Публикации > Просмотр публикации
Наша республика становится моделью. Экономической
Татарстан на фоне других регионов России за последние два-три года резко усилил свои позиции в части конкурентоспособности и формирования делового климата. И если до недавнего времени наша республика по этим показателям числилась в десятке лучших субъектов Федерации, что, в общем-то, тоже неплохо, то сейчас входит в пятерку, более того - занимает второе место (на первом - Новосибирская область, третьем - Московская, четвертом - Самарская, пятом - Челябинская). Таковы результаты исследований, проведенных Всемирным экономическим форумом совместно с Центром стратегических разработок РФ и консалтинговой компанией "Бауман Инновейшн" на предмет конкурентоспособности регионов Российской Федерации.
Эти данные стали известны на днях, их озвучил министр экономики Марат Сафиуллин в эксклюзивном интервью корреспонденту "РТ".
Обогнали даже Москву
- Кстати, аналогичные исследования эксперты Всемирного экономического форума провели относительно конкурентоспособности Российской Федерации в сравнении с более 130 государствами, - констатирует Марат Рашитович. - Так вот, наша страна в течение года улучшила свою позицию лишь на один пункт, заняв не очень достойное для себя 58-е место в мире. Ее опережают, к примеру, Турция (53-е место), Польша (51-е), Эстония (27-е). Особое внимание исследователи уделили странам так называемой группы "БРИК" (Бразилии, России, Индии и Китаю), поскольку считается, что именно они в ближайшей перспективе будут определять модель экономического и социального развития в целом. Кстати, только Бразилия среди этих государств отстает от России, находясь сегодня по конкурентоспособности на 72-м месте. А Индия - на 48-м, Китай - 34-м.
- И это вполне объяснимо. В первопрестольной по большому счету не осталось крупных промышленных предприятий, поэтому она не столь привлекательна. Да и по стоимости жизни наша столица на первых местах среди мегаполисов мира. К тому же стало сложной логистической проблемой нормальное передвижение по Москве ее многочисленных жителей и гостей, даже обеспечение их общепитом и досугом.
- Конечно. Сравнивались такие факторы, как динамика развития отраслей промышленности, качество жизни, инновационная инфраструктура (наличие технопарков, финансовых ресурсов и прочего). Эксперты анализировали: существуют ли у региональных властей реальные планы по поддержке инвестиционных проектов и так далее. Понимаете, можно разработать стратегию, которая просто будет пылиться на полке. И в этой части оценка проводилась очень жестко: проводится ли ежегодный мониторинг имеющихся стратегических планов, вносятся ли в них уточнения, ощущают ли предприятия важность тех шагов, которые делает руководство регионов им навстречу. В результате выяснилось, что в ряде субъектов Федерации предпринимаемые властями инициативы (может, и весьма дорогие в ценовом выражении) не так нужны и важны для предприятий и организаций. И это ведет к возникновению экономических проблем.
Учитывались уровень образования населения и урбанизации, наличие природных ресурсов, географическое положение региона, то есть его близость к ключевым товарным потокам.
Главное - грамотно разместиться
- Хочу начать с того, что экономическая ситуация в стране принципиально изменилась. До недавнего времени экономика развивалась по принципу восстановительного роста. Что это значит? До начала XXI века наблюдалось сильное падение промышленного производства, и многие предприятия освободились не только от лишних мощностей, но и от кадровых ресурсов. И впоследствии можно было без каких-либо особых вложений и инвестиций наращивать объемы производства, загружая действующее оборудование и привлекая уже имеющихся специалистов. Потенциал этого роста уже практически полностью использован. Теперь мы должны смотреть дальше: определять, где размещать производства определенной направленности, как развивать инфраструктуру и обеспечивать специализацию территориального разделения труда.
Сейчас в Татарстане есть центры, где сосредоточена промышленность, и есть территории, где уровень экономического развития в силу природно-географических и исторических факторов не так высок. И это, к сожалению, нередко накладывает отпечаток на качество жизни населения. Однако нельзя просто перераспределять производительные силы, то есть действовать по социалистическому принципу - мол, где пусто, там и будем создавать новые производства. Необходимо добиться того, чтобы наши территории имели четкую направленность в развитии, чтобы экономический рост одних районов был интересен и выгоден для других. Основные производства располагались бы в базисных районах - в точках экономического роста, а вспомогательные (к примеру, снабжающие и закупочные предприятия) - более интенсивно развивались на других территориях.
Таким образом, будут более эффективно использоваться те конкурентные преимущества, которые есть у нашей республики в области нефтедобычи, нефтепереработки, нефтехимии, машиностроения, сельского хозяйства.
- Совершенно верно. Наиболее густонаселенной агломерационной экономической зоной станет Столичная, включающая Казань и прилегающие к ней районы. Здесь сосредоточены 38 процентов всех занятых в экономике татарстанцев и 28 процентов валового регионального продукта. Кроме того, будут сформированы Западная экономическая зона, Северная, Южная, Нефтяная и Восточная.
Но одним из основных разделов программы является концепция развития Камского экономического района, где находятся такие промышленно развитые города, как Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, Менделеевск, Заинск, а также прилегающие к ним территории. Именно с этой зоной мы связываем стратегические перспективы развития. Здесь проживают 26,5 процента от общего числа татарстанцев, занятых в отраслях экономики, которые производят 23 процента ВРП. В данном экономическом регионе динамично развивается ряд крупных предприятий, а инфраструктура отстает в развитии. И это приводит к тому, что про-мышленные компании не могут эффективно реализовать свои амбициозные планы. Наша задача - договориться о том, чтобы они не перетягивали друг у друга специалистов, не перемещали производства с одной территории на другую.
Как вы знаете, в Елабужском районе создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа, резидентам которой предоставляются налоговые преференции. И дирекции некоторых предприятий высказывают желание закрыть свои существующие производства и уйти в ОЭЗ. Для нашей экономики это не представляет интереса - руководство республики стремится к тому, чтобы в ОЭЗ были созданы условия для развития принципиально новых предприятий.
- Даже не стоит сомневаться в этом. В общем-то, мы уже знаем всех будущих партнеров. Но загодя озвучивать их не совсем корректно. Это крупные компании, и любые преждевременные публичные высказывания относительно их проектов могут повлиять на капитализацию данных предприятий и их планы. Но предварительная договоренность есть со всеми потенциальными резидентами. Пока намеченные планы относительно "Алабуги" выполняются. Думаю, результаты даже превзойдут первоначальные ожидания.
- Будущее республики - в ее качественном содержании. Допустим, мы можем и сейчас усилить нефтедобывающую отрасль. Но это обернется улучшением качества жизни только нефтяников - достаточно узкой категории населения. А мы хотим, чтобы экономический подъем Камского узла дал толчок развитию не только этой зоны, но и всего Татарстана, а быть может, и Приволжского федерального округа и даже Российской Федерации в целом. Настолько масштабны и значимы реализуемые здесь проекты. Мы ожидаем, что за пять лет Камская территория удвоит свой валовой продукт, и так будет до 2020 года.
- Очень хороший вопрос. Во-первых, они сами высказали заинтересованность в разработке этой программы. Развитие территорий в соответствии с данной схемой не означает, что мы будем заставлять их работать по своим правилам. Муниципальные образования хотят, чтобы Минэконом, как независимая государственная структура, заинтересованная в гармоничном развитии территорий, порекомендовал, где более эффективно размещать предприятия, строить жилье, обустраивать рекреационные зоны, как организовать систему оптимального движения транспорта и так далее. Власти каждого района в отдельности, конечно же, желают, чтобы как можно больше выгодных производств было размещено на их территории. Однако это может привести не только к узкому развитию других регионов республики, но и к ухудшению ситуации в самом районе, который начнет захлебываться от непосильной нагрузки, не справляясь с ней. Поэтому мы должны гармонизировать, сбалансировать и согласовать эти процессы.
- Вполне возможно. Дело в том, что структура экономики нашей республики очень схожа со среднероссийской. В стране кроме Татарстана практически нет подобных регионов. Недавно Министерство экономики посетила делегация из Центра стратегических разработок РФ (в народе его больше знают как центр Германа Грефа), специалисты которого разрабатывали первые среднесрочную и долгосрочную стратегии развития России. Сейчас мы взаимодействуем с данным центром как раз на предмет распространения татарстанского опыта. Кроме того, в этой встрече участвовали представители одной из ведущих консалтинговых компаний в области оценки конкурентоспособности и разработки стратегий - "Бауман Инновейшн", с которой мы хотим найти точки соприкосновения в области кластерного развития, - нам близки их подходы и модели.
К разработке проекта татарстанской программы мы привлекали государственное научно-исследовательское учреждение "Совет по изучению производительных сил" Минэкономразвития РФ, который занимается этим вопросом в федеральном масштабе. Планируем, что к концу года основные результаты этой работы будут представлены населению и общественности республики.
Как оценить качество жизни
- Вы абсолютно правы. Существующая система показателей весьма сумбурна. В свое время был указ Президента России, который предложил оценивать эффективность управления субъектов Федерации по 43 ключевым позициям. Потом перечень федеральных индикаторов расширился до 77 пунктов, оценка по которым ведется с начала нынешнего года. В дополнение к этому есть отчетность по четырем национальным проектам, федеральным инвестиционным программам и федеральным адресным инвестпроектам. Кроме того, в республике действуют собственные системы индикативного управления, территориальных и ведомственных показателей. То есть систем очень много, и все они разновекторные. Всего оценочных показателей около двухсот пятидесяти.
В принципе, муниципалитеты справедливо жалуются на то, что Правительство требует от них слишком много информации. А зачастую и различные министерства запрашивают у них схожие данные. И вот, чтобы не было такой сумятицы, мы предложили количество показателей сократить до минимального уровня потребностей. Выделили 12 групп и 25 показателей, которые, с нашей точки зрения, охватывают соответствующие ключевые моменты и позволяют оценить, каким образом то или иное управленческое решение на государственном уровне, на уровне республики и муниципалитетов будет влиять на качество жизни населения. Главное - власти должны создать условия для того, чтобы население имело хорошие доходы, эффективные системы образования, здравоохранения, государственных услуг и так далее.
- Сейчас перед министерствами ставятся четкие задачи: что они должны сделать, каких параметров достичь. Такого раньше не было - госорганы формировались по сметному принципу, а мы хотим внедрить программный. Перед ними ставится цель - достичь определенного уровня, для чего им выделяется конкретный бюджет. И если какое-либо ведомство не оправдает ожиданий, то Правительство будет иметь возможность своевременно внести коррективы в планы финансирования и стратегию деятельности этой структуры. Соответствующие соглашения заключаются с каждым министерством и муниципальным образованием.
- Следует признаться, что действующая система капвложений, к сожалению, субъективна. Она построена на том, что кто-то из руководителей муниципальных образований или министерств вхож в определенные кабинеты и может повлиять на ситуацию. В итоге - пробивает "добро" на размещение какого-либо интересного объекта на своей территории. Это ведет к тому, что дифференциация в обеспеченности социальной инфраструктурой не улучшается, а по ряду позиций и территорий даже осложняется. А мы хотим создать такую систему, которая максимально уменьшила бы влияние субъективного фактора и чтобы объекты социальной инфраструктуры строились именно там, где они нужны в первую очередь.
Прежде всего мы обращаем внимание на объекты незавершенного строительства. В них есть определенный задел, поэтому, вкладывая в их достройку незначительные средства, можно получить максимальный эффект. Сейчас в Татарстане незавершенка оценивается примерно в 50 миллиардов рублей. Мы предлагаем в будущем году вложить в возведение этих сооружений 1,6-1,8 миллиарда рублей, в результате чего к концу года можно получить готовые объекты социальной сферы стоимостью в пять миллиардов рублей.
Защита от финансового коллапса
- Пока татарстанские, как и российские, банки заняли выжидательную позицию. Но наша банковская система устойчива, она генерирует достаточно большие объемы финансовых ресурсов, которые в перспективе может вкладывать в какие-либо новые проекты. По количеству крупных банков, размеру их уставного капитала, объему выданных кредитов, по устойчивости и другим основным показателям татарстанский банковский сектор находится на втором месте в стране после московского. Главное - чтобы федеральный центр не менял правила игры, тогда финансовая система нашей республики выдержит и не такое.
В общем-то, те ресурсы, которые были накоплены страной в период благоприятной экономической конъюнктуры (в виде стабилизационного фонда, фонда будущих поколений), позволяют нам в среднесрочной перспективе (в течение трех-пяти лет) достаточно устойчиво развиваться, независимо от ситуации на внешних рынках.
Да, российская экономика очень тесно интегрирована в международное хозяйство. Проблема в том, что слабо идет ее диверсификация: в России хорошо развивается нефтяная промышленность, а нефтепереработка, нефтехимия, энергетика и другие отрасли, которые в будущем должны обеспечить конкурентоспособность страны в виде нанотехнологий, биотехнологий, информатизации, продвигаются неважно. То есть развитие топливного сектора подавляет рост других отраслей. И стране эту тенденцию пока никак не удается переломить.
Но благодаря политической воле Президента Минтимера Шаймиева в нашей республике такая структура постепенно меняется в пользу обрабатывающих отраслей, чьи темпы экономического развития в Татарстане в несколько раз выше, чем в добывающей сфере Российской Федерации. Долю нефтедобывающего сектора в республике оставляем константой на уровне 30 миллионов тонн нефти в год, а объемы нефтепереработки по сравнению с 2000 годом уже утроили. И к 2012 году эти мощности по сравнению с текущим периодом будут еще утроены за счет расширения перерабатывающих производств "Нижнекамскнефтехима", "Казаньоргсинтеза", Нижнекамского комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. Если сейчас перерабатывается семь миллионов тонн углеводородного сырья в год, то к 2012 году этот показатель планируется увеличить до 21 миллиона.
И такой подход к экономической безопасности республики может также послужить моделью для других субъектов Российской Федерации.
Татарстан на фоне других регионов России за последние два-три года резко усилил свои позиции в части конкурентоспособности и формирования делового климата. И если до недавнего времени наша республика по этим показателям числилась в десятке лучших субъектов Федерации, что, в общем-то, тоже неплохо, то сейчас входит в пятерку, более того - занимает второе место (на первом - Новосибирская область, третьем - Московская, четвертом - Самарская, пятом - Челябинская). Таковы результаты исследований, проведенных Всемирным экономическим форумом совместно с Центром стратегических разработок РФ и консалтинговой компанией "Бауман Инновейшн" на предмет конкурентоспособности регионов Российской Федерации.
Эти данные стали известны на днях, их озвучил министр экономики Марат Сафиуллин в эксклюзивном интервью корреспонденту "РТ".
Обогнали даже Москву
- Кстати, аналогичные исследования эксперты Всемирного экономического форума провели относительно конкурентоспособности Российской Федерации в сравнении с более 130 государствами, - констатирует Марат Рашитович. - Так вот, наша страна в течение года улучшила свою позицию лишь на один пункт, заняв не очень достойное для себя 58-е место в мире. Ее опережают, к примеру, Турция (53-е место), Польша (51-е), Эстония (27-е). Особое внимание исследователи уделили странам так называемой группы "БРИК" (Бразилии, России, Индии и Китаю), поскольку считается, что именно они в ближайшей перспективе будут определять модель экономического и социального развития в целом. Кстати, только Бразилия среди этих государств отстает от России, находясь сегодня по конкурентоспособности на 72-м месте. А Индия - на 48-м, Китай - 34-м.
- И это вполне объяснимо. В первопрестольной по большому счету не осталось крупных промышленных предприятий, поэтому она не столь привлекательна. Да и по стоимости жизни наша столица на первых местах среди мегаполисов мира. К тому же стало сложной логистической проблемой нормальное передвижение по Москве ее многочисленных жителей и гостей, даже обеспечение их общепитом и досугом.
- Конечно. Сравнивались такие факторы, как динамика развития отраслей промышленности, качество жизни, инновационная инфраструктура (наличие технопарков, финансовых ресурсов и прочего). Эксперты анализировали: существуют ли у региональных властей реальные планы по поддержке инвестиционных проектов и так далее. Понимаете, можно разработать стратегию, которая просто будет пылиться на полке. И в этой части оценка проводилась очень жестко: проводится ли ежегодный мониторинг имеющихся стратегических планов, вносятся ли в них уточнения, ощущают ли предприятия важность тех шагов, которые делает руководство регионов им навстречу. В результате выяснилось, что в ряде субъектов Федерации предпринимаемые властями инициативы (может, и весьма дорогие в ценовом выражении) не так нужны и важны для предприятий и организаций. И это ведет к возникновению экономических проблем.
Учитывались уровень образования населения и урбанизации, наличие природных ресурсов, географическое положение региона, то есть его близость к ключевым товарным потокам.
Главное - грамотно разместиться
- Хочу начать с того, что экономическая ситуация в стране принципиально изменилась. До недавнего времени экономика развивалась по принципу восстановительного роста. Что это значит? До начала XXI века наблюдалось сильное падение промышленного производства, и многие предприятия освободились не только от лишних мощностей, но и от кадровых ресурсов. И впоследствии можно было без каких-либо особых вложений и инвестиций наращивать объемы производства, загружая действующее оборудование и привлекая уже имеющихся специалистов. Потенциал этого роста уже практически полностью использован. Теперь мы должны смотреть дальше: определять, где размещать производства определенной направленности, как развивать инфраструктуру и обеспечивать специализацию территориального разделения труда.
Сейчас в Татарстане есть центры, где сосредоточена промышленность, и есть территории, где уровень экономического развития в силу природно-географических и исторических факторов не так высок. И это, к сожалению, нередко накладывает отпечаток на качество жизни населения. Однако нельзя просто перераспределять производительные силы, то есть действовать по социалистическому принципу - мол, где пусто, там и будем создавать новые производства. Необходимо добиться того, чтобы наши территории имели четкую направленность в развитии, чтобы экономический рост одних районов был интересен и выгоден для других. Основные производства располагались бы в базисных районах - в точках экономического роста, а вспомогательные (к примеру, снабжающие и закупочные предприятия) - более интенсивно развивались на других территориях.
Таким образом, будут более эффективно использоваться те конкурентные преимущества, которые есть у нашей республики в области нефтедобычи, нефтепереработки, нефтехимии, машиностроения, сельского хозяйства.
- Совершенно верно. Наиболее густонаселенной агломерационной экономической зоной станет Столичная, включающая Казань и прилегающие к ней районы. Здесь сосредоточены 38 процентов всех занятых в экономике татарстанцев и 28 процентов валового регионального продукта. Кроме того, будут сформированы Западная экономическая зона, Северная, Южная, Нефтяная и Восточная.
Но одним из основных разделов программы является концепция развития Камского экономического района, где находятся такие промышленно развитые города, как Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, Менделеевск, Заинск, а также прилегающие к ним территории. Именно с этой зоной мы связываем стратегические перспективы развития. Здесь проживают 26,5 процента от общего числа татарстанцев, занятых в отраслях экономики, которые производят 23 процента ВРП. В данном экономическом регионе динамично развивается ряд крупных предприятий, а инфраструктура отстает в развитии. И это приводит к тому, что про-мышленные компании не могут эффективно реализовать свои амбициозные планы. Наша задача - договориться о том, чтобы они не перетягивали друг у друга специалистов, не перемещали производства с одной территории на другую.
Как вы знаете, в Елабужском районе создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа, резидентам которой предоставляются налоговые преференции. И дирекции некоторых предприятий высказывают желание закрыть свои существующие производства и уйти в ОЭЗ. Для нашей экономики это не представляет интереса - руководство республики стремится к тому, чтобы в ОЭЗ были созданы условия для развития принципиально новых предприятий.
- Даже не стоит сомневаться в этом. В общем-то, мы уже знаем всех будущих партнеров. Но загодя озвучивать их не совсем корректно. Это крупные компании, и любые преждевременные публичные высказывания относительно их проектов могут повлиять на капитализацию данных предприятий и их планы. Но предварительная договоренность есть со всеми потенциальными резидентами. Пока намеченные планы относительно "Алабуги" выполняются. Думаю, результаты даже превзойдут первоначальные ожидания.
- Будущее республики - в ее качественном содержании. Допустим, мы можем и сейчас усилить нефтедобывающую отрасль. Но это обернется улучшением качества жизни только нефтяников - достаточно узкой категории населения. А мы хотим, чтобы экономический подъем Камского узла дал толчок развитию не только этой зоны, но и всего Татарстана, а быть может, и Приволжского федерального округа и даже Российской Федерации в целом. Настолько масштабны и значимы реализуемые здесь проекты. Мы ожидаем, что за пять лет Камская территория удвоит свой валовой продукт, и так будет до 2020 года.
- Очень хороший вопрос. Во-первых, они сами высказали заинтересованность в разработке этой программы. Развитие территорий в соответствии с данной схемой не означает, что мы будем заставлять их работать по своим правилам. Муниципальные образования хотят, чтобы Минэконом, как независимая государственная структура, заинтересованная в гармоничном развитии территорий, порекомендовал, где более эффективно размещать предприятия, строить жилье, обустраивать рекреационные зоны, как организовать систему оптимального движения транспорта и так далее. Власти каждого района в отдельности, конечно же, желают, чтобы как можно больше выгодных производств было размещено на их территории. Однако это может привести не только к узкому развитию других регионов республики, но и к ухудшению ситуации в самом районе, который начнет захлебываться от непосильной нагрузки, не справляясь с ней. Поэтому мы должны гармонизировать, сбалансировать и согласовать эти процессы.
- Вполне возможно. Дело в том, что структура экономики нашей республики очень схожа со среднероссийской. В стране кроме Татарстана практически нет подобных регионов. Недавно Министерство экономики посетила делегация из Центра стратегических разработок РФ (в народе его больше знают как центр Германа Грефа), специалисты которого разрабатывали первые среднесрочную и долгосрочную стратегии развития России. Сейчас мы взаимодействуем с данным центром как раз на предмет распространения татарстанского опыта. Кроме того, в этой встрече участвовали представители одной из ведущих консалтинговых компаний в области оценки конкурентоспособности и разработки стратегий - "Бауман Инновейшн", с которой мы хотим найти точки соприкосновения в области кластерного развития, - нам близки их подходы и модели.
К разработке проекта татарстанской программы мы привлекали государственное научно-исследовательское учреждение "Совет по изучению производительных сил" Минэкономразвития РФ, который занимается этим вопросом в федеральном масштабе. Планируем, что к концу года основные результаты этой работы будут представлены населению и общественности республики.
Как оценить качество жизни
- Вы абсолютно правы. Существующая система показателей весьма сумбурна. В свое время был указ Президента России, который предложил оценивать эффективность управления субъектов Федерации по 43 ключевым позициям. Потом перечень федеральных индикаторов расширился до 77 пунктов, оценка по которым ведется с начала нынешнего года. В дополнение к этому есть отчетность по четырем национальным проектам, федеральным инвестиционным программам и федеральным адресным инвестпроектам. Кроме того, в республике действуют собственные системы индикативного управления, территориальных и ведомственных показателей. То есть систем очень много, и все они разновекторные. Всего оценочных показателей около двухсот пятидесяти.
В принципе, муниципалитеты справедливо жалуются на то, что Правительство требует от них слишком много информации. А зачастую и различные министерства запрашивают у них схожие данные. И вот, чтобы не было такой сумятицы, мы предложили количество показателей сократить до минимального уровня потребностей. Выделили 12 групп и 25 показателей, которые, с нашей точки зрения, охватывают соответствующие ключевые моменты и позволяют оценить, каким образом то или иное управленческое решение на государственном уровне, на уровне республики и муниципалитетов будет влиять на качество жизни населения. Главное - власти должны создать условия для того, чтобы население имело хорошие доходы, эффективные системы образования, здравоохранения, государственных услуг и так далее.
- Сейчас перед министерствами ставятся четкие задачи: что они должны сделать, каких параметров достичь. Такого раньше не было - госорганы формировались по сметному принципу, а мы хотим внедрить программный. Перед ними ставится цель - достичь определенного уровня, для чего им выделяется конкретный бюджет. И если какое-либо ведомство не оправдает ожиданий, то Правительство будет иметь возможность своевременно внести коррективы в планы финансирования и стратегию деятельности этой структуры. Соответствующие соглашения заключаются с каждым министерством и муниципальным образованием.
- Следует признаться, что действующая система капвложений, к сожалению, субъективна. Она построена на том, что кто-то из руководителей муниципальных образований или министерств вхож в определенные кабинеты и может повлиять на ситуацию. В итоге - пробивает "добро" на размещение какого-либо интересного объекта на своей территории. Это ведет к тому, что дифференциация в обеспеченности социальной инфраструктурой не улучшается, а по ряду позиций и территорий даже осложняется. А мы хотим создать такую систему, которая максимально уменьшила бы влияние субъективного фактора и чтобы объекты социальной инфраструктуры строились именно там, где они нужны в первую очередь.
Прежде всего мы обращаем внимание на объекты незавершенного строительства. В них есть определенный задел, поэтому, вкладывая в их достройку незначительные средства, можно получить максимальный эффект. Сейчас в Татарстане незавершенка оценивается примерно в 50 миллиардов рублей. Мы предлагаем в будущем году вложить в возведение этих сооружений 1,6-1,8 миллиарда рублей, в результате чего к концу года можно получить готовые объекты социальной сферы стоимостью в пять миллиардов рублей.
Защита от финансового коллапса
- Пока татарстанские, как и российские, банки заняли выжидательную позицию. Но наша банковская система устойчива, она генерирует достаточно большие объемы финансовых ресурсов, которые в перспективе может вкладывать в какие-либо новые проекты. По количеству крупных банков, размеру их уставного капитала, объему выданных кредитов, по устойчивости и другим основным показателям татарстанский банковский сектор находится на втором месте в стране после московского. Главное - чтобы федеральный центр не менял правила игры, тогда финансовая система нашей республики выдержит и не такое.
В общем-то, те ресурсы, которые были накоплены страной в период благоприятной экономической конъюнктуры (в виде стабилизационного фонда, фонда будущих поколений), позволяют нам в среднесрочной перспективе (в течение трех-пяти лет) достаточно устойчиво развиваться, независимо от ситуации на внешних рынках.
Да, российская экономика очень тесно интегрирована в международное хозяйство. Проблема в том, что слабо идет ее диверсификация: в России хорошо развивается нефтяная промышленность, а нефтепереработка, нефтехимия, энергетика и другие отрасли, которые в будущем должны обеспечить конкурентоспособность страны в виде нанотехнологий, биотехнологий, информатизации, продвигаются неважно. То есть развитие топливного сектора подавляет рост других отраслей. И стране эту тенденцию пока никак не удается переломить.
Но благодаря политической воле Президента Минтимера Шаймиева в нашей республике такая структура постепенно меняется в пользу обрабатывающих отраслей, чьи темпы экономического развития в Татарстане в несколько раз выше, чем в добывающей сфере Российской Федерации. Долю нефтедобывающего сектора в республике оставляем константой на уровне 30 миллионов тонн нефти в год, а объемы нефтепереработки по сравнению с 2000 годом уже утроили. И к 2012 году эти мощности по сравнению с текущим периодом будут еще утроены за счет расширения перерабатывающих производств "Нижнекамскнефтехима", "Казаньоргсинтеза", Нижнекамского комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. Если сейчас перерабатывается семь миллионов тонн углеводородного сырья в год, то к 2012 году этот показатель планируется увеличить до 21 миллиона.
И такой подход к экономической безопасности республики может также послужить моделью для других субъектов Российской Федерации.
Газета "Республика Татарстан", 15 ноября 2007 г.