Публикации > Просмотр публикации
Наше будущее - за инновационной экономикой
Вложение в человека
В соответствии со стратегией социально-экономического развития Татарстана в ближайшие годы мы должны создать фундамент инновационной экономики как экономики знаний. Для успешной реализации этой стратегии, обеспечивающей формирование экономики с высокими конкурентными возможностями, необходимо сформировать высокоэффективные рабочие места для производства наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью. В связи с этим стоит задача повышения эффективности использования человеческих ресурсов, решение которой позволит улучшить качество жизни татарстанцев.
По методике Всемирного банка в рамках стран мирового сообщества и в России рассчитывается индекс экономики знаний исходя из качества образования, уровня инновационной деятельности и обеспеченности информационной инфраструктурой. Сегодня в рейтинге стран мирового сообщества Россия занимает 9-е место. Татарстан среди субъектов Федерации - на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга. Инвестиции в человеческий капитал являются основной целью государственной политики всех ведущих стран. Приведу несколько примеров. Мы с вами являемся свидетелями стремительного экономического роста Китая, где стратегия развития человеческих ресурсов возведена в ранг государственной политики и декларируется как девиз "Создать державу высококвалифицированных работников".
Китай изначально перенимал научный опыт Советского Союза и других стран. Советские ученые по приглашению китайской стороны читали специальные курсы лекций для молодых людей, только что окончивших вузы. Выпускники вузов направлялись на обучение в развитые страны - США, Сингапур и другие. Дэн Сяопин на старте реформ сказал, что если из десяти отправленных вернется хотя бы один, то это уже будет огромным успехом. Сегодня в США остается 60 процентов обучающихся из Китая. С 1998 года в этой стране стартовала широкомасштабная "Программа знаний и инноваций", причем ее реализацией занималась Академия наук. Уже к концу 90-х годов на предприятиях Китая работало более 20 млн. технических сотрудников, число ученых и инженеров составило около двух миллионов. И ежегодно их количество растет на 500 тысяч человек. А в 1982 году в Китае была принята "Программа инноваций в социально-экономической сфере".
И таких примеров много. Именно инновационная деятельность в современном мире является решающим фактором социального и экономического развития. Она лежит в основе расширенного воспроизводства, всех инвестиционных процессов. Для любого инвестора важен инвестиционный климат. Известно, что он оценивается инвестиционным потенциалом, риском и законодательными условиями деятельности инвестора. И зависит от ресурсно-сырьевой и инфраструктурной обеспеченности региона, покупательной способности населения, наличия трудовых ресурсов, состояния инновационной сферы и, конечно же, форм и методов участия государства в экономике. Что касается инвестиционного риска, то он характеризуется уровнем коррупции, преступности и, что очень важно, надежностью выполнения деловыми партнерами своих обязательств.
Не секрет, что и в России, и в нашей республике иностранные и отечественные инвесторы сталкиваются с различными препятствиями, преодолеть которые порой либо невозможно, либо дорого. В основном это связано с отсутствием должного внимания к инвесторам. Недавно мы внесли изменения в Закон РТ "Об иностранных инвестициях" и аналогичные изменения подготовили для Закона "Об инвестиционной деятельности", которые касаются создания благоприятных условий для инвесторов. Суть новых подходов заключается в упреждающей подготовке инвестиционных площадок и сопровождении проектов. Ведь зачастую приходящий в республику инвестор не владеет информацией о нашем потребительском рынке, наличии производственных мощностей, не знает правил разработки необходимой документации. Правительством республики принято решение о создании административного регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна". Для оказания инвесторам всего спектра услуг будет образовано агентство по инвестициям.
Потенциал инновации
Обозначу некоторые параметры, характеризующие инвестиционную деятельность в Татарстане.
Общий объем инвестиций в основной капитал в истекшем году составил 198 млрд. рублей. Темпы роста - 26,8 процента при среднем уровне по стране - 20 процентов. Выше среднероссийского показателя и темпы роста ВРП - его объем достиг 740 млрд. рублей и увеличился в сопоставимых ценах на 8,7 процента (в РФ - 8,1 процента). Напомню, что основной составляющей ВРП является добавленная стоимость, в состав которой входят заработная плата, амортизация и прибыль. То есть то, от чего зависит развитие экономики в целом, социальной сферы и инвестиций в человеческий капитал через заработную плату. Оплата труда повысилась в прошлом году на 30,1 процента и составила 11340 рублей (по РФ - на 26,7 процента). Должен заметить, что хотя в Татарстане рост зарплаты выше, чем в России, но ее размер явно недостаточен. И Президент Минтимер Шаймиев в своем недавнем послании Государственному Совету поставил задачу довести уровень минимальной заработной платы к концу текущего года до минимального потребительского бюджета, а сегодня это около 6,5 тысячи рублей. Но подчеркиваю, что речь идет только о минимальной зарплате, то есть той, которую, как правило, получает работник невысокой квалификации.
Заработная плата высокопрофессиональных специалистов должна быть достаточной для развития человеческого капитала. Профессионализм работников зависит от системы образования, от его качества. По уровню интеллектуального потенциала Татарстан входит в первую тройку субъектов Федерации. Сегодня в республике функционируют Казанский научный центр Российской академии наук, Академия наук РТ, 87 вузов, 73 НИИ и КБ, 14 технопарков, бизнес-гостиниц, бизнес-инкубаторов и индустриальных парков. В экономике занято около двух тысяч докторов и более семи тысяч кандидатов наук. За последние 10 лет число студентов возросло в 3,1 раза. Сегодня их общая численность составляет около 228 тысяч человек.
Однако важно разобраться в том, каких специалистов и в каком количестве должны выпускать образовательные учреждения. Только рынок труда может формулировать запросы к рынку образовательных услуг. Поэтому результативность реформ в образовании оценивается его качеством, доступностью и соответствием потребностям товаропроизводителя. А мы видим явный дисбаланс между потребностями экономики и выпуском специалистов. Лишь 31 процент выпускников вузов в первый год после завершения учебы трудоустраиваются по специальности. Что касается выпускников со средним профессиональным образованием, то только половина из них начинает работать по специальности. В то же время ежегодная потребность в трудовых ресурсах в целом составляет 32 тысячи человек, из них в рабочих кадрах - 25 тысяч.
Вывод очевиден: трудовые ресурсы и бюджетные средства, направляемые на образование, используются неэффективно. То есть мы создаем высокозатратную систему образования, не дающую ни экономической, ни социальной рентабельности. Выпускник, который трудоустроился не по специальности, зачастую должен пройти еще и курс переподготовки, следовательно, расходуются дополнительные финансовые ресурсы.
Надо признать, что невысокий уровень образования в ряде наших вузов объясняется и недостаточным профессионализмом отдельных преподавателей. Серьезной проблемой стала также коррупция в этой системе...
Хотелось бы поделиться и теми решениями, которые реализуются в татарстанской образовательной системе, развивающейся по кластерному принципу. В рамках образовательных кластеров, а их у нас 14, обучение специалистов начального, среднего и высшего образования осуществляется исключительно по заказам предприятий, которые участвуют в софинансировании этого процесса. Кстати, уже первые результаты такого подхода показали значительную избыточность одних образовательных учреждений и дефицит других. Обучение рабочим профессиям будет осуществляться как в школах, так и на первых курсах вузов. В учреждения начального и среднего профессионального образования дети будут приниматься, как правило, после 11 классов, что позволит сохранить наполняемость школ, обеспечить качество образования и готовить специалистов в соответствии с требованиями работодателей. При этом учебные программы будут интегрированы.
В рамках соответствующих соглашений между Правительством и бизнес-сообществом республики работают более 400 предприятий, которые охватывают 79 процентов учреждений начального и среднего профессионального образования. Конечно, государство также участвует в финансировании этого процесса.
К сожалению, в настоящее время наблюдается заметное снижение интереса студентов, аспирантов и молодых ученых республики к участию в конкурсе на получение грантов Правительства Татарстана на подготовку и переподготовку кадров в российских и зарубежных образовательных и научных центрах. Если в 2006 году в конкурсе участвовали 2066 человек, из них 608 были рекомендованы к обучению, то в 2007 году соответственно 1500 человек и 545.
Поэтому работа с одаренной молодежью требует особого внимания на всех уровнях образования, начиная с детских садов. Кроме того, нужно возродить авторские школы ведущих ученых, деятелей литературы, искусства и спорта. Для школьников, учащихся колледжей, студентов предлагается создать малые академии. Они будут набирать молодых людей, имеющих научные наклонности. Сопровождать их следует по всей цепочке научной карьеры - вплоть до защиты докторской диссертации. Другими словами, планируется создать своего рода научный инкубатор. С нашей точки зрения, эти меры позволят привлечь молодежь в научную и инновационную деятельность. И здесь велика роль Академии наук, которую можно рассматривать как креативную корпорацию по производству нового научного знания.
Бизнес на основе знаний
Необходимо отметить, что большое значение в развитии инновационной деятельности имеет реализация проектов по развитию инновационной инфраструктуры. Татарстан - один из первых регионов, приступивший к созданию инфраструктуры, которая необходима субъектам малого и среднего предпринимательства в становлении бизнеса, "основанного на знаниях".
Системообразующим субъектом инновационной инфраструктуры республики сегодня является технопарк "Идея". На его территории располагаются 88 предприятий малого и среднего высокотехнологичного бизнеса, еще около 100 компаний ежегодно получают консультационную поддержку. В совокупности на площадках технопарков "Идея", "Идея - Юго-Восток" и камского индустриального парка "Мастер" создано свыше 3,5 тысячи рабочих мест. Среднемесячная заработная плата здесь составляет 12200 рублей, что выше республиканского показателя на 7,5 процента.
Учитывая бюджетный эффект для Татарстана от уплаты налога на доходы физических лиц и единого социального налога, окупаемость затрат республики на указанные площадки составляет не более 6 лет. Однако ограничиваться созданием только офисной и производственной инфраструктуры, конечно, нельзя. Для поступательного развития инновационной экономики на всех стадиях высокотехнологичного бизнеса ему необходимы финансовые ресурсы. Сегодня у нас функционируют различные инструменты инвестиционной поддержки высокотехнологичных компаний разных стадий развития - Инвестиционно-венчурный фонд, Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия, Лизинговая компания малого бизнеса, Гарантийный фонд обеспечения исполнения обязательств субъектов малого предпринимательства и другие.
В технопарке "Идея" осуществляется поддержка и подготовка талантливой молодежи. С 2005 года проходит конкурс инновационных проектов учащихся и студентов "Перспектива". Это профориентационное мероприятие, направленное на вовлечение молодежи в инновационную деятельность. За три года в нем приняли участие более 400 школьников и студентов.
Значимым инструментом инновационной деятельности стала программа "Идея-1000", через которую за два года ее реализации прошли 300 инновационных проектов, из них 60 получили поддержку. Эта программа не только стимулирует активность научных кругов в выполнении прикладных задач, но и позволяет объединить в себе грантовую и венчурную составляющие. Ее организаторами и соинвесторами выступают федеральный Фонд содействия, Венчурный фонд республики и технопарк "Идея". Данная программа является в России пилотной.
В прошедшем году во второй раз в Казани была проведена венчурная ярмарка, привлекшая внимание российских и зарубежных инвесторов. Качество инновационных компаний, представленных на ярмарке, значительно выросло, что привлекло к участию в ней более 70 представителей инвестиционных фондов и бизнес-структур. Отныне Казанская венчурная ярмарка будет проводиться ежегодно.
Приоритет - высоким технологиям
Татарстан стал одним из семи регионов России, в котором реализуется федеральная программа создания технопарков в сфере высоких технологий. На территории Казани формируются две такие площадки - IT-парк и нефтехимический парк. Общий объем инвестиций в их строительство - около 7 млрд. рублей, причем участвовать в финансировании проекта будут и частные инвесторы. На территории IT-парка разместится технологический центр IТ-разработок в сфере машиностроения и нефтехимии, участие в создании которого принимает компания IBM. Здесь же будет бизнес-инкубатор, центр инновационно-технологического бизнес-образования и так далее. На площадке нефтехимического парка откроется корпоративный университет.
Приход крупных компаний на инновационно-активные территории сопровождается формированием новых рабочих мест с достойным уровнем зарплаты и всеми необходимыми социальными пакетами, что, безусловно, положительно сказывается на отношении других работодателей к своим сотрудникам и в конечном счете ведет к "обелению" рынка труда и заработной платы. В настоящее время несколько крупных компаний уже выразили желание стать якорными резидентами как существующих, так и строящихся технопарков и индустриальных парков. И до 2010 года только в технопарке "Идея" и IT-парке будет создано более 800 рабочих мест.
К примеру, компания IBM намерена уже в этом году открыть центр исследований и разработок в области встроенных IT-систем. Это крупный проект, который позволит к 2010 году создать около 400 рабочих мест для инженеров международного класса. Появление такого центра сопряжено с реформированием системы подготовки IT-кадров в вузах, причем не только непосредственно по специальности, но и в области языкового обучения.
В данной сфере наша республика становится образцом для других регионов. Не случайно Татарстан активно участвует в формировании ряда федеральных программ, направленных на создание и развитие инфраструктуры инновационного бизнеса. Это позволило привлечь в республику из средств федерального бюджета более миллиарда рублей.
Учитывая собственный и мировой опыт, логичным продолжением нашей деятельности по становлению инновационной экономики должно стать создание фонда "посевного" финансирования с использованием средств бюджета республики. Задача этого фонда - финансирование проектов предпосевной и посевной стадий развития, а также некоторых компаний ранних стадий развития, нуждающихся в дополнительных инвестициях для завершения НИОКР. Часть средств этого фонда будет использоваться на мероприятия по привлечению частных инвесторов к участию в проектах, например, на выставочную деятельность, PR, проведение венчурных ярмарок и так далее...
Как мы уже сообщали, в прошлую пятницу, когда страна отмечала День российской науки, первый вице-премьер Равиль МУРАТОВ на прошедшей в Академии наук РТ встрече с научной общественностью республики и журналистами выступил с публичной лекцией "О развитии инновационной экономики в Республике Татарстан". Курс на инновации - стратегическое направление экономической политики в Татарстане. Предлагаем вниманию читателей текст лекции в сокращенном варианте.
Вложение в человека
В соответствии со стратегией социально-экономического развития Татарстана в ближайшие годы мы должны создать фундамент инновационной экономики как экономики знаний. Для успешной реализации этой стратегии, обеспечивающей формирование экономики с высокими конкурентными возможностями, необходимо сформировать высокоэффективные рабочие места для производства наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью. В связи с этим стоит задача повышения эффективности использования человеческих ресурсов, решение которой позволит улучшить качество жизни татарстанцев.
По методике Всемирного банка в рамках стран мирового сообщества и в России рассчитывается индекс экономики знаний исходя из качества образования, уровня инновационной деятельности и обеспеченности информационной инфраструктурой. Сегодня в рейтинге стран мирового сообщества Россия занимает 9-е место. Татарстан среди субъектов Федерации - на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга. Инвестиции в человеческий капитал являются основной целью государственной политики всех ведущих стран. Приведу несколько примеров. Мы с вами являемся свидетелями стремительного экономического роста Китая, где стратегия развития человеческих ресурсов возведена в ранг государственной политики и декларируется как девиз "Создать державу высококвалифицированных работников".
Китай изначально перенимал научный опыт Советского Союза и других стран. Советские ученые по приглашению китайской стороны читали специальные курсы лекций для молодых людей, только что окончивших вузы. Выпускники вузов направлялись на обучение в развитые страны - США, Сингапур и другие. Дэн Сяопин на старте реформ сказал, что если из десяти отправленных вернется хотя бы один, то это уже будет огромным успехом. Сегодня в США остается 60 процентов обучающихся из Китая. С 1998 года в этой стране стартовала широкомасштабная "Программа знаний и инноваций", причем ее реализацией занималась Академия наук. Уже к концу 90-х годов на предприятиях Китая работало более 20 млн. технических сотрудников, число ученых и инженеров составило около двух миллионов. И ежегодно их количество растет на 500 тысяч человек. А в 1982 году в Китае была принята "Программа инноваций в социально-экономической сфере".
И таких примеров много. Именно инновационная деятельность в современном мире является решающим фактором социального и экономического развития. Она лежит в основе расширенного воспроизводства, всех инвестиционных процессов. Для любого инвестора важен инвестиционный климат. Известно, что он оценивается инвестиционным потенциалом, риском и законодательными условиями деятельности инвестора. И зависит от ресурсно-сырьевой и инфраструктурной обеспеченности региона, покупательной способности населения, наличия трудовых ресурсов, состояния инновационной сферы и, конечно же, форм и методов участия государства в экономике. Что касается инвестиционного риска, то он характеризуется уровнем коррупции, преступности и, что очень важно, надежностью выполнения деловыми партнерами своих обязательств.
Не секрет, что и в России, и в нашей республике иностранные и отечественные инвесторы сталкиваются с различными препятствиями, преодолеть которые порой либо невозможно, либо дорого. В основном это связано с отсутствием должного внимания к инвесторам. Недавно мы внесли изменения в Закон РТ "Об иностранных инвестициях" и аналогичные изменения подготовили для Закона "Об инвестиционной деятельности", которые касаются создания благоприятных условий для инвесторов. Суть новых подходов заключается в упреждающей подготовке инвестиционных площадок и сопровождении проектов. Ведь зачастую приходящий в республику инвестор не владеет информацией о нашем потребительском рынке, наличии производственных мощностей, не знает правил разработки необходимой документации. Правительством республики принято решение о создании административного регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна". Для оказания инвесторам всего спектра услуг будет образовано агентство по инвестициям.
Потенциал инновации
Обозначу некоторые параметры, характеризующие инвестиционную деятельность в Татарстане.
Общий объем инвестиций в основной капитал в истекшем году составил 198 млрд. рублей. Темпы роста - 26,8 процента при среднем уровне по стране - 20 процентов. Выше среднероссийского показателя и темпы роста ВРП - его объем достиг 740 млрд. рублей и увеличился в сопоставимых ценах на 8,7 процента (в РФ - 8,1 процента). Напомню, что основной составляющей ВРП является добавленная стоимость, в состав которой входят заработная плата, амортизация и прибыль. То есть то, от чего зависит развитие экономики в целом, социальной сферы и инвестиций в человеческий капитал через заработную плату. Оплата труда повысилась в прошлом году на 30,1 процента и составила 11340 рублей (по РФ - на 26,7 процента). Должен заметить, что хотя в Татарстане рост зарплаты выше, чем в России, но ее размер явно недостаточен. И Президент Минтимер Шаймиев в своем недавнем послании Государственному Совету поставил задачу довести уровень минимальной заработной платы к концу текущего года до минимального потребительского бюджета, а сегодня это около 6,5 тысячи рублей. Но подчеркиваю, что речь идет только о минимальной зарплате, то есть той, которую, как правило, получает работник невысокой квалификации.
Заработная плата высокопрофессиональных специалистов должна быть достаточной для развития человеческого капитала. Профессионализм работников зависит от системы образования, от его качества. По уровню интеллектуального потенциала Татарстан входит в первую тройку субъектов Федерации. Сегодня в республике функционируют Казанский научный центр Российской академии наук, Академия наук РТ, 87 вузов, 73 НИИ и КБ, 14 технопарков, бизнес-гостиниц, бизнес-инкубаторов и индустриальных парков. В экономике занято около двух тысяч докторов и более семи тысяч кандидатов наук. За последние 10 лет число студентов возросло в 3,1 раза. Сегодня их общая численность составляет около 228 тысяч человек.
Однако важно разобраться в том, каких специалистов и в каком количестве должны выпускать образовательные учреждения. Только рынок труда может формулировать запросы к рынку образовательных услуг. Поэтому результативность реформ в образовании оценивается его качеством, доступностью и соответствием потребностям товаропроизводителя. А мы видим явный дисбаланс между потребностями экономики и выпуском специалистов. Лишь 31 процент выпускников вузов в первый год после завершения учебы трудоустраиваются по специальности. Что касается выпускников со средним профессиональным образованием, то только половина из них начинает работать по специальности. В то же время ежегодная потребность в трудовых ресурсах в целом составляет 32 тысячи человек, из них в рабочих кадрах - 25 тысяч.
Вывод очевиден: трудовые ресурсы и бюджетные средства, направляемые на образование, используются неэффективно. То есть мы создаем высокозатратную систему образования, не дающую ни экономической, ни социальной рентабельности. Выпускник, который трудоустроился не по специальности, зачастую должен пройти еще и курс переподготовки, следовательно, расходуются дополнительные финансовые ресурсы.
Надо признать, что невысокий уровень образования в ряде наших вузов объясняется и недостаточным профессионализмом отдельных преподавателей. Серьезной проблемой стала также коррупция в этой системе...
Хотелось бы поделиться и теми решениями, которые реализуются в татарстанской образовательной системе, развивающейся по кластерному принципу. В рамках образовательных кластеров, а их у нас 14, обучение специалистов начального, среднего и высшего образования осуществляется исключительно по заказам предприятий, которые участвуют в софинансировании этого процесса. Кстати, уже первые результаты такого подхода показали значительную избыточность одних образовательных учреждений и дефицит других. Обучение рабочим профессиям будет осуществляться как в школах, так и на первых курсах вузов. В учреждения начального и среднего профессионального образования дети будут приниматься, как правило, после 11 классов, что позволит сохранить наполняемость школ, обеспечить качество образования и готовить специалистов в соответствии с требованиями работодателей. При этом учебные программы будут интегрированы.
В рамках соответствующих соглашений между Правительством и бизнес-сообществом республики работают более 400 предприятий, которые охватывают 79 процентов учреждений начального и среднего профессионального образования. Конечно, государство также участвует в финансировании этого процесса.
К сожалению, в настоящее время наблюдается заметное снижение интереса студентов, аспирантов и молодых ученых республики к участию в конкурсе на получение грантов Правительства Татарстана на подготовку и переподготовку кадров в российских и зарубежных образовательных и научных центрах. Если в 2006 году в конкурсе участвовали 2066 человек, из них 608 были рекомендованы к обучению, то в 2007 году соответственно 1500 человек и 545.
Поэтому работа с одаренной молодежью требует особого внимания на всех уровнях образования, начиная с детских садов. Кроме того, нужно возродить авторские школы ведущих ученых, деятелей литературы, искусства и спорта. Для школьников, учащихся колледжей, студентов предлагается создать малые академии. Они будут набирать молодых людей, имеющих научные наклонности. Сопровождать их следует по всей цепочке научной карьеры - вплоть до защиты докторской диссертации. Другими словами, планируется создать своего рода научный инкубатор. С нашей точки зрения, эти меры позволят привлечь молодежь в научную и инновационную деятельность. И здесь велика роль Академии наук, которую можно рассматривать как креативную корпорацию по производству нового научного знания.
Бизнес на основе знаний
Необходимо отметить, что большое значение в развитии инновационной деятельности имеет реализация проектов по развитию инновационной инфраструктуры. Татарстан - один из первых регионов, приступивший к созданию инфраструктуры, которая необходима субъектам малого и среднего предпринимательства в становлении бизнеса, "основанного на знаниях".
Системообразующим субъектом инновационной инфраструктуры республики сегодня является технопарк "Идея". На его территории располагаются 88 предприятий малого и среднего высокотехнологичного бизнеса, еще около 100 компаний ежегодно получают консультационную поддержку. В совокупности на площадках технопарков "Идея", "Идея - Юго-Восток" и камского индустриального парка "Мастер" создано свыше 3,5 тысячи рабочих мест. Среднемесячная заработная плата здесь составляет 12200 рублей, что выше республиканского показателя на 7,5 процента.
Учитывая бюджетный эффект для Татарстана от уплаты налога на доходы физических лиц и единого социального налога, окупаемость затрат республики на указанные площадки составляет не более 6 лет. Однако ограничиваться созданием только офисной и производственной инфраструктуры, конечно, нельзя. Для поступательного развития инновационной экономики на всех стадиях высокотехнологичного бизнеса ему необходимы финансовые ресурсы. Сегодня у нас функционируют различные инструменты инвестиционной поддержки высокотехнологичных компаний разных стадий развития - Инвестиционно-венчурный фонд, Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия, Лизинговая компания малого бизнеса, Гарантийный фонд обеспечения исполнения обязательств субъектов малого предпринимательства и другие.
В технопарке "Идея" осуществляется поддержка и подготовка талантливой молодежи. С 2005 года проходит конкурс инновационных проектов учащихся и студентов "Перспектива". Это профориентационное мероприятие, направленное на вовлечение молодежи в инновационную деятельность. За три года в нем приняли участие более 400 школьников и студентов.
Значимым инструментом инновационной деятельности стала программа "Идея-1000", через которую за два года ее реализации прошли 300 инновационных проектов, из них 60 получили поддержку. Эта программа не только стимулирует активность научных кругов в выполнении прикладных задач, но и позволяет объединить в себе грантовую и венчурную составляющие. Ее организаторами и соинвесторами выступают федеральный Фонд содействия, Венчурный фонд республики и технопарк "Идея". Данная программа является в России пилотной.
В прошедшем году во второй раз в Казани была проведена венчурная ярмарка, привлекшая внимание российских и зарубежных инвесторов. Качество инновационных компаний, представленных на ярмарке, значительно выросло, что привлекло к участию в ней более 70 представителей инвестиционных фондов и бизнес-структур. Отныне Казанская венчурная ярмарка будет проводиться ежегодно.
Приоритет - высоким технологиям
Татарстан стал одним из семи регионов России, в котором реализуется федеральная программа создания технопарков в сфере высоких технологий. На территории Казани формируются две такие площадки - IT-парк и нефтехимический парк. Общий объем инвестиций в их строительство - около 7 млрд. рублей, причем участвовать в финансировании проекта будут и частные инвесторы. На территории IT-парка разместится технологический центр IТ-разработок в сфере машиностроения и нефтехимии, участие в создании которого принимает компания IBM. Здесь же будет бизнес-инкубатор, центр инновационно-технологического бизнес-образования и так далее. На площадке нефтехимического парка откроется корпоративный университет.
Приход крупных компаний на инновационно-активные территории сопровождается формированием новых рабочих мест с достойным уровнем зарплаты и всеми необходимыми социальными пакетами, что, безусловно, положительно сказывается на отношении других работодателей к своим сотрудникам и в конечном счете ведет к "обелению" рынка труда и заработной платы. В настоящее время несколько крупных компаний уже выразили желание стать якорными резидентами как существующих, так и строящихся технопарков и индустриальных парков. И до 2010 года только в технопарке "Идея" и IT-парке будет создано более 800 рабочих мест.
К примеру, компания IBM намерена уже в этом году открыть центр исследований и разработок в области встроенных IT-систем. Это крупный проект, который позволит к 2010 году создать около 400 рабочих мест для инженеров международного класса. Появление такого центра сопряжено с реформированием системы подготовки IT-кадров в вузах, причем не только непосредственно по специальности, но и в области языкового обучения.
В данной сфере наша республика становится образцом для других регионов. Не случайно Татарстан активно участвует в формировании ряда федеральных программ, направленных на создание и развитие инфраструктуры инновационного бизнеса. Это позволило привлечь в республику из средств федерального бюджета более миллиарда рублей.
Учитывая собственный и мировой опыт, логичным продолжением нашей деятельности по становлению инновационной экономики должно стать создание фонда "посевного" финансирования с использованием средств бюджета республики. Задача этого фонда - финансирование проектов предпосевной и посевной стадий развития, а также некоторых компаний ранних стадий развития, нуждающихся в дополнительных инвестициях для завершения НИОКР. Часть средств этого фонда будет использоваться на мероприятия по привлечению частных инвесторов к участию в проектах, например, на выставочную деятельность, PR, проведение венчурных ярмарок и так далее...
Газета "Республика Татарстан", 14 февраля 2008 г.