Публикации > Просмотр публикации
Выдержит ли казанское метро 100 лет?
Вся рабочая биография Марата Рахимова связана со строительством тоннелей. В 1977 году окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Строительство тоннелей и метрополитенов». Служил в железнодорожных войсках на строительстве Байкало-Амурской магистрали. С 1979-го по 1986 год возводил Ташкентский метрополитен. С 1986-го по 1997 год - снова БАМ, где возглавлял тоннельный отряд на строительстве уникального Северомуйского тоннеля протяженностью 15,3 км.
В 1997 году приглашен на строительство казанского метро и назначен начальником Муниципального унитарного предприятия «Казметрострой». Женат. Двое взрослых сыновей выбрали профессию отца. Любимый вид отдыха - рыбалка.
Рубикон
- Метростроевцы свой Рубикон перешли: река Казанка форсирована. Как идет освоение Заречья?
- Перед нами поставлена задача продолжить линию подземки в Авиастроительный район до ДК им. Ленина. Так что после станции «Кремлевская» на очереди в этом направлении - «Козья слобода», «Декабристов», «Московская» и «Заводская». Ближайшая к сдаче - «Козья слобода» возле энергоуниверситета. От ее котлована двигаемся к «Кремлевской». Под дном Казанки прошли, на берегу миновали место, где расположен ресторан «Парус», осталось 600 метров, в июле-августе проходку завершим. Сдача в эксплуатацию - лето 2010 года. Следующая - «Декабристов». Эта станция расположится напротив Московского рынка. Предстоит закрывать улицу Декабристов на этом участке и снимать трамвайные пути.
- Жители многоэтажек на пересечении улиц Тверской и Декабристов спрашивают, не снесут ли их в связи с предстоящими подземными работами?
- Нет, тоннель метрополитена пройдет без сноса жилых домов. Тоннели подземки пролягут посередине улицы Декабристов, под местом, где сейчас лежат рельсы. Хотя замечу, что история метростроения знает примеры «переезда» домов в случае необходимости. Например, в Москве перенесли огромный жилой дом. Его укрепили, подняли и… перекатили на другое место. После «Декабристов» поезда пойдут на станцию «Московская». Она «сядет» на пересечении Воровского - Ибрагимова и соединится подземным пешеходным переходом с новым железнодорожным вокзалом. Территория участка уже ограждена, готовимся к выносу коммуникаций. В этом году начнем проходку тоннелей.
На территорию будущей станции «Заводская», возле ДК им. Ленина, мы уже тоже вошли. Горожане заметили это по отгороженному участку, где сейчас также идет вынос коммуникаций. Осенью приступим к проходке - отсюда к «Московской». Кстати, здесь мы получили неожиданное предложение. В Авиастроительном районе, возле поселка Щербаковка, планируется возведение жилого массива. На его презентации застройщики показали мне проект - к новым кварталам от «Заводской» нарисована линия метрополитена. Все как положено: два тоннеля, станция. Инвесторы настроены решительно: «Деньги дадим, ты только построй!»
Азино
- Когда метро повезет пассажиров в Азино?
- С этой стороны подземки тоннель от станции «Проспект Победы» проложим дальше: к станции «Дубравная», что расположится на пересечении улиц Зорге - Фучика. Здесь предусмотрена пересадка на другую линию: Азино - компрессорный. Пассажиры будут выходить из вагонов, спускаться на нижнюю платформу. И, пересев в другой поезд, следовать дальше по маршруту.
- А почему с проспекта Победы линия сразу не идет в Азино?
- Не хватает радиуса поворота для проходческой машины.
Далее согласно плану развития Казанского метрополитена до 2020 года маршрут подземки из Азино через компрессорный завод, Квартала, проспект Ямашева вновь вернется на Московский рынок и пойдет в Кировский район, к Горьковскому шоссе. Но строительство этих линий - перспектива. Задача к Универсиаде-2013: удлинить казанское метро до конечных остановок «Дубравная» и «Заводская».
Гарантия
- Вам известно, что часть казанцев боится ездить в метро. Что им скажете?
- По защите от наружных воздействий надежнее метрополитена нет. Да, порой у человека срабатывает инстинкт боязни замкнутого пространства, когда он спускается под землю. Но эти первые сиюминутные ощущения сразу снимают комфортные условия поездки. Пассажир сел в вагон и может почитать газетку. Или, закрыв глаза, подремать. Знакомая многим картинка из жизни московского метро становится привычной и у нас.
Тоннель метро - это кольцо диаметром в пять с половиной метров. Попробуйте яйцо раздавить сверху: не получится! Так и конструкция тоннеля подземки рассчитана на большие нагрузки. Например, на удар мощной взрывной волны - стены выдерживают давление силой в килограмм на квадратный сантиметр! Метрополитены всегда строятся как объекты стратегического значения. Они предназначены для защиты населения в критических ситуациях.
- Под вашим руководством огромная армия исполнителей. Среди них разные люди. Кто-то может и недобросовестно отнестись к своему делу, схалтурить. Как проконтролировать качество работ? Ведь от этого зависит безопасность и жизнь пассажиров.
- Проверяется каждый куб бетона и каждый пруток арматуры. Подготовили котлован - вызываются представители проектного института, заказчика, кураторов, наши инспектора и проверяется соответствие технологии, проекту. Прежде чем уложить в этот котлован бетон, с каждого приготовленного куба берется кубик и проверяется на соответствие заданным свойствам. Договора субподряда заключаем только с теми организациями, у которых есть лицензия на данный вид работ и опыт. Сейчас к нам обращаются строительные фирмы по возведению жилья, которые из-за кризиса остались без заказов: «Дай нам станцию построить!» «Нет, ребята, - отвечаю, - метрополитен - это другие нормы, другие условия, другая ответственность и другая профессия».
Проблемы
- На станции «Площадь Тукая» после сильного дождя капает с потолка, порой здесь даже ставят тазики для сбора воды. Трудно представить такую картинку в Москве. В чем причина? Не справляется дренажная система?
- В тоннелях воды нет. Тоннели Казанского метрополитена - самые надежные по водонепроницаемости. У нас применена технология изготовления блоков с применением водонепроницаемого бетона марки 600. Он держит давление воды до трех атмосфер. Все стыки колец тоннеля обеспечены резиноуплотнителями.
Да, в вестибюле станции «Площадь Тукая» есть проблемы. После того как метростроевцы сдали станцию в эксплуатацию, другая организация приступила к реконструкции улицы Петербургской. Когда ее рабочие устанавливали фонарные столбы для светильников, пробили гидроизоляционную систему. Для ликвидации течи сейчас используем гидроизолирующие составы. Чужие огрехи в ближайшее время мы исправим. Другая неприятность - во время сильных дождей вода попадала в зал станции. Это с водоотводом не справлялся большой дренажный коллектор, находившийся под улицей Пушкина. В прошлом году мы построили здесь специальную насосную станцию. Переоборудованный коллектор перенесем на безопасное для метро расстояние.
- Многих волнует проходка под Казанкой, при этом вспоминают поговорку «Капля камень точит». Вода с речным песком - словно наждак. Не проточит ли сверху тоннели метро?
- Тоннели с водой не соприкасаются. Они расположены глубоко под руслом реки, так что никакого трения нет. Под Казанкой мы прошли на глубине 26 метров, в том числе под руслом - на глубине 9 метров. Прошли в водоупорном грунте: его глинистые почвы воду не пропускают. Плюс к тому, как обычно делается, вокруг тоннелей закачан защитный слой спецраствора.
- На сколько лет эксплуатации рассчитано казанское метро?
- Объекты метрополитена имеют расчетную гарантию 100 лет. Но это не срок эксплуатации, а время, когда придет необходимость замены или ремонта конструкций. Такие гарантийные сроки существуют только в метростроении. Поэтому о своей профессии проходчики с гордостью говорят: «Тоннели строят настоящие мужчины!»
Перед открытием Казанского метрополитена скептики ворчали: «Зачем зарывать деньги в землю?» Теперь вопрос казанца о подземке звучит по-иному: «Когда метро будет и в нашем районе?»
Ответы читателям «КВ» дает начальник Муниципального унитарного предприятия «Казметрострой» Марат РАХИМОВ.
Представляем гостяОтветы читателям «КВ» дает начальник Муниципального унитарного предприятия «Казметрострой» Марат РАХИМОВ.
Вся рабочая биография Марата Рахимова связана со строительством тоннелей. В 1977 году окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Строительство тоннелей и метрополитенов». Служил в железнодорожных войсках на строительстве Байкало-Амурской магистрали. С 1979-го по 1986 год возводил Ташкентский метрополитен. С 1986-го по 1997 год - снова БАМ, где возглавлял тоннельный отряд на строительстве уникального Северомуйского тоннеля протяженностью 15,3 км.
В 1997 году приглашен на строительство казанского метро и назначен начальником Муниципального унитарного предприятия «Казметрострой». Женат. Двое взрослых сыновей выбрали профессию отца. Любимый вид отдыха - рыбалка.
Рубикон
- Метростроевцы свой Рубикон перешли: река Казанка форсирована. Как идет освоение Заречья?
- Перед нами поставлена задача продолжить линию подземки в Авиастроительный район до ДК им. Ленина. Так что после станции «Кремлевская» на очереди в этом направлении - «Козья слобода», «Декабристов», «Московская» и «Заводская». Ближайшая к сдаче - «Козья слобода» возле энергоуниверситета. От ее котлована двигаемся к «Кремлевской». Под дном Казанки прошли, на берегу миновали место, где расположен ресторан «Парус», осталось 600 метров, в июле-августе проходку завершим. Сдача в эксплуатацию - лето 2010 года. Следующая - «Декабристов». Эта станция расположится напротив Московского рынка. Предстоит закрывать улицу Декабристов на этом участке и снимать трамвайные пути.
- Жители многоэтажек на пересечении улиц Тверской и Декабристов спрашивают, не снесут ли их в связи с предстоящими подземными работами?
- Нет, тоннель метрополитена пройдет без сноса жилых домов. Тоннели подземки пролягут посередине улицы Декабристов, под местом, где сейчас лежат рельсы. Хотя замечу, что история метростроения знает примеры «переезда» домов в случае необходимости. Например, в Москве перенесли огромный жилой дом. Его укрепили, подняли и… перекатили на другое место. После «Декабристов» поезда пойдут на станцию «Московская». Она «сядет» на пересечении Воровского - Ибрагимова и соединится подземным пешеходным переходом с новым железнодорожным вокзалом. Территория участка уже ограждена, готовимся к выносу коммуникаций. В этом году начнем проходку тоннелей.
На территорию будущей станции «Заводская», возле ДК им. Ленина, мы уже тоже вошли. Горожане заметили это по отгороженному участку, где сейчас также идет вынос коммуникаций. Осенью приступим к проходке - отсюда к «Московской». Кстати, здесь мы получили неожиданное предложение. В Авиастроительном районе, возле поселка Щербаковка, планируется возведение жилого массива. На его презентации застройщики показали мне проект - к новым кварталам от «Заводской» нарисована линия метрополитена. Все как положено: два тоннеля, станция. Инвесторы настроены решительно: «Деньги дадим, ты только построй!»
Азино
- Когда метро повезет пассажиров в Азино?
- С этой стороны подземки тоннель от станции «Проспект Победы» проложим дальше: к станции «Дубравная», что расположится на пересечении улиц Зорге - Фучика. Здесь предусмотрена пересадка на другую линию: Азино - компрессорный. Пассажиры будут выходить из вагонов, спускаться на нижнюю платформу. И, пересев в другой поезд, следовать дальше по маршруту.
- А почему с проспекта Победы линия сразу не идет в Азино?
- Не хватает радиуса поворота для проходческой машины.
Далее согласно плану развития Казанского метрополитена до 2020 года маршрут подземки из Азино через компрессорный завод, Квартала, проспект Ямашева вновь вернется на Московский рынок и пойдет в Кировский район, к Горьковскому шоссе. Но строительство этих линий - перспектива. Задача к Универсиаде-2013: удлинить казанское метро до конечных остановок «Дубравная» и «Заводская».
Гарантия
- Вам известно, что часть казанцев боится ездить в метро. Что им скажете?
- По защите от наружных воздействий надежнее метрополитена нет. Да, порой у человека срабатывает инстинкт боязни замкнутого пространства, когда он спускается под землю. Но эти первые сиюминутные ощущения сразу снимают комфортные условия поездки. Пассажир сел в вагон и может почитать газетку. Или, закрыв глаза, подремать. Знакомая многим картинка из жизни московского метро становится привычной и у нас.
Тоннель метро - это кольцо диаметром в пять с половиной метров. Попробуйте яйцо раздавить сверху: не получится! Так и конструкция тоннеля подземки рассчитана на большие нагрузки. Например, на удар мощной взрывной волны - стены выдерживают давление силой в килограмм на квадратный сантиметр! Метрополитены всегда строятся как объекты стратегического значения. Они предназначены для защиты населения в критических ситуациях.
- Под вашим руководством огромная армия исполнителей. Среди них разные люди. Кто-то может и недобросовестно отнестись к своему делу, схалтурить. Как проконтролировать качество работ? Ведь от этого зависит безопасность и жизнь пассажиров.
- Проверяется каждый куб бетона и каждый пруток арматуры. Подготовили котлован - вызываются представители проектного института, заказчика, кураторов, наши инспектора и проверяется соответствие технологии, проекту. Прежде чем уложить в этот котлован бетон, с каждого приготовленного куба берется кубик и проверяется на соответствие заданным свойствам. Договора субподряда заключаем только с теми организациями, у которых есть лицензия на данный вид работ и опыт. Сейчас к нам обращаются строительные фирмы по возведению жилья, которые из-за кризиса остались без заказов: «Дай нам станцию построить!» «Нет, ребята, - отвечаю, - метрополитен - это другие нормы, другие условия, другая ответственность и другая профессия».
Проблемы
- На станции «Площадь Тукая» после сильного дождя капает с потолка, порой здесь даже ставят тазики для сбора воды. Трудно представить такую картинку в Москве. В чем причина? Не справляется дренажная система?
- В тоннелях воды нет. Тоннели Казанского метрополитена - самые надежные по водонепроницаемости. У нас применена технология изготовления блоков с применением водонепроницаемого бетона марки 600. Он держит давление воды до трех атмосфер. Все стыки колец тоннеля обеспечены резиноуплотнителями.
Да, в вестибюле станции «Площадь Тукая» есть проблемы. После того как метростроевцы сдали станцию в эксплуатацию, другая организация приступила к реконструкции улицы Петербургской. Когда ее рабочие устанавливали фонарные столбы для светильников, пробили гидроизоляционную систему. Для ликвидации течи сейчас используем гидроизолирующие составы. Чужие огрехи в ближайшее время мы исправим. Другая неприятность - во время сильных дождей вода попадала в зал станции. Это с водоотводом не справлялся большой дренажный коллектор, находившийся под улицей Пушкина. В прошлом году мы построили здесь специальную насосную станцию. Переоборудованный коллектор перенесем на безопасное для метро расстояние.
- Многих волнует проходка под Казанкой, при этом вспоминают поговорку «Капля камень точит». Вода с речным песком - словно наждак. Не проточит ли сверху тоннели метро?
- Тоннели с водой не соприкасаются. Они расположены глубоко под руслом реки, так что никакого трения нет. Под Казанкой мы прошли на глубине 26 метров, в том числе под руслом - на глубине 9 метров. Прошли в водоупорном грунте: его глинистые почвы воду не пропускают. Плюс к тому, как обычно делается, вокруг тоннелей закачан защитный слой спецраствора.
- На сколько лет эксплуатации рассчитано казанское метро?
- Объекты метрополитена имеют расчетную гарантию 100 лет. Но это не срок эксплуатации, а время, когда придет необходимость замены или ремонта конструкций. Такие гарантийные сроки существуют только в метростроении. Поэтому о своей профессии проходчики с гордостью говорят: «Тоннели строят настоящие мужчины!»
Опубликовано в газете "Казанские ведомости", 14 мая 2009 г.