Публикации > Просмотр публикации
Доклад министра финансов Радика Гайзатуллина на 33 сессии Госсовета РТ

В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Татарстан на ваше рассмотрение Президентом РТ вносится проект закона "О бюджете Республики Татарстан на 2008 год". Одновременно представляется среднесрочный финансовый план на 2008-2010 годы.

Формирование проекта бюджета на 2008 год осуществлялось в тесном контакте с администрациями районов и городов, руководителями министерств и ведомств, местных финансовых и налоговых органов, а также крупных налогоплательщиков республики. В нем предлагается в основном сохранить действующее в текущем году законодательное закрепление собственных источников доходов за каждым уровнем бюджета.

Одновременно для повышения заинтересованности муниципальных образований в расширении собственной налогооблагаемой базы Правительством предлагается передать 30% единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в бюджеты муниципальных районов. Также предлагается передать 50% налога на игорный бизнес бюджетам поселений и городских округов. В межбюджетных отношениях поступления этого налога не учтены, поэтому он поступит в бюджеты Камских Полян и города Казани в виде стимулирующих доходов.

При формировании бюджета на 2008 год предлагается продлить в законах республики о налогах и сборах действие льгот 2007 года.

В основу расчетов доходной части бюджета положены макроэкономические показатели, принятые при утверждении федерального бюджета на 2008-2010 годы, и макроэкономические показатели для Республики Татарстан, соответствующие федеральным. Исходя из этих показателей в 2008 году прогнозируется поступление доходов в консолидированный бюджет республики в сумме 87,2 млрд. рублей, в бюджет республики - 68,5 млрд. рублей.

Структура доходов консолидированного бюджета в 2008 году следующая. Основная часть - это налоговые доходы в объеме 73,2 млрд. рублей, неналоговые доходы в объеме 7,3 млрд. рублей, в том числе доходы жилищного фонда - 4,2 млрд. рублей и средства федерального бюджета в объеме 6,7 млрд. рублей. Как и в прежние годы, наиболее объемными доходными источниками консолидированного бюджета на 2008 год являются налоги на прибыль и на доходы физических лиц, составляющие около 70 процентов от общей суммы налоговых доходов.

Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет РТ прогнозируется в сумме 29,3 млрд. рублей. Расчет этого налога на 2008 год произведен в соответствии с положениями главы 23 части второй Налогового кодекса РФ. Поступления данного налога в бюджет Татарстана прогнозируются в сумме 17,6 млрд.рублей.

Вторым значимым доходным источником консолидированного бюджета и бюджета республики остается налог на прибыль, сумма его поступления прогнозируется в размере 21,5 млрд. рублей. Расчет налога на прибыль организаций произведен с учетом объема прибыли, прогнозируемой на основе основных показателей социально-экономического развития республики в 2008-2010 годах, на 2008 год он составляет 112 млрд. рублей. По нефтяным компаниям налог на прибыль рассчитан исходя из прогноза цены на нефть - 51 доллар за баррель и курса доллара США - 25 рублей 90 копеек.

Сумма налога на имущество в 2008 году прогнозируется в размере 6,2 млрд. рублей. Прогноз налога рассчитан с учетом темпов роста объема инвестиций в основной капитал (220 млрд. рублей, или рост 105%). В бюджет республики зачисляется 5,9 млрд. рублей данного налога.

Прогноз акцизов в бюджет на 2008 год рассчитан в условиях действующего в 2007 году порядка зачисления акцизов между уровнями бюджета и составляет 4 млрд. рублей.

Поступление платежей за пользование природными ресурсами в 2008 году прогнозируется в сумме 2,5 млрд. рублей.

Крупным доходным источником консолидированного бюджета республики является земельный налог, который полностью зачисляется в бюджеты муниципальных образований.

Поступления по налогам на совокупный доход прогнозируются в сумме 3,5 млрд. рублей и подлежат зачислению по уровням бюджетов в соответствии с законодательством.

Единый налог на вмененный доход подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов в сумме 1,6 млрд. рублей. При этом единый налог, взимаемый в связи с упрощенной системой налогообложения в бюджеты муниципальных районов, передан в сумме 619 млн.руб., в бюджете республики поступление учтено в сумме 1,2 млрд. рублей.

Неналоговые доходы бюджета республики вместе с источниками бывшего жилищного фонда составят 5,6 млрд. рублей.

В соответствии с положениями бюджетных кодексов РФ и РТ в бюджет республики предусмотрено перечисление "отрицательных" трансфертов в виде межбюджетных субсидий из 33-х бюджетов поселений и городских округов в объеме 192 млн. рублей (в 2007 году - 39 поселений и городских округов на 134 млн. рублей) и 626 млн. рублей из 2-х бюджетов муниципальных районов, в которых в отчетном году расчетные налоговые доходы местных бюджетов превышали средний уровень по Республике Татарстан более чем в 1,3 раза.

Поступления из федерального бюджета в 2008 году планируются в сумме 6,7 млрд. рублей в соответствии с объемами, предусмотренными нашей республике Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008-2010 годы". Эта сумма в дальнейшем, после распределения средств федеральных целевых программ по субъектам Российской Федерации, вырастет минимум в два раза и будет внесена на утверждение Государственного Совета Татарстана.

Приведенная структура доходов консолидированного бюджета не претерпит существенных изменений в 2009-2010 годах. В связи с этим общий объем доходов в 2009 году прогнозируется в сумме 91,3 млрд. рублей, в бюджет республики - 69,6 млрд. рублей. В 2010 году объем доходов консолидированного бюджета составит 96,9 млрд. рублей, бюджета республики - 72,7 млрд. рублей.

Еще раз подчеркну, что доходная часть бюджета сформирована исходя из республиканских макроэкономических показателей, рассчитанных на основе соответствующих российских показателей. Мы не исключаем, что при благоприятном развитии событий возможно получение дополнительных доходов в наш бюджет, которые, в свою очередь, предлагается распределить в соответствии со статьей 20 настоящего законопроекта в общей сумме 6,5 млрд. рублей.

При планировании расходной части консолидированного бюджета и бюджета республики использовались следующие индексы-дефляторы. По инфляции предлагается принять средневзвешенный показатель, установленный по РФ, то есть ежегодная инфляция прогнозируется в среднем на 7%. В бюджете предлагается предусмотреть ежегодный рост расходов бюджетных учреждений по оплате коммунальных услуг в среднем на 15%. Планируется повышение зарплаты работникам бюджетных учреждений в 2008 году: с 1 сентября на 7%, в 2009 году с 1 августа - на 7,2%, в 2010 году с 1 января - на 7,5%. Это общероссийское повышение, принятое в федеральном бюджете и рекомендованное в аналогичных размерах для субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в 2008 году стратегической задачей Правительства РТ и муниципальных образований является достижение к концу будущего года уровня в 80% зарплаты бюджетников от зарплаты в экономике. Достичь этого показателя можно только кропотливой совместной работой министерств, ведомств, муниципальных образований, профсоюзов и депутатского корпуса. Сегодня мы делаем шаги в этом направлении - Минтимер Шарипович Шаймиев подробно об этом сказал и показал нам направления совместной работы. Считаю, в ближайшее время нам необходимо разработать комплекс мероприятий по решению этой задачи.

В целом расходная часть бюджета содержит совершенно новые подходы, направленные на сбалансированность бюджета, совершенствование и стимулирование бюджетного процесса, повышение эффективности расходов бюджета. Среди них: на 2008-й и последующие два года предлагается принять бездефицитный бюджет республики и муниципальных образований. В составе бюджета республики Правительством предлагается создать фонд стимулирования социально-экономического развития и качественного управления общественными финансами муниципальных образований. По данному фонду предлагается направить 700 млн. рублей по правилам распределения средств, установленным постановлением Правительства C6303.

Также предлагается направить 1,5 млрд. рублей на мероприятия, проведение которых особенно волнует наши муниципалитеты. Эти мероприятия - приведение дорог в нормативное состояние, благоустройство, развитие инфраструктуры возводимого жилья в поселках при городах, включая развитие инженерно-коммуникационных сетей, - будут финансироваться республикой совместно с муниципальными образованиями в зависимости от их бюджетной обеспеченности. На каждую из перечисленных позиций предлагается выделить по 500 млн. рублей.

Предусматриваются также значительные объемы бюджетных средств на ликвидацию недоремонта жилого фонда в рамках федеральной программы. Реализация этой программы рассчитана на четыре года, федеральные средства будут поступать через Фонд содействия реформированию ЖКХ. Получение финансовой поддержки за счет средств этого фонда возможно при выполнении 12 условий, установленных федеральным законом.

Одним из обязательных условий является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований, а также участие собственников жилых помещений в софинансировании в размере не менее 5 % от их стоимости.

В настоящее время Правительство республики работает с соответствующими федеральными органами по вопросу получения средств из фонда. Одновременно Правительство совместно с главами муниципальных районов и городских округов формирует республиканскую целевую программу ликвидации недоремонта с разбивкой по конкретным объектам.

В проекте бюджета-2008 на долевое финансирование капитального ремонта жилищного фонда предусмотрены ассигнования в объеме 945 млн.рублей. Кроме того, в составе расходов местных бюджетов на капитальный ремонт жилищного фонда предусмотрены ассигнования в объеме 1 млрд. 5 млн. рублей и средства населения в сумме 1 млрд.рублей. Доля софинансирования за счет средств фонда должна составить порядка 1 млрд. 950 млн. рублей.

Качественных изменений мы ожидаем в здравоохранении. В этой отрасли, существенно увеличив бюджетные ассигнования и доведя их вместе с системой ОМС до 16,6 млрд. рублей, прогнозируется выйти на федеральный норматив (4,5 тыс. рублей на одного жителя республики), чего у нас не было в предыдущие годы. Для выхода на федеральный норматив нам потребуется дополнительно направить в здравоохранение более 1 млрд. рублей.

Конкретные объемы расходов бюджета в разрезе получателей приведены в ведомственной структуре расходов. В соответствии с бюджетной классификацией расходы начинаются с раздела "Общегосударственные вопросы". Общий объем расходов по разделу на 2008 год прогнозируется по консолидированному бюджету - 8,6 млрд. рублей, по бюджету республики - 5,9 млрд. рублей. В данный раздел бюджета входят расходы по обслуживанию госдолга; резервный фонд Правительства; аппарат управления; содержание Академии наук, Архивного управления, аппарата мировых судей.

Следующий раздел - "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" с суммой расходов по консолидированному бюджету в 4 млрд. рублей, бюджету республики - в 3,7 млрд. рублей.

Раздел "Национальная экономика" с суммой в 13,2 млрд. рублей включает мероприятия по сельскому хозяйству, дорожное строительство, капитальные вложения, покрытие убытков транспортных организаций и прочие мероприятия по содержанию аппарата управления, расходы в области занятости населения, поддержки малого предпринимательства и воспроизводства минерально-сырьевой базы. В этом же разделе на развитие сельского хозяйства предлагается выделить 3,2 млрд. рублей. Эти средства планируется направить на содержание сельскохозяйственных и ветеринарных учреждений, на покупку средств химизации, поддержку элитного семеноводства.

В раздел "Жилищно-коммунальное хозяйство" по бюджету республики входят расходы в сумме 5,9 млрд.рублей по финансированию объектов ЖКХ, программе реформирования ЖКХ, приемке и вводу жилья и объектов социальной сферы, расходы жилищного фонда и включают 945 млн.рублей на ликвидацию недоремонта жилого фонда. Расходы консолидированного бюджета на 2008 год по данному разделу прогнозируются в объеме 9,2 млрд. рублей.

Раздел "Охрана окружающей среды" прогнозируется в сумме 414 млн. рублей.

Основные расходы консолидированного бюджета республики в 2008 году будут направлены на содержание и развитие социально-культурной сферы в объеме 51 млрд. рублей, или около 60% от общей суммы расходов. По бюджету республики эти расходы, с учетом субсидий и субвенций нижестоящим бюджетам, составят 39,5 млрд. рублей, или 58% объема расходов. Названный порядок цифр подтверждает социальную направленность нашего бюджета.

Самой крупной отраслью по объему расходов в социальной сфере является образование. В эту сферу в консолидированном бюджете предусмотрено направить 23,3 млрд. рублей, в том числе в бюджете Республики Татарстан - 5 млрд. рублей. В составе расходов консолидированного бюджета на образование предусмотрены средства на развитие физкультурно-спортивной работы среди детей и подростков в сумме 189 млн. рублей, проведение летней оздоровительной кампании в сумме 201 млн. рублей, проведение мероприятий молодежной политики - 356 млн. рублей.

Расходы на культуру, искусство и средства массовой информации в консолидированном бюджете республики предусматриваются в объеме 3,5 млрд. рублей, в том числе из бюджета Республики Татарстан - 1,9 млрд. рублей.

Общая сумма расходов на здравоохранение без расходов по дополнительному лекарственному обеспечению и национальному проекту, взносов в ОМС определена в размере 13 млрд. рублей.

С 1 января 2008 года большинство учреждений здравоохранения перейдут на одноканальное финансирование. Основной целью этой новации является организация учета объемов медицинской помощи, оказываемой учреждениями здравоохранения, переход от сметного финансирования к оплате по конечному результату.

Расходы консолидированного бюджета на 2008 год на государственную поддержку в области физической культуры и спорта запланированы в сумме 968 млн. рублей, что составляет 130% к уровню 2007 года, расходы бюджета республики - 427 млн. рублей (106%).

Планируемые ассигнования будут направлены на обеспечение деятельности 52 спортивно-оздоровительных учреждений, на проведение спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, на участие спортсменов в чемпионатах Республики Татарстан, всероссийских и международных соревнованиях, на подготовку спортсменов Татарстана к участию в Олимпийских играх 2008 года.

Расходы консолидированного бюджета по учреждениям и мероприятиям соцобеспечения и социальной политики на 2008 год предусматриваются в объеме 10,3 млрд. рублей. Из них на обеспечение функционирования учреждений социального обслуживания будет направлено 1,6 млрд. рублей и на меры социальной поддержки отдельным категориям граждан - 8,7 млрд. рублей. Расходы бюджета республики по этому разделу предлагаются в объеме 9 млрд. рублей.

Взаимоотношения бюджета Республики Татарстан с местными бюджетами строятся через систему межбюджетных трансфертов. Их общий объем на 2008 год составляет 13,7 млрд. рублей и включает дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в сумме 863 млн. рублей, на стимулирование социально-экономического развития муниципальных образований в сумме 700 млн. рублей, субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципалитетов в сумме 3 млрд. 291 млн. рублей и субвенции на реализацию отдельных межбюджетных полномочий в объеме 8 млрд. 889 млн. рублей.

Исходя из вышеизложенного общий объем расходов консолидированного бюджета прогнозируется на 2008 год в сумме 86,4 млрд. рублей, бюджета республики - 68,5 млрд. рублей. В 2009 году расходы консолидированного бюджета республики составят 91,3 млрд. рублей, в 2010 году - 96,9 млрд. рублей. Расходы бюджета республики в 2009 году составят 69,6 млрд. рублей, в 2010 году - 72,7 млрд. рублей.

Уважаемые депутаты, на ваше рассмотрение внесен законопроект о бюджете Республики Татарстан на 2008 год по указанным выше доходам и расходам. Прошу принять закон о бюджете Республики Татарстан на 2008 год в первом чтении.

Газета "Республика Татарстан", № 209, 19 октября 2007 г.