Публикации > Просмотр публикации
Татарская диаспора Афганистана
По имеющимся сведениям, татары принимали наравне с другими народами Афганистана участие в борьбе за независимость теперь уже ставшей им новой родины: так, в 1919 году татарские конные всадники были в армии Амануллы-хана, ставшего первым правителем независимого Афганистана. На протяжении всего ХХ века татарское население постепенно ассимилировалось на языковом и культурном уровне, утратив, соответственно, знание татарского языка, сохранив лишь этническую самоидентификацию и определенные элементы культуры (в частности, по-прежнему используют юрты в качестве жилища). Языком общения у афганских татар является, в основном, дари; в местах обитания узбекского населения используют, соответственно, узбекский язык (так обстоит дело в провинции Фарьяб). Татары достаточно компактно проживают в уезде Руйе-Дуоб провинции Саманган. Основным родом занятий сегодня является кочевое скотоводство.
Относительно численности населения точной определенности нет. Представители татарской общины утверждают, что численность татар в Афганистане составляет до 500 тысяч человек. Однако, скорее всего, это является большим преувеличением, что объяснимо элементарным желанием подчеркнуть значимость и многочисленность своей диаспоры. Реально можно говорить о 2-2,5 тысяч татар, включая сюда и членов их семей, которые не всегда являются этнически татарами.
За годы правления движения Талибан (1996-2001) татарское население также значительно пострадало, поэтому военное вторжение сил НАТО воспринимается в целом положительно.
На сегодняшний день в стране зарегистрировано Общество татар Афганистана, председателем которого является Хаджи шах Мухамад бей Камалатдин Татар. В ходе проходившего 12-16 декабря 2007 года в Казани IV съезда Всемирного конгресса татар он принимал участие в нем в качестве делегата от татарской диаспоры Афганистана. Выступая на съезде, Камалатдин Татар обратился с просьбой материально помочь татарскому населению своей страны, по крайней мере, в решении проблем образования и здравоохранения.
Ситуация в этой области катастрофична. В период правления талибов школьная система, которая неплохо функционировала в период пребывания в стране военного контингента армии СССР (1979-1989), пришла в полный упадок. Ситуация в этом направлении не изменилась и после падения режима талибов в 2001 году. В Руйе-Дуоб, где проживают в основном татары, существует только система начального образования, причем по-прежнему существует половая дискриминация, когда обучаются, в основном, одни мальчики. Полноценная система здравоохранения отсутствует. То же самое можно говорить и о дорожной инфраструктуре: общественного транспорта, как такого, просто нет. Люди, как и сто лет назад, используют только гужевой транспорт.
Хотя ситуация с татарской диаспорой Афганистана практически ничем не отличается от положения с другими этническими группами, татары рассчитывают на поддержку руководства Республики Татарстан. Правда, пока поддержка может носить только моральный характер, что объяснимо крайне низкой заинтересованностью Правительства Татарстана в Афганистане как рынке сбыта своей продукции в силу элементарной небезопасности пребывания в этой стране.
Раис Сулейманов
(Центр евразийских и международных исследований КГУ)
Исламская республика Афганистан исторически сложилась как многонациональная страна. Несмотря на то, что большинство ее населения составляют пуштуны (свыше 70%), в Афганистане проживает еще около 20 этносов, среди которых есть и татары.
Формирование татарской общины в Афганистане стоит относить ко второй половине XIX века, когда Российская империя активно продвигалась в Среднюю Азию и рассматривала Афганистан как объект сферы своего влияния. В этой связи царская администрация благоволила к татарскому купечеству, которое имело свои торговые интересы в регионе. Именно татарские купцы, проникая на территорию Афганистана, составили костяк будущей диаспоры. Ведя торговлю по Афганистану товарами российского производства, татары постепенно оседали в городах, а учитывая религиозную близость (татары, как и основное население страны, исповедуют ислам суннитского толка), достаточно быстро ассимилировались и занимались традиционным для населения страны занятием - скотоводством.По имеющимся сведениям, татары принимали наравне с другими народами Афганистана участие в борьбе за независимость теперь уже ставшей им новой родины: так, в 1919 году татарские конные всадники были в армии Амануллы-хана, ставшего первым правителем независимого Афганистана. На протяжении всего ХХ века татарское население постепенно ассимилировалось на языковом и культурном уровне, утратив, соответственно, знание татарского языка, сохранив лишь этническую самоидентификацию и определенные элементы культуры (в частности, по-прежнему используют юрты в качестве жилища). Языком общения у афганских татар является, в основном, дари; в местах обитания узбекского населения используют, соответственно, узбекский язык (так обстоит дело в провинции Фарьяб). Татары достаточно компактно проживают в уезде Руйе-Дуоб провинции Саманган. Основным родом занятий сегодня является кочевое скотоводство.
Относительно численности населения точной определенности нет. Представители татарской общины утверждают, что численность татар в Афганистане составляет до 500 тысяч человек. Однако, скорее всего, это является большим преувеличением, что объяснимо элементарным желанием подчеркнуть значимость и многочисленность своей диаспоры. Реально можно говорить о 2-2,5 тысяч татар, включая сюда и членов их семей, которые не всегда являются этнически татарами.
За годы правления движения Талибан (1996-2001) татарское население также значительно пострадало, поэтому военное вторжение сил НАТО воспринимается в целом положительно.
На сегодняшний день в стране зарегистрировано Общество татар Афганистана, председателем которого является Хаджи шах Мухамад бей Камалатдин Татар. В ходе проходившего 12-16 декабря 2007 года в Казани IV съезда Всемирного конгресса татар он принимал участие в нем в качестве делегата от татарской диаспоры Афганистана. Выступая на съезде, Камалатдин Татар обратился с просьбой материально помочь татарскому населению своей страны, по крайней мере, в решении проблем образования и здравоохранения.
Ситуация в этой области катастрофична. В период правления талибов школьная система, которая неплохо функционировала в период пребывания в стране военного контингента армии СССР (1979-1989), пришла в полный упадок. Ситуация в этом направлении не изменилась и после падения режима талибов в 2001 году. В Руйе-Дуоб, где проживают в основном татары, существует только система начального образования, причем по-прежнему существует половая дискриминация, когда обучаются, в основном, одни мальчики. Полноценная система здравоохранения отсутствует. То же самое можно говорить и о дорожной инфраструктуре: общественного транспорта, как такого, просто нет. Люди, как и сто лет назад, используют только гужевой транспорт.
Хотя ситуация с татарской диаспорой Афганистана практически ничем не отличается от положения с другими этническими группами, татары рассчитывают на поддержку руководства Республики Татарстан. Правда, пока поддержка может носить только моральный характер, что объяснимо крайне низкой заинтересованностью Правительства Татарстана в Афганистане как рынке сбыта своей продукции в силу элементарной небезопасности пребывания в этой стране.
Раис Сулейманов
(Центр евразийских и международных исследований КГУ)
Опубликовано в газете «Татарские новости», № 3, март 2008 г.