Публикации > Просмотр публикации
Рустем Абязов: "Удержать людей можно только хорошей музыкой"
В конце марта, как уже сообщал "ВиД", в Казани пройдет "II Абязов - фестиваль". На этот раз он посвящен двум датам - пятидесятилетию со дня рождения и тридцатилетию творческой деятельности главного дирижера и художественного руководителя Государственного камерного оркестра "Ла Примавера" Рустема Абязова. Сегодня создатель "Ла Примаверы" наш собеседник.
- Рустем Юнусович, какой была ситуация с оркестрами у нас в Казани в тот момент, когда возникала "Примавера"?
- В Казани работал только Государственный симфонический оркестр РТ, оркестр оперного театра я не считаю, потому что он не концертировал, а только участвовал в спектаклях. Правда, был еще оркестр специальной музыкальной школы при консерватории, где играли учащиеся и которым я руководил. В оркестре играли сильные, профессиональные ребята, которые решали серьезные музыкальные задачи, и публике оркестр нравился.
- Он стал ядром "Примаверы"?
- Нет, я решил не брать школьников, хотя два-три человека из выпускного класса у меня играли. Ядром стали профессиональные музыканты, выпускники консерватории, несколько особо одаренных студентов.
- С чего вы начали?
- С того, что мне пришлось собрать людей и заинтересовать их. А заинтересовать их можно было только одним - тем, что я им пообещал: мы будем исполнять много хорошей музыки. Слово свое я сдержал. Пустых обещаний не было, и пряников я никому не раздавал. Наши первые концерты проходили в старом еще зале, в этом стеклянном "аквариуме", который стоял на месте нынешнего Большого концертного зала имени С.Сайдашева. С 1990 года мы стали оркестром при Казанском университете. Причем шаг нам навстречу сделали из университета. На меня вышел один из проректоров и предложил создать университетский оркестр, причем вначале речь шла о том, что в нем должны были выступать студенты. Я спросил: " Вам что нужно - духовную атмосферу создать?" Услышав утвердительный ответ, сказал, что незачем создавать оркестр из студентов, когда есть готовый профессиональный коллектив. О том, что наш оркестр станет университетским, принимали решение на ученом совете КГУ. Это было время кооперативов, и через какой-то кооператив нам даже ухитрялись платить символическую зарплату. Так продолжалось до 1996 года.
- Потом вы стали муниципальным коллективом?
- Да, мы долго бились за это, но нам говорили, что денег нет. Может быть, так бы ничего и не произошло, но почитатели оркестра написали письмо нашему Президенту, под ним стояло 450 подписей. Минтимер Шарипович пригласил меня, тогдашнего министра культуры Марселя Таишева и мэра Казани Камиля Исхакова. Таишев начал говорить, что денег нет, а мэр сказал, что он все решит и мы с ним уже договорились. Президент улыбнулся и сказал: " Что ж, надо поддержать".
- Вы стали государственным коллективом. Это кабала или привилегия?
- Да по-разному, наверное. Пока вроде бы не кабала. У нас свободный график, нас не третируют, нет плана по публике, по валу, как у симфонического оркестра.
- То есть ваш проект по созданию оркестра можно признать успешным?
- Безусловно. В советское время о создании подобного оркестра на периферии нельзя было и мечтать. Нам это удалось. Недавно в "Музыкальном обозрении" я прочел, что, кроме двух столичных камерных оркестров, говорить о себе заставили два периферийных камерных оркестра - наша "Ла Примавера" и оркестр из Новосибирска.
- За последние годы что-то изменилось в музыкальной жизни Татарстана? И что бы вам хотелось изменить?
- Возрос интерес к классической музыке. Очевидно, публике надоели впечатления, которые не требуют внутреннего развития человека. Хочется приобщаться действительно к чему-то духовному. Может быть, есть и некоторое влияние Запада, где посещать концерты классической музыки считается престижным. Эти перемены нужно приветствовать. Изменить кое-что хотелось бы - мечтаю о том, чтобы интерес к классике рос быстрее, пока он не является тотальным. Конечно, все зависит от качества концерта. Если даже какой-то хитростью заманить публику в зал, то невозможно заставить ее слушать плохой концерт, в другой раз все равно никто не придет. Удержать людей можно только хорошей музыкой.
- В профессии дирижера у вас все сразу же получилось?
- Безусловно, нет. Внутренние проблемы есть до сих пор. И хотя говорят, что дирижирование - это профессия второй половины жизни, процесс самоусовершенствования нескончаем.
- Кто ваши кумиры среди дирижеров?
- Караян, Аббадо…
- А Валерий Гергиев?
- Гергиев - дирижер от Бога. Но тот ритм, в котором он живет, тот марафон - они ему не на пользу. То, что он представил в прошлом году в Казани на Пасхальном фестивале, а это была Восьмая симфония Малера, это была халтура. Любопытно, через неделю после него в Казань с оркестром приехал Михаил Плетнев, и это был такой контраст. Я понял, что Плетнев - гениальный дирижер. Он не всеяден.
Из досье "ВиД": Рустем Абязов - виртуозный скрипач, превосходный дирижер. Заслуженный деятель искусств РФ, народный артист и заслуженный деятель искусств РТ, лауреат Государственной премии РТ имени Г.Тукая. По итогам 2002 года стал лауреатом в номинации "Дирижер года" в газете "Музыкальное обозрение". Как солист и дирижер выпустил 29 компакт-дисков. Его камерный оркестр выступал во многих городах России и зарубежья.
В конце марта, как уже сообщал "ВиД", в Казани пройдет "II Абязов - фестиваль". На этот раз он посвящен двум датам - пятидесятилетию со дня рождения и тридцатилетию творческой деятельности главного дирижера и художественного руководителя Государственного камерного оркестра "Ла Примавера" Рустема Абязова. Сегодня создатель "Ла Примаверы" наш собеседник.
- Рустем Юнусович, какой была ситуация с оркестрами у нас в Казани в тот момент, когда возникала "Примавера"?
- В Казани работал только Государственный симфонический оркестр РТ, оркестр оперного театра я не считаю, потому что он не концертировал, а только участвовал в спектаклях. Правда, был еще оркестр специальной музыкальной школы при консерватории, где играли учащиеся и которым я руководил. В оркестре играли сильные, профессиональные ребята, которые решали серьезные музыкальные задачи, и публике оркестр нравился.
- Он стал ядром "Примаверы"?
- Нет, я решил не брать школьников, хотя два-три человека из выпускного класса у меня играли. Ядром стали профессиональные музыканты, выпускники консерватории, несколько особо одаренных студентов.
- С чего вы начали?
- С того, что мне пришлось собрать людей и заинтересовать их. А заинтересовать их можно было только одним - тем, что я им пообещал: мы будем исполнять много хорошей музыки. Слово свое я сдержал. Пустых обещаний не было, и пряников я никому не раздавал. Наши первые концерты проходили в старом еще зале, в этом стеклянном "аквариуме", который стоял на месте нынешнего Большого концертного зала имени С.Сайдашева. С 1990 года мы стали оркестром при Казанском университете. Причем шаг нам навстречу сделали из университета. На меня вышел один из проректоров и предложил создать университетский оркестр, причем вначале речь шла о том, что в нем должны были выступать студенты. Я спросил: " Вам что нужно - духовную атмосферу создать?" Услышав утвердительный ответ, сказал, что незачем создавать оркестр из студентов, когда есть готовый профессиональный коллектив. О том, что наш оркестр станет университетским, принимали решение на ученом совете КГУ. Это было время кооперативов, и через какой-то кооператив нам даже ухитрялись платить символическую зарплату. Так продолжалось до 1996 года.
- Потом вы стали муниципальным коллективом?
- Да, мы долго бились за это, но нам говорили, что денег нет. Может быть, так бы ничего и не произошло, но почитатели оркестра написали письмо нашему Президенту, под ним стояло 450 подписей. Минтимер Шарипович пригласил меня, тогдашнего министра культуры Марселя Таишева и мэра Казани Камиля Исхакова. Таишев начал говорить, что денег нет, а мэр сказал, что он все решит и мы с ним уже договорились. Президент улыбнулся и сказал: " Что ж, надо поддержать".
- Вы стали государственным коллективом. Это кабала или привилегия?
- Да по-разному, наверное. Пока вроде бы не кабала. У нас свободный график, нас не третируют, нет плана по публике, по валу, как у симфонического оркестра.
- То есть ваш проект по созданию оркестра можно признать успешным?
- Безусловно. В советское время о создании подобного оркестра на периферии нельзя было и мечтать. Нам это удалось. Недавно в "Музыкальном обозрении" я прочел, что, кроме двух столичных камерных оркестров, говорить о себе заставили два периферийных камерных оркестра - наша "Ла Примавера" и оркестр из Новосибирска.
- За последние годы что-то изменилось в музыкальной жизни Татарстана? И что бы вам хотелось изменить?
- Возрос интерес к классической музыке. Очевидно, публике надоели впечатления, которые не требуют внутреннего развития человека. Хочется приобщаться действительно к чему-то духовному. Может быть, есть и некоторое влияние Запада, где посещать концерты классической музыки считается престижным. Эти перемены нужно приветствовать. Изменить кое-что хотелось бы - мечтаю о том, чтобы интерес к классике рос быстрее, пока он не является тотальным. Конечно, все зависит от качества концерта. Если даже какой-то хитростью заманить публику в зал, то невозможно заставить ее слушать плохой концерт, в другой раз все равно никто не придет. Удержать людей можно только хорошей музыкой.
- В профессии дирижера у вас все сразу же получилось?
- Безусловно, нет. Внутренние проблемы есть до сих пор. И хотя говорят, что дирижирование - это профессия второй половины жизни, процесс самоусовершенствования нескончаем.
- Кто ваши кумиры среди дирижеров?
- Караян, Аббадо…
- А Валерий Гергиев?
- Гергиев - дирижер от Бога. Но тот ритм, в котором он живет, тот марафон - они ему не на пользу. То, что он представил в прошлом году в Казани на Пасхальном фестивале, а это была Восьмая симфония Малера, это была халтура. Любопытно, через неделю после него в Казань с оркестром приехал Михаил Плетнев, и это был такой контраст. Я понял, что Плетнев - гениальный дирижер. Он не всеяден.
Из досье "ВиД": Рустем Абязов - виртуозный скрипач, превосходный дирижер. Заслуженный деятель искусств РФ, народный артист и заслуженный деятель искусств РТ, лауреат Государственной премии РТ имени Г.Тукая. По итогам 2002 года стал лауреатом в номинации "Дирижер года" в газете "Музыкальное обозрение". Как солист и дирижер выпустил 29 компакт-дисков. Его камерный оркестр выступал во многих городах России и зарубежья.
Газета "Время и Деньги", 26 марта 2009 г.