Валерий ВЛАСОВ: "Время диктует новую лесную стратегию" |
|
- Валерий Александрович, предполагали ли вы когда-нибудь "лесной" поворот в карьере? - Нет, конечно. Хотя по службе в МЧС у нас были совместные мероприятия с работниками леса по тушению лесных пожаров, а в 1978 году во время службы в Вооруженных Силах мне пришлось тушить лесной пожар в Забайкалье. Но я совершенно не предполагал тогда, что мне впоследствии придется заниматься и пожарами, а потом еще и лесом на профессиональной основе. - Ваше назначение совпало с утверждением такого масштабного для отрасли документа, как Лесной план… - Да, 16 марта текущего года Лесной план Республики Татарстан был утвержден Президентом Татарстана Минтимером Шариповичем Шаймиевым. До этого план защищался в Рослесхозе и был согласован в Минсельхозе России. Это масштабный, программный документ по ведению лесного хозяйства, который позволяет оценить существующий лесной фонд и определить направления развития отрасли по годам. Лесной план как понятие был введен Лесным кодексом РФ. Ранее аналогичных документов ни в России, ни Татарстане никогда не принималось - республика работала по проектам организации и развития лесного хозяйства. Новый документ составлен на десятилетие и является основным документом лесного планирования. В него вошли: характеристика состояния лесов республики, основные направления потенциального использования, охраны и воспроизводства лесов, а также оценка социально-экономической эффективности их освоения, обоснованные показатели поступления на все десять лет. - Представляя вас на сессии Госсовета, спикер Фарид Мухаметшин сообщил, что перед вами стоят задачи по увеличению площадей леса. - Действительно, перед нами стоят задачи по сохранению и увеличению площади лесного фонда. Я думаю, что нет необходимости убеждать читателей вашей газеты, что для России через лес пролегает самая выгодная дорога в будущее. Лес представляет собой уникальный объект хозяйственной деятельности. С одной стороны, он источник важных ресурсов и сырья, с другой - защитный каркас среды обитания человечества. Безусловно, наша задача - поддерживать этот каркас в устойчивом состоянии. Мы должны продумывать сбалансированное лесопользование, выполнять воспроизводство функционального потенциала наших лесов. Эта задача особенно обострилась в последнее время, когда рыночные отношения пришли и в лесную отрасль. Здесь, я считаю, очень важно найти золотую середину, когда сегодняшние коммерческие интересы не будут превалировать над общественными. Но и оставаться в стороне от общего движения, наметившегося в лесохозяйственной отрасли, тоже было бы неправильно. Поэтому совершенствование управления лесным комплексом считаю наименее затратным и наиболее результативным способом повышения его эффективности. - На ваш взгляд, в отрасли накопилось много проблемных вопросов? Каким приоритетам следует отдавать предпочтение? - Для повышения рационального использования лесных ресурсов и вклада лесного сектора в социально-экономическое развитие республики, с учетом Лесного плана РТ, мы занимаемся подготовкой программного для формирования национальной лесной политики документа - "Стратегия развития лесного хозяйства Республики Татарстан". Благодаря поддержке Премьер-министра Рустама Минниханова в сентябре этой теме будет посвящено специальное заседание Кабмина РТ. По сути, мы должны отработать механизм реализации Лесного плана республики, перевести его в конкретное практическое русло. Я мог бы выделить несколько приоритетных направлений в развитии отрасли, которые найдут отражение в этом документе. Во-первых, лесопользование. Лес - это живой организм, он "проживает" все стадии от рождения до старения и должен получать все необходимое своевременно. И отдавать, кстати, тоже. Лес необходимо обновлять, своевременно рубить, иначе он теряет свои защитные свойства, продуктивность и качество древесины. Наибольшую ценность как сырье для промышленности он имеет в период своей спелости. К сожалению, по объективным условиям в наших лесах преобладают малоценные лесные культуры, хвойные породы составляют всего 27% лесного фонда. Отсюда и отсутствие должного интереса со стороны деревообработчиков. Расчетная лесосека в 2008 году была использована только на 44,4%, мы должны были вырубить 1 млн. 780 тыс. кубов, а вырубили около 800 тыс. кубометров. Во-вторых, заготовка древесины с обеспечением использования расчетной лесосеки в полном объеме станет приоритетным направлением развития арендных отношений на предстоящее десятилетие. При проведении рубок главного пользования большое внимание будет уделяться внедрению прогрессивных, постепенно-выборочных рубок, что позволяет на 15 - 20 лет снизить срок выращивания новых насаждений ценных пород. При этом образуются смешанные, более высокопроизводительные и устойчивые к неблагоприятным факторам среды и антропогенному воздействию насаждения. В-третьих, это вопрос арендных отношений. Лесной план РТ ориентирует лесовосстановление на увеличение хвойных и твердолиственных насаждений как наиболее ценных пород для деревопереработки. К 2018 году предусмотрено освоение лесосеки с сегодняшних 44,4% до 100%, а объем заготовки и переработки древесины с нынешних 920,8 тыс. кубометров должен достичь 2,231 млн. кубометров. Доходы в российский бюджет увеличатся с 36,9 млн. рублей до 4 млрд. рублей, а в татарстанский - с 16,7 млн. рублей до 170,7 млн. рублей. Источниками таких поступлений является арендная плата за использование лесов в рекреационных целях (34,4%), под линейные объекты (25,8%), для заготовки древесины (29%). По Лесному кодексу забота о лесе в значительной степени ложится не только на плечи лесников, но и арендаторов. Существующий подход к арендным отношениям, как мне кажется, нуждается в корректировке. В "Стратегии развития лесного хозяйства Республики Татарстан" будет предусмотрена система формирования и предоставления лесных участков в аренду. Необходимо рационально определить лесные участки, предлагаемые для будущего предоставления в аренду, с обязательным учетом лесохозяйственных регламентов, перспектив развития экономики, потребностей государственных, общественных, научных организаций. При этом, конечно же, приоритетными должны оставаться задачи по воспроизводству леса, сохранения его защитных и экологических свойств, т.е. мы должны разработать, говоря строительным языком, схему перспективного планирования лесного фонда. - Во время недавней встречи с председателем Правительства РФ В.Путиным руководитель Рослесхоза А.Савинов поднимал вопрос о том, что в России самая низкая цена на лесные ресурсы для арендаторов. Что вы можете сказать по этому поводу? - В соответствии с Лесным кодексом РФ арендная плата за использование лесного участка рассчитывается на основании минимального размера арендной платы, утвержденной Правительством РФ. Но законодательство не оговаривает, что размер арендной платы не может превышать установленные минимальные тарифные ставки платы за единицу объема лесных ресурсов или единицу площади лесного участка. Механизм реализации данного предложения мы прорабатываем с заинтересованными ведомствами республики. Через Комитет РТ по тарифам мы хотели бы утвердить коэффициенты для каждого вида использования леса, исходя из местных условий, востребованности лесного участка и сложившейся ценовой политики на рынке предоставления подобных услуг, тем самым увеличить доходную часть республиканского бюджета. Сейчас вопросы аренды регламентируются в Договоре аренды лесных участков, который включает в себя несколько позиций по обязанностям и ответственности арендатора. При всем моем уважении к арендаторам, на которых будут возложены обязательства по проведению лесохозяйственных работ, включающих в себя охрану, защиту и воспроизводство лесов, на сегодняшний день, как показывает практика, они пока не готовы к выполнению этих мероприятий. А у нас должна быть гарантия и уверенность, что все работы будут выполнены. Наша задача - обеспечить сбалансированность использования и воспроизводства лесов, сохранить его ресурсно-экологический потенциал, построить правильные, взаимовыгодные отношения между государством и арендаторами, чтобы от этого взаимодействия выиграли все, а главное - лес. Такой подход, я считаю, должен главенствовать в стратегии развития лесного хозяйства республики. - А сколько на сегодня земель по Татарстану сдано в аренду? Может, имеет смысл уже сейчас сконцентрироваться на более доходных сферах применения леса - рекреационных, к примеру? - На сегодня у нас всего 602 арендатора, которым передано в аренду свыше 277,4 тыс. га, это более 22% лесного фонда. Рекреация, конечно, позволяет начислить самую высокую арендную плату, но она существует лишь на определенных территориях, где возможна организация отдыха, туризма, занятий спортом. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, леса должны использоваться способами, не наносящими вреда окружающей среде, деятельность арендатора не может препятствовать праву граждан отдыхать на природе. Это направление мы тоже предлагаем развивать, но повторюсь, опять же с учетом интересов не отдельных арендаторов, но всех заинтересованных сторон. - Как будет развиваться лесопромышленный комплекс республики? - С учетом качественного состава наши леса как источник сырья для деревообработки, к сожалению, остаются маловостребованными. Как итог - лесопромышленный комплекс Татарстана занимает относительно скромное место в экономике республики. Основными потребителями древесины остаются население и мелкие предприятия. Производственные мощности лесозаготовки и лесопереработки в подведомственных учреждениях безнадежно устарели. В этих условиях ГБУ "Лес" (их сегодня 30) не хватает ни техники, которая изношена на 80% и более, ни средств для развития. А на эти предприятия возложены функции по проведению всего комплекса лесохозяйственных сезонных работ, в том числе и лесовосстановление. Опыт последних лет показывает, что в таком виде нашим предприятиям не выжить, уже семь из них находятся в режиме ликвидации в связи с неблагополучным финансовым состоянием. Поэтому и здесь нужна реформа. Как выход из создавшегося положения я считаю необходимым создание единой республиканской структуры. Особенностям лесохозяйственного производства в наибольшей степени соответствует форма государственного предпринимательства. Основу деятельности новой структуры составят нынешние государственные бюджетные учреждения "Лес", специалисты и работники которых непосредственно связаны с лесом на профессиональной постоянной основе. Мы сейчас прорабатываем варианты организационно-правовой формы этой структуры, которая будет адаптирована к условиям рыночной экономики. Возможно, это будет автономное учреждение или государственное унитарное предприятие с приоритетом общественных целей своей деятельности по отношению к коммерческим и использованием государственной собственности. Предпринимательский характер будет определяться самостоятельным распоряжением прибыли. Считаю, что у новой структуры будет больше возможностей по обновлению техники, по маневру силами, по правильному распределению трудовых и производственных ресурсов. Надеюсь, что в новой структуре будут работать рачительные хозяева леса, которые станут союзником государства в мероприятиях по рациональному лесопользованию и эффективному лесовосстановлению и имеют возможность динамично развивать свое предприятие. Если в лесную отрасль придут инвестиции, то новая структура могла бы активно включиться и в новые проекты по массовому строительству доступного и комфортного жилья, производству древесных топливных гранул - пеллет и т.д. - А чем можно привлечь в лес этих потенциальных "хозяев"? - В первую очередь, предпринимателей можно заинтересовать переработкой ликвидной древесины, выращенной на лесных плантациях из районированных семян с повышенными качественными показателями, полученных на основе селекции и генетики. Кроме того, развитой лесной инфраструктурой, наличием лесных дорог и подъездных путей с учетом продуманной транспортной логистики. Наличием энергоресурсов для переработки лесного сырья и рабочей силы на местах проведения работ. - Наверняка, большое значение придается и глубокой переработке древесины? Запланирован ли запуск каких-либо инвестиционных проектов в этой отрасли? - По плану - да. Есть ряд разработанных инвестиционных проектов от международного до местного уровней по глубокой переработке древесины, с выходом большого количества разнообразной продукции. Но, к сожалению, финансовый кризис помешал им стартовать. - А что касается уже существующих в Татарстане деревообрабатывающих производств - в частности, Зеленодольского фанерного завода и Поволжского фанерно-мебельного комбината? - На встречах с руководителями этих предприятий мы обсуждали возможности более тесного сотрудничества с нашими лесохозяйственными учреждениями. Мы хотим убедить своих партнеров, что их производство может использовать татарстанскую древесину. Например, Поволжский фанерно-мебельный комбинат - один из ведущих партнеров ИКЕИ. Мы рады успехам наших деревообработчиков, хотя их сырьевая база находится за пределами нашей республики. Но ведь березы, т.е. основного сырья для их производства, и у нас достаточно. Мы готовы работать на основе долгосрочного сотрудничества. И этот вопрос сейчас тоже прорабатывается. - Скажите, для чего вообще пригоден татарстанский лес сегодня? - Природа-матушка наделила богатыми ресурсами нашу республику, но при этом, к сожалению, мы имеем не очень востребованный в промышленном отношении лес. В первую очередь лес - решающий фактор защиты и стабилизации природной среды: воды, воздуха, защиты почвы, охраны здоровья самого человека. Как ни велики в наш век успехи науки и техники в создании искусственных материалов, древесина продолжает оставаться универсальным материалом, без которого не обходится ни одна отрасль экономики. Нашу древесину можно использовать в строительстве как пиломатериал, для изготовления тары. Березовой кряж подходит для изготовления фанеры. Из дерева делают товары народного потребления, сувенирную продукцию. С учетом повышения стоимости газа население вновь возвращается к дровяному отоплению. Опилки востребованы кирпичными заводами - они составляют 50% от объема кирпича. Сейчас за рубежом популярна тема производства пеллет - спрессованных топливных гранул. Их изготовление у нас пока не налажено, поскольку нет спроса у местного населения. У ученых Казанского технологического университета есть перспективная разработка получения биотоплива из отходов древесины, но она пока еще на стадии опытных образцов. - На встрече с В.Путиным руководитель Рослесхоза А.Савинов поднимал вопрос восстановления лесов… - В лесном хозяйстве должен быть четкий цикл: вырубка - восстановление. Работа по лесовосстановлению в Татарстане - также один из приоритетов "Стратегии". За 2008-2009 годы создано лесных культур на площади 5400 га, проведено содействие естественному возобновлению леса на площади 848 га. Актуальным является создание современного ведения лесовосстановления - организация постоянной лесосеменной базы на селекционной основе, обеспечивающей перевод лесокультурного производства на применение высококачественного семенного и посадочного материала. В Татарстане постоянно действуют 52 лесных питомника, в которых выращивают более 40 видов древесно-кустарниковых пород в количестве 41 млн. шт. в год. Питомники полностью обеспечивают республику посадочным материалом для проведения работ по лесовосстановлению и защитному лесоразведению. В планах министерства - реализация совместного с Федеральным агентством лесного хозяйства проекта по созданию современного селекционно-семеноводческого центра по выращиванию посадочного материала с закрытой корневой системой в ГБУ "Сабинское лесничество", который сможет обеспечивать высококачественными саженцами и семенами потребности республики. Опыта создания подобного центра в России нет, так что мы в этом вопросе выступаем как первопроходцы, сейчас в Сабах находятся московские специалисты, которые занимаются проектированием лесосеменных плантаций. Вместе с Федеральным агентством лесного хозяйства также реализуем проект по строительству в республике лесных дорог. Уже в этом году начнется строительство дорог в Сабинском и Нурлатском лесничествах, всего на эти цели из федерального бюджета выделено более 37 млн. рублей. Для увеличения площади лесов совместно с заместителем Премьер-министра РТ - министром сельского хозяйства и продовольствия республики Маратом Ахметовым мы подписали приказ об организации межведомственной комиссии и проведении инвентаризации и постановке на учет древесно-кустарниковых насаждений на землях, которые вышли из оборота и на которых не ведутся сельскохозяйственные работы. Перевод их в земли лесного фонда позволит в дальнейшем осуществлять уход за ними за счет федеральных субвенций, создавать на неугодьях леса и тем самым увеличивать лесистость территории республики. Она настолько же необходима, насколько и сложна. Посадки ведутся на неудобьях и овражных территориях. Это обусловлено тем, что в республике более 2 млн. га сельскохозяйственных угодий подвержены дефляции и эрозионным процессам. Это огромная территория, которую может спасти только лес - овражно-балочные насаждения. Несмотря на все имеющиеся у нас проблемы, уровень ведения татарстанского лесного хозяйства высоко оценивается и в Рослесхозе, и в Минсельхозе РФ. Наши специалисты на хорошем счету, а показатели - на высоком уровне. Например, в Москве состоялось Всероссийское совещание по лесовосстановлению под председательством Первого заместителя председателя Правительства РФ В. Зубкова, и Татарстан по организации этой работы был отмечен среди лучших регионов. - Серьезный урон наносят лесам пожары… - Должен сказать, что в республике борьбе с лесными пожарами уделяется очень серьезное внимание. Это я могу подтвердить по опыту работы в предыдущей должности - в Приволжско-Уральском региональном центре МЧС. Что отличает нашу республику - это наличие государственного, а не ведомственного подхода к проблеме. В Татарстане и у Министерства лесного хозяйства, и у Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РТ, и у муниципальных учреждений нет ведомственной разобщенности, а есть понятие "наше", которое помогает в работе. По состоянию на 30 июля 2009 года в лесном фонде возникло 44 лесных пожара, площадь, пройденная пожарами, - 75,32 га. Это несколько меньше, чем, скажем, у наших соседей, но и эта цифра могла быть значительно меньше. Безусловно, необходимо усилить работу пожарно-химических станций. Пока они еще недостаточно технически оснащены. Я вижу необходимость увеличения их количества - с 17 по крайней мере до 30, по одной на лесничество. Недавно Правительство республики уже выделило лесному хозяйству 17 спецавтомобилей высокой проходимости, которые в течение всего пожароопасного сезона будут переведены на круглосуточное дежурство. В стратегических планах - прокладка противопожарных лесных дорог, строительство на лесных водоемах пирсов для забора воды, развитие сети наземных наблюдательных пунктов с использованием видеоаппаратуры и приборов дистанционного мониторинга на основе ГИС-технологий, а также беспилотных летательных аппаратов, создание республиканского лесопожарного центра. Кроме того, возникла необходимость внести некоторые изменения в регламент проведения предупредительных работ. Было бы более эффективно некоторые противопожарные мероприятия, например, прокладку минерализованных полос, проводить осенью, а организованные сельхозпалы - весной. Количество пожаров, как показывает статистика, увеличивается в период проведения сельхозработ - во время весеннего сева и уборки урожая. В этом плане ведется целенаправленная работа, и радует то, что по этому вопросу у нас есть взаимопонимание и со стороны руководителей Минсельхозпрода РТ, и со стороны глав муниципальных образований. Я думаю, что и здесь мы сообща наведем порядок. - "Стратегия развития лесного хозяйства Республики Татарстан" станет программным документом, в котором лесное хозяйство вступит в новую стадию своего развития и воплощать ее по большому счету должны современные специалисты, подготовленные для работы в рыночных условиях… - Верно. Никакие самые совершенные технологии не дадут ожидаемого результата без подготовленных кадров лесоводов на всех участках хозяйственного производства. Активизация развития лесного сектора республики потребует от нас усиления работы по подготовке специалистов, способных работать в рыночных условиях. Проведенный анализ кадрового состава отрасли показал, что за последние годы серьезно снизилась численность людей, занятых в лесном секторе экономики. Значительная часть руководящего состава лесничеств - люди уже, мягко скажем, немолодые... Инициатива в подготовке кадров должна исходить от работодателя. С этого года главный акцент в кадровой политике мы сделали по отбору абитуриентов и их контрактно-целевой подготовке в Казанском государственном аграрном университете, на факультете лесного хозяйства и экологии, а также в Лубянском лесхозе-техникуме и других вузах. Хочу поблагодарить ректорат этих учебных заведений за понимание нашей проблемы и содействие в ее решении. Избежать кадрового дефицита в будущем поможет создание системы образовательного кластера, куда бы входили школьные лесничества, лесной техникум и вуз. Кадровой проблеме как одному из приоритетных направлений нашей деятельности будет посвящено специальное заседание коллегии министерства, которое мы планируем провести осенью. Считаю необходимым поднимать престиж работника лесного хозяйства. Желание достичь максимума отдачи лесного сектора в республиканской экономике у нас, безусловно, есть. Возможности - тоже. Но главное - это люди, преданные своему делу. Лесоводам присуще чувство патриотизма и ответственности за настоящее, забота о благе будущих поколений. О них я сказал бы словами великого русского писателя Леонида Леонова: "Лес в России - больше, чем лес. Это судьба нашей страны". Каждый человек должен осознавать, что человечество на грани гибели. Мы все должны проникнуться мыслью: решение экологических проблем необходимо не только нам, но и нашим детям, внукам. "Мы не унаследовали землю у наших предков. Мы взяли ее в долг у наших детей", - сказано во "Всемирной стратегии охраны природы", принятой под эгидой ООН. Я считаю, что человеку необходимо срочно менять свое отношение к природе, нужно, чтобы природа снова стала для всех такой же культурной ценностью, какой она была прежде, в древности. |
|
|
|
|
|