Публикации > Просмотр публикации
Казань должна войти в "золотой треугольник". Станет ли столица Татарстана "татарской столицей России"?

17 апреля в КРК "Пирамида" генеральный директор английской компании TMI Роджер Джонсон презентовал мэру города И.Метшину, городским чиновникам, представителям туриндустрии и журналистам стратегический план развития туризма в Казани.

Напомним, что английская маркетинговая компания TMI была привлечена к работе по разработке стратеги развития туризма в Казани по совету Всемирной туристической организации, это произошло в октябре прошлого года. А нынешний генеральный директор компании Роджер Джонсон в прошлом - директор по маркетингу британского правительственного агентства Visit Britain, так что человек в туристическом бизнесе авторитетный.

Место для презентации было выбрано весьма удачное - ресторан "Пирамиды" на пятом этаже комплекса, откуда весь исторический центр был виден как на ладони.

Господин Джонсон был краток, его выступление заняло не более тридцати минут, вообще же исследования компании TMI составляют 130 страниц текста. Стратегия развития туризма, охватывает период в три года.

По словам господина Джонсона, когда готовилась стратегия, акцент не делался только на туристах, во внимание брались все, кто приезжает в город - инвесторы, гости, деловые партнеры. Стратегические разработки коснулись практически всех городских структур - транспорта, питания, отелей, культурной сферы, досуга. Конечная цель стратеги развития - сделать Казань узнаваемым брендом в России и на ключевых туристических рынках Европы. Англичане делают смелые прогнозы - если верить им, то количество туристов, которое сейчас составляет 600 тысяч в год, должно увеличиться до 900 тысяч. А расходы, которые гости города делают в Казани, должны возрасти на 45 процентов. Неплохой вклад в городской бюджет.

Что же пока мешает Казани продвинуться на туристическом рынке? По мнению разработчиков стратегии, это, прежде всего, плохая осведомленность о городе на туристическом рынке. Город, чтобы его запомнили и о нем заговорили, должен вызывать устойчивые ассоциации.

Господин Джонсон отклонил утверждение, что Казань - это место, где встречается Европа и Азия, отметив, что то же о себе может сказать и Екатеринбург. Не поддался искушению назвать Казань центром Поволжья, потому что на это может претендовать и Нижний Новгород. Он предложил другое утверждение: Казань - татарская столица России. Здесь соединились две культуры, две религии, два языка, две ментальности, в этом наша особенность. Поэтому возможен "золотой треугольник" - Москва, Санкт-Петербург и Казань.

Господин Джонсон советует: Казань должна стать городом, в котором постоянно что-то случается. Надо составить календарь мероприятий на год, внеся в него международные музыкальные фестивали и сабантуй, деловые форумы и спортивные мероприятия.

Казань, по мнению англичан, идеально подходит под понятие "Тур выходного дня", когда туристы предполагают пробыть два-три дня в городе, посетить музеи, театры, отведать хорошую еду. Здесь есть конкретные рекомендации. В первый из трех отведенных под стратегию лет следует попытаться завязать контакты на рынке туристических услуг в Германии и Великобритании, два последующих года надо работать с турфирмами Франции, Бенилюкса, Скандинавии.

Кроме этого, не следует забывать и о проведении деловых мероприятий - конференций, симпозиумов, встреч. Но в этом смысле следует ориентироваться на контакты внутри России.

В чем же англичане видят "фишки" Казани? Естественно, это Кремль и чудотворный Казанский образ Божьей Матери, рыбалка на Волге и татарская национальная кухня. Кроме этого - комплекс Старо-Татарской слободы, который с точки зрения разработчиков стратегии имеет большой потенциал. Добавим от себя, если в слободе действительно смогут воспроизвести деревянную улицу - копии старинных казанских особняков, то это место может стать еще более привлекательным. Вообще же, по мнению англичан, упор надо делать на старинные здания, уникальные постройки, они интересны туристам. Только вот где они, эти старинные казанские дома, делающие наш город неповторимым? …

Каким же, по мнению господина Джонсона и его сотрудников, может стать состав туристов, прибывающих в Казань? Это люди, приехавшие по делу, в основном, россияне. Из-за границы могут начать ехать молодые туристы в поисках приключений - в Англии их количество, например, равняется 24 процентам от общего числа приезжающих. Далее идут независимые путешественники - их бывает от 15 до 18 процентов. И, наконец, пожилые обеспеченные люди, так называемые "туристы - космополиты".

При всей социальной и возрастной разнице групп требования к "туру выходного дня" у них будут схожие. Они все захотят прилететь в удобный, комфортный и красивый аэропорт, такого в Казани, увы, нет. Им всем понадобится информация о городе - схемы проезда, карты, путеводители на европейских языках. Они предпочтут сесть в такси с водителем, который хоть немного говорит по-английски, они захотят посетить ресторан, где есть английское меню, и менеджер так же говорит на этом языке. Увы, всего этого у нас пока не наблюдается. Им всем понадобится четкий и аргументированный рейтинг отелей.

Но выступивший в заключение презентации мэр Казани Ильсур Метшин был оптимистичен, заверив, что, если казанцы постараются, мы сможем достойно принять гостей. Он же обнадежил: памятники истории, культуры и архитектуры больше сноситься не будут, а те, что остались, будут отреставрированы. Правда, сроков реставрации он не назвал, очевидно, все это будет решаться в индивидуальном для каждого стоящего на учете здания порядке.

По материалам www.e-vid.ru/, 18 апреля 2008 г.