Публикации > Просмотр публикации
Воспоминания об одном двустороннем договоре
15 февраля 2002 г. прошла восьмая годовщина подписания Договора Российской Федерации и Республики Татарстан. Дата заметная в прошлые годы не только в Татарстане, но и в Российской Федерации. Однако сегодня она практически не упоминалась в СМИ. Случайно ли это?
К сожалению, в настоящее время Декларация о суверенитете, о которой с гордостью татарстанцы говорили ранее, в свете решения Конституционного Суда Российской Федерации не может больше служить основой для нормотворчества. Выполнив свою историческую роль в 1990-е годы, договор оказался не востребован и практически аннулирован в одностороннем порядке. И это, конечно, не может пройти бесследно для республики.
Возможность вмешательства федерального центра в дела субъекта практически перечеркивает преимущества, вытекавшие из подписанного ранее договора. Стало невозможно совершенствовать представительную и исполнительную власть в регионе. Отказ центра от договорных принципов по сути разрушает климат взаимопонимания и доверия, установившийся между регионами и федеральным центром. Законотворческий процесс в Татарстане развивается сегодня только в одном направлении - по вектору унификации своих норм под давлением не только федеральных законов, но и судебных решений.
Новый порядок распределения расходно-доходных налоговых полномочий практически лишает республику возможности маневренно и оперативно решать задачи социально-экономической зашиты населения и повышения его жизненного уровня. Даже Федеральная целевая программа развития Республики Татарстан до 2006 года, утвержденная Правительством РФ и призванная обеспечить постепенное - вхождение республики в единое экономическое и финансовое поле, является по сути отходом от былой экономической самостоятельности. Чтобы получать финансовые средства по этой программе, надо вновь регулярно обивать пороги федеральных министерств, десятков малых и больших кабинетов, доказывая и обосновывая очевидное.
А ведь мы все это проходили в не столь давние времена. Механизм финансирования проектов усложнен и не гарантирован от серьезных сбоев. Торжествуют административный порядок, пресловутое "умение строить отношения", имеющие мало общего с рыночным механизмом стимулирования и регулирования процессов социально-экономического развития.
Экономическая самостоятельность Татарстана ограничивается и невозможностью напрямую привлекать зарубежные инвестиции. Закон о координации международных и внешнеэкономических связей, не признающий подписанные соглашения субъектов международно-правовыми документами, и распоряжение Правительства РФ о необходимости дополнительных ведомственных согласований с федеральными министерствами сводят на нет усилия республиканских структур в этой области.
Не приходится говорить и о сохранении целостности культуры и языка народов. Чего стоит одно стремление разделить татар в ходе всероссийской переписи населения на несколько групп. Словом, страна нуждается в ясной национальной политике, соответствующей федеративному развитию и направленной на сохранение групп народов на основе долговременной федеральной этноэкологической программы.
С изменением порядка формирования Совета Федерации, появлением федеральных округов и соответствующих федеральных структур в регионах руководители субъектов Федерации оказались практически отстраненными от участия в формировании федеральной политики. Работа в специально созданном при Президенте России органе - Госсовете Российской Федерации - не компенсирует полномочия, утерянные с уходом губернаторов и региональных законодателей из Совета Федерации. В итоге после восьми лет договорной практики уже почти не слышатся разговоры о положительной роли договоров в разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Считается дурные тоном говорить о роли и месте договоров в ходе укрепления вертикали власти в реформируемой России.
Остается надежда на Комиссию, возглавляемую Д.Козаком, которая в настоящее время работает.
В многонациональной и поликонфессиональной Федерации альтернативы федеративному развитию нет.
15 февраля 2002 г. прошла восьмая годовщина подписания Договора Российской Федерации и Республики Татарстан. Дата заметная в прошлые годы не только в Татарстане, но и в Российской Федерации. Однако сегодня она практически не упоминалась в СМИ. Случайно ли это?
К сожалению, в настоящее время Декларация о суверенитете, о которой с гордостью татарстанцы говорили ранее, в свете решения Конституционного Суда Российской Федерации не может больше служить основой для нормотворчества. Выполнив свою историческую роль в 1990-е годы, договор оказался не востребован и практически аннулирован в одностороннем порядке. И это, конечно, не может пройти бесследно для республики.
Возможность вмешательства федерального центра в дела субъекта практически перечеркивает преимущества, вытекавшие из подписанного ранее договора. Стало невозможно совершенствовать представительную и исполнительную власть в регионе. Отказ центра от договорных принципов по сути разрушает климат взаимопонимания и доверия, установившийся между регионами и федеральным центром. Законотворческий процесс в Татарстане развивается сегодня только в одном направлении - по вектору унификации своих норм под давлением не только федеральных законов, но и судебных решений.
Новый порядок распределения расходно-доходных налоговых полномочий практически лишает республику возможности маневренно и оперативно решать задачи социально-экономической зашиты населения и повышения его жизненного уровня. Даже Федеральная целевая программа развития Республики Татарстан до 2006 года, утвержденная Правительством РФ и призванная обеспечить постепенное - вхождение республики в единое экономическое и финансовое поле, является по сути отходом от былой экономической самостоятельности. Чтобы получать финансовые средства по этой программе, надо вновь регулярно обивать пороги федеральных министерств, десятков малых и больших кабинетов, доказывая и обосновывая очевидное.
А ведь мы все это проходили в не столь давние времена. Механизм финансирования проектов усложнен и не гарантирован от серьезных сбоев. Торжествуют административный порядок, пресловутое "умение строить отношения", имеющие мало общего с рыночным механизмом стимулирования и регулирования процессов социально-экономического развития.
Экономическая самостоятельность Татарстана ограничивается и невозможностью напрямую привлекать зарубежные инвестиции. Закон о координации международных и внешнеэкономических связей, не признающий подписанные соглашения субъектов международно-правовыми документами, и распоряжение Правительства РФ о необходимости дополнительных ведомственных согласований с федеральными министерствами сводят на нет усилия республиканских структур в этой области.
Не приходится говорить и о сохранении целостности культуры и языка народов. Чего стоит одно стремление разделить татар в ходе всероссийской переписи населения на несколько групп. Словом, страна нуждается в ясной национальной политике, соответствующей федеративному развитию и направленной на сохранение групп народов на основе долговременной федеральной этноэкологической программы.
С изменением порядка формирования Совета Федерации, появлением федеральных округов и соответствующих федеральных структур в регионах руководители субъектов Федерации оказались практически отстраненными от участия в формировании федеральной политики. Работа в специально созданном при Президенте России органе - Госсовете Российской Федерации - не компенсирует полномочия, утерянные с уходом губернаторов и региональных законодателей из Совета Федерации. В итоге после восьми лет договорной практики уже почти не слышатся разговоры о положительной роли договоров в разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Считается дурные тоном говорить о роли и месте договоров в ходе укрепления вертикали власти в реформируемой России.
Остается надежда на Комиссию, возглавляемую Д.Козаком, которая в настоящее время работает.
В многонациональной и поликонфессиональной Федерации альтернативы федеративному развитию нет.
Назиф Мириханов, Полномочный представитель Республики Татарстан в Российской Федерации
"Российская газета", 5 марта 2002 г
"Российская газета", 5 марта 2002 г