Публикации > Просмотр публикации
Земфира, Патти и after-party
В Казани прошел грандиозный фестиваль "Сотворение мира"
Десятичасовое "Сотворение мира" силами знаменитых отечественных и зарубежных музыкантов определенно превзошло все прочие российские оупен-эйры последних лет. Фестиваль с благой и крайне актуальной сейчас пацифистской направленностью, собравший на гигантской центральной площади столицы Татарстана в День города порядка ста тысяч зрителей, оказался реально интересным и большинству его искушенных участников. Они готовы были играть и петь друг с другом сутки напролет.
Артисты заезжали в город постепенно и загодя. Хедлайнеров (а в принципе и всех других гостей) фиесты местная мэрия встречала с подчеркнутым уважением. Скажем, президента "Сотворения мира" Андрея Макаревича принимали главные официальные лица Казани, а Земфиру разместили в столь роскошных и огромных апартаментах отеля "Шаляпин", что у певицы это вызвало удивленную улыбку. Номер Бориса Гребенщикова в отеле "Корстон" также смотрелся очень солидно. В "Корстоне", к слову, и происходила большая часть неформального общения наших и западных музыкантов, не считая, естественно, их закулисных пересечений.
Дождь, накрывший Казань накануне фестиваля и утром в день "Сотворения мира", как-то растворил блок world music-исполнителей форума. И экспрессивного барабанщика Ришада Шафи, выступавшего с ансамблем "Гюнеш" еще на знаменитом фестивале "Тбилиси-80", и экзотичного угандийца Джеффри Ориему, и израильско-палестинский White Flag публика рассматривала как диковинку - не более того. Да и публики было еще немного.
Пришедшие к самому началу заслушали приветствие фестивалю от президента России Дмитрия Медведева, речи священнослужителей трех конфессий, попросивших у Бога не только мира для всех, но и прекращения дождя над Казанью, и первый номер программы - обещанный дуэт грузинки Этери Бериашвили и осетинки Ирины Томаевой, которым аккомпанировал легендарный басист Тони Левин.
По-настоящему действо начало разгоняться во время сета Инны Желанной. На этом фестивале ее выступление смотрелось гораздо ярче, нежели, например, на "Крыльях" в Тушине двухлетней давности. "Крылья" вспомнились не случайно. Двойная сцена "Сотворения мира" фактически копировала сцену тушинского феста. И здесь также исполнители поочередно появлялись на разных флангах. Пока кто-то выступал на одной сцене, на другой настраивался следующий участник. Благодаря такому устройству и уверенной работе голландских техников фестивалю долгое время удавалось соблюдать заявленный график выступлений, что на наших оупен-эйрах происходит совсем не часто.
"Сотворение мира" вообще в плане организации и сервиса выглядело по-европейски. За кулисами присутствовали даже коробки с чистыми полотенцами и ящики с зонтами для гостей и участников.
Вслед за Желанной появились киевляне из "Даха Браха". Вокально-барабанная мощь трех девушек этого коллектива всколыхнула казанскую площадь. Еще раз убедиться в их органичности и драйвовости мне довелось в ходе джема на after-party "Сотворения мира", но об этом чуть позже.
Шикарно прозвучало трио Triaboliques вместе с супергитаристом Джейсоном Адамсом из группы Роберта Планта, гамбийцем Камарой, игравшим лихие соло на странном инструменте типа лука, и рубахой-парнем Лу Эдмондсом, выступавшим когда-то с динозаврами британского панка и знающим русский язык. На все фестивальное пространство Лу под сочный аккомпанемент затянул: "Сижу на нарах, как король на именинах...".
Показательный аншлаг наблюдался за сценой во время выступления Кейта Эмерсона. Послушать классика арт-рока, колдующего с электроорганом, шкафообразным модернизированным синтезатором Moog и терменвоксом, захотели многие - от ветеранов из Fairport Convention до ударника "Машины времени" Валерия Ефремова.
Далее градус шоу стремительно повышался. Сет Эдриана Белью привел в восторг Земфиру. Финский безбашенный аккордеонист Киммо Похьонен доигрался в трио с Трэем Ганном и устрашающим Пэтом Мастелотто до того, что свалился со стула. БГ с "Аквариумом" в расширенном составе запели: "Ну-ка, мечи стаканы на стол!.." Зрителям, уже заполнившим все имевшееся уличное пространство, становилось веселее и жарче. Они готовились встречать главных героев фиесты.
"Машина времени" отработала свой стандартный стадионный сет, и, разумеется, "За тех, кто в море" и "Поворот" пела уже вся Казань. Правда, отзывчивая на просьбы коллег рок-пассионария Патти Смит, видимо, не совсем разделяла вдохновение публики. Ее совместная с Макаром "Свеча" как-то еле теплилась. Как только Патти допела последнюю строку незнакомого ей прежде переведенного хита, в котором попросила на репетиции изменить некоторые слова, она скрылась в кулисах, не дожидаясь аплодисментов. Зато свой концертный блок Патти отработала просто с драконовской энергетикой, сыпля проклятия в адрес милитаризма, требуя мира и, естественно, не забыв про свою кавер-версию кобейновской "Smells Like Teen Spirit". Казань приняла искренность Смит так, словно, концерт проходил где-нибудь в Сентрал-парке.
После Смит могла в этот вечер выйти только Земфира, выдавшая еще более эмоциональное выступление, кодой которого стал дуэт Земы и Патти с песней группы R.E.M. "Everybody Hurts".
И на песне этой певицы сошлись не сразу, и как ее исполнять, и чьи музыканты будут с ними на сцене, решали трудно. В результате на своем настояла Земфира, и легендарная Смит выглядела при ней по сути бэк-вокалисткой. Зато в финале дамы поцеловали друг другу руки и преклонили колена в знак взаимного уважения. Это была чистая импровизация, ставшая таким же эксклюзивом "Сотворения мира", как начавшийся затем прощальный джем. Битловская "All You Need Is Love" у фестивальцев как-то не пошла. Удивительно, но даже Смит читала текст сей канонической песни по бумажке. Зато второй, затяжной номер джема - "цеппелиновская" "Who Lotta Love" - получилась грандиозно. Эмерсон играл в четыре руки с клавишником "Аквариума", Адамс с гитарой дирижировал процессом, почти вся тема прошла под залпы роскошного салюта. Кода удалась. Но то, во что превратилось after-party "Сотворения мира", затмило все.
Максимально бодрая в этот день Земфира решила убрать со сцены ресторанных музыкантов и продолжить концерт со своим бэндом. Сначала в паре с кем-то из гостей она станцевала под саксофон нечто типа акробатического танго, а после взяла микрофон. Начав с импровизации на собственные хиты, очень скоро Зема приступила к мировой рок-классике. В процесс начали втягиваться все музыканты, находившиеся в зале. Первыми подключились ребята из "Future Sound of London psychodelic supergroup the Amorphous Androgynous", затем девушки из "Даха Браха". Звучало все сверхзажигательно и куражно. Смит пустилась в пляс. Земфира взялась за бас-гитару и в азарте едва не порезала себе пальцы. Когда дошло до нового исполнения "Smells Like Teen Spirit", Земфира воскликнула: "Патти, где ты?". Экспромт продолжался почти до рассвета.
В Казани прошел грандиозный фестиваль "Сотворение мира"
Десятичасовое "Сотворение мира" силами знаменитых отечественных и зарубежных музыкантов определенно превзошло все прочие российские оупен-эйры последних лет. Фестиваль с благой и крайне актуальной сейчас пацифистской направленностью, собравший на гигантской центральной площади столицы Татарстана в День города порядка ста тысяч зрителей, оказался реально интересным и большинству его искушенных участников. Они готовы были играть и петь друг с другом сутки напролет.
Артисты заезжали в город постепенно и загодя. Хедлайнеров (а в принципе и всех других гостей) фиесты местная мэрия встречала с подчеркнутым уважением. Скажем, президента "Сотворения мира" Андрея Макаревича принимали главные официальные лица Казани, а Земфиру разместили в столь роскошных и огромных апартаментах отеля "Шаляпин", что у певицы это вызвало удивленную улыбку. Номер Бориса Гребенщикова в отеле "Корстон" также смотрелся очень солидно. В "Корстоне", к слову, и происходила большая часть неформального общения наших и западных музыкантов, не считая, естественно, их закулисных пересечений.
Дождь, накрывший Казань накануне фестиваля и утром в день "Сотворения мира", как-то растворил блок world music-исполнителей форума. И экспрессивного барабанщика Ришада Шафи, выступавшего с ансамблем "Гюнеш" еще на знаменитом фестивале "Тбилиси-80", и экзотичного угандийца Джеффри Ориему, и израильско-палестинский White Flag публика рассматривала как диковинку - не более того. Да и публики было еще немного.
Пришедшие к самому началу заслушали приветствие фестивалю от президента России Дмитрия Медведева, речи священнослужителей трех конфессий, попросивших у Бога не только мира для всех, но и прекращения дождя над Казанью, и первый номер программы - обещанный дуэт грузинки Этери Бериашвили и осетинки Ирины Томаевой, которым аккомпанировал легендарный басист Тони Левин.
По-настоящему действо начало разгоняться во время сета Инны Желанной. На этом фестивале ее выступление смотрелось гораздо ярче, нежели, например, на "Крыльях" в Тушине двухлетней давности. "Крылья" вспомнились не случайно. Двойная сцена "Сотворения мира" фактически копировала сцену тушинского феста. И здесь также исполнители поочередно появлялись на разных флангах. Пока кто-то выступал на одной сцене, на другой настраивался следующий участник. Благодаря такому устройству и уверенной работе голландских техников фестивалю долгое время удавалось соблюдать заявленный график выступлений, что на наших оупен-эйрах происходит совсем не часто.
"Сотворение мира" вообще в плане организации и сервиса выглядело по-европейски. За кулисами присутствовали даже коробки с чистыми полотенцами и ящики с зонтами для гостей и участников.
Вслед за Желанной появились киевляне из "Даха Браха". Вокально-барабанная мощь трех девушек этого коллектива всколыхнула казанскую площадь. Еще раз убедиться в их органичности и драйвовости мне довелось в ходе джема на after-party "Сотворения мира", но об этом чуть позже.
Шикарно прозвучало трио Triaboliques вместе с супергитаристом Джейсоном Адамсом из группы Роберта Планта, гамбийцем Камарой, игравшим лихие соло на странном инструменте типа лука, и рубахой-парнем Лу Эдмондсом, выступавшим когда-то с динозаврами британского панка и знающим русский язык. На все фестивальное пространство Лу под сочный аккомпанемент затянул: "Сижу на нарах, как король на именинах...".
Показательный аншлаг наблюдался за сценой во время выступления Кейта Эмерсона. Послушать классика арт-рока, колдующего с электроорганом, шкафообразным модернизированным синтезатором Moog и терменвоксом, захотели многие - от ветеранов из Fairport Convention до ударника "Машины времени" Валерия Ефремова.
Далее градус шоу стремительно повышался. Сет Эдриана Белью привел в восторг Земфиру. Финский безбашенный аккордеонист Киммо Похьонен доигрался в трио с Трэем Ганном и устрашающим Пэтом Мастелотто до того, что свалился со стула. БГ с "Аквариумом" в расширенном составе запели: "Ну-ка, мечи стаканы на стол!.." Зрителям, уже заполнившим все имевшееся уличное пространство, становилось веселее и жарче. Они готовились встречать главных героев фиесты.
"Машина времени" отработала свой стандартный стадионный сет, и, разумеется, "За тех, кто в море" и "Поворот" пела уже вся Казань. Правда, отзывчивая на просьбы коллег рок-пассионария Патти Смит, видимо, не совсем разделяла вдохновение публики. Ее совместная с Макаром "Свеча" как-то еле теплилась. Как только Патти допела последнюю строку незнакомого ей прежде переведенного хита, в котором попросила на репетиции изменить некоторые слова, она скрылась в кулисах, не дожидаясь аплодисментов. Зато свой концертный блок Патти отработала просто с драконовской энергетикой, сыпля проклятия в адрес милитаризма, требуя мира и, естественно, не забыв про свою кавер-версию кобейновской "Smells Like Teen Spirit". Казань приняла искренность Смит так, словно, концерт проходил где-нибудь в Сентрал-парке.
После Смит могла в этот вечер выйти только Земфира, выдавшая еще более эмоциональное выступление, кодой которого стал дуэт Земы и Патти с песней группы R.E.M. "Everybody Hurts".
И на песне этой певицы сошлись не сразу, и как ее исполнять, и чьи музыканты будут с ними на сцене, решали трудно. В результате на своем настояла Земфира, и легендарная Смит выглядела при ней по сути бэк-вокалисткой. Зато в финале дамы поцеловали друг другу руки и преклонили колена в знак взаимного уважения. Это была чистая импровизация, ставшая таким же эксклюзивом "Сотворения мира", как начавшийся затем прощальный джем. Битловская "All You Need Is Love" у фестивальцев как-то не пошла. Удивительно, но даже Смит читала текст сей канонической песни по бумажке. Зато второй, затяжной номер джема - "цеппелиновская" "Who Lotta Love" - получилась грандиозно. Эмерсон играл в четыре руки с клавишником "Аквариума", Адамс с гитарой дирижировал процессом, почти вся тема прошла под залпы роскошного салюта. Кода удалась. Но то, во что превратилось after-party "Сотворения мира", затмило все.
Максимально бодрая в этот день Земфира решила убрать со сцены ресторанных музыкантов и продолжить концерт со своим бэндом. Сначала в паре с кем-то из гостей она станцевала под саксофон нечто типа акробатического танго, а после взяла микрофон. Начав с импровизации на собственные хиты, очень скоро Зема приступила к мировой рок-классике. В процесс начали втягиваться все музыканты, находившиеся в зале. Первыми подключились ребята из "Future Sound of London psychodelic supergroup the Amorphous Androgynous", затем девушки из "Даха Браха". Звучало все сверхзажигательно и куражно. Смит пустилась в пляс. Земфира взялась за бас-гитару и в азарте едва не порезала себе пальцы. Когда дошло до нового исполнения "Smells Like Teen Spirit", Земфира воскликнула: "Патти, где ты?". Экспромт продолжался почти до рассвета.
Опубликованов газете "Известия", 2 сентября 2008 г.