской столицы основной упор делался именно на его облик. По словам научного руководителя реконструкции Казанского Кремля и проекта мечети Кул Шариф - члена-корреспондента Российской академии архитектуры и строительных наук, заслуженного архитектора России Сайяра Айдарова, руководство республики поставило перед учеными мужами задачу: воссоздать утраченную в середине XVI века соборную мечеть. Но при этом не нарушить гармонию кремлевского ансамбля и обзор данного архитектурно-исторического памятника.
- С учетом этого мы решили не ставить Кул Шариф на сохранившийся древний фундамент, который находится в глубине Кремля, а построить мечеть с нуля на месте располагавшихся у крепостной стены казарм Кремлевского гарнизона, - рассказывает Сайяр Ситдикович. - В итоге снесли казармы и часть улицы Баумана, примыкавшую к старинной крепости. Более двадцати процентов разобранных строений представляли собой памятники культуры, в связи с чем, с одной стороны, высказывали обоснованную критику общественность и пресса. Однако, с другой стороны, была достигнута определенная цель: открыть взору более значимый памятник русско-татарского наследия - Казанский Кремль. И мечеть Кул Шариф кардинально изменила архитектурный облик Кремля, привнесла в него уникальное образное начало, отличающее этот объект от остальных сооружений Казани, по большинству из которых невозможно определить, в какой части света обитают жители данного города...
Работа по подготовке к 1000-летию татарстанской столицы и возведению Кул Шариф подвигла ученых и специалистов Института истории Академии наук РТ, научно-производственного объединения "Пифагор", Российского исламского университета, Казанского государственного архитектурно-строительного университета, других научных и музейных учреждений на разработку инновационной программы "Исторический бульвар "Араис" (в переводе с древнетюркского - "Луч солнца"). В соответствии с данным проектом Казань за четыре года (с 2007 по 2010-й) должна превратиться в культурный центр Евразии.
Такие амбиции, как считают ученые, вполне обоснованны: коренными жителями города многие века являются два разных народа - русские и татары, представляющие собой толерантное сообщество. К тому же Казань расположена в пограничной Волжско-Камской зоне между Европейским и Азиатским континентами. А чтобы достичь цели проекта, необходимо нанести на архитектурно-художественное "лицо" столицы национально-региональный "макияж". То есть перейти от европейского стиля к евроазиатскому.
"Луч солнца" в каменных джунглях
По мнению одного из инициаторов и авторов программы - генерального директора НПО "Пифагор" Дамира Алтынбаева, в настоящее время в Казани плохо используется имеющийся природный потенциал. К примеру, город обладает значительными прибрежными территориями вдоль Казанки и Волги, однако отсутствуют современные благоустроенные выходы к рекам. Утрачиваются уникальные ландшафтные элементы, эстетическое качество окружающей среды. В историческом центре столицы нет доступных рекреационных зон (мест отдыха) с надлежащим сервисом. Программа "Исторический бульвар "Араис" призвана решить эти и многие другие проблемы, связанные в том числе с национально-образовательными пробелами горожан.
"Араис" - это культурно-исторический комплекс, представляющий собой закольцованную пешеходную зону длиной 7,2 километра в центральной части столицы. Начинается "бульварный маршрут" от национально-культурного центра "Казань", проходит вдоль набережной Казанки в сторону Кремля, охватывает Ленинскую и Кировскую дамбы, тянется вдоль Булака к театру имени Галиаскара Камала и по улице Пушкина, завершается у НКЦ. Вся зона поделена на архитектурно-исторические фрагменты, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку.
Прежде чем "прогуляться" по пешеходному бульвару, стоит отметить, что, по словам Сайяра Айдарова, в основе проекта лежит философский метод симбиотической архитектуры, который создан японским архитектором Кисе Курокава и впервые применен в конце прошлого столетия при разработке эскиз-идеи генерального плана столицы Казахстана Астаны. Как известно, симбиоз - это форма совместного существования двух организмов разных видов. Данный термин вполне применим для проектировочных решений города. Примеров симбиоза, характерных для Казани, немало: старинные и современные сооружения, элементы древнерусской и древнетатарской культур, мотивы европейской и азиатской цивилизаций, классический и восточный стили, православные и мусульманские храмы и так далее.
Кисе Курокава, который к каждому зданию относится как к живому организму, предложил общий план инновационного проекта, а уж детали разработали наши проектировщики и ученые.
Начало дефиле
Согласно программе "Араис" пространство перед НКЦ "Казань" будет называться площадью Конгрессов. А сам центр, изначально предназначавшийся под Ленинский мемориал, станет конгресс-холлом (конечно, внешне обновленным). Вокруг него установят десять макетов по истории архитектуры городов Евразии (такие инсталляции, каждая из которых имеет площадь у основания в девять квадратных метров, уже подготовлены). Здесь же разместится "Рыцарский зал тюрков" - экспозиция, раскрывающая историю вооружений племен и народов Великой Степи, ставшей колыбелью, местом расселения и великого переселения в IV-VII веках народов индоевропейской, тюркской, финно-угорской, монгольской и других языковых групп. .
- Проект пока щадящий как в плане его финансирования, так и в части внедрения крупных новых объектов, - говорит Дамир Алтынбаев. - Исключением является набережная между НКЦ и сквером Фукса: на спуске к Казанке предполагается построить амфитеатр "1000 и 1 ночь" на восемь тысяч зрителей со сценической платформой на воде. На это потребуются немалые средства, но со временем они окупятся, поскольку мы получим концертную площадку, не уступающую сценам, например, Сочи или Юрмалы, и способную собирать на масштабные мероприятия гостей из различных уголков страны.
Следующий фрагмент - набережная Философии и легенд Востока. Она протянется вдоль Казанки по направлению к Кремлю, а украсят ее малые архитектурные формы в восточном стиле с древними арабизмами, которые, начиная с IX века, получили широкое распространение в языке предков татар.
- Арабизмы позволят человеку внезапно ощутить себя в древности, а одновременно и в философском пространстве, - комментирует Дамир Халифович. - Сюжетные архитектурные формы набережной посвящены нашему архитектурному предтече, ведь пропорции, гармонии, композиции, имеющиеся в культовой архитектуре ислама, - это колоссальный пласт, который дал начало европейской архитектурной школе. К деяниям наших предков можно приобщиться в Булгарах, Биляре, на месте 157 городищ, раскопанных археологами на территории Татарстана, но неизвестных большинству граждан. Поэтому народ нужно ненавязчиво просвещать. Правда, поселок нефтяников, появившийся в последние годы рядом с Кремлем, к сожалению, портит общую историческую картину...
Алтайский след
Чтобы понять смысл в появлении на нашем, пока виртуальном пути очередного объекта, позволим себе некоторое отступление. В июле прошлого года официальная татарстанская делегация во главе с руководителем республиканского парламента Фаридом Мухаметшиным участвовала в праздновании 250-летия добровольного вхождения алтайского народа в состав России. Горный Алтай считается прародиной тюркских народов, здесь было образовано многонациональное государство Тюркский каганат. По инициативе Президента Минтимера Шаймиева в НПО "Пифагор" по проекту архитекторов творческой мастерской Сайяра Айдарова загодя был изготовлен памятный знак "Алтай - сердце Евразии", который передан в дар дружественной республике.
Это архитектурное сооружение, установленное при въезде в Алтай, представляет собой шестигранный купол в виде юрты, в центре которого находятся очаг, символизирующий пуповину Земли, и девятиметровая стела, увенчанная фигурой "Алтын казак" ("Полярная звезда"). На стеле высечено "Послание потомкам", причем на русском, алтайском и древнетюркском языках, которое напоминает будущим поколениям о том, что здесь берет начало тюркская цивилизация, и призывает помнить о своих корнях.
Во время юбилейных торжеств руководство Республики Алтай в ответ на дар татарстанцев предложило свое участие в создании в Казани парка "Алтай Юрт", который и планируется раскинуть у подножия Кремля. Эту идею стороны закрепили на совместном совещании, прошедшем в декабре прошлого года. Решено, что парк будет оформлен в алтайском стиле с учетом традиций древних тюрков и современной исламской цивилизации.
Вода - наш козырь
Гости Казани обычно не преминут отметить, что наш город обладает огромным богатством - множеством естественных водоемов. Только почему-то мы не ценим это - реки и озера, а также неухоженные прибрежные территории существуют сами по себе. В соответствии с проектом "Араис" до Ленинской дамбы (которой либо вернут историческое имя - Сеидова дорога, либо назовут Кремлевским мостом) протянутся облагороженные Президентская и Персидская набережные. А напротив цирка - набережная Федерации. Тротуары самого моста закроют непродуваемыми прозрачными навесами, дабы защитить пешеходов от ветра и осадков.
Стоящий на островке и омываемый водами Казанки памятник воинам, павшим во время осады Казанского Кремля войском Ивана Грозного (в 1552 году), подвергнется реставрации. Чтобы обеспечить доступ туристов к уникальному монументу, к нему подведут дорогу, организуют здесь кольцевое движение. Кировский мост станет Адмиралтейским, а въезд на него со стороны левого берега реки украсит скульптура Екатерины Второй.
Поросшую кустарником территорию у Кировской дамбы переименуют в набережную Дружбы народов и передадут Ассоциации национально-культурных объединений Татарстана, в которую сегодня входят 33 диаспоры. Всего же, по данным последней Всероссийской переписи населения, в республике проживают граждане свыше 120 национальностей и этнических групп. На набережной обустроят майдан, где представители разных народов смогут проводить свои национальные праздники. В России подобного пока нет.
Кстати, многие татарстанские ученые не приветствуют намерение казанских властей доверить проект обустройства набережной от Кировской дамбы до железнодорожного вокзала и речного порта, а также территории Старо-Татарской слободы главному архитектору Барселоны - профессору Хосе Асебильо. Они считают, что татарстанские специалисты справятся с этим делом не хуже испанских.
Кроме того, проекты реконструкции исторической части Казани должны быть выполнены, как считают наши специалисты, в едином ключе. Значит, делаться местными проектировщиками, которые больше, нежели иностранцы, заинтересованы в сохранении здешнего колорита, да и обходятся бюджету гораздо дешевле.
Авторы культурно-исторического комплекса "Араис" предлагают достаточно кардинальные решения. Допустим, переименовать Ярмарочную площадь, расположенную у стен Казанского Кремля, в Таш Аяк (Каменная Нога) - так испокон веков называлось это место, где в прошлом проживали самые богатые и знатные горожане. А новые здания, появившиеся близ древней крепости в период новейшей истории, со временем реконструировать "под старину". Мостики протоки Булак украсить не только подсветкой, но и скульптурными композициями, повествующими об определенных исторических моментах, связанных с нашим городом. Территория возле Камаловского театра, входящая в "бульварную трассу", обретет название площадь Республики.
Последний "араисовский" фрагмент - улицу Пушкина - планируется целиком "вернуть" в XIX век. Пожалуй, это самая трудновыполнимая часть программы, поскольку улицу в последнее десятилетие сильно "засорили" современными постройками в том самом "стеклянно-пластмассовом" стиле, которые выросли на месте исчезнувших старинных зданий. На прошедшем недавно заседании архитектурно-технического совета Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ, где обсуждался инновационный проект "Араис", председатель правления Союза архитекторов Татарстана Виталий Логинов обратился к присутствовавшим ученым и проектировщикам с вопросом: "Давайте определимся - мы будем сохранять исторический центр Казани или нет?.." Мол, сколько можно позволять чиновникам внедряться в сердце тысячелетнего города? И предложил выйти с соответствующим обращением к Правительству республики.
Основная тема - "Хартия Земли"
Разработчики "Исторического бульвара "Араис" утверждают, что эта программа только на 30 процентов имеет архитектурное значение, а на 70 - социально-политическое. В прошлом году республика отметила пятилетие реализации международного проекта ООН "Татарстан - территория "Хартии Земли". И новая гуманитарная программа "Араис" дает возможность в оригинальной и занимательной форме выполнять все 16 принципов Хартии, которые, между прочим, очень схожи с принципами симбиотической архитектуры. К примеру, и те и другие призывают "создавать культуру толерантности, ненасилия и мира", "уделять особое внимание правам коренных и малочисленных народов" и так далее.
- Наш проект - это часть республиканской программы развития туризма, призванной сделать Татарстан и его столицу более привлекательными для представителей других регионов и стран, - говорит Дамир Алтынбаев. - Казань - лишь небольшая опытная площадка, где исследовательские, научные, инновационные работы апробируются на отдельно взятых фрагментах, при этом сочетаются с генеральным планом и новой транспортной схемой города. "Араис" тесно увязан и с темой семьи как "ячейки общества": и стар и млад, прогуливаясь по пешеходному кольцу, смогут ощутить дух исторического города, дух своего народа. Наш проект - это не архаическая передача какого-либо века, а ассоциативный подход к восприятию прошлого. Нужно и взрослых, и детей "погружать в родину", а не в телевизор и голливудские образы...
Ученые обещают, что первые результаты в деле формирования евразийского имиджа Казани будут продемонстрированы к августу нынешнего года.
Ирина Демина
Газета "Республика Татарстан", 17 апреля 2007 г.