Американская история Царицы Ночи

Американская история Царицы Ночи
Выпуск: за 03 2009 года
Рубрика: Культура
Автор: Татьяна МАМАЕВА, "ВиД"
В праздничные дни казанских меломанов ждет приятный сюрприз - 6 ноября на сцене Государственного Большого концертного зала РТ имени С.Сайдашева выступит с сольной программой лауреат Гран-при конкурса имени Чайковского Альбина Шагимуратова. Надо сказать, что наша землячка довольно-таки уверенно покоряет оперный Олимп - впереди у нее дебют в Метрополитен-опера и Ла Скала. А пока - множество спектаклей на лучших оперных сценах Европы и Америки.

- Альбина, последний раз мы с вами беседовали, когда в 2006 году вы пели на Шаляпинском фестивале партию Царицы Ночи и были в тот момент солисткой Музыкального театра имени К.Станиславского и В.Немировича-Данченко. Как изменилась ваша жизнь позже?

- В том же году, после Шаляпинского фестиваля, я получила предложение стажироваться в США, в Хьюстоне, это специальная молодежная программа в "Хьюстон Гранд-опера", она длится два года. Это время я жила в Америке и периодически продолжаю туда приезжать. Из театра имени Станиславского мне пришлось уйти. Жалко было оставлять театр, но по-другому не вышло. Я считаю, что это был правильный шаг в моем творческом развитии, я не осталась в недрах российской вокальной школы, а немного улучшила свое умение. Артистический директор Хьюстонской оперы часто приезжает в Москву, меня привели на прослушивание, и она меня пригласила.

- Это благотворительная программа?

- Нет, такая система подготовки солистов существует сейчас во всех больших оперных театрах мира. Метрополитен-опера, Ковент Гарден, Ла Скала имеют свои программы подготовки певцов, сейчас такая программа создана в Большом театре - приняли 10 певцов и два пианиста. Американская система взращивания оперных певцов перенимается сейчас и в России. Это своего рода послеконсерваторская подготовка. После консерватории мы еще "зеленые" и нам рано становиться на оперную сцену, а эти два-три года стажировки позволяют приблизиться к профессиональной сцене. Петь оперные партии сразу - это очень трудно. Пять-десять лет работы - даже это еще не срок для приобретения опыта. Умение работать с дирижером, знание языков - этому, к сожалению, в российских консерваториях учат плохо.

- Американская вокальная школа чем-то отличается от нашей?

- Я научилась в Америке правильно петь Моцарта и Верди - к сожалению, в России этому не учат. Пока. Не знаю, почему. В Америке нас учили "правильным" звуком петь итальянскую, немецкую, французскую музыку.

- Выходит, что американцы нас немного обогнали?

- Нас все обогнали! И Европа, и Америка.

- Как строился ваш день в Америке?

- Безумно! Иногда с 8-9 утра, в 9 уже надо было петь. Как правило, вокалисты в это время еще еле-еле просыпаются, а в Америке в 9 утра я уже была в классе в полной готовности. Занятия в классе длились до 6 вечера, это вокал плюс языки - итальянский, английский. Я приехала в США, не зная английского, и театр пошел мне навстречу, специально для меня взяли преподавателя английского языка, с которым я занималась каждый день. Слава Богу, сейчас у меня хороший английский.

- Какое-то участие стажеров в спектаклях предполагалось?

- Да, партии, которые я выучиваю и пою, обговаривались заранее. Это была донна Анна в "Доне Жуане" Моцарта, Царица Ночи в "Волшебной флейте", это была Мюзетта в первом составе. Сразу же началась работа со знаменитыми дирижерами, выступления вместе с большими певцами - Анной-Марией Мартинес, Симоном Варгасом, Дмитрием Хворостовским.

- Какая нынче оперная театральная мода в Америке?

- Классика, в отличие от Европы это академическое прочтение.

- В каких-то интересных проектах пришлось участвовать?

- Год назад на Зальцбургском фестивале мне пришлось петь партию Царицы Ночи в постановке режиссера из Амстердама. Он предложил достаточно любопытное прочтение "Волшебной флейты". В корне изменил трактовку образа Царицы Ночи, убрал на дальний план ее вампиризм и демонизм, а на первый план вышло то, что она - мать. Акценты сместились. Несмотря на все феерические колоратуры невероятной сложности, в пении надо было передать ее нежность. Это было интересно. Весной я спела Джильду в "Риголетто", надо было воплотить ее - девочку-женщину. Это был мой дебют в этой партии, я готовила ее в спектакле австралийского режиссера в Хьюстонской опере. И эта женщина-постановщик помогла мне во всем разобраться. Джильде 16 лет, и она взрослеет всего за сутки.

- Как вам американская публика, она отличается от нашей?

- Она более знающая оперу, более в ней разбирающаяся и более горячо принимающая. Публика в США эмоциональная и благодарная. Аплодирует только стоя.

- Какие-то контакты с Хьюстоном еще сохранятся?

- У меня "Травиата" в Хьюстоне, "Лючия де Ламмермур".

- Вы ожидали, что на конкурсе Чайковского покажете такой результат?

- Это была неожиданность, сюрприз. После Америки я уже не планировала участвовать в конкурсах, я вообще не конкурсная певица. На конкурсы иду нехотя. К моменту участия в конкурсе Чайковского я уже год стажировалась в Хьюстоне - это, безусловно, помогло.

- Что вы исполняли?

- Царицу Ночи. Эта партия открывает дорогу, ее пели и поют единицы, она очень сложна. Виолетту, Шемаханскую царицу, каватину Семирамиды Россини, романсы Чайковского. - Сложная программа.

- После конкурса последовали какие-то интересные предложения?

- Последовали, но я ничего не приняла. График был уже составлен.

- Вы сейчас много гастролируете?

- Очень. Я приехала в Казань всего на неделю к родителям, и сейчас мы расстаемся более чем на полгода.

- Чем вы будете заниматься это время?

- У меня дебют в Метрополитен-опера в партии Царицы Ночи, это весной. Потом я еще дебютирую, тоже в Нью-Йорке, но в другом театре в опере Гайдна "Лунный мир" в партии Фламинии. Это первое исполнение этой оперы в Америке.

- Как я понимаю, к Америке вы уже привыкли?

- Да, но сейчас я только что приехала из Германии, где исполняла Царицу Ночи, хотя уже постепенно отхожу от этой партии, мне поступают предложения петь тоже Моцарта, чему я несказанно рада. Это здорово - в начале карьеры петь Моцарта, итальянскую музыку, русскую музыку. У меня есть предложение петь в "Руслане и Людмиле" Глинки, пока не скажу, в каком российском театре.

- Альбина, пожалуйста, расскажите поподробнее о спектакле в Метрополитен-опера.

- Дирижер немецко-австрийский, Адам Фишер, у него тоже дебют в Метрополитен-опера. У меня там пять спектаклей, и у меня одной дебют, все остальные певцы уже довольно-таки известны. Кстати, Папагено - наш, русский, Родион Погосов из Москвы. Это уже готовый спектакль, я вхожу в него. Постановка Джулии Теймур, очень красива, но одновременно сложная. Во время сложных колоратур Царица Ночи успевает демонстрировать масонские символы руками. И хотя Америка придерживается классических постановок, этот спектакль немного отличается. Он очень красив, видеоряд решен в китайско-японском стиле.

- Я понимаю, что вы сейчас больше живете в Америке?

- В этом году да, в сезон 2010- 2011 - буду в Европе.

- Вы сейчас не служите ни в одном театре?

- Нет, я вольный художник. Я считаю, что это хорошо. На гастролях постоянно профессионально растешь.

- Есть интересные предложения от российских музыкальных театров?

- Есть. Но вот о них я пока ничего не скажу.

- Как будут складываться ваши контракты с казанским оперным театром?

- Я буду участвовать в Шаляпинском фестивале, сейчас мы обсуждаем, в какой партии. 21 ноября у меня в Казани "Риголетто".

- Эта постановка в Казани достаточно спорная. А кто вообще для вас важнее - режиссер или дирижер?

- Дирижер. На спектакле мы с ним остаемся один на один, без режиссера. Дирижер может убить певца, а может превознести.

- С кем бы вообще хотелось поработать из дирижеров, режиссеров, партнеров?

- Со всеми… У всех беру понемножку. Сейчас веду переговоры с Риккардо Мути, он начинает возглавлять Римскую оперу, и, возможно, у меня будет там "Травиата".

- Штурм Ла Скала запланирован?

- В следующем году. Это будет Царица Ночи. Я пою ее в главных театрах мира - Метрополитен, Ла Скала, я даже отказалась от Ковент Гарден. Это здорово, потому что начинать с Моцарта - это самое благодарное дело, голос не устает. Мы же не хотим петь пять лет или десять. Минимум лет двадцать, а лучше еще дольше. Посмотрите на Пласидо Доминго: ему семьдесят, а он поет. И как поет! К этому надо стремиться - сохранить себя.

- В Казань тянет?

- Конечно, здесь после Ташкента моя вторая родина, мои родители. Но не получается с ними посидеть - то спектакль, то концерт.

- Есть планы переехать в Европу или Америку?

- Есть. Хотя у певца ведь нет дома, наш дом - это гостиница и самолет.
Яндекс цитирования Rambler's Top100