Публикации > Просмотр публикации
Тимур Акулов: «На Западе мы берем новые технологии, на Востоке мы торгуем»
- Внешнеполитическая деятельность - это все же прерогатива федерального центра. Нашу деятельность правильней было бы назвать международной. Начиная с 1991 года Татарстан на этом пути прошел три этапа. Первые четыре года можно определить как этап становления. После принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан и проведения референдума мы осознавали, что для реализации экономических амбиций республике нужно выходить на международную арену. Более того, нам как дважды два четыре стало ясно: без участия регионов международная жизнь федерации не может быть полноценной. К сожалению, тут мы встретили недопонимание со стороны Москвы. Так продолжалось до 1996 года.
Следующие четыре года стали периодом, когда мы осознали, что международная деятельность есть и что она может быть еще более широкой. И у федерального центра появилось понимание, что без международной деятельности Республики Татарстан и других субъектов федерации не может быть завершенной внешнеэкономическая, внешнеполитическая деятельность Российской Федерации в целом. Только с 2000 года пришло понимание того, что мы из себя представляем, что мы можем себе позволить как мы должны продвигаться в дальшем.
Если коротко, то первый этап можно охарактеризовать как поиск того, что из себя представляет международная деятельность региона и как мы можем ее осуществлять; на втором этапе была создана законодательная база Республики Татарстан в области международной деятельности, и третий этап - это уже планомерное ведение этой международной деятельности. Так началась реализация задач, поставленных перед нами Президентом республики.
- Шестнадцать лет Вы являетесь одним из тех, кто осуществляет деятельность Республики Татарстан в международном направлении. Какими свойствами должен обладать человек, работающий на данном поприще?
- Во-первых, наверное, желанием работать, во-вторых - суммой знаний. И третье, пожалуй, самое главное, - это инициатива.
Желание появляется не от того, что мы вдруг решили этим заняться, а от объективной необходимости работать с внешним миром. Потому что не взаимодействовать с большим миром, в котором мы живем, не стремиться подтягиваться к тому уровню, на котором находится развитие международной деятельности в мире в целом, было бы неграмотно. Замкнуться и развиваться только в себе - это просто невозможно. Весь ход нашей истории показывает, что мы не сможем развиваться, варясь в собственном соку. Если мы не будем обладать определенной суммой знаний, общаться с теми же самыми мировыми корпорациями, мы обречены на застой. Без активной международной работы, включающей в себя и внешнеэкономическую деятельность, и культурные связи, и сотрудничество в области спорта, и общение с соотечественниками, развиваться просто невозможно.
При этом необходимо проявлять инициативу, ведь ничто не дается само собой. Возьмем, к примеру, Татнефть. Да, мы добываем нефть, осуществляем геологоразведку, но это не означает, что мы не можем обнаружить что-то полезное для себя за пределами республики. Необходимо работать с зарубежными странами, использовать опыт, который уже наработан ими в добыче нефти, битумов и пр. Мы сумели продемонстрировать, что Республика Татарстан в состоянии плодотворно общаться со всем миром, активно проявлять себя на всех континентах. Мы сумели расставить приоритеты в нашей международной деятельности и сделали это неплохо. Образно говоря, мы не стремимся изобретать велосипед, мы пользуемся этим велосипедом и его деталями.
По некоторым направлениям международной деятельности Татарстан оказался впереди Российской Федерации. Это касается, в частности, сближения с исламским миром. Участие Президента РТ в работе Группы стратегического видения (уже прошло несколько ее заседаний, последнее было в Стамбуле) улучшило взаимоотношения Татарстана с исламским миром вообще и с арабским миром в частности. Естественно, это идет лишь на пользу всей стране. На мой взгляд, нынешний уровень взаимодействия Российской Федерации с исламским миром не отвечает тем задачам, которые Президент Путин поставил перед страной. Возможно, это связано с тем, что не хватает сил и средств для того, чтобы идти навстречу этому миру. Может быть, есть и какие-то опасения. И все же во многом именно от взаимоотношений с исламским миром зависит успешное развитие нашей страны.
Ведь многие азиатские республики бывшего СССР, сотрудничество с которыми является важной составляющей внешней политики Российской Федерации, в основном традиционно мусульманские. Если же рассматривать мир в целом, мы увидим, что наиболее динамично развиваются исламские страны. Торговать с ними выгодно для России; Запад не нуждается в российской технике и технологиях, ему нужны только наши природные ресурсы. Татарстан своевременно осознал это и сумел занять свою нишу на Востоке, реализуя там свои вертолеты, "КамАЗы", шины и другую продукцию.
- Для достижения успеха в международной деятельности, как, впрочем, и в любой другой области, очень важно иметь хороших специалистов. Так, Казахстан, получив независимость, призвал со всего мира образованных соотечественников. А как формировалась наша кадровая основа?
- Мы пошли своим путем, брали на работу только своих специалистов. У нас работают выпускники МГИМО, факультета международных отношений Казанского университета.
- А как Вы сами пришли на эту работу?
- На мой взгляд, это было дело случая. Я родился и вырос в Узбекистане, учился в Ленинграде. В то же время с самого детства у меня была мечта жить и работать в Казани. Ощущение того, что я татарин, в меня заложила мама, и, видимо, это произошло подспудно, поскольку я не помню, чтобы она мне внушала: «Ты - татарин, ты должен стремится к тому, чтобы вернуться в Казань». Мама, сама не из Казани, а из Башкирии (судьба забросила их туда), всегда гордилась тем, что она татарка (из рода Терегуловых). По окончании университета я три года работал за границей. Работа в Йемене в высших военных эшелонах требовала большого терпения и выносливости.
Потом приехал в Казань. Видел себя преподавателем истории арабских стран, но в Казанском университете не оказалось места. Год проработал в научной библиотеке Казанского университета, пока профессор М. Усманов не предложил мне почитать лекции заочникам. Видимо, у меня неплохо получилось, и, когда образовалась новая кафедра, мне предложили место на ней. Вел семинарские занятия и читал лекции. Но лекций по моей специальности было мало, в основном общие курсы, и эта невозможность передать студентам все свои знания сильно угнетала. Потому-то я и не отказался снова поехать на работу за границу, где работал сначала переводчиком, затем преподавателем. В 1991 году вернулся на кафедру. Это было уже другое время. Выросло новое поколение, которому нельзя было преподавать историю по старинке. И я попросил месячный отпуск, чтобы подготовить новый курс лекций.
В это время случилось два важных события, которые внесли существенные «поправки» в мою жизнь. Во-первых, я встретил Василия Лихачева, с которым мы работали в университете. Он рассказал, что времена изменились, и теперь мы можем уже выходить на непосредственные контакты с нашими зарубежными партнерами. И предложил мне стать референтом по международным связям при вице-президенте Татарстана, которым он в то время являлся.
Вторая историческая для меня встреча произошла с Минтимером Шаймиевым. Поскольку мне предстояло работать в аппарате Президента, необходимо было зайти к нему, познакомиться, переговорить. Встреча с Президентом меня просто поразила. Он принял меня по-отечески. Мы очень долго беседовали. На следующий день, когда пришел писать заявление о приеме на работу референтом, Василий Николаевич сообщил мне: «Президент сказал, что ты ему нужен, он берет тебя в советники». Так в ноябре 1991 года я стал советником Президента.
Целый месяц я сидел на рабочем месте, не понимая, чем должен заниматься. В то время общаться с Татарстаном из зарубежных партнеров никто не хотел. Наши взаимоотношения с федеральным центром тоже были неурегулированы. Мои попытки как-то связаться с МИД РФ ни к чему не привели. И я решил переговорить с людьми, с которыми когда-то работал в международном отделе ЦК КПСС. Поехал в Москву, встретился с одним, другим, нашел знакомых в МИДе. Пообщавшись с ними, понял, что Татарстану присутствие на международной арене необходимо для роста экономики, для привлечения инвесторов, для развития торговли и обмена опытом. Нам необходимо было пригласить к себе в республику иностранных специалистов, чтобы показать, что она из себя представляет.
В тот момент мне снова улыбнулась удача: в Москве я познакомился с послом Лиги арабских стран Моханна Дорра. Знание арабского языка и арабского мира сослужило мне добрую службу. Мы пригласили его в Казань, встретили со всеми полагающимися почестями. А после встречи с нашим Президентом он сделал свои выводы, которые позволили иностранным государствам, прежде всего арабским странам, составить мнение о Татарстане. Это как бы прорвало плотину. Кроме того, это означало крах политики российского МИДа, возглавляемого А. Козыревым, - «не пущать!»
- Какое событие убедило Вас в правильности выбранного Татарстаном пути?
- Визит в Казахстан по приглашению Нурсултана Назарбаева. В августе 1992 года на встрече в Уральске президентов трех республик - Казахстана, Татарстана и Башкортостана - была подписана трехсторонняя декларация, в которой, пусть и завуалировано, говорилось о том, что Казахстан признает суверенитет Татарстана и Башкортостана.
Потом был визит в Турцию в октябре того же года, который мы готовили уже сами. Татарстанскую делегацию с Минтимером Шаймиевым принимали на таком уровне, о котором мы прежде не могли и мечтать. Президент Татарстана впервые встретился с руководителями независимого государства - Президентом Тургутом Озалом, Премьер-министром Сулейманом Демирелем.
До этого Минтимер Шарипович бывал, конечно, и в Австрии, и в Венгрии и в США, и в Швеции, и в Канаде, но это были скорее ознакомительные поездки. Встречи на высшем уровне даже не планировались. После поездки в Турцию меня, как у советника Президента, появился в руках козырь. В какую бы страну ни готовился следующий визит, в МИД РФ я всегда выставлял требование о встрече нашего Президента только с первыми лицами государства.
- Какому направлению – восточному или западному - отдает предпочтение руководство Татарстана?
- При определении концепции международных отношений Президент заявил: «У нас население 50 на 50: половина - мусульмане, половина - христиане. Для сохранения равновесия не будем делать крен ни в сторону Востока, ни в сторону Запада. Будем их сочетать». Жизнь показала, что это было правильное решение. На Западе мы берем новые технологии, на Востоке мы торгуем. Кроме того, в политике просто необходимо придерживаться золотого правила: «Нельзя складывать все яйца в одну корзину».
- Событием, укрепившим позиции Татарстана на международной арене, Вы наверняка считаете вручение премии Короля Фейсала.
- Безусловно. Международная премия имени Короля Фейсала в исламском мире равноценна Нобелевской. С момента ее основания в течение 30 лет ни один политик и ни один россиянин не были удо¬стоены этой премии. Минтимер Шаймиев стал первым. Он получил ее из рук Короля Абдаллы бен Абдела Азиза Эль Сауда во время поездки в Саудовскую Аравию в составе правительственной делегации во главе с Президентом В. Путиным. Российская общественность не могла не признать важнейшей роли этого события как в обеспечении спокойствия в мире, так и в демонстрации открытости Востока для сотрудничества.
- Во время поездки в Объединенные Арабские Эмираты 11 лет назад Вы сказали: «Если арабы говорят «да» сегодня, результат мы увидим через 10 лет». Подтвердилось ли это «предсказание»? Откуда у Вас столь глубокое понимание психологии арабов?
- Оно пришло за шесть лет работы в Йемене. Надо признать, их привычка «семь раз отмерь, один раз отрежь» теперь проникла и в мое сознание. Даже когда надо подписать какой-либо документ, я, раз прочитав, откладываю его в сторону, чтобы остыть от первого впечатления. Наверное, потому-то однажды Президент и сказал мне: «Ты – истинный араб». Здесь нет никакого отрицательно го смысла. Решение, лежащее на поверхности, не всегда бывает верным. Да и у татар не зря в ходу поговорка: «Ашыккан - ашка пешкэн» («Не торопись - обожжешься»).
- От международной деятельности ожидают двух результатов. Первый - это политические дивиденды, а второй - инвестиции...
- Я считаю, что кредитные договоры с банками Японии, Америки, Европейским банком реконструкции и развития иллюстрируют как раз второй результат нашей деятельности. В прошлом году и представители Исламского банка наконец посетили Казань. В июне этого года в Саудовской Аравии в городе Джидда предполагается провести заседание Организации Исламская конференция по вопросам инвестиций. Мы возлагаем большие надежды на это мероприятие. Трудность в том, что Исламский банк может оказывать финансовую помощь только тем странам, которые участвовали в его организации. По идее, нам рассчитывать не на что. Однако страны, входящие в ОИК, могут поручить это дело другим своим банкам. Надеемся, что предварительные обсуждения этого вопроса дадут свои результаты. Я рассчитываю, что связи Татарстана с исламским миром после июньской встречи еще больше укрепятся.
- Продолжают ли младшие Акуловы дело старшего?
- Мой старший сын Ильяс как-то давно заявил: «Нашей семье достаточно одного бюрократа». Поработав какое-то время в Объединенных Арабских Эмиратах и вернувшись на родину, занялся делом, совершенно чуждым отцовско¬му характеру, - бизнесом. Младший сын пока студент. Оба они по природе своей очень свободолюбивые люди. Мы с супругой Фаридой Шавкатовной живем в деревне. Я люблю простор и покой.
Сейчас в Татарстан приезжают не только для того, чтобы увидеть и познакомиться. Приезжают с интересными предложениями, большими проектами. После таких сложных встреч и бесед люблю сесть за руль, не спеша выехать на большую трас¬су. Это для меня лучший отдых.
- Как человек, объездивший весь мир, многое повидавший, попробуйте предсказать, что будет с Российской Федерацией после 7 мая.
- Мое мнение прозвучит, наверное, неожиданно. Как бы ни были важны международные связи, судьба России не зависит ни от Запада, ни от Востока. Судьба эта более всего зависит от тех отношений, которые сложатся между президентами России - ныне действующим и вновь избранным.
«Истинный араб» - так однажды назвал своего советника по международным вопросам, директора Департамента внешних связей Тимура Акулова Президент РТ Минтимер Шаймиев. Но не только потому, что Тимур Юрьевич по образованию арабист - окончил Ленинградский государственный университет по специальности «История арабских стран». «Возможно, из-за того, что довольно продолжительное пребывание на Востоке наложило на меня свой отпечаток», - считает сам Акулов.
Наша беседа в канун юбилея героя коснулась не только способностей советника перевоплощаться. Мы постарались охватить беглым взглядом некоторые вехи становления международных связей суверенного Татарстана. Ведь это и есть область приложения знаний, способностей и, наконец, интуиции человека, занимающего должность советника уже в течение долгих шестнадцати лет.
- Тимур Юрьевич, Татарстан в период своей новейшей истории прошел несколько этапов внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности. Как бы Вы охарактеризовали каждый из них в отдельности?Наша беседа в канун юбилея героя коснулась не только способностей советника перевоплощаться. Мы постарались охватить беглым взглядом некоторые вехи становления международных связей суверенного Татарстана. Ведь это и есть область приложения знаний, способностей и, наконец, интуиции человека, занимающего должность советника уже в течение долгих шестнадцати лет.
- Внешнеполитическая деятельность - это все же прерогатива федерального центра. Нашу деятельность правильней было бы назвать международной. Начиная с 1991 года Татарстан на этом пути прошел три этапа. Первые четыре года можно определить как этап становления. После принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан и проведения референдума мы осознавали, что для реализации экономических амбиций республике нужно выходить на международную арену. Более того, нам как дважды два четыре стало ясно: без участия регионов международная жизнь федерации не может быть полноценной. К сожалению, тут мы встретили недопонимание со стороны Москвы. Так продолжалось до 1996 года.
Следующие четыре года стали периодом, когда мы осознали, что международная деятельность есть и что она может быть еще более широкой. И у федерального центра появилось понимание, что без международной деятельности Республики Татарстан и других субъектов федерации не может быть завершенной внешнеэкономическая, внешнеполитическая деятельность Российской Федерации в целом. Только с 2000 года пришло понимание того, что мы из себя представляем, что мы можем себе позволить как мы должны продвигаться в дальшем.
Если коротко, то первый этап можно охарактеризовать как поиск того, что из себя представляет международная деятельность региона и как мы можем ее осуществлять; на втором этапе была создана законодательная база Республики Татарстан в области международной деятельности, и третий этап - это уже планомерное ведение этой международной деятельности. Так началась реализация задач, поставленных перед нами Президентом республики.
- Шестнадцать лет Вы являетесь одним из тех, кто осуществляет деятельность Республики Татарстан в международном направлении. Какими свойствами должен обладать человек, работающий на данном поприще?
- Во-первых, наверное, желанием работать, во-вторых - суммой знаний. И третье, пожалуй, самое главное, - это инициатива.
Желание появляется не от того, что мы вдруг решили этим заняться, а от объективной необходимости работать с внешним миром. Потому что не взаимодействовать с большим миром, в котором мы живем, не стремиться подтягиваться к тому уровню, на котором находится развитие международной деятельности в мире в целом, было бы неграмотно. Замкнуться и развиваться только в себе - это просто невозможно. Весь ход нашей истории показывает, что мы не сможем развиваться, варясь в собственном соку. Если мы не будем обладать определенной суммой знаний, общаться с теми же самыми мировыми корпорациями, мы обречены на застой. Без активной международной работы, включающей в себя и внешнеэкономическую деятельность, и культурные связи, и сотрудничество в области спорта, и общение с соотечественниками, развиваться просто невозможно.
При этом необходимо проявлять инициативу, ведь ничто не дается само собой. Возьмем, к примеру, Татнефть. Да, мы добываем нефть, осуществляем геологоразведку, но это не означает, что мы не можем обнаружить что-то полезное для себя за пределами республики. Необходимо работать с зарубежными странами, использовать опыт, который уже наработан ими в добыче нефти, битумов и пр. Мы сумели продемонстрировать, что Республика Татарстан в состоянии плодотворно общаться со всем миром, активно проявлять себя на всех континентах. Мы сумели расставить приоритеты в нашей международной деятельности и сделали это неплохо. Образно говоря, мы не стремимся изобретать велосипед, мы пользуемся этим велосипедом и его деталями.
По некоторым направлениям международной деятельности Татарстан оказался впереди Российской Федерации. Это касается, в частности, сближения с исламским миром. Участие Президента РТ в работе Группы стратегического видения (уже прошло несколько ее заседаний, последнее было в Стамбуле) улучшило взаимоотношения Татарстана с исламским миром вообще и с арабским миром в частности. Естественно, это идет лишь на пользу всей стране. На мой взгляд, нынешний уровень взаимодействия Российской Федерации с исламским миром не отвечает тем задачам, которые Президент Путин поставил перед страной. Возможно, это связано с тем, что не хватает сил и средств для того, чтобы идти навстречу этому миру. Может быть, есть и какие-то опасения. И все же во многом именно от взаимоотношений с исламским миром зависит успешное развитие нашей страны.
Ведь многие азиатские республики бывшего СССР, сотрудничество с которыми является важной составляющей внешней политики Российской Федерации, в основном традиционно мусульманские. Если же рассматривать мир в целом, мы увидим, что наиболее динамично развиваются исламские страны. Торговать с ними выгодно для России; Запад не нуждается в российской технике и технологиях, ему нужны только наши природные ресурсы. Татарстан своевременно осознал это и сумел занять свою нишу на Востоке, реализуя там свои вертолеты, "КамАЗы", шины и другую продукцию.
- Для достижения успеха в международной деятельности, как, впрочем, и в любой другой области, очень важно иметь хороших специалистов. Так, Казахстан, получив независимость, призвал со всего мира образованных соотечественников. А как формировалась наша кадровая основа?
- Мы пошли своим путем, брали на работу только своих специалистов. У нас работают выпускники МГИМО, факультета международных отношений Казанского университета.
- А как Вы сами пришли на эту работу?
- На мой взгляд, это было дело случая. Я родился и вырос в Узбекистане, учился в Ленинграде. В то же время с самого детства у меня была мечта жить и работать в Казани. Ощущение того, что я татарин, в меня заложила мама, и, видимо, это произошло подспудно, поскольку я не помню, чтобы она мне внушала: «Ты - татарин, ты должен стремится к тому, чтобы вернуться в Казань». Мама, сама не из Казани, а из Башкирии (судьба забросила их туда), всегда гордилась тем, что она татарка (из рода Терегуловых). По окончании университета я три года работал за границей. Работа в Йемене в высших военных эшелонах требовала большого терпения и выносливости.
Потом приехал в Казань. Видел себя преподавателем истории арабских стран, но в Казанском университете не оказалось места. Год проработал в научной библиотеке Казанского университета, пока профессор М. Усманов не предложил мне почитать лекции заочникам. Видимо, у меня неплохо получилось, и, когда образовалась новая кафедра, мне предложили место на ней. Вел семинарские занятия и читал лекции. Но лекций по моей специальности было мало, в основном общие курсы, и эта невозможность передать студентам все свои знания сильно угнетала. Потому-то я и не отказался снова поехать на работу за границу, где работал сначала переводчиком, затем преподавателем. В 1991 году вернулся на кафедру. Это было уже другое время. Выросло новое поколение, которому нельзя было преподавать историю по старинке. И я попросил месячный отпуск, чтобы подготовить новый курс лекций.
В это время случилось два важных события, которые внесли существенные «поправки» в мою жизнь. Во-первых, я встретил Василия Лихачева, с которым мы работали в университете. Он рассказал, что времена изменились, и теперь мы можем уже выходить на непосредственные контакты с нашими зарубежными партнерами. И предложил мне стать референтом по международным связям при вице-президенте Татарстана, которым он в то время являлся.
Вторая историческая для меня встреча произошла с Минтимером Шаймиевым. Поскольку мне предстояло работать в аппарате Президента, необходимо было зайти к нему, познакомиться, переговорить. Встреча с Президентом меня просто поразила. Он принял меня по-отечески. Мы очень долго беседовали. На следующий день, когда пришел писать заявление о приеме на работу референтом, Василий Николаевич сообщил мне: «Президент сказал, что ты ему нужен, он берет тебя в советники». Так в ноябре 1991 года я стал советником Президента.
Целый месяц я сидел на рабочем месте, не понимая, чем должен заниматься. В то время общаться с Татарстаном из зарубежных партнеров никто не хотел. Наши взаимоотношения с федеральным центром тоже были неурегулированы. Мои попытки как-то связаться с МИД РФ ни к чему не привели. И я решил переговорить с людьми, с которыми когда-то работал в международном отделе ЦК КПСС. Поехал в Москву, встретился с одним, другим, нашел знакомых в МИДе. Пообщавшись с ними, понял, что Татарстану присутствие на международной арене необходимо для роста экономики, для привлечения инвесторов, для развития торговли и обмена опытом. Нам необходимо было пригласить к себе в республику иностранных специалистов, чтобы показать, что она из себя представляет.
В тот момент мне снова улыбнулась удача: в Москве я познакомился с послом Лиги арабских стран Моханна Дорра. Знание арабского языка и арабского мира сослужило мне добрую службу. Мы пригласили его в Казань, встретили со всеми полагающимися почестями. А после встречи с нашим Президентом он сделал свои выводы, которые позволили иностранным государствам, прежде всего арабским странам, составить мнение о Татарстане. Это как бы прорвало плотину. Кроме того, это означало крах политики российского МИДа, возглавляемого А. Козыревым, - «не пущать!»
- Какое событие убедило Вас в правильности выбранного Татарстаном пути?
- Визит в Казахстан по приглашению Нурсултана Назарбаева. В августе 1992 года на встрече в Уральске президентов трех республик - Казахстана, Татарстана и Башкортостана - была подписана трехсторонняя декларация, в которой, пусть и завуалировано, говорилось о том, что Казахстан признает суверенитет Татарстана и Башкортостана.
Потом был визит в Турцию в октябре того же года, который мы готовили уже сами. Татарстанскую делегацию с Минтимером Шаймиевым принимали на таком уровне, о котором мы прежде не могли и мечтать. Президент Татарстана впервые встретился с руководителями независимого государства - Президентом Тургутом Озалом, Премьер-министром Сулейманом Демирелем.
До этого Минтимер Шарипович бывал, конечно, и в Австрии, и в Венгрии и в США, и в Швеции, и в Канаде, но это были скорее ознакомительные поездки. Встречи на высшем уровне даже не планировались. После поездки в Турцию меня, как у советника Президента, появился в руках козырь. В какую бы страну ни готовился следующий визит, в МИД РФ я всегда выставлял требование о встрече нашего Президента только с первыми лицами государства.
- Какому направлению – восточному или западному - отдает предпочтение руководство Татарстана?
- При определении концепции международных отношений Президент заявил: «У нас население 50 на 50: половина - мусульмане, половина - христиане. Для сохранения равновесия не будем делать крен ни в сторону Востока, ни в сторону Запада. Будем их сочетать». Жизнь показала, что это было правильное решение. На Западе мы берем новые технологии, на Востоке мы торгуем. Кроме того, в политике просто необходимо придерживаться золотого правила: «Нельзя складывать все яйца в одну корзину».
- Событием, укрепившим позиции Татарстана на международной арене, Вы наверняка считаете вручение премии Короля Фейсала.
- Безусловно. Международная премия имени Короля Фейсала в исламском мире равноценна Нобелевской. С момента ее основания в течение 30 лет ни один политик и ни один россиянин не были удо¬стоены этой премии. Минтимер Шаймиев стал первым. Он получил ее из рук Короля Абдаллы бен Абдела Азиза Эль Сауда во время поездки в Саудовскую Аравию в составе правительственной делегации во главе с Президентом В. Путиным. Российская общественность не могла не признать важнейшей роли этого события как в обеспечении спокойствия в мире, так и в демонстрации открытости Востока для сотрудничества.
- Во время поездки в Объединенные Арабские Эмираты 11 лет назад Вы сказали: «Если арабы говорят «да» сегодня, результат мы увидим через 10 лет». Подтвердилось ли это «предсказание»? Откуда у Вас столь глубокое понимание психологии арабов?
- Оно пришло за шесть лет работы в Йемене. Надо признать, их привычка «семь раз отмерь, один раз отрежь» теперь проникла и в мое сознание. Даже когда надо подписать какой-либо документ, я, раз прочитав, откладываю его в сторону, чтобы остыть от первого впечатления. Наверное, потому-то однажды Президент и сказал мне: «Ты – истинный араб». Здесь нет никакого отрицательно го смысла. Решение, лежащее на поверхности, не всегда бывает верным. Да и у татар не зря в ходу поговорка: «Ашыккан - ашка пешкэн» («Не торопись - обожжешься»).
- От международной деятельности ожидают двух результатов. Первый - это политические дивиденды, а второй - инвестиции...
- Я считаю, что кредитные договоры с банками Японии, Америки, Европейским банком реконструкции и развития иллюстрируют как раз второй результат нашей деятельности. В прошлом году и представители Исламского банка наконец посетили Казань. В июне этого года в Саудовской Аравии в городе Джидда предполагается провести заседание Организации Исламская конференция по вопросам инвестиций. Мы возлагаем большие надежды на это мероприятие. Трудность в том, что Исламский банк может оказывать финансовую помощь только тем странам, которые участвовали в его организации. По идее, нам рассчитывать не на что. Однако страны, входящие в ОИК, могут поручить это дело другим своим банкам. Надеемся, что предварительные обсуждения этого вопроса дадут свои результаты. Я рассчитываю, что связи Татарстана с исламским миром после июньской встречи еще больше укрепятся.
- Продолжают ли младшие Акуловы дело старшего?
- Мой старший сын Ильяс как-то давно заявил: «Нашей семье достаточно одного бюрократа». Поработав какое-то время в Объединенных Арабских Эмиратах и вернувшись на родину, занялся делом, совершенно чуждым отцовско¬му характеру, - бизнесом. Младший сын пока студент. Оба они по природе своей очень свободолюбивые люди. Мы с супругой Фаридой Шавкатовной живем в деревне. Я люблю простор и покой.
Сейчас в Татарстан приезжают не только для того, чтобы увидеть и познакомиться. Приезжают с интересными предложениями, большими проектами. После таких сложных встреч и бесед люблю сесть за руль, не спеша выехать на большую трас¬су. Это для меня лучший отдых.
- Как человек, объездивший весь мир, многое повидавший, попробуйте предсказать, что будет с Российской Федерацией после 7 мая.
- Мое мнение прозвучит, наверное, неожиданно. Как бы ни были важны международные связи, судьба России не зависит ни от Запада, ни от Востока. Судьба эта более всего зависит от тех отношений, которые сложатся между президентами России - ныне действующим и вновь избранным.
Опубликовано в журнале "Татарстан" № 4 2008 г.