Год назад в Елабуге была возрождена одна из самых красочных и ярких традиций позапрошлого века - Спасская ярмарка. На целых три дня - с 21 по 23 августа исторический центр города, понемногу возвращающий себе дух минувших веков, снова превратился в одну большую торговую лавку.
Напомню, что первые Спасские ярмарки стали проводиться в купеческой Елабуге еще в конце XVIII века и были приурочены к празднованию трех православных Спасов - Яблочного, Медового и Орехового, когда наступала традиционная пора сбора нового урожая. Уже в середине XIX столетия Спасская ярмарка наравне с Макарьевской, Ирбитской и другими стала популярной и принимала торговых людей из 86 городов империи. С утра минувшей пятницы Шишкинские пруды, стадион "Молодежный", а также бывшая Хлебная площадь и прилегающие улицы запестрели шатрами, где гости ярмарки раскладывали свои товары, многие из которых можно смело назвать произведениями искусства. Оговорюсь, что если раньше елабужские ярмарки все-таки были больше мероприятием коммерческим и запасались здесь, в основном, хлебом, чаем, сеном, тканями, кожей, то возрожденная Спасская ярмарка стала одним из главных культурных событий года и на прилавках торговых рядов почетное место заняли предметы народного и художественно-прикладного творчества. И география участия в этом году расширилась - если в 2008 году сюда приехали около 160 умельцев из 37 городов страны, то в этот раз участников было в два раза больше - свои изделия представили 350 мастеров из 45 городов России. Чего здесь только не было! Очаровательные куколки, появившиеся на свет с помощью талантливых рук мастеров из цветных лоскутков, затейливые кружева и плетение, знаменитые кукморские валенки с шитьем, бело-синие гжельские узоры, которые уже ни с чем не спутаешь… Цветы - трудно представить, из чего, оказывается, можно собрать букет - из искорок цветного бисера, ткани, лент, кожи и рябинок бересты, даже металл может превратиться в нежную розу или лилию… В общем, глазу было на чем разгуляться и из чего выбрать сувенир себе или подарок друзьям и близким. Наряду с изделиями народного творчества свой ассортимент в этом году расширили и сельхозпроизводители, а также местные предприятия. Здесь можно было купить и овощи с деревенских подворий, первый янтарный мед, собранный на цветущих полях, фрукты, сладости и другую продукцию. Торговые ряды работали все три дня, но основные праздничные мероприятия прошли в субботу, 22 августа.
Утром состоялась церемония открытия нового объекта, который носит название "Лестница тысячелетия". 365 ступенек из бута связали площадку перед памятником эмиру на вершине камского склона и берег внизу.
Теперь от башни Городища можно спуститься сразу на старую пристань, место тоже в своем роде историческое, а заодно и полюбоваться открывающимся со смотровых площадок живописным видом. В официальной церемонии открытия приняли участие советник руководителя Федерального агентства по туризму Олег Масеев, председатель Ассоциации колокольного звона России Александр Илешко и представители городов - членов Ассоциации малых городов России. Здесь же развернулось театрализованное представление, рассказывающее о традициях праздников, давших имя Спасской ярмарке, а главными действующими лицами стали купец и купчиха.
Второй ярмарочный день совпал с празднованием Дня города и Дня строителя, вечером на стадионе "Молодежный" прошли большой праздничный концерт с участием молодых татарских артистов, дискотека и фейерверк. В этом году организаторы впервые решили провести Фестиваль лука, лозунгом которого стал слоган "Откажись от устриц - переходи на луковицы". Идея родилась в селе Танайка, уже ставшем практически пригородом Елабуги. Это поселение издавна славилось тем, что его жители умеют выращивать отменные овощи, которые пользуются спросом не только у елабужан. Особенно же славится село своим луком, который год от года вырастает крепким и ядреным. Все желающие могли представить на суд свой рецепт лукового блюда, а также его и отведать. Правда, почему-то желающих оказалось немного и луковое застолье ограничилось всего лишь несколькими блюдами. Видимо, позабыли современные горожане об этом замечательном овоще…
Зато на национальных подворьях, которые стали уже традиционной частью не только ярмарки, но и многих других елабужских праздников, постарались не забыть ничего. Все, что по крупицам собирается и бережно хранится каждым народом, будь то простая деревянная зыбка из деревенского дома или вышитое бабушкой полотенце, нашло свое место в марийской, удмуртской, татарской избе. Даже барашки, кролик и пестрый телок спрятались от жары в теньке плетней и заборчиков. К традиционным русским забавам, которые веселили народ на ярмарках, будь то хождение на ходулях, выступления циркачей и канатоходцев, кукольному театру под открытым небом, добавились и татарские народные игры, а кто-то из гостей праздника предпочел и современные конкурсы вроде шуточной борьбы сумо, ловли рыбы или возможности покататься на пони и верблюде. Нашло отражение даже наболевшее - на одном из "пятачков" народ весело тягал деревянные колоды с надписью "Кризис". Средневековые рыцари и уланы времен Надежды Дуровой стали своеобразным экскурсом в далекое и не очень прошлое, а "Живая картинная галерея" в лицах могла повторить некоторые известные сцены на тему русской жизни - например, "Завтрак купчихи" или "Охотники на привале". Заключительным аккордом ярмарки стал II Всероссийский фестиваль колокольного звона, на который съехались около 30 звонарей из разных уголков России, в том числе из таких признанных центров колокольного искусства, как Ярославль и Самара. На целый час умолкла главная сцена, и над городом, над шатрами и крышами домов снова поплыл незабываемый звон, который тревожит душу и наполняет ее грустью и радостью одновременно. Впрочем, колокола не смолкали все три ярмарочных дня - участники фестиваля "раззванивались" и на колокольне Спасского собора, и на передвижной звоннице. Но, несмотря на все прелести трех ярмарочных дней, не удержусь от "ложки дегтя". Во-первых, место выбрали хоть и историческое - Шишкинские пруды, но слишком уж болотистое - несмотря на 30-градусную жару, ноги то и дело утопали в грязи. Да и запашок, и мусор, который гости ярмарки, видимо, были не в состоянии донести до контейнеров, то и дело наводили на мысль о непритязательном воскресном пикнике, а не ярмарочной полянке… Во-вторых, лично меня как праздного наблюдателя такой "микс" из ярмарки, Дня города, Дня строителя, отчасти Сабантуя и песнопений кришнаитов как-то уж утомил… Не хватило этой ярмарке какой-то лиричности, тонкости, что ли, стройности, захотелось не только буйства зрелищ и балагана, но и чего-то более продуманного.