Публикации > Просмотр публикации
Автомобиль мира
КамАЗ все активнее проникает на международные рынки
В то время как общественность спорит о том, выживет ли российский автопром в условиях жесткой конкурентной борьбы с иностранными производителями, КамАЗ для себя этот вопрос закрыл. Свое место на мировом рынке автомобилестроения компания за собой давно "зарезервировала". Итоги продаж и создание совместных предприятий с мировыми лидерами отрасли - тому доказательство.
Представление о том, что отечественный автопром безнадежно отстал от современных реалий, а его продукция день за днем теряет конкурентоспособность, во многом справедливо, но к КамАЗу все же применимо с трудом. Пережив перестройку всей российской экономики, компания не застряла в безвременье, подобно многим "коллегам" по отрасли. КамАЗ прочно обосновался на мировых рынках и сегодня входит в первую десятку лидеров среди производителей тяжелых грузовиков и дизельных двигателей.
Грузовик "КамАЗ", можно сказать, автомобиль мира. В конструкции новых моделей используются автокомпоненты всемирно известных производителей, с которыми работает компания. С некоторыми из них просто партнерские отношения переросли в крепкие совместные предприятия.
Так, после презентации в 2003 году нового малого грузовика грузоподъемностью 6 тонн с двигателем от американской компании Cummins Inc. стало понятно, что покупателей больше, чем машин. Спустя три года КамАЗ и Cummins Inc. подписали учредительные документы о создании СП по производству двигателей серии "В" мощностью 140-275 л.с. для российского рынка. В проект стороны вошли на паритетных началах. Общий объем инвестиций оценивается в общем итоге в $180 млн.
У таких двигателей в России аналогов нет. Но вложив в дело свои ноу-хау, американцы не прогадали - они получили доступ в огромную дилерскую сеть КамАЗа. Уже в августе 2006-го с конвейера Камского завода сошел первый дизель, который не только уникален по своим техническим характеристикам, но и соответствует всем европейским экологическим стандартам. С 1 января 2008 года в России станет нормой экологический стандарт Евро-3, и КамАЗу, в отличие от многих отечественных производителей, не придется кардинально перестраивать производство. Вся продукция уже и так соответствует европейским нормам.
Кстати, двигатель, созданный на совместном предприятии с Cummins, пригодится КамАЗу и для его нового проекта по производству тракторов. К его созданию российская компания тоже хочет привлечь иностранного партнера. Возможность производить компоненты прямо на месте и определило решение руководства компании выйти в ранее неосвоенный сегмент отрасли.
Впрочем, пока это все планы. Но есть совместные предприятия, которые уже давно работают и коммерчески вполне успешны. Речь идет об СП "ZF - Кама", которое производит коробки передач. Монтажная линия сборки в Набережных Челнах представляет собой копию аналогичной линии "ZF" во Фридрихсхафене (Германия). В СП немцам принадлежит 51%, а КамАЗу - 49%.
Неплохо у КамАЗа идет и процесс интеграции в ближнее зарубежье. Казахстан - второй для российской компании рынок сбыта, поэтому нет ничего удивительного, что производство налажено прямо на месте. Так, из 5845 новых "КамАЗов", пополнивших автопарк Казахстана в 2006 году, 1601 был собран на совместном сборочном предприятии "КамАЗ-Инжиниринг" в городе Кокшетау, созданном в 2003 году в рамках консорциума "Казахстан - КамАЗ". Идут переговоры и о новых российско-казахстанских проектах.
Руководство КамАЗа давно решило для себя, что создавать совместные предприятия с производителями гораздо выгоднее, чем покупать чужой бизнес, который после покупки, как правило, приходится "переделывать" под себя. Иностранные партнеры тоже довольны. Они имеют дело с компанией, где бухгалтерия прозрачна, все договоры выполняются, продажи и соответственно прибыль растут.
Курс КамАЗа на интеграцию в мировой автопром доказал возможность для российского машиностроения не просто выживать, а полноценно конкурировать на международных рынках.
КамАЗ все активнее проникает на международные рынки
В то время как общественность спорит о том, выживет ли российский автопром в условиях жесткой конкурентной борьбы с иностранными производителями, КамАЗ для себя этот вопрос закрыл. Свое место на мировом рынке автомобилестроения компания за собой давно "зарезервировала". Итоги продаж и создание совместных предприятий с мировыми лидерами отрасли - тому доказательство.
Представление о том, что отечественный автопром безнадежно отстал от современных реалий, а его продукция день за днем теряет конкурентоспособность, во многом справедливо, но к КамАЗу все же применимо с трудом. Пережив перестройку всей российской экономики, компания не застряла в безвременье, подобно многим "коллегам" по отрасли. КамАЗ прочно обосновался на мировых рынках и сегодня входит в первую десятку лидеров среди производителей тяжелых грузовиков и дизельных двигателей.
Грузовик "КамАЗ", можно сказать, автомобиль мира. В конструкции новых моделей используются автокомпоненты всемирно известных производителей, с которыми работает компания. С некоторыми из них просто партнерские отношения переросли в крепкие совместные предприятия.
Так, после презентации в 2003 году нового малого грузовика грузоподъемностью 6 тонн с двигателем от американской компании Cummins Inc. стало понятно, что покупателей больше, чем машин. Спустя три года КамАЗ и Cummins Inc. подписали учредительные документы о создании СП по производству двигателей серии "В" мощностью 140-275 л.с. для российского рынка. В проект стороны вошли на паритетных началах. Общий объем инвестиций оценивается в общем итоге в $180 млн.
У таких двигателей в России аналогов нет. Но вложив в дело свои ноу-хау, американцы не прогадали - они получили доступ в огромную дилерскую сеть КамАЗа. Уже в августе 2006-го с конвейера Камского завода сошел первый дизель, который не только уникален по своим техническим характеристикам, но и соответствует всем европейским экологическим стандартам. С 1 января 2008 года в России станет нормой экологический стандарт Евро-3, и КамАЗу, в отличие от многих отечественных производителей, не придется кардинально перестраивать производство. Вся продукция уже и так соответствует европейским нормам.
Кстати, двигатель, созданный на совместном предприятии с Cummins, пригодится КамАЗу и для его нового проекта по производству тракторов. К его созданию российская компания тоже хочет привлечь иностранного партнера. Возможность производить компоненты прямо на месте и определило решение руководства компании выйти в ранее неосвоенный сегмент отрасли.
Впрочем, пока это все планы. Но есть совместные предприятия, которые уже давно работают и коммерчески вполне успешны. Речь идет об СП "ZF - Кама", которое производит коробки передач. Монтажная линия сборки в Набережных Челнах представляет собой копию аналогичной линии "ZF" во Фридрихсхафене (Германия). В СП немцам принадлежит 51%, а КамАЗу - 49%.
Неплохо у КамАЗа идет и процесс интеграции в ближнее зарубежье. Казахстан - второй для российской компании рынок сбыта, поэтому нет ничего удивительного, что производство налажено прямо на месте. Так, из 5845 новых "КамАЗов", пополнивших автопарк Казахстана в 2006 году, 1601 был собран на совместном сборочном предприятии "КамАЗ-Инжиниринг" в городе Кокшетау, созданном в 2003 году в рамках консорциума "Казахстан - КамАЗ". Идут переговоры и о новых российско-казахстанских проектах.
Руководство КамАЗа давно решило для себя, что создавать совместные предприятия с производителями гораздо выгоднее, чем покупать чужой бизнес, который после покупки, как правило, приходится "переделывать" под себя. Иностранные партнеры тоже довольны. Они имеют дело с компанией, где бухгалтерия прозрачна, все договоры выполняются, продажи и соответственно прибыль растут.
Курс КамАЗа на интеграцию в мировой автопром доказал возможность для российского машиностроения не просто выживать, а полноценно конкурировать на международных рынках.
Александра Романова
Газета "Известия", 4 октября 2007 г.