Публикации > Просмотр публикации
Синдром "старшего брата"

Или почему кряшены не хотят называться татарами

Запись в паспорте: "Иванов Иван Петрович, татарин". На самом деле Иван Петрович - кряшен. Но в 1926 году, во время переписи, эту национальность "упразднили", приписав к татарам. Поэтому и возникло такое странное сочетание.

Грядет новая всероссийская перепись. Институт этнологии и антропологии РАН разработал "Перечень национальностей для разработки материалов Всероссийской переписи населения 2002 года" и "Систематический словарь национальностей и языков", в которых предлагается выделить кряшен, так же как, например, мишар и нагайбаков в отдельный от татар народ. Госсовст Татарстана бурно воспротивился "делению" и принял обращения к татарскому народу. Президенту, премьер-министру и спикеру парламента России (см. подробнее "РГ" N 12 от 22.01.2002 г.)

Один драматург и "совместительству депутат парламента республики по телевидению договорился до того, что через 30-40 лет крашен вообще не будет. На бытовом уровне эти эмоциональные всплески микшируются, поскольку в регионе и русские, и татары живут довольно дружно уже несколько веков. Но совершенно в порядке вещей, если к кряшену подойдет незнакомый татарин и начнет докапываться, почему он не мусульманской веры. Видимо поэтому кряшены, проживающие в городах, в опросе, проведенном кафедрой этнологии МГУ, выезжавшей в Татарстан, заявили, что стараются не афишировать свою национальность. Десять лет, со времени I съезда народов Татарстана, где кряшены впервые заявили о себе как о самостоятельном этносе, идет вялотекущая дискуссия, а имеют ли они на это право? И все что время считается, что выделение кряшен из монолитного этнонима "татары" - это типичные происки Московского Кремля.

Профессор Казанской государственной академии культуры и искусств Татьяна Дунаева, проведя контент-анализ местных СМИ, поделилась таким наблюдением: за весь этот период положительно отозвались о кряшенах только два человека - президент республики Минтимер Шаймиев и депутат Госдумы РФ Фандас Сафиуллин. Первый заявил, что татары должны быть благодарны кряшенам за то, что те сохранили древний татарский язык и культуру. Второй, что татары выступают по отношению к кряшенам в роли "старшего брата".

Чтобы понять, в чем главное отличие кряшен от татар, мы отправились в единственную в Казани, да и среди городов РТ, кряшенскую церковь.

Но к службе опоздали и столкнулись в воротах с уже выходившими из храма верующими. Разговорились. Узнали, что в Тихвинскую церковь частенько заходят и русские, которые не подозревают, что попали в кряшенский храм: по понедельникам и вторникам служба идет на русском языке. "А по другим дням - на татарском?" - спросила моя спутница. "Не на татарском, а на кряшенском", - строго поправила ее наша собеседница.

На самом деле большой разницы между татарским и кряшенским языками нет. Как мне сказал научный сотрудник Института языка, литературы и искусства (ИЯЛИ) Академии наук РТ Геннадий Макаров, татарский все более приобретет черты литературного языка, кряшенский - остался на уровне диалекта. Поэтому большинство кряшен, прожинающих в городах, говорят на татарском. И настоящий кряшенский язык могут услышать лишь на литургии в кряшенской церкви. Почему они не хотят называться тарами? Да потому, что в сознании людей закрепилось, что татары - это на 100 процентов мусульмане.

Откуда же пошли кряшены и чем, кроме вероисповедания, они отличаются от татар? Кряшены - тюркский этнос, исповедующий преимущественно православие и компактно прожигающий в Татарстане, Удмуртии, Башкирии и Оренбургской области. Само название кряшен - "керэшен". Кряшен еще называют "крещеными гатарами", но они считают, что эго ошибочный миссионерский термин, так как среди кряшен есть и язычники, и неверующие.

Разница между кряшенами и татарами прослеживается и в национальном костюме, и в обрядах, и в кухне, и в менталитете. По оценкам института этнологии и антропологии РАН и Госкомстата РФ, кряшен в России насчитывается около 300 тысяч человек. По последней переписи 1926 года их было 120,7 тысячи человек. Предстоящая перепись должна уточнить эту цифру.

Самостоятельным народом кряшены стали после 1917 года. Проводились кряшенские съезды, издавались кряшенские газеты, действовали издательства, музеи, фольклорные коллективы и передвижной театр. Даже имелись специальные кряшенские подотделы в государственных структурах. Одно время существовала идея создания Кряшенской автономной республики в составе РСФСР. В 1926 году кряшены потеряли свою "государственность", будучи директивно приписаны к татарам.

Национальное самосознание "проснулось" в 1992 году, когда прошел упомянутый съезд народов Татарстана. Первоначально кряшенское национально-культурное объединение входило в состав Татарского общественного центра (ТОЦа). Но когда последний четко взял политический курс на отделение от России, кряшены вышли из него и стали существовать самостоятельно. 13 октября 2001 года на республиканской конференции единогласно была одобрена Декларация о самоопределении кряшен как этноса. Теперь готовится съезд кряшен, чтобы принять эту декларацию "всем миром".

Кстати, знаете ли вы, что юг самый знаменитый Париж в Челябинской области - это поселение кряшен? А то, что поэт Гавриил Державин, легендарный защитник крепости-героя Бреста Петр Гаврилов, публицист Дмитрий Волкогонов и многие другие известные личности - тоже из кряшен?

Об отсутствии государственной поддержки мне говорил и настоятель Тихвинской церкви отец Павел. Из-за этого и вымирают кряшенские деревни, люди подаются в города, где ассимилируются и теряют свою самобытную культуру.

Мне назвали такие интересные цифры. В Татарстане на 1500 татар-мусульман приходится 1 мечеть, а на 50 тысяч кряшен - 1 храм. И то упомянутая Тихвинская церковь один из самых беднейших приходов Казани.

К концу 2000 года в республике на государственные дотации выходило 335 газет, в том числе на татарском, чувашском, удмуртском, немецком языках. В Набережных Челнах на пожертвования частных лиц выходит единственная газета для кряшен "Крешен сюзе" - "Кряшенское слово" тиражом 650 экземпляров. Нет ни одной кряшенской прередачи на телевидении, ни одной кряшенской школы, а здание той, что некогда была, отдали бизнесменам под офис.

Профессор Татьяна Дунаева, проанализировав, чего же требуют кряшены от власти, была удивлена, что все претензии настолько скромны. ч то сводятся к четырем (!) пунктам: открыть отдел кряшеноведения в Академии наук Татарстана, восстановить кряшенскую школу, обеспечить государственными субсидиями газету "Крешен сюзе" и набрать кряшенскую группу в академии культуры и искусств для создания кряшенского фольклорного ансамбля.

Пробелы Казанского кремля пришлось восполнять Кремлю Московскому. Недавно на ярмарке социальных и культурных проектов, проходившей в Саратове под патронажем полпреда Президента в Приволжском федеральном округе, этнографическое и культурно просветительское объединение кряшен выиграло грант на создание собственного сайта - kryashen.ru в Интернете. Запущен он будет в марте на русском, татарском, кряшенском и английском языках. Это даст возможность хоть как-то консолидировать народ.

...Один известный и авторитетный казанский ученый признался мне, что в менталитете его народа есть такое снисходительно-высокомерное отношение "старшего брата" по отношению к другим подвидам татар. Поэтому неудивительно, что еряшены предстоящую всероссийскую перепись населения воспринимают как восстановление попранной исторической справедливости.

Тем временем

На днях к Виталию Абрамову, председателю исполкома национально-культурного центра кряшен, заявились два милиционера. Оказывается, он еще с декабря объявлен в розыск и связи с возбуждением дела по материалам арбитражного суда четырехлетней давности. С изумленного лидера кряшен взяли подписку о невыезде, а на следующий день дело... закрыли.

Это странное обстоятельство кряшены напрямую связали с проходившим за день до описываемых событий совещанием в Москве, посвященным вопросу об участии кряшен как самостоятельного народа в Переписи-2002. Встреча проходила у помощника полномочного представителя Правительства РФ в Госдуме Андрея Логинова, а присутствовали на ней депутаты Госдумы от Татарстана во главе с лидером фракции "Регионы России" Олегом Морозовым, представители Госкомстата и Института этнологии и антропологии РАН. По результатам встречи было решено организовать комиссию, которая направится в Татарстан для исследования вопроса об участии кряшен в переписи 2002 года. И только благодаря принципиальной позиции академиков, заявивших, что нельзя решать судьбу целого народа без его участия, в комиссию, возможно, включат представителя самих кряшен. Этим представителем должен был стать Виталий Абрамов.

Элеонора Рылова, "Российская газета", 21 февраля 2002 г.