Публикации > Просмотр публикации
ТУ-334 дали еще один шанс

Приятная новость для Казанского авиационного производственного объединения имени С.П. Горбунова (КАПО): Госдума России предусмотрела финансирование программы освоения серийного производства ближнемагистрального пассажирского лайнера Ту-334. Это сделано при рассмотрении в первом чтении проекта государственного бюджета на ближайшие три года, начиная с 2008-го. Таким образом учтены рекомендации правительства страны об отдельной бюджетной строке по этой теме.

"На сегодня программа внедрения Ту- 334 в самолетный парк российских авиакомпаний получила поддержку государства, - сообщил информированный в авиационных кругах источник. - Даны положительные заключения по теме Ту-334 министерством транспорта РФ, министерством промышленности и энергетики РФ, Объединенной авиастроительной корпорацией, которая включила Ту-334 в свою перспективную производственную программу".

Кроме того, рекомендации правительства РФ по программе Ту- 334 предусматривают ассигнования из госбюджета средств, прежде всего, для технологической подготовки серийного производства самолета на КАПО, а также для доводки двух почти готовых самолетов до штатной конфигурации. Неофициально известно, что КАПО запросило на эти цели 2,6 миллиарда госбюджетных рублей.

Особенность первого парламентского чтения в том, что бюджет утверждается без рассмотрения постатейного объема финансирования. Это произойдет лишь при втором чтении, которое намечено на конец июня. Утверждаться госбюджет последующих лет будет в начале нынешнего июля.

Напомним, ближнемагистральный турбореактивный самолет Ту-334-100 был разработан в начале 90-х годов как альтернатива устаревшему Ту-134. Он способен поднять на борт 102 пассажира, дальность его полета на скорости 820 км/час - более трех тысяч километров. Первый его полет состоялся в феврале 1999 года. Первоначально головными серийными производителями авиалайнера Ту-334 был определен новый авиастроительный комплекс ЛАПИК в составе Российской самолетостроительной корпорации "МиГ" и украинского завод "Авиант". Но у лайнера оказалась трудная судьба. За прошедшие 15 лет удалось выпустить всего два летных Ту-334-100 - по одному в Украине и России.

Два года назад правительство РФ подписало постановление о переводе серийного производства Ту-334 с корпорации "МиГ" на КАПО. Было оговорено, что финансирование подготовительных мероприятий в 2005-2006 годах будет проходить с участием Татарстана. Скорее всего, имелось в виду обещание Президента республики Минтимера Шаймиева выделить на эти цели $30 миллионов. При этом участие федерального бюджета в проекте Ту-334 также не исключалось. Заместитель генерального директора ОАО "Туполев" Александр Затучный утверждал тогда, что в рамках ФЦП "Развитие гражданской авиации до 2015 года" предусмотрено выделение 60 миллионов рублей под реализацию проекта Ту-334. Но в августе прошлого года Ту-334 неожиданно был исключен из ФЦП, зато 29 января нынешнего года Военно-промышленная комиссия при правительстве РФ включила лайнер в производственную программу Объединенной авиастроительной компании (OAK) по гражданскому самолетостроению.

А в начале мая был подписан протокол о намерениях, предусматривающий, что Киевский государственный завод "Авиант" в кооперации с российскими предприятиями ОАО "Туполев" и КАПО нынешним летом начнет серийное производство самолета Ту-334-100. "Авиант" будет производить крылья (приблизительно 15% стоимости корпуса лайнера), для чего "Туполев" предоставит киевскому заводу всю необходимую конструкторскую документацию. Окончательной сборкой самолета займутся авиастроители Казани.

В Минэкономпроме Татарстана считают, что при финансовой поддержке со стороны федерального центра уже в нынешнем году два самолета Ту-334 могут быть переданы заказчикам. Обе машины уже ждут авиакомпании "Кавминводыавиа" и "Татарстан". Всего КАПО подписал контракты с шестью авиакомпаниями на поставку 55 машин.

"Через 18 месяцев с момента принятия решения о производстве, с учетом уже имеющегося на предприятии задела, первый самолет может поступить в распоряжение авиакомпаний", - заявил главный конструктор Ту- 334 Игорь Калыгин. Всего заказать 212 самолетов хотят 31 авиакомпания мира, среди которых 11 иранских.

Газета "Известия" (Поволжье), 15 июня 2007 г.