Публикации > Просмотр публикации
Александр Терентьев: «Этническая политика сегодня вновь приобретает особую актуальность»
Накануне предстоящего в начале ноября Съезда народов Татарстана, проводимого по Указу Президента РТ и обещающего стать одним из важнейших республиканских политических событий последних лет, наш журнал взял интервью у заместителя председателя оргкомитета съезда, начальника Управления внутренней политики Президента РТ Александра Михайловича Терентьева.
- Как Вы оцениваете значение Съезда народов Татарстана, прошедшего в 1992 году? Какие решения были им приняты, что можно сказать об их реализации?
- Съезд проходил в мае 1992 года, на заре нового исторического периода. Это было очень сложное время. В политическом плане сохранялась неопределенность относительно отношений республики с федеральным центром. Несмотря на убедительные результаты республиканского референдума по статусу Татарстана, руководство РФ по-прежнему занимало жесткую позицию в отношении данного вопроса. Сохранялось острое противостояние внутри республики между различными общественно-политическими организациями. И в центре всех дискуссий того периода был национальный вопрос.
Может быть, кто-то уже подзабыл, но тогда участникам политической борьбы явно отказывало чувство меры. С одной стороны, шла быстрая радикализация татарского этнополитического движения. Его лидеры выступали с неприемлемыми заявлениями, пытались претендовать на отправление политической власти, даже пробовали создавать собственные военизированные формирования.
Их ярые оппоненты со своей стороны все активнее требовали прямого федерального вмешательства, включая силовое, как тогда говорилось, для «обуздания сепаратистов». При этом так называемое демократическое движение не делало различия в политической линии руководства республики и активистов из «Иттифака» и ТОЦа.
Это противостояние отражалось в СМИ, где нередко можно было прочитать самые крайние точки зрения, прямые оскорбления этнического достоинства людей. Напряженность проникала и в сферу межличностных отношений, чего раньше, конечно, не было. Президент республики М. Ш. Шаймиев неоднократно подчеркивал, что тогда Татарстан в своем политическом развитии «прошел по лезвию ножа».
В этих условиях руководство республики прилагало максимум усилий для стабилизации общественно-политической ситуации в Татарстане. Все понимали, что ключевое значение будет иметь устранение перекосов в межэтнических отношениях. И одной из решающих мер в этом плане стала инициатива о проведении Съезда народов. В накаленной атмосфере того времени принципиально важно было показать, что подавляющее большинство татарстанцев настроены на сохранение дружбы народов, нашего уникального межэтнического сообщества. Речь шла о мобилизации всех конструктивных и дееспособных социальных сил вокруг простых и близких идей.
Именно в таком духе и прошел Съезд, в котором приняло участие около 600 делегатов более 20 национальностей со всех районов республики. В своем заявлении участники съезда продемонстрировали единодушие по вопросу строительства новых отношений между центром и республикой, поддержали Декларацию о государственном суверенитете Республики Татарстан, подтвержденную итогами референдума от 21 марта 1992 года. Важным решением съезда так же стало образование Ассоциации национально-культурных обществ РТ, как было сказано в резолюции, «в целях укрепления межнационального доверия и гражданского согласия, развития культурных связей Республики Татарстан со странами мирового сообщества и государствами СНГ, взаимообогащения и пропаганды национальных культур, координации деятельности национально-культурных обществ».
Ассоциация практически с самого начала своей деятельности заявила о себе как об авторитетной и самостоятельной общественной организации. За минувшие годы она сыграла огромную роль в становлении этнокультурных организаций многих народов, повышении их юридического статуса до национально-культурных автономий. Существенно расширился состав участников многонационального движения РТ. Сегодня в составе Ассоциации 35 этнокультурных организаций, тогда как на этапе становления их было лишь 9. Разнообразна деятельность Ассоциации. Это и вопросы образования, которые успешно решает Многонациональная воскресная школа г. Казани, и работа Центра социально-правовой помощи мигрантам, и развитие фольклорного искусства и обогащение культурной самобытности народов, населяющих республику, и многое другое. АНКО стала одним из наиболее влиятельных институтов гражданского общества Татарстана, достойно представляет республику и на федеральном уровне, выступая партнером Ассамблеи народов России.
Другим важным решением стало предложение о создании республиканского Дома дружбы народов, который открылся и активно работает в столице Татарстана. Важно, что аналогичные центры под различными названиями созданы и в других крупных городах и районах республики.
Как показал опыт прошедшего пятнадцатилетия, идеи, рожденные всенародным форумом 1992 года, обладают высокой степенью важности и служат хорошим стимулом целенаправленной общественной деятельности.
- Какие ожидания Вы возлагаете на предстоящий Съезд народов Татарстана? С чем связан его созыв именно сейчас?
- Общепринятая практика такова, что общенациональные (всенародные) форумы проводятся по мере необходимости, продиктованной развитием общественно-политической ситуации. Их цель - консолидация общественного мнения по основным вопросам, затрагивающим интересы всех этнических групп.
Конечно, ситуация в сфере этнических отношений в республике сегодня существенно отличается от периода начала 90-х годов. Ушли в прошлое основные конфликты переходного периода. Очередным важным признанием со стороны руководства Российской Федерации больших достижений Татарстана в социально-экономическом, общественно-политическом развитии стало утверждение нового договора о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти федерального центра и республики. И, как представляется, далеко не последнюю роль в этом сыграла нормализация ситуации в межнациональных отношениях, последовательная политика в интересах всего многонационального народа республики.
Вместе с тем, сегодня на фоне общефедеральных процессов вопросы содержания этнической политики вновь приобретают особую актуальность. И необходимость проведения нынешнего Съезда народов Татарстана, как представляется, обусловлена, прежде всего, двумя факторами. Одним из них является проявление известных негативных тенденций в сфере межнациональных отношений в Российской Федерации, фактов экстремизма на этноконфессиональной основе, попыток политизации данной сферы общественных отношений особенно в преддверии важнейшего избирательного цикла. Кроме того, нас тревожит затягивание законодательно-нормативного оформления данной сферы общественных отношений.
С другой стороны, требуется сформулировать предложения по дальнейшему этнокультурному развитию народов Татарстана, выработать приоритеты региональной национальной политики с учетом как наработанного опыта, так и опыта других субъектов Российской Федерации.
Нельзя при этом не учитывать и временной фактор. За прошедший период произошли существенные изменения в деятельности общин. 37 народов, проживающих в республике, организационно оформлены и имеют свои этнокультурные объединения. Многие из них окрепли, стали более самодостаточными, имеют собственные центры. Неслучайно в Послании Президента РТ Государственному Совету РТ ставится вопрос о преобразовании АНКО РТ в Ассамблею народов Татарстана. Такая постановка вопроса, с одной стороны, связана с расширением круга решаемых вопросов, а с другой, - с тем, что Ассамблея по сути своей является более гибкой формой, позволяющей объединить этнокультурные образования различных организационно-правовых форм, что позволит более полно выражать национальные интересы представителей всех проживающих в Татарстане народов.
Созываемый согласно Указу Президента Республики Татарстан съезд, который будет правомочен рассматривать важнейшие вопросы внутренней политики и определять стратегические цели и пути их достижения, несомненно, выльется в политическое событие большой государственной важности. Мы ожидаем, что на нем будет выработана долгосрочная программа деятельности государственных органов и национальных институтов гражданского общества в области межэтнических отношений, направленная на дальнейшую консолидацию нашего многонационального сообщества.
- К сожалению, в последнее время мир все чаще сталкивается с проявлениями этнического экстремизма, ксенофобии. Некоторые события в нашей стране также настораживают. Что делается в Татарстане в плане противодействия этническому и религиозному экстремизму?
- Действительно, ситуация во многих уголках мира вызывает растущее беспокойство. Кровоточащей раной Африки стал Дарфур. Нет покоя в зоне Ближнего Востока. Не преодолены последствия трагедии в Югославии. Проблема так называемых непризнанных государств, которая обсуждается мировым сообществом в связи с Косово, также имеет под собой во многом этнический подтекст и актуальна для постсоветского пространства. И это только те конфликты, которые, что называется, на слуху.
Политический экстремизм по-прежнему остается во многом неразрешимым вопросом. В Афганистане много раз похороненный Талибан ведет активные действия. В Испании политики не могут придти к общему мнению, что делать с ЭТА. Во многих странах СНГ так называемая партия исламского возрождения, находясь в подполье, пытается действовать и не только в пропагандистском плане.
Внутри России актуализировались те проблемы, с которыми совсем недавно наше общество было мало знакомо. Это нелегальная миграция, сложности отношений этнического большинства с новыми диаспорами. Все это чревато конфликтами, прогнозировать и предотвращать которые - общая задача государства и гражданского общества.
Именно из этого мы и исходим у нас в республике, где проживают представители более 100 народов. Сложилась определенная практика решения вопросов, связанных с удовлетворением национально-культурных и вероисповедальных запросов населения, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, осуществлению эффективного взаимодействия государственных органов с этнокультурными общественными объединениями. Сегодня можно констатировать, что в этом направлении сложилась определенная система деятельности государственных и муниципальных органов.
Причем этнокультурная политика в Татарстане строится на двух фундаментальных положениях: необходимости всестороннего развития татарского народа и укрепления Республики Татарстан, как исторически сложившейся формы его государственности, с одной стороны, и обеспечения равных с татарским народом условий для всех этнических групп, в совокупности представляющих многонациональный народ Татарстана, с другой стороны.
В местах компактного проживания различных народов (прежде всего, чувашей, марийцев, удмуртов, мордвы и др.), развивается национальное дошкольное и школьное образование, ведется культурно-просветительная работа на родных языках.
Действует Соглашение о взаимодействии Министерства экономики и промышленности, Управления Федеральной государственной службы и занятости населения, Министерства внутренних дел, Управления Федеральной миграционной службы и Ассоциации национально-культурных объединений в области миграционной политики. В рамках данного соглашения действует Координационный Совет, принята Программа «Комплексная помощь мигрантам в Республике Татарстан». Эти наработки привлекают своей новизной и активно используются в других субъектах федерации.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что при определенных обстоятельствах достаточно активно применяется и закон. В частности, состоялось более двух десятков судебных процессов в отношении активистов экстремистских организаций, таких как РНЕ, Хизб-ут-тахрир и Исламский джамаат.
Отрадно, что полное понимание в вопросах противодействия религиозному экстремизму имеется со стороны основных конфессий, особенно ислама и православия. Своим авторитетом религиозные организации активно содействуют этому важному делу.
Но особо важно подчеркнуть, что распространение экстремистских взглядов и структур предотвращается не только мерами политико-правового порядка, но и созданием необходимых условий для дальнейшего укрепления многонационального движения нашей республики.
В настоящее время в Татарстане мы имеем формат межэтнического взаимодействия, который в основном благоприятен для мирной взаимовыгодной жизнедеятельности народов республики. Доказательством тому служит весьма незначительная социальная дистанция между группами этнического большинства, открытость, прозрачность и взаимопроникаемость этнических границ.
- Сам факт серьезной подготовки к Съезду народов Татарстана свидетельствует о внимательном отношении власти к сохранению межнационального согласия и стабильности в республике. А как бы Вы охарактеризовали национальную политику на федеральном уровне?
- О национальной политике на федеральном уровне можно судить, прежде всего, по её организационно-правовому обеспечению. По данному направлению ещё многое предстоит сделать. И прежде всего, завершить работу по внесению необходимых корректив в действующую Концепцию государственной национальной политики, доработать и принять федеральный закон «Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации», внести изменения в ряд действующих федеральных законов. К сожалению, сегодня к данным вопросам и соответствующим проектам нет единых подходов. А чрезмерно эмоциональные и противоречивые высказывания представителей различных точек зрения порой лишь усугубляют положение дел.
Еще одно направление работы, которое, по-видимому, необходимо усилить - это углубление связи с регионами, организация обмена опытом работы. Представляется весьма целесообразной разработка концепции федерального закона об обеспечении единства системы органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, что позволит более эффективно решать и вопросы в сфере национальных отношений.
В целом же следует отметить усиливающееся в последнее время внимание федерального центра к национальной проблематике, особенно в направлении создания системы профилактики этнополитического и религиозно-политического экстремизма, а также проведения мероприятий по формированию толерантного отношения к мигрантам. Жизнь неизменно демонстрирует необходимость постоянного внимания к данным вопросам. Уверен, что в федеративном государстве по другому и быть не может.
Накануне предстоящего в начале ноября Съезда народов Татарстана, проводимого по Указу Президента РТ и обещающего стать одним из важнейших республиканских политических событий последних лет, наш журнал взял интервью у заместителя председателя оргкомитета съезда, начальника Управления внутренней политики Президента РТ Александра Михайловича Терентьева.
- Как Вы оцениваете значение Съезда народов Татарстана, прошедшего в 1992 году? Какие решения были им приняты, что можно сказать об их реализации?
- Съезд проходил в мае 1992 года, на заре нового исторического периода. Это было очень сложное время. В политическом плане сохранялась неопределенность относительно отношений республики с федеральным центром. Несмотря на убедительные результаты республиканского референдума по статусу Татарстана, руководство РФ по-прежнему занимало жесткую позицию в отношении данного вопроса. Сохранялось острое противостояние внутри республики между различными общественно-политическими организациями. И в центре всех дискуссий того периода был национальный вопрос.
Может быть, кто-то уже подзабыл, но тогда участникам политической борьбы явно отказывало чувство меры. С одной стороны, шла быстрая радикализация татарского этнополитического движения. Его лидеры выступали с неприемлемыми заявлениями, пытались претендовать на отправление политической власти, даже пробовали создавать собственные военизированные формирования.
Их ярые оппоненты со своей стороны все активнее требовали прямого федерального вмешательства, включая силовое, как тогда говорилось, для «обуздания сепаратистов». При этом так называемое демократическое движение не делало различия в политической линии руководства республики и активистов из «Иттифака» и ТОЦа.
Это противостояние отражалось в СМИ, где нередко можно было прочитать самые крайние точки зрения, прямые оскорбления этнического достоинства людей. Напряженность проникала и в сферу межличностных отношений, чего раньше, конечно, не было. Президент республики М. Ш. Шаймиев неоднократно подчеркивал, что тогда Татарстан в своем политическом развитии «прошел по лезвию ножа».
В этих условиях руководство республики прилагало максимум усилий для стабилизации общественно-политической ситуации в Татарстане. Все понимали, что ключевое значение будет иметь устранение перекосов в межэтнических отношениях. И одной из решающих мер в этом плане стала инициатива о проведении Съезда народов. В накаленной атмосфере того времени принципиально важно было показать, что подавляющее большинство татарстанцев настроены на сохранение дружбы народов, нашего уникального межэтнического сообщества. Речь шла о мобилизации всех конструктивных и дееспособных социальных сил вокруг простых и близких идей.
Именно в таком духе и прошел Съезд, в котором приняло участие около 600 делегатов более 20 национальностей со всех районов республики. В своем заявлении участники съезда продемонстрировали единодушие по вопросу строительства новых отношений между центром и республикой, поддержали Декларацию о государственном суверенитете Республики Татарстан, подтвержденную итогами референдума от 21 марта 1992 года. Важным решением съезда так же стало образование Ассоциации национально-культурных обществ РТ, как было сказано в резолюции, «в целях укрепления межнационального доверия и гражданского согласия, развития культурных связей Республики Татарстан со странами мирового сообщества и государствами СНГ, взаимообогащения и пропаганды национальных культур, координации деятельности национально-культурных обществ».
Ассоциация практически с самого начала своей деятельности заявила о себе как об авторитетной и самостоятельной общественной организации. За минувшие годы она сыграла огромную роль в становлении этнокультурных организаций многих народов, повышении их юридического статуса до национально-культурных автономий. Существенно расширился состав участников многонационального движения РТ. Сегодня в составе Ассоциации 35 этнокультурных организаций, тогда как на этапе становления их было лишь 9. Разнообразна деятельность Ассоциации. Это и вопросы образования, которые успешно решает Многонациональная воскресная школа г. Казани, и работа Центра социально-правовой помощи мигрантам, и развитие фольклорного искусства и обогащение культурной самобытности народов, населяющих республику, и многое другое. АНКО стала одним из наиболее влиятельных институтов гражданского общества Татарстана, достойно представляет республику и на федеральном уровне, выступая партнером Ассамблеи народов России.
Другим важным решением стало предложение о создании республиканского Дома дружбы народов, который открылся и активно работает в столице Татарстана. Важно, что аналогичные центры под различными названиями созданы и в других крупных городах и районах республики.
Как показал опыт прошедшего пятнадцатилетия, идеи, рожденные всенародным форумом 1992 года, обладают высокой степенью важности и служат хорошим стимулом целенаправленной общественной деятельности.
- Какие ожидания Вы возлагаете на предстоящий Съезд народов Татарстана? С чем связан его созыв именно сейчас?
- Общепринятая практика такова, что общенациональные (всенародные) форумы проводятся по мере необходимости, продиктованной развитием общественно-политической ситуации. Их цель - консолидация общественного мнения по основным вопросам, затрагивающим интересы всех этнических групп.
Конечно, ситуация в сфере этнических отношений в республике сегодня существенно отличается от периода начала 90-х годов. Ушли в прошлое основные конфликты переходного периода. Очередным важным признанием со стороны руководства Российской Федерации больших достижений Татарстана в социально-экономическом, общественно-политическом развитии стало утверждение нового договора о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти федерального центра и республики. И, как представляется, далеко не последнюю роль в этом сыграла нормализация ситуации в межнациональных отношениях, последовательная политика в интересах всего многонационального народа республики.
Вместе с тем, сегодня на фоне общефедеральных процессов вопросы содержания этнической политики вновь приобретают особую актуальность. И необходимость проведения нынешнего Съезда народов Татарстана, как представляется, обусловлена, прежде всего, двумя факторами. Одним из них является проявление известных негативных тенденций в сфере межнациональных отношений в Российской Федерации, фактов экстремизма на этноконфессиональной основе, попыток политизации данной сферы общественных отношений особенно в преддверии важнейшего избирательного цикла. Кроме того, нас тревожит затягивание законодательно-нормативного оформления данной сферы общественных отношений.
С другой стороны, требуется сформулировать предложения по дальнейшему этнокультурному развитию народов Татарстана, выработать приоритеты региональной национальной политики с учетом как наработанного опыта, так и опыта других субъектов Российской Федерации.
Нельзя при этом не учитывать и временной фактор. За прошедший период произошли существенные изменения в деятельности общин. 37 народов, проживающих в республике, организационно оформлены и имеют свои этнокультурные объединения. Многие из них окрепли, стали более самодостаточными, имеют собственные центры. Неслучайно в Послании Президента РТ Государственному Совету РТ ставится вопрос о преобразовании АНКО РТ в Ассамблею народов Татарстана. Такая постановка вопроса, с одной стороны, связана с расширением круга решаемых вопросов, а с другой, - с тем, что Ассамблея по сути своей является более гибкой формой, позволяющей объединить этнокультурные образования различных организационно-правовых форм, что позволит более полно выражать национальные интересы представителей всех проживающих в Татарстане народов.
Созываемый согласно Указу Президента Республики Татарстан съезд, который будет правомочен рассматривать важнейшие вопросы внутренней политики и определять стратегические цели и пути их достижения, несомненно, выльется в политическое событие большой государственной важности. Мы ожидаем, что на нем будет выработана долгосрочная программа деятельности государственных органов и национальных институтов гражданского общества в области межэтнических отношений, направленная на дальнейшую консолидацию нашего многонационального сообщества.
- К сожалению, в последнее время мир все чаще сталкивается с проявлениями этнического экстремизма, ксенофобии. Некоторые события в нашей стране также настораживают. Что делается в Татарстане в плане противодействия этническому и религиозному экстремизму?
- Действительно, ситуация во многих уголках мира вызывает растущее беспокойство. Кровоточащей раной Африки стал Дарфур. Нет покоя в зоне Ближнего Востока. Не преодолены последствия трагедии в Югославии. Проблема так называемых непризнанных государств, которая обсуждается мировым сообществом в связи с Косово, также имеет под собой во многом этнический подтекст и актуальна для постсоветского пространства. И это только те конфликты, которые, что называется, на слуху.
Политический экстремизм по-прежнему остается во многом неразрешимым вопросом. В Афганистане много раз похороненный Талибан ведет активные действия. В Испании политики не могут придти к общему мнению, что делать с ЭТА. Во многих странах СНГ так называемая партия исламского возрождения, находясь в подполье, пытается действовать и не только в пропагандистском плане.
Внутри России актуализировались те проблемы, с которыми совсем недавно наше общество было мало знакомо. Это нелегальная миграция, сложности отношений этнического большинства с новыми диаспорами. Все это чревато конфликтами, прогнозировать и предотвращать которые - общая задача государства и гражданского общества.
Именно из этого мы и исходим у нас в республике, где проживают представители более 100 народов. Сложилась определенная практика решения вопросов, связанных с удовлетворением национально-культурных и вероисповедальных запросов населения, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, осуществлению эффективного взаимодействия государственных органов с этнокультурными общественными объединениями. Сегодня можно констатировать, что в этом направлении сложилась определенная система деятельности государственных и муниципальных органов.
Причем этнокультурная политика в Татарстане строится на двух фундаментальных положениях: необходимости всестороннего развития татарского народа и укрепления Республики Татарстан, как исторически сложившейся формы его государственности, с одной стороны, и обеспечения равных с татарским народом условий для всех этнических групп, в совокупности представляющих многонациональный народ Татарстана, с другой стороны.
В местах компактного проживания различных народов (прежде всего, чувашей, марийцев, удмуртов, мордвы и др.), развивается национальное дошкольное и школьное образование, ведется культурно-просветительная работа на родных языках.
Действует Соглашение о взаимодействии Министерства экономики и промышленности, Управления Федеральной государственной службы и занятости населения, Министерства внутренних дел, Управления Федеральной миграционной службы и Ассоциации национально-культурных объединений в области миграционной политики. В рамках данного соглашения действует Координационный Совет, принята Программа «Комплексная помощь мигрантам в Республике Татарстан». Эти наработки привлекают своей новизной и активно используются в других субъектах федерации.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что при определенных обстоятельствах достаточно активно применяется и закон. В частности, состоялось более двух десятков судебных процессов в отношении активистов экстремистских организаций, таких как РНЕ, Хизб-ут-тахрир и Исламский джамаат.
Отрадно, что полное понимание в вопросах противодействия религиозному экстремизму имеется со стороны основных конфессий, особенно ислама и православия. Своим авторитетом религиозные организации активно содействуют этому важному делу.
Но особо важно подчеркнуть, что распространение экстремистских взглядов и структур предотвращается не только мерами политико-правового порядка, но и созданием необходимых условий для дальнейшего укрепления многонационального движения нашей республики.
В настоящее время в Татарстане мы имеем формат межэтнического взаимодействия, который в основном благоприятен для мирной взаимовыгодной жизнедеятельности народов республики. Доказательством тому служит весьма незначительная социальная дистанция между группами этнического большинства, открытость, прозрачность и взаимопроникаемость этнических границ.
- Сам факт серьезной подготовки к Съезду народов Татарстана свидетельствует о внимательном отношении власти к сохранению межнационального согласия и стабильности в республике. А как бы Вы охарактеризовали национальную политику на федеральном уровне?
- О национальной политике на федеральном уровне можно судить, прежде всего, по её организационно-правовому обеспечению. По данному направлению ещё многое предстоит сделать. И прежде всего, завершить работу по внесению необходимых корректив в действующую Концепцию государственной национальной политики, доработать и принять федеральный закон «Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации», внести изменения в ряд действующих федеральных законов. К сожалению, сегодня к данным вопросам и соответствующим проектам нет единых подходов. А чрезмерно эмоциональные и противоречивые высказывания представителей различных точек зрения порой лишь усугубляют положение дел.
Еще одно направление работы, которое, по-видимому, необходимо усилить - это углубление связи с регионами, организация обмена опытом работы. Представляется весьма целесообразной разработка концепции федерального закона об обеспечении единства системы органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, что позволит более эффективно решать и вопросы в сфере национальных отношений.
В целом же следует отметить усиливающееся в последнее время внимание федерального центра к национальной проблематике, особенно в направлении создания системы профилактики этнополитического и религиозно-политического экстремизма, а также проведения мероприятий по формированию толерантного отношения к мигрантам. Жизнь неизменно демонстрирует необходимость постоянного внимания к данным вопросам. Уверен, что в федеративном государстве по другому и быть не может.
Журнал «Татарстан», 2007, №9, с.13-15.