Публикации > Просмотр публикации
Будущее республики - за конкурентоспособными предприятиями

На днях в редакции "РТ" состоялась "прямая связь" наших читателей с министром промышленности и торговли Александром Когогиным. Как выяснилось, татарстанцы отнюдь не равнодушны к тому, какова сегодня ситуация в промышленном и торговом секторах республики, интересуются тем, что предпринимает Минпромторг для развития экономики. Население проявило хорошую активность: звонки поступали непрерывно, и Александр Анатольевич вместо запланированного часа общался с гражданами гораздо дольше. Предлагаем вниманию читателей ответы на наиболее актуальные и часто звучавшие вопросы.

Мы еще полетаем на наших самолетах

Первым на "прямую связь" дозвонился казанский пенсионер Сергей Иванович Иванов:

- Добрый день, уважаемый Александр Анатольевич! В свое время мы гордились тем, что в Татарстане делают самолеты. Но за годы перестройки Казанское авиационное производственное объединение почти развалилось. Есть надежда на его возрождение?

- Большое спасибо за вопрос. Безусловно, без авиастроения страна не может быть сильной, развивающейся. Как известно, на КАПО имени Горбунова ремонтируются и производятся гражданские и военные самолеты Ту-214, Ту-160, Ту-22М, которые являются гордостью не только Татарстана, но и всей России. Проблемы, возникшие на авиазаводе, связаны главным образом с той негативной политикой, которая проводилась в стране по отношению к отечественному авиастроению. Но в прошлом году ситуацию частично удалось переломить. В соответствии с решением, принятым в ноябре на совещании у Президента Владимира Путина, Объединенной авиастроительной корпорацией, Правительством Татарстана совместно с ОАО "Туполев" и КАПО разработан бизнес-план инвестиционного проекта "Оснащение авиакомпаний России ближнемагистральными самолетами Ту-334", согласно которому к 2020 году на нашем заводе планируется выпускать до 40 этих летательных аппаратов.

В сентябре военные лайнеры Ту-160 и Ту-22М вновь, как это было при Советском Союзе, начали охранять воздушные границы Российской Федерации. Сформирован государственный заказ и осуществляется производство этих самолетов. В настоящее время на КАПО две консалтинговые компании проводят исследования всех его участков с целью оптимизации затрат и структуры управления. На техническое перевооружение предприятия предполагается направить в 2008-2012 годах девять миллиардов рублей. Так что будущее КАПО, на мой взгляд, не проблемное.

- Но пока самолетостроители особых перемен к лучшему не ощущают, - включается в разговор работница КАПО Елена Михайловна Борисова. - Цеховые мастера получают в месяц восемь тысяч рублей, и зарплату часто задерживают. Кадровый потенциал утрачен. С кем будем делать тот же Ту-334?

- Проблемы, действительно, острые. Уровень заработной платы на других авиационных предприятиях страны по сравнению с КАПО гораздо выше. Конечно же, при такой низкой оплате труда завод не сможет набрать нужный персонал. Поэтому новое руководство объединения в качестве первостепенных задач определило повышение зарплаты, внедрение социальной жилищной ипотеки, что должно привлечь на завод квалифицированные кадры. А вопрос подготовки специалистов решается в рамках образовательного кластера - на базе имеющихся профессиональных училищ, авиационного техникума и КГТУ имени Туполева (КАИ). Однако необходимо приложить немало труда, чтобы достичь этих целей.

Кроме того, сегодня мы работаем над созданием авиационного технопарка, который будет оказывать услуги аутсорсинга для КАПО, Казанского моторного производственного объединения, Казанского вертолетного завода и неавиационных предприятий столицы республики. Цель одна: вывести на аутсорсинг (управление со стороны. - Ред.) ряд услуг, что помогло бы снизить затраты предприятий, стоимость продукции, при этом качество сервиса оставалось бы на должном уровне.

Можно ли управлять ценами?

На проводе жительница Казани Ольга Петровна Алексеева:

- Я ежедневно хожу на рынок и замечаю, что, к примеру, сахар дорожает в день на 50 копеек, а то и на рубль. Ваше министерство осуществляет какой-либо контроль за ростом цен?

- Безусловно. И одним из инструментов является соглашение между Минпромторгом, администрациями муниципалитетов и сетевых магазинов об удержании в определенных пределах цен на социально значимые продукты питания. В прошлом году после резкого удорожания продуктовых товаров Татарстан стал первым регионом России, предложившим такую методику. Тройственными соглашениями охватили 60-80 процентов торговой сферы. Но есть глобальные вопросы, которые невозможно решить только на республиканском уровне. Одним из индикаторов, влияющих на стоимость любых товаров, являются расценки на электроэнергию и топливо.

- В общем, понятно, что жизнь наша слаще не будет...

- Сахар не входит в группу социально значимых продуктов, которой мы управляем. Вы прекрасно понимаете, что инфляция есть, цены на продукты будут расти, вместе с тем увеличивается и заработная плата.

- Зарплата повышается не каждый день в отличие от стоимости товаров...

Маргарита Ильина, офис-менеджер, находящаяся сейчас в декретном отпуске, все же просит Александра Когогина уточнить:

- Намерены ли власти и дальше "замораживать" цены хотя бы на самое необходимое?

- Во-первых, хочу вас поблагодарить за то, что вы вносите положительную лепту в демографическую ситуацию. Что касается вашего вопроса, то мы заключили дополнительные трехсторонние соглашения до первого мая текущего года, которые призваны стабилизировать ситуацию на потребительском рынке и в целом снизить темпы роста инфляции. И работа по сдерживанию роста розничных цен министерством будет продолжена.

Кроме того, Министерство экономического развития и торговли России предпринимает определенные меры для того, чтобы нефтеперерабатывающим заводам было рентабельно продавать продукцию не только на экспорт, но и внутри страны. Поэтому, повышая пошлины на экспорт нефти, государство стимулирует производителей, чтобы не оголять внутрироссийский рынок бензина, солярки и других горюче-смазочных материалов. Таким образом регулируется уровень цен на все товары. И если у вас есть автомобиль, то вы наверняка заметили, что уже несколько месяцев стоимость топлива на заправках держится на одном уровне.

Министр едва успевает положить трубку, как раздается следующий звонок.

- Здравствуйте. У меня такой вопрос. Я покупаю продукты в крупных торговых комплексах, - говорит Ирина Константиновна Метрюкова из Казани. - И меня расстраивает то, что в магазинах чувствуется недостаток татарстанской продукции. Допустим, "молочку" я предпочитаю только местную. Вы можете изменить ситуацию?

- Вы правы, определенные проблемы в этой части есть. Но хочу отметить, что сегодня в республике производится весь необходимый для обеспечения продовольственной безопасности объем сельхозпродукции. Однако доля импорта еще велика. Благодаря стараниям нашего министерства объем продуктов питания местных товаропроизводителей в среднем по предприятиям торговли Татарстана составил 60 процентов. Удельный вес этого товара в крупных торговых сетях возрос с 33 процентов в 2006 году до 43 - в 2007-м.

Руководство сетевых магазинов тоже можно понять. Основной целью деятельности любого хозрасчетного предприятия является получение прибыли. И если гипермаркет заключил договор, допустим, на поставку ста килограммов куриного мяса, которое нужно доставить в семь часов утра, а поставщик привозит его в восемь, то этот товар по объективным причинам может не дойти до прилавка вовремя. Поэтому в сетях работают высококвалифицированные маркетологи, планирующие часы и объем завоза продукции. И для них недопустим срыв времени поставки, чем иногда грешат наши производители.

Зуфар Ахтямов из Казани считает:

- Казань по торговым площадям на душу населения уже обогнала Москву с Питером. Ежегодно открываются новые сетевые маркеты, торговые дома. Насколько я знаю, допустим, в Нижнем Новгороде строится первый в городе гипермаркет. А у нас их уже столько, что в глазах рябит. Да и торговые салоны той же "Меги" практически пустуют. Люди ходят туда в основном развлечься. Дают ли что-нибудь многочисленные торговые сети для экономики республики?

- Для иностранных и российских торговых операторов Татарстан остается одним из наиболее привлекательных регионов. За последние несколько лет в столице республики, действительно, появились десятки новых торговых предприятий. Инвестиции в потребительский рынок исчисляются сотнями миллионов долларов. Приход крупных торговых сетей способствует улучшению обслуживания населения, обеспечивает приток денежных средств в виде налогов, зарплат и закупок напрямую у местных производителей, создает дополнительные рабочие места, дает возможность для внедрения новейших технологий и инновационных форм работы с клиентами.

Так, компания "МЕТРО Кеш энд Керри" создала 650 новых рабочих мест и предоставила возможность местным производителям через сеть "МЕТРО" попасть на мировой рынок, правда, при условии выпуска конкурентоспособной продукции.

- А не мешают ли "пришельцы" деятельности местных коммерсантов?

- Экспансия крупных торговых фирм в нашу республику не помешает, а, наоборот, позволит республиканским бизнесменам подняться на новый уровень в сфере развития торговых процессов, так как с приходом крупных международных сетей приходит и новая технология интенсификации в торговле, которая с учетом национальных особенностей улучшает обслуживание покупателей. Я считаю, что все это положительно сказывается на развитии потребительского рынка республики и столицы. Надо уже сейчас учиться торговать по правилам мирового рынка и в условиях жесткой конкуренции.

От бензина до древесины

Следующий звонок не заставляет себя ждать.

- Вас беспокоит Борис Никифорович Сидорчук из Нижнекамска. Вот руководство холдинга "ТАИФ" утверждает, что заводы этой группы компаний производят высококачественный автомобильный бензин, удовлетворяющий требованиям "Евро-3". Так почему в республике нет качественного бензина Аи-95?

- Впервые автомобильные бензины начали выпускать в республике два года назад. На Нижнекамском нефтеперерабатывающем заводе, принадлежащем ОАО "ТАИФ-НК", сегодня производится свыше 660 тысяч тонн различных типов автобензина в год, при этом топлива класса "Премиум-95" - в объеме 30 тысяч тонн. Учитывая то, что в Правительстве России в последнее время муссируется вопрос о переходе на европейские стандарты моторного топлива, "ТАИФ-НК" в этом году приступил к строительству комплекса по производству высокооктановых компонентов автобензина. С вводом в эксплуатацию этого объекта планируется ежегодно производить около 200 тысяч тонн топлива класса "Премиум-95".

Частного предпринимателя из Казани Альфию Ибатуллину волнует такой вопрос:

- Россия готовится к вступлению во Всемирную торговую организацию. Зачем России ВТО, как нам соответствовать ее требованиям? На мой взгляд, для наших предприятий вхождение в ВТО губительно.

- Не могу согласиться с вами. Позвольте задать вам встречный вопрос: как вы считаете, есть разница в сегодняшнем ассортименте продукции в наших магазинах по сравнению с тем, что было в 2000 году?

- Безусловно, есть - и по ассортименту, и по качеству товаров. И я это оцениваю положительно. Но у ВТО есть такие требования, которые могут навредить благополучию России.

- От вступления в ВТО выиграет прежде всего потребитель. После снижения таможенных барьеров возрастет приток в страну дешевого и качественного импорта. Конкуренция отечественных и зарубежных товаров будет способствовать снижению общего уровня цен. Конечно, страна может испытать определенные трудности при вступлении в ВТО. Этот шаг негативно отразится на неконкурентоспособных предприятиях. А те компании, на которых держится экономика республики, не пострадают. Поэтому наше министерство уделяет огромное внимание привлечению инвесторов в Татарстан, что положительно сказывается на конкурентоспособности нашей промышленности. А жителям республики по большому счету нет разницы - где получать хорошую заработную плату: на местных или совместных (с иностранными инвесторами) предприятиях.

Кроме того, члены ВТО имеют большой плюс - общее законодательное поле, что максимально снимает многие барьеры при сотрудничестве между странами.

Домохозяйка из Казани Ольга Николаевна Петрова не скрывала удивления, что все-таки дозвонилась на "прямую связь".

- Я на самом деле могу задать вопрос министру?

- Добрый день, Ольга Николаевна, Когогин на связи.

- Александр Анатольевич, в средствах массовой информации часто рассказывается о том, что татарстанские делегации бывают в разных странах. Многие иностранные делегации посещают нашу республику. А какая реальная польза от этого?

- Польза немалая. Как вы понимаете, чтобы улучшить качество жизни населения, необходимо повышать оплату труда, значит, нужно добиваться того, чтобы наши предприятия были конкурентоспособными. Президент Минтимер Шарипович Шаймиев в своем ежегодном послании Госсовету республики назвал ряд неконкурентоспособных организаций республики. Для них мы стараемся подобрать инвесторов, которые пожелают прийти к нам с аналогичными видами производства и будут выпускать востребованную продукцию на территории Татарстана. Для нас с вами интересно, чтобы были сохранены рабочие места, выплачивались налоги и достойная зарплата.

Допустим, после недавнего визита татарстанской делегации в Саксонию высказали желание посетить республику около 30 производителей автокомпонентов с конкретными предложениями по инвестированию в наши технопарки. Инвесторы, которых мы приглашаем в Татарстан, владеют современными технологиями. Следовательно, на наших сборочных заводах, в том числе и на КамАЗе, себестоимость выпускаемой продукции будет снижаться.

- Благодарю за ответ. Желаю успехов в вашей деятельности.

- Огромное спасибо.

Читателя из Кукморского района Александра Иванова беспокоит состояние лесной промышленности республики:

- Татарстан хоть и не отличается особой лесистостью, но у нас довольно активно ведутся лесоразработки, и на делянках остается много некондиционного леса. Однако вся мебель, представленная в наших магазинах, производится за пределами республики. Наверное, можно было бы уделять больше внимания отходам, которые остаются в лесу и не приносят пользы?

- Я с вами абсолютно согласен. Эта отрасль промышленности, которую вы затронули, для меня не чужая. Мы с коллективом Зеленодольского фанерного завода (Александр Когогин до назначения прошлым летом на должность министра возглавлял ЗФЗ. - Прим. авт.) отдали немало лет и сил для того, чтобы деревообработка на этом предприятии была одной из самых передовых в стране. К сожалению, сегодня расчетная лесосека в республике вырубается не очень эффективно, за что теперь ответственность несет наше министерство. В прошлом году принято решение о передаче лесов в аренду на 49 лет крупным татарстанским лесоперерабатывающим компаниям. И в ближайшие дни состоится соответствующий аукцион. Это первый шаг, который подготовило наше министерство на пути решения данной проблемы. Мы намерены сформировать в Татарстане еще один кластер: начиная с лесообустройства, то есть с посадки деревьев, завершая лесопереработкой с хорошей добавленной стоимостью. То есть хотим, чтобы предприятия отрасли стали хорошими лесопользователями.

Вынужден признать, что сегодня производство мебели в республике не очень эффективно. Для того чтобы компания была конкурентоспособной, она должна иметь современные технологии и оборудование. Ее генеральный директор обязан владеть инструментами управления современным предприятием, а для этого - получить образование по программе "Мастер делового администрирования".

К тому же в наших лесах мало товарной древесины (сосны, березы, дуба, липы), преобладает осина, из которой изготовить продукцию с минимальными затратами невозможно ни физически, ни экономически. Поэтому Минпромторгом ведутся работы в двух направлениях. Во-первых, по строительству в республике завода по выпуску ДСП, возведение которого будет инвестироваться одним из крупнейших в мире производителей этой продукции. Во-вторых, чтобы наладить переработку неделовой древесины, мы привлекаем турецкую компанию, производящую котлы, которые функционируют как на газе, угле, нефти, так и на древесном топливе. Рассматриваем возможность размещения в технопарке или особой экономической зоне "Алабуга" производства современных котлов мощностью до 30 мегаватт. Такое оборудование в России еще не выпускается. Таким образом, леса будут очищаться от некондиционной древесины, а промышленные предприятия оснастятся котлами, которые вырабатывают пар и технологическое тепло.

- Желаю больших успехов на этом поприще. Но от имени неравнодушных к нашим лесам татарстанцев обращаюсь к вам с просьбой: когда лесорубы будут заниматься вырубкой деревьев, проследите, пожалуйста, чтобы они относились к этому делу как хозяева. Восстановление леса тоже должно быть на хорошем уровне...

В завершение "прямой связи" Александра Когогина порадовали его бывшие коллеги - работники Зеленодольского фанерного завода, которые от имени коллектива предприятия передали своему бывшему генеральному директору привет и спросили: каково ему в министерском кресле?

- Работа интересная, безусловно, имеющая свою специфику. Признаюсь, я еще не успел полностью адаптироваться в чиновники. Но в работе и по жизни руководствуюсь двумя постулатами. Первый: то, что меня не убивает, - делает меня сильнее. Второй: если я не могу изменить мир, то локально меняю пространство, в котором нахожусь. Сейчас у меня есть возможность участвовать в разработке законодательных актов, тем самым оказывать влияние на развитие отраслей экономики не только Татарстана, но и России, так как наша республика является одним из самых сильных субъектов Федерации.

Опубликовано в газете "Республика Татарстан", 20 марта 2008 г.