Публикации > Просмотр публикации
Проект, обреченный на успех
Нынешний год для экономики республики знаменательный - состоится открытие особой экономической зоны "Алабуга", на которую возлагаются немалые надежды в удвоении валового регионального продукта. Этой отметки Татарстан должен достигнуть к 2010 году. Среди отраслей промышленности, которые "растут" наиболее быстро, - машиностроение, нефтехимия и инновации. Все это в основном и должно развиваться в зоне и вокруг нее. Так что ОЭЗ - точка роста для нашей экономики.
Нефтяные запасы небесконечны. Сырьевая топливная промышленность должна перестать занимать доминирующее положение. В обозримом будущем на первый план выйдут машиностроение, химия и нефтехимия. И особой экономической зоне предстоит сыграть в этой перестановке сил одну из главных ролей, равно как и в привлечении инвестиций.
Формирование ее ведется около полутора лет. О том, что происходит в ОЭЗ сейчас, какую пользу принесет зона республике и городу, мы беседуем с руководителем территориального органа Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Тимуром Шагивалеевым.
- Тимур Наилевич, как вы оцениваете реализацию проекта?
- Особая экономическая зона "Алабуга" сегодня далеко впереди всех таких же зон, создаваемых в Российской Федерации (их всего шесть), по темпам строительства инфраструктуры, по проработке проектно-сметной документации. Мы считаем, что этот проект обречен на успех.
В прошлом году в создание инфраструктуры было инвестировано около двух миллиардов рублей. До конца 2007 года общий объем финансирования за два года достигнет шести миллиардов. Доля федерального бюджета составит 51 процент, республиканского - 49 процентов. С начала нынешнего года освоено уже около 500 миллионов рублей.
Было возведено несколько серьезных объектов. Во-первых, назову административно-деловой центр. Это не просто офисные помещения, а именно центр, в котором будут располагаться все службы, необходимые для каждодневной работы крупного бизнеса, - таможенная, налоговая, миграционная и так далее. Это значительно облегчит деятельность резидентов. Работы фактически завершены, внутри уже стоит мебель, остались последние детали, благоустройство территории. Однако официальная дата его открытия - октябрь-ноябрь, когда все службы уже начнут действовать. Одновременно с этим заработает наш первый резидент "Северстальавто-Елабуга" - компания, которая создает в районе две тысячи рабочих мест, плюс к этому здесь будет ряд совместных предприятий-производителей компонентов для автосборочного производства. Это как раз тот случай, когда одно якорное предприятие приводит за собой другие.
- То есть вы готовите для инвесторов зону "под ключ"?
- Да, параллельно с привлечением резидентов строим базовую инфраструктуру - дороги, вдоль которых идут все необходимые сети, коммуникации - газ, электричество, вода, оптоволоконный кабель и т.д. До конца нынешнего года планируем четверть территории зоны обеспечить инфраструктурой. Резидент придет на полностью подготовленные участки и сможет сразу присоединяться к сетям.
Особая экономическая зона является свободной таможенной территорией, работы для таможни будет много. Можно смело сказать, что нашей командой создан один из самых современных и удобных таможенных терминалов России, который включает не только боксы досмотра и контрольно-пропускные пункты, полностью компьютеризированные и связанные с центральным аппаратом, но и, что немаловажно, очень большую площадку на 1500 сорокафутовых контейнеров, где эти огромные контейнеры будут стоять в пять ярусов. Это важный объект, и все крупные компании, с которыми мы общаемся, выражают большое удовлетворение тем, что здесь делается.
- Формирование таможенной, налоговой и других служб началось?
- Принято решение о создании таможенного поста со штатом в 35 человек, будет открыто отделение Елабужской межрайонной налоговой инспекции. Здесь разместятся представительства около полутора десятков различных государственных органов, которые будут оказывать содействие резидентам.
- А на какой срок рассчитано полное освоение зоны?
- Наша стратегия такова, что к 2011 году, то есть через пять лет с момента создания особой экономической зоны, мы распределим все участки на площади 20 квадратных километров. Будет привлечено около 50-60 миллиардов рублей прямых инвестиций, на ОЭЗ будут работать 30 тысяч человек. Государственные инвестиции в создание инфраструктуры составят 15 миллиардов рублей. Число зарегистрированных здесь предприятий достигнет трех-четырех десятков. Предполагаем, что около половины из них будут иностранными.
- Интересуется ли зоной крупный бизнес? Вы можете назвать компании, которые проявляют интерес к данному проекту?
- Крупный бизнес очень интересен для нас, однако такие серьезные игроки требуют по отношению к себе конфиденциальности, не терпят утечки информации. Поэтому как только мы придем к тому или иному соглашению, сможем проинформировать СМИ. Но пока, поверьте, скорость привлечения заинтересованных компаний нас удивляет, потому что темпы намного опережают наши ожидания.
Число компаний, с которыми мы сейчас плотно общаемся, а их три десятка, вполне нас устраивает, потому что есть определенные границы особой экономической зоны, она просто не сможет принять всех желающих. Поэтому мы подходим к выбору резидентов очень строго, они должны принести пользу России, Татарстану, Елабужскому району. Это должна быть не очередная отверточная сборка, а серьезное производство.
- Вы отдаете предпочтение сфере машиностроения?
- Не только. Есть два основных сектора - это автомобилестроение, включая производство автокомпонентов, и химия - как производство полимеров, так и переработка их в готовую продукцию. Кроме того, назову фармацевтику, производство строительных материалов, деревообработку. Есть еще ряд перспективных отраслей, которые могли бы здесь развиваться. Это пищевая промышленность - не секрет, что Татарстан обладает полной гаммой сырья для производства продовольственных товаров. Крупные компании республики заинтересованы в обновлении своих производственных мощностей. Мы считаем, что у нас наладится совместная плодотворная работа.
- На каком этапе находится проект "Северстальавто-Елабуга"?
- Это стратегический партнер, который пришел к нам первым и вместе с нами проходит через сложную процедуру становления ОЭЗ. Мы очень благодарны его представителям за терпение, понимание, которые они проявляют, за то, что помогают нам, предлагают новые идеи. На площадях станкоинструментального завода ЕлАЗа расположится парк поставщиков "Северстальавто-Елабуга", там будут работать от 8 до 12 крупных компаний. Основная их часть, я думаю, тоже будут резидентами особой экономической зоны.
- Создание ее требует появления новых объектов социальной инфраструктуры в самой Елабуге.
- Нужно отметить, что Федеральное агентство по управлению ОЭЗ оказывало и будет оказывать содействие той работе, которая проводится администрацией города и района по созданию необходимой социальной инфраструктуры. Ведь особая экономическая зона находится не в пустыне, не в космосе. И для нас очень важно, чтобы не только зона развивалась ради себя самой, но чтобы улучшалась жизнь людей в Елабужском районе, чтобы они получали новые рабочие места, чтобы создавались новые инфраструктурные объекты. Непосредственно в инвестиционную программу создания ОЭЗ строительство социальных объектов не включено. Однако Федеральное агентство через Министерство экономического развития и торговли РФ оказывает серьезное содействие по включению этих объектов в Федеральную адресную инвестиционную программу. На 2008-2009 годы запланировано выделение около миллиарда рублей на строительство дорог в Елабужском районе - это участок федеральной трассы М-7 и дорога от ОЭЗ до города.
Безусловно, мы ведем работу и по грузопассажирскому речному порту, и по другим объектам. Но нельзя не отметить, что создание ОЭЗ уже дало позитивный эффект с точки зрения создания жилья. В Елабуге будет введено 250 тысяч квадратных метров жилья - это отличный показатель для города с населением 70 тысяч человек.
В целом на ОЭЗ будут работать около 30 тысяч человек, если учесть членов их семей, то получается примерно 100 тысяч человек, которых необходимо принять и расселить. Естественно, это будет не одномоментный "взрыв", рост населения произойдет в течение 5-6 лет. Мы полагаем также, что какие-то объекты, непосредственно связанные с ОЭЗ, будут находиться в городе. Например, образовательный центр. В Елабуге прекрасная молодежь, много учебных заведений, однако для резидентов порой требуются дополнительные навыки, знания. Мы считаем, что в городе на базе одного из крупных учебных заведений необходимо открыть современный центр подготовки кадров для ОЭЗ. Эта работа ведется. Тем самым мы гарантируем местной молодежи стабильную, хорошо оплачиваемую работу, а резиденты получат высококвалифицированную рабочую силу.
Создание ОЭЗ - крупный федеральный проект, его реализация важна не только для Татарстана, но и для страны в целом. Профессионалы со всей России будут съезжаться сюда, и своим приездом косвенно создавать новые рабочие места, потому что эти люди хотят ходить в хорошие рестораны, клиники, магазины, все это отразится и на жизни елабужан, она будет меняться в лучшую сторону.
Нынешний год для экономики республики знаменательный - состоится открытие особой экономической зоны "Алабуга", на которую возлагаются немалые надежды в удвоении валового регионального продукта. Этой отметки Татарстан должен достигнуть к 2010 году. Среди отраслей промышленности, которые "растут" наиболее быстро, - машиностроение, нефтехимия и инновации. Все это в основном и должно развиваться в зоне и вокруг нее. Так что ОЭЗ - точка роста для нашей экономики.
Нефтяные запасы небесконечны. Сырьевая топливная промышленность должна перестать занимать доминирующее положение. В обозримом будущем на первый план выйдут машиностроение, химия и нефтехимия. И особой экономической зоне предстоит сыграть в этой перестановке сил одну из главных ролей, равно как и в привлечении инвестиций.
Формирование ее ведется около полутора лет. О том, что происходит в ОЭЗ сейчас, какую пользу принесет зона республике и городу, мы беседуем с руководителем территориального органа Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Тимуром Шагивалеевым.
- Тимур Наилевич, как вы оцениваете реализацию проекта?
- Особая экономическая зона "Алабуга" сегодня далеко впереди всех таких же зон, создаваемых в Российской Федерации (их всего шесть), по темпам строительства инфраструктуры, по проработке проектно-сметной документации. Мы считаем, что этот проект обречен на успех.
В прошлом году в создание инфраструктуры было инвестировано около двух миллиардов рублей. До конца 2007 года общий объем финансирования за два года достигнет шести миллиардов. Доля федерального бюджета составит 51 процент, республиканского - 49 процентов. С начала нынешнего года освоено уже около 500 миллионов рублей.
Было возведено несколько серьезных объектов. Во-первых, назову административно-деловой центр. Это не просто офисные помещения, а именно центр, в котором будут располагаться все службы, необходимые для каждодневной работы крупного бизнеса, - таможенная, налоговая, миграционная и так далее. Это значительно облегчит деятельность резидентов. Работы фактически завершены, внутри уже стоит мебель, остались последние детали, благоустройство территории. Однако официальная дата его открытия - октябрь-ноябрь, когда все службы уже начнут действовать. Одновременно с этим заработает наш первый резидент "Северстальавто-Елабуга" - компания, которая создает в районе две тысячи рабочих мест, плюс к этому здесь будет ряд совместных предприятий-производителей компонентов для автосборочного производства. Это как раз тот случай, когда одно якорное предприятие приводит за собой другие.
- То есть вы готовите для инвесторов зону "под ключ"?
- Да, параллельно с привлечением резидентов строим базовую инфраструктуру - дороги, вдоль которых идут все необходимые сети, коммуникации - газ, электричество, вода, оптоволоконный кабель и т.д. До конца нынешнего года планируем четверть территории зоны обеспечить инфраструктурой. Резидент придет на полностью подготовленные участки и сможет сразу присоединяться к сетям.
Особая экономическая зона является свободной таможенной территорией, работы для таможни будет много. Можно смело сказать, что нашей командой создан один из самых современных и удобных таможенных терминалов России, который включает не только боксы досмотра и контрольно-пропускные пункты, полностью компьютеризированные и связанные с центральным аппаратом, но и, что немаловажно, очень большую площадку на 1500 сорокафутовых контейнеров, где эти огромные контейнеры будут стоять в пять ярусов. Это важный объект, и все крупные компании, с которыми мы общаемся, выражают большое удовлетворение тем, что здесь делается.
- Формирование таможенной, налоговой и других служб началось?
- Принято решение о создании таможенного поста со штатом в 35 человек, будет открыто отделение Елабужской межрайонной налоговой инспекции. Здесь разместятся представительства около полутора десятков различных государственных органов, которые будут оказывать содействие резидентам.
- А на какой срок рассчитано полное освоение зоны?
- Наша стратегия такова, что к 2011 году, то есть через пять лет с момента создания особой экономической зоны, мы распределим все участки на площади 20 квадратных километров. Будет привлечено около 50-60 миллиардов рублей прямых инвестиций, на ОЭЗ будут работать 30 тысяч человек. Государственные инвестиции в создание инфраструктуры составят 15 миллиардов рублей. Число зарегистрированных здесь предприятий достигнет трех-четырех десятков. Предполагаем, что около половины из них будут иностранными.
- Интересуется ли зоной крупный бизнес? Вы можете назвать компании, которые проявляют интерес к данному проекту?
- Крупный бизнес очень интересен для нас, однако такие серьезные игроки требуют по отношению к себе конфиденциальности, не терпят утечки информации. Поэтому как только мы придем к тому или иному соглашению, сможем проинформировать СМИ. Но пока, поверьте, скорость привлечения заинтересованных компаний нас удивляет, потому что темпы намного опережают наши ожидания.
Число компаний, с которыми мы сейчас плотно общаемся, а их три десятка, вполне нас устраивает, потому что есть определенные границы особой экономической зоны, она просто не сможет принять всех желающих. Поэтому мы подходим к выбору резидентов очень строго, они должны принести пользу России, Татарстану, Елабужскому району. Это должна быть не очередная отверточная сборка, а серьезное производство.
- Вы отдаете предпочтение сфере машиностроения?
- Не только. Есть два основных сектора - это автомобилестроение, включая производство автокомпонентов, и химия - как производство полимеров, так и переработка их в готовую продукцию. Кроме того, назову фармацевтику, производство строительных материалов, деревообработку. Есть еще ряд перспективных отраслей, которые могли бы здесь развиваться. Это пищевая промышленность - не секрет, что Татарстан обладает полной гаммой сырья для производства продовольственных товаров. Крупные компании республики заинтересованы в обновлении своих производственных мощностей. Мы считаем, что у нас наладится совместная плодотворная работа.
- На каком этапе находится проект "Северстальавто-Елабуга"?
- Это стратегический партнер, который пришел к нам первым и вместе с нами проходит через сложную процедуру становления ОЭЗ. Мы очень благодарны его представителям за терпение, понимание, которые они проявляют, за то, что помогают нам, предлагают новые идеи. На площадях станкоинструментального завода ЕлАЗа расположится парк поставщиков "Северстальавто-Елабуга", там будут работать от 8 до 12 крупных компаний. Основная их часть, я думаю, тоже будут резидентами особой экономической зоны.
- Создание ее требует появления новых объектов социальной инфраструктуры в самой Елабуге.
- Нужно отметить, что Федеральное агентство по управлению ОЭЗ оказывало и будет оказывать содействие той работе, которая проводится администрацией города и района по созданию необходимой социальной инфраструктуры. Ведь особая экономическая зона находится не в пустыне, не в космосе. И для нас очень важно, чтобы не только зона развивалась ради себя самой, но чтобы улучшалась жизнь людей в Елабужском районе, чтобы они получали новые рабочие места, чтобы создавались новые инфраструктурные объекты. Непосредственно в инвестиционную программу создания ОЭЗ строительство социальных объектов не включено. Однако Федеральное агентство через Министерство экономического развития и торговли РФ оказывает серьезное содействие по включению этих объектов в Федеральную адресную инвестиционную программу. На 2008-2009 годы запланировано выделение около миллиарда рублей на строительство дорог в Елабужском районе - это участок федеральной трассы М-7 и дорога от ОЭЗ до города.
Безусловно, мы ведем работу и по грузопассажирскому речному порту, и по другим объектам. Но нельзя не отметить, что создание ОЭЗ уже дало позитивный эффект с точки зрения создания жилья. В Елабуге будет введено 250 тысяч квадратных метров жилья - это отличный показатель для города с населением 70 тысяч человек.
В целом на ОЭЗ будут работать около 30 тысяч человек, если учесть членов их семей, то получается примерно 100 тысяч человек, которых необходимо принять и расселить. Естественно, это будет не одномоментный "взрыв", рост населения произойдет в течение 5-6 лет. Мы полагаем также, что какие-то объекты, непосредственно связанные с ОЭЗ, будут находиться в городе. Например, образовательный центр. В Елабуге прекрасная молодежь, много учебных заведений, однако для резидентов порой требуются дополнительные навыки, знания. Мы считаем, что в городе на базе одного из крупных учебных заведений необходимо открыть современный центр подготовки кадров для ОЭЗ. Эта работа ведется. Тем самым мы гарантируем местной молодежи стабильную, хорошо оплачиваемую работу, а резиденты получат высококвалифицированную рабочую силу.
Создание ОЭЗ - крупный федеральный проект, его реализация важна не только для Татарстана, но и для страны в целом. Профессионалы со всей России будут съезжаться сюда, и своим приездом косвенно создавать новые рабочие места, потому что эти люди хотят ходить в хорошие рестораны, клиники, магазины, все это отразится и на жизни елабужан, она будет меняться в лучшую сторону.
Газета "Республика Татарстан", 26 мая 2007 г.