Татарстанские товары продолжают продвижение на внешние рынки. Хорошо бы еще утвердиться в местной продуктовой рознице

Татарстанские товары продолжают продвижение на внешние рынки. Хорошо бы еще утвердиться в местной продуктовой рознице
Выпуск: за 26 2009 года
Рубрика: Экономика
Автор: Эмилия ХАБИБУЛЛИНА, "ВиД"
Единого торгового дома "Татарстан" не будет, число подобных структур сокращается, а республиканская продукция медленно, но верно увеличивает свое присутствие на прилавках сетевых операторов. Об этом и не только шел вчера серьезный разговор на коллегии Министерства промышленности и торговли Татарстана, состоявшейся на "Казанской ярмарке".

Ярмарочное настроение

Само мероприятие, собравшее в одном зале депутатов Госдумы РФ, представителей федеральных и республиканских министерств и ведомств, промышленных и торговых предприятий, муниципальных образований и 30 торговых домов РТ, проходило на фоне открывшейся выставки-ярмарки "Место встречи - Казань".

Здесь ярмарочный текстиль соседствовал с зазывными предложениями отведать меда, роскошные меховые ряды перемежались изящными бисерными отделами, выставки этнического костюма - ювелирными прилавками…

Словом, настроение для обсуждения положения дел в татарстанской торговле было создано вдохновенное, что, в общем, не так уж и контрастировало со статистикой, рисующей состояние потребительского рынка республики.

Так, заместитель министра промышленности и торговли РТ Олег Власов отметил, что в отраслевой структуре валового регионального продукта Татарстана доля оптовой и розничной торговли составляет 13% (второе место после промышленности). На 1 июля зарегистрировано более 30 тыс. хозяйствующих субъектов (30% от общего количества предприятий всех отраслей экономики). На ниве потребрынка трудятся 335 тысяч человек (18,5% от численности занятого населения Татарстана).

Сфера эта, по общему мнению, является мини-проекцией состояния экономики региона. Так, если ежегодные темпы роста оборота розничной торговли последних лет достигали 20% и выше, то первое полугодие текущего года прервало оптимистическую тенденцию. Так, за январь-июнь оборот розничной торговли составил 184,5 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 100% к уровню прошлого года. Однако вот интересный момент: по итогам шести месяцев наибольшую долю в структуре потребления занимают продовольственные товары - так проявляется снижение уровня жизни населения. При этом только в этом году в республике открыто 131 предприятие торговли, и на сегодня в Татарстане функционирует более 14 тыс. подобных предприятий, а обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей вписывается в европейский стандарт - 543 квадратных метра. Другое дело, что соотношение количества и качества отнюдь не "ЕС"-овские: по Татарстану только 30% торговых площадей соответствуют международным стандартам организации торговли. Картину портят рынки, хотя без них тоже никуда. Так, по признанию докладчика, активнее стал использоваться механизм проведения сельскохозяйственных ярмарок, выездной торговли.

Патриотизм в формате "баш на баш"

Конечно, идеальным форматом европейского видения торговли является стационарная торговая сеть, при том, что в Татарстане крупные игроки в последние годы захватили порядка 20% оборота продовольственной розницы республики. Другой вопрос, патриотичен ли выбор супермаркетов и дискаунтеров? По заявлению руководства Минпромторга, доля республиканской продукции в сетевых компаниях постоянно растет. Так, по итогам шести месяцев у крупных торговых операторов доля местной продукции составила в ассортименте 43% (в 2008 году - 38%), в товарообороте - 54% (в 2008 году - 46%). А по словам главы Минпромторга РТ Равиля Зарипова, по такому ассортименту, как хлебобулочные, молочные и мясные продукты, "в местных торговых сетях около 70% - республиканской продукции". Он же заявил, что почти со всеми республиканскими торговыми сетями подписаны корпоративные соглашения, с сетями же "международного класса" министр предполагает найти скорое взаимопонимание, чему должна была поспособствовать недавняя встреча заинтересованных сторон у Премьер-министра РТ Рустама Минниханова. "Когда они приходили сюда, государство шло им навстречу, выделяя земельные участки, инфраструктуру, создавая льготные условия, так что у нас должно получиться договориться", - прояснил Равиль Зарипов свою позицию.

За исключением торговой сети Ак Барс "Пятерочка" пять крупных республиканских сетевых операторов практически без поправок добровольно приняли для себя обязательства, облегчающие вхождение продукции республиканских сельхозпереработчиков на прилавки. Это Торговая галерея "Бахетле", "Эдельвейс", сеть дискаунтеров "Народный", сеть магазинов "Эссен" и "Универсалторг". В результате, руководствуясь условиями положения, было переоформлено более 60 договоров на взаимовыгодных условиях.

Другое дело с напитками. По словам Равиля Зарипова, на 30% они привозные. Объем продаж всей алкогольной продукции в Татарстане за 7 месяцев составил 3822,9 тыс. дал, что на 10% меньше, чем за тот же период 2008 года. Единственное, что продолжает расти, да не абы как, а высокими темпами, - объемы продаж пива. Так, потребление пива татарстанцами за последние 6 лет выросло в 3,2 раза. И сейчас в расчете на душу населения показатель потребления пива в Татарстане составляет более 90 литров в год.

Приметы кризиса

Хуже пришлось общепиту. За первое полугодие его оборот снизился на 16,5% по сравнению с тем же периодом 2008 года и составил 8,6 млрд. рублей. С начала года предприятий общественного питания стало меньше на 2,4%, в основном за счет сокращения предприятий быстрого обслуживания, закусочных.

Приметой тяжелого времени явилась большая востребованность услуг предприятий бытового обслуживания. Так, в первом полугодии их на территории республики функционировало 3106. Они заработали 9,7 млрд. рублей, это на 3,5% больше в сопоставимых ценах, чем за тот же период прошлого года.

В первом полугодии сеть предприятий бытовых услуг увеличилась в 11 городах и районах республики, в основном за счет открытия пунктов по ремонту транспортных средств, техники, а также парикмахерских, обрядовых и ритуальных услуг.

Торгово-домашняя "перезагрузка"

Торговых домов у Татарстана стало меньше в два раза, на сегодня их 30. По словам начальника отдела координации сотрудничества с регионами РФ и развития торговых домов Минпромторга РТ Гузалии Хасановой, по итогам работы в 2008-2009 годах 14 торговых домов исключены из реестра. Более того, сегодня остро встает вопрос о необходимости замены руководителей в торговых домах в Красноярском крае, Удмуртии, Башкортостане, Санкт-Петербурге. Однако Равиль Зарипов назвал сложившуюся ситуацию адекватной адаптацией к реалиям современной экономики. "Торговые дома не перестали существовать совсем, просто у некоторых поменялся формат бизнеса", - отметил он и напомнил, что данные структуры начинали формироваться в 90-е годы. Сегодня же практически все крупные предприятия имеют свои профессиональные торговые сети и дилеров.

Конкретики он добавил в давно витающую тему создания в Татарстане единого торгового дома. "Мы однозначно не сможем реализовать инициативу по его созданию", - отметил он и добавил, что "в разумных пределах возможны благоприятные условия для дилерства, гибкая политика скидок".

Может быть, такой вариант и окажется верным, ведь интерес к Татарстану со стороны других субъектов РФ и зарубежья не ослабевает. К началу года республика имеет договорные отношения с 67 регионами России и более 20 протоколов к соглашениям с субъектами РФ. С некоторыми регионами товарооборот даже повысился, несмотря на кризис. Так, с периода заключения межправительственного соглашения Татарстана с Кемеровской областью товарооборот между нашими регионами возрос в 13 раз. Среди последних совместных проектов - открытие торгово-сервисного центра "КАМАЗ" в этом регионе в марте 2009 года. Почти в 8 раз вырос товарооборот с Челябинской областью, со Свердловской областью - в 3 раза, с Ростовской областью - в 2 раза. В последние годы реализован проект по выпуску широкого ассортимента лакокрасочной продукции на Черкесском химическом производственном объединении им. Цахилова, контрольным пакетом акций которого владеет "Ак Барс Банк". Кстати, банк присутствует на рынках 32 регионов России. Автозаправочные станции ОАО "Татнефть" функционируют сегодня в Удмуртии, Архангельске, Московской и Челябинской областях, Санкт-Петербурге.

Однако за первое полугодие 2009 года общий товарооборот составил ориентировочно лишь 2,3 млрд. рублей, что ниже показателя за аналогичный период прошлого года в 2 раза. Лидерами по объему являются торговые дома РТ в Турции, Москве, Тольятти и Саратове. В структуре вывоза продукции при содействии торговых домов РТ 95% приходится на продукцию нефтехимии, около 4% - на продукцию машиностроения. На третьем месте поставки товаров народного потребления, доля которых менее 1% от общего товарооборота торговых домов. Ввоз продукции в Татарстан из регионов России представлен в основном стройматериалами, а также пищевой продукцией, медицинскими препаратами и ювелирными изделиями.

Все эти и другие вопросы нашли отражение в решении заседания коллегии.
Яндекс цитирования Rambler's Top100