Публикации > Просмотр публикации
Соединил талант с религиозной ученостью
К 150-летию со дня рождения Ризы Фахретдина
В эти дни исполнилось 150 лет со дня рождения религиозного и общественного деятеля, историка, педагога и писателя Ризаэтдина Фахретдина, в 1920-30-е годы - председателя Духовного управления мусульман в Уфе.
Его первый роман "Салима, или Целомудрие" был опубликован в 1899 году в Казани. А роман "Асма", написанный в те же годы, вышел в свет в 1903-м в Оренбурге. На титульных листах произведений был указан псевдоним писателя - Гафил бине Габдулла (Гафил, сын Габдуллы).
Один из замечательных прозаиков татарской просветительской литературы конца ХIХ - начала ХХ веков, он прошел сложный жизненный путь. Согласно официальной историографии, Риза Фахретдин родился 4 января 1859 года по старому стилю в деревне Кичучатово Бугульминского уезда Самарской губернии в семье муллы. Эта дата находит документальное подтверждение в Национальном архиве РТ. Выявлена метрическая запись, согласно которой 4 января 1859 года у Фахретдина и Махгубы родился сын - Ризаэтдин. Фамилии, по существовавшей в то время традиции, не указывались...
Однако переход на новый стиль породил и ставший дискуссионным вопрос - когда же все-таки родился Риза Фахретдин, если считать по новому стилю? В частности, среди исследователей до сих пор нет единого мнения на этот счет. Большинство в качестве искомой даты считают 16 января, в то время как в свидетельстве о рождении, выданном в 1930 году и хранящемся ныне в Национальном архиве РТ, записан другой день - 17 января 1859 года по новому стилю.
После окончания медресе Фахретдин несколько лет работал учителем, стал муллой, а затем, после революции 1905 года, полностью посвятил себя творческому труду. Материалы для своих произведений Фахретдин собирал, по его словам, "по крупицам, копаясь в бесчисленных метриках и записях". Теперь же сами его записи представляют собой историческую ценность.
Даже несмотря на то, что жизнь и творческая биография татарского просветителя связаны в основном с Оренбургом и Уфой, в Национальном архиве РТ отложился обширный комплекс документов о нем. В первую очередь в личном фонде писателя, а также главного редактора газеты "Вакыт" Фатиха Карими. Здесь хранятся уникальные документы - автобиография Фахретдина, его подлинные письма Ф.Карими и его отцу М.Карими о текущей повседневной жизни за период 1889-1915 годов.
В другом архивном фонде - Казанского временного комитета по делам печати - в списках печатной продукции типографии "Вакыт" (Оренбург) имеются сведения об опубликованных произведениях Ризы Фахретдина, в том числе об издании в 1912 году "Мухаммеда" (на татарском языке, тиражом 5000 экз.), "Баллалар эчен нясияхят" (на татарском языке, тиражом 5000 экз.), "Шакертлек Адяби" (на татарском языке, тиражом 3000 экз.), в 1914-м - "Ахмед Медхед эфенди".
В 1998 году внук ученого Арслан Шараф передал Национальному архиву Татарстана 54 документа, рассказывающих об истории семьи Ризы Фахретдина, судьбах его детей. Документы личного фонда просветителя содержат богатую коллекцию фотодокументов, наглядно иллюстрирующих основные этапы его жизни и деятельности. Здесь же представлены такие документы, как письмо членов Центрального Духовного управления мусульман Р.Фахретдину от 2 мая 1926 года на арабском и французском языках, пригласительный билет на III Всесоюзный съезд мусульман.
Одним из интереснейших документов является паспортная книжка Ризаэтдина Фахретдина, выданная Варваринским волостным правлением Бугульминского уезда в 1912 году. Помимо сведений о национальности, времени рождения и вероисповедании, она содержит указание на род занятий, который определен как "письмоводство". Имеется и личная подпись Фахретдина, что ценно само по себе.
На 1912 год, согласно паспортной книжке, у ученого было "пятеро детей - Хабдрахман, 25 лет, Габдулахат, 23 лет, Габдрашит, 20 лет, Сагит 1900 г.р., Асма, 1906 г.р.". В личном фонде Ризы Фахретдина также широко представлены документы о всех о них - от свидетельств о рождении и браке, сведений об учебной деятельности до справок о реабилитации. Дети ученого пошли по его стопам и отличались высокой образованностью.
В частности, сохранилась копия журнала присутствия Оренбургского магометанского духовного собрания от 20 февраля 1906 года о рассмотрении прошения "тептяря Бугульминского уезда деревни Кичучатовой Абдул-Ахада Ризаиддинова Фахрутдинова" о желании "выдержать экзамен в знании правил магометанской религии на должность имама". А вот результат экзамена: "По испытанию оказался быть способным имам-хатыбом и мугаллимом..."
В январе 1908 года в Оренбурге начал выходить журнал "Шура", издававшийся татарскими золотопромышленниками братьями Рамеевыми. Редактором нового журнала стал Риза Фахретдин. Джамал Валидов писал, что журналистско-редакторская деятельность Фахретдинова (сначала в газете "Вакыт", затем в журнале "Шура") приходилась на период, когда татарские газеты нуждались именно в таких людях, как он, - соединяющих литературный талант с мусульманской ученостью.
В архиве сохранились и экземпляры журнала "Шура" за период с 1909 по 1917 год. Тематические и хронологические рамки журнала были весьма разнообразны. Одну из наиболее интересных и содержательных рубрик "Знаменитые люди и великие события", знакомившую читателей с жизнью и творчеством ученых, поэтов, писателей, государственных деятелей прошлого и современного ему периода, все годы издания "Шура" вел сам Риза Фахретдин. Значительное место в журнале занимали статьи на исторические темы, многие из которых принадлежали перу самого редактора. В них красной нитью проходило желание ученого привить народу чувство единства, органичное восприятие им идеи этнонациональной и религиозной самобытности. В целом же роль журнала "Шура" в духовной жизни мусульман дореволюционной России была весьма значительной.
Помимо редакторской работы, Р.Фахретдин публиковал и прозаические произведения. Всего до 1917 года ученым было издано более пятидесяти книг.
В годы советской власти авторитет Ризы Фахретдина заметно вырос. Одним из ярких подтверждений этого являются свидетельства, выданные Духовным управлением мусульман Фахретдинову о том, что он назначается председателем I Всемирного конгресса мусульман, который состоялся летом 1926 года в Мекке, и хранящиеся ныне в его личном фонде в архиве.
Ныне документы Ризы Фахретдина широко востребованы исследователями и научными работниками, используются при подготовке монографий, диссертаций и статей.
К 150-летию со дня рождения Ризы Фахретдина
В эти дни исполнилось 150 лет со дня рождения религиозного и общественного деятеля, историка, педагога и писателя Ризаэтдина Фахретдина, в 1920-30-е годы - председателя Духовного управления мусульман в Уфе.
Его первый роман "Салима, или Целомудрие" был опубликован в 1899 году в Казани. А роман "Асма", написанный в те же годы, вышел в свет в 1903-м в Оренбурге. На титульных листах произведений был указан псевдоним писателя - Гафил бине Габдулла (Гафил, сын Габдуллы).
Один из замечательных прозаиков татарской просветительской литературы конца ХIХ - начала ХХ веков, он прошел сложный жизненный путь. Согласно официальной историографии, Риза Фахретдин родился 4 января 1859 года по старому стилю в деревне Кичучатово Бугульминского уезда Самарской губернии в семье муллы. Эта дата находит документальное подтверждение в Национальном архиве РТ. Выявлена метрическая запись, согласно которой 4 января 1859 года у Фахретдина и Махгубы родился сын - Ризаэтдин. Фамилии, по существовавшей в то время традиции, не указывались...
Однако переход на новый стиль породил и ставший дискуссионным вопрос - когда же все-таки родился Риза Фахретдин, если считать по новому стилю? В частности, среди исследователей до сих пор нет единого мнения на этот счет. Большинство в качестве искомой даты считают 16 января, в то время как в свидетельстве о рождении, выданном в 1930 году и хранящемся ныне в Национальном архиве РТ, записан другой день - 17 января 1859 года по новому стилю.
После окончания медресе Фахретдин несколько лет работал учителем, стал муллой, а затем, после революции 1905 года, полностью посвятил себя творческому труду. Материалы для своих произведений Фахретдин собирал, по его словам, "по крупицам, копаясь в бесчисленных метриках и записях". Теперь же сами его записи представляют собой историческую ценность.
Даже несмотря на то, что жизнь и творческая биография татарского просветителя связаны в основном с Оренбургом и Уфой, в Национальном архиве РТ отложился обширный комплекс документов о нем. В первую очередь в личном фонде писателя, а также главного редактора газеты "Вакыт" Фатиха Карими. Здесь хранятся уникальные документы - автобиография Фахретдина, его подлинные письма Ф.Карими и его отцу М.Карими о текущей повседневной жизни за период 1889-1915 годов.
В другом архивном фонде - Казанского временного комитета по делам печати - в списках печатной продукции типографии "Вакыт" (Оренбург) имеются сведения об опубликованных произведениях Ризы Фахретдина, в том числе об издании в 1912 году "Мухаммеда" (на татарском языке, тиражом 5000 экз.), "Баллалар эчен нясияхят" (на татарском языке, тиражом 5000 экз.), "Шакертлек Адяби" (на татарском языке, тиражом 3000 экз.), в 1914-м - "Ахмед Медхед эфенди".
В 1998 году внук ученого Арслан Шараф передал Национальному архиву Татарстана 54 документа, рассказывающих об истории семьи Ризы Фахретдина, судьбах его детей. Документы личного фонда просветителя содержат богатую коллекцию фотодокументов, наглядно иллюстрирующих основные этапы его жизни и деятельности. Здесь же представлены такие документы, как письмо членов Центрального Духовного управления мусульман Р.Фахретдину от 2 мая 1926 года на арабском и французском языках, пригласительный билет на III Всесоюзный съезд мусульман.
Одним из интереснейших документов является паспортная книжка Ризаэтдина Фахретдина, выданная Варваринским волостным правлением Бугульминского уезда в 1912 году. Помимо сведений о национальности, времени рождения и вероисповедании, она содержит указание на род занятий, который определен как "письмоводство". Имеется и личная подпись Фахретдина, что ценно само по себе.
На 1912 год, согласно паспортной книжке, у ученого было "пятеро детей - Хабдрахман, 25 лет, Габдулахат, 23 лет, Габдрашит, 20 лет, Сагит 1900 г.р., Асма, 1906 г.р.". В личном фонде Ризы Фахретдина также широко представлены документы о всех о них - от свидетельств о рождении и браке, сведений об учебной деятельности до справок о реабилитации. Дети ученого пошли по его стопам и отличались высокой образованностью.
В частности, сохранилась копия журнала присутствия Оренбургского магометанского духовного собрания от 20 февраля 1906 года о рассмотрении прошения "тептяря Бугульминского уезда деревни Кичучатовой Абдул-Ахада Ризаиддинова Фахрутдинова" о желании "выдержать экзамен в знании правил магометанской религии на должность имама". А вот результат экзамена: "По испытанию оказался быть способным имам-хатыбом и мугаллимом..."
В январе 1908 года в Оренбурге начал выходить журнал "Шура", издававшийся татарскими золотопромышленниками братьями Рамеевыми. Редактором нового журнала стал Риза Фахретдин. Джамал Валидов писал, что журналистско-редакторская деятельность Фахретдинова (сначала в газете "Вакыт", затем в журнале "Шура") приходилась на период, когда татарские газеты нуждались именно в таких людях, как он, - соединяющих литературный талант с мусульманской ученостью.
В архиве сохранились и экземпляры журнала "Шура" за период с 1909 по 1917 год. Тематические и хронологические рамки журнала были весьма разнообразны. Одну из наиболее интересных и содержательных рубрик "Знаменитые люди и великие события", знакомившую читателей с жизнью и творчеством ученых, поэтов, писателей, государственных деятелей прошлого и современного ему периода, все годы издания "Шура" вел сам Риза Фахретдин. Значительное место в журнале занимали статьи на исторические темы, многие из которых принадлежали перу самого редактора. В них красной нитью проходило желание ученого привить народу чувство единства, органичное восприятие им идеи этнонациональной и религиозной самобытности. В целом же роль журнала "Шура" в духовной жизни мусульман дореволюционной России была весьма значительной.
Помимо редакторской работы, Р.Фахретдин публиковал и прозаические произведения. Всего до 1917 года ученым было издано более пятидесяти книг.
В годы советской власти авторитет Ризы Фахретдина заметно вырос. Одним из ярких подтверждений этого являются свидетельства, выданные Духовным управлением мусульман Фахретдинову о том, что он назначается председателем I Всемирного конгресса мусульман, который состоялся летом 1926 года в Мекке, и хранящиеся ныне в его личном фонде в архиве.
Ныне документы Ризы Фахретдина широко востребованы исследователями и научными работниками, используются при подготовке монографий, диссертаций и статей.
Газета "Республика Татарстан", 2 февраля 2009 г.