Публикации > Просмотр публикации
К новому качеству роста экономики
Выступление Премьер-министра Татарстана Р.Н.Минниханова на совещании 6 августа 2002 года "О ходе реализации задач социально-экономического развития республики"
Уважаемый Президент!
Уважаемые участники совещания!
Сегодняшнее совещание посвящено обсуждению вопросов, поставленных в Послании Президента республики Государственному Совету на 2002 год и связанных с проблемами и перспективами развития экономики республики, активизацией всех имеющихся резервов. В ходе подготовки к нему были проанализированы итоги работы крупных и средних предприятий за первое полугодие текущего года. Получены предварительные выводы о тенденциях в развитии экономики Татарстана. Проведена большая работа в городах и районах по анализу состояния дел в области предпринимательства как одного из основных резервов развития экономики.
Именно поэтому мы начали сегодняшнюю работу с осмотра выставки, а теперь обсудим пути преодоления негативных тенденций в экономике, вопросы дальнейшего развития предпринимательства и интеграции его с крупным бизнесом.
Прежде всего остановлюсь на основных результатах, с которыми мы завершили первое полугодие. По совокупному рейтингу социально-экономического развития Республика Татарстан по-прежнему занимает первое место в Приволжском федеральном округе. Вместе с тем по ряду показателей развития производственного сектора мы уступили другим субъектам округа. В частности, по объему промышленного производства на одного работающего в промышленности мы на третьем месте после Самарской области и Республики Башкортостан, по коэффициенту износа оборудования - на седьмом, по объему торговли на душу населения - на третьем месте.
Нас не может не тревожить снижение темпов развития по отдельным направлениям. Объем промышленного производства за первое полугодие составил в действующих ценах 98,6 млрд. рублей, индекс физического объема - 100,1%. (Индекс физического объема промышленной продукции, произведенной в июле, составит, по предварительной оценке, 101,1%.) Объем валового регионального продукта составил 122,3 миллиарда рублей (рост - 101,8%). Для сравнения: за аналогичный период прошлого года объем промышленного производства предприятий республики составил 101,6 млрд. рублей при индексе физического объема 107,3%.
Если смотреть по отраслям, то в машиностроении и металлообработке индекс физического объема составил 100,7%. За тот же период 2001 года - 120,8%;
в химии и нефтехимии - 100,3%. За тот же период 2001 года - 106,7%;
в топливной промышленности - 100,1% (в 2001 году -104,3%);
в легкой промышленности - 93,6% (в 2001 году - 106,9%);
в лесной промышленности - 103,7% (в 2001 году - 106,4%);
в электроэнергетике - 96,4% (в 2001 году - 96,8%);
в пищевой промышленности отмечен рост - 108,8% (за тот же период 2001 года - 100,3%).
Особенно заметное падение объемов производства произошло на предприятиях: "Нижнекамскшина" (на 13,1%), "Казаньоргсинтез" (на 6,3%), "Хитон" (на 28,2%), СК им. Кирова (на 14,4%), "Сэвилен" (на 12%), Альметьевский трубный завод (на 35,4%), "Алнас" (на 20,2%).
Сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних предприятий всех отраслей экономики республики (кроме сельского хозяйства) в январе-мае 2002 года сформировался положительно - в сумме 9,9 млрд. рублей. 54,1% предприятий и организаций от общего количества получили прибыль в размере 12,9 млрд. рублей, 45,9% предприятий имели убытки в сумме 3 млрд. рублей. Для сравнения: в январе-мае 2001 года полученная предприятиями республики прибыль составила 17,2 млрд. рублей, сумма убытков составила 705 млн. рублей.
В 2001 году доля амортизации составляла 3,5% от величины основных фондов. В первом квартале 2002 года на крупных предприятиях сумма амортизации увеличилась почти вдвое. Кредиторская задолженность предприятий и организаций отраслей экономики составила на 1 июня 2002 года 109,2 млрд. рублей (на 1 января 2002 г. - 101 млрд. рублей). Дебиторская задолженность предприятий и организаций всех отраслей экономики составила 93,1 млрд. рублей (на 1 января 2002г. - 86,1 млрд. рублей).
Неблагоприятно складывается структура затрат промышленных предприятий, от результатов деятельности которых в значительной степени зависит социально-экономическое развитие республики. Если в 2001 году затраты на 1 рубль реализованной продукции составили 83,4 коп., то сейчас - 87,9 коп. То есть произошел рост на 4,5%.
Причинами снижения выпуска продукции на предприятиях являются сокращение платежеспособного спроса, необеспеченность необходимыми оборотными средствами и отдельными видами сырьевых ресурсов, просчеты менеджмента в производственной и сбытовой политике.
Снижается доля добавленной стоимости в объеме реализованной продукции. Если в 2001 году она составила 47,2%, то согласно прогнозам 2002 год мы завершим с уровнем добавленной стоимости 42%.
За первое полугодие инвестиции в основной капитал составили 18,9 млрд. рублей, или 85,9% к уровню соответствующего периода 2001 года. Крайне неравномерно распределяются инвестиции среди отраслей. Основной объем капитальных вложений приходится на нефтедобывающую промышленность (16,6% всех инвестиций), нефтеперерабатывающую (10,7%), химическую и нефтехимическую (10,1%), машиностроение и металлообработку (6%). А вот, например, в легкую промышленность и производство строительных материалов инвестируется только 0,3%.
Поступления налоговых и неналоговых платежей во все уровни бюджетов (без целевых фондов) за полугодие составили 29,6 млрд. рублей и увеличились в 1,3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2001 года. При этом доходы консолидированного бюджета республики в первом полугодии составили 16,4 млрд. рублей и увеличились на 6,8 процента по сравнению с аналогичным периодом 2001 года. Исполнение консолидированного бюджета Республики Татарстан по расходам на 1 июля 2002 года составило 19,9 млрд. рублей, или 81% к плану первого полугодия.
Средняя заработная плата работающих, включая малое предпринимательство, в июне составила 3866 руб., в том числе по промышленности - 4734 рубля.
В целом темпы роста реальной заработной платы замедлились. Если за шесть месяцев текущего года ее рост составил 10,8%, то за соответствующий период 2001 года этот показатель достигал 19%.
Уровень жизни увеличился до величины, соответствующей нашим прогнозам.
С начала текущего года произошел рост просроченной задолженности по заработной плате с 761,7 млн. рублей до 962,3 млн. рублей. Из них:
Отмечу еще одну тенденцию. Официально полученные доходы наших граждан на 40% меньше объема розничного товарооборота.
Как видим, ряд базовых показателей развития экономики в первой половине 2002 года неудовлетворителен и не соответствует задаче увеличения объема валового регионального продукта республики к 2006 году до 12 млрд. долларов. Поэтому мы должны задействовать все резервы роста экономики. В первую очередь это: максимальное использование производственного потенциала предприятий; дальнейшее углубление переработки; увеличение производства экспортоориентированной продукции; оптимизация товарных потоков; внутриреспубликанская кооперация; развитие предпринимательства и его интеграция с крупными предприятиями; энергосбережение, последовательное снижение ресурсоемкости экономики; финансовое оздоровление предприятий; развитие лизинга; оптимизация государственных расходов; повышение эффективности управления государственной собственностью; повышение качества менеджмента на предприятиях.
Остановлюсь подробнее на имеющихся резервах. Сегодня производственный потенциал республики используется далеко не в полной мере. Уровень использования основных фондов в промышленности не превышает 80%. Так, загрузка мощностей по производству грузовых автомобилей составляет 34,6%; каучуков синтетических - 62,8%; компрессоров воздушных и газовых - 11,2%; сборного железобетона - 38%; обуви - 58,1%; хлеба и хлебобулочных изделий - 40,3%; водки и ликероводочных изделий - 32,3% (оперативные данные за первое полугодие 2002 года). Более полное использование производственных мощностей является одним из основных резервов роста экономики. Думаю, что практическое задействование этого резерва наиболее перспективно при широком участии малого предпринимательства.
Рост выпуска продукции нефтехимии с высоким переделом, малотоннажная химия, увеличение глубины пищевой переработки - наши стратегические приоритеты. Задача нефтяников и нефтехимиков состоит в том, чтобы максимально использовать собственное нефтехимическое сырье с получением этилена, пропилена, бензола и других продуктов с последующим переделом их в полимеры и изделия.
В 2003 году в ОАО "Нижнекамскнефтехим" будет получен полистирол. Нам нужно в максимальной степени организовать передел этого продукта в изделия. Думаю, что к решению этой задачи мог бы подключиться малый бизнес.
Нужно также использовать альфа-олефины для получения моющих средств, применяемых в бытовой химии. Необходимо ускорить принятие решения о производстве полипропилена. В 2003 году надо запустить производство синтетических масел. Нужно наращивать мощности "Казаньоргсинтеза" для получения новых марок полиэтиленов, в том числе линейного полиэтилена. Уже в этом году будут введены в строй объекты базового комплекса Нижнекамского НПЗ.
Особенно важно определить механизмы быстрейшего внедрения в производство инновационных разработок наших ученых.
Недостаточно используются перерабатывающие мощности пищевой промышленности, хотя и здесь немало возможностей. В этом смысле показателен пример "Красного Востока", сумевшего за относительно короткий срок благодаря умелому менеджменту создать конкурентоспособный общероссийский бренд. Думаю, что этот опыт мог бы стать весьма полезным для практического решения задач по наращиванию глубины переработки и оптимизации маркетинговой политики других предприятий, в первую очередь ликероводочных, мясо- и молокоперерабатывающих.
Важнейшим резервом является использование лизинга. Он поможет решить как проблему обновления основных фондов предприятий, так и задачу расширения сбыта готовой продукции. Нами созданы три крупные лизинговые компании, обслуживающие различные отрасли экономики: ГУП "Таткоммунпромкомплект", ГУП "Татагропромкомплект", ОАО "Финансовая лизинговая компания".
Значительное количество техники для жилищно-коммунального хозяйства, строительства и транспорта поставляется по лизингу ГУП "Таткоммунпромкомплект". За период с 2000 года жилищно-коммунальному хозяйству республики поставлено 411 единиц спецтехники на сумму 247 млн. рублей, строителям республики передана 121 единица спецтехники на сумму 118 млн. рублей. С этого года началась поставка автобусов по линии лизингового фонда автотранспортным предприятиям. Уже передано 160 единиц техники на сумму 40 млн. рублей, планируется дальнейшая поставка, в том числе и междугородных автобусов.
Большое внимание уделяется использованию лизинга для обеспечения предприятий АПК сельскохозяйственной техникой. Всего по республиканской лизинговой программе селу выделено техники на 6,5 млрд. рублей. Кроме того, по федеральному лизингу ее поставлено на 594 миллиона рублей. За последние два года парк сельхозмашин пополнился 3 тысячами тракторов и 1,7 тысячи зерноуборочных комбайнов.
ОАО "Финансовая лизинговая компания" передала в эксплуатацию по лизинговой схеме два самолета "Ту-214" производства КАПО им.С.П.Горбунова. Инвестиционным проектом по государственной поддержке лизинга авиационной техники предусмотрено в период до 2007 года построить и передать в лизинг 10 самолетов "Ту-214" КАПО им.С.П.Горбунова. На эти цели в 2002 году Министерством финансов России будет выделено 750 млн. рублей, а в первом квартале 2003 года - 825 млн. рублей. Стоимость всего проекта оценивается в 8 млрд. рублей.
Однако в целом потенциал использования лизинговых возможностей в экономике республики далеко не исчерпан, особенно в части обновления основных фондов, рационального использования производственного оборудования и площадей.
Сегодня на выставке мы увидели часть предложений крупных предприятий для товаропроизводителей республики. Экспозиция показала, что большинство из того, что производят наши предприятия, может быть использовано в республике. Нужно отказываться от такой практики, когда мы используем завозные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, в то время как предприятия Татарстана могут производить их в необходимом ассортименте и при хорошем качестве.
Мы "уступаем" свой рынок по колбасным, макаронным, кондитерским изделиям. Аналогичная ситуация по мебели. Тем самым мы инвестируем другие регионы России. Необходимо, чтобы внутриреспубликанская интеграция предприятий приняла системный характер. Министерству экономики и промышленности совместно с Госкомстатом в течение месяца необходимо внести проекты соответствующих нормативных документов. Задача оптимизации товарных потоков с целью обеспечения загрузки наших предприятий, сохранения инвестиционных ресурсов внутри республики и, в конечном счете, увеличения добавленной стоимости должна стать приоритетной. В ближайшее время должны быть подготовлены изменения по оценке приоритетности проектов. Будут поощряться проекты по производству комплектующих изделий в рамках внутриреспубликанской кооперации.
В рамках реализации целевой программы "Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 годы" проводится разработка перспективной инвестиционной программы по реконструкции и замене ряда физически изношенных энергомощностей с расчетом на привлечение внешнего финансирования и потенциальных стратегических инвесторов, в числе которых мы видим и крупнейшие республиканские предприятия. Большое значение мы придаем работе по проведению энергоаудита. На его основе предприятиям и административно-территориальным образованиям республики в целях поддержки энергосберегающих проектов оказываются меры государственной поддержки.
Эффективным инструментом развития экономики является финансовое оздоровление предприятий. Однако, несмотря на значительные усилия, направленные на улучшение финансового состояния предприятий, коренного улучшения пока не произошло. Так, в текущем году выросло число убыточных предприятий. За январь - май 2002 года доля убыточных среди крупных и средних предприятий достигла 40,9%, за аналогичный период прошлого года - 30,9 %. Только из-за этого за пять месяцев 2002 года мы в целом по экономике потеряли на убытках 3 млрд. рублей.
Эти цифры - довольно точная оценка той работы, которую проводят Министерство экономики и промышленности, Комитет по делам о несостоятельности и банкротству совместно с отраслевыми министерствами по финансовому оздоровлению предприятий. Думаю, трудно назвать эту работу удовлетворительной. Им необходимо пересмотреть подходы к технологиям финансового оздоровления предприятий.
Говоря о резервах экономики, нельзя не сказать о необходимости сокращения государственных расходов. На только что прошедшем заседании Кабинета Министров мы обсудили принципы формирования бюджета и определили параметры консолидированного бюджета 2003 года.
Анализ величины бюджетной обеспеченности отраслей социальной сферы по всем субъектам Федерации показал, что наша республика по параметру подушевой обеспеченности не менее чем в полтора раза выше среднероссийского уровня. А именно этот параметр положен в основу межбюджетных отношений. Поэтому руководители министерств, администрации городов и районов сейчас готовят проекты бюджетов, руководствуясь при этом среднероссийскими бюджетными подушевыми расходами, системой социальных стандартов и норм текущих расходов, основными направлениями стратегии социально-экономического развития республики до 2006 года и обязательным выполнением государственных социальных гарантий. Задача сложная, но она должна быть решена.
Бюджет развития также будет оптимизирован исходя из бюджетных возможностей.
Еще один важный резерв - эффективное управление государственной собственностью. Недвижимость - это важнейшая составляющая национального богатства нашей республики. Она отражает благосостояние граждан, является инструментом накопления капитала для нынешнего и будущих поколений, обеспечивает одновременно стабильность и динамичное развитие общества. К сожалению, в силу различных обстоятельств огромные потенциальные возможности рынка недвижимости республики используются далеко не полностью. Сдача в аренду государственных помещений производится практически за бесценок.
За 2001 год доход бюджета республики от сдачи в аренду принадлежащей ей недвижимости составил 86,4 млн. рублей. Остаточная балансовая стоимость государственной недвижимости (без учета социальной сферы) на 1 января 2002 года составила более 16 млрд. рублей. Таким образом, средняя доходность недвижимости всего лишь 0,5%. А ставка налога на имущество составляет 2% от среднегодовой стоимости имущества.
Значительны резервы в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Начиная с 2003 года будет кардинально изменена схема ее финансирования. Министерству экономики и промышленности, Министерству финансов, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства и Министерству социальной защиты необходимо разработать порядок предоставления субсидий гражданам в зависимости от их дохода, а также механизм введения персонифицированных счетов граждан с целью последующей оплаты жилищно-коммунальных услуг. Будет также введен государственный заказ на услуги этой отрасли. Центр ответственности за текущее функционирование предприятий отрасли переместится в города и районы республики.
Как я уже сказал, в целом в стране имеется значительный разрыв между потреблением и производством. По оценкам экспертов, объем теневой экономики в стране значителен. Можно предположить, что в республике картина аналогичная. Вот где значительный резерв! Причем нельзя утверждать, что это явление присуще только крупному или только малому бизнесу. К сожалению, масштабы распространения теневой экономики значительны, ею охвачена и система государственного заказа. В этой связи важнейшей для нас должна стать задача создания условий для того, чтобы бизнес, и в первую очередь малый и средний, выходили из "тени". Бизнес должен быть социально ответственным. Но для этого сегодня, как я уже сказал, необходимо создать условия для сокращения объемов теневой экономики. Вместе с тем надо признать, что есть серьезные препятствия на пути решения этой задачи. Система взяток накладывает значительную нагрузку на производителей товаров и услуг.
Не должно быть двойного стандарта и у самих предпринимателей. Посмотрим на распространенную в этой среде систему оплаты труда. Как правило, по ведомости работники получают заработную плату от 200 до 1500 рублей. Остальная часть - "конвертовая". Средняя ее величина - 4000 рублей дополнительно. Занятых в сфере предпринимательства - 460 тысяч человек. Это работники малых предприятий, индивидуальные частные предприниматели и лица, занятые на "сером" рынке труда. Представим себе, что они получали бы официальную заработную плату на уровне минимального потребительского бюджета. (Именно такую заработную плату должен обеспечить работодатель в соответствии с нашим законодательством.) В этом случае только от подоходного налога по самым пессимистическим прогнозам в бюджет поступило бы дополнительно около 1 млрд. рублей в год.
Выводу экономики из "тени" будет также способствовать введение в республике единой межбанковской платежной системы на базе пластиковых карт. В ее основу заложены два принципа: интеграция существующих автономных банковских систем, перевод общей части системы на международные стандарты, что позволит обеспечить ее открытость и вхождение в федеральную и международную системы.
Единая платежная система позволит сократить наличный оборот денег, обеспечить прозрачность финансовых потоков, увеличить налогооблагаемую денежную массу, увеличить кредитные ресурсы, перевести систему дотаций и субсидий населению на более простую и технологичную основу. По поручению Президента разрабатывается проект единой платежной системы республики. Республиканская межведомственная комиссия по экономическим и социальным реформам завершает подготовку необходимых документов совместно с Ассоциацией банков Татарстана. Подписан согласительный меморандум. В ближайшее время будет принято соответствующее постановление Кабинета Министров.
Одним из наиболее значительных и перспективных резервов развития экономики является малое и среднее предпринимательство. Это стабильная база пополнения налогов всех уровней и насыщения рынка разнообразными товарами и услугами и важнейшее условие создания новой прогрессивной структуры экономики и здоровой конкурентной среды. Помимо экономического эффекта, развитие малого предпринимательства решает ряд важнейших социальных задач. Повышается уровень занятости населения, снижается безработица, а с ней - уровень различных социальных выплат. Без значительных затрат со стороны государства удается повысить жизненный уровень населения. Молодежь вовлекается в производственную сферу и сферу услуг, снижается уровень криминализации общества.
В своем послании Госсовету на 2002 год Президент Татарстана поставил стимулирование малого бизнеса в число наиболее приоритетных задач. В республике принята Государственная комплексная программа по развитию малого предпринимательства на 2001 - 2004 годы. 20 марта 2001 года вышел Указ Президента РТ "О содействии развитию частного бизнеса и поддержке предпринимательства в Республике Татарстан". В развитие этих решений Кабинетом Министров республики было принято 11 постановлений, направленных на преодоление наиболее острых проблем.
Взамен разрозненных структур по поддержке малого бизнеса создано Агентство по развитию предпринимательства Республики Татарстан. Разработана и реализуется программа предоставления государственных гарантий республики по кредитам банков предпринимателям в размере 75% от суммы кредита. Вопрос инвестирования новых технологий будет решаться путем создания фонда венчурного финансирования инновационных проектов.
Развивается малое предпринимательство на селе. В настоящее время в республике насчитывается 1597 фермерских хозяйств, за ними закреплено 120 тысяч гектаров сельхозугодий. Кроме того, около 400 тысяч сельчан ведут личные подсобные хозяйства, где производится около 40% сельскохозяйственной продукции республики. Причем возможности увеличения производства в этом секторе очень велики.
В настоящее время подготовлено постановление "О дополнительных мерах по развитию фермерских хозяйств и крестьянских подворий". В нем предусмотрена государственная поддержка фермеров наравне с другими сельхозтоваропроизводителями за счет средств федерального и республиканского бюджетов.
Много раз мы обсуждали с предпринимателями проблемы налогообложения. Так вот, для справки: если в целом по промышленности в 2001 году налоговая нагрузка составляла 28%, то в 2002 году - 25%. В целом же по малым предприятиям налоговая нагрузка в 2002 году составит порядка 12%.
Доля малого предпринимательства в ВРП республики увеличилась с 7,2% в 2000 году до 12,1% в 2001-м. Налоговые поступления от всех субъектов предпринимательской деятельности в 2001 году составили 3,8 млрд.рублей. Правительство активно изучает причины, мешающие развитию малого предпринимательства. Состоялись многочисленные встречи и консультации с представителями частного бизнеса. Было проведено сплошное обследование предприятий этой сферы. По указанию Президента республики в каждом городе и районе проведены расширенные сессии Советов народных депутатов по данному вопросу с участием предпринимателей. Собран и обобщен обширный материал. Анализ показывает, что для обеспечения решительного прорыва в развитии малого предпринимательства в республике необходимо создать благоприятные условия для его развития в производственной сфере. В прошлые годы малый бизнес развивался в основном в торговле и сфере обслуживания.
Считаю, что сегодня перед малым предпринимательством открываются хорошие перспективы в сфере производства. Именно на этом направлении можно добиться поставленной задачи - удвоить долю малого предпринимательства в валовом региональном продукте и довести ее к 2006 году до 25%, что возможно только при интеграции малого предпринимательства с крупными предприятиями.
Современные технологии развития предприятий требуют вывода из их структуры различных элементов обслуживающей и инфраструктурной деятельности. Малые предприятия могут сегодня активно включаться в работу по поддержке инфраструктуры промышленных гигантов и участвовать в их основном производстве, в кооперации и разделении труда, в совместном производстве и выполнении государственных заказов там, где это выгодно обеим сторонам.
Малые предприятия позволяют крупным производствам снижать себестоимость в выпуске комплектующих изделий и других компонентов. Они мобильны и быстро осваивают новые технологии. В сфере производственного и инновационного предпринимательства не только создаются новые рабочие места, но и открываются большие возможности для самозанятости. Новые технологии могли бы стать предметом трансферта, совместного с зарубежными фирмами взаимовыгодного использования. Между тем случаи передачи технологий на уровне малых и средних предприятий пока крайне редки.
Думаю, что в этой работе следует максимально задействовать научный потенциал республики. Совместно с Министерством образования РТ, вузами, с привлечением научной интеллигенции необходимо проводить систематическую работу по повышению образовательного уровня как самих предпринимателей, так и лиц, решивших открыть собственное дело.
Для республиканской экономики приоритетной остается деятельность по подготовке высококвалифицированных менеджерских кадров. Практика управления показывает, что лидирующие позиции на рынке занимают те республиканские предприятия, которые максимально полно используют кадровый ресурс. Это в полной мере касается как крупных предприятий, так и малого бизнеса. Думаю, что этот важнейший ресурс используется у нас пока еще далеко не в полной мере.
Правительство активно работает над решением проблемы нехватки у малых предприятий высокотехнологичных основных фондов на основе финансовой аренды (лизинга) оборудования. Другой важный момент заключается в том, что сегодня центр работы по поддержке малого предпринимательства перемещается на места - в города и районы.
В связи с этим хотел бы обратить внимание глав администраций на то, что им необходимо принципиально пересмотреть свое отношение к предпринимателям. Вы являетесь центром ответственности за выполнение поставленных задач по развитию предпринимательства в возглавляемых вами районах. Именно в городах и районах лежат основные пласты проблем. Главная из них - крайняя бюрократизация. Практически на всех уровнях предприниматели сталкиваются с косностью чиновников, нежеланием реально решать проблемы.
Поэтому подолгу не решаются многие практические вопросы, даже не требующие ни финансовых вливаний, ни какой-либо конкретной помощи. Среди этих проблемных вопросов выделю аренду помещений. Нареканий на чиновников по этому поводу со стороны предпринимателей очень много. До 30% существующих арендаторов жалуются на нехватку помещений для ведения бизнеса.
Чтобы прояснить ситуацию, Правительство организовало проведение паспортизации пустующих помещений. Их в республике оказалось очень много. В то же время существует значительный разброс в ставках арендной платы. В одних местах они неоправданно завышены, в других - недопустимо низки. Помещения, передаваемые предпринимателям, не всегда соответствуют требованиям санэпидемнадзора. Во многих зданиях отсутствуют или находятся в аварийном состоянии водопровод, канализация.
Большинство объектов государственной собственности переданы на баланс ГУПов и приватизированных АО. Эти организации не всегда правильно и эффективно распоряжаются бесплатно перешедшей им собственностью и показывают примеры ярко выраженного рентоориентированного поведения. Говоря попросту, предпринимателям чинят препятствия там, где для этого нет никаких оснований. Считаю необходимым сказать, что все факты немотивированного отказа в помощи предпринимателям со стороны работников администраций городов и районов нужно оценивать как саботаж, который имеет очень тяжелые последствия для экономики.
В то же время приходится напоминать азбучные истины. Пустующие помещения необходимо содержать, что требует значительных средств. Вместо того, чтобы получать от пустующих помещений прибыль и сохранять их руками арендаторов, мы теряем значительные средства. Арендные ставки - тонкий и эффективный инструмент управления собственностью. Завышенные ставки отпугивают предпринимателей. Заниженные создают почву для злоупотреблений.
Вот пример. В Казани сдается в аренду порядка 600 тысяч кв. метров недвижимости. Весь собранный за прошлый год доход составил 43,6 миллиона рублей. Фактическая арендная ставка составила чуть более 6 рублей за квадратный метр в месяц. Таких ставок нет нигде. Расчеты показывают, что при существующей сейчас средней стоимости одного квадратного метра недвижимости в 6000 рублей обоснованная ставка арендной платы не должна быть меньше 125 рублей за квадратный метр. С развитием рынка эти цены неизбежно пойдут вверх. Исходя из этого, необходимо активнее продавать государственную недвижимость в частные руки. Нужно также привлекать частные компании к управлению государственным имуществом.
Отмечу еще одно немаловажное обстоятельство. Если предприниматели просят чиновников не чинить им препятствия, не мешать, то, следовательно, чем дальше от них чиновник, тем лучше. Но ведь очевидно, что тогда должна развиваться и эффективно действовать система самоорганизации предпринимателей. Безусловно, это работа Торгово-промышленной палаты. Пока что она не выполняет этой своей роли.
Уважаемые участники совещания!
В текущем году и в ближайшей перспективе нам необходимо добиться нового качества роста экономики республики. Для этого надо максимально использовать имеющиеся ресурсы, привести в действие все резервы. Это масштабная и ответственная задача, решение которой позволит в значительной степени наполнить реальными доходами бюджеты всех уровней, решить важнейшие социальные вопросы. На это нас нацеливает Президент республики, это является одной из основных задач Правительства. Уверен, что эта задача будет выполнена.
Выступление Премьер-министра Татарстана Р.Н.Минниханова на совещании 6 августа 2002 года "О ходе реализации задач социально-экономического развития республики"
Уважаемый Президент!
Уважаемые участники совещания!
Сегодняшнее совещание посвящено обсуждению вопросов, поставленных в Послании Президента республики Государственному Совету на 2002 год и связанных с проблемами и перспективами развития экономики республики, активизацией всех имеющихся резервов. В ходе подготовки к нему были проанализированы итоги работы крупных и средних предприятий за первое полугодие текущего года. Получены предварительные выводы о тенденциях в развитии экономики Татарстана. Проведена большая работа в городах и районах по анализу состояния дел в области предпринимательства как одного из основных резервов развития экономики.
Именно поэтому мы начали сегодняшнюю работу с осмотра выставки, а теперь обсудим пути преодоления негативных тенденций в экономике, вопросы дальнейшего развития предпринимательства и интеграции его с крупным бизнесом.
Прежде всего остановлюсь на основных результатах, с которыми мы завершили первое полугодие. По совокупному рейтингу социально-экономического развития Республика Татарстан по-прежнему занимает первое место в Приволжском федеральном округе. Вместе с тем по ряду показателей развития производственного сектора мы уступили другим субъектам округа. В частности, по объему промышленного производства на одного работающего в промышленности мы на третьем месте после Самарской области и Республики Башкортостан, по коэффициенту износа оборудования - на седьмом, по объему торговли на душу населения - на третьем месте.
Нас не может не тревожить снижение темпов развития по отдельным направлениям. Объем промышленного производства за первое полугодие составил в действующих ценах 98,6 млрд. рублей, индекс физического объема - 100,1%. (Индекс физического объема промышленной продукции, произведенной в июле, составит, по предварительной оценке, 101,1%.) Объем валового регионального продукта составил 122,3 миллиарда рублей (рост - 101,8%). Для сравнения: за аналогичный период прошлого года объем промышленного производства предприятий республики составил 101,6 млрд. рублей при индексе физического объема 107,3%.
Если смотреть по отраслям, то в машиностроении и металлообработке индекс физического объема составил 100,7%. За тот же период 2001 года - 120,8%;
в химии и нефтехимии - 100,3%. За тот же период 2001 года - 106,7%;
в топливной промышленности - 100,1% (в 2001 году -104,3%);
в легкой промышленности - 93,6% (в 2001 году - 106,9%);
в лесной промышленности - 103,7% (в 2001 году - 106,4%);
в электроэнергетике - 96,4% (в 2001 году - 96,8%);
в пищевой промышленности отмечен рост - 108,8% (за тот же период 2001 года - 100,3%).
Особенно заметное падение объемов производства произошло на предприятиях: "Нижнекамскшина" (на 13,1%), "Казаньоргсинтез" (на 6,3%), "Хитон" (на 28,2%), СК им. Кирова (на 14,4%), "Сэвилен" (на 12%), Альметьевский трубный завод (на 35,4%), "Алнас" (на 20,2%).
Сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних предприятий всех отраслей экономики республики (кроме сельского хозяйства) в январе-мае 2002 года сформировался положительно - в сумме 9,9 млрд. рублей. 54,1% предприятий и организаций от общего количества получили прибыль в размере 12,9 млрд. рублей, 45,9% предприятий имели убытки в сумме 3 млрд. рублей. Для сравнения: в январе-мае 2001 года полученная предприятиями республики прибыль составила 17,2 млрд. рублей, сумма убытков составила 705 млн. рублей.
В 2001 году доля амортизации составляла 3,5% от величины основных фондов. В первом квартале 2002 года на крупных предприятиях сумма амортизации увеличилась почти вдвое. Кредиторская задолженность предприятий и организаций отраслей экономики составила на 1 июня 2002 года 109,2 млрд. рублей (на 1 января 2002 г. - 101 млрд. рублей). Дебиторская задолженность предприятий и организаций всех отраслей экономики составила 93,1 млрд. рублей (на 1 января 2002г. - 86,1 млрд. рублей).
Неблагоприятно складывается структура затрат промышленных предприятий, от результатов деятельности которых в значительной степени зависит социально-экономическое развитие республики. Если в 2001 году затраты на 1 рубль реализованной продукции составили 83,4 коп., то сейчас - 87,9 коп. То есть произошел рост на 4,5%.
Причинами снижения выпуска продукции на предприятиях являются сокращение платежеспособного спроса, необеспеченность необходимыми оборотными средствами и отдельными видами сырьевых ресурсов, просчеты менеджмента в производственной и сбытовой политике.
Снижается доля добавленной стоимости в объеме реализованной продукции. Если в 2001 году она составила 47,2%, то согласно прогнозам 2002 год мы завершим с уровнем добавленной стоимости 42%.
За первое полугодие инвестиции в основной капитал составили 18,9 млрд. рублей, или 85,9% к уровню соответствующего периода 2001 года. Крайне неравномерно распределяются инвестиции среди отраслей. Основной объем капитальных вложений приходится на нефтедобывающую промышленность (16,6% всех инвестиций), нефтеперерабатывающую (10,7%), химическую и нефтехимическую (10,1%), машиностроение и металлообработку (6%). А вот, например, в легкую промышленность и производство строительных материалов инвестируется только 0,3%.
Поступления налоговых и неналоговых платежей во все уровни бюджетов (без целевых фондов) за полугодие составили 29,6 млрд. рублей и увеличились в 1,3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2001 года. При этом доходы консолидированного бюджета республики в первом полугодии составили 16,4 млрд. рублей и увеличились на 6,8 процента по сравнению с аналогичным периодом 2001 года. Исполнение консолидированного бюджета Республики Татарстан по расходам на 1 июля 2002 года составило 19,9 млрд. рублей, или 81% к плану первого полугодия.
Средняя заработная плата работающих, включая малое предпринимательство, в июне составила 3866 руб., в том числе по промышленности - 4734 рубля.
В целом темпы роста реальной заработной платы замедлились. Если за шесть месяцев текущего года ее рост составил 10,8%, то за соответствующий период 2001 года этот показатель достигал 19%.
Уровень жизни увеличился до величины, соответствующей нашим прогнозам.
С начала текущего года произошел рост просроченной задолженности по заработной плате с 761,7 млн. рублей до 962,3 млн. рублей. Из них:
- в сельском хозяйстве - 451 млн. рублей (рост задолженности по сравнению с началом года на 9%);
- в промышленности - 278,6 млн. рублей (рост по сравнению с 1 января текущего года составил 35,8%);
- в строительстве - 109,7 млн. рублей (рост - 70,5%);
- на транспорте - 51,3 млн. рублей (рост - в два с лишним раза);
- в жилищном хозяйстве - 33,4 млн. рублей (рост на 22,1%);
- в коммунальном хозяйстве - 20,8 млн. рублей (рост на 15,3%).
Отмечу еще одну тенденцию. Официально полученные доходы наших граждан на 40% меньше объема розничного товарооборота.
Как видим, ряд базовых показателей развития экономики в первой половине 2002 года неудовлетворителен и не соответствует задаче увеличения объема валового регионального продукта республики к 2006 году до 12 млрд. долларов. Поэтому мы должны задействовать все резервы роста экономики. В первую очередь это: максимальное использование производственного потенциала предприятий; дальнейшее углубление переработки; увеличение производства экспортоориентированной продукции; оптимизация товарных потоков; внутриреспубликанская кооперация; развитие предпринимательства и его интеграция с крупными предприятиями; энергосбережение, последовательное снижение ресурсоемкости экономики; финансовое оздоровление предприятий; развитие лизинга; оптимизация государственных расходов; повышение эффективности управления государственной собственностью; повышение качества менеджмента на предприятиях.
Остановлюсь подробнее на имеющихся резервах. Сегодня производственный потенциал республики используется далеко не в полной мере. Уровень использования основных фондов в промышленности не превышает 80%. Так, загрузка мощностей по производству грузовых автомобилей составляет 34,6%; каучуков синтетических - 62,8%; компрессоров воздушных и газовых - 11,2%; сборного железобетона - 38%; обуви - 58,1%; хлеба и хлебобулочных изделий - 40,3%; водки и ликероводочных изделий - 32,3% (оперативные данные за первое полугодие 2002 года). Более полное использование производственных мощностей является одним из основных резервов роста экономики. Думаю, что практическое задействование этого резерва наиболее перспективно при широком участии малого предпринимательства.
Рост выпуска продукции нефтехимии с высоким переделом, малотоннажная химия, увеличение глубины пищевой переработки - наши стратегические приоритеты. Задача нефтяников и нефтехимиков состоит в том, чтобы максимально использовать собственное нефтехимическое сырье с получением этилена, пропилена, бензола и других продуктов с последующим переделом их в полимеры и изделия.
В 2003 году в ОАО "Нижнекамскнефтехим" будет получен полистирол. Нам нужно в максимальной степени организовать передел этого продукта в изделия. Думаю, что к решению этой задачи мог бы подключиться малый бизнес.
Нужно также использовать альфа-олефины для получения моющих средств, применяемых в бытовой химии. Необходимо ускорить принятие решения о производстве полипропилена. В 2003 году надо запустить производство синтетических масел. Нужно наращивать мощности "Казаньоргсинтеза" для получения новых марок полиэтиленов, в том числе линейного полиэтилена. Уже в этом году будут введены в строй объекты базового комплекса Нижнекамского НПЗ.
Особенно важно определить механизмы быстрейшего внедрения в производство инновационных разработок наших ученых.
Недостаточно используются перерабатывающие мощности пищевой промышленности, хотя и здесь немало возможностей. В этом смысле показателен пример "Красного Востока", сумевшего за относительно короткий срок благодаря умелому менеджменту создать конкурентоспособный общероссийский бренд. Думаю, что этот опыт мог бы стать весьма полезным для практического решения задач по наращиванию глубины переработки и оптимизации маркетинговой политики других предприятий, в первую очередь ликероводочных, мясо- и молокоперерабатывающих.
Важнейшим резервом является использование лизинга. Он поможет решить как проблему обновления основных фондов предприятий, так и задачу расширения сбыта готовой продукции. Нами созданы три крупные лизинговые компании, обслуживающие различные отрасли экономики: ГУП "Таткоммунпромкомплект", ГУП "Татагропромкомплект", ОАО "Финансовая лизинговая компания".
Значительное количество техники для жилищно-коммунального хозяйства, строительства и транспорта поставляется по лизингу ГУП "Таткоммунпромкомплект". За период с 2000 года жилищно-коммунальному хозяйству республики поставлено 411 единиц спецтехники на сумму 247 млн. рублей, строителям республики передана 121 единица спецтехники на сумму 118 млн. рублей. С этого года началась поставка автобусов по линии лизингового фонда автотранспортным предприятиям. Уже передано 160 единиц техники на сумму 40 млн. рублей, планируется дальнейшая поставка, в том числе и междугородных автобусов.
Большое внимание уделяется использованию лизинга для обеспечения предприятий АПК сельскохозяйственной техникой. Всего по республиканской лизинговой программе селу выделено техники на 6,5 млрд. рублей. Кроме того, по федеральному лизингу ее поставлено на 594 миллиона рублей. За последние два года парк сельхозмашин пополнился 3 тысячами тракторов и 1,7 тысячи зерноуборочных комбайнов.
ОАО "Финансовая лизинговая компания" передала в эксплуатацию по лизинговой схеме два самолета "Ту-214" производства КАПО им.С.П.Горбунова. Инвестиционным проектом по государственной поддержке лизинга авиационной техники предусмотрено в период до 2007 года построить и передать в лизинг 10 самолетов "Ту-214" КАПО им.С.П.Горбунова. На эти цели в 2002 году Министерством финансов России будет выделено 750 млн. рублей, а в первом квартале 2003 года - 825 млн. рублей. Стоимость всего проекта оценивается в 8 млрд. рублей.
Однако в целом потенциал использования лизинговых возможностей в экономике республики далеко не исчерпан, особенно в части обновления основных фондов, рационального использования производственного оборудования и площадей.
Сегодня на выставке мы увидели часть предложений крупных предприятий для товаропроизводителей республики. Экспозиция показала, что большинство из того, что производят наши предприятия, может быть использовано в республике. Нужно отказываться от такой практики, когда мы используем завозные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, в то время как предприятия Татарстана могут производить их в необходимом ассортименте и при хорошем качестве.
Мы "уступаем" свой рынок по колбасным, макаронным, кондитерским изделиям. Аналогичная ситуация по мебели. Тем самым мы инвестируем другие регионы России. Необходимо, чтобы внутриреспубликанская интеграция предприятий приняла системный характер. Министерству экономики и промышленности совместно с Госкомстатом в течение месяца необходимо внести проекты соответствующих нормативных документов. Задача оптимизации товарных потоков с целью обеспечения загрузки наших предприятий, сохранения инвестиционных ресурсов внутри республики и, в конечном счете, увеличения добавленной стоимости должна стать приоритетной. В ближайшее время должны быть подготовлены изменения по оценке приоритетности проектов. Будут поощряться проекты по производству комплектующих изделий в рамках внутриреспубликанской кооперации.
В рамках реализации целевой программы "Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 годы" проводится разработка перспективной инвестиционной программы по реконструкции и замене ряда физически изношенных энергомощностей с расчетом на привлечение внешнего финансирования и потенциальных стратегических инвесторов, в числе которых мы видим и крупнейшие республиканские предприятия. Большое значение мы придаем работе по проведению энергоаудита. На его основе предприятиям и административно-территориальным образованиям республики в целях поддержки энергосберегающих проектов оказываются меры государственной поддержки.
Эффективным инструментом развития экономики является финансовое оздоровление предприятий. Однако, несмотря на значительные усилия, направленные на улучшение финансового состояния предприятий, коренного улучшения пока не произошло. Так, в текущем году выросло число убыточных предприятий. За январь - май 2002 года доля убыточных среди крупных и средних предприятий достигла 40,9%, за аналогичный период прошлого года - 30,9 %. Только из-за этого за пять месяцев 2002 года мы в целом по экономике потеряли на убытках 3 млрд. рублей.
Эти цифры - довольно точная оценка той работы, которую проводят Министерство экономики и промышленности, Комитет по делам о несостоятельности и банкротству совместно с отраслевыми министерствами по финансовому оздоровлению предприятий. Думаю, трудно назвать эту работу удовлетворительной. Им необходимо пересмотреть подходы к технологиям финансового оздоровления предприятий.
Говоря о резервах экономики, нельзя не сказать о необходимости сокращения государственных расходов. На только что прошедшем заседании Кабинета Министров мы обсудили принципы формирования бюджета и определили параметры консолидированного бюджета 2003 года.
Анализ величины бюджетной обеспеченности отраслей социальной сферы по всем субъектам Федерации показал, что наша республика по параметру подушевой обеспеченности не менее чем в полтора раза выше среднероссийского уровня. А именно этот параметр положен в основу межбюджетных отношений. Поэтому руководители министерств, администрации городов и районов сейчас готовят проекты бюджетов, руководствуясь при этом среднероссийскими бюджетными подушевыми расходами, системой социальных стандартов и норм текущих расходов, основными направлениями стратегии социально-экономического развития республики до 2006 года и обязательным выполнением государственных социальных гарантий. Задача сложная, но она должна быть решена.
Бюджет развития также будет оптимизирован исходя из бюджетных возможностей.
Еще один важный резерв - эффективное управление государственной собственностью. Недвижимость - это важнейшая составляющая национального богатства нашей республики. Она отражает благосостояние граждан, является инструментом накопления капитала для нынешнего и будущих поколений, обеспечивает одновременно стабильность и динамичное развитие общества. К сожалению, в силу различных обстоятельств огромные потенциальные возможности рынка недвижимости республики используются далеко не полностью. Сдача в аренду государственных помещений производится практически за бесценок.
За 2001 год доход бюджета республики от сдачи в аренду принадлежащей ей недвижимости составил 86,4 млн. рублей. Остаточная балансовая стоимость государственной недвижимости (без учета социальной сферы) на 1 января 2002 года составила более 16 млрд. рублей. Таким образом, средняя доходность недвижимости всего лишь 0,5%. А ставка налога на имущество составляет 2% от среднегодовой стоимости имущества.
Значительны резервы в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Начиная с 2003 года будет кардинально изменена схема ее финансирования. Министерству экономики и промышленности, Министерству финансов, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства и Министерству социальной защиты необходимо разработать порядок предоставления субсидий гражданам в зависимости от их дохода, а также механизм введения персонифицированных счетов граждан с целью последующей оплаты жилищно-коммунальных услуг. Будет также введен государственный заказ на услуги этой отрасли. Центр ответственности за текущее функционирование предприятий отрасли переместится в города и районы республики.
Как я уже сказал, в целом в стране имеется значительный разрыв между потреблением и производством. По оценкам экспертов, объем теневой экономики в стране значителен. Можно предположить, что в республике картина аналогичная. Вот где значительный резерв! Причем нельзя утверждать, что это явление присуще только крупному или только малому бизнесу. К сожалению, масштабы распространения теневой экономики значительны, ею охвачена и система государственного заказа. В этой связи важнейшей для нас должна стать задача создания условий для того, чтобы бизнес, и в первую очередь малый и средний, выходили из "тени". Бизнес должен быть социально ответственным. Но для этого сегодня, как я уже сказал, необходимо создать условия для сокращения объемов теневой экономики. Вместе с тем надо признать, что есть серьезные препятствия на пути решения этой задачи. Система взяток накладывает значительную нагрузку на производителей товаров и услуг.
Не должно быть двойного стандарта и у самих предпринимателей. Посмотрим на распространенную в этой среде систему оплаты труда. Как правило, по ведомости работники получают заработную плату от 200 до 1500 рублей. Остальная часть - "конвертовая". Средняя ее величина - 4000 рублей дополнительно. Занятых в сфере предпринимательства - 460 тысяч человек. Это работники малых предприятий, индивидуальные частные предприниматели и лица, занятые на "сером" рынке труда. Представим себе, что они получали бы официальную заработную плату на уровне минимального потребительского бюджета. (Именно такую заработную плату должен обеспечить работодатель в соответствии с нашим законодательством.) В этом случае только от подоходного налога по самым пессимистическим прогнозам в бюджет поступило бы дополнительно около 1 млрд. рублей в год.
Выводу экономики из "тени" будет также способствовать введение в республике единой межбанковской платежной системы на базе пластиковых карт. В ее основу заложены два принципа: интеграция существующих автономных банковских систем, перевод общей части системы на международные стандарты, что позволит обеспечить ее открытость и вхождение в федеральную и международную системы.
Единая платежная система позволит сократить наличный оборот денег, обеспечить прозрачность финансовых потоков, увеличить налогооблагаемую денежную массу, увеличить кредитные ресурсы, перевести систему дотаций и субсидий населению на более простую и технологичную основу. По поручению Президента разрабатывается проект единой платежной системы республики. Республиканская межведомственная комиссия по экономическим и социальным реформам завершает подготовку необходимых документов совместно с Ассоциацией банков Татарстана. Подписан согласительный меморандум. В ближайшее время будет принято соответствующее постановление Кабинета Министров.
Одним из наиболее значительных и перспективных резервов развития экономики является малое и среднее предпринимательство. Это стабильная база пополнения налогов всех уровней и насыщения рынка разнообразными товарами и услугами и важнейшее условие создания новой прогрессивной структуры экономики и здоровой конкурентной среды. Помимо экономического эффекта, развитие малого предпринимательства решает ряд важнейших социальных задач. Повышается уровень занятости населения, снижается безработица, а с ней - уровень различных социальных выплат. Без значительных затрат со стороны государства удается повысить жизненный уровень населения. Молодежь вовлекается в производственную сферу и сферу услуг, снижается уровень криминализации общества.
В своем послании Госсовету на 2002 год Президент Татарстана поставил стимулирование малого бизнеса в число наиболее приоритетных задач. В республике принята Государственная комплексная программа по развитию малого предпринимательства на 2001 - 2004 годы. 20 марта 2001 года вышел Указ Президента РТ "О содействии развитию частного бизнеса и поддержке предпринимательства в Республике Татарстан". В развитие этих решений Кабинетом Министров республики было принято 11 постановлений, направленных на преодоление наиболее острых проблем.
Взамен разрозненных структур по поддержке малого бизнеса создано Агентство по развитию предпринимательства Республики Татарстан. Разработана и реализуется программа предоставления государственных гарантий республики по кредитам банков предпринимателям в размере 75% от суммы кредита. Вопрос инвестирования новых технологий будет решаться путем создания фонда венчурного финансирования инновационных проектов.
Развивается малое предпринимательство на селе. В настоящее время в республике насчитывается 1597 фермерских хозяйств, за ними закреплено 120 тысяч гектаров сельхозугодий. Кроме того, около 400 тысяч сельчан ведут личные подсобные хозяйства, где производится около 40% сельскохозяйственной продукции республики. Причем возможности увеличения производства в этом секторе очень велики.
В настоящее время подготовлено постановление "О дополнительных мерах по развитию фермерских хозяйств и крестьянских подворий". В нем предусмотрена государственная поддержка фермеров наравне с другими сельхозтоваропроизводителями за счет средств федерального и республиканского бюджетов.
Много раз мы обсуждали с предпринимателями проблемы налогообложения. Так вот, для справки: если в целом по промышленности в 2001 году налоговая нагрузка составляла 28%, то в 2002 году - 25%. В целом же по малым предприятиям налоговая нагрузка в 2002 году составит порядка 12%.
Доля малого предпринимательства в ВРП республики увеличилась с 7,2% в 2000 году до 12,1% в 2001-м. Налоговые поступления от всех субъектов предпринимательской деятельности в 2001 году составили 3,8 млрд.рублей. Правительство активно изучает причины, мешающие развитию малого предпринимательства. Состоялись многочисленные встречи и консультации с представителями частного бизнеса. Было проведено сплошное обследование предприятий этой сферы. По указанию Президента республики в каждом городе и районе проведены расширенные сессии Советов народных депутатов по данному вопросу с участием предпринимателей. Собран и обобщен обширный материал. Анализ показывает, что для обеспечения решительного прорыва в развитии малого предпринимательства в республике необходимо создать благоприятные условия для его развития в производственной сфере. В прошлые годы малый бизнес развивался в основном в торговле и сфере обслуживания.
Считаю, что сегодня перед малым предпринимательством открываются хорошие перспективы в сфере производства. Именно на этом направлении можно добиться поставленной задачи - удвоить долю малого предпринимательства в валовом региональном продукте и довести ее к 2006 году до 25%, что возможно только при интеграции малого предпринимательства с крупными предприятиями.
Современные технологии развития предприятий требуют вывода из их структуры различных элементов обслуживающей и инфраструктурной деятельности. Малые предприятия могут сегодня активно включаться в работу по поддержке инфраструктуры промышленных гигантов и участвовать в их основном производстве, в кооперации и разделении труда, в совместном производстве и выполнении государственных заказов там, где это выгодно обеим сторонам.
Малые предприятия позволяют крупным производствам снижать себестоимость в выпуске комплектующих изделий и других компонентов. Они мобильны и быстро осваивают новые технологии. В сфере производственного и инновационного предпринимательства не только создаются новые рабочие места, но и открываются большие возможности для самозанятости. Новые технологии могли бы стать предметом трансферта, совместного с зарубежными фирмами взаимовыгодного использования. Между тем случаи передачи технологий на уровне малых и средних предприятий пока крайне редки.
Думаю, что в этой работе следует максимально задействовать научный потенциал республики. Совместно с Министерством образования РТ, вузами, с привлечением научной интеллигенции необходимо проводить систематическую работу по повышению образовательного уровня как самих предпринимателей, так и лиц, решивших открыть собственное дело.
Для республиканской экономики приоритетной остается деятельность по подготовке высококвалифицированных менеджерских кадров. Практика управления показывает, что лидирующие позиции на рынке занимают те республиканские предприятия, которые максимально полно используют кадровый ресурс. Это в полной мере касается как крупных предприятий, так и малого бизнеса. Думаю, что этот важнейший ресурс используется у нас пока еще далеко не в полной мере.
Правительство активно работает над решением проблемы нехватки у малых предприятий высокотехнологичных основных фондов на основе финансовой аренды (лизинга) оборудования. Другой важный момент заключается в том, что сегодня центр работы по поддержке малого предпринимательства перемещается на места - в города и районы.
В связи с этим хотел бы обратить внимание глав администраций на то, что им необходимо принципиально пересмотреть свое отношение к предпринимателям. Вы являетесь центром ответственности за выполнение поставленных задач по развитию предпринимательства в возглавляемых вами районах. Именно в городах и районах лежат основные пласты проблем. Главная из них - крайняя бюрократизация. Практически на всех уровнях предприниматели сталкиваются с косностью чиновников, нежеланием реально решать проблемы.
Поэтому подолгу не решаются многие практические вопросы, даже не требующие ни финансовых вливаний, ни какой-либо конкретной помощи. Среди этих проблемных вопросов выделю аренду помещений. Нареканий на чиновников по этому поводу со стороны предпринимателей очень много. До 30% существующих арендаторов жалуются на нехватку помещений для ведения бизнеса.
Чтобы прояснить ситуацию, Правительство организовало проведение паспортизации пустующих помещений. Их в республике оказалось очень много. В то же время существует значительный разброс в ставках арендной платы. В одних местах они неоправданно завышены, в других - недопустимо низки. Помещения, передаваемые предпринимателям, не всегда соответствуют требованиям санэпидемнадзора. Во многих зданиях отсутствуют или находятся в аварийном состоянии водопровод, канализация.
Большинство объектов государственной собственности переданы на баланс ГУПов и приватизированных АО. Эти организации не всегда правильно и эффективно распоряжаются бесплатно перешедшей им собственностью и показывают примеры ярко выраженного рентоориентированного поведения. Говоря попросту, предпринимателям чинят препятствия там, где для этого нет никаких оснований. Считаю необходимым сказать, что все факты немотивированного отказа в помощи предпринимателям со стороны работников администраций городов и районов нужно оценивать как саботаж, который имеет очень тяжелые последствия для экономики.
В то же время приходится напоминать азбучные истины. Пустующие помещения необходимо содержать, что требует значительных средств. Вместо того, чтобы получать от пустующих помещений прибыль и сохранять их руками арендаторов, мы теряем значительные средства. Арендные ставки - тонкий и эффективный инструмент управления собственностью. Завышенные ставки отпугивают предпринимателей. Заниженные создают почву для злоупотреблений.
Вот пример. В Казани сдается в аренду порядка 600 тысяч кв. метров недвижимости. Весь собранный за прошлый год доход составил 43,6 миллиона рублей. Фактическая арендная ставка составила чуть более 6 рублей за квадратный метр в месяц. Таких ставок нет нигде. Расчеты показывают, что при существующей сейчас средней стоимости одного квадратного метра недвижимости в 6000 рублей обоснованная ставка арендной платы не должна быть меньше 125 рублей за квадратный метр. С развитием рынка эти цены неизбежно пойдут вверх. Исходя из этого, необходимо активнее продавать государственную недвижимость в частные руки. Нужно также привлекать частные компании к управлению государственным имуществом.
Отмечу еще одно немаловажное обстоятельство. Если предприниматели просят чиновников не чинить им препятствия, не мешать, то, следовательно, чем дальше от них чиновник, тем лучше. Но ведь очевидно, что тогда должна развиваться и эффективно действовать система самоорганизации предпринимателей. Безусловно, это работа Торгово-промышленной палаты. Пока что она не выполняет этой своей роли.
Уважаемые участники совещания!
В текущем году и в ближайшей перспективе нам необходимо добиться нового качества роста экономики республики. Для этого надо максимально использовать имеющиеся ресурсы, привести в действие все резервы. Это масштабная и ответственная задача, решение которой позволит в значительной степени наполнить реальными доходами бюджеты всех уровней, решить важнейшие социальные вопросы. На это нас нацеливает Президент республики, это является одной из основных задач Правительства. Уверен, что эта задача будет выполнена.
Опубликовано в газете "Республика Татарстан", 10 августа 2002 г.