Публикации > Просмотр публикации
Наполовину суверенный?
Процесс мучительного торга между Москвой и Казанью о новом статусе республики в составе РФ вступил в очередную стадию. Работа над текстом татарстанской Конституции в основном завершена, и ее результаты переданы на рассмотрение Государственного совета РТ.
Реальный поиск взаимоприемлемого компромисса начался летом минувшего года после личной встречи заместителя руководителя Администрации президента РФ Дмитрия Козака с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым и председателем Госсовета республики Фаридом Мухаметшиным, С самого начала принципиальным условием федерального Центра являлось удаление из текста татарстанской Конституции положений о Татарстане как суверенном государстве, ассоциированном с Россией. Ассоциированный статус, собственные судопроизводство и прокуратура, право заключать международные договоры - все это сейчас уже удалено Конституционной комиссией РТ из текста новой Конституции республики. Продолжаются споры о суверенитете. Сохраняется и проблема договора между республикой и федерацией.
Отказ Казани от некоторых позиций стал результатом не только "изменения политического климата в стране", но и вполне конкретных экономических и политических преференций. Еще летом правительство РФ одобрило федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года". В ней заложены весьма значительные привилегии. Для сравнения: в федеральном бюджете на 2002 год на программу развития Юга России запланировано 0,6 млрд. руб., а на один Татарстан - 12,8 млрд. руб. Что касается политических уступок федерального Центра, то, пожалуй, важнейшей из них стало опубликованное 21 января решение Конституционного суда РФ о том, что нынешний состав Госсовета РТ легитимен, хотя и избран по процедуре, противоречащей федеральному законодательству.
Наметился некоторый компромисс и по вопросу о суверенитете. М. Шаймиев, что называется, "насмерть" стоит за сохранение в республиканской Конституции определения Татарстана как суверенного государства, справедливо полагая, что в противном случае в исторически короткие сроки подход Московского Кремля к Казанскому изменится до неузнаваемости. При этом вопрос о реальном наполнении суверенитета не педалируется. В свою очередь федеральный Центр предлагает паллиативную трактовку проблемы суверенитета - как единого, но распределенного. В частности, такой подход выразился в недавнем решении Владимира Путина передать высшим органам государственной власти субъектов Федерации право помилования.
Сложнее обстоят дела с договором 1994 года. Казань (во всяком случае, на словах) рассматривает его как юридическую гарантию суверенитета. В то же время текст договора содержит все те формулы татарстанской Конституции, которые отсутствуют в проекте ее нового варианта. Очевидно, что в нынешнем виде договор является анахронизмом. В принципе Казань всегда тяготилась этой проблемой. Ближайшие сподвижники М. Шаймиева даже высказывались в том смысле, что республика готова пожертвовать договором, но только если его ключевые нормы будут инкорпорированы в федеральное законодательство.
Данная проблема усугубляется еще одним обстоятельством, о котором вряд ли знает широкая общественность. Договоры с субъектами Федерации и принятые на их основе соглашения между регионами и федеральными ведомствами были "поставлены на счетчик" еще летом 1999 г. Тогда был принят Федеральный закон "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской федерации". При всем том, что данный акт в действительности ничего толком не разграничивал, в нем содержится принципиально важная норма: примыкающие к договорам межправительственные соглашения должны быть в трехлетний срок приведены в соответствие с федеральными законами, регламентирующими конкретную сферу. Обновленные подобным образом соглашения должны затем инкорпорироваться в тексты договоров между Центром и регионами, что фактически предполагает их перезаключение. Так как никто и не думает решать эту задачу, весь корпус договоров и приложенных к ним соглашений к лету 2002 года, а точнее к 28 июля, юридически должен отмереть сам собой. А 21 июля истекут шесть месяцев, данных Татарстану Конституционным судом РФ для устранения противоречий российской Конституции статей 69, 79 и 90 Конституции РТ, а также статьи 4 ее закона "О выборах народных депутатов Республики Татарстан".
Таким образом, к середине июля согласительный процесс должен завершиться, к обоюдному удовлетворению, или же отношения федерального Центра с Казанью вновь придется испытывать на прочность. Вероятно, желанием достойно встретить возможные невзгоды и объясняется недавнее заявление М. Шаймиева о том, что он "не исключает" варианта вынесения отдельных статей Конституции на республиканский референдум. 28 февраля Госсовет Татарстана продолжит рассмотрение новой редакции Конституции республики.
Татарстан готовится принять новую Конституцию
Процесс мучительного торга между Москвой и Казанью о новом статусе республики в составе РФ вступил в очередную стадию. Работа над текстом татарстанской Конституции в основном завершена, и ее результаты переданы на рассмотрение Государственного совета РТ.
Реальный поиск взаимоприемлемого компромисса начался летом минувшего года после личной встречи заместителя руководителя Администрации президента РФ Дмитрия Козака с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым и председателем Госсовета республики Фаридом Мухаметшиным, С самого начала принципиальным условием федерального Центра являлось удаление из текста татарстанской Конституции положений о Татарстане как суверенном государстве, ассоциированном с Россией. Ассоциированный статус, собственные судопроизводство и прокуратура, право заключать международные договоры - все это сейчас уже удалено Конституционной комиссией РТ из текста новой Конституции республики. Продолжаются споры о суверенитете. Сохраняется и проблема договора между республикой и федерацией.
Отказ Казани от некоторых позиций стал результатом не только "изменения политического климата в стране", но и вполне конкретных экономических и политических преференций. Еще летом правительство РФ одобрило федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года". В ней заложены весьма значительные привилегии. Для сравнения: в федеральном бюджете на 2002 год на программу развития Юга России запланировано 0,6 млрд. руб., а на один Татарстан - 12,8 млрд. руб. Что касается политических уступок федерального Центра, то, пожалуй, важнейшей из них стало опубликованное 21 января решение Конституционного суда РФ о том, что нынешний состав Госсовета РТ легитимен, хотя и избран по процедуре, противоречащей федеральному законодательству.
Наметился некоторый компромисс и по вопросу о суверенитете. М. Шаймиев, что называется, "насмерть" стоит за сохранение в республиканской Конституции определения Татарстана как суверенного государства, справедливо полагая, что в противном случае в исторически короткие сроки подход Московского Кремля к Казанскому изменится до неузнаваемости. При этом вопрос о реальном наполнении суверенитета не педалируется. В свою очередь федеральный Центр предлагает паллиативную трактовку проблемы суверенитета - как единого, но распределенного. В частности, такой подход выразился в недавнем решении Владимира Путина передать высшим органам государственной власти субъектов Федерации право помилования.
Сложнее обстоят дела с договором 1994 года. Казань (во всяком случае, на словах) рассматривает его как юридическую гарантию суверенитета. В то же время текст договора содержит все те формулы татарстанской Конституции, которые отсутствуют в проекте ее нового варианта. Очевидно, что в нынешнем виде договор является анахронизмом. В принципе Казань всегда тяготилась этой проблемой. Ближайшие сподвижники М. Шаймиева даже высказывались в том смысле, что республика готова пожертвовать договором, но только если его ключевые нормы будут инкорпорированы в федеральное законодательство.
Данная проблема усугубляется еще одним обстоятельством, о котором вряд ли знает широкая общественность. Договоры с субъектами Федерации и принятые на их основе соглашения между регионами и федеральными ведомствами были "поставлены на счетчик" еще летом 1999 г. Тогда был принят Федеральный закон "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской федерации". При всем том, что данный акт в действительности ничего толком не разграничивал, в нем содержится принципиально важная норма: примыкающие к договорам межправительственные соглашения должны быть в трехлетний срок приведены в соответствие с федеральными законами, регламентирующими конкретную сферу. Обновленные подобным образом соглашения должны затем инкорпорироваться в тексты договоров между Центром и регионами, что фактически предполагает их перезаключение. Так как никто и не думает решать эту задачу, весь корпус договоров и приложенных к ним соглашений к лету 2002 года, а точнее к 28 июля, юридически должен отмереть сам собой. А 21 июля истекут шесть месяцев, данных Татарстану Конституционным судом РФ для устранения противоречий российской Конституции статей 69, 79 и 90 Конституции РТ, а также статьи 4 ее закона "О выборах народных депутатов Республики Татарстан".
Таким образом, к середине июля согласительный процесс должен завершиться, к обоюдному удовлетворению, или же отношения федерального Центра с Казанью вновь придется испытывать на прочность. Вероятно, желанием достойно встретить возможные невзгоды и объясняется недавнее заявление М. Шаймиева о том, что он "не исключает" варианта вынесения отдельных статей Конституции на республиканский референдум. 28 февраля Госсовет Татарстана продолжит рассмотрение новой редакции Конституции республики.
Александр Чечевишников, НИИ социальных систем МГУ, Газета "Век" N8, февраль 2002 г.