В эти дни Елабужский государственный музей-заповедник отмечает юбилей, ему исполнилось 20 лет. Сравнительно много для человеческого века и мало по сравнению с тысячелетней летописью самого города. О том, чем стали эти два десятилетия для музейщиков Елабуги и как "хранитель истории города" живет сейчас, рассказала генеральный директор ЕГМЗ Гульзада РУДЕНКО.
- Гульзада Ракиповна, вопрос, традиционный для всех юбиляров. Чем является музей-заповедник на сегодняшний день, каковы его главные направления работы?
- Без преувеличения можно сказать, что с момента создания елабужский музей стал градообразующим компонентом. Судите сами. В нашем ведении сегодня находится 491,5 га охранной площади, где расположено 195 памятников истории и культуры, объектов культурного наследия, из них 6 - федерального значения, 106 - республиканского значения, 83 - местного. В заповедную часть вошла и историческая часть Елабуги, которая уникальна по своей сохранности.
Кроме охраны и реставрации памятников истории, еще одним направлением нашей работы является развитие музейной инфраструктуры города. Сейчас в состав ЕГМЗ входят 14 музейных комплексов: это единственный в мире Мемориальный комплекс Марины Цветаевой, музей-усадьба Надежды Дуровой, Шишкинский мемориальный комплекс, музей уездной медицины, Краеведческий комплекс и другие. За 9 месяцев 2009 года наши музеи посетило 113 тысяч туристов. Для сравнения: за весь прошлый год эта цифра составила 87 тысяч.
Третьим направлением стала музейно-образовательная деятельность. Для школьников города в течение всего учебного года у нас работает программа "Музейные занятия", которые проходят на базе различных выставочных комплексов и библиотеки Серебряного века. Ежемесячно по этой программе к нам приходит две тысячи детей.
Ну и, конечно, музей-заповедник как научный центр занимается исследовательской и издательской деятельностью. Кстати, из более чем 300 издательств мы - единственные, кто получает финансирование от "Роспечати". Сейчас мы выпускаем книги, брошюры, буклеты, путеводители, каталоги художественных симпозиумов, которые у нас проходят. Совсем недавно мы переиздали две книги Анастасии Цветаевой.
- Наверное, помимо такого активного роста и развития, есть и какие-то особые достижения?
- Безусловно. Это и научные конференции, посвященные юбилейным датам, всероссийский конкурс детских рисунков "Я рисую, как Шишкин", Елабуга стала местом проведения Всероссийского художественного симпозиума, Международных Цветаевских и Стахеевских чтений и многих других крупных мероприятий. В прошлом году мы возродили Спасскую ярмарку.
Во многом благодаря стараниям музея-заповедника в Елабуге был принят "Устав Старого "Города" - единственный в России подобный документ, регламентирующий правила эксплуатации памятников архитектуры, а также то, каким образом горожане должны поддерживать внешний облик исторической части города.
Для гостей нашего города был создан туристско-информационный центр, куда может обратиться каждый приезжающий, и сотрудники музея помогут ему спланировать свой отдых в Елабуге оптимально для души и кошелька.
Почти в каждом музее у нас есть интерактив. Это и сами Интерактивные мастерские, живой уголок, замечательный зал археологии в Краеведческом комплексе. Для детей в выставочных помещениях всегда стоят мольберты, так что они могут выразить свои впечатления на бумаге.
- Кстати, об "Уставе Старого города". Остались ли в городе памятники, требующие срочной реставрации?
- Нет, таких уже не имеется. За последние 5-10 лет был восстановлен 161 архитектурный памятник.
- А как же знаменитые фрески Гуна и Верещагина в Спасском и Никольском соборах? Можно ли надеяться, что в скором времени их можно будет увидеть уже восстановленными?
- Что касается фресок, то пока сложно сказать, когда приступят к их реставрации. На это нужны большие деньги. Мы отправляли документы на участие в целевой федеральной программе "Культура России", но нам ответили, что религиозные учреждения не могут по ней получать финансирование. У патриархии на реставрацию тоже пока средств не нашлось. Но мы решили, что будем работать в этом направлении совместно.
- Насколько я знаю, больным вопросом остается состояние еще одного архитектурного памятника - водонапорной башни и шишкинского водопровода.
- Получилось так, что несколько лет назад водокачка находилась на балансе "Воды Прикамья". После реорганизации предприятия объект каким-то образом оказался вообще бесхозным. Сейчас этот памятник находится на стадии оформления, но кто будет его хозяином, пока не известно. Один из предпринимателей Ижевска изъявил желание выкупить водонапорную башню и вложить деньги в восстановление ее облика. А что будет делать из нее дальше - возможно, кафе или ресторанчик, или еще что-то. Но у нас есть надежда, что объединенный холдинг водоканала и ПТС все-таки возьмет водокачку обратно к себе, это же честь мундира, их история. Но пока от них лишь пришло письмо, что надо бы ее отремонтировать. А часть шишкинского водопровода войдет в новый музей, который откроется в день празднования юбилея - это восстановленная портомойня.
- Почему вы решили сделать музей из такого "бытового" места?
- Мы хотим прежде всего рассказать об истории аккуратности, показав, как ее добивались наши предки. Там будет просто потрясающий плоскостной материал. Ведь немногие знают сегодня, что такое рубель, как появилось мыло, чем и как стирали в прошлом. Каждый сам сможет попробовать здесь постирать. Еще мы предполагаем, что Марина Цветаева приходила сюда за водой. Кроме того, в городе появится просто еще одно красивое, ухоженное место.
- Судя по темпам работы, вы не собираетесь останавливаться на достигнутом. Какие проекты музей-заповедник собирается воплотить еще?
- В скором времени собираемся открыть музейно-образовательный центр, вторую очередь картинной галереи, а в Краеведческом комплексе должен появиться зал современной истории Елабуги.
- А в исследовательском плане? Можно ожидать открытия каких-то неизвестных сторон истории Елабуги?
- Да, конечно. Здесь еще есть над чем работать. Например, скоро выйдет книга, посвященная первопроходцу Арктики, исследователю, одному из создателей музея Арктики, нашему земляку Пинегину, о котором мало кто слышал. Также мало кто знает о пребывании здесь Лемешева, который вылечился в Елабуге от туберкулеза, о работе художника Верещагина над елабужскими фресками. Мы сами недавно узнали о том, что с Елабугой связано имя Ладыниной, здесь в 1916-1917 годах работал Борис Збарский - ученый, один из тех, кто участвовал в бальзамировании Ленина. Елабуга - город, где произошло национальное самоопределение удмуртов, здесь начали выходить первые издания на удмуртском языке. Елабугу можно открывать и открывать.