Публикации > Просмотр публикации
"У меня каждый вечер на столе по каждому дому сводка: что там творится, где мы не успеваем"

Интересно, сколько должно пройти времени, чтобы человека, возглавившего крупное предприятие, перестали представлять так: "Это наш новый руководитель". Сто дней, год, два года?.. Вот, например, читатели "ВК" в своих обращениях в редакцию до сих пор частенько говорят об Ильсуре Метшине: "наш новый мэр". А ведь Ильсур Раисович на посту мэра Казани уже 1000 дней. Три года, на наш взгляд, срок вполне достаточный для того, чтобы отвечать без скидок за все, что происходит в городе. А еще это формальный повод для того, чтобы пригласить главу муниципального образования в редакцию газеты и задать вопросы, которые волнуют наших читателей.

В. Пахомова: - В тот момент, когда вы, Ильсур Раисович, стали мэром Казани, город был фактически банкротом - внешний муниципальный долг значительно превышал бюджетные доходы, запланированные на 2005 год. Финансовая ситуация была тревожной, вы и сами об этом говорили. За два с лишним года муниципальный долг заметно сократился. А сколько еще времени понадобится для его погашения?

И. Метшин: - На сегодняшний день муниципальный долг составляет порядка 7 миллиардов рублей. Для того чтобы исполнить наши расходные обязательства, он к концу года будет уже порядка 8 - 8,5 миллиарда. Самым тяжелым, критичным годом ожидается 2009-й. Если в начале года мы привлекали под восемь процентов годовых, то сейчас банки выдают кредиты под 13 - 14 процентов. Но без долгов не бывает ни городского, ни республиканского бюджета. Дело в другом - какова их сумма. Когда я пришел, муниципальный долг в три раза превышал доходную часть, нагрузка на бюджет была огромной. Теперь наши бюджетные доходы растут в среднем на 20 процентов. Неподъемная бетонная плита, которая лежала на наших плечах и не давала дышать и двигаться, сдвинулась при поддержке президента и правительства республики.

Е. Мельник: - Сейчас в Вахитовском райсуде слушается дело бывшего директора ООО "Файда" Загира Исрафилова, который, по версии следствия, присвоил 400 миллионов рублей, выделенных ему мэрией на строительство объектов тысячелетия города. А он купил на эти деньги теплоход "Казань" класса "река-море". Теперь теплоход в иностранном порту, и бюджетные деньги в прямом смысле уплыли навсегда. Пытались ли вы, Ильсур Раисович, вернуть хотя бы часть похищенных из городской казны средств, или преемник за предшественника не ответчик?

И. Метшин: - Мы сделали для этого все возможное и невозможное. Вплоть до выезда за пределы нашей родины. По официальным и неофициальным каналам. Но это тот случай, когда просто сработали грамотные юристы из этой группы "Файда". Но точно не Исрафилов. У меня сложилось ощущение, что за ним стояли некие люди... Они делали все вроде бы законно: пароход купили, он ушел, где-то плавает, а мы не можем им ничего предъявить. Какие-то офшорные группы, компании - и пароход уже за барьерами международного права. Мы пытались арестовать пароход, к этому и МВД России подключилось... Но, в общем, воз и ныне там. А Исрафилов здесь. Идет суд. Причем, как наши юристы говорят, серьезного ему ничего и предъявить не могут. А факт налицо: деньги бюджетные ушли. Ушли через конкретных людей. Ушли благодаря каким-то юридически правильно оформленным документам. Пусть суд скажет свое слово, я не могу ничего больше комментировать. Но мы предприняли все усилия, чтобы вернуть эти деньги. Потому что для меня, в особенности тогда, в ноябре 2005 года, когда с бюджетом в 4 миллиарда городские проблемы решали, 400 миллионов - это была фантастическая сумма. Я думал, вот вернем эти деньги и заживем как люди...

И. Плотникова: - Вас называют ставленником Шаймиева. В каких вопросах вы не принимаете решения, не посоветовавшись с ним? Какие из ваших решений Кремлю показались слишком смелыми или спорными?

И. Метшин: - Мы, безусловно, советуемся, сверяем часы, но не так, чтобы по каждому чиху бежать к президенту. Он дает работать... Я вот одиннадцатый год работаю мэром - сначала в Нижнекамске, теперь в Казани - и не чувствую каких-то оков, цепей. Есть вещи, которые рождаются в споре, ведь над нами и президент, и премьер-министр, и председатель Госсовета, другие руководители. Но когда решение принято - оно исполняется. Мы достаточно самостоятельны в подборе команды, приоритетов развития города, в принятии решений.

Взять транспортную схему. Когда был пик критики по поводу ее внедрения, мне президент сказал: "Ильсур, это нужный вопрос, но время для него не самое лучшее". Но внутри я понимал, что нельзя дальше этот вопрос оттягивать, будет хуже. В конечном счете мы решились и перевели город на новую транспортную схему. Да, она не идеальна, но после нас 9 городов-миллионников делают то же самое! Остальные тоже имеют такое желание, но не имеют возможности.

М. Юдкевич: - На встрече с президентом Всемирного экономического форума Клаусом Швабом в Казани замруководителя Казанского исполкома Оскар Прокопьев сказал: "Мы думаем о переводе управления городом в государственно-частное партнерство". Идет ли речь о передаче каких-либо функций горадминистрации негосударственным компаниям? Если да, то каких именно функций и каким именно компаниям?

И. Метшин: - Нет-нет, речь - об уходе государства оттуда, откуда оно должно уходить. Простой пример - "Чистый город". Есть компания частная, которая хочет сделать сбор, вывоз и утилизацию мусора прибыльным для себя бизнесом, и в то же время есть наши нормативы - еще советские! - которые не позволяют сделать этот бизнес прибыльным. Есть нормы потребления, исходя из которых мы предъявляем к оплате жильцу сбор 0,15 куба мусора - это якобы то количество мусора, которое жилец выбрасывает за месяц. Но возьмем для примера Азино. Там нет большого количества ресторанов, офисов - нельзя сказать, что это не сами жильцы, а предприятия свой мусор во двор жилого дома выносят... Так вот, там мы вывозим в 2,5 - 3 раза больше мусора, чем платят за это люди! Они произвели этот мусор - больше некому, а платят в разы меньше, потому что норматив остался еще с советских времен, когда в помойном ведре, кроме картофельной кожуры, селедочных очистков, яичной скорлупы и газет, ничего не было. Но привести норматив в соответствие реальному объему мусора сейчас нельзя - ну понятно, у людей зарплата такая и пенсия такая...

Поэтому "мусорный бизнес", который на Западе - прибыльное дело, у нас таким пока не является. А государственно-частное партнерство и нужно тогда, когда бизнес еще не может какую-то сферу полностью взять на себя, а государство уже не хочет этим вопросом заниматься, но вынуждено это делать, пока бизнес не выйдет на прибыльность. И еще лет пять город будет мусором заниматься.

То же самое - с транспортным рынком. Сейчас муниципалитет только 40 процентов пассажирских перевозок своими силами осуществляет, остальное - частное предпринимательство. Школьным питанием муниципалитет полностью занимается пока. Но во всем мире муниципалитеты не занимаются сами школьным питанием, и нам бы тоже было желательно, чтобы это взяла на себя частная компания - не важно, какая...

Другой пример - ОАО "Миллениум Зилант Сити", которому муниципалитет передал свое недвижимое имущество, и теперь профессиональная команда менеджеров этого акционерного общества управляет имуществом города. Когда этим занимались чиновники... Вот он посадил своего двоюродного племянника на муниципальных площадях, и ни мэр, ни глава комитета не знают, что там арендная ставка уже пять лет не пересчитывалась, а у некоторых уже пять лет и не платилась! А многомиллионные убытки казна от этого несла...

М. Юдкевич: - То есть если прежде город получал в казну арендную плату и доходы от продажи коммерческой недвижимости, то теперь получает только дивиденды с доходов акционерного общества, которое управляет этой недвижимостью...

И. Метшин: - Эти дивиденды - больше, чем просто казна собирала арендной платы с этих площадей. И кстати, город - собственник 100% акций "Миллениум Зилант Сити".

И. Плотникова: - Когда начнется реализация хотя бы одного крупного проекта из тех, которые презентовали иностранные архитекторы (Старо-Татарская слобода, Нацбиблиотека, зооботсад), или о них решено забыть до Универсиады?

И. Метшин: - Вы же видите, что творится с финансовыми рынками. Пока этот кризис - уж точно не до жиру. Но мы задаем стандарты: разработали красивые здания, необходимое количество парковок, логистически правильные потоки транспорта... Метшин ведь не вечный - кто бы ни пришел, строить хуже не посмеет.

По всем проектам сейчас работаем. На правом берегу Казанки намыв продолжается. По Нацбиблиотеке сейчас выбираем технологию, правильную начинку, надеемся реализовать этот проект. Недавно презентовали у Дмитрия Анатольевича Медведева объекты Универсиады, в том числе проекты строительства гребного канала и Универсиадской деревни.

Вот недавно я вместе с представителями турецко-американской компании прошел по городу. Просто тихий ужас я в их глазах читаю: что же мы и наши отдельные архитекторы натворили, построив нечто из белого силикатного кирпича рядом со старинными зданиями на центральных улицах. А по Старо-Татарской слободе - ведь это же ужас! - мы себя плотным кольцом промышленности, начиная от площади Вахитова и кончая Кировской дамбой, от Волги отсекли! Там же должен быть город, набережная! Кто-то ведь эти решения принимал, и не в XVIII - XIX веках, а в советский период. Так что не в один день то, что за 100 лет там появилось, будет перестраиваться. Ну а что касается презентации проектов, то мы заявляемся на международной выставке регулярно: Канны, Мюнхен, Сингапур... Каждая страна и каждый город презентуют свои проекты. Вот, например, Краснодарский край из 25 заявленных проектов за три года не реализовал ни одного. Ни Лондон, ни Пекин, ни Нью-Йорк - законодатели моды в архитектуре - в ценах, в новых подходах заявленные проекты никогда не реализуют на 100%. Но это не значит, что не нужно презентовать.

И. Плотникова: - Почему так резко, в два раза, подорожала подготовка к Универсиаде?

И. Метшин: - Из 320 миллиардов, озвученных министром экономики РТ, более 106 предназначены для переноса железнодорожного вокзала на Воровского. Эти деньги изначально ни в бюджет республики, ни в бюджет города не закладывались. Удастся ли нам построить вокзал? Ведь года через два вы будете с меня спрашивать: говорили, дескать, про перенос вокзала, а почему не перенесли? Если этот камень не раскачивать и не стараться его с места сдвинуть, ничего не получится. У нас есть желание оставить на старом вокзале фирменный поезд "Татарстан" и поезда казанского формирования. Остальные ветки перенести на Воровского. Мы сейчас обсуждаем финансовую ситуацию с руководством ОАО "Российские железные дороги" и ЗАО "Желдорипотека". Сложно, но люди все-таки решения находят. Надеемся и на реализацию этого проекта.

И. Серова: - В Казани стремительно холодает, а капремонту конца не видно... Ваши подчиненные уверяют, что во всех ремонтируемых домах смонтированы системы отопления, а потом едешь по адресам, названным нашими читателями, и оказывается, что все не так. Как зиму встречать будем?

И. Метшин: - Ни в одном выступлении я, во всяком случае, не говорил такого. Отопительный сезон начнется в Казани в положенные по нормативам сроки, как всегда... Что же касается капремонта, то мы проблему знаем. Но надо понимать, что по закону мы, органы муниципальной власти, - просто оператор, а не ответственное лицо.

Вот вы, Инна, пишете о проблемах ЖКХ и, мне кажется, должны быть знакомы с федеральным 94-м законом. По нему каждый бюджетный рубль должен быть выставлен на тендер. Вот, например, мне нужно школу отремонтировать - 10 фирм приходят, и с той, что обещает сделать ремонт дешевле, я обязан заключить договор и сразу же должен 30% от выделенных на ремонт денег перечислить. У фирмы же нет никакой ответственности. Как это нередко бывает, до 1 сентября строители на объекте ни разу не появились, школа не сдана, бюджетный год уже закончился. А что муниципалитету делать? В лучшем случае я напишу заявление в прокуратуру. В худшем - через суд годами буду выбивать аванс назад.

Но вообще-то у проблемы две причины. Первая - нерадивые подрядчики, вторая - бестолково составленные сметы на ремонт домов. Хороший этому пример - Лядова, 6. В федеральном законе указаны семь направлений, на которые можно тратить средства из Фонда реформирования ЖКХ. Но вот заходим в дом, начинаем капремонт, а в процессе его межэтажные перекрытия рушатся. Нигде - ни в республиканском, ни в российском бюджете - деньги на ремонт этих перегородок не предусмотрены. Вот и выкручивайся, как можешь!

Мы хотим все-таки и в этой области навести порядок. Максимально учтя ошибки, вышли к премьер-министру с предложением о новом порядке проведения конкурсов. Надо оградить капремонт от проходимцев и желающих погреть руки на бюджетных средствах. Полагаю, следующий год будет лучше. Мы стараемся проконтролировать правильное расходование бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт.

Е. Мельник: - Говорят, что городскую милицию ожидают реформы. Речь идет о значительном сокращении ее штатной численности и упразднении городских райуправлений. Чем вызвана такая необходимость? Муниципальная милиция нерентабельна?

И. Метшин: - Милиция - это не ресторан, чтобы с нее получать доход. Это необходимый атрибут цивилизованного государства и города как его составляющей. Просто придумали федеральный закон, в соответствии с которым не должно быть в городе райуправлений, а только центральное УВД. Но мы нашли решение, и личный состав может быть спокоен: никаких сокращений не будет. Тем более в период подготовки к Универсиаде в Казани, когда одна из основных задач и требований - это безопасность в городе. Другое дело, нужно переходить на новые технологии обеспечения этой безопасности. В том числе на систему видеонаблюдения, связанную воедино с помощью оптоволокна, ну и так далее. Вот в Англии, например, идешь по улице - не увидишь ни одного полицейского. По трассе едешь - тоже никого. А через некоторое время приходит протокол с фотографией и приходится платить штраф.

Е. Мельник: - Сдаете ли вы деньги в фонд гимназии №19, где учатся ваши дети? Если не секрет, сколько? И не считаете ли вы это своеобразной взяткой?

И. Метшин: - Сдаю регулярно. Сколько - секрет, могу только сказать, что много. И это никакая не взятка. Но я считаю, что сдавать деньги в школьные фонды должен только тот, кто может, а не все подряд. Брать деньги, например, с матери, которая одна воспитывает двоих детей - это, конечно, недопустимо. Это не только мое личное убеждение, но и мировая практика. Я посещал учебные заведения Швейцарии, Англии - там ни одного колледжа нет, чтоб родители денег не платили. Даже в тех, что на бюджетном финансировании, имеются такие же попечительские советы. Но в отличие от нас они живут в правовом поле уже давно. У них четкая отчетность, хотя и у них есть факты тех или иных злоупотреблений.

Но, знаете, что меня как отца больше всего задевает у нас... Вот я периодически заезжаю за детьми в школу. Для меня это такое удовольствие! К сожалению, за три года это было два раза. Так вот, хорошо бы сфотографировать, какие машины подъезжают к школе. Я все время думаю, кем же эти люди работают? Ну просто радуешься за благосостояние нашего народа! А попробуй собрать с них деньги на школу. Они их на что угодно потратят - на вторую дубленку, на десятый мобильник за 2 тысячи долларов или навороченный ноутбук любимому отпрыску, но только не на то, чтобы помочь хотя бы той школе, в которую ходит его ребенок.

Когда я только стал мэром, я зашел в 18-ю школу, прошел по классам, заглянул в туалет... Ну как так можно! Я же знаю, кто там учился и учится, какие у них дома, машины... Да как можно допустить, что после вашего домашнего туалета ваши дети вот в такой туалет ходить будут!

Я согласен, это очень тяжелая, очень спорная и очень скользкая тема. Но я бы никогда в жизни не назвал это школьными поборами. Да, мы перешли на рыночную экономику, у нас уже не Советский Союз и не коммунистический строй. И в то же время мы по решению городской думы бесплатно кормим всех детей из малоимущих и неполных семей. А их, к сожалению, одна треть от общего числа школьников. Кто не имеет возможности, те ходят в бесплатные секции. А уж кто имеет, тот может и платить. Я думаю, что если уж Всевышний нас помазал на власть и на благополучие, в том числе и личное, то, наверное, не только для того, чтобы мы по десять костюмов покупали и ели-пили. А для того, чтобы о ближнем подумали. Раз ты богатый, раз ты состоятельный и власть имущий, сделай так, чтобы кроме твоего отпрыска от тебя была польза и другим детям. Не для того, чтобы твой портрет в школе повесили, а просто потому, что ты можешь это сделать.

И. Серова: - Идет масштабная реконструкция казанских дорог, делается много хорошего, но ощущение такое, что все происходит без плана, по принципу "когда на этом участке закончим, тогда на следующем начнем". Если даже и были определены плановые сроки начала и окончания работ, они не соблюдаются, а город стоит в пробках. Почему?

И. Метшин: - Cкажу сразу: пробки будут и впредь, если мы не построим развязки. А что вы хотите? Каждый год на дорогах Казани прибавляется 18 - 20 тысяч автомобилей! Сейчас у нас почти 245 тысяч единиц личного автотранспорта. Закрывая движение на Ершова даже на ночь, очень тяжело развести какие-то потоки и что-то запланировать. Мы строим развязку на Амирхана - Ямашева, и слава богу, что мы начали это делать, следующий этап - Амирхана - Чистопольская. И там пробки будут, ничего не поделаешь, к сожалению.

На развязку Амирхана - Ямашева с переносом сетей нужно минимум 890 миллионов рублей. Сегодня есть 150. Со Всевышним у меня прямой связи нет, а только он знает, как нам эти деньги добыть. У премьер-министра есть желание нас поддержать, но нет финансовых возможностей сделать это прямо сейчас. Благо он идет навстречу. Есть воля нашего президента поддержать столицу и разгрузить потоки. Но сегодня трудно сказать, когда у нас будут необходимые средства. Мы ставим дополнительное количество инспекторов ГИБДД, объявляем по радио о том, что там-то идут работы, пожалуйста, не ездите туда... Поймите, это временные трудности. Ну вот если у вас подъезд ремонтируют, а вы живете в пятиэтажке на пятом этаже, есть два варианта: либо отселить вас на время ремонта, либо вы обречены испытывать какие-то временные неудобства... Отселить горожан мы не можем. Зато ведь подъезд будет чистым и красивым!

И. Плотникова: - Оценивая бизнес-климат Казани, сотрудники русской версии журнала "Форбс" упомянули такой момент: администрация города "в индивидуальном порядке оказывает содействие крупным инвесторам". А что делать мелким? Какой вклад они вносят в городской бюджет, и устраивает ли вас эта ситуация?

И. Метшин: - Вряд ли все читатели "Вечерки" читали этот номер "Форбса". Поэтому я добавлю, эксперты этого престижного журнала высоко оценили деловую активность в нашем городе, отметили, что в Казани - сильные банки, введены льготы по налогу на землю и в целом благоприятный деловой климат. Во всем должны быть правила, и не какие-то бандитские. Прошло время казаков-разбойников. После ситуаций с ларьками и автобусами, когда меня называли чуть ли не могильщиком малого бизнеса, я лично очень переживал. Наверное, не переживают только душевнобольные. Я просто по ту сторону баррикады стоял, и моя позиция такая: надо достойную зарплату платить своим людям, и налоги тоже, а не растить нищенское население. У всех водителей автобусов (кроме муниципальных) официальная зарплата до 1 января 2008 года была 2 тысячи 200 рублей!!! Поэтому я повел себя жестко...

А сколько было крика про рекламу! Город, продавая рекламное пространство, получал в год 14 миллионов рублей. Мы сказали: так больше не будет. Этот год, по прикидке, закончим с доходом от рекламы где-то в 260 миллионов.

С транспортниками - то же самое, купили автобусы, ездят, зарплату платят не ниже оговоренной.

Конечно, многое нас не устраивает. Есть кадровые ошибки, есть вопросы, за которые я сейчас просто бы не взялся или по-другому бы сделал... Но я точно такой же человек - от мамы родился, школу закончил, сейчас временно наделен большими полномочиями, большей ответственностью...

М. Юдкевич: - Как секретарь городского отделения "Единой России" расскажите, пожалуйста, о результатах чистки в партии. Много ли народа вычистили и за что?

И. Метшин: - В любом коллективе - не знаю, может быть, исключением является коллектив "Вечерней Казани"? - есть люди, которые почему-либо уходят. После того как партию возглавил Владимир Владимирович Путин, были сформулированы более требовательные условия по членству в партии, по партийной дисциплине, по кадровой работе... Наверное, есть люди, которые сами ушли из партии, по собственному желанию. Я особой проблемы в этом не вижу.

М. Юдкевич: - А почему уходят-то в основном? Просто уехали и на новом месте не встали на учет или, может, не хотят платить взносы?

И. Метшин: - Есть и те, кто не хочет платить взносы, есть и те, кто вступил просто потому, что вступали многие... Но вся-то партия не разбежалась! Как, помните, бывший студент юрфака Казанского университета Владимир Ульянов писал, - проблемы роста! Партия новая, но все же "первый блин" оказался далеко не комом. А дальше будет еще жестче с подбором кадров и с дисциплиной.

М. Юдкевич: - Но количественные показатели - какова сейчас численность руководимого вами городского отделения партии, скольких членов оно потеряло при чистке - вы назвать не можете?

И. Метшин: - Не буду, чтоб не ошибиться.

И. Серова: - В этом году при большом объеме работ по капремонту Казань столкнулась с проблемой нехватки квалифицированной строительной рабочей силы. На будущий год объемы капремонта возрастут вдвое. Как собираетесь решать вопрос обеспечения объектов трудовыми ресурсами?

И. Метшин: - Достаточно простой вопрос капитального ремонта жилого фонда вывел на поверхность такие проблемы, как отсутствие в столице республики целого ряда специалистов. Например, кровельщиков по металлу. Оказывается, их в Казани ни одно училище сейчас не готовит! Работы есть - специалистов нет, на всю Казань осталось несколько человек. Кроме того, заниматься капремонтом - это не самый сладкий кусок. Если десять лет назад мы еще думали, как занять наше население, обеспечить работой и заработной платой, то сейчас уже другая проблема - где взять людей. Сварщиков, кровельщиков, каменщиков, бетонщиков, асфальтоукладчиков... да тех же постовых для охраны общественного порядка нет. Нет людей! И нет желающих работать даже за зарплату в двадцать тысяч рублей на автобусах - мы привозим водителей из Средней Азии. У нас проблемы с набором персонала на мусоровозы, где водители зарабатывают больше 20 тысяч рублей.

То же самое и с ремонтом. У меня каждый вечер на столе сводка по каждому дому: что там творится, где мы не успеваем. Я и проблемные дома могу назвать, где мы в сроки не укладываемся. Это - работа. А не потому это происходит, что там Метшин, дескать, загорает на пляже, а его замы в кино пошли. Есть объективные проблемы, и мы будем их решать.

В. Пахомова: - С будущего года все собственники квартир в многоэтажках будут платить земельный налог за участки под домами и придомовые территории. О том, как он будет начисляться, жильцы знают. Но не повысятся ли с будущего года ставки земельного налога?

И. Метшин: - Не я ставки налога утверждаю, они определены федеральным законом.

В. Пахомова: - Но на федеральном уровне утверждены предельные максимальные ставки, а представительные органы власти вправе установить их не по максимуму, а, например, по минимуму.

И. Метшин: - Я могу только сформулировать свое мнение, высказать предложение. Сейчас разрабатывается бюджет города на 2009 год, который рассмотрят депутаты городской думы. Вы можете побывать на заседаниях постоянной комиссии гордумы, когда будут обсуждаться проект нового бюджета и планируемые налоговые поступления. А окончательное решение о том, по каким ставкам с собственников жилья взимать земельный налог, возможно, будет приниматься на ноябрьской сессии.

А. Кадырова: - В каких театрах вы бываете чаще, чем один раз за сезон? В каком не были ни разу?

И. Метшин: - Я был в театре Галиаскара Камала и в Тинчуринском, и в театре оперы и балета, и в русском - Качаловском. В тюзе вот пока не был, но туда постоянно ходят моя жена с детьми, причем ни директор об этом, ни персонал не знают, слава богу. Они просто покупают билеты, просто приходят... Я хожу в театр с удовольствием, там совершенно в другую атмосферу погружаешься. Это не только театров касается - искусства вообще. Вот заладили все, что я "Машину времени" люблю. Да, я в самом деле очень люблю "Машину времени", я, как и все, вырос на этих песнях, но также на песнях Пугачевой, Юрия Антонова, "Карнавала", "Динамика", каких-то иностранных групп... Но почему-то в какой ресторан ни приду, увидят меня и тут же "Поворот" включают. Сразу аппетит пропадает! Поймите, я ко всему открыт - и к джазу, и к классике. Я все-таки в музыкальной школе учился, и классика для меня - это отдельная тема.

А. Кадырова: - Как вы узнаёте о культурных событиях в Казани? Не кажется ли вам, что городу катастрофически не хватает цивилизованных площадок для анонсов - афишных тумб, специальных стендов?

И. Метшин: - О культурных событиях в городе я узнаю главным образом от своих помощников - они составляют график работы. А что мест для рекламы этих событий у нас мало - согласен. Мы сейчас ведем переговоры с компанией "BigBoard". Оператор наружной рекламы "BigBoard B. V" - это совместное предприятие французской "JCDecaux" и чешской "BigBoard Group", созданное специально для работы в России и на Украине. А компания "JCDecaux" - мировой лидер в области уличной мебели. Уличная мебель - это остановочные павильоны, указатели, даже урны и туалеты. В целом - любые общественные объекты на улице. Уличная мебель - один из самых эффективных видов наружной рекламы: просмотр информации, размещенной, допустим, на магистральном щите, занимает у автомобилиста секунды, однако пешеходы, дожидаясь транспорта или присев отдохнуть на скамейку в парке, в течение как минимум нескольких минут будут изучать рекламу на уличной мебели... На данный момент рассматривается возможность заключения инвестиционного контракта или частно-государственного партнерства. Прорабатывается правовая сторона сотрудничества.

А. Кадырова: - Самыми громкими культурными проектами, случившимися в "эпоху Метшина", называют два фестиваля: литературный - Аксеновский и музыкальный - "Сотворение мира". Это разовые проекты или у них будет продолжение?

И. Метшин: - Зря эти фестивали называют самыми громкими проектами. Лично я на первое место бы поставил возрождение фестивального движения в школах Казани, среди студентов, молодежи... То, что большое внимание стало уделяться танцевальным коллективам. Я вот вырос, а танцевать не умею. Поэтому хочу, чтобы наши дети наряду с тем, что хорошо учатся, владеют английским и компьютером, умели бы выйти на сцену, как свободные люди. Сегодня для многих казанцев выйти на сцену - это шок. А для юных нижнекамцев, например, это уже не шок! Они свободные, по-хорошему развязные, раскрепощенные. Потому что мы регулярно проводили танцевальные и фольклорные фестивали на приз города. И если поначалу собиралось 12 коллективов, то перед моим отъездом в Казань фестивали собирали до 120 коллективов только в финале!

Так что вот эту вот работу с молодежью я бы назвал самым значимым культурным проектом. Она необходима хотя бы потому, что скоро Универсиада. И кроме новых стадионов, дорожных развязок, таксистов со знанием английского нужно думать еще и о масштабных мероприятиях, в которых кто будет принимать участие? Вот вы смотрели открытие Олимпиады в Пекине? Оно было зрелищным не только благодаря большим деньгам. В церемонии участвовало 2008 офицеров китайской армии! У нас столько офицеров нет, поэтому... В масштабных мероприятиях должна участвовать молодежь.

А что касается Аксеновского фестиваля, то в этом году он пройдет с 7 по 9 ноября, я это подтверждаю. И музыкальный фестиваль "Сотворение мира" мы бы хотели повторить. "Аксенов-фест" и "Сотворение мира" - это такие фишки, в хорошем смысле слова, которые вытаскивают Казань на иную планку. Все российские СМИ назвали "Сотворение мира" российским Вудстоком, отмечали, что ни на одном фестивале в стране еще не было такого качественного звука, света... Мы сразу задали высокий уровень.

С. Козин: - Недавно в городской ратуше наградили и отметили первых тренеров двух казанских спортсменок, призеров Олимпиады в Пекине. Шаг правильный и благородный. Тем более что в последнее время много говорится о развитии детского спорта. Но в целом положение тренеров спортивных школ в городе остается плачевным. Низкие зарплаты и соответствующий им социальный статус не способствуют популярности профессии. Возвращаясь с соревнований в других городах, тренеры говорят, что их коллеги получают больше, чем в Казани. Вы намерены изменить ситуацию?

И. Метшин: - Детские тренеры - это исключительно моя компетенция и сфера только моей ответственности. За детских тренеров отвечает муниципальная власть, и я владею вопросом. Больше нас им нигде в России - за исключением Москвы, Тюмени и Московской области - не платят. Что касается Москвы, то тут, как говорится, комментарии излишни. У них территория больше нашей в пять с половиной раз, население, по официальным данным, - в 12 с половиной раз, а по неофициальным - в 15. Бюджет же больше нашего в 138 раз. А ведь бюджет должен составляться в расчете на одного человека, проживающего на данной территории. Так что no comments! Мэр Москвы может не только тренерам, но и их детям доплачивать...

Впрочем, давайте не будем считать чужие деньги. Однозначно без детских тренеров не будет спорта высших достижений. Это как в медицине: детский хирург не может оперировать взрослого, за исключением каких-то критических ситуаций. Так и детский тренер - это совершенно иная специфика. Сколько мы в этом направлении делаем? Если говорить об оснащении спортивных школ, надо спросить у их директоров: что было и что стало. Мы пока далеки от совершенства, но нам уже есть о чем доложить. Программа по установке в городе 50 хоккейных коробок... Это ведь не просто хоккей ради хоккея. Это открытые спортивные сооружения для занятий несколькими видами спорта, там есть тренеры, которым мы доплачиваем из внебюджетных источников. В этой сфере я придерживаюсь твердого убеждения, что работа должна вестись по месту жительства...

С. Козин: - Но тренеры в ДЮСШ будут получать больше, чем сейчас?

И. Метшин: - Они уже получают больше, чем в других миллионниках.

Е. Мельник: - Читаете ли вы "Вечернюю Казань", или вам готовит обзоры ваша пресс-служба? И как реагируете, если о неприятной для вас новости о жизни города вы узнаете из газетной публикации? Вы ведь, судя по всему, человек эмоциональный.

И. Метшин: - Я живой человек. Любая газета для меня - это прежде всего источник информации. Такой же, как электронная почта, телефонные звонки, мои личные визиты. Конечно, я читаю и вашу газету, и другие тоже. А пресс-служба мне готовит еженедельный обзор критических материалов и замечаний, опубликованных в СМИ. Я всегда эту папочку тщательно изучаю. Это тоже моя работа. Но в прошлый раз я заметил, что папка эта стала толще. Правда, мне объяснили, что это из-за того, что мы оперативно реагируем. Но я не думаю, что это так.

Е. Мельник: - Вы, конечно, знакомы с нашей рубрикой в газете "Минута на откровение". Прошлой зимой в одной из "Минут" читатель рассказал, как на улице Восход застрял ваш автомобиль и всей администрацией района его дружно вытаскивали. Так вот после этого в "Минуту" был шквал звонков. Читатели звали вас в свои дворы, мол, может, после этого у них почистят дороги...

И. Метшин: - Безусловно, вы, пресса, формируете настроение не только наших горожан, но и руководителей городских и республиканских служб. Это всегда было, есть и будет. Все материалы, и даже ваша "Минута на откровение", являются для нас сигналом и ориентиром для дальнейшей работы.

Опубликовано в газете "Вечерняя Казань", 1 октября 2008 г.