У кризиса, как у каждого явления, есть плюсы и минусы |
|
- Равиль Хамматович, расскажите, пожалуйста, о положении дел у малых нефтяных компаний - сколько их сегодня функционирует в Татарстане? - Напомню: создание и дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса в нефтегазовой отрасли республики стало возможно благодаря Указу Президента РТ от 12 февраля 1997 года "О мерах по увеличению нефтедобычи в Республике Татарстан". В соответствии с этим указом были созданы новые нефтедобывающие компании, которым были переданы в разработку малые месторождения, в том числе и не осваиваемые ОАО "Татнефть". Сегодня на территории республики добычу нефти осуществляют 34 малые нефтедобывающие компании, годовая добыча у которых варьируется от 7,4 до 820 тыс. тонн. В первом полугодии этого года в Татарстане добыто 16,1 млн. тонн нефти, в том числе малыми нефтедобывающими компаниями - 3,3 млн. тонн. По прогнозам, в 2009 году малые компании добудут свыше 6,7 млн. тонн нефти, что составит 20,9% от общереспубликанского объема. Особенность малого бизнеса в нефтедобыче состоит в том, что малые нефтедобывающие компании разрабатывают маргинальные месторождения с трудно извлекаемыми запасами, содержащими высокосернистые нефти, большинство из которых открыты около трех десятилетий назад. Отмечу, что создание таких нефтяных компаний способствовало появлению инновационных технологий, новых методов увеличения нефтеотдачи и стимулирования добычи. - У малых нефтяных компаний возникали проблемы с выплатой налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а какова ситуация сейчас? - Малые нефтяные компании являются монотоварными производителями, поэтому проблемы сбыта продукции всегда определяют их финансово-экономическое состояние. Действительно, во второй половине прошлого года в связи с резким падением цен на нефть на мировом рынке малые компании испытывали затруднения с оборотными средствами. Безусловно, это вызывало у них опасения по поводу своевременных выплат обязательных платежей, в том числе налога на добычу полезных ископаемых. В этой связи и с целью сохранения прибыльности бизнеса нефтяные компании были вынуждены принять ряд мер и оптимизировать свою деятельность. Ими были разработаны антикризисные программы. На сегодняшний день задолженностей ни по налогам, ни по зарплате у компаний нет. - Не ожидается ли сокращение количества МНК в обозримом будущем? - Государству нужны и крупный бизнес как основа добывающего потенциала страны, и малые нефтяные компании как резерв роста добычи углеводородного сырья. Об этом свидетельствует и опыт развитых нефтедобывающих стран - например, в Канаде малые компании добывают до 40% общего объема нефти, в США - более 30%. В июле на ежегодном совещании с участием Президента Татарстана Минтимера Шаймиева по итогам работы нефтедобывающих компаний республики было принято решение о целесообразности увеличения числа малых нефтедобывающих компаний с целью геологического изучения и разработки мелких нефтяных месторождений с трудно извлекаемыми запасами и дальнейшего роста объемов добычи нефти в республике. - Недавно стало известно о планах по созданию в Татарстане инжиниринговой компании. Расскажите подробнее об этой структуре. Какова ее роль в становлении отрасли нефтяного машиностроения? Какие функции в общем процессе она будет выполнять, "при ком" будет находиться? - Распоряжением Кабмина РТ в июне текущего года при Министерстве промышленности и торговли РТ создана рабочая группа, в состав которой вошли руководители ряда ведущих предприятий машиностроительного и нефтехимического комплексов, органов государственного управления, ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг". Цель рабочей группы - определить основные подходы к укреплению взаимодействия предприятий двух ключевых отраслей нашей экономики - нефтегазохимической и машиностроительной - по выполнению заказов на поставки продукции для реализации инвестиционных проектов в нефтепереработке и нефтехимии. Успешный опыт такой работы уже получен на строительстве первой очереди комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске. Создание структуры, координирующей взаимодействие товаропроизводителей двух отраслей, планируется осуществить на базе "Татнефтехиминвест-холдинга". Появление подотрасли нефтехимического машиностроения позволит обеспечить дополнительными заказами республиканские предприятия машиностроения, сохранить существующие и создать новые рабочие места, увеличить величину создаваемой в Татарстане добавленной стоимости за счет поставок конкурентоспособного по соотношению "цена - качество" оборудования для нефтехимии. В настоящее время завершается работа над проектом распоряжения Кабмина РТ, определяющим центры ответственности и зоны взаимных интересов в проведении этой работы. - Когда будет реализован проект создания парка по производству автокомпонентов в ОЭЗ "Алабуга"? - Замечу, локализация производства автокомпонентов для сборки легковых и грузовых автомобилей на заводах компании "СОЛЛЕРС" является весомым фактором повышения конкурентоспособности. На сегодняшний день локализация по различным видам выпускаемой ОАО "СОЛЛЕРС" автомобильной техники составляет от 5 до 30-35%. Перед нами стоит задача - на протяжении ряда ближайших лет освоить на республиканских предприятиях производство половины всех комплектующих. Решению этой задачи был посвящен семинар-совещание, проведенный в июне текущего года в Елабуге с участием представителей 40 предприятий - действующих или потенциальных поставщиков автокомпонентов. В ходе семинара были рассмотрены основные подходы к локализации производства автотехники, а также вопросы внутриреспубликанской и межрегиональной кооперации. Опытом сотрудничества с ООО "СОЛЛЕРС-Елабуга" поделились руководители ЗАО "КВАРТ" и ООО "Хитон-Пласт-2". По итогам семинара подписан протокол, регламентирующий взаимодействие заводов "СОЛЛЕРС" с республиканскими товаропроизводителями и органами государственного управления по данным вопросам. Для проведения этой работы планируется использовать площади создаваемого парка по производству автокомпонентов в ОЭЗ "Алабуга". Первые наработки уже воплощаются в жизнь - организовывается выпуск ряда деталей интерьера и экстерьера салона автомобилей, штамповки и ряда других изделий. - Есть ли какие-нибудь подвижки в решении проблемы перехода на трехлетний федеральный госзаказ? Как известно, у Татарстана были свои предложения по этой части, но они не встретили понимания в Минэкономразвития РФ. Стоит ли ожидать изменения ситуации? - Переход на трехлетний федеральный госзаказ - давно ожидаемый шаг навстречу предприятиям оборонно-промышленного комплекса. В настоящее время военные закупки рассчитываются лишь на год вперед. Переход же на среднесрочную перспективу в планировании снабжения Вооруженных сил возможен лишь при аналогичных изменениях во всей финансовой системе страны - трехгодичном бюджете. Однако в связи с нынешней непредсказуемостью экономической ситуации Правительству Российской Федерации пришлось прервать бюджетную трехлетку и перейти на ежегодное планирование. - В ближайшее время ожидается принятие федерального закона о торговле. Кроме того, сейчас в Минпромторге РФ рассматривается проект долгосрочной стратегии развития торговли, в соответствии с которым в регионах должны быть приняты соответствующие региональные стратегии. Ведется ли в республике работа по формированию указанного документа? - Наше министерство в течение всего времени разработки этого федерального закона вносило предложения по его содержанию. Прежде всего, мы изучили мнение непосредственных участников торговой деятельности: были собраны и проанализированы предложения в закон со всех муниципальных образований и крупных предприятий торговли республики. Судя по большому объему полученной информации, закон крайне необходим и вызывает огромный интерес со стороны субъектов торговой деятельности и органов местного самоуправления. Стоит отметить, что в законе учтены мнения как предприятий торговли, так и производителей товаров. Так, отношения, возникающие между производителем, поставщиком и торговым предприятием, станут с принятием закона абсолютно прозрачными. Все они получат равные права при осуществлении торговых сделок. Стратегия развития торговли разрабатывается при участии всех регионов России. Нашим министерством направлен ряд предложений в Минпромторг РФ. Мы считаем, стратегия необходима, во-первых, для защиты рынка от недобросовестной конкуренции и выравнивания условий доступа на рынок для всех его участников, во-вторых, для развития инфраструктуры розничной, оптовой и электронной торговли. В вопросе создания и реализации стратегии невозможно будет обойти проблему контрафактной продукции. Создание эффективной системы по борьбе с "контрафактом" является для нас одной из наиважнейших задач в настоящее время. Здесь без координации действий органов власти всех уровней мы не добьемся ощутимых результатов. - На ваш взгляд, можно ли рассматривать нынешний кризис как некий позитивный фактор, способствующий естественному отбору и упорядочению субъектов в сфере торговли? - Каждое явление имеет свои плюсы и минусы. Кризис в данном случае не исключение. Давайте обратимся к цифрам: товарооборот в прежние годы показывал рост в 20-25%, а по итогам первого полугодия 2009 года остался на уровне прошлого года. Рост в сегменте продаж непродовольственного сектора существенно снизился, удельный вес таких товаров за январь-июнь текущего года составил 45,6% против 52,7% в 2008 году. Ожидаемого роста товарооборота на розничных рынках не произошло. Как мы сейчас видим, финансовый кризис перешел в экономический. А это значит, что и торговлю ждут структурные преобразования. Думаю, в итоге мы получим совершенно новые предприятия с современными технологиями производства и реализации товаров. |
|
|
|
|
|