Публикации > Просмотр публикации
Содоклад председателя Комитета Госсовета по бюджету, налогам и финансам Илсура Сафиуллина на 33 сессии Госсовета РТ

Проект закона о бюджете на 2008 год внесен в Госсовет 11 сентября текущего года в установленный Бюджетным кодексом срок. Комитетом дано заключение, что все материалы к нему представлены в полном объеме. Проект бюджета был размещен на сайте Госсовета, заинтересованные лица, организации имели возможность ознакомиться с ним, высказать свои предложения.

В 2007 году будет рассмотрен только проект закона "О бюджете Республики Татарстан на 2008 год" и среднесрочный финансовый план на 2008-2010 годы. Впервые бюджет сформирован без дефицита.

В ходе рассмотрения законопроекта проведены заседания комитетов Госсовета, 9 октября прошли парламентские слушания. В первом чтении мы должны обсудить основные положения, вопрос о необходимости принятия и дать общую оценку концепции законопроекта.

Обсуждение в комитетах в период подготовки к первому чтению и в ходе парламентских слушаний не выявили различий в понимании концепции представленного проекта бюджета. Все комитеты приняли постановления, рекомендующие принять его в первом чтении. В сводном заключении, принятом Комитетом по бюджету налогам и финансам, основанном на заключениях других комитетов, предлагается рекомендовать Госсовету принять проект закона о бюджете на 2008 год в первом чтении.

В ходе обсуждения вносились предложения, направленные в основном на увеличение объемов финансирования по различным статьям. Все эти предложения являются предметом обсуждения во втором чтении.

Одной из самых актуальных тем в последние годы являлась зарплата бюджетников. Данный вопрос поднимался депутатами от фракции "Единая Россия", другими депутатами, представителями профсоюзов, руководителями бюджетных учреждений.

В свете последних событий на потребительском рынке, а это рост цен на основные продукты питания, возникают определенные риски по обеспечению питанием в бюджетных учреждениях, так как уровень инфляции, заложенный в бюджете, ниже сложившегося. Необходимо проработать вопрос усиления адресной защиты граждан в связи с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги и значительной разницей цен на одинаковые услуги в ряде муниципальных образований.

В прогнозе бюджета на 2008 год заложен рост тарифов на коммунальные услуги в размере 15%. Согласно прогнозным данным Республиканской энергетической комиссии, рост тарифов на электроэнергию в 2008 году составит 18%, на газ - 25%, на тепло -18,7%, на воду 17,6%. При повышении тарифов на коммунальные услуги свыше 15% потребуются дополнительные финансовые средства из бюджетов всех уровней. Данную ситуацию необходимо просчитать во избежание кредиторской задолженности в оплате коммунальных услуг бюджетными учреждениями.

Одним из ежегодно возникающих при рассмотрении бюджета вопросов является отсутствие росписи капитальных расходов. Мы неоднократно приходили к мнению, что пообъектная роспись является прерогативой Кабинета Министров, но необходимо программу развития бюджетной сети увязать с планами развития муниципалитетов.

Нас также беспокоят постоянно растущие госрасходы. Расходы на одного госслужащего в год отличаются по разным министерствам. Так, в Министерстве занятости, труда и социальной защиты они составляют 251,8 тысячи рублей, в Министерстве экономики - 390 тысяч. Это говорит о том, что надо много поработать по приведению бюджетной сети к нормативным показателям и сделать процесс составления и принятия бюджета прозрачным.

Доходы в 2008 году прогнозируются в сумме 68 млрд. 490 млн. 893,7 тыс. рублей (по сравнению с первоначальными плановыми показателями 2007 года больше на 22,7%, по сравнению с изменениями 2007 года - меньше на 4,7%). Основные параметры доходной части бюджета сегодня доложены министром финансов. Расчетами, произведенными специалистами нашего комитета, существенных различий в оценке налоговых поступлений не выявлено, в связи с чем мы предлагаем Госсовету утвердить представленный объем доходов.

Вопрос об увеличении доходной базы местных бюджетов неоднократно обсуждался на "круглых столах" и совещаниях в Государственном Совете, на съезде муниципальных образований. В связи с этим Госсоветом принят закон о передаче налоговых доходов от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 30% и налога на игорный бизнес в размере 50%, в местные бюджеты. Также муниципальным образованиям передается 10% поступлений в консолидированный бюджет республики налога на доходы физических лиц. Передача налогов на уровень муниципалитетов влечет за собой не только рост самостоятельности, но и ответственности местных органов власти за исполнение доходной базы.

Общий объем расходной части бюджета республики на 2008 год запланирован в размере 68 млрд. 490 млн. 893,7 тыс. рублей. По сравнению с 2007 годом расходы увеличиваются на 9 млрд. 872 млн. рублей, или на 16,8%.

Говоря об особенностях бюджета по расходам на 2008 год, следует отметить, что учреждения здравоохранения республики участвуют в пилотном проекте, направленном на повышение качества услуг в сфере здравоохранения. То есть осуществляется переход преимущественно на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования.

В бюджетах всех уровней ежегодно предусматриваются значительные суммы на оплату коммунальных услуг (в 2005 году - 2 495,9 млн. рублей, в 2006 году -2 938,5 млн. рублей, 2007 год -

3 369,8 тыс. рублей). Мы много денег выделяем на модернизацию сети ЖКХ, а в то же время тарифы по оплате коммунальных услуг ежегодно растут. И в ходе второго чтения есть смысл рассмотреть объем средств, выделяемых на модернизацию объектов ЖКХ, в увязке с эффективностью тарифов. Не может бюджет платить и за модернизацию, и за рост расходов на коммунальные услуги.

По разделу "Образование" годовые бюджетные ассигнования предусматриваются в объеме 5018 млн. рублей, что выше уровня 2007 года на 816 млн. рублей, или на 19,4%. В 2008 году для сельских школ планируется поставить 300 школьных автобусов. В расходах местных бюджетов будут предусмотрены расходы на их содержание в сумме 45,6 млн. рублей. Эксплуатация данных автобусов возможна только при наличии дорог между поселениями. А как вы знаете, в настоящее время данная проблема в муниципальных районах стоит остро. Объявленная программа по строительству дорог, которая начинается с 2008 года, и значительные средства, выделяемые из бюджета на эти цели, надеемся, помогут решить эти задачи.

Также перед нами стоит задача по финансированию проведения ЕГЭ, ведь с 2008 года прекращается федеральное финансирование. Потребность в средствах на данные цели, по расчетам Министерства образования и науки, составляет 5 550 тыс. рублей.

Большое внимание при рассмотрении законопроекта в комитетах было уделено межбюджетным отношениям. Тенденции изменений в федеральном законодательстве позволяют сделать вывод, что круг передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий постоянно расширяется и меняется. При этом сохраняется принцип централизации ресурсов на федеральном уровне с последующим перераспределением их по бюджетам субъектов в течение года.

Объем расходов, заложенных в бюджете республики на 2008 год на межбюджетные трансферты, составит 13 743,6 млн. рублей. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов составляют 3 168,2 млн. рублей.

В проекте бюджета на 2008 год запланировано 19 видов субвенций местным бюджетам на общую сумму 8 837,4 млн. рублей. Субсидии предоставляются местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств, объем субсидий на данные цели составляет 3290,9 млн. рублей. По сравнению с 2007 годом объем субсидий, предоставляемых органам местного самоуправления, уменьшается на 1444,8 млн. рублей, или на 30,5%. Это связано с законодательным перераспределением и передачей дополнительных доходных источников местным бюджетам.

Впервые в бюджете Республики Татарстан сформирован Фонд стимулирования социально-экономического развития и качественного управления общественными финансами муниципальных образований в сумме 700 млн. рублей. В проекте бюджета 2008 года данные средства не распределены между муниципальными образованиями. Объем средств данного фонда утверждается законом, а его распределение - Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Наш комитет, основываясь на заключениях других комитетов и заключении Счетной палаты, считает возможным рекомендовать Госсовету принять проект закона в первом чтении. Предлагаем установить срок внесения поправок ко второму чтению до 27 октября 2007 года.

Газета "Республика Татарстан", № 209, 19 октября 2007 г.