Публикации > Просмотр публикации
Шаймиев нужен России

Кремлевская администрация действует просто и жестко

Кто сомневался в том, что Минтимер Шаймиев в третий раз подряд станет президентом Татарстана? Меньше всего те, кто живет с ним в одной республике. Еще меньше (если это возможно) те, кто хоть немного разбирается в политике. Вопросы были только у закоренелых законников, которые почему-то уверены, что глава исполнительной власти субъектов Федерации может легитимно избираться подряд только на два срока.

Дело не только в том, что Шаймиев нужен своей республике. Он просто необходим сегодня и особенно завтра всей России. Геополитическая уязвимость "мусульманского подбрюшья" страны ясна как на ладони, особенно после военных успехов движения "Талибан" в Афганистане и обозначившейся угрозы "эффекта домино" в Центральной Азии, включая Казахстан. Поэтому Кремлю в Татарстане нужен лидер, который бы уже сейчас стал преградой даже потенциальному религиозному экстремизму и дестабилизации политической ситуации.

Шаймиев необходим России еще и потому, что является воплощенным символом лидера, который - один из очень немногих - сумел не только остановить нарастание межнациональной напряженности в своем регионе, но и в какой-то степени повернуть его вспять. При всей уязвимости политики президента Татарстана с точки зрения либеральных демократических критериев невозможно отрицать, что она позволила избежать самого страшного и, к сожалению, весьма возможного в начале 90-х - взрыва межэтнических столкновений. И даже нынешнее откровенное засилье представителей так называемой "титульной нации" на государственных постах в республике не в силах перечеркнуть тот факт, что русским жить здесь все-таки легче, чем, например, в Адыгее, да и не только в ней.

Итак, Шаймиев нужен России и потому просто обязан остаться на третий срок президентства в своей республике. Мешает этому всего лишь пункт 2 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В Татарстане, правда, свое собственное, более либеральное в этом отношении законодательство, однако Владимир Путин недавно жестко потребовал, чтобы все регионы жили все-таки по федеральной Конституции и законам. Больше того, глава Центризбиркома Александр Вишняков пригрозил обратиться в Генеральную прокуротуру и опротестовать законность "третьего переизбрания" глав регионов.

Но Шаймиев действительно нужен России, и потому никаких непреодолимых преград на пути его очередного переизбрания, честно говоря, быть не может. Пусть даже в Кремле и считают этого республиканского лидера слишком несговорчивым, а его действия излишне вызывающими (не секрет, что он по-прежнему настаивает на сохранении принципиально противоречащего путинской концепции взаимоотношения Центра и регионов договора о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном), без Шаймиева им в ближайшем будущем не обойтись. Скорее всего, дело закончится внесением поправок в упомянутый выше закон, чем в ближайшее время займется Государственная Дума.

И вот здесь возникают серьезнейшие проблемы, которые прямо касаются региональной политики Москвы. Дело, конечно, не в Шаймиеве. Путин уже демонстрировал, что при всем своем упрямстве он способен на компромиссы и исключения. Однако исключение возможно одно, максимум два или три. Проблема для Кремля состоит в том, что по пути президента Татарстана готовятся пойти и лидеры других регионов. В том числе такие неприятные для президентской администрации люди, как Николай Федоров и Юрий Лужков.

Между тем в упомянутой администрации основную часть служащих сегодня составляют финансово обеспеченные профессионалы, склонные в силу воспитания и жизненного опыта к простым и ясным решениям. При необходимости - с упором на силовое обеспечение проведения их в жизнь. Любимый Виктором Черномырдиным термин "согласование интересов" остается ими, как правило, невостребованным. Большинство из них вообще не очень хорошо понимают его смысл.

Плюс к этому опять же большинство нынешних сотрудников кремлевской администрации страдают определенным комплексом, родившимся из недостаточного, на их взгляд, признания их заслуг в прошлом. Имеющие дело с Кремлем осведомленные люди намекают, что хотя бы отчасти поведение некоторых влиятельных тамошних людей, находящихся не только на вторых, но и на первых планах, строится на осознанной или неосознанной потребности "взять реванш" за былое "недопонимание" и "непризнание" как со стороны власти, так и широкой общественности.

Отсюда во многом - отсутствие стратегического подхода, импульсивность и желание настоять на своем (даже изначально неверном) любой ценой. Тем более что платить за ошибки приходится в конечном счете государству.

Подытоживая сказанное, легко предположить, что кремлевская администрация будет и в дальнейшем ориентирована на простые (временами силовые) решения в силу собственного менталитета и несовершенства российской бюрократии. Все время работы администрации при Владимире Путине подтверждает этот предварительный вывод. У нас нет оснований предполагать, что данная ситуация будет изменена при нынешнем составе ближнего и дальнего окружения президента.

Склонность к простым решениям привела кремлевскую администрацию подсознательно к определенному общему подходу (данная фраза не противоречит тезису об отсутствии сколько-нибудь четко выраженной стратегии у Кремля) к решению государственных проблем. Вопрос об управлении страной трансформировался в вопрос об управлении бюрократическим аппаратом путем как перестройки его, так и создания жесткой вертикали власти. Здесь, на наш взгляд, ключ к российской политике текущего года. Данный подход представлялся и более простым и - внешне - более эффективным с точки зрения администрации главы государства. Отсюда некоторые аспекты региональной реформы и взаимоотношений со средствами массовой информации, когда жесткий, если не жестокий, нажим слишком часто подменял мягкое и политически целесообразное согласование интересов.

Еще одно изобретение кремлевской администрации заключается в открытой ориентации на создание четких рамок допустимого для основных групп субъектов российской политики. Свои лимиты поставлены для прессы, общественного мнения, крупного капитала, бюрократии, Вооруженных сил и др. Выход за их границы не рекомендуется. К тем, кто все-таки пытается это сделать, государство применяет жесткие меры. Против тех, кто упорствует до конца (наилучший пример - Владимир Гусинский), используются еще более жесткие санкции.

А потому сложнейшие вопросы соотношения, во-первых, потребностей текущей политики (Шаймиев нужен России) и действующего права (избираться на третий срок незаконно), во-вторых, необходимости в восстановлении жесткой иерархической вертикали исполнительной власти и сохранении за регионами многообразной России прав на свои специфические особенности, в-третьих, личных честолюбивых устремлений Владимира Путина и существующей Конституции будут решены. скорее всего, довольно просто. Губернаторам так или иначе все-таки позволят третий срок, а то и четвертый. Взамен они, скорее всего, должны будут обеспечить свою личную лояльность и управляемость Кремлю и лояльность регионов во время предстоящей конституционной реформы, предусматривающей, в частности, увеличение срока президентских полномочий до семи лет.

В конце концов, не только Шаймиев нужен России. Есть у нашей страны и другие очень достойные политики.

Владимир Витальевич Разуваев - доктор политических наук, профессор РГГУ.
"Независимая Газета" Регион", 17 октября 2000 г.