Публикации > Просмотр публикации
Доклад министра экономики Марата Сафиуллина на 33 сессии Госсовета РТ

Прежде чем доложить о важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития нашей республики на 2008-2010 годы, на основе которого разработан проект бюджета на будущий год и перспективный финансовый план, хотел бы кратко остановиться на складывающейся ситуации и ключевых характерных тенденциях.

За 8 месяцев темп роста валового регионального продукта составил более 9%. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года было менее 6%. По итогам года ожидается рост порядка 8,5-8,7%. В Российской Федерации в этом году, по уточненным недавно Минэкономразвития прогнозам, планируется достичь темпов роста валового продукта в 7,3%. Для справки: в среднем в мире ожидается 5,2%.

Высокие темпы развития республиканской экономики в первую очередь обусловлены обнадеживающим ритмом промышленного производства, строительства, торговли и услуг. Весьма отрадно, что современное "лицо" экономического роста республики все больше определяют обрабатывающие производства. Рост там сейчас превышает 16%, в торговле - более 21%, в сфере услуг составляет 19%. Обороты строительства с начала года выросли более чем на 15%. Ввод жилья стал равномернее и вырос более чем в 1,5 раза, превысив 67,5%.

Адекватную динамику демонстрирует и показатель объема инвестиций в основной капитал, что позволяет нам надеяться на сохранение благоприятных тенденций в перспективе. За январь-август на развитие экономики и социальной сферы было направлено 96 млрд. рублей основных средств, что почти на 5%, в сопоставимом исчислении, выше показателей прошлого года. Более трети инвестиций пошли в обрабатывающий сектор, около 10% - в социальную сферу. Более чем в 3 раза выросли инвестиции в сельское хозяйство, составив 3,2 млрд. рублей.

Как видите, качественно меняется структура инвестиций. Инвестиции в основной капитал добывающих отраслей ныне составляют всего 16,5% всех вложений, хотя совсем недавно они доминировали и составляли свыше половины всех вложений.

Весьма важно, что благоприятное экономическое развитие соответствующим образом сказывается и на социальной сфере. Реальные денежные доходы населения за январь-сентябрь возросли более чем на 14% (в РФ - на 12%). Рост реальной заработной платы составил более 21% (в РФ - 16%).

Говоря о динамике заработной платы, хотел бы одновременно остановиться на ситуации с ценами. Возникшие колебания, формируемые в основном за счет внешних факторов - роста цен на мировом рынке продовольственных товаров, становятся значимыми, поскольку напрямую влияют на выполнение прогнозов в части реальных денежных доходов. Пытаются использовать возникшие конъюнктурные колебания, усложняя обстановку и нагнетая ажиотаж, импортеры и крупные торговые операторы. Поскольку этот вопрос сейчас всех интересует, попробуем дать некоторые оценки.

Хотя в январе-августе индекс потребительских цен вырос на 6,4%, в сентябре он, как и в целом по стране, вышел из прогнозных значений и составил 7,8%. Обнадеживает то, что в Татарстане, в отличие от многих других субъектов Федерации, соотношение потребления и производства основных продуктов питания сбалансировано и в 2007 году не претерпело существенных изменений. Правительством РТ вопросы продовольственной безопасности всегда ставились во главу угла всех преобразований. Отработано и своевременно начато внедрение ряда соответствующих превентивных мер по основным производителям, крупным торговым операторам, проведены консультации и с руководителями территорий, муниципальных образований. Мы рассчитываем, что эти инициативы в скором времени дадут положительные результаты.

В то же время несколько сглаживают тенденцию в области цен показатели покупательной способности. По соотношению доходов и прожиточного минимума Татарстан, по данным на начало октября, имел лучшие значения в Приволжском федеральном округе и находился на четвертом месте в целом по стране после двух столиц и Свердловской области. В условиях усиления влияния ценовых факторов нам весьма важно сохранить это преимущество.

Согласно рейтингам эффективности региональных социально-экономических показателей, проведенным независимыми федеральными органами (Центр политической конъюнктуры России) по итогам первого полугодия 2007 года, Республика Татарстан вошла в число шести лучших регионов, вместе с Москвой, Санкт-Петербургом, Ленинградской, Свердловской и Ярославской областями. Все это позволяет нам рассчитывать, что прогнозы на 2007 год будут успешно выполнены и благоприятные тенденции сохранятся в дальнейшем.

Теперь о параметрах прогноза социально-экономического развития Татарстана на трехлетний период. Поскольку депутатам розданы дополнительные материалы, позвольте вкратце остановиться на основных отличительных особенностях представленного вашему вниманию прогноза.

Первое: усиление социальной направленности, проявляющееся в том, что именно динамика этих показателей превалирует и определяет ключевые тенденции и принципиальную модель современного развития республики.

Второе: повышение эффективности функционирования экономики - качественные показатели растут быстрее количественных.

Для реализации поставленных нашим Президентом задач повышения уровня жизни в прогнозе основное внимание уделено политике доходов и заработной платы.

Рост средней заработной платы запланирован до 17310 рублей к 2010 году, или более чем на 60% за три года, реальных денежных доходов - на 30%, или порядка 10% ежегодно. За счет выравнивания заработной платы в бюджетной сфере и активной политики государства на рынке труда запланировано заметное снижение дифференциации в доходах и бедности. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности снизится в 2010 году до 6,7% и будет значительно меньше, чем в среднем по Российской Федерации, где ожидается 10,7%. Мы ожидаем, что значительно повысится число людей с доходами свыше 25 тыс. рублей, составляющих верхний сегмент "среднего класса". К 2010 году их доля в составе населения может возрасти практически в три раза - до 30%. Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения - или дифференциация в доходах - в результате должно снизиться с 14 до 10 раз в 2010 году. Это очень важно для обеспечения социальной однородности и стабильности нашего общества.

Покупательная способность населения должна возрасти в следующем году еще в 1,2 раза. Повышение доходов будет стимулировать дальнейшее увеличение платежеспособного спроса и, соответственно, экономический рост. Весьма важно, чтобы именно республиканские товаропроизводители оперативно сориентировались в этих условиях и в полной мере воспользовались ими. Это позволит сдержать и возможную активизацию инфляции. К сожалению, пока потенциал роста нашего внутреннего рынка больше используют внешние компании.

Что касается роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а это особенно беспокоит население, то мы постарались построить планы таким образом, чтобы даже при непропорциональном росте цен на основные энергоресурсы "вписаться" в предельный рост на уровне не более 15% в 2008 году и 18% в последующем, чтобы рост заработной платы и денежных доходов вкупе с адресной социальной поддержкой полностью перекрывал дополнительные расходы.

Затронув проблему ЖКХ, хотел бы остановиться на такой важной новой программе, к которой наше Правительство приступит совместно с федеральными органами в следующем году, как проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда. За четыре предстоящих года планируется направить на эти цели свыше 17,5 млрд. рублей. Это позволит провести ремонт в более чем семи тысячах домов и улучшить условия проживания более чем 290 тысячам семей или почти 800 тысячам наших граждан.

Теперь о макропропорциях. Для решения задачи повышения уровня и качества жизни заложен прогноз ежегодного прироста валового регионального продукта в размере 7% в сопоставимых ценах. Объем ВРП в 2008 году должен составить 756 млрд. рублей, в 2010 году - уже 900 млрд. рублей.

Промышленное производство в 2008 году должно расти несколько быстрее, с темпами 7,5%, чтобы достичь объемов 732 млрд. рублей и в 2010 году - 925 млрд. рублей. Это отличительная особенность структурных пропорций нашей экономики.

Наиболее высокие темпы мы ожидаем в производстве транспортных средств и оборудования (свыше 18%), нефтепродуктов и готовых металлических конструкций (11%), химическом производстве и производстве электрооборудования (10%) и машин (8%).

Теперь вкратце о показателях эффективности функционирования экономики республики. В расчете прогнозных показателей мы старались заложить опережающие темпы роста производительности труда. Так, в 2010 году к уровню 2007 года производительность труда должна вырасти в 1,5 раза, в то время как промышленное производство - на 40%, фондовооруженность - в 1,3 раза.

Что касается сельского хозяйства, то реализация приоритетного национального проекта "Развитие АПК" должна обеспечить среднегодовые темпы прироста валовой продукции на уровне 4% и обеспечить объем продукции к 2010 году в 119 млрд. рублей.

Прогноз развития жилищной сферы предусматривает за три года ввод почти 7 млн. кв.метров жилья, в том числе 2165 тыс.кв. метров в 2008 году. Обеспеченность жильем на одного жителя в 2010 году вырастет до 23 кв.метров, что соответствует утвержденным параметрам нашей Программы социально-экономического развития до 2010 года.

Дорожное строительство. Нынешнее качество и запаздывающее развитие сети дорог являются одним из серьезных ограничений нынешнего и будущего экономического роста, поэтому нашим Президентом поставлена задача в ближайшие годы сконцентрировать основные усилия инфраструктурной политики на этом направлении. Разработана концепция стратегии, готовится специальная отраслевая программа. В течение 2008-2010 годов будет введено почти 500 км автомобильных дорог с твердым покрытием, их удельный вес в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования составит 95%. А к 2017 году все населенные пункты будут обеспечены подъездными автомобильными дорогами с твердым покрытием.

Оборот розничной торговли в 2008 году составит 324 млрд.рублей, в сопоставимых ценах к предыдущему году - 115%. Товарооборот в 2008-2010 годах будет демонстрировать высокую динамику. За три года он должен увеличиться на 46%, объем платных услуг - на 23%.

Сохранится стабильная позитивная динамика развития рынка услуг. Его объем за три года возрастет на 23% к уровню 2007 года (85 млрд.руб.) и составит в 2010 году 145 млрд.рублей. Развитие этой сферы будет происходить за счет расширения образовательных, медицинских услуг, услуг рекламного и правового характера.

Стимулирование инвестиционной активности в этих условиях остается важнейшей задачей. В 2008-2010 годах в экономику Татарстана должно поступить 753 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, из них в 2008 году - 220 млрд. рублей. Это весьма высокая планка, требующая значительной либерализации инвестиционного климата. Прежде всего не в плане предоставления налоговых льгот, а в упрощении процедур ведения бизнеса, регистрации сделок с землей и имуществом.

Очень важным показателем экономической свободы и стимулирования развития конкурентных начал в экономике и снижения возможных коррупционных проявлений являются затраты на государственное управление в общей структуре расходов. Они прогнозируются на уровне 3%, что заметно меньше не только чем в этом году, но и в предыдущие периоды. Доля расходов консолидированного бюджета республики по отношению к валовому региональному продукту также должна снизиться и составить 11,4% против 14,2% в этом году. Планируется уменьшить долю общих государственных расходов по отношению к ВРП до 10,7% к 2010 году. Подобный подход, на наш взгляд, позволит успешно реализовать поставленные задачи.

Далее хотел бы остановиться на ряде программных инициатив, которые планируется предпринять для достижения поставленных результатов.

Основная цель, в соответствии с республиканской Программой социально-экономического развития, - достижение в 2010 году уровня качества жизни населения, близкого к среднемировым нормативам. Сейчас Правительством республики формируется новый механизм решения этой задачи с тем, чтобы каждый уровень власти, каждое министерство и каждый регион имели понятные не только высшим управленцам, но и, что очень важно, общественности измеримые задачи. И обеспечивали не только достойный вклад в достижение общей цели, подкрепленный необходимыми ресурсами. Комплекс параметров показателя "качество жизни" расширен с 7 до 12 основных составляющих.

О совершенствовании территориальной политики. В этом году мы планируем завершить работы над схемой развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на период до 2030 года. В ней будут предложены приоритеты и новые механизмы регулирования государственных, муниципальных и частных капитальных вложений посредством формирования экономических регионов, обоснования долгосрочных стратегических направлений территориальной кадровой, инвестиционной и инфраструктурной политики на основе сбалансированных сценариев сложившихся и новых конкурентных преимуществ, обеспечивающих комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований и рост уровня жизни населения.

Одним из ключевых, опорных элементов этой схемы становится Камский экономический район, в который включены пять муниципальных районов - Менделеевский, Елабужский, Нижнекамский, Тукаевский, Заинский и городской округ - Набережные Челны. Основной задачей программы является комплексное и эффективное развитие территорий с использованием мощных потенциалов таких промышленных гигантов, как КамАЗ, "Северсталь-авто", "Татнефть", "Нижнекамскнефтехим", особая экономическая зона "Алабуга", а также инновационный опыт имеющихся здесь технопарков.

Для этого необходимо решить ряд задач по повышению инфраструктурной обеспеченности Камского экономического района. Это создание интегрированной в международные товарные потоки эффективной логистики, модернизация автомобильных дорог, аэропорта Бегишево и речных портов, строительство новых веток железной дороги, мостов, обеспечение опережающего развития социальной инфраструктуры, прежде всего жилья. В перспективе этот регион станет в республике основным локомотивом экономического роста. Каждое десятилетие валовой территориальный продукт здесь будет удваиваться, а к 2020 году увеличится, как и инвестиции в основной капитал, более чем в 4 раза, объемы промышленной продукции возрастут более чем в 6 раз.

Усиление инновационной направленности экономики. В соответствии с посланием Президента РТ Минтимера Шариповича Шаймиева и распоряжением Кабинета Министров РТ разработана и находится в стадии согласования и утверждения Стратегия развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года. Основная инфраструктура в виде системы технопарков и венчурных фондов уже создана и успешно функционирует. На новом этапе развития мы планируем через специальные программы поднять креативность учащихся и инновационную и проектную активность в школах, высших учебных заведениях через расширение системы грантов, создание условий для создания и деятельности сети студенческих лабораторий и т.п. Чтобы каждый, у кого есть интерес и конструктивные идеи, имел возможность их проработать. В результате в 2010 году численность занятых исследованиями должна возрасти на 17%, а количество инновационно активных организаций - до 33%.

В части повышения эффективности государственного управления планируется дальнейшая оптимизация структуры и организации работы министерств и ведомств республики. В первую очередь за счет введения прозрачных регламентов, процедур предоставления электронных форм государственных услуг через Интернет, когда население напрямую, без непосредственного контакта с чиновником, сможет решить свои вопросы и, более того, будет иметь возможность отслеживать, как идет работа над его документами.

В 2007 году разработаны и утверждены 126 административных регламентов предоставления государственных услуг, 13 из которых реализуют принцип "одного окна". Ранее в этом участвовало около 50 ведомств, что кратно увеличивало продолжительность согласования материалов. Время на рассмотрение обращений сократилось в среднем наполовину. А время на оформление документов, например, при операциях с государственными долями земель сельскохозяйственного назначения, сократилось в 2,5 раза, на государственную регистрацию сделок с жильем - в 8 раз. Время передачи жилых помещений в собственность граждан (приватизация) сократилось в 7 раз. Сейчас мы работаем над тем, как обеспечить над этим надлежащий контроль. Планируется начать в следующем году внедрение механизмов оценки качества предоставляемых государственных услуг. Кроме того, разработаны методические материалы по системе учета общественного мнения при принятии значимых государственных программ и решений. Планируется начать ее поэтапное внедрение в следующем году.

О программе капитальных вложений. В настоящее время Правительством разрабатывается новый порядок организации работ по формированию и реализации программы капитальных вложений. Планируется перейти от достаточно субъективного подхода к формированию расходов с учетом обеспеченности населения объектами социальной сферы до уровня социальных гарантий, ликвидации объектов с техническим состоянием "ветхое" и "аварийное", а также незавершенных объектов. Общая потребность в финансировании составляет более 49 млрд. рублей.

В 2008 году на реализацию этой программы планируется выделить 2 млрд.рублей, из которых 1,2 млрд.рублей, или 60% от общего объема капитальных вложений, - на объекты незавершенного строительства, и обеспечить к концу года ввод объектов социальной сферы стоимостью более 5,5 млрд.рублей, что позволит соответствующим образом кратно повысить эффективность этой программы.

О государственном заказе. Республика в свое время очень успешно стартовала в этом направлении. Многие татарстанские наработки были учтены и при разработке соответствующего федерального закона. Для того чтобы повысить качество государственного заказа и усилить его регулирующее воздействие на экономику, в следующем году предлагается внедрить претензионную работу и начать системную деятельность по конвертации товарных потоков, поступающих в республику в виде государственных закупок, в соответствующие новые республиканские производства.

Таковы основные параметры прогноза социально-экономического развития республики на 2008-2010 годы. За этот период должно произойти существенное изменение и экономики, и социальной структуры, мы должны вплотную приблизиться к решению поставленной нашим Президентом задачи формирования прогрессирующего демократического общества, динамичной и разносторонней многоотраслевой экономики, с многочисленным средним классом, здоровым и растущим населением, с экономикой, органично интегрированной в мировую систему торговли. Уверен, что совместными усилиями депутатов и Правительства Татарстана мы сможем выработать эффективные подходы к решению этих важнейших задач.

Газета "Республика Татарстан", № 209, 19 октября 2007 г.