Публикации > Просмотр публикации
Утренняя звезда татарского пробуждения
Родился он по новому стилю 16 января 1818 года в селе Ябынчи нынешнего Арского района Татарстана. Начальное образование получил в медресе своего отца, при этом не ограничивался изучением преподаваемых предметов - много времени проводил в домашней библиотеке, прилагая немалые усилия для понимания арабских и персидских книг.
Средняя Азия
Уже с семнадцати лет Марджани начинает помогать своему отцу в обучении его воспитанников и, будучи неудовлетворенным учебником морфологии персидского языка, составляет свой вариант книги. А двадцатилетним юношей для продолжения образования, попутным торговым караваном отправляется в Бухару. Путешествие, длившееся около семи месяцев, помогло ему познакомиться с жизнью различных народов. Впоследствии он говорил своим ученикам, что географию начал изучать именно по пути в Бухару.
Чем глубже он погружался в традиционные схоластические "науки", преподаваемые в бухарских медресе, тем острее в нем росло недовольство учебной программой, в которой не отводилось места светским наукам. Хотя Ш.Марджани и ставил перед своими мударрисами вопрос о необходимости некоторой реформы преподавания, успеха он не добился. Поэтому в последующем все свое внимание уделял самообразованию. Уже после возвращения в Казань в письме Фаизханову, давая оценку учебной системе Бухары, он отмечал бесполезность штудирования в течение полугода различных комментариев и комментариев к комментариям. Он писал: "Спрашивается, как можно охватить все это? Допустим, охватили, а как запомнить? Допустим, и запомнили. Но, в конечном счете, какая польза от всего этого?"
Плодотворным во всех отношениях был самаркандский период жизни Ш.Марджани, где он учился в считавшемся лучшим в то время медресе "Ширдар". Как и в Бухаре, он занимался в библиотеках, чередуя свои занятия переписыванием книг и преподаванием, чтобы зарабатывать себе на жизнь. В библиотеках Самарканда будущий историк знакомился с трудами Ал-Фараби (ок. 870-950), Ибн Сины (ок. 980-1037), Ал-Бируни (973-1048), Ибн Рошда (1126-1198) и делал из них выписки, увлекался изучением наследия таких выдающихся поэтов Востока, как Абу ал-Касим Фирдоуси (984-1020), Омар Хайям (ок. 1040-1123), Муслихиддин Саади (1184-1291), Алишер Навои (1441-1501), от произведений которых веяло духом рационализма и гуманизма.
После возвращения из Самарканда в Бухару Ш.Марджани большое внимание уделяет сбору всевозможных сведений по истории, увлекается математикой. По замечанию биографов, для переписывания ценных исторических сочинений, приобрести которые ему было не под силу, он прибегал к помощи своих друзей и учеников, иногда просто нанимал переписчиков на сэкономленные от повседневных расходов деньги. Многочисленные материалы, обнаруженные в библиотеке Ш.Марджани, написанные различными почерками, число которых доходит до пятнадцати, красноречиво доказывают это. Как отмечают историки, помимо приобретенных им рукописей, ученый вывез целый тюк выписок из рукописей библиотек Средней Азии.
Мировоззрение Ш.Марджани начало складываться под влиянием древнегреческой культуры. Причем одним из каналов, посредством которого Ш.Марджани знакомился с древнегреческой наукой и источниками, была арабоязычная и ираноязычная литература. Знакомство с ней, а также обстоятельное изучение восточных классиков, расширили кругозор Ш.Марджани, способствовали формированию у него относительно передового для своего времени мировоззрения, в конечном счете подготовили предпосылки для восприятия им в последующем европейской и передовой русской культуры.
Свое пребывание в Средней Азии, которое явилось подготовкой к его широко развернувшейся в Казани деятельности в области истории, Ш.Марджани посвятил в основном собиранию всевозможных редких книг и рукописей исторического содержания. Он снимал копии с монет, изучал в библиотеках арабские, персидские и турецкие хроники, посещал развалины старых дворцов. Приобретенные сведения фиксировал в специальных тетрадях. Материалы, накопленные во время одиннадцатилетнего пребывания в Средней Азии, легли в основу многих его исторических произведений.
Казань
В 1848 году Марджани возвращается на родину, и в марте 1850 года его назначают настоятелем 1-й Казанской мечети и главным преподавателем медресе при ней. Но он очень скоро убедился в беспочвенности своих надежд на реализацию при существующем строе принципов организации учебного процесса, которые вынашивал еще в Бухаре. Не желая смириться с этим, ученый встал в резкую оппозицию к правящей элите.
За вызов старому миру его проклинали, называли вероотступником и пособником миссионеров. Работа Марджани в Казанской татарской учительской школе, посещение университета и общение с русскими учёными воспринималось как предательство. На Марджани организовывалась травля, писались обличительные сочинения, муллы-противники во время богослужения настраивали против него прихожан. По ложному доносу он дважды лишался своей должности, а его медресе - поддержки влиятельных богачей. Но именно к нему приезжали крупнейшие европейские востоковеды, а в Стамбуле он был принят высшими чиновниками оттоманского государства; его принимали как духовного лидера мусульманской общины России.
Ученому были свойственны непоколебимая стойкость идеалов, верность избранному пути и принципиальность, для него было чуждо угодничество в любых его проявлениях. На замечания отца о необходимости придерживаться мнения большинства, чтобы не нажить себе врагов и неприятностей, Ш.Марджани отвечал: "Большинство" есть и на "суконном" (местечко в Казани, где располагался суконный рынок), но превыше всего - истина, честность и благородство". И, несмотря на все препятствия, чинимые реакционным духовенством и невежественными богатеями, Ш.Марджани не отступил от намеченного пути и продолжал работать над своими произведениями.
В медресе Марджани требовал изучения Корана и хадисов в подлинниках, а не в толкованиях, параллельно изучая при этом историю и географию исламского мира. Он понимал истинное знание, как идущее от двух источников: от Бога и от практических исследований, обосновал возможность нововведений в мусульманском мире как происходящих по воле Бога. Шигабутдин Марджани вплоть до самой своей кончины, считался единственным блестящим знатоком Корана в Казани. С 1860 года он по поручению Духовного собрания наблюдал за точностью текста казанских изданий Священной книги.
70-80-е годы ХIХ века - время близкого знакомства Марджани с русской культурой, учеными-востоковедами Казанского университета. Марджани первым из мусульманских ученых был избран в Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете, активно участвовал в его деятельности. Его фигура в белой чалме и зеленом чапане заметно выделялась на заседаниях Общества. В 1877 году в Казани, на IV Всероссийском съезде, куда съехались около 300 ученых из многих городов России и ее пределов, академик Радлов прочитал на русском языке доклад Марджани по истории Булгара и Казани. В 1884 году текст выступления на татарском и русском языках был опубликован в материалах съезда.
В 80-х годах ХIХ века радикально расширяется собственно научная деятельность Марджани, на передний план выходят занятия философскими и историческими дисциплинами. В этот период Марджани работает над рукописным биографическим словарем "Подробное о предшественниках и их приветствиях потомкам", который включает 6057 биографий ученых, писателей, философов и общественно-политических деятелей мусульманского Востока. В его введении - "Мукаддима" - ученый описывает историю зарождения наук на Востоке, дает их классификацию, подкрепляя ее ссылками на высказывания видных деятелей мусульманской культуры, рассматривает основные религиозные школы, направления в исламе. По сути, это не только исторический, но и мировоззренческий труд, посвященный различным аспектам и проблемам духовной культуры Востока.
В этот период издаются наиболее значительные произведения Марджани, среди которых: "Истина познания и красота постижения"; сочинение о мусульманском праве (фикхе), в котором ученый в частности излагает свои социально-политические взгляды; "Кладезь сведений о делах Казани и Булгара"; 1 том - исторический труд о Волжской Булгарии и Казанском ханстве; "Книга о зрелой философии, помогающей объяснить учения ханафитов"; сочинение, в котором Марджани излагает свои религиозные взгляды. Умственный просветительский потенциал Марджани многократно увеличили его путешествия в 80-х гг. по России и странам Ближнего и Среднего Востока. В поисках материала для исторических исследований Марджани посещал древние развалины Булгара, татарские, русские, чувашские, мордовские села. 31 августа 1880 года он из Казани отправляется в паломничество, в ходе которого посещает Стамбул, Измир, Александрию, Каир, Суэц и другие центры мусульманской культуры.
Видение будущего татарского народа
Будущее своего народа историк видел в подрастающем поколении и всеми доступными средствами добивался изменения характера его воспитания, освобождения просветительских учреждений от влияния невежественных толстосумов. Немало усилий потратил он на реформу школьного дела и внедрение преподавания светских наук, упорядочение работы в медресе. В своем медресе Марджани многие занятия вел по собственной программе. Его увлечение математикой, астрономией и географией, основательное знание этих предметов подчеркивают и советские исследователи. Впервые в истории местной педагогики Ш.Марджани вводит правила внутреннего распорядка для учеников своего медресе.
Его энергию не сломило ни отсутствие общего языка с шакирдами, которые, чтобы не отстать от своих коллег в других медресе, отдавали предпочтение традиционным схоластическим дисциплинам, ни недостаток пособий, который он восполнял из собственной библиотеки.
Особо следует отметить отношение Марджани к русскому языку и культуре. Тяжелый гнет и насильственная христианизация породили у татар национальную замкнутость и предвзятое отношение ко многому, что исходило от русских, в том числе и к их культуре. Деятельность Ш.Марджани, как и других татарских просветителей, "объективно была направлена против русификаторской, колониальной политики царского самодержавия, против национального угнетения, ибо эта политика наряду с религиозным фанатизмом сдерживала культурное развитие нации и просвещение масс".
Но, в то же время, в отличие от феодально-клерикальной прослойки татарского общества и фанатичного духовенства, Ш.Марджани видел закономерность сближения и взаимодействия культур, разных по своим национальным истокам и традициям. Он, выступая за преодоление национальных барьеров, пропагандировал необходимость изучения татарами русского языка и русских законов, поскольку татары живут бок о бок с русскими. Но приобщение к европейской и русской культуре и языку, по его мнению, ни в коей мере не должно вести к забвению родной культуры и языка. "Ислам, - пишет он, - не против знания различных языков мира и приобщения к иноязычному просвещению… Мы убеждены, что изучение русского языка нам не повредит. Но, безусловно, повредит игнорирование при этом родного языка". Он говорил: "Не разговаривайте, смешивая свой язык с чужим, берегите свой язык, если в вашу речь зайдет слово из другого языка, то тем самым пропадет слово из вашего языка. Знайте русский язык, как его знает русский человек, но, однако между собой его не используйте".
Великий учитель
Работал он самозабвенно. Даже будучи тяжело больным не прекращал занятий в своём медресе, а когда окончательно был прикован к постели, принимал шакирдов у себя дома, давая им уроки. Его книги доходили до самых далеких стран. В исламских государствах считали его великим ученым. Бейрутский ученый-социолог Абдулкадир хазрат, прочитав многие произведения Марджани, писал: "Марджани хазрат очень много сделал для татар. Он объяснил, что российские мусульмане являются одной нацией, и они должны жить как одна нация. Он открыл для них путь развития и совершенства. Спас от множества бед”.
Это же отмечал и Ризауддин хазрат Фахретдинов: "В печати в течение 20 лет после смерти Марджани не было напечатано даже короткой маленькой статьи о его биографии, но, однако, его имя распространилось по всему миру благодаря его ценным трудам".
От произведений Марджани, как писал в 1915 году писатель и ученый Галимджан Ибрагимов, веет духом "отстаивания свободы мысли, ясной веры в будущее и уважения человеческого разума... С первых строк и до последней их пронизывает идея борьбы против рабства мысли, ее закованности мертвыми традициями и стремлением к разрушению цепей, наложенных на человеческий разум".
Ученый написал более тридцати произведений по мусульманскому законодательству, догматике, этикету, истории, философии, социологии, логике и др., большая часть которых была на арабском языке и только некоторые сочинения написаны на татарском языке арабским шрифтом. Более половины трудов были изданы в Казани, остальные в виде рукописей остались в разных хранилищах.
Похоронен Ш.Марджани на казанском кладбище в Ново-Татарской слободе. В Казани его именем названа Соборная мечеть и Институт истории имени Академии наук РТ.
После его смерти лучшие сыны татарского народа имя Марджани вспоминали с великой благодарностью. Г.Ибрагимов назвал его великим учителем и "утренней звездой татарского пробуждения". Он радел за всеобщее обновление жизни и пробуждение сознания народа. Осуществлению этой мечты Шигабутдин Марджани отдал все свои силы.
Регина САЛИХОВА
(В материале использованы данные из статьи И.Зарипова “Исламские богословы и татарские общественные деятели о Ш.Марджани”).
К 190-летию со Дня рождения
Марджани Шигабутдин (1818-1889)"Знать роль и ценность Шигабутдина,
это честь для нас, а не для него".
Исмаил бей Гаспринский
Шигабутдин Марджани - религиозный деятель, просветитель, философ, историк. Вышеперечисленные определения не охватывают все стороны его многогранной деятельности. Марджани также и этнограф, и археограф, и востоковед, и педагог.
это честь для нас, а не для него".
Исмаил бей Гаспринский
Родился он по новому стилю 16 января 1818 года в селе Ябынчи нынешнего Арского района Татарстана. Начальное образование получил в медресе своего отца, при этом не ограничивался изучением преподаваемых предметов - много времени проводил в домашней библиотеке, прилагая немалые усилия для понимания арабских и персидских книг.
Средняя Азия
Уже с семнадцати лет Марджани начинает помогать своему отцу в обучении его воспитанников и, будучи неудовлетворенным учебником морфологии персидского языка, составляет свой вариант книги. А двадцатилетним юношей для продолжения образования, попутным торговым караваном отправляется в Бухару. Путешествие, длившееся около семи месяцев, помогло ему познакомиться с жизнью различных народов. Впоследствии он говорил своим ученикам, что географию начал изучать именно по пути в Бухару.
Чем глубже он погружался в традиционные схоластические "науки", преподаваемые в бухарских медресе, тем острее в нем росло недовольство учебной программой, в которой не отводилось места светским наукам. Хотя Ш.Марджани и ставил перед своими мударрисами вопрос о необходимости некоторой реформы преподавания, успеха он не добился. Поэтому в последующем все свое внимание уделял самообразованию. Уже после возвращения в Казань в письме Фаизханову, давая оценку учебной системе Бухары, он отмечал бесполезность штудирования в течение полугода различных комментариев и комментариев к комментариям. Он писал: "Спрашивается, как можно охватить все это? Допустим, охватили, а как запомнить? Допустим, и запомнили. Но, в конечном счете, какая польза от всего этого?"
Плодотворным во всех отношениях был самаркандский период жизни Ш.Марджани, где он учился в считавшемся лучшим в то время медресе "Ширдар". Как и в Бухаре, он занимался в библиотеках, чередуя свои занятия переписыванием книг и преподаванием, чтобы зарабатывать себе на жизнь. В библиотеках Самарканда будущий историк знакомился с трудами Ал-Фараби (ок. 870-950), Ибн Сины (ок. 980-1037), Ал-Бируни (973-1048), Ибн Рошда (1126-1198) и делал из них выписки, увлекался изучением наследия таких выдающихся поэтов Востока, как Абу ал-Касим Фирдоуси (984-1020), Омар Хайям (ок. 1040-1123), Муслихиддин Саади (1184-1291), Алишер Навои (1441-1501), от произведений которых веяло духом рационализма и гуманизма.
После возвращения из Самарканда в Бухару Ш.Марджани большое внимание уделяет сбору всевозможных сведений по истории, увлекается математикой. По замечанию биографов, для переписывания ценных исторических сочинений, приобрести которые ему было не под силу, он прибегал к помощи своих друзей и учеников, иногда просто нанимал переписчиков на сэкономленные от повседневных расходов деньги. Многочисленные материалы, обнаруженные в библиотеке Ш.Марджани, написанные различными почерками, число которых доходит до пятнадцати, красноречиво доказывают это. Как отмечают историки, помимо приобретенных им рукописей, ученый вывез целый тюк выписок из рукописей библиотек Средней Азии.
Мировоззрение Ш.Марджани начало складываться под влиянием древнегреческой культуры. Причем одним из каналов, посредством которого Ш.Марджани знакомился с древнегреческой наукой и источниками, была арабоязычная и ираноязычная литература. Знакомство с ней, а также обстоятельное изучение восточных классиков, расширили кругозор Ш.Марджани, способствовали формированию у него относительно передового для своего времени мировоззрения, в конечном счете подготовили предпосылки для восприятия им в последующем европейской и передовой русской культуры.
Свое пребывание в Средней Азии, которое явилось подготовкой к его широко развернувшейся в Казани деятельности в области истории, Ш.Марджани посвятил в основном собиранию всевозможных редких книг и рукописей исторического содержания. Он снимал копии с монет, изучал в библиотеках арабские, персидские и турецкие хроники, посещал развалины старых дворцов. Приобретенные сведения фиксировал в специальных тетрадях. Материалы, накопленные во время одиннадцатилетнего пребывания в Средней Азии, легли в основу многих его исторических произведений.
Казань
В 1848 году Марджани возвращается на родину, и в марте 1850 года его назначают настоятелем 1-й Казанской мечети и главным преподавателем медресе при ней. Но он очень скоро убедился в беспочвенности своих надежд на реализацию при существующем строе принципов организации учебного процесса, которые вынашивал еще в Бухаре. Не желая смириться с этим, ученый встал в резкую оппозицию к правящей элите.
За вызов старому миру его проклинали, называли вероотступником и пособником миссионеров. Работа Марджани в Казанской татарской учительской школе, посещение университета и общение с русскими учёными воспринималось как предательство. На Марджани организовывалась травля, писались обличительные сочинения, муллы-противники во время богослужения настраивали против него прихожан. По ложному доносу он дважды лишался своей должности, а его медресе - поддержки влиятельных богачей. Но именно к нему приезжали крупнейшие европейские востоковеды, а в Стамбуле он был принят высшими чиновниками оттоманского государства; его принимали как духовного лидера мусульманской общины России.
Ученому были свойственны непоколебимая стойкость идеалов, верность избранному пути и принципиальность, для него было чуждо угодничество в любых его проявлениях. На замечания отца о необходимости придерживаться мнения большинства, чтобы не нажить себе врагов и неприятностей, Ш.Марджани отвечал: "Большинство" есть и на "суконном" (местечко в Казани, где располагался суконный рынок), но превыше всего - истина, честность и благородство". И, несмотря на все препятствия, чинимые реакционным духовенством и невежественными богатеями, Ш.Марджани не отступил от намеченного пути и продолжал работать над своими произведениями.
В медресе Марджани требовал изучения Корана и хадисов в подлинниках, а не в толкованиях, параллельно изучая при этом историю и географию исламского мира. Он понимал истинное знание, как идущее от двух источников: от Бога и от практических исследований, обосновал возможность нововведений в мусульманском мире как происходящих по воле Бога. Шигабутдин Марджани вплоть до самой своей кончины, считался единственным блестящим знатоком Корана в Казани. С 1860 года он по поручению Духовного собрания наблюдал за точностью текста казанских изданий Священной книги.
70-80-е годы ХIХ века - время близкого знакомства Марджани с русской культурой, учеными-востоковедами Казанского университета. Марджани первым из мусульманских ученых был избран в Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете, активно участвовал в его деятельности. Его фигура в белой чалме и зеленом чапане заметно выделялась на заседаниях Общества. В 1877 году в Казани, на IV Всероссийском съезде, куда съехались около 300 ученых из многих городов России и ее пределов, академик Радлов прочитал на русском языке доклад Марджани по истории Булгара и Казани. В 1884 году текст выступления на татарском и русском языках был опубликован в материалах съезда.
В 80-х годах ХIХ века радикально расширяется собственно научная деятельность Марджани, на передний план выходят занятия философскими и историческими дисциплинами. В этот период Марджани работает над рукописным биографическим словарем "Подробное о предшественниках и их приветствиях потомкам", который включает 6057 биографий ученых, писателей, философов и общественно-политических деятелей мусульманского Востока. В его введении - "Мукаддима" - ученый описывает историю зарождения наук на Востоке, дает их классификацию, подкрепляя ее ссылками на высказывания видных деятелей мусульманской культуры, рассматривает основные религиозные школы, направления в исламе. По сути, это не только исторический, но и мировоззренческий труд, посвященный различным аспектам и проблемам духовной культуры Востока.
В этот период издаются наиболее значительные произведения Марджани, среди которых: "Истина познания и красота постижения"; сочинение о мусульманском праве (фикхе), в котором ученый в частности излагает свои социально-политические взгляды; "Кладезь сведений о делах Казани и Булгара"; 1 том - исторический труд о Волжской Булгарии и Казанском ханстве; "Книга о зрелой философии, помогающей объяснить учения ханафитов"; сочинение, в котором Марджани излагает свои религиозные взгляды. Умственный просветительский потенциал Марджани многократно увеличили его путешествия в 80-х гг. по России и странам Ближнего и Среднего Востока. В поисках материала для исторических исследований Марджани посещал древние развалины Булгара, татарские, русские, чувашские, мордовские села. 31 августа 1880 года он из Казани отправляется в паломничество, в ходе которого посещает Стамбул, Измир, Александрию, Каир, Суэц и другие центры мусульманской культуры.
Видение будущего татарского народа
Будущее своего народа историк видел в подрастающем поколении и всеми доступными средствами добивался изменения характера его воспитания, освобождения просветительских учреждений от влияния невежественных толстосумов. Немало усилий потратил он на реформу школьного дела и внедрение преподавания светских наук, упорядочение работы в медресе. В своем медресе Марджани многие занятия вел по собственной программе. Его увлечение математикой, астрономией и географией, основательное знание этих предметов подчеркивают и советские исследователи. Впервые в истории местной педагогики Ш.Марджани вводит правила внутреннего распорядка для учеников своего медресе.
Его энергию не сломило ни отсутствие общего языка с шакирдами, которые, чтобы не отстать от своих коллег в других медресе, отдавали предпочтение традиционным схоластическим дисциплинам, ни недостаток пособий, который он восполнял из собственной библиотеки.
Особо следует отметить отношение Марджани к русскому языку и культуре. Тяжелый гнет и насильственная христианизация породили у татар национальную замкнутость и предвзятое отношение ко многому, что исходило от русских, в том числе и к их культуре. Деятельность Ш.Марджани, как и других татарских просветителей, "объективно была направлена против русификаторской, колониальной политики царского самодержавия, против национального угнетения, ибо эта политика наряду с религиозным фанатизмом сдерживала культурное развитие нации и просвещение масс".
Но, в то же время, в отличие от феодально-клерикальной прослойки татарского общества и фанатичного духовенства, Ш.Марджани видел закономерность сближения и взаимодействия культур, разных по своим национальным истокам и традициям. Он, выступая за преодоление национальных барьеров, пропагандировал необходимость изучения татарами русского языка и русских законов, поскольку татары живут бок о бок с русскими. Но приобщение к европейской и русской культуре и языку, по его мнению, ни в коей мере не должно вести к забвению родной культуры и языка. "Ислам, - пишет он, - не против знания различных языков мира и приобщения к иноязычному просвещению… Мы убеждены, что изучение русского языка нам не повредит. Но, безусловно, повредит игнорирование при этом родного языка". Он говорил: "Не разговаривайте, смешивая свой язык с чужим, берегите свой язык, если в вашу речь зайдет слово из другого языка, то тем самым пропадет слово из вашего языка. Знайте русский язык, как его знает русский человек, но, однако между собой его не используйте".
Великий учитель
Работал он самозабвенно. Даже будучи тяжело больным не прекращал занятий в своём медресе, а когда окончательно был прикован к постели, принимал шакирдов у себя дома, давая им уроки. Его книги доходили до самых далеких стран. В исламских государствах считали его великим ученым. Бейрутский ученый-социолог Абдулкадир хазрат, прочитав многие произведения Марджани, писал: "Марджани хазрат очень много сделал для татар. Он объяснил, что российские мусульмане являются одной нацией, и они должны жить как одна нация. Он открыл для них путь развития и совершенства. Спас от множества бед”.
Это же отмечал и Ризауддин хазрат Фахретдинов: "В печати в течение 20 лет после смерти Марджани не было напечатано даже короткой маленькой статьи о его биографии, но, однако, его имя распространилось по всему миру благодаря его ценным трудам".
От произведений Марджани, как писал в 1915 году писатель и ученый Галимджан Ибрагимов, веет духом "отстаивания свободы мысли, ясной веры в будущее и уважения человеческого разума... С первых строк и до последней их пронизывает идея борьбы против рабства мысли, ее закованности мертвыми традициями и стремлением к разрушению цепей, наложенных на человеческий разум".
Ученый написал более тридцати произведений по мусульманскому законодательству, догматике, этикету, истории, философии, социологии, логике и др., большая часть которых была на арабском языке и только некоторые сочинения написаны на татарском языке арабским шрифтом. Более половины трудов были изданы в Казани, остальные в виде рукописей остались в разных хранилищах.
Похоронен Ш.Марджани на казанском кладбище в Ново-Татарской слободе. В Казани его именем названа Соборная мечеть и Институт истории имени Академии наук РТ.
После его смерти лучшие сыны татарского народа имя Марджани вспоминали с великой благодарностью. Г.Ибрагимов назвал его великим учителем и "утренней звездой татарского пробуждения". Он радел за всеобщее обновление жизни и пробуждение сознания народа. Осуществлению этой мечты Шигабутдин Марджани отдал все свои силы.
Регина САЛИХОВА
(В материале использованы данные из статьи И.Зарипова “Исламские богословы и татарские общественные деятели о Ш.Марджани”).
Опубликовано в газете «Татарские новости» № 1-2 (162-163) 2008 г.