Публикации > Просмотр публикации
Полпред татарской песни

К 100-летию со дня рождения Рашита Вагапова

Время - строгий, порой и жестокий, но, как правило, самый справедливый судья. Время всех и вся расставляет по своим местам. Поэтому для объективной оценки того или иного феномена в культуре требуется определенная историческая дистанция.


Последние годы можно по праву назвать временем переоценки личности и творчества Рашита Вагапова.

"Творчество великого татарского певца, народного артиста Республики Татарстан Рашита Вагапова составляет целую эпоху в духовной жизни нашего народа", - в этих словах Президента Минтимера Шаймиева заложен политический фундамент современной социально-нравственной оценки роли и личности Рашита Вагапова.

Действительно, его роль и место в духовной истории татарского народа трудно переоценить. "Рашит Вагапов - это великий, легендарный певец, потрясший весь татарский мир", - оценивает его народный артист России и Татарстана Ильгам Шакиров.

"Рашит Вагапов своими внешними данными, обаянием не уступал самым знаменитым кинозвездам, - считает академик Мансур Хасанов. - Его артистическая манера перекликается со стилем знаменитого американского певца Фрэнка Синатры. Но в отличие от Синатры, ставшего звездой эстрады международного масштаба, будучи лишенным каких-либо вокальных данных, Р.Вагапов был певцом от Бога. Он объездил весь Советский Союз, и везде его ждали переполненные залы, восторженные соплеменники. Кто знает, не будь СССР закрытой страной, он бы достиг мировой известности".

"На татарской эстраде он был лидером, личностью №1, - подчеркивает профессор Фуат Мансуров. - Рашит Вагапов был настоящей легендой. Его по праву можно назвать одним из основоположников профессионального татарского вокального искусства".

Оригинальность творческого стиля, неповторимость исполнительского искусства Рашита Вагапова признал и всемирно известный певец, народный артист СССР Зураб Соткилава. "Во мне, увы, нет той оригинальной мелодики, тех особенных мелизмов, той филигранности и воздушности, которые были так свойственны и так органично вписывались в творчество Рашита Вагапова. Безусловно, я выучу его песни, но никогда не исполню их на уровне великого татарского певца!" - сказал Зураб Соткилава в прошлом году со сцены Театра оперы и балета им. М. Джалиля.

* * *

Рашит Вагапов - первый среди исполнителей на татарской эстраде, достигший подобных вершин славы и признания. Естественно, и до него были эстрадные певцы. Ф.Латыпов и К.Мотыги - самые выдающиеся из них.

Если первый исполнял преимущественно старинные протяжные мелодии, придерживаясь подлинно народных традиций в своем творчестве, то второй отдавал предпочтение произведениям легкого жанра. "А вот Рашит Вагапов очень удачно и совершенно естественным образом сочетал в себе оба этих направления, - считает видный музыковед, профессор М.Нигметзянов. - Его исполнительское искусство близко к народному, но в то же время он довольно успешно использовал элементы эстрады. На сцене он держался очень свободно, но ему никогда не изменяло чувство меры, его движения были совершенно естественными. Тогда на татарской сцене подобных певцов еще не было".

Аксакал татарской литературы Гумер Баширов в одной из своих статей отметил: "Если внимательно вслушиваться в творчество Рашита, то приходишь к мысли, что у нас эстрадные песни берут начало у него". По мнению академика Мансура Хасанова, Рашит Вагапов, являясь носителем классических традиций татарской народной песни, одновременно выступал и новатором концертной эстрады, привнося в исполнительское искусство весьма оригинальные новшества.

* * *

Безусловно, в те годы на татарской сцене блистали многие видные исполнители. Гульсум Сулейманова, Зифа Басырова, Марьям Рахманкулова, Фахри Насретдинов, Галия Кайбицкая, Усман Альмиев... Каждый из них достоин глубочайшего уважения, каждый внес свою драгоценную лепту в развитие национального исполнительского искусства.

Однако на эстраде и концертных площадках тех лет все же мы чаще других видели Рашита Вагапова. Например, Марьям Рахманкулова, Фахри Насретдинов и другие оперные певцы принимали участие в концертной деятельности, но в основном свое творчество посвятили очень ответственному и исторически важному делу - заложили фундамент татарского оперного искусства. Зифа Басырова с ее неповторимо глубоким драматичным голосом появилась на эстраде чуть позднее, поскольку она была актрисой драмтеатра. Гульсум Сулейманова, которую мы вправе считать одной из первых профессиональных певиц, являлась штатным сотрудником на радио, поэтому на гастроли выезжала очень редко.

А вот Рашит Вагапов - постоянно в пути, неизменно на гастролях, у него непрерывная череда концертов. С уверенностью можно сказать: в период, скажем, 40-50-х годов прошлого века Рашит Вагапов, как никто другой, выступал с рекордным количеством концертов на татарской эстраде. В филармонии до него, как свидетельствуют исторические документы, не было ни одного певца, который был бы столь же высокопрофессионален, сколь и популярен, любим в народе.

Говоря в целом, сама филармония, пожалуй, тоже по-настоящему развернула свою деятельность в период войны, когда, в частности, активно стала разъезжать одна из ее первых концертных бригад, в состав которой входили Р.Вагапов, Г.Валиев, Дж.Саляхова и Х.Нуриева.

Рашит Вагапов "узаконил" существование великого множества народных песен на профессиональной сцене. Его творчество послужило коренным поворотом к подлинному певческому профессионализму, к освоению новых вершин вокального мастерства при их исполнении.

Таким образом, Рашит Вагапов - один из основоположников не только Татарской государственной филармонии, но в целом татарской концертной деятельности и национальной профессиональной эстрады. Он, что называется, певец века, первый представитель профессиональной татарской песенной эстрады XX века, добившийся столь высоких вершин исполнительского искусства и всенародного признания. Он венценосец татарской песни.

* * *

Большинство исследователей Рашита Вагапова отмечают: несмотря на то что певец достиг высоких вершин в искусстве, его талант не был полностью реализован и признан. Этим не принижается личный талант Рашита Вагапова, но указывается на такое состояние современной ему татарской, советской культуры, при котором значение мастера не было оценено в должной степени. Культура того времени, культура тоталитарного общества, с его уровнем просвещения, системой распространения и распределения духовных ценностей, с его идеалами, не могла полностью оценить творческого величия этого исполнителя.

...Рашит Вагапов в Татарской государственной филармонии имени Г. Тукая прослужил почти 22 года. Нужно отметить, что он был гордостью и опорой этого учреждения культуры. "Филармония выжила только благодаря ему, - вспоминал М.Ф.Боголюбов, долгие годы проработавший ее директором. - Я начал трудиться в филармонии в 1952 году. Она тогда находилась в крайне трудном материально-финансовом положении. Денег нет, сидим на картотеке. Абсолютное большинство бригад оказались убыточными. Только бригада Рашита Вагапова с гастролей возвращалась с прибылью. Филармония практически жила за его счет. Он привозил деньги, и мы могли платить другим артистам зарплату".

Да, бригада Рашита Вагапова приносила филармонии самую большую прибыль. Тем не менее артисты из его коллектива получали весьма скромную плату за свой труд.

Хотя Рашит Вагапов был самым любимым певцом татарского народа, нельзя сказать, что он был обласкан властями. Они не особенно торопились и с присвоением почетных званий певцу. С ним довольно скупо обошлись, лишь в 1950 году удостоив звания заслуженного артиста Татарстана, хотя он без устали столько лет подряд пропагандировал татарское профессиональное искусство по всему СССР. А звание народного артиста Татарстана певцу было присвоено только в 1957 году, когда он имел за плечами 16 лет сценического стажа.

Без сомнения, если вести речь о вкладе Рашита Вагапова в музыкальное развитие татарского народа и даже в целом советского народа, то впору было присвоить ему звание народного артиста СССР. Наверное, тут свою роковую роль сыграло, во-первых, формальное отношение к национальным меньшинствам в бывшем Союзе, во-вторых, отсутствие уважения и почета к подлинным народным талантам в самой республике. Поэтому справедливые чаяния народа увидеть любимого артиста в достойном ранге оказались несбыточной мечтой.

* * *

Вся творческая, жизненная биография Рашита Вагапова, по сути, борьба за выживание в условиях всестороннего давления. Арест и расстрел отца как "врага народа", преследования Рашита Вагапова самого как сына "врага народа", сильнейшее идеологическое давление на собственно творческий процесс (вспомним партийные ограничения в выборе репертуара), отсутствие нормальных социально-бытовых условий (несмотря на то, что он был одним из самых популярных и "кассовых" артистов), проблемы в личностно-бытовом плане, (развод с первой женой, дальнейшие семейные неурядицы) и т.д. Все это привело к тому, что Рашит Вагапов оказался в состоянии внутреннего одиночества, отчуждения, о чем свидетельствует одно из его писем сестре.

"Я очень скучаю по родным, хочу увидеть каждого из вас. В иные дни думаю, вот если бы жили в одном городе, то в минуты тоски навещали бы друг друга.

Через 4 года я выйду на пенсию, потому что певцы, прослужив 25 лет, могут уйти на пенсию. Как выйду на пенсию, то поменяю квартиру на Москву, пенсия моя составит 1200 рублей.

Остаток жизни хотелось бы провести вместе со всей родней, если поживем".

* * *

Рашит Вагапов привнес на татарскую эстраду элементы дуэтного исполнения, что было с восторгом принято слушателями. Однако в те годы плоды такого новаторства не всеми воспринимались однозначно. На одном из партсобраний филармонии о дуэтном исполнении песни "Галиябану" с пренебрежением было сказано: "У них вышел ляпсус с этой старинной песней".

"Да, политический, идеологический нажим был довольно сильным, - вспоминает Дж.Саляхова. - Каждая наша программа, каждая песня подвергались цензуре. В программу мы обязаны были включить произведения, прославляющие партию, Сталина, иначе ее не "утверждали". Случалось, что цензура не пропускала ту или иную песню. К нам придирались по всякому поводу, скажем, делали даже замечание такого рода: "Слишком много поете о любви".

Но Рашит Вагапов, будучи тонким художником, чутко улавливая эстетические потребности публики, нашел в себе силы восстать против необоснованного давления, активно продолжая работу по популяризации дуэтного исполнения. В результате многие его записи и поныне служат классическим образцом этого вида исполнительского искусства.

* * *

Семейная жизнь и личные отношения Рашита Вагапова складывались непросто. Его первая жена - Халифа Рахимова. Они поженились в 1927 году. Несколько лет спустя Рашита начали переводить из одного села в другое - Пица, Рыбушкино, Кызылъяр и снова Актуково... А Халифа в это время воспитывала рождавшихся друг за другом детей. Их первенец Шамиль родился в 1929 году, потом появились на свет Венера, Равиль, Максут.

Но счастливые дни семьи длились недолго. В 1941 году Р.Вагапова пригласили в Казань, где он начал работать солистом филармонии.

"Обосновавшись в Казани, отец много раз приглашал нас к себе, - рассказывает дочь Вагапова от первого брака Венера- ханум. - Мама даже съездила к нему. Вернувшись, она сказала: "Нет, дети, мы не поедем туда. Мы - люди разных профессий, не поймем друг друга".

Хотя с детьми, живущими в Москве, Рашит встречался не часто, но он всю жизнь не переставал тосковать по ним, неотвязные грустные мысли разрывали его душу. Вот весьма показательный пример. В Москве певец выступал с большим концертом. Зал переполнен. Вот Рашит Вагапов выходит на сцену. Запевает свою знаменитую "Альфию". При исполнении песни на самом верхнем регистре его взгляд падает в середину зала, где сидели его дети Шамиль и Венера. Заметив их, он так разволновался, а сердце так бешено заколотилось, что голос артиста осекся. Вагапов вынужден был покинуть сцену. Этот случай послужил в дальнейшем серьезным поводом для обвинения его в "непрофессионализме" со стороны руководства и его недругов. Знали бы они, как болело сердце певца, как оно страдало! Мне почему-то кажется, что Рашит Вагапов жил, разрываясь между двумя семьями, как меж двух огней.

* * *

На протяжении долгих лет, невзирая на обретенную широкую популярность, Рашит Вагапов должен был соблюдать определенные морально-политические рамки. Ему слишком часто напоминали, что он "сын муллы" и "врага народа". Поэтому он вынужден был вести себя чрезвычайно осторожно, чтобы не обронить нечаянно лишнего слова, терпел несправедливые, безосновательные нападки партийных подхалимов.

В конце 50-х - начале 60-х, после XX съезда КПСС, в период "хрущевской оттепели", когда народ впервые ощутил веяние демократических перемен, и Рашит Вагапов почувствовал себя более раскрепощенным, твердо отстаивал свое мнение на партийных собраниях и смело защищал свои принципы по вопросу репертуара. На одном из собраний он высказал такое мнение: "Утверждать репертуар только на бумаге считаю неправильным, нужно учесть мнение и самого зрителя". А на другом собрании он говорил о неудовлетворительном отношении организаторов концерта и администраторов к артистам: "На местах администраторы, злостно используя свое служебное положение, присваивают выручку. Подобные махинации наносят большой урон филармонии. Администраторы с артистами ведут себя грубо, считая себя хозяевами положения. Неужели нельзя от них избавиться?"

Но все же в большинстве случаев на партсобраниях он предпочитал отмалчиваться. Возможно, осознавал, что они, по сути, фарс, поэтому на них бесполезно что-либо предлагать. В этой связи любопытны наблюдения заведующего отделом литературы и искусства Татарского обкома партии Аминова: "Критикуя словом, конечно, можно достичь результата, однако свое мнение нужно подкрепить делом. Товарищ Вагапов тут особо не выступал, но он критикует нас своим трудом".

* * *

В последние годы артист включил в свой репертуар песню "Умырзая" ("Подснежник"). В ней - тоска, сожаление, безнадежность и бессилие против ударов судьбы. В ее словах словно нашла отражение трагическая судьба и самого певца.

Быстро вырастает
мой подснежник,
Лепестки навстречу
солнышку раскрыв.

Быстро погибает,
Быстро увядает,
Голову навеки преклонив.


Звезда Рашита Вагапова взошла стремительно и ярко, за короткий срок он стал любимым певцом татарского народа, достиг высот популярности и столь же быстротечно ушел из жизни в 1962 году в возрасте 54 лет.

Как правило, гениальный художник остро ощущает свою принадлежность будущему, бессмертие своих произведений. Не об этом ли говорят строки из письма Рашита Вагапова брату накануне роковой операции в декабре 1962 года: "Если умру - останутся мои песни".

* * *

При определении культурной продуктивности и исторической значимости творческой личности решающими являются два момента: во-первых, своевременность его произведений, актуальность творчества художника для своего поколения; во-вторых, степень влияния творца на последующие поколения.

Да, Рашит Вагапов был одним из ярчайших, знаковых культурных феноменов своей эпохи, символом целого поколения татарского народа.

Как отметил профессор В. И. Мазепа, особую ценность гений приобретает для тех поколений, культура которых актуализирует эстетические и нравственные идеалы, созвучные идеалам художника.

Действительно, в пору, когда подмостки концертных площадок, экраны телевизоров заполонили пошлость и безвкусица, для татарского слушателя становится актуальным наследие таких высокоинтеллектуальных, высокопрофессиональных певцов, как Рашит Вагапов.

Многие сегодняшние так называемые звезды татарской эстрады - это самые настоящие ремесленники. Да, они хорошо знают законы шоу-бизнеса. И не столько поют, сколько производят продукцию, при этом мастерски, профессионально используют специфические выразительные средства (сегодня такая возможность имеется). Но они - не творцы, не художники. Они производят, еще раз подчеркнем, неплохой товар, но не произведение искусства. Их песни не ставят серьезных общечеловеческих, смысложизненных проблем, не несут в себе культуросозидающую функцию. Но, формируя у зрителей, особенно у молодого поколения, псевдо-эстетические потребительские вкусы, они способны нанести серьезный вред нравственному состоянию общества.

Кстати, на Западе производители масскультуры всегда честно и открыто признаются в своей основной цели - извлечении прибыли. Но там никто и никогда и не думает ставить знак равенства между культурой-однодневкой и высокохудожественной культурой. А у нас результат усилий ремесленников от эстрады подчас пытаются преподнести как наивысшее национальное достижение.

Поэтому на современном этапе развития эстрады, в условиях ее кризиса востребованность таких творцов, как Рашит Вагапов, Ильгам Шакиров - художников с высокой профессиональной и нравственной культурой, - возрастает особенно.

* * *

Ильгам Шакиров с детства, как зачарованный, слушал песни Рашита Вагапова, он бесконечно крутил его пластинки на патефоне. Особенно ему нравились песни "Урман" ("Лес"), "Нурия", "Альфия" и "Яшьлек" ("Молодость"). А потом он и сам начал петь, пытаясь подражать Рашиту Вагапову. Тогда исполнение мастера казалось Ильгаму "несбыточным даже в мечтах чудом". Когда Ильгам впервые увидел Рашита Вагапова на сцене, это произвело на него очень сильное впечатление: "Посмотрев на его облик, услышав песни из его уст, я надолго "перевоплотился" в него, стараясь петь "как он". Позднее, уже в Казани, во время учебы в музыкальном училище, он ближе познакомился с прославленным певцом. Однажды на радио Ильгам репетировал с пианисткой Е. Соколовой. И тут в студию заходит Рашит Вагапов. Он садится и внимательно слушает, как поет Ильгам. Потом подходит к нему, ласково хлопает по плечу и произносит памятные слова: "Да, душа есть". По прошествии многих лет это подтверждает и сам Ильгам Шакиров: "Это была высокая оценка. А его похлопывание по плечу, вероятно, следует понимать как благословение, как желание окрылить молодого певца".

Эта встреча не оставила равнодушным и самого Вагапова.

- Сегодня на радио послушал одного молодого певца. Зовут его Ильгам, он из Сармановского района. Голос у него прекрасный, этот парень подает большие надежды, - поделился он с женой своими впечатлениями.

- Что, неужели и тебя обскачет? - решила пошутить Зайтуна- ханум.

- А почему бы и нет? Разве плохо, когда есть продолжатели твоего дела? Ведь именно в этом и кроется счастье народа! - взволнованно, искренне ответил Р.Вагапов.

Рашит Вагапов, как тонкий художник, почувствовал, что именно Ильгам станет продол-жателем его дела, и не побоялся передать в его руки эстафету татарской песни. И, надо сказать, не ошибся. Ильгам Шакиров не только остался верен творчеству, народным традициям своих великих предшественников - Рашита Вагапова, Гульсум Сулеймановой, но и, благодаря своему мощному творческому дару, развил и взрастил эти традиции, поднял татарское песенное искусство на качественно новый уровень.

Символично, что именно Ильгам Шакиров еще десятки лет тому назад, публично выступая, говорил о необходимости принятия срочных мер по увековечению памяти Рашита Вагапова, в том числе и о сооружении памятника певцу. Кстати, решение Правительства Татарстана об установке в Казани памятника Рашиту Вагапову уже принято.

Именно Ильгам Шакиров в 2004 году одним из первых благословил Международный фестиваль татарской песни имени Рашита Вагапова, мероприятия которого нынче с неизменным успехом проходят во многих регионах России, ближнего и дальнего зарубежья. Сегодня фестиваль становится одним из национально-культурных брендов Татарстана и татарского народа.

Именно Ильгам Шакиров стал председателем жюри первого конкурса молодых исполнителей Вагаповского фестиваля. Конкурс, прошедший в прошлом году, вызвал небывалый интерес среди творческой молодежи.

Проявляя такое уважительное и заботливое отношение к памяти своего предшественника, Ильгам Шакиров показал удивительный пример, достойный восхищения!

* * *

7 мая исполнилось 100 лет со дня рождения Рашита Вагапова. Эту знаменательную дату отмечают во многих уголках мира, где живут татары. Мероприятия фестиваля, посвященные юбилею певца, уже прошли более чем в 30 регионах, в том числе в Финляндии и Швеции. Впереди - Вагаповские праздники в Эстонии, на Украине, в странах Средней Азии, в Санкт-Петербурге, Уфе, Москве… 28 июня на родине Рашита Вагапова - в деревне Актуково Нижегородской области - состоится открытие памятника певцу. Юбилейные мероприятия в Казани намечены на ноябрь. Надеюсь, они станут событием знакового характера. Иначе и быть не может. Ведь, как отметил Президент Минтимер Шаймиев, "проведение юбилея Рашита Вагапова на высоком государственном уровне - дело чести республики, ибо на наследии таких великих сынов татарского народа держится вся наша духовная жизнь, развивается национальное самосознание, с ним сверяет свои достижения современная культура".

Рифат Фаттахов,
кандидат философских наук,
заслуженный работник культуры России и Татарстана.

Газета "Республика Татарстан", № 91-92 (26208), 8 мая 2008 г.