Публикации > Просмотр публикации
Михаил Столяров: «Единая Россия» – важнейшая сила в отстаивании региональных интересов»
В эксклюзивном интервью агентству «Татар-информ» первый заместитель полномочного представителя РТ в РФ, доктор политологии, известный российский эксперт в вопросах федерализма Михаил Столяров прокомментировал последние политические события, связанные с Татарстаном, а также оценил расстановку сил перед декабрьскими выборами в Госдуму.
Страна вступила в новый избирательный цикл. Президент РФ подписал Указ о проведении в декабре выборов в нижнюю палату российского парламента. Можно смело сказать, что партии активно включаются в предвыборную гонку. Между тем, несколько раньше произошло еще одно событие, имеющее особое значение для Татарстана – в Государственной Думе и Совете Федерации рассматривался Договор о разграничении полномочий между органами государственной власти РТ и РФ. Здесь наметились определенные политические контуры: если говорить упрощенно, то «Единая Россия», будучи думским большинством, проголосовала за утверждение договора, а спикер Совфеда, являющийся одновременно лидером «Справедливой России», и его соратники активно препятствовали этому. В связи с этим хотелось бы узнать, удовлетворены ли вы уровнем дискуссии, развернувшейся вокруг этого вопроса?
М.С.: Прежде всего, хочу сказать о партиях. Это очень огорчительный факт, что по-настоящему в большинстве программ нынешних партий, претендующих на места в парламенте, по существу нет реальных положений о строительстве федеративной России. В той или иной степени посылы к региональной политике есть, но твердого, ясного отношения к конституционному принципу федеративности российского государства, к сожалению, по большому счету не ощущается.
Но есть другая сторона, которая, я считаю, очень важна для нас в этом принципиальном вопросе. Как вы знаете, важнейшим элементом федерализма является разграничение предметов ведения и полномочий. И «Единая Россия» поддержала нас в стремлении подписать договор.
Хочу подчеркнуть, что это договор не между Татарстаном и Россией. Здесь нельзя путать. Наши политические оппоненты пытаются поставить вопрос так, будто Татарстан заявил об особом статусе в рамках Российской Федерации и подписал договор. Давайте будем более точны в юридических формулировках: это договор между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ. Это не межгосударственный договор, как пытаются некоторые представить его, это не попытка Татарстана вести особый, отдельный диалог с федеральным центром с позиции каких-то особых привилегий.
Никаких особых привилегий договор не дает. В договоре всего лишь учитываются особенности Республики Татарстан. Когда мы говорим о том, что нефтяные скважины эксплуатировались 50 лет, вся экология республики находится в ужасающем состоянии и надо предпринимать решительные меры, чтобы изменить ситуацию, вот тут нам и помогает договор, позволяющий заключать отдельные соглашения министерствами и ведомствами РФ – с тем, чтобы решить эту злободневную проблему. Туда же вошли вопросы помощи соотечественникам, вопросы, касающиеся сохранения языка. Как может Президент Республики Татарстан не владеть татарским языком? Если мы сдаем кандидатский минимум, мы обязаны сдать английский язык, ведь без него невозможно работать с научной литературой. Это логичное требование, поэтому оно и было зафиксировано в договоре.
Фигура Шаймиева, как крупного регионального лидера и сопредседателя Высшего совета партии «Единая Россия», сыграла в этом процессе свою роль?
М.С.: Полагаю, что именно уровень отношений между Минтимером Шариповичем и Владимиром Владимировичем сыграл ключевую роль. Два политика взяли на себя смелость вопреки всем крикам и воплям, которые раздавались со всех сторон о том, что Татарстан вновь зарабатывает себе очки и привилегии, еще до всяких обсуждений в Госдуме и Совете Федерации, проявили мудрость и подписали документ. Надо отдать должное Владимиру Путину, он сделал это дважды. Президент России взял на себя политическую смелость подписать и второй откорректированный, уточненный вариант договора, что само по себе дорогого стоит. Вообще сам факт утверждения договора чрезвычайно важен. Поскольку договор получил статус федерального закона, то легитимно мы имеем возможности для более широкого и активного маневра.
Многие регионы до сих пор не могут понять, что не только Татарстан может заключить договор. В одном из интервью я когда-то говорил, что в принципе договор нужен и Калининградской области, которая является анклавом. Договор нужен Хабаровскому краю и Иркутской области, где китайцы скоро станут основной частью населения, а значит надо давать особые полномочия регионам через договор, чтобы они эти вопросы регулировали. Взять, к примеру, Курск или Орел. Там на селе уже жить некому, в сельском хозяйстве некому работать. Значит, нужно подписывать договор о регулировании потоков трудовых ресурсов, потоков мигрантов, которые необходимо привлекать к освоению земель. Ведь мы рискуем в скором времени вообще остаться в центральной России без населения. Но на договор нужно работать, он не свалится с неба.
И в этом смысле Татарстан как всегда стал пионером и проложил дорогу для других. Однако не все еще, в том числе и люди из «Справедливой России» осознали, что это важно для любого региона, поскольку каждый субъект имеет свои особенности.
С чем связана категоричность «Справедливой России» в данном вопросе?
М.С.: Не расшифровывая и не уходя вглубь вопроса, думаю, здесь сыграл личностный момент лидера «Справедливой России». Поскольку он является и главой Совета Федерации, выразил свое такое отношение, здесь сыграло ложное чувство солидарности многих сенаторов. Хотя именно сенаторы должны были отстаивать интересы договорных отношений регионов с центром.
Кроме того, видимо, поскольку «Справедливая Россия» позиционирует себя как оппонент «Единой России», они заявили свое «нет» в том вопросе, где «единороссы» сказали «да»?
М.С.: Без сомнения. В тот момент, когда «Справедливая Россия» формировала свой политический имидж, свое политическое лицо, естественно, они понимали, что не могут быть тенью «Единой России», что они должны иметь особенности.
Поэтому Миронов и выступает с разными инициативами: торопиться высказаться о семилетнем сроке президентства, о новом порядке формирования Совета Федерации. Вновь предпринимается попытка решить проблему формирования Совета Федерации с позиции усиления личностных факторов сенаторов. Напротив, необходимо усилить влияние региональных интересов в Совете Федерации. И вот на этот путь лидер «справедливороссов» как раз становиться не хочет.
Взять пример парламента Германии – человек в Бундесрате не может голосовать по своей воле, он голосует по мандату, который дал ему регион, он голосует, сообразуясь с интересами своей территории. Точно так же, если приезжает Премьер-министр земли, он имеет право голосовать, но голосует не личность, а регион.
Можно ли сейчас оценить степень политического влияния партий?
М.С.: «Справедливая Россия» стремится стать второй партией, но опросы общественного мнения показывают, что у нее нет таких шансов. Хотя понятно, что они пытаются перетягивать электорат от ЛДПР, КПРФ и т.д.
Но все-таки важнейшей силой для общества, взявшей на себя ответственность за решение многих социальных проблем, работу в законодательном поле, отстаивание интересов, в том числе и регионов, является «Единая Россия». При всех критических экивоках и замечаниях, а мы часто говорим, что она слишком централизуется, использует методы вертикали власти, тем не менее, «Единая Россия» стала самой массовой, самой популярной, самой поддерживаемой населением партией.
У «Единой России», действительно, есть все шансы победить. Это показывают и опросы, и реальная ситуация в стране. Но «Единая Россия» при этом должна ответить на большое количество вопросов, которые ставят сегодня избиратели. Это и законодательство, и социальное обеспечение населения, и нерешенные вопросы здравоохранения, образования. Мы можем кивать на министерства, но если партия взяла на себя смелость и ответственность быть первой, то она должна уметь находить ответы на эти вопросы. И в этом смысле «Единой России» я хотел бы пожелать успехов. Думаю, она оправдает надежды избирателей.
Беседовал Руслан МУХАМЕДШИН
В эксклюзивном интервью агентству «Татар-информ» первый заместитель полномочного представителя РТ в РФ, доктор политологии, известный российский эксперт в вопросах федерализма Михаил Столяров прокомментировал последние политические события, связанные с Татарстаном, а также оценил расстановку сил перед декабрьскими выборами в Госдуму.
Страна вступила в новый избирательный цикл. Президент РФ подписал Указ о проведении в декабре выборов в нижнюю палату российского парламента. Можно смело сказать, что партии активно включаются в предвыборную гонку. Между тем, несколько раньше произошло еще одно событие, имеющее особое значение для Татарстана – в Государственной Думе и Совете Федерации рассматривался Договор о разграничении полномочий между органами государственной власти РТ и РФ. Здесь наметились определенные политические контуры: если говорить упрощенно, то «Единая Россия», будучи думским большинством, проголосовала за утверждение договора, а спикер Совфеда, являющийся одновременно лидером «Справедливой России», и его соратники активно препятствовали этому. В связи с этим хотелось бы узнать, удовлетворены ли вы уровнем дискуссии, развернувшейся вокруг этого вопроса?
М.С.: Прежде всего, хочу сказать о партиях. Это очень огорчительный факт, что по-настоящему в большинстве программ нынешних партий, претендующих на места в парламенте, по существу нет реальных положений о строительстве федеративной России. В той или иной степени посылы к региональной политике есть, но твердого, ясного отношения к конституционному принципу федеративности российского государства, к сожалению, по большому счету не ощущается.
Но есть другая сторона, которая, я считаю, очень важна для нас в этом принципиальном вопросе. Как вы знаете, важнейшим элементом федерализма является разграничение предметов ведения и полномочий. И «Единая Россия» поддержала нас в стремлении подписать договор.
Хочу подчеркнуть, что это договор не между Татарстаном и Россией. Здесь нельзя путать. Наши политические оппоненты пытаются поставить вопрос так, будто Татарстан заявил об особом статусе в рамках Российской Федерации и подписал договор. Давайте будем более точны в юридических формулировках: это договор между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ. Это не межгосударственный договор, как пытаются некоторые представить его, это не попытка Татарстана вести особый, отдельный диалог с федеральным центром с позиции каких-то особых привилегий.
Никаких особых привилегий договор не дает. В договоре всего лишь учитываются особенности Республики Татарстан. Когда мы говорим о том, что нефтяные скважины эксплуатировались 50 лет, вся экология республики находится в ужасающем состоянии и надо предпринимать решительные меры, чтобы изменить ситуацию, вот тут нам и помогает договор, позволяющий заключать отдельные соглашения министерствами и ведомствами РФ – с тем, чтобы решить эту злободневную проблему. Туда же вошли вопросы помощи соотечественникам, вопросы, касающиеся сохранения языка. Как может Президент Республики Татарстан не владеть татарским языком? Если мы сдаем кандидатский минимум, мы обязаны сдать английский язык, ведь без него невозможно работать с научной литературой. Это логичное требование, поэтому оно и было зафиксировано в договоре.
Фигура Шаймиева, как крупного регионального лидера и сопредседателя Высшего совета партии «Единая Россия», сыграла в этом процессе свою роль?
М.С.: Полагаю, что именно уровень отношений между Минтимером Шариповичем и Владимиром Владимировичем сыграл ключевую роль. Два политика взяли на себя смелость вопреки всем крикам и воплям, которые раздавались со всех сторон о том, что Татарстан вновь зарабатывает себе очки и привилегии, еще до всяких обсуждений в Госдуме и Совете Федерации, проявили мудрость и подписали документ. Надо отдать должное Владимиру Путину, он сделал это дважды. Президент России взял на себя политическую смелость подписать и второй откорректированный, уточненный вариант договора, что само по себе дорогого стоит. Вообще сам факт утверждения договора чрезвычайно важен. Поскольку договор получил статус федерального закона, то легитимно мы имеем возможности для более широкого и активного маневра.
Многие регионы до сих пор не могут понять, что не только Татарстан может заключить договор. В одном из интервью я когда-то говорил, что в принципе договор нужен и Калининградской области, которая является анклавом. Договор нужен Хабаровскому краю и Иркутской области, где китайцы скоро станут основной частью населения, а значит надо давать особые полномочия регионам через договор, чтобы они эти вопросы регулировали. Взять, к примеру, Курск или Орел. Там на селе уже жить некому, в сельском хозяйстве некому работать. Значит, нужно подписывать договор о регулировании потоков трудовых ресурсов, потоков мигрантов, которые необходимо привлекать к освоению земель. Ведь мы рискуем в скором времени вообще остаться в центральной России без населения. Но на договор нужно работать, он не свалится с неба.
И в этом смысле Татарстан как всегда стал пионером и проложил дорогу для других. Однако не все еще, в том числе и люди из «Справедливой России» осознали, что это важно для любого региона, поскольку каждый субъект имеет свои особенности.
С чем связана категоричность «Справедливой России» в данном вопросе?
М.С.: Не расшифровывая и не уходя вглубь вопроса, думаю, здесь сыграл личностный момент лидера «Справедливой России». Поскольку он является и главой Совета Федерации, выразил свое такое отношение, здесь сыграло ложное чувство солидарности многих сенаторов. Хотя именно сенаторы должны были отстаивать интересы договорных отношений регионов с центром.
Кроме того, видимо, поскольку «Справедливая Россия» позиционирует себя как оппонент «Единой России», они заявили свое «нет» в том вопросе, где «единороссы» сказали «да»?
М.С.: Без сомнения. В тот момент, когда «Справедливая Россия» формировала свой политический имидж, свое политическое лицо, естественно, они понимали, что не могут быть тенью «Единой России», что они должны иметь особенности.
Поэтому Миронов и выступает с разными инициативами: торопиться высказаться о семилетнем сроке президентства, о новом порядке формирования Совета Федерации. Вновь предпринимается попытка решить проблему формирования Совета Федерации с позиции усиления личностных факторов сенаторов. Напротив, необходимо усилить влияние региональных интересов в Совете Федерации. И вот на этот путь лидер «справедливороссов» как раз становиться не хочет.
Взять пример парламента Германии – человек в Бундесрате не может голосовать по своей воле, он голосует по мандату, который дал ему регион, он голосует, сообразуясь с интересами своей территории. Точно так же, если приезжает Премьер-министр земли, он имеет право голосовать, но голосует не личность, а регион.
Можно ли сейчас оценить степень политического влияния партий?
М.С.: «Справедливая Россия» стремится стать второй партией, но опросы общественного мнения показывают, что у нее нет таких шансов. Хотя понятно, что они пытаются перетягивать электорат от ЛДПР, КПРФ и т.д.
Но все-таки важнейшей силой для общества, взявшей на себя ответственность за решение многих социальных проблем, работу в законодательном поле, отстаивание интересов, в том числе и регионов, является «Единая Россия». При всех критических экивоках и замечаниях, а мы часто говорим, что она слишком централизуется, использует методы вертикали власти, тем не менее, «Единая Россия» стала самой массовой, самой популярной, самой поддерживаемой населением партией.
У «Единой России», действительно, есть все шансы победить. Это показывают и опросы, и реальная ситуация в стране. Но «Единая Россия» при этом должна ответить на большое количество вопросов, которые ставят сегодня избиратели. Это и законодательство, и социальное обеспечение населения, и нерешенные вопросы здравоохранения, образования. Мы можем кивать на министерства, но если партия взяла на себя смелость и ответственность быть первой, то она должна уметь находить ответы на эти вопросы. И в этом смысле «Единой России» я хотел бы пожелать успехов. Думаю, она оправдает надежды избирателей.
Беседовал Руслан МУХАМЕДШИН
ИА "Татар-информ", 22 сентября 2007 г.